Sikorsky S-60 Skycrane и S-64 (H-54 Tarhe)
<...>
Прототип S-60 разбился в апреле 1960 года, но компания "Sikorsky" начала постройку увеличенного варианта с шестилопастным несущим винтом, приводимым во вращение двумя ТВаД JFTD-12A мощностью по 4050 л. с. Новый S-64 выполнил первый полет 9 мая 1962 года, за ним последовали две машины, предназначенные для оценочных испытаний вооруженными силами ФРГ.
Заказа от ФРГ не поступило, однако в июне 1963 года Армия США разместила заказ на шесть S-64A под обозначением YCH-54A для оценочных испытаний. Данный вариант был оснащен ТВаД Pratt & Whitney T73-P-1 мощностью по 4500 л. с. Далее были заказаны 54 близких к опытным CH-54A и 37 CH-54B с ТВаД T73-P-700 мощностью по 4800 л. с. и несущим винтом с новыми лопастями. Серийное производство CH-54 завершилось в 1972 году.
Уникальной особенностью Tarhe являлась возможность перевозить универсальные контейнеры. В таком контейнере могло разместиться до 67 бойцов, полевой госпиталь, командный пункт или нечто другое. Tarhe был незаменим при перевозке крупногабаритных грузов. Карьера вертолета в Армии США получилась долгой. После Вьетнама CH-54 в частях Резерва Армии США и в Национальной гвардии эксплуатировались до 1994 года.
Семь Tarhe построили для гражданских заказчиков. Списанные из Армии США CH-54A/B закупила "Erickson Air Crane". Вертолеты отремонтировали и доработали, после чего начали использовать на коммерческой основе. В 1992 году компания купила права на производство S-64 и начала выпуск вертолетов под обозначением S-64F Aircrane. Построено порядка 15 машин, которые используются, главным образом, в качестве противопожарных.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Sikorsky CH-54B Tarhe
Тип: вертолет-кран
Силовая установка: два ТВаД Pratt & Whitney T73-700 по 4800 л. с. (3579 кВт)
Летные характеристики: крейсерская скорость 169 км/ч; дальность с полной заправкой и 10% навигационным запасом 370 км
Масса: пустого около 8980 кг; максимальная взлетная 21318 кг
Размеры: диаметр несущего винта 21,95 м; длина фюзеляжа 21,41 м; высота 5,67 м; площадь ометания несущего винта 378,1 м2
Полезная нагрузка: нормальная 9072 кг; стандартный универсальный контейнер размерами 8,36 х 2,69 х 1,98 м
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 237
CH-54A и CH-54B применялись во Вьетнаме в составе 478-й и 291-й авиационных рот. Эвакуируя с мест падения сбитые и выполнившие вынужденные посадки американские летательные аппараты, CH-54 сэкономили США сотни миллионов долларов.
-
Мировая Авиация 223
CH-54 Армии США перевозит во Вьетнаме на внешней подвеске речной патрульный катер. Опоры шасси могли опускаться или подниматься, что позволяло изменять клиренс вертолета в зависимости от высоты груза.
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / М.Никольский - Современные тяжелые вертолеты
Вертолет CH-54 в ходе войны во Вьетнаме эвакуирует подбитый штурмовик A-1
Другие самолёты на фотографии: Douglas AD / A-1 Skyraider - США - 1946
-
Авиация и Космонавтика 2021-05 / М.Никольский - Винтокрылая "Кобра" (2)
Вертолет CH-54 доставил поврежденную «Кобру» с места аварийной посадки на авиабазу Ашау, май 1968 г.
Другие самолёты на фотографии: Bell AH-1 HueyCobra / Model 209 - США - 1965
-
Авиация и Космонавтика 2022-03 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (29)
Техническое обслуживание вертолета-крана CH-54 на авиабазе Ня Транг. Южный Вьетнам, лето 1968 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-03 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (29)
Техническое обслуживание вертолета-крана CH-54 на авиабазе Ня Транг. Южный Вьетнам, лето 1968 г.
-
Air International 2012-04 / E.Roelofs - Italy's Flying Foresters /Paramilitary/
S-64F I-CFAG/CFS100 is seen at Trapani AB, Sicily, where it is operated by European Air-Crane, a subsidiary from Erickson Air-Crane.
