Сухой Су-24М
Варианты:
Сухой - Су-24М - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (99)
Су-24

<...>
  Уже в 1976 году начались испытания первого прототипа модернизированного варианта Су-24М (Т-6М-22), а в конце того же года были начаты совместные госиспытания новой модификации.
  Окончательно войсковые испытания самолет прошел в 1984-1985 годах. Главными отличиями Су-24М стали усовершенствованное БРЭО (модернизированная прицельно-навигационная система ПНС-24М "Тигр" с лазерно-телевизионной прицельной системой "Кайра", станцией целеуказания "Фантасмагория" в подвесном контейнере и пр.), расширенный комплекс вооружения (правда, несколько в ущерб массе и некоторым параметрам летных характеристик машины), а также наличие системы дозаправки топливом в полете и современного комплекса самообороны "Карпаты".
  На экспорт самолет поставлялся под обозначением Су-24МК (с иным БРЭО и без возможности применения ядерного оружия), а для ведения разведки был создан вариант Су-24МР, оснащенный комплексом разведки БКР-1, включавший в свой состав РЛС бокового обзора "Штык", ТВ- и ИК-аппаратуру (например, станция ТВ-разведки "Аист" и ИК-разведки "Зима"), аэрофотоаппараты и прочее оборудование внутри фюзеляжа и на внешней подвеске. Вооружение сокращенного состава - две УР Р-60/60М.
  Всего было выпущено около 1400 Су-24 всех модификаций, в 2000-х годах была начата их модернизация по стандарту Су-24М2 (новое БРЭО, усовершенствован состав подвесного вооружения и оборудования и пр.). Модернизированные самолеты получил и Алжир (Су-24МК2).


Эксплуатанты Су-24

  Фронтовые бомбардировщики Су-24 разных модификаций поступали в подразделения фронтовой авиации ВВС СССР и в авиацию ВМФ. Вооруженные самолетами Су-24 авиаполки советских ВВС дислоцировались во всех военных округах и на всех стратегических направлениях, а также составляли костяк ударной авиации группировок советских Вооруженных сил за границами СССР. После распада СССР подавляющая часть подразделений, вооруженных Су-24 разных модификаций, вошла в состав ВС РФ, хотя часть самолетов досталась бывшим республикам Советского Союза, а также оставалась в эксплуатации ряда зарубежных стран. Россия: по состоянию на 2013 год в боевом составе российских Вооруженных сил находилось около 300 самолетов семейства Су-24.
  СНГ: Украина располагает крупнейшим после России парком Су-24 - после распада СССР она получила около 200 машин, из которых на сегодня в боевой готовности осталось 20-30. Азербайджан после распада СССР получил 10-11 Су-24, которые, вероятно, уже списаны. Казахстан также получил Су-24 из состава 149-го бомбардировочного авиаполка в Николаевке и на сегодня имеет порядка 25 боеготовых самолетов. Примерно такое же количество имелось у белорусских ВВС.
  Экспортные заказчики: Су-24МК поставлялись в Алжир (22), Ливию (заказано 18, поставлено 6-15), Иран (27, включая те, что ранее были проданы Ираку) и Сирия (20).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Су-24М

