UTVA UTVA-75
Страна: Югославия
Год: 1976


Учебно-тренировочный и общего назначения
Описание
Фотографии
UTVA-75

  В 1974 году UTVA начала разработку нового двухместного учебного/многоцелевого самолета для замены Aero 3 в качестве основной учебной машины ВВС Югославии. Новый самолет UTVA-75 представлял собой цельнометаллический низкоплан с трехстоечным неубирающимся шасси, оснащенный 180-сильным ПД Avco Lycoming IO-360-B1F. Размещение экипажа рядное, доступ в кабину осуществляется через откидывающиеся вверх двери в сбрасываемом фонаре. Управление сдвоенное, а оборудование позволяет осуществлять тренировочные полеты как днем, так и ночью.
  Постройка двух прототипов началась в 1975 году, и первый из них поднялся в воздух 19 мая 1976 года. Серийное производство началось в 1979 году. Самолет в основном использовался югославскими ВВС (JRV) на первоначальном этапе вооружения.
  JRV получили 136 единиц UTVA-75. Часть из них служила в училище ВВС в Мостаре и совмещенном с ним Центре первоначального обучения, входивших в состав Академии ВВС. Для боевой подготовки под крылом могли быть установлены два пилона, на которые подвешивались легкие бомбы, пулеметные контейнеры, блоки НАР или 100-кг грузовые контейнеры.
  UTVA-75 также широко использовались в учебных центрах и клубах югославской авиационной ассоциации, осуществлявшей предварительный отбор пилотов для ВВС и переподготовку пилотов резерва. Эти самолеты несли гражданские и военные обозначения.
  Выпуск UTVA-75 завершился в 1984 году, когда было построено около 180 самолетов. UTVA также разработала четырехместный вариант с минимальными доработками, с расширенным составом оборудования. Он сохранил прежние размеры, но получил более длинный фонарь с боковыми дверями, обеспечивающими доступ ко второму ряду кресел. Получивший обозначение UTVA-75A41, этот вариант существовал в виде единственного прототипа и серийно не строился.
  После распада Югославии UTVA-75 служили в ВВС разных стран, включая ВВС Хорватии и Республики Босния. Боснийцы использовали свои машины в качестве легких штурмовиков во время конфликтов в 1992-1995 годах. Все машины, доставшиеся ВВС Сербии, получили военную окраску. Некоторое число самолетов было передано ВВС Черногории и Судана.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  UTVA-75

  Тип: учебно-тренировочный и общего назначения
  Силовая установка: один ПД Textron Lycoming IO-360-B1F мощностью 180 л. с. (134 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость без внешней подвески на оптимальной высоте 215 км/ч; макс. крейсерская скорость на оптимальной высоте 185 км/ч; начальная скороподъемность 270 м/мин; потолок 4000 м; дальность полета 800 км
  Масса: пустого снаряженного 685 кг; максимальная взлетная 960 кг
  Размеры: размах крыла 9,73 м; длина 7,11 м; высота 3,15 м; площадь крыла 14,63 м2
  Вооружение: максимальная боевая нагрузка 200 кг
Самолет 53 003 был одним из четырех прототипов UTVA-75, позднее служивших в ВВС Югославии. Машина получила военное обозначение V-53 ("V" от Veza - связной). UTVA-75 также использовались в югославских летных школах.
УТС UTVA-75 - первый самолет словенских ВВС, 1991г.
UTVA-75 хорватских ВВС, май 1992г.
UTVA-75 - один из первых самолетов ВВС Боснии и Герцеговины, 1992г.
UTVA-75 - ВВС Республики Сербской, 1994г.
ВВС Хорватии использовали UTVA-75 во время гражданской войны и сняли их с вооружения к 2008 году.
Учебные самолеты Zlin 242L и UTVA-75A21 (на фото) сыграли свою роль в становлении ВВС Македонии
Самолеты V-53 (Utva-75) используются для начальной подготовки пилотов и поддержания летных навыков у опытных пилотов
The assembly line of the UTVA 75 two-seat light trainer at the Pancevo facility.
Этот экземпляр UTVA-75AGII был сельскохозяйственным самолетом, созданным с использованием крыла от UTVA-75. Он был уничтожен во время бомбардировки НАТО в 1999 году.