Сухой Су-24М
Варианты:
Сухой - Су-24М - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (10)
Су-24

<...>
  Уже в 1976 году начались испытания первого прототипа модернизированного варианта Су-24М (Т-6М-22), а в конце того же года были начаты совместные госиспытания новой модификации.
  Окончательно войсковые испытания самолет прошел в 1984-1985 годах. Главными отличиями Су-24М стали усовершенствованное БРЭО (модернизированная прицельно-навигационная система ПНС-24М "Тигр" с лазерно-телевизионной прицельной системой "Кайра", станцией целеуказания "Фантасмагория" в подвесном контейнере и пр.), расширенный комплекс вооружения (правда, несколько в ущерб массе и некоторым параметрам летных характеристик машины), а также наличие системы дозаправки топливом в полете и современного комплекса самообороны "Карпаты".
  На экспорт самолет поставлялся под обозначением Су-24МК (с иным БРЭО и без возможности применения ядерного оружия), а для ведения разведки был создан вариант Су-24МР, оснащенный комплексом разведки БКР-1, включавший в свой состав РЛС бокового обзора "Штык", ТВ- и ИК-аппаратуру (например, станция ТВ-разведки "Аист" и ИК-разведки "Зима"), аэрофотоаппараты и прочее оборудование внутри фюзеляжа и на внешней подвеске. Вооружение сокращенного состава - две УР Р-60/60М.
  Всего было выпущено около 1400 Су-24 всех модификаций, в 2000-х годах была начата их модернизация по стандарту Су-24М2 (новое БРЭО, усовершенствован состав подвесного вооружения и оборудования и пр.). Модернизированные самолеты получил и Алжир (Су-24МК2).


Эксплуатанты Су-24

  Фронтовые бомбардировщики Су-24 разных модификаций поступали в подразделения фронтовой авиации ВВС СССР и в авиацию ВМФ. Вооруженные самолетами Су-24 авиаполки советских ВВС дислоцировались во всех военных округах и на всех стратегических направлениях, а также составляли костяк ударной авиации группировок советских Вооруженных сил за границами СССР. После распада СССР подавляющая часть подразделений, вооруженных Су-24 разных модификаций, вошла в состав ВС РФ, хотя часть самолетов досталась бывшим республикам Советского Союза, а также оставалась в эксплуатации ряда зарубежных стран. Россия: по состоянию на 2013 год в боевом составе российских Вооруженных сил находилось около 300 самолетов семейства Су-24.
  СНГ: Украина располагает крупнейшим после России парком Су-24 - после распада СССР она получила около 200 машин, из которых на сегодня в боевой готовности осталось 20-30. Азербайджан после распада СССР получил 10-11 Су-24, которые, вероятно, уже списаны. Казахстан также получил Су-24 из состава 149-го бомбардировочного авиаполка в Николаевке и на сегодня имеет порядка 25 боеготовых самолетов. Примерно такое же количество имелось у белорусских ВВС.
  Экспортные заказчики: Су-24МК поставлялись в Алжир (22), Ливию (заказано 18, поставлено 6-15), Иран (27, включая те, что ранее были проданы Ираку) и Сирия (20).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Су-24М

  Тип: двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
  Силовая установка: два ТРДФ АЛ-21Ф-3А максимальной бесфорсажной тягой 76,49 кН и тягой на форсаже 110,32 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на малой высоте 1320 км/ч; практический потолок 11500 м; боевой радиус на уровне моря 560 км
  Масса: пустого 22 300 кг; максимальная взлетная 39700 кг
  Размеры: размах крыла от 10,37 м (угол стреловидности 69°) до 17,64 м (16°); длина с ПВД 24,59 м; высота 6,19 м; площадь крыла от 51,00 м2 (69°) до 55,16 м2 (16°).
  Вооружение: встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М (500 снарядов), а также боевая нагрузка массой до 8000 кг на восьми узлах внешней подвески - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; УР "воздух-поверхность" Х-23/23М, Х-28, Х-25МР/МЛ, Х-29ЛЛ, Х-31П, Х-58У/Е и Х-59; НАР разного калибра; авиабомбы калибром 100-500 кг; УАБ и КАБ; разовые бомбовые кассеты и пр.
Командование вооруженных сил стран НАТО высоко оценивало боевой потенциал советских фронтовых бомбардировщиков Су-24 - дислоцированные в Восточной Европе самолеты могли в сжатые сроки нанести мощные удары по войскам НАТО, в том числе ядерным оружием. На рисунке - Су-24М.
Су-24М из 143-го БАП из Копет-Нари.
Су-24М. Бомбардировщики Су-24 составляли основу ударной мощи ВВС стран Организации Варшавского договора и должны были одними из первых вступить в бой в случае начала военного конфликта с НАТО. Естественно, что на данном ТВД высока была важность данных самолетов как носителей тактического ядерного оружия - так же как и противостоящих им самолетов F-111 и Tornado. С 1982 года в ГДР базировались два авиаполка Су-24, еще три авиаполка дислоцировались на авиабазах в юго-западной части Польши. В 1989 году ударные Су-24 были выведены из Германии - жест доброй воли нового советского руководства, их место заняли МиГ-27. На польских же авиабазах Су-24 дислоцировались вплоть до 1992 года. Изображенный здесь самолет входил в 1992 году в состав 3-й эскадрильи 89-го бомбардировочного авиаполка 149-й бомбардировочной авиадивизии, авиабаза Шпротава, Польша.
Су-24М ВВС Украины, авиабаза Полтава, лето 1993г.
Изображен Су-24 из 4-й ("показной") эскадрильи дислоцированного в Кубинке 234-го авиаполка. В начале 1990-х годов эту машину часто демонстрировали западным делегациям, посещавшим Россию. Аналогичную камуфляжную окраску получили Су-24МК ВВС Алжира, в строевых частях ВВС СССР и России камуфлированных Су-24 не было.
Су-24МК ВВС России, Краснодарское военное объединенное летно-техническое училище, лето 1993г.
Су-24МК ВВС Ирака, 1991г.
Постановщик помех Су-24МП (зав. N 4160464201042 выпуска 16.6.1983г.) борт "18" 4ЦБП и ПЛС ВВС. Липецк.
Су-24МР 11 (зав.N 0841633), 1-я АЭ 47-го ГРАП, май 2001г.
Су-24МР 10 (зав.N 0615330), 1-я АЭ 47-го ГРАП, май 2001г.