McDonnell Douglas DC-10
Варианты:
McDonnell Douglas - DC-10 - 1970 - США
Страна: США
Год: 1970


Пассажирский самолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (61)
Douglas DC-10 и McDonnell Douglas KC-10A Extender

   Разработка лайнера Douglas DC-10 началась в 1966 году по заказу авиакомпании "American Airlines" на пассажирский самолет большой вместимости. С получением заказов от этой компании (на 25 лайнеров с опционом еще на 25 машин) и от компании "United Airlines" (на 30 лайнеров с опционом еще на 30 машин) в апреле 1968 года DC-10 запустили в серийное производство. Низкоплан DC-10 со стреловидным крылом и хвостовым оперением имел трехдвигательную конфигурацию. Под крылом на пилонах находились два двигателя, а третий двигатель установили в основании киля. Первый серийный DC-10 Series 10 впервые взлетел 29 августа 1970 года. 5 августа следующего года, через неделю после получения сертификата летной годности, "American Airlines" начала на DC-10 коммерческие перевозки. До весны 1983 года фирма "McDonnell Douglas" получила заказы на 367 машин DC-10. Одновременно до осени 1983 года продолжалось серийное производство сделанных на базе DC-10 топливозаправщиков McDonnell Douglas KC-10A Extender для ВВС США.


Варианты

   DC-10 Series 10: первая серийная версия, вмещавшая 380 пассажиров и оснащенная ТРДД General Electric CF6-6D или CF6-6D1 тягой 177,88 кН либо 182,32 кН; построено 122 машины
   DC-10 Series 10CF: переоборудуемая грузовая/пассажирская версия Series 10; построено 9 машин
   DC-10 Series 15: в основном подобен Series 10, но с двигателями CF6-50C2F тягой по 206,79 кН, позволявшими нести увеличенную полезную нагрузку; построено 7 машин DC-10 Series 30: межконтинентальная версия повышенной дальности; размах крыла увеличен на 3,05 м, увеличен запас топлива, стандартное шасси дополнено двухколесной подфюзеляжной опорой, установлены турбовентиляторные двигатели CF6-S0A или CF6-50C тягой по 217,90 кН или 226,80; построено 156 машин
   DC-10 Series 30CF: переоборудуемая пассажирская/грузовая версия Series 30, позднее собиралась с двигателями CF6-50C1 тягой 233,47 кН; построено 26 машин
   DC-10 Series 30ER: версия Series 30 увеличенной дальности с дополнительным запасом горючего и двигателями CF6-50C2B тягой 240,14 кН; построено пять машин
   DC-10 Series 40: межконтинентальная версия, подобная Series 30. Первые 22 самолета построены с ТРДД Pratt & Whitney JT9D-20 тягой 219,68 кН, последующие - с двигателями JT9D-59A тягой 235,69 кН каждый; выпущено 42 машины
   KC-10A Extender: под этим обозначением в конце 1977 года ВВС США выбрали лайнер DC-10 под требование на новый самолет-заправщик. KC-10A является конверсией лайнера DC-10 Series 30CF с дополнительными топливными баками в нижней части фюзеляжа, штангой для дозаправки в полете, рабочим местом оператора дозаправки, приемником для штанги дозаправки в воздухе и улучшенной системой работы с грузами. Поставлено 60 машин, первая из которых взлетела 12 июля 1980 года; первые поставки начались 17 марта 1981 года
   MD-10: под этим обозначением фирма "Boeing" переделала бывшие пассажирские лайнеры DC-10 в машины с экипажем из двух человек, с кабиной типа EFIS для доставки грузов в компании "FedEx"


