Яковлев Як-52
Варианты:
Яковлев - Як-52 - 1974 - Россия
Страна: Россия
Год: 1974


Двухместный учебный самолет для начальной подготовки
Описание:
Aerostar Як-52
Як-50
Фотографии

Aerostar Як-52

Самолет создавался в ОКБ А. С. Яковлева, за основу при проектировании был взят одноместный Як-50. Самолет Як-52 разрабатывался как замена самолета Як-18 для начальной летной подготовки. Впервые полетев в 1979 году, Як-52 показал правильность конструктивных решений, и его производство было передано в рамках кооперации стран социалистического лагеря на завод IAv в Бакау, Румыния.
  Производство там началось в 1979 году, и первый Як-52 взлетел в Бакау в начале 1980 года. Поставки в Советский Союз начались во второй половине 1980 года, а к июню 1992 года IAv выпустил 1600 Як-52 (практически все предназначались для советских ВВС), а план производства предусматривал их выпуск до конца 1998 года.
  У учебного и спортивно-пилотажного самолета Як-52 два кресла расположены одно за другим. Все три колеса трехопорного шасси остаются снаружи фюзеляжа при убранных опорах на случай аварийной посадки. У Як-52 звездообразный двигатель М-14П мощностью 360 л. с. (268 кВт) с винтом В530ТА-Д35, но фирма "Aerostar" (бывшая IAv) выпускала и модернизированный опытный самолет, известный как Condor, с поршневым двигателем Lycoming AEIO-540-L1B5D с мощностью 300 л. с. (224 кВт) и хвостовым оперением измененной конструкции.
  Название компании, управляющей заводом, теперь изменено на "Aerostar SA", а обозначение самолета на английском пишется как Iak-52 вместо Yak-52. Помимо ВВС бывшего СССР этот самолет широко используется в румынских ВВС в качестве учебного самолета для начальной подготовки. В 1994 году 12 самолетов закупила Венгрия.
  Помимо указанных выше стран-операторов в конце 2008 года Як-52 эксплуатировался в погранвойсках Армении, Грузии, Литвы и во вьетнамских ВВС.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Aerostar Як-52

  Тип: двухместный учебный самолет для начальной подготовки
  Силовая установка: один поршневой девятицилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения ВМКВ М-14П мощностью 360 л. с. (268 кВт)
  Летные характеристики: максимальная горизонтальная скорость на уровне моря 285 км/ч; максимальная скорость набора высоты на уровне моря 600 м в минуту; практический потолок 4000 м; дальность 500 км (270 морских миль) на высоте 500 м при максимальным запасе топлива с 20-минутным резервом
  Масса: пустого 1015 кг; максимальная взлетная 1305 кг
  Размеры: размах крыла 9,30 м; длина 7,75 м; высота 2,70 м; площадь крыла 15 м2

Як-50

<...>
  В числе вариантов был двухместный учебно-тренировочный самолет Як-52 с полуубирающимся трехстоечным шасси, выпуск которого был налажен на предприятии «Aerostar» в Румынии, позднее создавшем свои варианты с западным оборудованием: Iak-52W и Iak-52TW. В 2004 году в России был разработан модернизированный Як-52М. К концу 1998 года было построено около 1800 Як-52 всех вариантов.
  Также был создан облегченный пилотажный вариант Як-53, сочетавший компоновку Як-50 с шасси Як-53, с минимальным набором пилотажных приборов и оборудования.
В.Г. Шишкин в передней кабине самолета Як-52 после полета в зону, лето 2015 г.
Для авиаторов-любителей Як-50/52 привлекательны близкими к самолетам Второй мировой войны характеристиками и относительной дешевизной (60 000 долларов). Як-50 произвел фурор в 1976 году на чемпионате мира по высшему пилотажу в Киеве - тогда на нем впервые выступила сборная СССР.
Як-52 аэроклуба в Куркачах
Авиашоу. Большой аэродром, Хабаровск, 13 августа 2006г.
Участники демполетов: Як-52
Як-52TW румынской пилотажной группы "Team lacarii Acrobati" - ежегодно она выступает примерно на 30 шоу, демонстрируя великолепные качества Яков. Самолет с бортовым номером "1" - это Як-18.
Выступает российская пилотажная группа "Первый полет"
Британская пилотажная группа «Yakovlevs» на самолетах Як-50 и Як-52
Учебный Як-52, использовавшийся Грузией. Два таких самолета, действовавшие в качестве разведчиков, были сбиты в 1993 году во время вооруженного конфликта.
Як-52 выпускались заводом IAv (позднее "Aerostar") в Румынии в больших количествах для ВВС и для организации ДОСААФ бывшего Советского Союза.
IAV BACAU YAK-52
...а Як-52 вели "воздушный бой"
The Yakovlev Yak-52, showing the unusual undercarriage arrangement.
Як-52М на МАКС-2003
Як-52М
УТС Як-152
IAV BACAU YAK-52
The Yakovlev Yak-52, showing the unusual undercarriage arrangement.
The Yak-53, which is basically a single-seat version of the Yak-52