Convair B-58 Hustler
Страна: США
Год: 1956


Средний стратегический сверхзвуковой бомбардировщик с экипажем из трех человек
Правильно сделаете, если умывальники для бизнеса из искусственного камня закажите на cdecor.ru.
Описание
Фотографии
Convair Model 4 (B-58 Hustler)

  В марте 1949 года Авиационное научно-исследовательское командование ВВС США инициировало работы в области создания среднего стратегического сверхзвукового бомбардировщика. Из предложенных аванпроектов для дальнейшей проработки отобрали два - компаний "Boeing" и "Consolidated Vultee", а в августе 1952 года был объявлен победитель конкурса - Consolidated Vultee Model 4. 10 декабря 1952 года самолет получил обозначение B-58, чуть позже с "Convair" заключили контракт на постройку 18 самолетов с новейшими двигателями J79, контракт на разработку которых был заключен с "General Electric". Заданные характеристики потребовали от конструкторов использовать в своей работе последние достижения аэродинамики и материаловедения. Впервые самолет проектировался с учетом правила площадей (разработанного Ричардом Т. Уиткомбом из NACA), четыре двигателя установили на пилонах под дельтовидным крылом, а сбрасываемый подфюзеляжный контейнер длиной 18,90 м стал едва ли не главной "изюминкой" самолета - в нем размещались боевая нагрузка и топливо. Экипаж из трех человек разместили тандемом в отдельных кабинах, снабженных спасательными капсулами для аварийного покидания самолета.
  В июне 1954 года заказ на 18 машин сократили до двух прототипов XB-58 и 11-ти опытных YB-58A, предназначенных для войсковых испытаний. Кроме того, заказали 31 подфюзеляжный контейнер. Выкатка первого самолета состоялась 31 августа 1956 года, а первый полет он выполнил 11 ноября того же года. 30 декабря XB-58 (без контейнера) стал первым в истории бомбардировщиком, превысившим скорость звука. Еще 17 YB-58A были заказаны 14 февраля 1958 года вместе с 35 бомбардировочными контейнерами MB-1, общий же заказ составил 30 самолетов, предназначенных для заводских и войсковых испытаний, проводившихся 6592-й испытательной эскадрильей и 3958-й эскадрильей подготовки и переподготовки на авиабазе Карсвелл.
  С сентября 1958 года по 1960 год были заказаны 86 серийных B-58A Hustler. До уровня серийного самолета доработали десять YB-58A. 43-е бомбардировочное авиакрыло, на вооружение которого поступили B-58A, было сформировано 15 марта 1960 года, состояния боеготовности оно достигло 1 августа 1960 года. 116-й и последний B-58A Стратегическое авиационное командование ВВС США получило 26 октября 1962 года, с вооружения B-58A сняли 31 января 1970 года.


Варианты

  TB-58A Hustler: восемь самолетов прошли доработку из предсерийных YB-58A в тренировочный вариант для подготовки летчиков; на них установили двойное управление, кресло во второй кабине для лучшего обзора приподняли и с той же целью увеличили площадь остекления; оборудование для дозаправки в воздухе сохранили, однако прицельно-навигационный комплекс ASQ-42V, аппаратура РЭБ и ряд других систем были сняты; первый TB-58A поднялся в воздух 10 мая 1958 года, заказчик получил его 13 августа того же года
  NB-58A Hustler: один самолет переоборудовали в летающую лабораторию для испытаний двигателя General Electric J93, предназначенного для бомбардировщика North American B-70 Valkyrie, двигатель в гондоле подвешивался под фюзеляжем


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Convair Model 4 (B-58A Hustler)

  Тип: средний стратегический сверхзвуковой бомбардировщик с экипажем из трех человек
  Силовая установка: четыре ТРДФ General Electric J79-GE-5A тягой на форсаже до 69,39 кН
  Летные характеристики: макс, скорость на высоте 12190 м - 2229 км/ч или М=2,1; крейсерская скорость на высоте 11 720 м-983 км/ч; начальная скороподъемность 5435 м/мин; практический потолок 19 235 м; радиус действия без дозаправки 2816 км
  Масса: пустого 25 202 кг; максимальная взлетная 80 237 кг
  Размеры: размах крыла 17,32 м; длина 29,49 м; высота 9,58 м; площадь крыла 143,25 м!
