Hawker-Siddeley Andover / HS.748
Варианты:
Hawker-Siddeley - Andover / HS.748 - 1960 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1960


Транспортный самолет короткого взлета и посадки с экипажем из двух/трех человек
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (4)
Hawker Siddeley (BAe/Avro) 748 и Andover

   Проектирование авиалайнера с двумя ТВД Avro Type 748 началось в январе 1959 года. Последний самолет компании "Avro" (A.V. Roe) после поглощения концерном "Hawker Siddeley Group" стал именоваться Hawker Siddeley HS.748. Прототип Type 748 выполнил первый полет 24 июня 1960 года. Первым серийным вариантом стал вариант HS.748 Series 1 вместимостью 48 пассажиров, эксплуатация которого началась в 1962 году. Силовая установка машины состояла из двух ТВД Dart RDa.6 Mk 514 мощностью по 1 880 л. с. За ним в конце того же года последовали 52-местные варианты HS.748 Series 2 с двигателями Dart RDa.7 Mk 531 мощностью по 2105 л. с. и HS.748 Series 2A с ТВД Dart RDa.7 Mk 535-2 мощностью по 2280 л. с.
   Дальнейшие варианты гражданского HS.748 включают машины HS.748 Series 2B с рядом улучшений, внесенных в конструкцию, и HS.748 Series 2C, внешне отличающиеся от варианта Series 2А большой грузовой дверью в левом борту фюзеляжа за кабиной летчиков. Первый серийный самолет варианта Series 2B выполнил первый полет 22 июня 1979 года. После объединения компаний BAC и "Hawker Siddeley" самолет выпускался под маркой BAe. Размах крыла HS.748 Series 2B увеличили, установили ТВД Dart RDa,7 Mk 536-2, улучшившие эксплуатационные качества самолета в условиях жары и высокогорья, изменили форму хвостового оперения. Самый первый модернизированный Series 2B впервые поднялся в воздух 31 декабря 1971 года.
   С 1961 года самолеты вариантов Series 1 и 2 выпускались индийской "Hindustan Aeronautics Ltd". ВВС Индии поставлено 72 самолета, включая разработанные компанией HAL двадцать военно-транспортных машин HAL (BAe) 748(M) (или HS.757) с большой грузовой дверью. Последний самолет индийской постройки передан заказчику в 1984 году. Один индийский HS.748 доработали в экспериментальный самолет ДРЛОиУ, установив антенну во вращающемся обтекателе над фюзеляжем; самолет разбился в 1999 году.
   Вариант HS.748 Military Transport отличался усиленным полом грузовой кабины и большой задней грузовой дверью. Самолет рассчитан на перевозку 58 солдат или 24 раненых на носилках при девяти сопровождающих.
   Финальный серийный вариант обозначался Super 748, поставки которого начались в 1984 году. На Super 748, спроектированном на основе варианта Series 2B, установили новое приборное оборудование кабины, на 12% более экономичные ТВД Dart RDa.7 Mk 552 и комплект для глушения шума двигателей.

