Airbus A300
Варианты:
Airbus - A300 - 1972 - International
Страна: International
Год: 1972


Ближне- и среднемагистральный самолет большой пассажировместимости
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (32)
Airbus Industrie A300

   В 1965-1966 годах различные объединения европейских авиастроительных фирм предлагали аванпроекты нового пассажирского самолета небольшой дальности. "Hawker Siddeley", "Breguet" и "Nord" предложили пять различных проектов, самый большой интерес из которых вызвал рассчитанный на перевозку 200-300 пассажиров проект HBN-100, в котором предусматривалось использование новейших двухконтурных двигателей. Фирма "Sud" вышла с очень похожим проектом 241/269-местного самолета Galion, проект был выполнен в кооперации с фирмой "Dassault". Именно эти два проекта получили дальнейшее развитие, причем даже на ранней стадии полномасштабного проектирования мало кто сомневался в необходимости широкого международного сотрудничества. К консорциуму по созданию европейского самолета на основе проекта HBN-100 присоединилась Западная Германия. Для участия в проекте в Западной Германии было создано предприятие "Arbeitsgemeinschaft Airbus", которое с 4 сентября 1967 года стало именоваться "Deutsche Airbus GmbH". Британским участником проекта стала фирма "Hawker Siddeley". Францию представляла фирма "Sud", которая обладала большим опытом совместных работ с британской промышленностью в ходе реализации программы сверхзвукового самолета Concorde.
   28 мая 1969 года Франция и ФРГ приняли решение о присвоении самолету обозначения A300. Сборка первого самолета началась в сентябре 1969 года. Из-за отсутствия гарантированных заказов на самолет британское правительство отказалось от участия в дальнейших работах по A300. Однако, на свой страх и риск, фирма "Hawker Siddeley" разделила риски создания самолета. Позже к программе присоединились Голландия и Испания (соответственно фирмы "Fokker-VFW" и "CASA"). В декабре 1970 года для разработки и производства самолетов A300 был создан консорциум "Airbus Industrie", фирма "Aerospatiale", поглотившая "Sud-Aviation", отвечала за изготовление передней части фюзеляжа, нижней центральной секции фюзеляжа и пилонов двигателей, а также за окончательную сборку самолетов. Большая часть фюзеляжа и вертикальное хвостовое оперение производились фирмой "Deutsche Airbus". Фирма "Hawker Siddeley" (ныне "BAE Systems") разработала крыло, а совместно с фирмой "Fokker-VFW" отвечала за изготовление всех поверхностей управления крыла, фирма "CASA" собирала горизонтальное оперение, выпускала двери фюзеляжа и створки ниш шасси.
   На самолет A300 решили установить два двигателя General Electric CF6. Двигатели монтировались на пилонах под крылом. Лицензия на сборку двигателей была получена французской фирмой "SNECMA", к сборке двигателей также привлекли германскую фирму "MTU".
   С момента начала сборки прототипа в 1969 году, в конструкцию самолета внесли лишь одно серьезное изменение - увеличили на 8 см диаметр фюзеляжа, чтобы стала возможной перевозка грузовых контейнеров американского стандарта.
   Отличительной чертой A300 стало разработанное фирмой "Hawker Siddeley" совершенно новое крыло умеренной стреловидности (28" по линии четверти хорд). Профиль крыла был выбран так, что подъемная сила равномерно распределялась по всей хорде, что позволило сделать крыло толще и эффективнее на малых скоростях полета. Элероны на взлете и посадке отклоняются вниз вместе с закрылками; на закрылки типа Фаулера в выпущенном положении приходится 25% хорды крыла.