  Тип: двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
  Силовая установка: два ТРДФ АЛ-21Ф-3А максимальной бесфорсажной тягой 76,49 кН и тягой на форсаже 110,32 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на малой высоте 1320 км/ч; практический потолок 11500 м; боевой радиус на уровне моря 560 км
  Масса: пустого 22 300 кг; максимальная взлетная 39700 кг
  Размеры: размах крыла от 10,37 м (угол стреловидности 69°) до 17,64 м (16°); длина с ПВД 24,59 м; высота 6,19 м; площадь крыла от 51,00 м2 (69°) до 55,16 м2 (16°).
  Вооружение: встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М (500 снарядов), а также боевая нагрузка массой до 8000 кг на восьми узлах внешней подвески - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; УР "воздух-поверхность" Х-23/23М, Х-28, Х-25МР/МЛ, Х-29ЛЛ, Х-31П, Х-58У/Е и Х-59; НАР разного калибра; авиабомбы калибром 100-500 кг; УАБ и КАБ; разовые бомбовые кассеты и пр.
Су-24М
Т6-8М - первый прототип Су-24М.
Су-24М с СВП-24 на аэродроме Липецкого Авиацентра
Обычная летная смена. Лето 2008г.
Бомбардировщик Су-24М
Возвращение с разведки
Подвеска 250-кг осколочно-фугасной бомбы на Су-24М
Экипаж Су-24: летчик гв. старший лейтенант Д.В.Смагин и штурман гв. старший лейтенант М.С.Зайцев
Фронтовой бомбардировщик Су-24М
Су-24
Авиабаза Джида
Последние минуты пребывания наших частей на польских аэродромах. "Ужас Запада" - фронтовые бомбардировщики Су-24М 42-го Гвардейского бомбардировочного полка выруливают для перелета в Россию. 7 июля 1992г.
Су-24М из Липецкого ЦБПиПЛС. 3-я эскадрилья этого центра еще до начала конфликта была переброшена на аэродром Адлер, откуда вела разведку. Под фюзеляжем самолета подвешен контейнер комплекса ЛО-81, предназначенный для наведения и целеуказания противорадиолокационным ракетам Х-58/58У. Именно такими ракетами было поражено большинство грузинских РЛС. Адлер, 14 мая.
Су-24М
Су-24 из состава 237-го ЦПАТ
Су-24М на учениях "Восход-93", май 1993г.
Су-24М над протоками Волги
Бомбардировщик Су-24М российских ВВС
В полете Су-24М с двумя УР "воздух-поверхность" Х-25 на внешних подкрыльевых узлах подвески
Су-24М в полете над долиной реки Селенга
Проход над аэродромом "Лебяжье"
Показ на 85-летие ГЛИЦ. Снимок Су-24М сделан с борта Ту-134
Боевой порядок бомбардировщиком Су-24М с СВП-24 и истребителей Су-27, которые несут бомбовую нагрузку
Бомбометание пары Су-24М на полигоне
Су-24, оборудованный подвесной системой дозаправки самолетов в воздухе
Дозаправка в воздухе Су-24М.
Экспериментальная дозаправка Су-24М и МиГ-25РБ от прототипа Ил-78
Рассыпающийся строй Су-24 во время парада над Минском. 2010 г.
Российский наземный персонал обслуживает Су-24М
Корректируемая авиабомба КАБ-500Л на подфюзеляжном пилоне Су-24М
Внешний поворотный крыльевой пилон
Внутренний крыльевой пилон с аэродинамическим гребнем
Подвесной топливный бак ПТБ-3000 под внутренним пилоном (с кассетами ППИ) Су-24МК
Су-24МП
Самолет РЭБ Су-24МП
Су-24МП
Самолет-постановщик помех Су-24МП
Постановщик помех Су-24МП (зав. N 4160464201042 выпуска 16.6.1983г.) борт "18" 4ЦБП и ПЛС ВВС. Липецк.
Су-24МР
Су-24МР, 125-й ОРАП 23-й ВА, аэродром Домна, ЗабВО, март 1992г. Под фюзеляжем - станция "Тангаж", под крылом - "Эфир-1М"
Су-24МР, 125-й ОРАП 23-й ВА, аэродром Домна, ЗабВО, май 1991г. Под фюзеляжем - контейнер "Шпиль-2М", под крылом - станция радиационной разведки "Эфир-1М"
Взлетает Су-24МР
Разведчик Су-24МР
Разведчик Су-24МР, принимавший участие в операции по принуждению Грузии к миру
Су-24МР из 328-го ОГРАП перед вылетом на Родину. На переднем плане - домашний "скарб" авиаторов готов к отправке транспортным самолетом. Венгрия, 14 апреля 1991 г.
Станция радиотехнической разведки "Тангаж" на подфюзеляжном пилоне Су-24МР
Фотокамера под левым воздухозаборником Су-24МР
Подфюзеляжные фотокамеры Су-24МР
Су-24МК
Су-24МК в полете, авиабаза Кубинка, 1993г.
Су-24МК в варианте топливозаправщика с контейнером УПАЗ под фюзеляжем
Су-24МК ВВС России, КВОЛТУ, Краснодар, лето 1993г.
Воздухозаборник Су-24МК.
Хвостовая часть Су-24МК.
Фонарь Су-24МК в открытом положении.
Украина
Су-24МР ВВС Украины, Гостомель, август 1992г.
4 декабря 2019г. командование Воздушных сил Украины сообщило, что на базе бригады тактической авиации на Хмельнитчине продолжаются испытания отремонтированных на ГП «Николаевский авиационный ремонтный завод «НАРП» унифицированных подвесных агрегатов заправки (УПАЗ). Был успешно проведен первый полет со «стыковкой системы без проведения дозаправки». Роль заправщика выполнял Су-24М, оснащенный УПАЗом. Его пилотировал экипаж Государственного научно-исследовательского института вооружений и военной техники МО Украины в составе п-ка Сергея Чижа и подп-ка Виталия Шуляка. Стыковку осуществляла «сушка», которой управляли заместитель командующего Воздушных сил Украины генерал-лейтенант Аркадий Ватутин и начальник авиации воздушного командования «Запад» п-к Сергей Близнюк.
Отремонтированный Су-24М из 7-й бригады тактической авиации Воздушных Сил Украины
21 ноября 2014г. на ГП «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» Воздушным Силам Украины был передан бомбардировщик Су-24М (сер. № 1036), прошедший ремонт и модернизацию. Это первый самолет данного типа, получивший новый «пиксельный» камуфляж.
Ремонт Су-24М на заводе «НАРП»
3 мая 2019г. во время рабочего визита на Одесский авиационный завод министр обороны Украины Степан Полторак сказал, что основным направлением работы предприятия являются модернизация и ремонт самолетов L-39. Вторым направлением для завода стала модернизация самолета-разведчика Су-24МР.
Азербайджан
Азербайджанский Су-24 на аэродроме Кюрдамир
Сирия
Су-24МК демонстрирует бомбометание. 10 июля 2012 г.
Сирийский Су-24 сбросил бомбы «залпом»