  Вооружение: одна шестиствольная 20-мм пушка T171 Vulcan в хвостовой части фюзеляжа; до 8823 кг обычных или атомных бомб в сбрасываемом подфюзеляжном контейнере
B-58A Hustler. Hustler стал первым сверхзвуковым бомбардировщиком, разработанным для прорыва в воздушное пространство противника на больших высотах со скоростью, в два раза превышающей скорость звука. Самолет B-58A №60-1118 состоял на вооружении 305-го бомбардировочного авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Банкер-Хилл, штат Индиана, одного из двух авиакрыльев Стратегического авиационного командования ВВС США, вооруженного самолетами B-58.
Развивая на большой высоте крейсерскую скорость М=2, бомбардировщик Hustler хорошо подходил для нанесения ядерных ударов по объектам в глубине территории СССР. Даже несмотря на то, что в Советском Союзе вскоре было создано зенитное ракетное оружие, экипажи B-58 продолжали в 1960-х годах отрабатывать полеты на больших высотах - эта тактика предназначалась для объектов со слабой или частично уже подавленной ПВО.
Первым сверхзвуковым бомбардировщиком САК стал Convair B-58 Hustler, разработанный под непосредственным наблюдением командующего САК генерала Кертиса Лемэя. Дальности полета B-58 для решения стратегических задач не хватало, тем не менее самолет состоял на вооружении САК с 1960 года по 1970 год.
Первый прототип XB-58 (55-660) выполнил около 150 полетов и стал первым B-58, достигшим скоростей М=1 и М=2. Незадолго до утилизации самолет получил прозвище "Old Grandpappy".
Прототип XB-58, №55-660, выполнил первый полет 11 ноября 1956 года. Всего машина выполнила 150 полетов с общим налетом 257 ч 30 мин. На этом прототипе впервые для самолета данного типа были достигнуты скорости М= 1 и М=2. До момента утилизации самолет, получивший собственное имя "Old Grandpappy" использовался для различных испытаний, в основном баллистических ракет воздушного базирования.
На снимке хорошо видно дельтовидное крыло YB-58 и установленные на пилонах под крылом двигатели, а также массивный подвесной контейнер с топливом и вооружением, благодаря которому внешний облик самолета Hustler стал просто уникальным.
B-58 Hustler (борт 55-664) первым выполнил дозаправку в воздухе. На фотографии, сделанной в июне 1958 года, борт 55-664 подходит к танкеру KC-135A. Во время эксплуатации за счет своей хорошей устойчивости в полете B-58 завоевал репутацию относительно простого в управлении самолета при дозаправке в воздухе.
YB-58A (борт 55-663) с подвешенным контейнером MB-1C запечатлен на заводском аэродроме в Форт-Уорте. Рядом с самолетом МБР SM-65 Atlas, также выпускавшаяся "Convair" (на заводе в Кирни-Меса, штат Калифорния). В контейнер MB-1C помещался ядерный боеприпас W39Y1-1 и 14 706 л топлива. С другой стороны ВПП установлен еще один Hustler, а на заднем плане просматривается авиабаза Карлсвэл, где размещены самолеты B-52 и KC-135.
YB-58 (55-663) был задействован в испытаниях на сброс полезной нагрузки, с него впервые выполнен сброс двухкомпонентного (топливо и ядерный боеприпас) контейнера TCP на сверхзвуковой скорости.
Первый B-58A. Ноябрь 1956г.
