Яковлев Як-52
Варианты:
Яковлев - Як-52 - 1974 - Россия
Страна: Россия
Год: 1974


Двухместный учебный самолет для начальной подготовки
Описание:
Aerostar Як-52
Як-50
Фотографии

Aerostar Як-52

Самолет создавался в ОКБ А. С. Яковлева, за основу при проектировании был взят одноместный Як-50. Самолет Як-52 разрабатывался как замена самолета Як-18 для начальной летной подготовки. Впервые полетев в 1979 году, Як-52 показал правильность конструктивных решений, и его производство было передано в рамках кооперации стран социалистического лагеря на завод IAv в Бакау, Румыния.
   Производство там началось в 1979 году, и первый Як-52 взлетел в Бакау в начале 1980 года. Поставки в Советский Союз начались во второй половине 1980 года, а к июню 1992 года IAv выпустил 1600 Як-52 (практически все предназначались для советских ВВС), а план производства предусматривал их выпуск до конца 1998 года.
   У учебного и спортивно-пилотажного самолета Як-52 два кресла расположены одно за другим. Все три колеса трехопорного шасси остаются снаружи фюзеляжа при убранных опорах на случай аварийной посадки. У Як-52 звездообразный двигатель М-14П мощностью 360 л. с. (268 кВт) с винтом В530ТА-Д35, но фирма "Aerostar" (бывшая IAv) выпускала и модернизированный опытный самолет, известный как Condor, с поршневым двигателем Lycoming AEIO-540-L1B5D с мощностью 300 л. с. (224 кВт) и хвостовым оперением измененной конструкции.
   Название компании, управляющей заводом, теперь изменено на "Aerostar SA", а обозначение самолета на английском пишется как Iak-52 вместо Yak-52. Помимо ВВС бывшего СССР этот самолет широко используется в румынских ВВС в качестве учебного самолета для начальной подготовки. В 1994 году 12 самолетов закупила Венгрия.
   Помимо указанных выше стран-операторов в конце 2008 года Як-52 эксплуатировался в погранвойсках Армении, Грузии, Литвы и во вьетнамских ВВС.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Aerostar Як-52

   Тип: двухместный учебный самолет для начальной подготовки
   Силовая установка: один поршневой девятицилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения ВМКВ М-14П мощностью 360 л. с. (268 кВт)
   Летные характеристики: максимальная горизонтальная скорость на уровне моря 285 км/ч; максимальная скорость набора высоты на уровне моря 600 м в минуту; практический потолок 4000 м; дальность 500 км (270 морских миль) на высоте 500 м при максимальным запасе топлива с 20-минутным резервом
   Масса: пустого 1015 кг; максимальная взлетная 1305 кг
   Размеры: размах крыла 9,30 м; длина 7,75 м; высота 2,70 м; площадь крыла 15 м2

