Airbus A300
Варианты:
Airbus - A300 - 1972 - International
Страна: International
Год: 1972


Ближне- и среднемагистральный самолет большой пассажировместимости
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (25)
Airbus Industrie A300

   В 1965-1966 годах различные объединения европейских авиастроительных фирм предлагали аванпроекты нового пассажирского самолета небольшой дальности. "Hawker Siddeley", "Breguet" и "Nord" предложили пять различных проектов, самый большой интерес из которых вызвал рассчитанный на перевозку 200-300 пассажиров проект HBN-100, в котором предусматривалось использование новейших двухконтурных двигателей. Фирма "Sud" вышла с очень похожим проектом 241/269-местного самолета Galion, проект был выполнен в кооперации с фирмой "Dassault". Именно эти два проекта получили дальнейшее развитие, причем даже на ранней стадии полномасштабного проектирования мало кто сомневался в необходимости широкого международного сотрудничества. К консорциуму по созданию европейского самолета на основе проекта HBN-100 присоединилась Западная Германия. Для участия в проекте в Западной Германии было создано предприятие "Arbeitsgemeinschaft Airbus", которое с 4 сентября 1967 года стало именоваться "Deutsche Airbus GmbH". Британским участником проекта стала фирма "Hawker Siddeley". Францию представляла фирма "Sud", которая обладала большим опытом совместных работ с британской промышленностью в ходе реализации программы сверхзвукового самолета Concorde.
   28 мая 1969 года Франция и ФРГ приняли решение о присвоении самолету обозначения A300. Сборка первого самолета началась в сентябре 1969 года. Из-за отсутствия гарантированных заказов на самолет британское правительство отказалось от участия в дальнейших работах по A300. Однако, на свой страх и риск, фирма "Hawker Siddeley" разделила риски создания самолета. Позже к программе присоединились Голландия и Испания (соответственно фирмы "Fokker-VFW" и "CASA"). В декабре 1970 года для разработки и производства самолетов A300 был создан консорциум "Airbus Industrie", фирма "Aerospatiale", поглотившая "Sud-Aviation", отвечала за изготовление передней части фюзеляжа, нижней центральной секции фюзеляжа и пилонов двигателей, а также за окончательную сборку самолетов. Большая часть фюзеляжа и вертикальное хвостовое оперение производились фирмой "Deutsche Airbus". Фирма "Hawker Siddeley" (ныне "BAE Systems") разработала крыло, а совместно с фирмой "Fokker-VFW" отвечала за изготовление всех поверхностей управления крыла, фирма "CASA" собирала горизонтальное оперение, выпускала двери фюзеляжа и створки ниш шасси.
   На самолет A300 решили установить два двигателя General Electric CF6. Двигатели монтировались на пилонах под крылом. Лицензия на сборку двигателей была получена французской фирмой "SNECMA", к сборке двигателей также привлекли германскую фирму "MTU".
   С момента начала сборки прототипа в 1969 году, в конструкцию самолета внесли лишь одно серьезное изменение - увеличили на 8 см диаметр фюзеляжа, чтобы стала возможной перевозка грузовых контейнеров американского стандарта.
   Отличительной чертой A300 стало разработанное фирмой "Hawker Siddeley" совершенно новое крыло умеренной стреловидности (28" по линии четверти хорд). Профиль крыла был выбран так, что подъемная сила равномерно распределялась по всей хорде, что позволило сделать крыло толще и эффективнее на малых скоростях полета. Элероны на взлете и посадке отклоняются вниз вместе с закрылками; на закрылки типа Фаулера в выпущенном положении приходится 25% хорды крыла.
   Конфигурация самолета выбиралась заказчикам. По желанию авиакомпании самолет изготавливался в разных вариантах - для перевозки от 220 до 336 пассажиров, при этом кресла можно было ставить в ряд по шесть, семь, восемь или девять, шаг кресел также определялся заказчиком. Летный экипаж состоял из трех человек. Первый A300A1 выполнил первый полет 28 октября 1972 года, второй аналогичный самолет поднялся в воздух 5 февраля 1973 года. Первые два A300B2 (эталон базового серийного варианта) полетели соответственно 28 июня и 20 ноября 1973 года. До получения 15 марта 1974 года французского и западногерманского сертификатов летной годности четыре самолета налетали 1600 часов. Сертификат Федеральной авиационной администрации (FAA) США был получен 30 мая 1974 года. Эксплуатацию самолета A300B2 авиакомпания "Air France" начала 30 мая 1974 года на линии Париж - Лондон. Самолет быстро зарекомендовал себя как надежный, экономичный и простой в обслуживании.
   Судьбоносным для самолета стал 1978 год, когда авиакомпания "Eastern Air Lines" взяла в лизинг на шесть месяцев четыре A300B4, а потом сделала заказ на постройку еще 25 самолетов с опционом в девять дополнительных машин. В 1978 году было заказано 70 самолетов, а заказы еще на 27 машин зарезервированы - портфель заказов вырос более чем в два раза. В 1978 году было принято решение о разработке самолета A310, риск участия в проекте согласилось разделить правительство Великобритании. Всего было построено 561 самолетов A300, последний из которых заказчик получил в 2007 году.
   Финальный вариант A300-600 был разработан на базе A300B4-200, первый полет A300-600 выполнил 8 июля 1983 года. За счет использования хвостовой части фюзеляжа от A310 удалось увеличить пассажировместимость и объем грузовой кабины. В целях снижения массы планера часть конструкций крыла изготовили из композитов, установили упрощенные закрылки Фаулера, полностью обновили оборудование кабины, сократив летный экипаж до двух человек. Самолет A300-600 начал эксплуатироваться в варианте с двигателями JT9D-7R4H1, в 1985 году появилась усовершенствованная модификация с двигателями CF6-80C2 или Pratt & Whitney PW4000; самолеты данной модели получили углеродные тормоза колес шасси, новые законцовки крыла, новое приборное оборудование кабины. В 1988 году в серию пошел A300-600R с увеличенной дальностью полета (дополнительные топливные баки сделали в стабилизаторе). Грузопассажирский A300-600 Convertible мог перевозить до 375 пассажиров или 46590 кг груза. Грузовой A300-600 Freighter предназначался для перевозки груза массой до 55 017 кг.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airbus A300-600 Improved

