McDonnell Douglas DC-10
Варианты:
McDonnell Douglas - DC-10 - 1970 - США
Страна: США
Год: 1970


Пассажирский самолет
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (9)
Douglas DC-10 и McDonnell Douglas KC-10A Extender

   Разработка лайнера Douglas DC-10 началась в 1966 году по заказу авиакомпании "American Airlines" на пассажирский самолет большой вместимости. С получением заказов от этой компании (на 25 лайнеров с опционом еще на 25 машин) и от компании "United Airlines" (на 30 лайнеров с опционом еще на 30 машин) в апреле 1968 года DC-10 запустили в серийное производство. Низкоплан DC-10 со стреловидным крылом и хвостовым оперением имел трехдвигательную конфигурацию. Под крылом на пилонах находились два двигателя, а третий двигатель установили в основании киля. Первый серийный DC-10 Series 10 впервые взлетел 29 августа 1970 года. 5 августа следующего года, через неделю после получения сертификата летной годности, "American Airlines" начала на DC-10 коммерческие перевозки. До весны 1983 года фирма "McDonnell Douglas" получила заказы на 367 машин DC-10. Одновременно до осени 1983 года продолжалось серийное производство сделанных на базе DC-10 топливозаправщиков McDonnell Douglas KC-10A Extender для ВВС США.


Варианты

   DC-10 Series 10: первая серийная версия, вмещавшая 380 пассажиров и оснащенная ТРДД General Electric CF6-6D или CF6-6D1 тягой 177,88 кН либо 182,32 кН; построено 122 машины
   DC-10 Series 10CF: переоборудуемая грузовая/пассажирская версия Series 10; построено 9 машин
   DC-10 Series 15: в основном подобен Series 10, но с двигателями CF6-50C2F тягой по 206,79 кН, позволявшими нести увеличенную полезную нагрузку; построено 7 машин DC-10 Series 30: межконтинентальная версия повышенной дальности; размах крыла увеличен на 3,05 м, увеличен запас топлива, стандартное шасси дополнено двухколесной подфюзеляжной опорой, установлены турбовентиляторные двигатели CF6-S0A или CF6-50C тягой по 217,90 кН или 226,80; построено 156 машин
   DC-10 Series 30CF: переоборудуемая пассажирская/грузовая версия Series 30, позднее собиралась с двигателями CF6-50C1 тягой 233,47 кН; построено 26 машин
   DC-10 Series 30ER: версия Series 30 увеличенной дальности с дополнительным запасом горючего и двигателями CF6-50C2B тягой 240,14 кН; построено пять машин
   DC-10 Series 40: межконтинентальная версия, подобная Series 30. Первые 22 самолета построены с ТРДД Pratt & Whitney JT9D-20 тягой 219,68 кН, последующие - с двигателями JT9D-59A тягой 235,69 кН каждый; выпущено 42 машины
   KC-10A Extender: под этим обозначением в конце 1977 года ВВС США выбрали лайнер DC-10 под требование на новый самолет-заправщик. KC-10A является конверсией лайнера DC-10 Series 30CF с дополнительными топливными баками в нижней части фюзеляжа, штангой для дозаправки в полете, рабочим местом оператора дозаправки, приемником для штанги дозаправки в воздухе и улучшенной системой работы с грузами. Поставлено 60 машин, первая из которых взлетела 12 июля 1980 года; первые поставки начались 17 марта 1981 года
   MD-10: под этим обозначением фирма "Boeing" переделала бывшие пассажирские лайнеры DC-10 в машины с экипажем из двух человек, с кабиной типа EFIS для доставки грузов в компании "FedEx"


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas DC-10 Series 30

   Тип: пассажирский самолет
   Силовая установка: три ТРДД General Electric CF6-50C тягой по 226,80 кН
   Летные характеристики: макс. скорость 908 км/ч на высоте 9145 м; практический потолок в крейсерском полете со средней загрузкой 10180 м; дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 7411 км
   Масса: пустого самолета 121199 кг; максимальная взлетная 263 084 кг
   Размеры: размах крыла 50,41 м; длина 55,50 м; высота 17,70 м; площадь крыла 367,70 м2
   Полезная нагрузка: стандартная загрузка от 255 до 270 пассажиров, максимальная - до 380 человек в экономической конфигурации
American Airlines was the launch customer for the DC-10, with an initial order for 25 aircraft. The airline eventually operated a total of 68 'Luxury Liners', as it named the DC-10, and included examples of the -10, -15 and -30. During the years it was in service, from 1972 until 2000, three aircraft were lost in accidents. The iconic natural metal colour scheme used by the airline dates back to 1969 and was the only one carried by its DC-10 fleet. Illustrated is a DC-10-10, N135AA.
British Caledonian Airways used its nine DC-10s, bought between 1977 and 1981, to service its long-haul routes. This aircraft, G-MULL (c/n 47888), had its port wing and associated engine damaged when it was hit by a shoulder-launched missile on a flight for its former owner, Ariana Afghan Airlines.
Этот DC-10-40 принадлежал авиакомпании-дискаунтеру "Sun Country Airlines", базировавшейся в Миннеаполисе и эксплуатировавшей в 1986-2001 годах 12 DC-10. Обычно самолет использовался на одном из самых популярных маршрутов авиакомпании - Миннеаполис - Лас-Вегас.
The unmistakable Canadian Pacific Airlines (CP Air) red, orange and polished metal colour scheme on DC-10-30, C-GCPJ, Empress of Rome. The CP Air DC-10s were mainly used on transatlantic and Pacific services, and in 1986 the airline decided to standardise on the DC-10 as its long-range aircraft, exchanging its four Boeing 747s for four DC-10-30s. It was operating 12 DC-10s, including five converted -30ERs, when it was taken over by Pacific Western Airlines in 1987.
The lastest Martinair livery, which is depicted on the DC-10 Srs 30FC. The aircraft is scheduled for delivery next November.
Illustrated in VARIG’s original classic colours is PP-VMT, a DC-10-30 when delivered in 1980. It was converted to a -30(CF) six years later, with the ability to carry either passengers or cargo, or both at the same time, though in practice it was mainly used for cargo operations. VARIG was a long-term and enthusiastic DC-10 operator, employing 15 in all: 'VMT flew with the carrier for over 25 years.
A new start-up global cargo carrier, Cargoitalia, is currently recruiting cabin crew for its fleet of DC-10-30s and its future MD-11s. The ageing, but relatively economical, DC-10 with its 64-ton capacity is ideally suited for cargo operations.
McDonnell Douglas DC-10-30F. Первоначально получивший регистрацию N103TV, этот самолет был построен в 1973 году для авиакомпании "Trans International Airlines". В 1984 году он был куплен "Federal Express". Вместе с новым регистрационным номером N303FE машина получила имя "Amanda Marie", согласно практике компании называть самолеты именами детей своих работников, выбираемых путем розыгрыша. Позднее он был доработан в вариант MD-10-30F с двухместной цифровой кабиной.
In 1977 the KC-10A Extender won the competition for the US Air Force's Advanced Tanker Transport Aircraft (ATTA), Although it could not match the capacity of the 747, a major factor in its purchase was its ability to take off with a maximum load from airfields with relatively short runways. Originally delivered in the airline-style white roof, grey belly and blue cheatline, the 60-strong fleet then switched to a dark green scheme, before adopting its latest overall dark grey colour, illustrated here.