Экипаж самолета Hustler состоял из трех человек, которые размещались в фюзеляже друг за другом в индивидуальных кабинах и имели свои спасательные капсулы. Условия обитания для членов экипажа были далеки от комфортабельных.
B-58A с собственным именем "Road Runner" вместе с другим самолетом принимал участие в программе "Quick Step" - попытке установления нескольких авиационных рекордов. "Road Runner" 14 января 1961 года установил несколько рекордов, включая рекорд скорости в полете с полезной нагрузкой-2068 км/ч. После рекордных полетов самолет поступил на вооружение 43-го бомбардировочного авиакрыла, в 1977 году "Road Runner" утилизировали.
305-е бомбардировочное авиакрыло. В конце 1961 года на авиабазе Банкер-Хилл (позже название изменено на Гриссом), штат Индиана, было сформировано 305-е бомбардировочное авиакрыло. Через несколько месяцев экипаж из этого авиакрыла установил мировой рекорд, пролетев расстояние в 12919 км от Токио до Лондона за 8 ч 35 мин. На протяжении всего периода эксплуатации B-58 в 305-м авиакрыле оставался очень высоким уровень аварийности. В 1960-е годы авиакрыло несло боевое дежурство по готовности к нанесению ядерных ударов по объектам, расположенным на территории СССР. Типовой полет на реальное боевое применение предусматривал одну дозаправку в воздухе. В самом конце своей карьеры самолеты B-58 были оснащены аппаратурой РЭБ, предназначенной для противодействия зенитно-ракетным комплексам. Эксплуатация самолетов B-58 завершилась 31 января 1970 года по причине высокой аварийности.
Этот B-58 после снятия с вооружения находился на одной из авиабаз в штате Огайо. Июль 1974г.
На самолете Cowtawn Hustler было установлено несколько рекордов скорости и высоты полета. Стратегический бомбардировщик побил даже рекорды, установленные на истребителях. B-58A Cowtawn Hustler (№2458) из 43-го бомбардировочного авиакрыла принимал участие в соревнованиях 1961 года на призы Блерио и Бендикс. Гонку Блерио экипаж данного самолета выиграл, тогда впервые в мире самолет летел со скоростью не менее 2000 км/ч в течение 30 минут. В настоящее время самолет B-58A Cowtawn Hustler демонстрируется в музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон, Дэйтон, штат Огайо.
Это "Firefly" - самолет, получивший Кубок Маккэя и трагически завершивший свою карьеру в катастрофе в Париже.
43-е бомбардировочное авиакрыло. 43-е бомбардировочное крыло, дислоцированное на авиабазе Карсуэлл, штат Техас, достигло состояния боеготовности 1 августа 1960 года. На самолетах B-58, состоявших на вооружении этого авиакрыла, было установлено 18 мировых рекордов высоты и скорости. Самолет №59-2451 этого авиакрыла демонстрировался на Парижском авиационно-космическом салоне.
B-58A на британской авиабазе Фэйрфорд. Май 1969г.
B-58 из 43-го бомбардировочного авиакрыла, авиабаза Карсвелл. Самолет не имел закрылков, так что посадка была очень непростым делом. Обычно самолет заходил на посадку со скоростью 370 км/ч.
Бомбардировщик B-58 взлетает для выполнения учебного задания. Обычно для набора безопасной высоты использовался форсированный режим работы двигателей.
На фотографии хорошо видна необычная конфигурация B-58 - дельтовидное в плане крыло и двигатели на пилонах под ним.
Экипажи B-58 обучались нанесению бомбовых ударов с малых - около 300 м - высот. На конечном участке основная нагрузка ложилась на штурмана, тогда как бортовая система управления "выводила" самолет до точки бомбометания. По окончании звукового сигнала выполнялся сброс бомб, а пилот брал контроль на себя.
B-58 подходит к танкеру KC-135 для дозаправки, которая - ввиду недостаточной дальности полета самолета - являлась важным элементом для эффективного решения Hustler назначенной стратегической задачи. Топливоприемник располагался прямо перед пилотом, облегчая процесс заправки.
