Gloster Javelin
Страна: Великобритания
Год: 1951


Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (75)
Gloster Javelin

   Начавшие поступать в феврале 1956 года на вооружение 46-й эскадрильи британских ВВС Javelin стали первыми самолетами с дельтовидным (треугольным) крылом, появившимися в британской авиации. Новый самолет был относительно совершенной машиной и первым в британских ВВС всепогодным истребителем-перехватчиком, создававшимся для этой роли изначально. Разработка самолета шла в соответствии со спецификацией F.4/48, выданной Министерством авиации. Созданный специалистами "Gloster" истребитель GA.5 имел цельнометаллическую конструкцию, а его треугольное крыло с малой удельной нагрузкой и большой площадью обеспечивало хорошие высотные летные характеристики. Javelin также имел Т-образное стреловидное хвостовое оперение, которое в сочетании с элевонами крыла позволяло совершать посадку почти на нормальных углах атаки. Новая машина также отличалась убирающимся трехопорным шасси, оснащалась двумя турбореактивными двигателями Armstrong Siddeley Sapphire ASSa.6 и установленной в носовой части бортовой РЛС, а конструкция фюзеляжа обеспечивала посадку двух членов экипажа тандемно в закрытых герметизированных кабинах.
   Первый из семи прототипов поднялся в воздух 26 ноября 1951 года, а 7 июля 1952 года был сделан заказ для серийного производства под обозначением Javelin F(AW).Mk 1. Первый серийный самолет поднялся в воздух 22 июля 1954 года, после чего начался длительный период усовершенствований и доводок, продлившиися до 29 февраля 1956 года. Первые три Javelin были переданы 46-й эскадрилье, на вооружении британских ВВС он состоял до мая 1968 года и стал последним самолетом компании "Gloster", которая перешла под контроль "Hawker Siddeley Group".


Варианты

   Javelin F(AW).Mk 1: первый серийный вариант с британским радаром AI.Mk 17; построили 40 самолетов
   Javelin F(AW).Mk 2: вариант с американской РЛС APQ-43; построили 30 машин, первый самолет совершил полет 31 октября 1955 года
   Javelin T.Mk 3: учебно-тренировочный вариант с двойным управлением, имевший вставку длиной 1,12 м в передней части фюзеляжа для компенсации массы убранного радара; построили 23 самолета, первый совершил полет 6 января 1958 года
   Javelin F(AW).Mk 4: имел цельноповоротный стабилизатор; построили 50 самолетов, первый самолет поднялся в воздух 19 сентября 1955 года
   Javelin F(AW).Mk 5: имел модифицированное крыло и увеличенный внутренний запас топлива, а также возможность подвески на подкрыльевых пилонах четырех УР класса "воздух-воздух"; построили 64 самолета, первый совершил полет 26 июля 1956 года
   Javelin F(AW).Mk 6: отличался от модификации F(AW).Mk 5 тем, что имел американскую БРЛС APQ-43; построили 33 самолета, первый совершил полет 14 декабря 1956 года
   Javelin F(AW).Mk 7: основной серийный вариант; построили 142 самолета, первый совершил полет 9 ноября 1956 года; отличался двигателями Sapphire ASSa.7 тягой 48,93 кН, усовершенствованной системой управления полетом и вооружением, включавшим в себя две 30-мм пушки ADEN и четыре УР класса "воздух-воздух" Firestreak
   Javelin F(AW).Mk 8: последний серийный вариант; построили 47 самолетов, первый совершил полет 9 мая 1958 года; самолет оснащался двигателями Sapphire ASSa.7R с форсажной камерой с ограниченными возможностями, позволявшими развивать тягу 54,71 кН на высоте более 6095 м, американской БРЛС APQ-43 и автопилотом Sperry
   Javelin F(AW).Mk 9: новое обозначение для 76 самолетов модификации F(AW).Mk 7, переоборудованных по стандарту F(AW).Mk 8; 22 таких самолета были оснащены системой для приема топлива в полете


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Gloster Javelin F(AW).Mk 1

   Тип: двухместный всепогодный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: два ТРД Arm-strong Siddeley Sapphire ASSa.6 тягой no 35,59 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 1141 км/ч; набор высоты 13715 м - за 9 мин 48 с; практический потолок 16000 м
   Масса: пустого 10 886 кг; максимальная взлетная 16 642 кг
   Размеры: размах крыла 15,85 м; длина 17,15 м; высота 4,88 м; площадь крыла 86,12 м2
   Вооружение: четыре 30-мм пушки ADEN в крыле
The third prototype Javelin, WT827, testing a blunt nose radome in 1953. Note the metal-covered rear canopy.
