
Описание
Страна : Россия
Год : 1977
Двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
Варианты
- Сухой - Т-6 - 1967 - Россия
- Сухой - Су-24 - 1970 - Россия
- Сухой - Су-24М - 1977 - Россия
Су-24
<...>
Уже в 1976 году начались испытания первого прототипа модернизированного варианта Су-24М (Т-6М-22), а в конце того же года были начаты совместные госиспытания новой модификации.
Окончательно войсковые испытания самолет прошел в 1984-1985 годах. Главными отличиями Су-24М стали усовершенствованное БРЭО (модернизированная прицельно-навигационная система ПНС-24М "Тигр" с лазерно-телевизионной прицельной системой "Кайра", станцией целеуказания "Фантасмагория" в подвесном контейнере и пр.), расширенный комплекс вооружения (правда, несколько в ущерб массе и некоторым параметрам летных характеристик машины), а также наличие системы дозаправки топливом в полете и современного комплекса самообороны "Карпаты".
На экспорт самолет поставлялся под обозначением Су-24МК (с иным БРЭО и без возможности применения ядерного оружия), а для ведения разведки был создан вариант Су-24МР, оснащенный комплексом разведки БКР-1, включавший в свой состав РЛС бокового обзора "Штык", ТВ- и ИК-аппаратуру (например, станция ТВ-разведки "Аист" и ИК-разведки "Зима"), аэрофотоаппараты и прочее оборудование внутри фюзеляжа и на внешней подвеске. Вооружение сокращенного состава - две УР Р-60/60М.
Всего было выпущено около 1400 Су-24 всех модификаций, в 2000-х годах была начата их модернизация по стандарту Су-24М2 (новое БРЭО, усовершенствован состав подвесного вооружения и оборудования и пр.). Модернизированные самолеты получил и Алжир (Су-24МК2).
Эксплуатанты Су-24
Фронтовые бомбардировщики Су-24 разных модификаций поступали в подразделения фронтовой авиации ВВС СССР и в авиацию ВМФ. Вооруженные самолетами Су-24 авиаполки советских ВВС дислоцировались во всех военных округах и на всех стратегических направлениях, а также составляли костяк ударной авиации группировок советских Вооруженных сил за границами СССР. После распада СССР подавляющая часть подразделений, вооруженных Су-24 разных модификаций, вошла в состав ВС РФ, хотя часть самолетов досталась бывшим республикам Советского Союза, а также оставалась в эксплуатации ряда зарубежных стран. Россия: по состоянию на 2013 год в боевом составе российских Вооруженных сил находилось около 300 самолетов семейства Су-24.
СНГ: Украина располагает крупнейшим после России парком Су-24 - после распада СССР она получила около 200 машин, из которых на сегодня в боевой готовности осталось 20-30. Азербайджан после распада СССР получил 10-11 Су-24, которые, вероятно, уже списаны. Казахстан также получил Су-24 из состава 149-го бомбардировочного авиаполка в Николаевке и на сегодня имеет порядка 25 боеготовых самолетов. Примерно такое же количество имелось у белорусских ВВС.
Экспортные заказчики: Су-24МК поставлялись в Алжир (22), Ливию (заказано 18, поставлено 6-15), Иран (27, включая те, что ранее были проданы Ираку) и Сирия (20).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Су-24М
Тип: двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
Силовая установка: два ТРДФ АЛ-21Ф-3А максимальной бесфорсажной тягой 76,49 кН и тягой на форсаже 110,32 кН
Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на малой высоте 1320 км/ч; практический потолок 11500 м; боевой радиус на уровне моря 560 км
Масса: пустого 22 300 кг; максимальная взлетная 39700 кг
Размеры: размах крыла от 10,37 м (угол стреловидности 69°) до 17,64 м (16°); длина с ПВД 24,59 м; высота 6,19 м; площадь крыла от 51,00 м2 (69°) до 55,16 м2 (16°).
Вооружение: встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М (500 снарядов), а также боевая нагрузка массой до 8000 кг на восьми узлах внешней подвески - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; УР "воздух-поверхность" Х-23/23М, Х-28, Х-25МР/МЛ, Х-29ЛЛ, Х-31П, Х-58У/Е и Х-59; НАР разного калибра; авиабомбы калибром 100-500 кг; УАБ и КАБ; разовые бомбовые кассеты и пр.
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2018-05 / А.Котлобовский - Большая сирийская война (5)
Су-24, поврежденный при обстреле 31 декабря 2017 г.
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
Распространенные грузинскими СМИ фотографии останков сбитого российского самолета. По характерной форме решетки направляющего аппарата компрессора двигателя, напоминающей колесо со спицами, можно предположить, что это АЛ-21Ф-3, который устанавливается на Су-24
-
Авиация и Время 2008-06 / И.Аладашвили - Потери ВВС Грузии были минимальными
Обломки российского Су-24, лежащие в деревне Дзевера
-
Авиация и Космонавтика 2012-01 / М.Никольский - Война в Ливии (1)
Обломки бомбардировщика Су-24МК, сбитого повстанцами 5 марта 2011 г.
-
Авиация и Время 2017-06 / А.Котлобовский - Большая сирийская война (1)
Все, что осталось, от сбитого 28 ноября 2012 г. Су-24МК
-
Авиация и Космонавтика 2014-10 / В.Морозов - Авиация в боевых действиях на Юго-Востоке Украины, весна-лето 2014г. /Авиация в боевых действиях/
Снимок, опубликованный рядом СМИ. Утверждается, что на нем сгоревший после посадки подбитый ПВО АНР 2 июля Су-24М ВВС Украины. Если это действительно снимок того самого самолета, можно констатировать, что от машины мало что осталось.
-
История Авиации 36 / ??? - Небо "незалэжной" нэньки
Обломки Су-24М из состава 7-й бомбардировочной авиабригады, разбитого при заходе на посадку 21 марта 2014 г.
Тип фотографий