В исследовательских полетах XB-70 обычно сопровождал самолет TB-58A, способный достаточно долго лететь со скоростью М=2 и за счет этого удерживаться в одном строю с XB-70. Когда XB-70 выходил на "три Маха", TB-58A держался ниже и "срезал" развороты, выполняемые XB-70 согласно маршруту полета.
11 ноября 1956г.: с авиабазы Форт-Уорт, штат Техас, первый 40-минутный полет выполнил прототип бомбардировщика B-58 Hustler. Всего в программе летных испытаний было задействовано два прототипа XB-58 и 11 опытных YB-58.
Испытания прототипа. Сборка первого прототипа, №56-660, завершилась в августе 1956 года. Самолет был окрашен яркими красками (красной и белой) по натуральному металлу обшивки. XB-58 выполнил свой первый полет 11 ноября 1956 года на авиабазе Карсуэлл, штат Техас. Первые полеты самолет выполнял без подфюзеляжных контейнеров. Всего первый прототип выполнил 150 полетов, налетав в общей сложности 257 ч 30 мин, в том числе 28 ч 23 мин на сверхзвуковых скоростях. Этот прототип первым из всех самолетов Hustler достиг скоростей М=1,0 и М=2,0. В 1959 году самолет был задействован в отработке дозаправки в воздухе, затем его использовали в испытаниях баллистических ракет воздушного базирования, а в марте 1960 года самолет был разобран на авиабазе Келли, штат Техас. Всего в различных программах летных испытаний было задействовано 30 самолетов Hustler.
Первый B-58 садится на полосу авиабазы Карсуэлл. 11 ноября 1956г.
Научно-исследовательский центр ВВС США (ARDC). Испытания самолета не прерывались на протяжении всего периода его эксплуатации. Первым испытательным образцом, полученным ВВС США, стал самолет № 55-655; его испытания начались 15 февраля 1958 года. Изначально самолет имел обозначение YB-58, измененное по завершению основной программы испытаний на RB-58. Со 2 февраля 1959 года начались испытания в НИЦ ВВС США на авиабазе Эдвардс, штат Калифорния. Самолет был доработан путем установки радиолокатора AN7ASG-18, позволявшего применять УР "воздух -воздух" GAR-9/AIM-47, разработанную для перехватчика North American F-108 Rapier. По завершению данной программы начались исследовательские полеты в рамках программы создания перехватчика Lockheed YF-12, рассчитанного на скорость полета М=3,0. В этих полетах оценивалась РЛС скоростного самолета для дальнейшей разработки, однако программа перехватчика YF-12 вскоре была аннулирована.
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ПРОТИВ ОБЫЧНОГО. B-58 проектировался как самолет доставки одной ядерной бомбы к одной цели наивысшего приоритета. Однако Стратегическое авиационное командование желало придать самолету большую гибкость в боевом применении. В 1961-1963 годах самолеты B-58 прошли доработку в носители четырех свободнопадающих атомных бомб Mk 43 или Mk 61, которые являлись альтернативой специзделию Mk 53 (транспортировалось в контейнере TCP или просто на внешней подвеске под фюзеляжем). Бомбы Mk 43 или Mk 61 подвешивались под фюзеляж или на контейнер. В 1967 году в рамках проекта "Bullseye" ВВС изучали возможность использования самолетов B-58 в Юго-Восточной Азии с использованием обычных видов вооружения. На полигоне во Флориде были проведены успешные сбросы бомб калибра 1361 кг. Но решение об отправке самолетов Hustler в район боевых действий принято не было, так как они не могли действовать в плотных боевых порядках на малых высотах, а в силу наличия интегральных крыльевых топливных баков были чрезвычайно уязвимы от воздействия средств ПВО.