В ходе испытаний вооружения на WT827 выявился нагрев снарядов к 30-мм пушкам ADEN до температуры 124° С. Причиной послужили микровихри воздуха внутри орудийных стволов. Проблему разрешили, удлинив стволы на 6,35 мм так, чтобы они выступали из носка крыла.
The third prototype Javelin, WT827, testing a short needle-nosed radome in 1954.
Вскоре после первого полета на WD808 провели доработки по снижению уровня вибраций в полете. Высокая вибрация стала одной из главных проблем, выявленных входе испытаний первого прототипа.
Четвертый прототип, WT830, впервые публично преодолел звуковой барьер. В ночь на 4 июля 1953 года тысячи жителей Лондона разбудила звуковая волна от пролетевшего над городом WT830. Лондонцы были очень недовольны происшедшим, даже поступил запрос в Палату общин британского парламента.
26 ноября 1951г.: в воздух поднялся первый из трех прототипов перехватчика Javelin - Gloster GA.5 WD804. Самолет пилотировал У. Э. Уотертон. Javelin стал первым в мире двухдвигательным истребителем с дельтовидным крылом.
The first G.A.5, WD804, displays its nose-mounted pitot boom.
Эта фотография одного из первых двух прототипов GA5 дает хорошее представление о мощи Javelin. Все четыре прототипа GA5 были окрашены по представленной схеме: верх - темно-зеленый и темно-серый морской (Dark Green/Dark Sea Grey), а нижняя часть и киль - средне-серый морской (Medium Sea Grey).
The RAF’s state-of-the-art all-weather interceptor when the 1957 Defence White Paper was published was the Gloster Javelin, which had entered service in February 1956. The type was the last aircraft to bear the Gloster name, and the company was eventually absorbed into the Hawker Siddeley Aviation conglomerate in October 1961
WT830, the fourth G.A.5 prototype, shows off the revised wing planform with compound leading-edge sweepback in 1954.
Прототип WD804 выполнил первый полет в 1951 году. На прототипе установлено крыло с прямой передней кромкой, в то время как кромка крыльев серийных машин имела излом. WD804 разбился при вынужденной посадке.
Последний прототип, WT836, значительно отличался от предшествующих. Одним из нововведений стал полностью прозрачный фонарь кабины. На первых четырех прототипах кабина штурмана закрывалась металлическим фонарем с небольшими иллюминаторами.
The first airborne Javelin-to-Javelin picture, this shows FAW.1 XA552, flown by Fit Lt Peter Varley, taking off from Moreton Valence in 1955. It was taken from XA567, flown by Wg Cdr R. F. Martin.
Javelin FAW.5 XA667 takes off from RAF Leeming OCU on May 26, 1961. Note the Vortex generator vanes.
Latest Gloster Javelin to appear is XA550, with the newest-type canopy and radome nose.
A Javelin F(AW) Mk 4.
A Gloster Javelin FAW Mk 5 of No 151 Squadron.
Production model of the Gloster Javelin with what appears to be the final nose-shape.
This view of a production Gloster Javelin F.(A.W.) Mk.1 shows to good effect the duo-taper wing leading edge and the sharp-pointed nose radome. Deliveries of the more powerful F.(A.W.) Mk.7 will start later this year.
This striking high-altitude photograph shows a Gloster Javelin in near vertical flight.
Javelin FAW.Mk 5. Модификация отличалась наличием двух дополнительных топливных баков по 568 литров, расположенных в отъемных частях крыла. Обеспечена возможность подвески УР Firestreak, но этого никогда не делалось. Построено 64 самолета.
At the time of the Arrow’s development, the UK’s interceptor hopes were pinned on the Gloster Javelin, a problematic, if brutally attractive, machine of limited capability. In 1952 a new development of the type, the Javelin TWD (thin-wing development), with a 7,5 per cent thickness/chord wing was proposed. Work was started on the TWD in 1955, but cancelled in July 1956.
A recent production Gloster JavelIn F(AW) Mk.I is portrayed against a fine panoramic cloudscape.
