Sikorsky CH-54 / S-64 Skycrane
Страна: США
Год: 1962
Вертолет

Вертолет-кран
Описание
Фотографии
Sikorsky S-60 Skycrane и S-64 (H-54 Tarhe)
  
  Первым "летающим краном" компании "Sikorsky" стал S-60, спроектированный на основе S-56 и сохранивший двигатели, редуктор и винты предшественника. Работы по S-60 начались в мае 1958 года, прототип выполнил первый полет 25 марта 1959 года. На внешней подвеске вертолет мог перевозить груз массой 5443 кг. Для удобства работы с грузом второй пилот имел возможность развернуться лицом в хвостовую часть.
  Прототип S-60 разбился в апреле 1960 года, но компания "Sikorsky" начала постройку увеличенного варианта с шестилопастным несущим винтом, приводимым во вращение двумя ТВаД JFTD-12A мощностью по 4050 л. с. Новый S-64 выполнил первый полет 9 мая 1962 года, за ним последовали две машины, предназначенные для оценочных испытаний вооруженными силами ФРГ.
  Заказа от ФРГ не поступило, однако в июне 1963 года Армия США разместила заказ на шесть S-64A под обозначением YCH-54A для оценочных испытаний. Данный вариант был оснащен ТВаД Pratt & Whitney T73-P-1 мощностью по 4500 л. с. Далее были заказаны 54 близких к опытным CH-54A и 37 CH-54B с ТВаД T73-P-700 мощностью по 4800 л. с. и несущим винтом с новыми лопастями. Серийное производство CH-54 завершилось в 1972 году.
  Уникальной особенностью Tarhe являлась возможность перевозить универсальные контейнеры. В таком контейнере могло разместиться до 67 бойцов, полевой госпиталь, командный пункт или нечто другое. Tarhe был незаменим при перевозке крупногабаритных грузов. Карьера вертолета в Армии США получилась долгой. После Вьетнама CH-54 в частях Резерва Армии США и в Национальной гвардии эксплуатировались до 1994 года.
  Семь Tarhe построили для гражданских заказчиков. Списанные из Армии США CH-54A/B закупила "Erickson Air Crane". Вертолеты отремонтировали и доработали, после чего начали использовать на коммерческой основе. В 1992 году компания купила права на производство S-64 и начала выпуск вертолетов под обозначением S-64F Aircrane. Построено порядка 15 машин, которые используются, главным образом, в качестве противопожарных.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Sikorsky CH-54B Tarhe

