Sikorsky CH-54 / S-64 Skycrane
Страна: США
Год: 1962
Вертолет

Вертолет-кран
Описание
Фотографии
Sikorsky S-60 Skycrane и S-64 (H-54 Tarhe)
  
  Первым "летающим краном" компании "Sikorsky" стал S-60, спроектированный на основе S-56 и сохранивший двигатели, редуктор и винты предшественника. Работы по S-60 начались в мае 1958 года, прототип выполнил первый полет 25 марта 1959 года. На внешней подвеске вертолет мог перевозить груз массой 5443 кг. Для удобства работы с грузом второй пилот имел возможность развернуться лицом в хвостовую часть.
  Прототип S-60 разбился в апреле 1960 года, но компания "Sikorsky" начала постройку увеличенного варианта с шестилопастным несущим винтом, приводимым во вращение двумя ТВаД JFTD-12A мощностью по 4050 л. с. Новый S-64 выполнил первый полет 9 мая 1962 года, за ним последовали две машины, предназначенные для оценочных испытаний вооруженными силами ФРГ.
  Заказа от ФРГ не поступило, однако в июне 1963 года Армия США разместила заказ на шесть S-64A под обозначением YCH-54A для оценочных испытаний. Данный вариант был оснащен ТВаД Pratt & Whitney T73-P-1 мощностью по 4500 л. с. Далее были заказаны 54 близких к опытным CH-54A и 37 CH-54B с ТВаД T73-P-700 мощностью по 4800 л. с. и несущим винтом с новыми лопастями. Серийное производство CH-54 завершилось в 1972 году.
  Уникальной особенностью Tarhe являлась возможность перевозить универсальные контейнеры. В таком контейнере могло разместиться до 67 бойцов, полевой госпиталь, командный пункт или нечто другое. Tarhe был незаменим при перевозке крупногабаритных грузов. Карьера вертолета в Армии США получилась долгой. После Вьетнама CH-54 в частях Резерва Армии США и в Национальной гвардии эксплуатировались до 1994 года.
  Семь Tarhe построили для гражданских заказчиков. Списанные из Армии США CH-54A/B закупила "Erickson Air Crane". Вертолеты отремонтировали и доработали, после чего начали использовать на коммерческой основе. В 1992 году компания купила права на производство S-64 и начала выпуск вертолетов под обозначением S-64F Aircrane. Построено порядка 15 машин, которые используются, главным образом, в качестве противопожарных.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Sikorsky CH-54B Tarhe

  Тип: вертолет-кран
  Силовая установка: два ТВаД Pratt & Whitney T73-700 по 4800 л. с. (3579 кВт)
  Летные характеристики: крейсерская скорость 169 км/ч; дальность с полной заправкой и 10% навигационным запасом 370 км
  Масса: пустого около 8980 кг; максимальная взлетная 21318 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 21,95 м; длина фюзеляжа 21,41 м; высота 5,67 м; площадь ометания несущего винта 378,1 м2
  Полезная нагрузка: нормальная 9072 кг; стандартный универсальный контейнер размерами 8,36 х 2,69 х 1,98 м
CH-54A и CH-54B применялись во Вьетнаме в составе 478-й и 291-й авиационных рот. Эвакуируя с мест падения сбитые и выполнившие вынужденные посадки американские летательные аппараты, CH-54 сэкономили США сотни миллионов долларов.
CH-54 Армии США перевозит во Вьетнаме на внешней подвеске речной патрульный катер. Опоры шасси могли опускаться или подниматься, что позволяло изменять клиренс вертолета в зависимости от высоты груза.
Первым европейским покупателем вертолетов Aircrane стал итальянский государственный лесной корпус. Ранее Италия брала в аренду вертолеты компании "Erickson" для тушения пожаров на Сицилии и Сардинии.
Все вертолеты, эксплуатируемые компанией "Erickson", имеют собственные имена. На фото - самый первый вертолет компании, N154AC Georgia Peach, отремонтированный в 1992 году.
Tarhe отлично показали себя в коммерческой эксплуатации. Вертолеты используются для доставки тяжелых грузов в труднодоступные места. На фотографии - S-64 транспортирует на внешней подвеске жилой модуль.
Вертолеты S-64 часто можно увидеть в небе Калифорнии. На фотографии - вертолет транспортирует контейнер, очень похожий на армейский. Такие контейнеры являлись обычной нагрузкой вертолетов CH-54 Tarhes во время войны во Вьетнаме.
С помощью водозаборного устройства Sea Snorkel вертолет заполняет бак водой в кратчайшее время. Забор воды возможен при высоте волны до 46 см.
Вертолет S-64E "Skycrane" американской фирмы Ericksen Air Crane производит забор воды. Италия, октябрь 2005г.
"Erickson Air Crane" стала применять вертолеты S-64 для борьбы с пожарами. На снимке изображен S-64F во время забора воды, Австралия, 2009 год.
В пожарном варианте Skycrane известен как Helitanker. Helitanker способен быстро доставить в очаг пожара большее, чем вертолет меньшего размера, количество воды с более высокой, чем самолет, точностью.
В сельском хозяйстве вертолеты S-64 применяются для засевания больших площадей в труднодоступных районах, а также для удобрения уже засеянных. На фотографии - вертолет удобряет траву заградительного противооползневого вала на склоне горы.
Вертолет-кран CH-54A в Гринэм-Коммон
Вертолет-летающий кран S-64A (CH-54A) с грузовым контейнером
Хотя "Sikorsky" предложила несколько специализированных вариантов контейнеров, Армия США закупила только так называемые Universal Pod для перевозки солдат, размещения командного или медицинского пункта.
Fourth of six Sikorsky YCH-54A Skycrane helicopters ordered for the US Army, carrying a detachable van
Sikorsky CH-54B heavy-lift utility version of the Skycrane in US Army service
Sikorsky CH-54B heavy-lift helicopter in US Army service takes off on test with a payload of 40,780 lb (18,497 kg)
The first two Sikorsky Skycranes to appear in civil markings, these S-64Es were delivered to Rowan Air Cranes in April 1969 and are now being used to support oil exploration and drilling operations in Alaska
CH-54 эвакуирует поврежденный штурмовик A-1
CH-54A завис над удаленным опорным пунктом, размещенным на вершине горы, Вьетнам. Способность вертолета быстро перебрасывать тяжелые средства огневой поддержки играла важную роль в наступательных операциях американских и южновьетнамских войск.
Вертолет S-64 "Skycrane" американской фирмы Ericksen Air Crane
S-64E Aircrane в противопожарном варианте Helitanker