Этот Javelin FAW.Mk 7 (XH712) так и не поступил в назначенную эскадрилью. Вначале он активно привлекался к различным испытаниям в Научно-исследовательском центре в Боскомб Дауне, а затем был возвращен компании "de Havilland" и использовался для испытаний УР класса "воздух-воздух" Firestreak и Red Тор (на фотографии - Firestreak). В 1959 году его модернизировали в вариант FAW.Mk 9 и отправили на хранение, позже - модернизировали в Mk 9R и в 1962 году передали в 23-ю эскадрилью. Затем самолет передали 29-й эскадрилье, а 30 июня 1967 года он был утилизирован.
FAW.4 XA632 was a Gloster trials aircraft, and is seen carrying four Firestreaks.
Will you fly fighters? Never have the fighter pilot's responsibilities been so great. Defence is a high priority and calls for special flying skill in developing air-to-air guided missile tactics.
The first Javelin FAW.6, XA815, as “E” of 89 Squadron, based at RAF Stradishall, Suffolk, in late 1958.
Javelin FAW.Mk 7. Основная серийная модификация, выпущено 142 самолета. Получили двигатели Sapphire Sa.7 и возможность применять УР Firestreak без ограничений. Вначале планировалось установить двигатель Sa.7R, но ввиду задержек при разработке он попал на самолеты лишь во время их модернизации в FAW.Mk 9.
For use in the RAF’s Gloster Javelin, the RRE-developed and E K Cole-assembled Al Mk 17
The Gloster Javelin FAW.1 all-weather interceptor entered RAF service in February 1956, having suffered from its own considerable development problems. A “thin-wing” development of the type was planned, for which components and sub-assemblies were completed, but the project was ultimately cancelled in the summer of 1956.
Javelin FAW.4 XA637 of 141 Squadron, based at Horsham St Faith, seen during exercise “Vigilant” in May 1957.
Javelin 9 XH897, based at Boscombe Down for research work until January 1975.
No 60 Squadron Javelin FAW.9 XH707 over the Borneo jungle during the confrontation with Indonesia
Javelin FAW.8 XJ125 was allocated to Armstrong Siddeley Motors for Sapphire development flying. It is seen here en route to the 1959 SBAC Display with its complement of Firestreaks.
Javelin FAW.Mk 4. Построено 50 самолетов, основное отличие - цельноповоротный стабилизатор, позволивший улучшить управляемость машины.
"Джавелин" из 60-й эскадрильи RAF над Брунеем.
Gloster Javelin F(AW)8, XH966 with six de Havilland Firestreaks on underwing pylons. Note the afterburners on the Sapphire turbojets.
Javelin FAW.Mk 9. Выпущено 76 самолетов варианта Javelin FAW.Mk 9, модернизированных из планеров Mk 7. Отличительные особенности - новые форсированные двигатели, внешние части крыла измененной формы, штанга топливоприемника и ряд других отличий.
Gloster Javelin FAW.9R (R for Range, fitted with the distinctive flight refuelling probe) XH887/Q of No 64 Sqn stands off as two of its squadron-mates refuel from a Vickers Valiant. On November 8, 1965, this Javelin’s undercarriage jammed up during a night sortie from Changi, Singapore, and the aircraft had to be abandoned.
FAW.1 XA552, finished in blue overall with white markings, served as a test bed for the supersonic de Havilland Gyron Junior engines intended for the all-steel Bristol T.188 research aircraft.
89-я эскадрилья (затем - 85-я эскадрилья). В 1957 году 89-я эскадрилья, авиабаза Стрэдисхолл, пересела с Venom NF.Mk 3 на самолеты Javelin FAW.Mk 2 и Mk 6, а в ноябре 1958 года была реорганизована в 85-ю эскадрилью и на следующий год перебазировалась в Вест-Моллинг, получив на вооружение Mk 8. Последние эксплуатировались до 1963 года, но ввиду бюджетных ограничений 85-я эскадрилья отправила Javelin на хранение, став учебным подразделением.
The prototype Javelin T.3 trainer, WT841, assembled from Gloster-built components by Air Service Training at Hamble, with FAW.4 XA644 in the background, photographed at the time of the 1956 SBAC Display.
Javelin T.Mk 3. 23 учебных T.Mk 3, имевших двойное управление, эксплуатировались в подразделении переподготовки 228 OCU с октября 1957 года по сентябрь 1961 года.
Gloster Javelin F(AW).9s.
33-я эскадрилья. Получив в октябре 1960 года первые FAW.Mk 9, эскадрилья сохраняла FAW. Mk 7 до января 1962 года. Эскадрилья была расформирована в ноябре 1962 года.