   Конфигурация самолета выбиралась заказчикам. По желанию авиакомпании самолет изготавливался в разных вариантах - для перевозки от 220 до 336 пассажиров, при этом кресла можно было ставить в ряд по шесть, семь, восемь или девять, шаг кресел также определялся заказчиком. Летный экипаж состоял из трех человек. Первый A300A1 выполнил первый полет 28 октября 1972 года, второй аналогичный самолет поднялся в воздух 5 февраля 1973 года. Первые два A300B2 (эталон базового серийного варианта) полетели соответственно 28 июня и 20 ноября 1973 года. До получения 15 марта 1974 года французского и западногерманского сертификатов летной годности четыре самолета налетали 1600 часов. Сертификат Федеральной авиационной администрации (FAA) США был получен 30 мая 1974 года. Эксплуатацию самолета A300B2 авиакомпания "Air France" начала 30 мая 1974 года на линии Париж - Лондон. Самолет быстро зарекомендовал себя как надежный, экономичный и простой в обслуживании.
   Судьбоносным для самолета стал 1978 год, когда авиакомпания "Eastern Air Lines" взяла в лизинг на шесть месяцев четыре A300B4, а потом сделала заказ на постройку еще 25 самолетов с опционом в девять дополнительных машин. В 1978 году было заказано 70 самолетов, а заказы еще на 27 машин зарезервированы - портфель заказов вырос более чем в два раза. В 1978 году было принято решение о разработке самолета A310, риск участия в проекте согласилось разделить правительство Великобритании. Всего было построено 561 самолетов A300, последний из которых заказчик получил в 2007 году.
   Финальный вариант A300-600 был разработан на базе A300B4-200, первый полет A300-600 выполнил 8 июля 1983 года. За счет использования хвостовой части фюзеляжа от A310 удалось увеличить пассажировместимость и объем грузовой кабины. В целях снижения массы планера часть конструкций крыла изготовили из композитов, установили упрощенные закрылки Фаулера, полностью обновили оборудование кабины, сократив летный экипаж до двух человек. Самолет A300-600 начал эксплуатироваться в варианте с двигателями JT9D-7R4H1, в 1985 году появилась усовершенствованная модификация с двигателями CF6-80C2 или Pratt & Whitney PW4000; самолеты данной модели получили углеродные тормоза колес шасси, новые законцовки крыла, новое приборное оборудование кабины. В 1988 году в серию пошел A300-600R с увеличенной дальностью полета (дополнительные топливные баки сделали в стабилизаторе). Грузопассажирский A300-600 Convertible мог перевозить до 375 пассажиров или 46590 кг груза. Грузовой A300-600 Freighter предназначался для перевозки груза массой до 55 017 кг.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airbus A300-600 Improved

   Тип: ближне- и среднемагистральный самолет большой пассажировместимости
   Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя General Electric CF6-80C2A1 тягой по 262,45 кН
   Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 9145 м 875 км/ч; практический потолок 12190 м; дальность полета с 266 пассажирами и багажом 6852 км
   Массы: пустого снаряженного 90115 кг; максимальная взлетная 165000 кг
   Размеры: размах крыла 44,84 м; длина 54,08 м; высота 16,53 м; площадь крыла 260,00 M2
   Нагрузка: 266-375 пассажиров или до 39 885 кг груза
To faciliate transportation of A300B components from the various manufacturing points to the final assembly line at Toulouse, Airbus Industrie purchased a Super Guppy 201. Its capacity is shown by this picture of the A300B fatigue test airframe being loaded.
The General Electric CF6-50 engine pods for the A300B - shown here when first installed on the prototype in April 1972 - are made in the USA by Rohr and are identical with the underwing pods used on the McDonnell Douglas DC10 Srs 30.
The first A300B to enter the flight test programme is to the original B-1 standard, although it now appears that this version will not be produced, airlines preferring the somewhat longer B-2. Seen here in final assembly, the first A300B is expected to fly in November 1972.
The Airbus Industrie A300B impressive with its lack of noise
First B4 version of the Airbus Industrie A300 twin-turbofan wide-bodied transport aircraft
8 июля 1983г.: первый полет прототипа (F-WZLR) лайнера A300-600 - усовершенствованного варианта A300B4-200 с увеличенной пассажировместимостью.