А вот и конкурент Ту-22 в заочном споре "кто лучше" - сверхзвуковой бомбардировщик B-58A "Хаслер", его последний экземпляр
TCP (ДВУХКОМПОНЕНТНЫЙ КОНТЕЙНЕР). В 1958 году было подготовлено производство для серийного выпуска контейнеров MB-1C, тогда же на фирме "Convair" началось проектирование двухкомпонентного контейнера TCP (Two-Component Pod). Контейнер представлял собой две секции, одна из которых (топливный бак) могла отделяться от контейнера в полете после выработки из нее топлива. Конструктивно контейнер TCP повторяет контейнер MB-1C, но тяжелее и короче. Длина нижней части (топливного бака) 16,5 м, диаметр 1,5 м. При массе в 862 кг нижняя секция вмещает 10 932 кг топлива в двух раздельных баках. Верхняя секция официально обозначалась BLU2/B-1, в ней размещались небольшой топливный бак и специзделие BA53-Y1 (Mk 53). Полностью заправленная и снаряженная атомной бомбой верхняя секция весила 5430 кг; без топлива, но с боеприпасом - 3500 кг. Длина контейнера BLU2/B-1 составляет 10,7 м, диаметр - 1,1 м. Первый сброс нижней секции на сверхзвуковой скорости полета был осуществлен в мае 1960 года, верхней (с инертной боевой частью) - в декабре 1960 года. Эксплуатация контейнеров 8LU2/B-1 началась сразу по завершении испытаний, так как выявились протечки топлива в контейнерах MB-1C.
Обзор из кабины пилота на B-58 был очень хорошим, но обзор с мест штурмана и стрелка-оператора был ограничен небольшими боковыми окнами, их рабочие места были очень тесными.
Для посадки экипажа в кабину использовалась большая передвижная платформа
Ядерные бомбы Mk.43 и контейнер ТСР под фюзеляжем B-58
"Хастлеры" из 305 BW на боевом дежурстве
Хвостовая часть B-58 с оборонительной стрелковой установкой
Первый учебно-боевой "Хастлер" на стоянке
КОНТЕЙНЕР С БОЕВОЙ НАГРУЗКОЙ MB-1C. В отличие от других стратегических бомбардировщиков B-58 не имел внутреннего бомбоотсека. Боевая нагрузка подвешивалась под фюзеляжем в виде контейнера, который сбрасывался как обычная, но только очень большая бомба. Можно сказать, что B-58 стал первым стратегическим самолетом, предназначенным для доставки единственной бомбы. Впрочем, ядерный заряд этой бомбы многократно превышал мощность обычных авиабомб даже самого крупного калибра. Изначально самолеты B-58 вооружались контейнерами MB-1C, вмещавшими специзделие W39Y1-1 и два топливных бака емкостью 19 000 л в носовой и хвостовой частях. Была предусмотрена возможность слива топлива из контейнера, равно как и аварийного сброса всего контейнера. Масса пустого контейнера 1134 кг, масса спецбоеприпаса W39Y1-1 составляла 2744 кг. Длина контейнера 17,4 м, то есть почти 60% от длины самолета. В силу значительного диаметра контейнера (1,5 м) стойки опор шасси самолета B-58 пришлось сделать очень высокими.
Американский бомбардировщик B-58 "Хастлер"
CONVAIR'S XB-58 Hustler, the world's first supersonic medium bomber, is essentially a carrier vehicle, all war loads being carried in a detachable pod which is attached to the underside or the ruselage.
B-58 N 59-2460 из 43 BW летит на большой высоте
B-58 над океаном
Впервые взлетевший в 1956 году, самолет B-58 Hustler оказался слишком дорогим в эксплуатации. Несмотря на то, что его дальность полета без дозаправки достигала 8248 км, она оказалась недостаточной для самых важных заданий.
B-58 N 60-1118 из 305 BW в полете
General Dynamics B-58A Hustler (four General Electric J79 turbojet engines)
"Валькирия" в сопровождении B-58A возвращается после первого перехода звукового барьера. 12 октября 1964г.
