Airbus A300
Варианты:
Airbus - A300 - 1972 - International
Страна: International
Год: 1972


Ближне- и среднемагистральный самолет большой пассажировместимости
Описание
Фотографии:

Обломки (2)
Airbus Industrie A300

   В 1965-1966 годах различные объединения европейских авиастроительных фирм предлагали аванпроекты нового пассажирского самолета небольшой дальности. "Hawker Siddeley", "Breguet" и "Nord" предложили пять различных проектов, самый большой интерес из которых вызвал рассчитанный на перевозку 200-300 пассажиров проект HBN-100, в котором предусматривалось использование новейших двухконтурных двигателей. Фирма "Sud" вышла с очень похожим проектом 241/269-местного самолета Galion, проект был выполнен в кооперации с фирмой "Dassault". Именно эти два проекта получили дальнейшее развитие, причем даже на ранней стадии полномасштабного проектирования мало кто сомневался в необходимости широкого международного сотрудничества. К консорциуму по созданию европейского самолета на основе проекта HBN-100 присоединилась Западная Германия. Для участия в проекте в Западной Германии было создано предприятие "Arbeitsgemeinschaft Airbus", которое с 4 сентября 1967 года стало именоваться "Deutsche Airbus GmbH". Британским участником проекта стала фирма "Hawker Siddeley". Францию представляла фирма "Sud", которая обладала большим опытом совместных работ с британской промышленностью в ходе реализации программы сверхзвукового самолета Concorde.
   28 мая 1969 года Франция и ФРГ приняли решение о присвоении самолету обозначения A300. Сборка первого самолета началась в сентябре 1969 года. Из-за отсутствия гарантированных заказов на самолет британское правительство отказалось от участия в дальнейших работах по A300. Однако, на свой страх и риск, фирма "Hawker Siddeley" разделила риски создания самолета. Позже к программе присоединились Голландия и Испания (соответственно фирмы "Fokker-VFW" и "CASA"). В декабре 1970 года для разработки и производства самолетов A300 был создан консорциум "Airbus Industrie", фирма "Aerospatiale", поглотившая "Sud-Aviation", отвечала за изготовление передней части фюзеляжа, нижней центральной секции фюзеляжа и пилонов двигателей, а также за окончательную сборку самолетов. Большая часть фюзеляжа и вертикальное хвостовое оперение производились фирмой "Deutsche Airbus". Фирма "Hawker Siddeley" (ныне "BAE Systems") разработала крыло, а совместно с фирмой "Fokker-VFW" отвечала за изготовление всех поверхностей управления крыла, фирма "CASA" собирала горизонтальное оперение, выпускала двери фюзеляжа и створки ниш шасси.
   На самолет A300 решили установить два двигателя General Electric CF6. Двигатели монтировались на пилонах под крылом. Лицензия на сборку двигателей была получена французской фирмой "SNECMA", к сборке двигателей также привлекли германскую фирму "MTU".
   С момента начала сборки прототипа в 1969 году, в конструкцию самолета внесли лишь одно серьезное изменение - увеличили на 8 см диаметр фюзеляжа, чтобы стала возможной перевозка грузовых контейнеров американского стандарта.
   Отличительной чертой A300 стало разработанное фирмой "Hawker Siddeley" совершенно новое крыло умеренной стреловидности (28" по линии четверти хорд). Профиль крыла был выбран так, что подъемная сила равномерно распределялась по всей хорде, что позволило сделать крыло толще и эффективнее на малых скоростях полета. Элероны на взлете и посадке отклоняются вниз вместе с закрылками; на закрылки типа Фаулера в выпущенном положении приходится 25% хорды крыла.
   Конфигурация самолета выбиралась заказчикам. По желанию авиакомпании самолет изготавливался в разных вариантах - для перевозки от 220 до 336 пассажиров, при этом кресла можно было ставить в ряд по шесть, семь, восемь или девять, шаг кресел также определялся заказчиком. Летный экипаж состоял из трех человек. Первый A300A1 выполнил первый полет 28 октября 1972 года, второй аналогичный самолет поднялся в воздух 5 февраля 1973 года. Первые два A300B2 (эталон базового серийного варианта) полетели соответственно 28 июня и 20 ноября 1973 года. До получения 15 марта 1974 года французского и западногерманского сертификатов летной годности четыре самолета налетали 1600 часов. Сертификат Федеральной авиационной администрации (FAA) США был получен 30 мая 1974 года. Эксплуатацию самолета A300B2 авиакомпания "Air France" начала 30 мая 1974 года на линии Париж - Лондон. Самолет быстро зарекомендовал себя как надежный, экономичный и простой в обслуживании.
   Судьбоносным для самолета стал 1978 год, когда авиакомпания "Eastern Air Lines" взяла в лизинг на шесть месяцев четыре A300B4, а потом сделала заказ на постройку еще 25 самолетов с опционом в девять дополнительных машин. В 1978 году было заказано 70 самолетов, а заказы еще на 27 машин зарезервированы - портфель заказов вырос более чем в два раза. В 1978 году было принято решение о разработке самолета A310, риск участия в проекте согласилось разделить правительство Великобритании. Всего было построено 561 самолетов A300, последний из которых заказчик получил в 2007 году.
   Финальный вариант A300-600 был разработан на базе A300B4-200, первый полет A300-600 выполнил 8 июля 1983 года. За счет использования хвостовой части фюзеляжа от A310 удалось увеличить пассажировместимость и объем грузовой кабины. В целях снижения массы планера часть конструкций крыла изготовили из композитов, установили упрощенные закрылки Фаулера, полностью обновили оборудование кабины, сократив летный экипаж до двух человек. Самолет A300-600 начал эксплуатироваться в варианте с двигателями JT9D-7R4H1, в 1985 году появилась усовершенствованная модификация с двигателями CF6-80C2 или Pratt & Whitney PW4000; самолеты данной модели получили углеродные тормоза колес шасси, новые законцовки крыла, новое приборное оборудование кабины. В 1988 году в серию пошел A300-600R с увеличенной дальностью полета (дополнительные топливные баки сделали в стабилизаторе). Грузопассажирский A300-600 Convertible мог перевозить до 375 пассажиров или 46590 кг груза. Грузовой A300-600 Freighter предназначался для перевозки груза массой до 55 017 кг.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airbus A300-600 Improved

   Тип: ближне- и среднемагистральный самолет большой пассажировместимости
   Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя General Electric CF6-80C2A1 тягой по 262,45 кН
   Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 9145 м 875 км/ч; практический потолок 12190 м; дальность полета с 266 пассажирами и багажом 6852 км
   Массы: пустого снаряженного 90115 кг; максимальная взлетная 165000 кг
   Размеры: размах крыла 44,84 м; длина 54,08 м; высота 16,53 м; площадь крыла 260,00 M2
   Нагрузка: 266-375 пассажиров или до 39 885 кг груза
11.02.2000г., A-300B4-203, Air Afrique. Дакар (Сенегал), жертв нет
Авиалайнер A300, сожженный в аэропорту Триполи