Bristol Brabazon / Type 167
Страна: Великобритания
Год: 1949

Единственный экземпляр
Дальнемагистральный пассажирский самолет
Описание
Фотографии
Bristol Type 167 Brabazon

   Послевоенное состояние британской гражданской авиации стало предметом изучения Межведомственного комитета, возглавляемого лордом Брабазоном. В 1943 году комитет порекомендовал разработать пять типов транспортных самолетов, включая трансатлантический авиалайнер, способный совершать беспосадочные перелеты между Лондоном и Нью-Йорком. 11 марта 1943 года создание этой престижной машины было поручено фирме "Bristol". Самолету присвоили обозначение Bristol Type 167 Brabazon I.
   После детальной проработки с целью определения размеров, пассажировместимости и летных характеристик была выпущена спецификация 2/44, предусматривающая создание 50-местной машины с максимальной взлетной массой 113400 кг. Проектирование самолета в основном завершилось к ноябрю 1944 года. Его отличительными чертами был фюзеляж диаметром 5,11 м, многоколесные тележки трехстоечного шасси и силовая установка из четырех пар радиальных двигателей Bristol Centaurus, приводивших в действие винты противоположного вращения. К постройке первого прототипа приступили в октябре 1945 года, а в декабре 1948 года самолет выкатили из сборочного цеха. Но лишь 4 сентября 1949 года шеф-пилот "Bristol" А.Дж. Пегг поднял машину в воздух. Ограниченный сертификат летной годности был выдан 14 июня 1950 года. На следующий день Brabazon I совершил несколько демонстрационных полетов в аэропорту Лондона, для чего в задней части фюзеляжа установили 30 кресел.
   Усталостные трещины в воздушных винтах стали причиной отказа Авиационного регистра выдать неограниченный сертификат летной годности, и не позволили авиакомпании BEA начать пробную эксплуатацию лайнера в 189-местном варианте на линии Лондон - Ницца.
   Обошедшаяся налогоплательщикам в 3 млн фунтов стерлингов программа самого большого британского самолета была закрыта. В октябре 1953 года в Филтоне был разделан на металл прототип, налетавший менее 400 часов.


Вариант

   Brabazon II: разработан по спецификации 2/46. Этот вариант был рассчитан на перевозку 100 пассажиров и имел силовую установку из четырех пар ТВД Bristol Proteus 710, мощность каждого агрегата составляла 7000 э. л. с. (5220 кВт). Была доработана конструкция и установлены четырехколесные тележки на основных стойках шасси. После закрытия программы недостроенный прототип был разобран в Филтоне