-
Air International 2011-05 / News
Sikorsky S-64F Skycrane fire-fighter I-CFAG/'CFS-100' (c/n 64-088, ex-N213AC, 69-18480) of the Corpo Forestale dello Stato (State Forestry Corps) was noted at Cameri on March 23, 2011. It is one of four of the type currently operated by the organisation to fight fires and move heavy equipment.
-
Air International 2008-01 / News: Headline, Military, Civil, Accidents
Регистрационный номер: I-CFAH [2] Italian Corpo Forestale dello Stato (National Forestry Corps) Sikorsky S-64F Helitanker I-CFAH 'CFS-101' (c/n 64-080, ex N174AC, US Army/69-18472) 'Orso Bruno' (Brown Bear) seen whilst undertaking forest fire-fighting operations at Varazze-Cogoleto, Savona, Italy, on November 18, 2007. This is the last of four Helitankers ordered by Italy and was delivered in March 2007, replacing an S-64F with the same registration, I-CFAH 'CFS-101' (c/n 64-089, ex N236AV, 69-18481) 'Cavallo Pazzo' ('Crazy Horse'), which was written-off in an accident at Rome-Fiumicino Airport on July 6, 2005, during a test flight just prior to delivery.
-
Мировая Авиация 8
Регистрационный номер: N197AC, N227AC Первым европейским покупателем вертолетов Aircrane стал итальянский государственный лесной корпус. Ранее Италия брала в аренду вертолеты компании "Erickson" для тушения пожаров на Сицилии и Сардинии.
-
Air International 2019-07 / D.Marcellino - Water vs fire /Parapublic/
The S-64F's water tank has 9,000 litres (1,979 gallons) capacity and is refilled by using either a pond snorkel or a sea snorkel.
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / М.Никольский - Современные тяжелые вертолеты
Регистрационный номер: I-CFAI Пожарный вариант вертолета S-64 забирает воду из водоема
-
Air International 2019-07 / D.Marcellino - Water vs fire /Parapublic/
Four S-64Fs are available for fire-fighting work, each named after a Native American tribe chief.
-
Air International 2019-07 / D.Marcellino - Water vs fire /Parapublic/
Регистрационный номер: I-CFAH [2] Vigili del Fuoco S-64F Skycrane I-CFAH (c/n S64-080) operating in Piedmont in 2017.
-
Air International 2019-07 / D.Marcellino - Water vs fire /Parapublic/
An S-64F flying in very poor visibility; the main rotor downwash creating a challenging flying environment.
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Заблотский, А.Сальников - Небесные пожарные
Регистрационный номер: N229AC Вертолет S-64E "Skycrane" американской фирмы Ericksen Air Crane производит забор воды. Италия, октябрь 2005г.
-
Air International 2008-06 / News: Headline, Military, Civil, Accidents
Регистрационный номер: N217AC Erickson Air-Crane S-64E N217AC '732' Malcolm, also wearing Protezione Civile titles and an Italian flag, is seen here undertaking fire-fighting operations at Aisone-Cuneo on October 3, 2005, whilst on lease to Italy's Protezione Civile. Erickson Air-Crane announced on May 1, 2008 that it has now agreed an 8 1/2-year lease contract for four S-64F Aircrane Helitankers with the Protezione Civile Italiana.
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / М.Никольский - Современные тяжелые вертолеты
Работа гражданского S-64E в северных районах
-
Air International 2020-04 / Rotary Focus
Регистрационный номер: N21EX A new-generation S-64F+ is to be produced with airframe, engine and systems improvements.
-
Мировая Авиация 8
Регистрационный номер: N154AC [2] Все вертолеты, эксплуатируемые компанией "Erickson", имеют собственные имена. На фото - самый первый вертолет компании, N154AC Georgia Peach, отремонтированный в 1992 году.
-
Мировая Авиация 223
Tarhe отлично показали себя в коммерческой эксплуатации. Вертолеты используются для доставки тяжелых грузов в труднодоступные места. На фотографии - S-64 транспортирует на внешней подвеске жилой модуль.
-
Air International 2024-05 / M.Doran - Reliable rotations
The S-64 Air Crane regularly operates in extreme conditions where the environment can impact the helicopter's performance.
-
Мировая Авиация 8
Регистрационный номер: N154AC [2] Вертолеты S-64 часто можно увидеть в небе Калифорнии. На фотографии - вертолет транспортирует контейнер, очень похожий на армейский. Такие контейнеры являлись обычной нагрузкой вертолетов CH-54 Tarhes во время войны во Вьетнаме.