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas DC-10 Series 30

   Тип: пассажирский самолет
   Силовая установка: три ТРДД General Electric CF6-50C тягой по 226,80 кН
   Летные характеристики: макс. скорость 908 км/ч на высоте 9145 м; практический потолок в крейсерском полете со средней загрузкой 10180 м; дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 7411 км
   Масса: пустого самолета 121199 кг; максимальная взлетная 263 084 кг
   Размеры: размах крыла 50,41 м; длина 55,50 м; высота 17,70 м; площадь крыла 367,70 м2
   Полезная нагрузка: стандартная загрузка от 255 до 270 пассажиров, максимальная - до 380 человек в экономической конфигурации
21 июня 1972г.: поднялся в воздух самый продаваемый вариант DC-10 - серия 30. Он оснащался двигателями CF6-50A и также строился в грузовом варианте.
Shown on an early test flight, the McDonnell Douglas DC-10 Series 30 is the principal intercontinental model, deliveries of which will begin in December 1972.
This photograph shows well the additional, centreline main landing gear unit that is fitted to the DC-10 Series 30 and 40.
DC-10 серии 15. Самолет 15-й серии разработан на основе DC-10 10-й серии и оптимизирован для эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата специально для мексиканских авиакомпаний "Aeromexico" и "Mexicana". Всего в 1981-1982 годах было построено семь таких самолетов. В настоящее время эксплуатируется две машины, принадлежащие чартерной компании "Sun Country Airlines". На DC-10-15 установлены двигатели CF6-50C2F тягой по 207 кН. Новые двигатели позволили эксплуатировать DC-10-15 с ВПП длиной 3353 м. расположенных на высоте 2438 м над уровнем моря, и перевозить 275 пассажиров.
McDonnell Douglas DC-10 Srs 30 (three General Electric CF6 turbofan engines) operated by Aeromexico
Aeromexico McDonnell Douglas DC-9 and DC-10.
Air Afrique's first McDonnell Douglas DC-10-30, TU-TAL
Air New Zealand operate their DC-10-30s regularly on a joint British Airways route via Los Angeles to Auckland, the first sector being under charter to the British airline. Air New Zealand have seven DC-10-30s in service and another one on order. ZK-NZM, illustrated, shows the airline's colourful dark blue and turquoise scheme with Maori "Koru" symbol on the fin
Alitalia McDonnell Douglas DC-10.
Церемония передачи первых DC-10 авиакомпаниям "United Airlines" и "American Airlines" состоялась 29 июля 1971 года и проходила в торжественной обстановке. Обе компании продолжали эксплуатировать "Большие десятки" до 1998 года.
DC-10-30 HB-IHK is the first to be delivered to Swissair's charter subsidiary, Balair, who will use it on long-range charters to the USA, South America, the Far East and Africa.
British Caledonian Airways' first DC-10-30, G-BEBM, after delivery touch-down at Prestwick 13/3/77 where it was named "Robert Burns - the Scottish Bard ". The second, G-BEBL, will be delivered 29/4/77 and be named "Sir Alexander Fleming - the Scottish Challenger"
Seen taking up its position at Gatwick on 18th March 1977, British Caledonian Airways' first McDonnell Douglas DC-10-30, G-BEBM "Robert Burns - The Scottish Bard", was put into service on the airline's trunk route to West Africa on 20th March 1977. The second DC-10-30, G-BEBL "Sir Alexander Fleming - The Scottish Challenger", arrived in the U.K. on 29th April 1977 and is due to start North Atlantic charter flights on 15th May 1977. In the background are some of British Caledonian’s Boeing 707s, BAC One-Eleven Series 200s and a Series 500
Appropriately named "James S McDonnell", the DC-10 Srs 30 G-BHDJ poses over the well-known St Louis landmark. St Louis is one of B.Cal's American gateways as well as being the home of the McDonnell Douglas Corporation, although the DC-10s, of course, came from the Douglas Aircraft Company in Long Beach. The B.Cal DC-10s are all named after famous Scots: G-BEBM "Robert Burns" is assigned to "third party" operations and the remainder of the fleet, used system-wide, are G-BEBC "Sir Alexander Fleming", G-BFGI "David Livingstone", G-BGAT "James Watt", G-BHDH "Sir Walter Scott", G-BHDI "Robert Bruce" and G-DCIO "Flora MacDonald".
British Caledonian McDonnell Douglas DC-10-30.
ChallengAir's DC-10-30 OO-JOT, c/n 46850 ex F-BTDB, has been based at Manchester since 6/6/94, operating Britannia Airways flights when required. The aircraft first visited Gatwick on 15/6/94. Livery is white with red and grey titles and logo
McDonnell Douglas DC-10 Series 10CF convertible passenger freight transport aircraft in the insignia of Continental Air Lines
Iberia McDonnell Douglas DC-10-30.
McDonnell Douglas DC-10-40.
"Japan Air Lines". 28 декабря 1973 года JAL объявила о заказе шести DC-10-40 с двигателями Pratt & Whitney JT9D, став вторым (после "Northwest Orient") и последним покупателем этого типа. Поставки продолжались с 1976-го по 1983 год.
В общей сложности JAL эксплуатировала 20 самолетов, но ныне они все списаны.
KLM входила в пул европейских авиаперевозчиков KSSU, сыгравший важную роль в судьбе DC-10. KSSU (KLM, SAS, "Swissair" и UTA) был сформирован группой заинтересованных в покупке лайнера "Douglas" клиентов, сформировавших для самолета крупнейший рынок в Европе. Пул стал первым покупателем DC-10-30, подписав первый заказ на 36 самолетов 7 июня 1969. Сама KLM в 1973-1975 годах приобрела 11 DC-10-30, получивших имена знаменитых композиторов. DC-10 использовались KLM до середины 1990-х годов, когда их заменили на McDonnell Douglas MD-11. DC-10 тогда были выкуплены производителем в рамках сделки по MD-11, а затем попали на службу в несколько авиакомпаний, включая "American", "Northwest" и "Красноярские Авиалинии".