Даже с дополнительными топливными баками MB-1C дозаправка в воздухе являлась ключевым элементом для возможности боевого применения бомбардировщика B-58. Обладая высокой скоростью, самолет не отвечал требованиям Стратегического авиационного командования в отношении дальности полета без дозаправки.
Посадка B-58 из 305 BW. 18 апреля 1969г. этот самолет разбился в штате Иллинойс, экипаж успешно катапультировался
На пробеге у B-58 часто дымили пневматики
В 1959 году один B-58 (на фотографии) принимал участие в программе испытаний ТРД General Electric J93, создававшегося для North American XB-70. Самолет получил обозначение NB-58A и нес новый двигатель под фюзеляжем. Используя свои четыре двигателя J79 и один J93, самолет развивал скорость М=2.
This Convair B-36 bomber carried the the prototype of the B-58 Hustler minus engines - from Fort Worth, Texas, to Daytown, Ohio. To accommodate the B-58 under its belly, the B-36 had to have two inboard propellers removed and could not retract its landing gear during the whole flight.
Бомбардировщик B-36 перевозит планер B-58 для проведения статических испытаний
B-36F транспортирует подвешенный под фюзеляжем бомбардировщик B-58
Сборка B-58
Спасательная капсула в раскрытом положении
Испытания спасательных капсул
Передняя опора шасси
Основная опора шасси
Приборная доска кабины летчика
Левый и правый борта кабины летчика. На правом борту видна веревка и шкив "системы взвода ядерного оружия"
Приборная доска штурмана-бомбардира. Экран РЛС снят
Приборная доска оператора системы оборонительного вооружения. Экран хвостовой РЛС не установлен
Аварийная посадка учебного "Хастлера" N 58-1015. 13 апреля 1960г., авиабаза Эдвардс. На правой стойке пневматики сгорели. Машину спасли дополнительные стальные колеса
Пожарные команды тушат B-58 N 58-1012 на базе Карсуэлл. Самолет загорелся в результате утечки топлива из крыльевого бака
Продувочная модель бомбардировщика B-58 в так называемой "Конфигурации I"
Полномасштабный макет B-58 в "Конфигурации II"
Самолет B-58A Hustler с серийным номером "61-2053" принадлежал 305-му бомбардировочному авиакрылу Стратегического авиационного командования ВВС США, авиабаза Банкер-Хилл, штат Аризона. "61-2053" являлся третьим самолетом последней производственной серии (Block 30). Всего было построено 86 самолетов B-58, два прототипа XB-58 и 28 машин YB-58 опытной партии. Подобно большинству самолетов B-58, эта машина была сдана с завода и эксплуатировалась неокрашенной, цвета натурального металла, только верхняя носовая часть фюзеляжа перед кабиной окрашивалась в черный цвет, чтобы не бликовала. На борта фюзеляжа нанесено стилизованное изображение Млечного Пути - символ Стратегического авиационного командования ВВС США. Крылатая цифра "2" на киле обозначает Вторую воздушную армию. Летная карьера данного самолета завершилась в 1970 году, а через семь лет машину разобрали. Вторая воздушная армия была расформирована 1 января 1975 года.
B-58A Hustler
Первые сверхзвуковые бомбардировщики
CONVAIR XB-58 HUSTLER. The U.S.A.F. Strategic Air Force is in two minds as to whether or not the three-seat XB-58-CF Hustler will answer its requirements as a "replacement" (or the B-47 Stratojet. Like the Mosquito of World War II, the idea is that the Hustler should be too fast to intercept. No performance figures or other data have been released, but it is estimated that the Hustler has a design limit of Mach 1.8 or nearly 1,200 m.p.h. This delta-wing bomber will have a special streamlined pannier under the centre-section which will carry not only the "nuclear device" but additional fuel as well. First flight trials were scheduled to commence in November at Edwards A.F.B., California.
Convair B-58A Hustler