Туполев Ту-16К
Варианты:
Туполев - Ту-16К - 1958 - Россия
Страна: Россия
Год: 1958


Описание
Фотографии:

Ч/б фото (100)
Варианты Ту-16

<...>
   Ту-16КС: носитель крылатых ракет КС-1 "Комета"; разработан для авиации ВМФ; установлена аппаратура наведения ракет "Кобальт-Н", сохранено остекление носовой части фюзеляжа
   Ту-16К-10: ракетоносец для авиации ВМФ; одна ракета К-10 подвешивалась под фюзеляжем. Носовая часть фюзеляжа непрозрачная, взамен кабины штурмана смонтирована РЛС, рабочее место оператора РЛС оборудовано в бомбоотсеке; построено 220 самолетов, большинство впоследствии доработано в постановщики помех
   Ту-16К-10-26: небольшое количество Ту-16К-10 доработано в носители ракет КСР-2 и КСР-5С; по одной ракете подвешивалось под консоли крыла
   Ту-16К-11: Ту-16А и Ту-16КС, доработанные в носители экспериментальных ракет КСР-11 и крылатых ракет КСР-2; установлена РЛС "Рубин"
   Ту-16К-26: Ту-16, доработанные в носители ракет К-26, над остеклением кабины штурмана установлена антенна аппаратуры наведения ракеты
<...>
Ту-16КС
Ту-16КС получили в НАТО кодовое обозначение Badger-B
Ракетоносец Ту-16КС в полете
Ракетоносец Ту-16КС
Ракетоносец Ту-16КС ВВС ОАР с подвешенными крылатыми ракетами КС-1 в сопровождении двух МиГ-21Ф-13 пролетает над Каиром во время военного парада. 1965 г.
Пуск ракеты КС-1
Пуск крылатой ракеты КС-1
Подвеска самолета-снаряда "Комета" под крыло самолета-носителя Ту-16КС
“Kennel" air-to-surface missile being loaded under the wing of a Tupolev Tu-16
Самолет-снаряд КС-1 "Комета" и самолет-носитель Ту-16КС
Подвеска КС-1 под Ту-16
Подвеска на Ту-16КС крылатой ракеты КС-1
Подготовка Ту-16КС к вылету
"Kennel" anti-shipping missile under the wing of a Tu-16 bomber of the Indonesian Air Force
Tupolev Tu-16 bomber carrying two "Kennel" anti-shipping missiles
Индонезийский Ту-16КС с двумя крылатыми ракетами КС-1 на внешней подвеске. В сигарообразных обтекателях на килях ракет - радиоаппаратура наведения.
Ту-16КСР
Опытная крылатая ракета КСР
Вид на локатор системы самонаведения КСР-2
Идет подвеска ракет КСР-2
Подвеска ракеты под Ту-16
Ту-16К16 на аэродроме Прилуки, 1968 г.
Опытный экземпляр самолета-ракетоносца Ту-16К-11-16 с самолетами-снарядами КСР-2
Ту-16КСР-2 в НАТО получили кодовое обозначение Badger-G
Бомбометание с Ту-16КСР-2 в боевых порядках на мысе Тык
Пуск ракеты КСР-2
Египетский Ту-16КСР-2 после налета израильской авиации. 5 июня 1967г.
Египетский аэродром Каир-Вест под ударами израильской авиации 5 июня 1967 г. На переднем плане горит Ил-28, за ним, в центре снимка, виден Ту-16.
Советско-египетский экипаж Ту-16
“Badger-G" version of the Tupolev Tu-16 twin-jet bomber, in Egyptian Air Force insignia, with two “Kelt” missiles on underwing launcher
Египетский Ту-16КС с ракетами КСР-2 под крылом
Иракский "стратег" Ту-16КСР-2А в полете.
Египетский или иракский Ту-16, сфотографированный на территории СССР в процессе перегона на Ближний Восток. Первая половина 1960-х гг.
Ракетоносец Ту-16 с ракетами КСР-2
Личный состав 10-й бомбардировочной АЭ ВВС Ирака на фоне Ту-16. Авиабаза Хаббания. Начало 1960-х гг.
Ту-16К-11
The "Badger-G" version of the Tupolev Tu-16, with two "Kelt" missiles on underwing launchers
Антенна станции "Рица"
Кабина пилотов и носовая секция фюзеляжа. На остекленных носовых обтекателях египетских Ту-16КСР-2-11 стояли приметные антенны "Рица". Это часть системы наведения ракет КСР-11. Через плоскую панель остекления в нижней части носового обтекателя штурман мог визуально наводить самолет с помощью бомбового прицела. В аварийной ситуации оба пилота катапультировались вверх, а все остальные члены экипажа - вниз. Все кабины экипажа герметизированы.
The exact purpose of the inverted-T device on the extreme nose to be seen in the photograph has not been revealed.
