Сухой Су-24М
Варианты:
Сухой - Су-24М - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (19)
Су-24

<...>
   Уже в 1976 году начались испытания первого прототипа модернизированного варианта Су-24М (Т-6М-22), а в конце того же года были начаты совместные госиспытания новой модификации.
   Окончательно войсковые испытания самолет прошел в 1984-1985 годах. Главными отличиями Су-24М стали усовершенствованное БРЭО (модернизированная прицельно-навигационная система ПНС-24М "Тигр" с лазерно-телевизионной прицельной системой "Кайра", станцией целеуказания "Фантасмагория" в подвесном контейнере и пр.), расширенный комплекс вооружения (правда, несколько в ущерб массе и некоторым параметрам летных характеристик машины), а также наличие системы дозаправки топливом в полете и современного комплекса самообороны "Карпаты".
   На экспорт самолет поставлялся под обозначением Су-24МК (с иным БРЭО и без возможности применения ядерного оружия), а для ведения разведки был создан вариант Су-24МР, оснащенный комплексом разведки БКР-1, включавший в свой состав РЛС бокового обзора "Штык", ТВ- и ИК-аппаратуру (например, станция ТВ-разведки "Аист" и ИК-разведки "Зима"), аэрофотоаппараты и прочее оборудование внутри фюзеляжа и на внешней подвеске. Вооружение сокращенного состава - две УР Р-60/60М.
   Всего было выпущено около 1400 Су-24 всех модификаций, в 2000-х годах была начата их модернизация по стандарту Су-24М2 (новое БРЭО, усовершенствован состав подвесного вооружения и оборудования и пр.). Модернизированные самолеты получил и Алжир (Су-24МК2).


Эксплуатанты Су-24

   Фронтовые бомбардировщики Су-24 разных модификаций поступали в подразделения фронтовой авиации ВВС СССР и в авиацию ВМФ. Вооруженные самолетами Су-24 авиаполки советских ВВС дислоцировались во всех военных округах и на всех стратегических направлениях, а также составляли костяк ударной авиации группировок советских Вооруженных сил за границами СССР. После распада СССР подавляющая часть подразделений, вооруженных Су-24 разных модификаций, вошла в состав ВС РФ, хотя часть самолетов досталась бывшим республикам Советского Союза, а также оставалась в эксплуатации ряда зарубежных стран. Россия: по состоянию на 2013 год в боевом составе российских Вооруженных сил находилось около 300 самолетов семейства Су-24.
   СНГ: Украина располагает крупнейшим после России парком Су-24 - после распада СССР она получила около 200 машин, из которых на сегодня в боевой готовности осталось 20-30. Азербайджан после распада СССР получил 10-11 Су-24, которые, вероятно, уже списаны. Казахстан также получил Су-24 из состава 149-го бомбардировочного авиаполка в Николаевке и на сегодня имеет порядка 25 боеготовых самолетов. Примерно такое же количество имелось у белорусских ВВС.
   Экспортные заказчики: Су-24МК поставлялись в Алжир (22), Ливию (заказано 18, поставлено 6-15), Иран (27, включая те, что ранее были проданы Ираку) и Сирия (20).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Су-24М

   Тип: двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
   Силовая установка: два ТРДФ АЛ-21Ф-3А максимальной бесфорсажной тягой 76,49 кН и тягой на форсаже 110,32 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на малой высоте 1320 км/ч; практический потолок 11500 м; боевой радиус на уровне моря 560 км
   Масса: пустого 22 300 кг; максимальная взлетная 39700 кг
   Размеры: размах крыла от 10,37 м (угол стреловидности 69°) до 17,64 м (16°); длина с ПВД 24,59 м; высота 6,19 м; площадь крыла от 51,00 м2 (69°) до 55,16 м2 (16°).
   Вооружение: встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М (500 снарядов), а также боевая нагрузка массой до 8000 кг на восьми узлах внешней подвески - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; УР "воздух-поверхность" Х-23/23М, Х-28, Х-25МР/МЛ, Х-29ЛЛ, Х-31П, Х-58У/Е и Х-59; НАР разного калибра; авиабомбы калибром 100-500 кг; УАБ и КАБ; разовые бомбовые кассеты и пр.
Модель Су-24 Сергея Захарова
Модель самолета Су-24М (1:72). Автор Г. Садовой
Су-24 Вячеслава Пахило
Тренажер самолета Су-24
Данный Су-24М принадлежал 116-й разведывательно-бомбардировочной авиабазе ВВС и войск ПВО Беларуси, дислоцированной в населенном пункте Россь. В таком виде машина в 2009 году принимала участие в авиашоу в Радоме (Польша). По состоянию на 2010 год ВВС и ПВО Республики Беларусь располагали 35 самолетами Су-24 (Су-24М - 22, Су-24МР - 13). Российские же Су-24 прошли модернизацию по стандарту Су-24М2 в Новосибирске, основные направления модернизации - повышение точностных характеристик навигационного комплекса и режимов применения авиационных средств поражения. На Су-24М2 полностью заменено ядро бортового комплекса, включая вычислительную систему, навигационную систему, систему отображения информации кабины экипажа. Увеличена номенклатура применяемого вооружения, установлены системы спутниковой навигации и связи.
Су-24М
4. Su-24M ('modificatsirovanyi' or modified) (NATO 'Fencer D') later production variant with lengthened and reprofiled radome housing multi-mode radar in place of earlier separate navigation and attack radars, updated avionics suite and provision for inflight refuelling. Addition of wing fences (on early aircraft) and missile launch warning thermal locator on dorsal fairing.
5. Su-24MK ('modificatsirovanyi Komierczieskyi' or modified commercial) export version (NATO 'Fencer D-mod'). Represents 'Fencer-C' brought up to 'D' standard but lacking wing fences and (in some cases) flight refuelling capability.
6. Reconnaissance version (NATO 'Fencer E') having navigation radar and SLAR in nose, enlarged dorsal heat exchanger air duct and no fixed cannon armament.
7. Electronic warfare variant (NATO 'Fencer F'), navigation radar only in nose together with numerous EW aerial panels, blade antenna beneath radome and 'hockey stick' aerials on intake flanks.
8. Underside view of 'Fencer B/C' showing cannon armament, four underfuselage pylons, nose mounted radar warning antennae, air data probe above radome tip and antenna beneath radome.
9. 'Fencer D' with weapons system electro-optical sensor in ventral fairing, revised centreline pylons and air data probe on radome tip.
10. 'Fencer E' with ventral camera installation (forward for daylight, rear aperture for night infra-red linescan?) cannon armament deleted (gun and ammunition bay fairings both shorter) and small camera in starboard housing.
Armament options available for the Su-24 ‘Fencer D, E‘ and ‘F‘.
Су-24МР 1-й АЭ 47-го ГРАП.
Sukhoi Su-24M (`Fencer-D') variable geometry attack aircraft (1990)
Су-24
Су-24М