The General Electric CF6, in its -80C2 version, will become available in June 1985 with ratings of up to 62,000 lb st (28 123 kgp). The Airbus A300-600 (photo) is among the transports it will power.
Aerocondor’s first Airbus A300B4 was delivered to the airline on December 10, 1977, and began operation on routes between Colombia and Miami three days later.
This A300B1 was leased by TEA of Belgium to Air Algerie during the Winter of 1974-75. With a nine-abreast 323-passenger layout, it was used to carry pilgrims on the annual journey to Mecca
A300 Airbus. Quietest, thriftiest, wide-body jet in service. Wing design and construction by Hawker Siddeley.
Airbus A300B4-200.
The fourth preseries A300 in Air France livery. Orders have now reached 48 and Air France have taken delivery of their third.
Ninth Airbus for Air France, and first to appear in the new livery (blue, white, red fin stripes). F-BVGI is an A300B-4 and was delivered in March. Airbus sales total thirty-seven plus twenty-three options - and Eastern Airlines are now leasing four
Airbus A-300B2 taking off from Heathrow on the second leg of its first commercial service with Air France
First flight of the Airbus A300-600R, extended-range version of the largest wide-body twin-jet airliner currently in production, took place at Toulouse on 9th December 1987. The aircraft is the first of 25 for American Airlines, powered by General Electric CF6-80C2s
First of the four A300B-4 Airbuses which Eastern Airlines are acquiring on lease. It is due to be put into service in November 1977
Egyptair Airbus A300B4.
Когда заказов на A300 было много, "Airbus" разработала конвертируемый грузопассажирский вариант A300C4. Первым его покупателем стала западногерманская "Hapag-Lloyd", начавшая эксплуатацию A300C4 в 1980 году.
Airbus A300-600R.
On March 23, 1976 an Airbus A300 of Lufthansa landed at London Airport on its first visit to Britain. Services from Frankfurt to London will commence on April 1. The airline has purchased four A300s and has options on another eight.
Olympic Airways Airbus A300B4.
Требования авиакомпании "South African Airways" привели к появлению модели A300B2K с закрылками Крюгера, улучшившими взлетно-посадочные качества самолета в условиях жары и высокогорья. Эксплуатация машины начата в 1976 году.
South African Airways first A300 B2K arrived in Johannesburg on November 25, 1976. Four B2Ks have now been delivered, and the type has been introduced on high-density routes from Johannesburg to Cape Town and Durban.
South African Airways' first A300-B2K Airbus arrived in Johannesburg on 25th November 1976 and has now been joined by the second aircraft, ZS-SDB (illus.). S.A.A have four on order
First of four A300B-4 Airbuses for Thai Airways International, seen in French test marks F-WNDC, was delivered to Bangkok in October 1977
Thai International took delivery of the first of four Airbus Industrie A300B4s at the end of October 1977, and their aircraft will be maintained by the KSSU group under SAS control.
First of four A300B-4 Airbuses for Thai Airways International, in temporary marks F-WNDC, will be delivered next month
Airbus A300B4 in Trans Australian livery during an impressive take-off.
DHL Airways took delivery of the first of six Airbus A300B4 freighter conversions from British Aerospace Aviation Services at Filton on August 16, 1999. The aircraft, capable of carrying some 45 tonnes of cargo, will operate from DHL’s Cincinnati base.
Helicopter's eye-view of the static park. Large types included Gulf Air Lockheed TriStar A40-TY (nearest). Imperial Iranian A.F. Boeing 707 tanker/ transport 5-249. BAC/Aerospatiale Concorde G-BBDG. and (facing each other) Hawker Siddeley Nimrod XZ282 and A300B-2 Airbus F-WUAD
A general view of the static park on the dismal morning of Tuesday, September 5, 1978, with the A300 F-WUAD in the foreground and the exhibition halls and chalets in the background.