Египетский Ту-16К-11 с ракетой КСР-2
The Tu-16s remaining in service with the EAF are now more symbolic than practical, an AS-5 Kelt-equipped Badger-G version being illustrated. Note the handling trolley for the Kelt missile.
Защитное вооружение. Самолет Ту-16 вооружался шестью 23-мм спаренными пушками АМ-23, установленными в надфюзеляжной, подфюзеляжной и кормовой стрелковых установках и одной неподвижной курсовой пушкой, закрепленной по правому борту. Турели с электроприводами управлялись дистанционно. Надфюзеляжная установка могла наводиться штурманом-оператором, подфюзеляжная - стрелком-радистом, ведущим наблюдение из обоих бортовых блистеров. Кормовой стрелок (командир огневых установок) наводил заднюю стрелковую установку и мог управлять всеми тремя турельными пушечными установками. На модификациях самолета носовую пушку часто снимали для освобождения места для нового оборудования, либо для удержания центра тяжести в допустимых пределах. Для ведения экипажем прицельного огня в задней полусфере в условиях плохой видимости самолеты оснащались системой орудийной наводки с прицельной радиолокационной станцией ПРС-1 "Аргон".
AS-5 “Kelt” rocket-powered air-to-surface stand-off missile, developed from “Kennel” under port wing of Tu-16 bomber
Ракета КСР-2 "Радуга" (код НАТО AS-5 "Kelt") класса "воздух-поверхность" была разработана в начале 1960-х годов как развитие ракеты КС-1 "Комета". Ту-16 мог наносить удары самонаводящимися крылатыми ракетами КСР-2 с дальности 160-170 км от намеченной цели. Длина ракеты - 8,65 м, размах крыла - 4,5 м, масса - 4000 кг. Она могла оснащаться ядерной БЧ либо 850-кг обычной фугасно-кумулятивной боеголовкой ФК-2. Ракета оснащалась реактивным двигателем тягой 11,90 кН на форсаже или 6,93 кН для крейсерского полета.
Египетский Ту-16К-11 с ракетой КСР-2.
Двигатели и крыло. Воздухозаборники и двигатели Ту-16 устанавливались вплотную к фюзеляжу. Ось установки двигателей отклонялась наружу для снижения влияния на хвостовую часть фюзеляжа и уменьшения асимметрии тяги при выходе из строя одного из них. Первоначальная установка двигателей близко к фюзеляжу вызвала чрезмерное торможение. Для его преодоления конструкторы отказались от круглого сечения фюзеляжа в месте установки двигателей, сделав бока фюзеляжа и бомбового отсека вертикальными. Это снизило площадь поперечного сечения на одну треть, а конструкция фюзеляжа стала соответствовать правилу площадей. Воздушный поток в воздухозаборниках разделялся на два канала, один проходил через кессон крыла, другой - под ним. Относительная толщина профиля крыла снижалась от 12,5% у корня до 7,2% у законцовок. Главные кессоны крыла использовались в качестве интегральных топливных баков. Снижению индуктивного сопротивления способствовали два аэродинамических гребня, один в месте изменения угла стреловидности по передней кромке, другой - вровень с местом стыка закрылка и элерона. В самолетах, приспособленных для подвески ракет под крылом, имелся вырез в закрылках для стабилизатора ракеты, а также два гребня на верхней плоскости.
Силовая установка АМ-3/РД-3. Двигатель АМ-3/РД-3 сконструирован в конце 1940-х годов. Группу конструкторов возглавлял С.Ф.Зубец, курировал С.К.Туманский, заместитель начальника в конструкторском бюро А.А.Микулина. Под маркой М-209 этот двигатель впервые заработал в 1950 году. К январю 1952 года обладавший большими резервами двигатель развил тягу 66,18 кН. В РД-3 стоял восьмиступенчатый осевой компрессор со степенью сжатия 6,4. Двигатель был большим, простым и доказал свою надежность и легкость в управлении. На ранние Ту-16 ставили двигатели АМ-ЗА тягой в 85,0 кН, на поздние самолеты - двигатели Туманского РД-ЗМ-500 повышенной тягой 93,0 кН. Копию этого двигателя под индексом WP8 выпускала в Китае фирма "Wopen" для большого парка китайских Xian Н-6.
Ту-16К-11 выполняет полет с одной ракетой КСР-11
Ту-16К-11 с ракетой КСР
Ту-16К-11-16 с РЛС "Рица" и ракетами КСР-2 во время показа авиационных вооружений ВМФ в начале 70-х гг. Рапорт командира принимает Д.Ф.Устинов.
Ту-16К-26
Ракетоносец Ту-16К-26. Самолеты этого семейства в НАТО обозначались Badger-G mod
Ракета КСР-5 под крылом Ту-16 в монинском музее ВВС
Ту-16
Взлетает Ту-16К-26 из 1-й АЭ (бортовой номер 08 "голубой"). Под левой консолью подвешена ракета КСР-5, под правой - ее весовой макет. Прилуки, середина 80-х гг.
