Сухой Су-24М
Варианты:
Сухой - Су-24М - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
Описание
Фотографии:

Кабина (10)
Су-24

<...>
  Уже в 1976 году начались испытания первого прототипа модернизированного варианта Су-24М (Т-6М-22), а в конце того же года были начаты совместные госиспытания новой модификации.
  Окончательно войсковые испытания самолет прошел в 1984-1985 годах. Главными отличиями Су-24М стали усовершенствованное БРЭО (модернизированная прицельно-навигационная система ПНС-24М "Тигр" с лазерно-телевизионной прицельной системой "Кайра", станцией целеуказания "Фантасмагория" в подвесном контейнере и пр.), расширенный комплекс вооружения (правда, несколько в ущерб массе и некоторым параметрам летных характеристик машины), а также наличие системы дозаправки топливом в полете и современного комплекса самообороны "Карпаты".
  На экспорт самолет поставлялся под обозначением Су-24МК (с иным БРЭО и без возможности применения ядерного оружия), а для ведения разведки был создан вариант Су-24МР, оснащенный комплексом разведки БКР-1, включавший в свой состав РЛС бокового обзора "Штык", ТВ- и ИК-аппаратуру (например, станция ТВ-разведки "Аист" и ИК-разведки "Зима"), аэрофотоаппараты и прочее оборудование внутри фюзеляжа и на внешней подвеске. Вооружение сокращенного состава - две УР Р-60/60М.
  Всего было выпущено около 1400 Су-24 всех модификаций, в 2000-х годах была начата их модернизация по стандарту Су-24М2 (новое БРЭО, усовершенствован состав подвесного вооружения и оборудования и пр.). Модернизированные самолеты получил и Алжир (Су-24МК2).


Эксплуатанты Су-24

  Фронтовые бомбардировщики Су-24 разных модификаций поступали в подразделения фронтовой авиации ВВС СССР и в авиацию ВМФ. Вооруженные самолетами Су-24 авиаполки советских ВВС дислоцировались во всех военных округах и на всех стратегических направлениях, а также составляли костяк ударной авиации группировок советских Вооруженных сил за границами СССР. После распада СССР подавляющая часть подразделений, вооруженных Су-24 разных модификаций, вошла в состав ВС РФ, хотя часть самолетов досталась бывшим республикам Советского Союза, а также оставалась в эксплуатации ряда зарубежных стран. Россия: по состоянию на 2013 год в боевом составе российских Вооруженных сил находилось около 300 самолетов семейства Су-24.
  СНГ: Украина располагает крупнейшим после России парком Су-24 - после распада СССР она получила около 200 машин, из которых на сегодня в боевой готовности осталось 20-30. Азербайджан после распада СССР получил 10-11 Су-24, которые, вероятно, уже списаны. Казахстан также получил Су-24 из состава 149-го бомбардировочного авиаполка в Николаевке и на сегодня имеет порядка 25 боеготовых самолетов. Примерно такое же количество имелось у белорусских ВВС.
  Экспортные заказчики: Су-24МК поставлялись в Алжир (22), Ливию (заказано 18, поставлено 6-15), Иран (27, включая те, что ранее были проданы Ираку) и Сирия (20).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Су-24М

  Тип: двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
  Силовая установка: два ТРДФ АЛ-21Ф-3А максимальной бесфорсажной тягой 76,49 кН и тягой на форсаже 110,32 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на малой высоте 1320 км/ч; практический потолок 11500 м; боевой радиус на уровне моря 560 км
  Масса: пустого 22 300 кг; максимальная взлетная 39700 кг
  Размеры: размах крыла от 10,37 м (угол стреловидности 69°) до 17,64 м (16°); длина с ПВД 24,59 м; высота 6,19 м; площадь крыла от 51,00 м2 (69°) до 55,16 м2 (16°).
  Вооружение: встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М (500 снарядов), а также боевая нагрузка массой до 8000 кг на восьми узлах внешней подвески - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; УР "воздух-поверхность" Х-23/23М, Х-28, Х-25МР/МЛ, Х-29ЛЛ, Х-31П, Х-58У/Е и Х-59; НАР разного калибра; авиабомбы калибром 100-500 кг; УАБ и КАБ; разовые бомбовые кассеты и пр.
Кабина фронтового бомбардировщика Су-24М. На приборной доске видна окантовка прибора авиагоризонта и вертикальная полоса белого цвета по центру рабочего места лётчика
The cockpit of a Su-24M.
Cockpit of 'Fencer D'. The pilots' HUD can be seen on the left above the small linear display which possibly gives radar range, while on the right is the large radar scope for the weapons system operator. The two crew enjoy somewhat cramped surroundings and with the canopy closed, visibility from the cockpit leaves a lot to be desired.
Кабина Су-24МК.
Cockpit side panel on a 'Fencer E' recce version showing the L-167 countermeasures control unit operated by the WSO. The small black data table on the sill is a chart for camera settings.
The radar picture of the target area and bomb-aiming symbols in the new KAI-24P head-up display of the SVP-24 configured Su-24M.
Заход на посадку. Аэродром Шаталово