  Тип: вертолет-кран
  Силовая установка: два ТВаД Pratt & Whitney T73-700 по 4800 л. с. (3579 кВт)
  Летные характеристики: крейсерская скорость 169 км/ч; дальность с полной заправкой и 10% навигационным запасом 370 км
  Масса: пустого около 8980 кг; максимальная взлетная 21318 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 21,95 м; длина фюзеляжа 21,41 м; высота 5,67 м; площадь ометания несущего винта 378,1 м2
  Полезная нагрузка: нормальная 9072 кг; стандартный универсальный контейнер размерами 8,36 х 2,69 х 1,98 м
CH-54A и CH-54B применялись во Вьетнаме в составе 478-й и 291-й авиационных рот. Эвакуируя с мест падения сбитые и выполнившие вынужденные посадки американские летательные аппараты, CH-54 сэкономили США сотни миллионов долларов.
CH-54 Армии США перевозит во Вьетнаме на внешней подвеске речной патрульный катер. Опоры шасси могли опускаться или подниматься, что позволяло изменять клиренс вертолета в зависимости от высоты груза.
Первым европейским покупателем вертолетов Aircrane стал итальянский государственный лесной корпус. Ранее Италия брала в аренду вертолеты компании "Erickson" для тушения пожаров на Сицилии и Сардинии.
The S-64F's water tank has 9,000 litres (1,979 gallons) capacity and is refilled by using either a pond snorkel or a sea snorkel.
Four S-64Fs are available for fire-fighting work, each named after a Native American tribe chief.
Vigili del Fuoco S-64F Skycrane I-CFAH (c/n S64-080) operating in Piedmont in 2017.
An S-64F flying in very poor visibility; the main rotor downwash creating a challenging flying environment.
Все вертолеты, эксплуатируемые компанией "Erickson", имеют собственные имена. На фото - самый первый вертолет компании, N154AC Georgia Peach, отремонтированный в 1992 году.
Tarhe отлично показали себя в коммерческой эксплуатации. Вертолеты используются для доставки тяжелых грузов в труднодоступные места. На фотографии - S-64 транспортирует на внешней подвеске жилой модуль.
Вертолеты S-64 часто можно увидеть в небе Калифорнии. На фотографии - вертолет транспортирует контейнер, очень похожий на армейский. Такие контейнеры являлись обычной нагрузкой вертолетов CH-54 Tarhes во время войны во Вьетнаме.
С помощью водозаборного устройства Sea Snorkel вертолет заполняет бак водой в кратчайшее время. Забор воды возможен при высоте волны до 46 см.
Вертолет S-64E "Skycrane" американской фирмы Ericksen Air Crane производит забор воды. Италия, октябрь 2005г.
"Erickson Air Crane" стала применять вертолеты S-64 для борьбы с пожарами. На снимке изображен S-64F во время забора воды, Австралия, 2009 год.
A new-generation S-64F+ is to be produced with airframe, engine and systems improvements.
В пожарном варианте Skycrane известен как Helitanker. Helitanker способен быстро доставить в очаг пожара большее, чем вертолет меньшего размера, количество воды с более высокой, чем самолет, точностью.
В сельском хозяйстве вертолеты S-64 применяются для засевания больших площадей в труднодоступных районах, а также для удобрения уже засеянных. На фотографии - вертолет удобряет траву заградительного противооползневого вала на склоне горы.
The S-64 Air Crane delivered by Erickson to the Korean Forest Service last year.
Вертолет-кран CH-54A в Гринэм-Коммон
Вертолет-летающий кран S-64A (CH-54A) с грузовым контейнером
Хотя "Sikorsky" предложила несколько специализированных вариантов контейнеров, Армия США закупила только так называемые Universal Pod для перевозки солдат, размещения командного или медицинского пункта.
Fourth of six Sikorsky YCH-54A Skycrane helicopters ordered for the US Army, carrying a detachable van
Sikorsky WFS-64A Skycrane (two 4 050 shp Pratt & Whitney JFTD12A-1 shaft-turbines)
Sikorsky CH-54B heavy-lift helicopter in US Army service takes off on test with a payload of 40,780 lb (18,497 kg)
The first two Sikorsky Skycranes to appear in civil markings, these S-64Es were delivered to Rowan Air Cranes in April 1969 and are now being used to support oil exploration and drilling operations in Alaska
Sikorsky S-64E Skycrane.
Sikorsky S-64E Skycrane in use to install a rooftop air-conditioning unit
Sikorsky CH-54B heavy-lift utility version of the Skycrane in US Army service
CH-54 эвакуирует поврежденный штурмовик A-1
A US Army CH-54B lifts the prototype Goodyear XF2G-1 from Patrick Henry Airport to NAS Norfolk. After restoration the aircraft will be returned to the USMC Museum at Quantico.
CH-54A завис над удаленным опорным пунктом, размещенным на вершине горы, Вьетнам. Способность вертолета быстро перебрасывать тяжелые средства огневой поддержки играла важную роль в наступательных операциях американских и южновьетнамских войск.
Вертолет S-64 "Skycrane" американской фирмы Ericksen Air Crane
With everything of possible use as spares removed, Sikorsky CH-54A Tarhe c/n 64031 looks even more insect-like than when complete. Built for the US Army as 67-18429, this helicopter was later given the American civil registration N429C and sold to Siller Helicopters of Yuba City, where it resides in the company’s “boneyard”. Note how the original outriggers, now rare and valuable items, have been replaced with simple girders.
In the comparatively jolly colours of Siller Helicopters is CH-54A Tarhe c/n 64013, originally 66-18411, later N2268L. To get a bird’s-eye view of this insect graveyard on Google Earth, enter the coordinates N39.0977, W121.7202 into the Search box.
S-64E Aircrane в противопожарном варианте Helitanker