   Тип: ближне- и среднемагистральный самолет большой пассажировместимости
   Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя General Electric CF6-80C2A1 тягой по 262,45 кН
   Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 9145 м 875 км/ч; практический потолок 12190 м; дальность полета с 266 пассажирами и багажом 6852 км
   Массы: пустого снаряженного 90115 кг; максимальная взлетная 165000 кг
   Размеры: размах крыла 44,84 м; длина 54,08 м; высота 16,53 м; площадь крыла 260,00 M2
   Нагрузка: 266-375 пассажиров или до 39 885 кг груза
A technician works on a large semi-span model of the A300B in the 15ft low-speed windtunnel at the Hawker Siddeley factory at Hatfield. Developed by what was essentially the former de Havilland part of the company, the A300B’s innovative supercritical aerofoil played a major part in making the aircraft the world’s most advanced airliner on its introduction.
An artist’s impression of an A300 in BEA’s distinctive "red square" livery, complete with scarlet wing panels, as used for the opening illustration for an article entitled “The Case for the European Airbus” in a Hawker Siddeley Review in 1968. In the event, Airbus would never see one of its aircraft in BEA colours. Or would it..?
UPS is latest A300 freighter customer; artist's impression shows aircraft in house colours (1999)
An artist's impression os S3's Airbus A300 and SOAR launch system in flight.
A Hawker Siddeley impression of the A-300 Airbus in its latest, slimmer configuration. Fuselage diameter has been cut from 21 ft. to 19 ft. 7 in., and the rear-end fined down - mods, which, with more powerful Rolls-Royce RB.207s, will increase performance
An impression of the A-300B Airbus (still bearing the British flag!)
Airbus A300B
Airbus Industrie A300-600R
Two-class A300-600 interior for 26 first and 240 economy class passengers (1999)
Airbus A300-600 Flight Control Surfaces. Each wing of the A300-600 has three-segment, two- position leading edge slats, Krueger flap at the leading edge wing root, three trailing edge flaps, an all-speed aileron and seven spoilers. The flaps occupy 84% of the trailing edge and increase the wing chord by 25%.
1&2. Speed brake; 3. Roller spoiler; 4. All-speed aileron; 5. Outboard flaps; 6. Inboard flap; 7. Notch; 8. Slats; 9. Rudder; 10&11. Elevator; 12. Trimmable tailplane; 13. Krueger flap.
Some of the stages in the evolution of the Airbus A300B: The Hawker Siddeley HS.132 which was derived from the Trident; the Nord 600 with "horizontal double bubble" fuselage; the Breguet Br 124 with "vertical double bubble" fuselage and the HS.134 which led to the HBN 100.
Sud joined Hawker Siddeley, together with the German Airbus group, to evolve the big A300 (upper). This was followed by the A300B (lower).
The Hawker Siddeley/Breguet/Nord HBN 100.
The Sud Galion which was independent submission for an airbus-type aircraft.
Airbus A-300B2 wide-bodied short/medium-range transport
Airbus A300B2 wide-bodied short/medium-range transport
A300B now stretched to A300B-2.
Airbus A300-600R wide-bodied transport (two GE CF6-80C2 turbofans) (1993)
The A300-600, with CF6-50 engines.
Airbus A300-600F
Derived from the work on horizontal double bubble layouts by Nord, the HBN 101 shown here was studied in some detail as alternative to the HBN 100, but was considered to require higher development costs.
The Airbus Industrie line of development includes the A300 and A310, already launched, with the A320 likely to go ahead soon. Less certainty surrounds the TA9, TA11 and TA12 projects, which ring the changes on body length, wing size and number of engines.