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / Некоторые знаменательные даты мая в истории авиации
Регистрационный номер: N189AC -
Мировая Авиация 8
Регистрационный номер: N228AC С помощью водозаборного устройства Sea Snorkel вертолет заполняет бак водой в кратчайшее время. Забор воды возможен при высоте волны до 46 см.
-
Air International 2023-05 / M.Doran - Beating the Flames
The Erickson S-64 Air Crane combines the capacity of a fixed-wing tanker with the accuracy, technique and refill speed of a helicopter
Erickson’s pilots are experts in planning and attacking fires, with most having been with the company for a decade or more -
Мировая Авиация 237
"Erickson Air Crane" стала применять вертолеты S-64 для борьбы с пожарами. На снимке изображен S-64F во время забора воды, Австралия, 2009 год.
-
Air International 2024-02 / M.Doran - Fighting a winning battle...
Регистрационный номер: HT342 When hovering over a water source, Air Crane can fill its 7,500 lit tank in 45 seconds
-
Air International 2024-02 / M.Doran - Fighting a winning battle...
Erickson Air Crane is part of the aerial firefighting in Greece
Erickson relies on tried-and-tested methods built up over more than 50 years as an operator, including 20-plus years in Australia and Greece -
Мировая Авиация 8
В пожарном варианте Skycrane известен как Helitanker. Helitanker способен быстро доставить в очаг пожара большее, чем вертолет меньшего размера, количество воды с более высокой, чем самолет, точностью.
-
Мировая Авиация 8
В сельском хозяйстве вертолеты S-64 применяются для засевания больших площадей в труднодоступных районах, а также для удобрения уже засеянных. На фотографии - вертолет удобряет траву заградительного противооползневого вала на склоне горы.
-
Air International 2023-05 / M.Doran - Beating the Flames
Erickson Air Cranes are part of the Australian firefighting effort every year
-
Air International 2024-05 / M.Doran - Reliable rotations
The Erickson composite main rotor blade contains 300 layers of carbon and glass fibre mats in its construction
-
Air International 2024-05 / M.Doran - Reliable rotations
Регистрационный номер: N164AC Fitting new composite rotor blades is one way Erickson keeps the S-64 Air Crane current
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / М.Никольский - Современные тяжелые вертолеты
Регистрационный номер: N172AC Вертолет S-64 в сравнении с вертолетом R-44
Другие самолёты на фотографии: Robinson R44 - США - 1990
-
Air International 2024-02 / M.Doran - Fighting a winning battle...
Регистрационный номер: N163AC [3] -
Авиация и Космонавтика 2024-08 / М.Никольский - Современные тяжелые вертолеты
Регистрационный номер: N163AC [3] Кабина летчика-оператора
-
Air International 2022-03 / M.Broadbent - Fire flight
An S-64 drops retardant in the Klamath National Forest in California in 2014. Erickson is planning to upgrade the helicopter with a new engine, rotors and avionics
-
Air International 2009-01 / News: Headline, Military, Civil, Accidents
Регистрационный номер: N719HT In order to tackle the fires which ravaged California in November 2008, aircraft from other parts of the United States were contracted to join the state's own assets. Sikorsky CH-54B N719HT (c/n 64-079) is seen on November 11 at Redding, California, during transit to southern California from its base at Coralis, Oregon.
-
Air International 2020-03 / Focus: UAV, Rotary, Business, Technology
Регистрационный номер: N915AC The S-64 Air Crane delivered by Erickson to the Korean Forest Service last year.
-
Air International 2024-02 / M.Doran - Fighting a winning battle...
Регистрационный номер: N7073C The Erickson Air Crane is now in the fleet of the South Korean fire service
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Sikorsky CH-54B heavy-lift utility version of the Skycrane in US Army service
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / Д.Пичугин - Air Tattoo - 2012
Вертолет-кран CH-54A в Гринэм-Коммон
-
Авиация и Космонавтика 2008-04 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (6)
Вертолет-летающий кран S-64A (CH-54A) с грузовым контейнером
-
Мировая Авиация 223
Хотя "Sikorsky" предложила несколько специализированных вариантов контейнеров, Армия США закупила только так называемые Universal Pod для перевозки солдат, размещения командного или медицинского пункта.