   Компания "British Aerospace" также разработала морской патрульный вариант HS.748 Coastguarder, предназначенный для осмотра водных пространств, выполнения поисково-спасательных работ, защиты рыболовства и для борьбы с субмаринами. На самолете установили поисковую РЛС, высокоточное навигационное оборудование (ИНС и радиосистему Omega), также предусмотрена возможность монтажа аппаратуры РЭБ и РТР, системы "свой-чужой", магнитомера.
   Самолет Andover - это специализированный военно-транспортный вариант HS.748. После внесения существенных изменений в конструкцию машина получила обозначение Type 780 (позже HS.780).
   Andover разработан согласно требованиям британских ВВС к многоцелевому транспортному самолету короткого взлета и посадки, способного эксплуатироваться с грунтовых ВПП длиной 275 м. Фюзеляж удлинили, а конструкцию хвостовой части изменили для установки рампы. На полу грузовой кабины смонтирован роликовый конвейер для перемещения груза. Новое шасси "Dowty Rotol" позволяет уменьшать зазор между фюзеляжем и грунтом при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, а также допускает небольшое смещение самолета в горизонтальной плоскости (при этом шасси остается на месте).
   В грузовой кабине помещаются три автомобиля типа "Ленд Ровер" или один "Ленд Ровер" и один бронеавтомобиль "Феррет", или 58 солдат, или 40 парашютистов, или 24 раненых на носилках. Силовая установка включает два ТВД Dart RDa.12 Mk 201C мощностью 3245 л.с. с винтами большого диаметра. Клиренс увеличенных винтов обеспечен перемещением двигателей ближе к законцовкам крыла, размах крыла уменьшен на 7,60 см. Изменено и хвостовое оперение.
   Прототип самолета Andover (конвертирован из первого HS.748) выполнил первый полет 21 декабря 1963 года. Для британских ВВС построена 31 машина под обозначением Andover C.Mk 1. Самолет получился надежным и очень полезным, отчего быстро завоевал популярность в эскадрильях, дислоцированных в Великобритании, Сингапуре и Адене.
   Вывод британских войск из региона "к востоку от Суэца" привел к сокращению эскадрилий самолетов Andover до одной, а в 1975 году расформировали и последнюю эскадрилью. Десять из 29 уцелевших самолетов продали ВВС Новой Зеландии (здесь их эксплуатировали до середины 1990-х годов), пять машин использовали для наземных тренировок технического персонала, четыре - передали ВВС ФРГ, еще три самолета использовал центральный аппарат Министерства обороны Великобритании, а оставшиеся шесть поступили в 115-ю эскадрилью, где применялись для калибровки радиотехнических систем. Один самолет использовался как летающая лаборатория в 51-й эскадрилье, но потом и его передали в 151-ю эскадрилью.
   Четыре из семи самолетов 115-й эскадрильи с установленной в носовой части фарой Milligan, предназначенной для калибровки инструментальных систем посадки на аэродромах, обозначались Andover E.Mk 3. На них в 1983 году установили новую систему самотестирования в полете - "Litton". Три самолета без фар Milligan обозначались как Andover E.Mk 3A, их оборудование позволяло проверять работу радиосистемы TACAN и наземных РЛС, однако калибровка посадочных систем выполняться не могла. В военное время самолеты могли быть использованы как ретрансляторы.
   Три E.Mk ЗА в конце 1992 года передали в 32-ю эскадрилью для использования в качестве ретрансляторов. 115-ю эскадрилью расформировали в октябре 1993 года, задачи эскадрильи по контракту стали выполнять гражданские организации, которым и отошли ее машины E.Mk 3. Самолеты E.Mk 3A 32-й эскадрильи списали в 1994 году.
   В рамках программы Modification 207 на двух Andover 60-й эскадрильи в проемах передних грузовых дверей установили фотоаппараты, эти самолеты использовались для ведения разведки вдоль воздушных коридоров в Западный Берлин. Самолеты обозначались Andover C.Mk 1 (PR). Одну из этих машин позже передали экспериментальному центру в Боскомб-Дауне, самолет использовался по программе "Открытое небо" - полеты на проверку соблюдения договоров о сокращении вооружений над странами бывшего СССР.
   Британские ВВС получили шесть машин HS.748 Series 2 в варианте Andover CC.Mk 2, который, несмотря на новое обозначение, ничем не отличался от базовых Andover. Эти машины эксплуатировались Королевским звеном на авиабазе Бенсон, использовались для VIP-перевозок и как ретрансляторы. Четыре уцелевших самолета потом передали в 32-ю эскадрилью в Нортхольте, пятый - в Исследовательское агентство Министерства обороны в Бедфорде. Агентство уже использовало один HS.748 Series 1, но позже передало его компании "Smiths Industries".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hawker Siddeley Andover C.Mk 1

   Тип: транспортный самолет короткого взлета и посадки с экипажем из двух/трех человек
   Силовая установка: два ТВД Rolls-Royce Dart RDA.12 Mk 201C мощностью по 2305 л. с.
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 6095 м - 415 км/ч; начальная скороподъемность 357 м/мин; практический потолок 7315 м; дальность полета с полезной нагрузкой массой 4536 кг - 1891 км
   Масса: пустого 12 569 кг; максимальная взлетная 22680 кг
   Размеры: размах крыла 29,87 м; длина 23,75 м; высота 8,92 м; площадь крыла 77,20 и2
   Полезная нагрузка: см. выше; максимальной массы полезной нагрузки 6691 кг
HS.748 Series 2A. Компания "Bahamasair" использовала пять различных самолетов серии 2А в 1979-1993 годах. Рассчитанный на 48 пассажиров самолет эксплуатировался на местных авиалиниях, связывающих цепь Багамских островов с островами Терке и Кайкос.
The British Aerospace HS.748 - a product of the original Avro company at Manchester - has gained a new lease of life selling to regional airlines, many of which have adopted colourful and distinctive liveries, such as Bahamasair as illustrated.
Этот самолет C-GQSV был поставлен авиакомпании "LAN-Chile" 2 мая 1968 года как вариант HS.748 Series 2, позже машину доработали до уровня Series 2A. Сменив несколько владельцев, самолет в 1984 году перешел к компании "Air Creebec", а в 1988 году машина разбилась.
Это один из восьми самолетов Andover С. Mk 1, переоборудованных для выполнения воздушных проверок и получивших в войсках связи Великобритании индекс Andover Е. Mk ЗА. Он несет на себе отличительные знаки 115-й эскадрильи Королевских ВВС, которая выполняет воздушные проверки с августа 1948 года. Сначала для этого использовались самолеты Vickers Varsity; с 1968 года - Armstrong Whitworth Argosy; с 1976 года - Andover. Последние три машины Andover Е. Mk ЗА были сняты с дежурства в Королевских ВВС в 1992 году, после чего функции воздушной инспекции перешли к частным подрядчикам. К 2008 году основную часть воздушно-инспекционной работы в Великобритании стала выполнять компания Flight Precision, использующая четыре самолета King Air 200.