Fokker F.27 Friendship
Варианты:
Fokker - F.27 Friendship - 1955 - Нидерланды
Страна: Нидерланды
Год: 1955


Транспортный самолет малой/средней дальности с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии:

Обломки (3)
Fokker F27 Friendship

   В конце Второй мировой войны компания "Fokker" потратила некоторое время на разработку концепции нового авиалайнера средней дальности полета. К проектным работам по самолету вместимостью 32 пассажира и с двумя ТВД Rolls-Royce Dart приступили в 1950 году. На стадии НИОКР самолет получил шифр P.275. В 1952 году в проект внесли изменения: несколько увеличили вместимость и доработали фюзеляж, сделав салон герметичным и придав ему круглое сечение.
   Самолет получил окончательное обозначение F27 Friendship. Первый из двух прототипов выполнил первый полет 24 ноября 1955 года с двумя двигателями Dart Mk 507. F27 Friendship - цельнометаллический моноплан с гермокабиной, убираемым шасси с носовой опорой, рассчитанный на перевозку 28 пассажиров. На втором прототипе установили ТВД Dart Mk 511, а фюзеляж удлинили на 0,91 м для размещения 32 пассажиров; первый полет выполнен 31 января 1957 года.
   В промежутке между первыми полетами двух прототипов "Fokker" договорилась с компаниями "Fairchild Engine" и "Airplane Corporation" из США о производстве и продажах самолетов в Северной Америке под обозначением Fairchild F-27.
   Первый серийный F27 постройки "Fokker" начали эксплуатировать в "Aer Lingus" в декабре 1958 года, но американская "Fairchild" несколько опередила головного разработчика - эксплуатация F-27 в авиакомпании "West Coast Airlines" началась на три месяца раньше. Американцы доработали салон под размещение 40 пассажиров, увеличили емкость топливных баков, предусмотрели размещение метео-РЛС в удлиненной носовой части фюзеляжа. Аналогичные изменения "Fokker" внедрила в производство позже. Первым серийным вариантом голландской постройки стал Fokker F27 Friendship Mk 100 (Fairchild F-27) с двумя ТВД Dart RDa.6 Mk 514-7 мощностью по 1715 л. с. За ним последовал Fokker F27 Friendship Mk 200 (Fairchild F-27A) с двумя ТВД Dart RDa.7 Mk 532-7R мощностью по 2140 л.с. Оба варианта в стандартной конфигурации перевозили 40 пассажиров, но в варианте эконом-класса могли брать на борт 52 пассажира. По желанию заказчика выполняли и эксклюзивные конфигурации салонов.
   Очередным серийным вариантом стал грузопассажирский Fokker F27 Friendship Mk 300 Combiplane (Fairchild F-27B) с силовой установкой, как у Mk 100, усиленным полом салона и большим грузовым люком в левом борту фюзеляжа перед крылом. Аналогичный Combiplane строился на основе Mk 200 под обозначением Fokker F27 Friendship Mk400, но эквивалента постройки компании "Fairchild" не существовало. Далее Fokker разработала удлиненный на 1,50 м вариант Mk 200 - F27 Friendship Mk 500. Поначалу перевозчики не проявили большого интереса к данной версии - лишь правительство Франции закупило 15 самолетов для "Postale de Nuit". Позже авиакомпаниям поставлялись Mk 500 в стандартной конфигурации на 52 пассажира и в экономическом варианте на 60 пассажиров. "Fairchild" спроектировала собственный удлиненный вариант FH-227.
   Последний серийный вариант Fokker F27 Friendship Mk 600 сочетал фюзеляж Mk 200 (без усиленного пола кабины) с грузовой дверью по типу Mk 300 и Mk 400 Combiplane. На Mk 600 предусмотрена быстрая замена пассажирского интерьера грузовым с монтажом роликовых направляющих.
   К другим серийным вариантам относятся военные F27 Friendship Mk 400M и F27 Friendship Mk 500M. Патрульный F27 Mk 400M и морской патрульный F27 Maritime (F27MPA) предназначены для патрулирования прибрежных акваторий, контроля за рыболовными промыслами, выполнения поисково-спасательных операций. Поздние серийные самолеты отличались кабинами с более современным приборным оборудованием и новым интерьером. К серийному производству привлекались французская "Dassault-Breguet", германская MBB и бельгийская SABCA.
   Производство продолжалось до 1987 года, когда на смену F27 пришел более совершенный Fokker 50. Всего построили 786 самолетов - 579 машин F27, 128 - F-27 и 79 - FH-227; в середине 1999 года в эксплуатации находились 444 самолета.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fokker F27 Friendship Mk 200

   Тип: транспортный самолет малой/средней дальности с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Dart RDa.7 Mk 532-7R мощностью по 2140 л. с.
   Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 6100 м - 480 км/ч; начальная скороподъемность 451 м/мин; практический потолок 8990 м; дальность с 44 пассажирами - 1930 км
   Масса: пустого 12148 кг; максимальная взлетная 20410 кг
   Размеры: размах крыла 29,00 м; длина 23,56 м; высота 8,50 м; площадь крыла 70,00 м2
   Полезная нагрузка: до 52 пассажиров, максимальная масса полезной нагрузки 4690 кг
MNG Airlines Fokker F-27-500 TC-MBG pictured at Edinburgh Airport, Scotland, after suffering an accident on February 2, 2008 when it collided with a ground power unit, resulting in the starboard engine being torn from its mountings. The aircraft is seen here later the same day.
Former Equatorial Airlines of Sao Tome and Principe F-27 Friendship, S9-TAC, now sits in the capital's People's Park.
Остатки "Фоккера", уничтоженного на аэродроме Гаго-Кутиньо. 13 марта 1976г.