Ту-16К-10-26 в полете над Японским морем
Под крылом Ту-16 подвешивались очень большие ракеты. КСР-2, KC-10 и КСР-5, разработанные в МКБ "Радуга", по размерам не уступали некоторым истребителям.
Ракеты КСР-5 и КСР-11 под крылом Ту-16К-26
Ту-16К-26 из 184-го Гв. ТБАП
Регламентные работы на Ту-16К-26 в ТЭЧ 184-го ГвТБАП
Носитель радиоуправляемых мишеней Ту-16К-26 зав. N 1883704. 1-я АЭ 99 Гвардейского Забайкальского ОРАП 1076 ЦАО (Испытаний ЗРК) войск ПВО. На базе Приозерск (Сары-Шаган), Казахстан, конец 1980-х.
Носитель радиоуправляемых мишеней Ту-16К-26 зав. N 1883704. 1-я АЭ 99 Гвардейского Забайкальского ОРАП 1076 ЦАО (Испытаний ЗРК) войск ПВО. После ремонта на АРЗ N 12 в Хабаровске.
Носитель радиоуправляемых мишеней Ту-16К-26 зав. N 1883704. 1-я АЭ 99 Гвардейского Забайкальского ОРАП 1076 ЦАО (Испытаний ЗРК) войск ПВО. На базе хранения в Белой Церкви, Украина, начало 1990-х.
Ту-16К-26Б с 250-кг бомбами на внешней подвеске
Ту-16К-10
Бомбардировщик-ракетоносец Ту-16К-10
Ту-16 обладал не столь футуристическим, как его американский аналог B-47, обликом, однако оказался куда более удачным и долговечным.
Tupolev Tu-16 reconnaissance bomber with nose radome and flight refuelling equipment in port wing-tip extension
Ту-16К-10 над «Сторожевым», которого сопровождает пограничный корабль.
Ту-16К-10 с ракетой К-10С в выпущенном (вверху) и транспортировочном положениях. Ракета получила в НАТО обозначение Klipper, а сам Ту-16К-10 - Badger-C
Второй опытный Ту-16К-10 с ракетой К-10 под фюзеляжем
Ту-16К с ракетой К-10
Ракетоносец Ту-16К-10
Ту-16К-10 идут под прикрытием постановщиков помех и разведчиков
В воздухе Ту-16К-10 с ракетой К-10 под фюзеляжем
Самолет-ракетоносец Ту-16К-10 с самолетом-снарядом К-10С
Ту-16К-10 с подвешенной ракетой К-10С.
Крылатая ракета К-10С, составлявшая основу ударной мощи морской авиации, под фюзеляжем Ту-16 - вид снизу
Этапы сброса противокорабельной крылатой ракеты КС-10 с самолета-носителя Ту-16К-10
Пуск ракеты с Ту-16
Наземное обслуживание Ту-16К-10 Тихоокеанского флота
Ту-16К-10 дозаправляется методом "с крыла на крыло" от Ту-16З
Отработка дозаправки в полете
Дозаправка Ту-16 топливом в полете
Дозаправка в полете
Ту-16К-10-26
Ту-16К-10-26 получил в НАТО обозначение Badger-C mod
Although now ageing, the Tu-16 Badger-C, seen here with an AS-6 Kingfish missile under the port wing, still occupies an important place in the SovAir inventory.
Ту-16К-10-26 с тремя подвешенными ракетами: одной К-10 и двумя К-26
В полете пара бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16К-10-26 авиации Северного флота
Предварительная подготовка Ту-16К-10-26 из 2-й АЭ 124-го МРАП ВВС ЧФ. Аэродром Гвардейское, Крым
Подвеска КСР-5 под ракетоносец
Ракеты КСР-5П под крылом Ту-16К-26П
Осмотр радиолокационной станции ЕН
Конечно, дальности Ту-16 сильно не хватало для нанесения ядерных ударов по целям "вероятного противника", находившимся за океаном, однако и в случае начала полномасштабной войны в середине 50-х годов бомбардировщики, даже имевшие необходимую дальность, превращались в большинстве своем в одноразовые носители, а потому цель перед экипажами стояла она - долететь любой ценой.
Оснащенные тяжелыми крылатыми ракетами Ту-16К вскоре превратились в главную и очень серьезную угрозу американским авианосцам, что в свою очередь вызвало создание в США все более мощных палубных перехватчиков, одним из которых стал F-4 "Фантом II".
Ту-16. Тушино, 1961г.
ЛЛ
Летающая лаборатория 17ЛЛ-2
Детали
Балочный держатель БД-352
Бомбовые держатели БД-4-16-52 (слева) и БДЗ-16К