UTVA UTVA-75
Страна: Югославия
Год: 1976


Учебно-тренировочный и общего назначения
Описание
Фотографии
UTVA-75

   В 1974 году UTVA начала разработку нового двухместного учебного/многоцелевого самолета для замены Aero 3 в качестве основной учебной машины ВВС Югославии. Новый самолет UTVA-75 представлял собой цельнометаллический низкоплан с трехстоечным неубирающимся шасси, оснащенный 180-сильным ПД Avco Lycoming IO-360-B1F. Размещение экипажа рядное, доступ в кабину осуществляется через откидывающиеся вверх двери в сбрасываемом фонаре. Управление сдвоенное, а оборудование позволяет осуществлять тренировочные полеты как днем, так и ночью.
   Постройка двух прототипов началась в 1975 году, и первый из них поднялся в воздух 19 мая 1976 года. Серийное производство началось в 1979 году. Самолет в основном использовался югославскими ВВС (JRV) на первоначальном этапе вооружения.
   JRV получили 136 единиц UTVA-75. Часть из них служила в училище ВВС в Мостаре и совмещенном с ним Центре первоначального обучения, входивших в состав Академии ВВС. Для боевой подготовки под крылом могли быть установлены два пилона, на которые подвешивались легкие бомбы, пулеметные контейнеры, блоки НАР или 100-кг грузовые контейнеры.
   UTVA-75 также широко использовались в учебных центрах и клубах югославской авиационной ассоциации, осуществлявшей предварительный отбор пилотов для ВВС и переподготовку пилотов резерва. Эти самолеты несли гражданские и военные обозначения.
   Выпуск UTVA-75 завершился в 1984 году, когда было построено около 180 самолетов. UTVA также разработала четырехместный вариант с минимальными доработками, с расширенным составом оборудования. Он сохранил прежние размеры, но получил более длинный фонарь с боковыми дверями, обеспечивающими доступ ко второму ряду кресел. Получивший обозначение UTVA-75A41, этот вариант существовал в виде единственного прототипа и серийно не строился.
   После распада Югославии UTVA-75 служили в ВВС разных стран, включая ВВС Хорватии и Республики Босния. Боснийцы использовали свои машины в качестве легких штурмовиков во время конфликтов в 1992-1995 годах. Все машины, доставшиеся ВВС Сербии, получили военную окраску. Некоторое число самолетов было передано ВВС Черногории и Судана.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   UTVA-75

   Тип: учебно-тренировочный и общего назначения
   Силовая установка: один ПД Textron Lycoming IO-360-B1F мощностью 180 л. с. (134 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость без внешней подвески на оптимальной высоте 215 км/ч; макс. крейсерская скорость на оптимальной высоте 185 км/ч; начальная скороподъемность 270 м/мин; потолок 4000 м; дальность полета 800 км
   Масса: пустого снаряженного 685 кг; максимальная взлетная 960 кг
   Размеры: размах крыла 9,73 м; длина 7,11 м; высота 3,15 м; площадь крыла 14,63 м2
   Вооружение: максимальная боевая нагрузка 200 кг
Самолет 53 003 был одним из четырех прототипов UTVA-75, позднее служивших в ВВС Югославии. Машина получила военное обозначение V-53 ("V" от Veza - связной). UTVA-75 также использовались в югославских летных школах.
УТС UTVA-75 - первый самолет словенских ВВС, 1991г.
UTVA-75 хорватских ВВС, май 1992г.
UTVA-75 - один из первых самолетов ВВС Боснии и Герцеговины, 1992г.
UTVA-75 - ВВС Республики Сербской, 1994г.
ВВС Хорватии использовали UTVA-75 во время гражданской войны и сняли их с вооружения к 2008 году.
UTVA-75.
Учебные самолеты Zlin 242L и UTVA-75A21 (на фото) сыграли свою роль в становлении ВВС Македонии
Самолеты V-53 (Utva-75) используются для начальной подготовки пилотов и поддержания летных навыков у опытных пилотов
Since making its first flight on May 19, 1976, a total of 137 production UTVA 75s have been built. This Yugoslav two-seat basic trainer has been modified for crop-spraying (75AG) and as a four-seat touring aircraft (75A). It has seen service with air forces and flying clubs in Yugoslavia, Slovenia, Croatia, Republic Srpska, Bosnia-Hertzegovena, Macedonia and a sole example has been sold to Jordan. In some of the former Yugoslav countries it flew combat missions during the conflict, serving as a liaison, reconnaissance and even ground attack aircraft for which it was fitted with Zolja (64mm) or Osa (90mm) rocket launchers and carried 50 to 65kg bombs.
The assembly line of the UTVA 75 two-seat light trainer at the Pancevo facility.
Этот экземпляр UTVA-75AGII был сельскохозяйственным самолетом, созданным с использованием крыла от UTVA-75. Он был уничтожен во время бомбардировки НАТО в 1999 году.
Utva-75, around which the forthcoming LOLA Utva-96 is based (1991)