A section of Javelins peels-off over the Cambridgeshire countryside, near 25 Squadron's home base at Waterbeach
A study of the Javelin FAW.1s of 46 Squadron, RAF, commanded by Wg Cdr H. E. White, DFC, AFC, taken shortly after the conclusion of exercise “Vigilant” in May 1957.
141-я эскадрилья (затем - 41-я эскадрилья). Эскадрилья стала эксплуатантом Javelin в феврале 1957 года, второй по счету в ВВС и первой, получившей на вооружение FAW.Mk 4. Эскадрилья, дислоцировавшаяся на авиабазах Хорсхэм Сент-Фэйт и Колтисхолл, в январе следующего года была переформирована в 41-ю (до того 41-я эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Биггин Хилл и летала на Hunter F.Mk 5). В том же году эскадрилья перебазировалась в Уоттисхэм и частично была перевооружена на FAW.Mk 5, хотя Mk 4 оставались на вооружении до конца 1959 года, когда эскадрилья полностью перевооружилась на FAW.Mk 8. На момент своего роспуска в 1963 году эскадрилья оставалась последней, вооруженной данной модификацией.
Britain’s interceptor force at the height of the Cold War comprised the Lightning, which continued to provide sterling service for the RAF well into the 1980s, and the all-weather Gloster Javelin, which had been withdrawn from front-line service by 1968. Here a pair of Lightnings of Nos 56 and 111 Sqns accompany a Javelin FAW.8 of No 41 Sqn.
First photograph to show the high-speed in-flight refuelling of a Gloster Javelin. The experimental tanker is an English Electric Canberra B.Mk.I (WH734).
Javelin FAW.Mk 8. Последний серийный вариант Javelin, отличался форсированным ТРД Sa.7R - хорошо заметны удлиненные сопла двигателей - это отличительный знак модификаций Mk 8 и 9. Mk 8 имел те же усовершенствования, что и машины, модернизируемые из Mk 7 в вариант Mk 9. Построено 47 самолетов.
В 1960-е гг. истребители "Джевелин" защищали британские интересы на Кипре
Снимок 1955 года. В одну линию выстроены прототипы и первые серийные перехватчики. Фотографии дает представление о размахе летных испытаний! XA552 (на переднем плане) имеет все отличия серийных машин: крыло с изломом на передней кромке и новый полностью прозрачный фонарь кабины.
46-я эскадрилья была сформирована в 1916 году, в 1954 году в рамках очередной реорганизации она стала ночной истребительной и была перевооружена на самолеты Meteor (авиабаза Одихэм), а в феврале 1956 года стала первой, получившей самолеты Javelin модификации FAW.Mk 1. Последние в 1957 году заменили на вариант Mk 2, а в следующем году в эскадрилью поступили два Mk 6. Flo они оказались хуже, чем предшественники, а в середине 1961 года эскадрилья была расформирована.
The Javelins of No 29 Sqn and Bristol Britannia XM518 of RAF Transport Command share the limited space at Lusaka in 1966. Despite Wilson’s assertion that year that economic sanctions would see the matter resolved ‘‘within weeks rather than months”, the issue of Rhodesia’s government continued to be a thorny one in British politics throughout the next decade.
5-я эскадрилья. Дислоцировавшаяся в Лаабрюке 68-я эскадрилья была переформирована в 5-ю всепогодную эскадрилью и в 1960 году получила на вооружение самолеты FAW.Mk 5. Эскадрилья входила в состав 2-й тактической Воздушной армии до октября 1965 года, когда она дислоцировалась в Гайленкирхен и имела на вооружении самолеты FAW.Mk 9. По возвращении в Великобританию на авиабазу Бинбрук ее перевооружили на Lightning F.Mk 6.
96-я эскадрилья (затем - 3-я эскадрилья). Второй эскадрильей Javelin, направленной в Германию, стала 96-я. Ее летчики летали на Javelin меньше всех - самолеты FAW.Mk 4 находились на вооружении всего несколько недель в конце 1958-го - январе 1959 годов. Затем ее переформировали в 3-ю эскадрилью с базированием на Гайленкирхен, но Mk 4 остались на вооружении. Расформирована в конце 1960 года.
The Gyron Junior Javelin.
Gloster Javelin FAW.1 XA564 at the Aerospace Museum, RAF Cosford. The museum has nearly 70 aircraft on display.
Javelin FAW.Mk 1. Собрано 40 самолетов первой серийной модификации Javelin - самолеты активно использовались для оценки и наработки опыта эксплуатации. 46-я эскадрилья получила приказ налетать как можно быстрее на своих самолетах 1000 часов, но единственной полноценной строевой частью, получившей FAW.Mk 1, стала 87-я эскадрилья в Брюггене (ФРГ).