Fourth of six Sikorsky YCH-54A Skycrane helicopters ordered for the US Army, carrying a detachable van -
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: D-9510 Sikorsky WFS-64A Skycrane (two 4 050 shp Pratt & Whitney JFTD12A-1 shaft-turbines)
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Sikorsky CH-54B heavy-lift helicopter in US Army service takes off on test with a payload of 40,780 lb (18,497 kg)
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Sikorsky CH-54B of the US Army new heavy-lift utility version of the Skycrane
-
Air International 1995-09 / D.Allport - Army Aviation (2)
The flying crane capabilities of the CH-54A Tarhe were regularly used during the later years of the Vietnam War for recovery of downed aircraft and the type has continued to give good service in the US Army until very recently. This example. 67-18458/Bonn from the 295th Aviation Company at Hanau. West Germany, is seen visiting Middle Wallop. UK. on July 26, 1995 for an airshow.
-
Air Pictorial 1969-06
The first two Sikorsky Skycranes to appear in civil markings, these S-64Es were delivered to Rowan Air Cranes in April 1969 and are now being used to support oil exploration and drilling operations in Alaska
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Sikorsky S-64E Skycrane lifting a complete house built by Utility Services Inc
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Sikorsky S-64E Skycrane.
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Sikorsky S-64E Skycrane in use to install a rooftop air-conditioning unit
-
АэроХобби 1994-03 / А.Чернышев - Огонь над Вьетнамом /Авиация в локальных конфликтах/ (4)
CH-54 эвакуирует поврежденный штурмовик A-1
Другие самолёты на фотографии: Douglas AD / A-1 Skyraider - США - 1946
-
Aeroplane Monthly 1974-12 / News Spotlight
A US Army CH-54B lifts the prototype Goodyear XF2G-1 from Patrick Henry Airport to NAS Norfolk. After restoration the aircraft will be returned to the USMC Museum at Quantico.
Другие самолёты на фотографии: Goodyear F2G Super Corsair - США - 1944
-
Aeroplane Monthly 1988-03 / H.Levy - Champlin Fighter Museum (2)
The CFM’s F2G-1D Corsair being airlifted out of Patrick Henry Airport in 1974.
Другие самолёты на фотографии: Goodyear F2G Super Corsair - США - 1944
-
Авиация и Космонавтика 2021-08 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (24)
Доставка 105-мм гаубиц и их расчетов на огневые позиции с использованием вертолетов CH-54 и CH-47. Южный Вьетнам, р-н Донг Ха, январь-март 1968 г.
-
Авиация и Космонавтика 2021-08 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (24)
Другие самолёты на фотографии: Boeing-Vertol CH-47 Chinook - США - 1961
-
Мировая Авиация 223
CH-54A завис над удаленным опорным пунктом, размещенным на вершине горы, Вьетнам. Способность вертолета быстро перебрасывать тяжелые средства огневой поддержки играла важную роль в наступательных операциях американских и южновьетнамских войск.
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Заблотский, А.Сальников - Небесные пожарные
Вертолет S-64 "Skycrane" американской фирмы Ericksen Air Crane
-
Air International 2012-04 / E.Roelofs - Italy's Flying Foresters /Paramilitary/
The four S-64F Skycranes in service with the CFS were completely rebuilt by Erickson Air-Crane and received a glass cockpit featuring two large Sagem ICDS-2000 displays. This cockpit layout is unique to the S-64Fs ordered by the CFS in 2004.
-
Aviation Historian 22 / P.Davidson - Off the Beaten Track...
Регистрационный номер: N429C With everything of possible use as spares removed, Sikorsky CH-54A Tarhe c/n 64031 looks even more insect-like than when complete. Built for the US Army as 67-18429, this helicopter was later given the American civil registration N429C and sold to Siller Helicopters of Yuba City, where it resides in the company’s “boneyard”. Note how the original outriggers, now rare and valuable items, have been replaced with simple girders.
-
Aviation Historian 22 / P.Davidson - Off the Beaten Track...
Регистрационный номер: N2268L In the comparatively jolly colours of Siller Helicopters is CH-54A Tarhe c/n 64013, originally 66-18411, later N2268L. To get a bird’s-eye view of this insect graveyard on Google Earth, enter the coordinates N39.0977, W121.7202 into the Search box.
-
Air International 2008-08 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents
Регистрационный номер: N163AC [3] Erickson Air-Crane S-64F N163AC under contract to the Italian Protezione Civile crashed into Lake Aviguana while picking up water for an aerial fire-fighting demonstration at Torino-Aeritalia airfield.
-
Мировая Авиация 8
S-64E Aircrane в противопожарном варианте Helitanker
- Фотографии