Як-50

<...>
   В числе вариантов был двухместный учебно-тренировочный самолет Як-52 с полуубирающимся трехстоечным шасси, выпуск которого был налажен на предприятии «Aerostar» в Румынии, позднее создавшем свои варианты с западным оборудованием: Iak-52W и Iak-52TW. В 2004 году в России был разработан модернизированный Як-52М. К концу 1998 года было построено около 1800 Як-52 всех вариантов.
   Также был создан облегченный пилотажный вариант Як-53, сочетавший компоновку Як-50 с шасси Як-53, с минимальным набором пилотажных приборов и оборудования.
Як-52
В.Г. Шишкин в передней кабине самолета Як-52 после полета в зону, лето 2015 г.
Як-52 из состава АТСК Комсомольска-на-Амуре
Для авиаторов-любителей Як-50/52 привлекательны близкими к самолетам Второй мировой войны характеристиками и относительной дешевизной (60 000 долларов). Як-50 произвел фурор в 1976 году на чемпионате мира по высшему пилотажу в Киеве - тогда на нем впервые выступила сборная СССР.
Як-52 аэроклуба в Куркачах
Авиашоу. Большой аэродром, Хабаровск, 13 августа 2006г.
Участники демполетов: Як-52
Як-52TW румынской пилотажной группы "Team lacarii Acrobati" - ежегодно она выступает примерно на 30 шоу, демонстрируя великолепные качества Яков. Самолет с бортовым номером "1" - это Як-18.
Выступает российская пилотажная группа "Первый полет"
Британская пилотажная группа «Yakovlevs» на самолетах Як-50 и Як-52
Used and new IAv Bacau Yak-52s have become very popular with private owners in Europe and to a lesser extent in North America. In 1985 AE’s sister journal ‘FlyPast’ sponsored former DOSAAF ‘Yellow 15’, appropriately registered as G-CCCP for airshow and fly-in appearances.
Учебный Як-52, использовавшийся Грузией. Два таких самолета, действовавшие в качестве разведчиков, были сбиты в 1993 году во время вооруженного конфликта.
АО «Мотор Сич» совместно с ГП «Ивченко-Прогресс» и ГП «ОКБ авиации общего назначения» показали самолет-демонстратор УТЛ-450, на котором отрабатывают оснащение турбовинтовым двигателем АИ-450 учебно-тренировочного самолета типа Як-52
Як-52 с ОЗ ВВС Литвы. Не ранее 2004 г.
The appropriately painted Royal Navy Flying Club Yak-52 RA-44463 was noted at Hurn on 4/12/97 and Exeter on 16/1/98
Як-52
Як-52
Aerostar (Yakovlev) Iak-52 primary trainer, optimised for inverted advertising (1999)
Як-52 с перспективным российским поршневым двигателем для аэробатики совершил первые пробежки и подлеты
Yak-52 1500 prior to delivery to the USSR in June 1990.
Як-52 выпускались заводом IAv (позднее "Aerostar") в Румынии в больших количествах для ВВС и для организации ДОСААФ бывшего Советского Союза.
IAV BACAU YAK-52
...а Як-52 вели "воздушный бой"
The Yakovlev Yak-52, showing the unusual undercarriage arrangement.
Як-52 Ашхабадского аэроклуба
Focsani-based Romanian Air Force Yak-52 ‘Grey 38’ starts up ready to display at Baneasa in June 1995.
Як-52 с новой литовской маркировкой и госрегистрацией на а. Зокняй. 1995 г.
Предтеча новых ВВС Литвы - перешедший под юрисдикцию местного «Министерства Охраны Края» летный и технический персонал аэроклуба ДОСААФ г. Каунаса. На фоне самолетов Як-52 и Як-18Т, слева направо, Т. Йозапавичиус, В. Кривобокас, А. Каминскас, К. Шалчиус, Д. Мартусевичиус, К. Маркевичиус, Р. Банионис (впоследствии нач. штаба ВВС Литвы, застреленный 16 февраля 1993 г.), 19 сентября 1992 г.
The first Westernised Yak-52, the Condor, at the Aerostar factory, 1992.
5 мая 2020г. пресс-служба АО «Мотор Сич* сообщила о начале испытаний в Запорожье учебно-тренировочного самолета УТЛ-450, которые проводят летчики Харьковского аэроклуба им. В.С. Гризодубовой Сергей Филатов и Сергей Комин». Самолет представляет собой капитально отремонтированный Як-52 (зав. № 9010706), оснащенный турбовинтовым двигателем АИ-450С и 5-лопастным винтом MTV-5. Работы по модернизации машины провело АО «Мотор Сич». Впервые УТЛ-450 был представлен на выставке «Авiасвiт XXI - 2016» в Киеве.
Як-52М
Як-52М на МАКС-2003
Як-52М
 
Актриса Екатерина Вилкова в задней кабине Як-52. Ради пущего реализма в сериал «Истребители» были вставлены крупные планы героев, снятые во время полётов на реальных самолётах
IAV BACAU YAK-52
The Yakovlev Yak-52, showing the unusual undercarriage arrangement.
Aerostar (Yakovlev) Iak-52 tandem two-seat primary trainer (1998)
The Yak-53, which is basically a single-seat version of the Yak-52