Javelin FAW.Mk 6. 33 самолета FAW.Mk 6 отличались новым носовым обтекателем и РЛС AI.Mk 22 - взамен AI.Mk 17, применявшейся на Mk 5. В остальном Mk 6 идентичен Mk 5.
The "pen-nib" tail fairing can be clearly seen in this photograph of an F(AW)4 Javelin, XA630.
First photograph to be published of the Javelin F(AW) Mk. 5 shows that it differs little from the Mk.1, externally.
Gloster Javelin Mk. 7 is now undergoing flying trials. This Mk. is fitted with an all-flying tailplane.
Gloster Javelin F(AW). Mk. 7 (XA710; recent production model), showing port (two) pylon-mounted Firestreaks.
Starboard pylon-mounted Firestreaks on Javelin F(AW). Mk. 7;
The Commanding Officer of No 29 Sqn, Wg Cdr Kit Burge (right), inspects a Firestreak air-to-air missile with a member of the groundcrew at one of the two bases used by the unit’s Javelins in Zambia. Note the purpose-made basket to protect the infra-red homing head of the missile while on the ground. Kit Burge served as No 29 Sqn’s CO from January 1965 to November 1966, spending much of that time in Zambia.
The starboard air intake on the Javelin F(AW). Mk. 7
29-я эскадрилья. В 1963 году эскадрилью передали из состава Истребительного командования в ВВС Ближнего Востока (эскадрилья всепогодных перехватчиков) и перебросили на Кипр, а в 1965 году - в Замбию (кризис в Родезии). Только в 1967 году ее вернули в Великобританию, a Javelin сменили на Lightning F.Mk 3.
A pair of RAF groundcrew members await the arrival of two aircrew of No 29 Sqn for another sortie from N’dola, during the unit’s deployment to Zambia in the wake of Rhodesia’s unilaterial declaration of independence in November 1965. Javelin FAW.9R XH890 was the only one lost of the ten deployed by No 29 Sqn to Zambia during 1965-66.
A last-minute briefing beside Javelin XH893 before a Shiksha sortie. From left to right: Wg Cdr M.S. Khanna (CO, 14 Sqn IAF); Master Navigator A. Parker and Fg Off Roberts of 64 Sqn RAF and Sqn Ldr N.S. Malik of 14 Sqn IAF.
Two of No. 29 Squadron's Gloster Javelin FAW.9s (XH873 "A" in the foreground) on Night Alert at Luqa, Malta, in October 1966
Javelins of No 29 Sqn muster at N’dola Airport in northern Zambia on December 4, 1965, the day after their arrival in country. The unit, whose motto is “Impiger etacer” - ‘‘Energetic and keen” - had converted from Meteor nightfighters to Javelins in late 1957, initially with FAW.6s before being upgraded to FAW.9s from the spring of 1961.
Carrying a pair of distinctive belly fuel tanks but no Firestreaks on its wings, a Javelin of No 29 Sqn is marshalled out for another sortie from N’dola. Most of the photographs taken during the unit’s stay in Zambia show the Javelins without Firestreaks; whether this was because the missiles were subject to attrition from termites and thus kept locked away, or because the Firestreaks may have been deemed to be overkill for the task at hand, is unknown.
Looking somewhat weary, Javelin XH889/H taxies out for a sortie from N’dola in 1966. Like all the Javelins fielded by No 29 Sqn in Zambia, XH889 had been built as an FAW.7, but was upgraded to FAW.9R standard in 1959. By the end of April 1967 it had been put into storage with No 27 Maintenance Unit at Shawbury and a year later it was sold as scrap
Javelin XH848/L at RAF Khormaksar in Aden with four long-range fuel tanks after having completed the first leg of its journey back to its base at Akrotiri on Cyprus from Zambia in September 1966. On December 14, 1966, this aircraft crashed when it stalled in the slipstream of another aircraft on final approach into Akrotiri.
The Gloster Javelin F(AW)8 has flown and will be phased into service later this year. It differs externally from other Mks. in the afterburners fitted to its Sapphire turbojets (serial XH966).
Leaving a heat trail in its wake, a Javelin of No 29 Sqn roars away for another patrol sortie over the Zambezi River. Two-aircraft practice interceptions were conducted on a regular basis during the regular Monday to Friday flying routine, pilots from the opposing air arms often waving at each other from their respective aircraft.
The new tail-end of the Javelin