Laker Airways McDonnell Douglas DC-10.
Laker Airways started their Gatwick - New York Skytrain service on 26th September 1977, with McDonnell Douglas DC-10-30 G-AZZC "Eastern Belle"
McDonnell Douglas DC-10 Series 30 D-ADAO. These DC-10s carry only 220 passengers, as they carry baggage on the main deck, thus leaving the lower hold free for revenue freight.
Malaysian Airline System McDonnell Douglas DC-10-30.
"National Airlines" была известным американским перевозчиком и одним из первых покупателей DC-10. Первые девять DC-10-10 были поставлены ей в 1971-1972 годах, а дополнительные машины (-10 и -30) были получены в 1973-1975 годах. Все самолеты получили женские имена. В 1980 году "National" вошла в состав "Pan American", которая продолжала эксплуатацию части парка DC-10 (переименованных и перенумерованных) до 1984 года. Затем DC-10 были проданы "American Airlines" вместе с частью авиалиний "Pan Am".
National McDonnell Douglas DC-10-30.
Nigeria Airways McDonnell Douglas DC-10-30.
Northwest was the first customer for the JT9D-powered McDonnell Douglas DC-10 Series 40. N143US (Illus.) is one of twenty-two now in service
McDonnell Douglas DC-10 Series 40 (three Pratt & Whitney JT9D turbofan engines) in service with Northwest Orient Airlines
McDonnell Douglas DC-10 Series 40 (three Pratt & Whitney JT9D turbofan engines) in service with Northwest Orient Airlines
McDonnell Douglas DC-10 Series 30CF, the convertible passenger cargo version of this wide-bodied transport
Sabena McDonnell Douglas DC-10-30CF.
McDonnell Douglas DC-10 Series 30CF convertible passenger/freight transport in the insignia of Sabena
The DC-10 Series 30 Dag Viking in service with SAS
"Scandinavian Airlines System" (SAS). SAS приобрела свои DC-10 двумя отдельными партиями. В 1974-1976 годах пять DC-10-30 были приобретены у производителя, а еще семь самолетов были закуплены в 1984-1987 годах на вторичном рынке. Еще семь самолетов были куплены дочерней чартерной компанией "Scanair" (ныне "Pemiair"). Списание DC-10 началось в 1987 году, последний самолет покинул флот SAS в 1991 году.
MDC DC-10
DC-10-30 on a static test run at Zurich showing the sound muffling equipment in use. The aircraft is one of the extended range machines HB-1HM 'Valais Wallis'.
The beautifully finished Lockheed Orion 9C CH-167 was rebuilt in 1977, and is seen here with a Swissair DC-10. The Orion now resides in the Swiss Transport Museum at Lucerne, Switzerland.
DC-10-30 HB-1HL 'Thurgau', an extended range machine, takes off from Zurich International Airport.
Until Thai Airways International received their two new McDonnell Douglas DC-10-30s, they used a couple of leased aircraft. Shown here in Thai's mauve and black colour scheme is HG-TGA, c/n. 46850, while on lease in December 1976. It was originally ordered by UTA as F-BTDB and has now been returned
Thai International's first DC-10-30 HS-TGA
"Thai Airways International". В середине 1970-х годов "Thai" ненадолго брала в лизинг пять DC-10-30, а затем в 1987-1988 годах приобрела у McDonnell Douglas пять собственных машин. Интересно, что в 1988 году "Thai" формально стала последним покупателем DC-10, получив 26 мая последний DC-10-30ER со сборочной линии в Лонг Бич.
Thai Airways International McDonnell Douglas DC-10-30.
Thai Airways International's first McDonnell Douglas DC-10-30, temporarily N87080 but now HS-TGD, was handed over in March and will be followed this month by HS-TGE
Union de Transports Aeriens (UTA) McDonnell Douglas DC-10-30.
Varig McDonnell Douglas DC-10-30.
South American connection, courtesy of Brazilian airline Varig and its DC-10-30 PP-VMS. Viaga and Aerolineas Argentinas also link Zurich with South America.
VIASA McDonnell Douglas DC-10-30.
This photograph shows well the additional, centreline main landing gear unit that is fitted to the DC-10 Series 30 and 40
Wardair Canada McDonnell Douglas DC-10-30.
Western Airlines McDonnell Douglas DC-10-10.
World Airways McDonnell Douglas DC-10-30CF.
McDonnell Douglas DC-10-30CF.
Former Martinair DC-10-30CF PH-MBP, the second for the KLu, stripped to bare metal just after handover from the airline with the rudder still showing part of the Martinair logo whilst new serial T-235 is painted in small characters behind the cockpit. The aircraft is seen at Schiphol-East before tanker conversion, awaiting hangar space to become free once the first conversion has been completed.
Federal Express (UK) Ltd has been formed to strengthen the US distribution company's operations in the UK and Europe, following its acquisition earlier in 1986 of Lex Wilkinson and Lex Systemline. A European distribution system is now being developed, to link with the Fed Ex transatlantic services, including a DC- 10 Srs 30 that operates into and out of London Stansted. Up to 10 twin turboprops are likely to be purchased for the European operation.
"Federal Express" (FedEx). С момента получения первого самолета в 1984 году компания FedEx создала большой флот грузовых DC-10-30CF/F. Сегодня FedEx располагает парком из 34 DC-10-10F/-30F, компания приобрела свыше 30 DC-10-10 у "American" и "United Airlines" для переделки в грузовые по программе MD-10. Активно используется 69 самолетов, а еще 22 находится на хранении.
Тяжелый пожарный самолет DC-10-10 (борт N450AX). 2005г.
Loading a McDonnell Douglas DC-10 fuselage section into the Aero Spacelines 377SGT Guppy-201