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bristol Brabazon I

   Тип: дальнемагистральный пассажирский самолет
   Силовая установка: восемь радиальных двигателей Bristol Centaurus мощностью по 2500 л. с. (1865 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 483 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 402 км/ч на оптимальной высоте; высота крейсерского полета 7620 м; дальность полета 8046 км
   Масса: пустого 65 816 кг; максимальная взлетная 131544 кг
   Размеры: размах крыла 70,10 м; длина 53,95 м; высота 15,24 м; площадь крыла 493,95 м2
   Полезная нагрузка: см. выше
В тонких обтекателях перед крылом размещались лишь валы винтов противоположного вращения. А пары радиальных моторов Bristol Centaurus, приводившие их в движение, размещались в крыле большой строительной высоты.
A Bristol mechanic inspects the tail of the Bristol Brabazon prototype, G-AGPW, the largest passenger landplane in the world, in September 1950.
Первый образец "Брабазона" и фюзеляж второго экземпляра машины, который так и не был закончен.
The Brabazon I, G-AGPW, together with the uncompleted Mk II, G-AIML, at Filton.
Наземная "гонка" двигателей "Брабазона" на заводском аэродроме.
Буксировка авиалайнера на взлетную полосу перед первой пробежкой.
На авиашоу "Брабазон" неизменно вызывал большой интерес у публики.
Brabazon - британский гигант. 4 сентября 1949г.: с аэродрома в Филтоне под управлением летчика-испытателя Э. Дж. Пега совершил первый полет самый большой самолет, построенный в Великобритании - Bristol 167 Brabazon, имевший размах крыла 70,1 м и оснащенный восемью двигателями Bristol Centaurus XX мощностью 2500 л. с. Brabazon I был первым из двух прототипов перспективного дальнемагистрального авиалайнера, планировавшегося к постройке после Второй мировой войны. Работы по контракту от 1944 года по проекту Type 167 начались в 1945 году, причем первый полет планировался в 1947 году. Работы осложнялись тем, что Brabazon II должен был оснащаться четырьмя турбовинтовыми Bristol Coupled-Proteus 710 мощностью по 7000 л.е., а также протестами со стороны общины Филтона, так как необходимость удлинить ВПП привела к разрушению населенного пункта и переносу дороги. Заказчиков на самолет не нашли, проект закрыли. Brabazon I разобрали в 1953 году, а вторую машину так и не достроили.
6-8 сентября 1950г.: в 11-м авиасалоне в Фарнборо приняло участие 30 самолетов, показанных впервые. 5 мая выполнил первый полет прототип Scottish Aviation Prestwick Pioneer 2 (G-AKBF), на заднем плане - Bristol Brabazon I.
"Брабазон" в совместном полете с другим пассажирским самолетом той же фирмы "Бристоль-170" "Фрейтер".
The 230ft wing span Brabazon flying in company with a 98ft span Bristol Freighter.
"Брабазон"
Bristol Brabazon.
An unusual view of the Brabazon. The black markings on the fuselage were used to assist interpretation of photographic test records.
The Brabazon being demonstrated at the 1951 Paris Air Show.
The Brabazon during a flypast at the 1949 SBAC show at Farnborough.
Bill Pegg pulls the eight-engined Brabazon I G-AGPW into a gentle 160 m.p.h. turn at the 1950 Farnborough.
A head-on picture taken on completion of the first flight. The great expanse of flaps is well shown.
The Brabazon landing at Filton after its first flight on September 4, 1949.
The Brabazon seen with some of the ungainly mass balances removed.
Construction of the Brabazon Committee’s eponymous Type I transatlantic airliner began at Bristol’s Filton factory in October 1945. The prototype, G-AGPW, did not make its maiden flight until September 4, 1949, when the company’s chief test pilot, A. J. “Bill” Pegg, took the eight-engined giant on its first 25min flight.
Series 663 Tay Viscount is put through its paces at the 1950 SBAC display at Farnborough. It the background is the unique shape of a spectacularly unsuccessful Brabazon committee airliner - the awesome Bristol Brabazon.
Силовая установка "Брабазона" на испытательном стенде.
Техобслуживание двигателей "Брабазона".
Инженер-конструктор и испытатель: фото на память.
Группа летчиков и инженеров, участвовавших в программе испытаний "Брабазона".
Изготовление каркаса фюзеляжа первого прототипа "Брабазона" в новом сборочном цехе филтонского авиазавода.
The fuselage is rolled out at Filton in October 1947.
Bristol Brabazon under construction in January 1948.
Носовая стойка шасси - все, что осталось от крупнейшего летательного аппарата, когда-либо созданного в Великобритании.
The sparse Brabazon cockpit. Many more instruments were, of course, attended by the flight engineer.
Просторный пассажирский салон "Брабазона" был для своего времени эталоном комфорта.
In 1950 the rear section of G-AGPW’s cabin was furnished with 30 BOAC reclinable seats. The Brabazon was conceived as a luxurious transatlantic airliner - but, as test pilot Wally Gibb opined, “that wasn’t what the airlines wanted; they wanted to ram as many passengers as possible into the tube and give ’em lunch on their laps”.
How the mighty are fallen. The Brabazons being scrapped in October 1953.
Renowned British artist Terence Cuneo painted this magnificent portrait of the Bristol Brabazon taking off from Filton, for inclusion in the company’s brochure for the behemothic airliner in January 1950. Don’t bother to look for Cuneo’s signature mouse - he did not start incorporating these into his paintings until a few years later!
A model of the Bristol Type 167 Long-range Airliner which is under development.
Bristol Type 167 Brabazon 1