ATR ATR 42
Варианты:
ATR - ATR 42 - 1984 - International
Страна: International
Год: 1984


Региональный авиалайнер с экипажем из двух/трех человек
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (1)
Avions de Transport Regional ATR 42 и ATR 72

   Консорциум "Avions de Transport Regional" был организован в феврале 1982 года для выпуска регионального авиалайнера Avions de Transport Regional ATR 42. Разработка этого самолета началась тремя месяцами ранее, как совместное предприятие французской фирмы "Aerospatiale" и итальянской "Aeritalia". Машина создавалась на основе предварительных разработок обеих компаний. Лайнер должен был перевозить 42 пассажира, но с самого начала работ обсуждалась возможность увеличения этого количества. Наконец, спустя четыре года после старта разработки ATR 42 приступили к созданию его удлиненного варианта - ATR 72.
   Работы между участниками консорциума были распределены следующим образом: за крыло отвечала "Aerospatiale", ныне вошедшая в состав концерна EADS, а создание фюзеляжа и хвостового оперения было возложено на "Aeritalia", в декабре 1990 года вошедшей в состав группы "Alenia". За пассажирский салон, кабину пилотов, двигатели, электросистему и систему управления отвечала французская фирма, а итальянцы занимались разработкой гидросистемы и системы кондиционирования. Сборка и летные испытания гражданского варианта ATR 42 проводились во Франции, а за выпуск военных и гражданских транспортных вариантов самолета, снабженных подфюзеляжной рампой, отвечали итальянцы.
   Первый из двух прототипов ATR 42 поднялся в воздух 16 августа 1984 года, а первая серийная машина взлетела 30 апреля 1985 года. 25 октября 1985 года был получен сертификат летной годности, а в декабре началась коммерческая эксплуатация нового лайнера.
   Обозначения ATR42-100 и ATR 42-200 первоначально использовались для разрабатываемых вариантов с максимальной взлетной массой 14900 и 15 750 кг. Последний имел переработанный салон, вмещавший 50 пассажиров. Однако к моменту начала поставок серийных машин, ATR 42-200 стал базовой начальной моделью, за которой последовал ATR 42-300, имевший большую взлетную массу. Он поставлялся в двух вариантах: ATR 42-310 с двигателями Pratt & Whitney Canada PW120 мощностью по 2000 э.л.с. (1491 кВт) и ATR 42-320 с двигателями PW121 мощностью по 2100 э.л.с.(15б7кВт).
   ATR 42 MP несет на борту все оборудование, необходимое для наблюдения за морским пространством. В настоящее время эти самолеты несут службу в итальянской Guardia de Firenza, а в конце 2009 года должны быть поставлены Ливии и Нигерии.
   К 2009 году стандартным вариантом стал значительно улучшенный ATR 42-500. К марту того же года ATR получила заказы на 422 экземпляра ATR 42, поставив 403 из них.
   Работы над удлиненным вариантом ATR 72 были начаты в январе 1986 года. Он представлял собой дальнейшее развитие ATR 42 с более мощной силовой установкой, возросшим запасом топлива и увеличенными размерами, что позволяло разместить на борту от 64 до 74 пассажиров (в зависимости от шага кресел).
   Первый из трех прототипов поднялся в воздух 27 октября 1988 года, а поставки серийных машин начались в октябре 1989 года. К весне 2009 года ATR получил заказы на 563 ATR 72, поставив 412 из них.
   Возможна переделка ATR 42-300/320 и ATR 72-200 в транспортные варианты, с установкой большого грузового люка по левому борту в передней части фюзеляжа и другими доработками. Предлагаются и морская патрульная модификация самолета ATR 42MP и его более совершенный вариант Surveyor, самолет для калибровки радиотехнических средств, а также корпоративные самолеты на базе ATR 42 и 72.
   Противолодочный самолет ATR 72 A5W использует бортовое оборудование ATR 42MP, дополненное устройством для постановки гидроакустических буев, магнитным детектором и торпедами. Возможна поставка ATR 42 и 72 в варианте Quick Change, позволяющем быстро преобразовывать их из транспортного варианта в пассажирский и обратно.


Варианты ATR 42

   ATR 42-400: первый полет 12 июля 1995 года, ТВД PW121A с шестилопастными винтами вместо четырехлопастных
   ATR 42-500: первый полет 16 сентября 1994 года, ТВД Pratt & Whitney Canada PW127E мощностью 2400 э.л.с. (1789 кВт) и новое оборудование кабины
   ATR 42-600: в 2007 году ATR приступила к созданию нового варианта лайнера. Этот самолет, поступление которого в эксплуатацию ожидается в 2011 году, отличается новой кабиной пилотов с пятью многофункциональными индикаторами фирмы Thales, соответствующей последним требованиям RNP (Required Navigational Procedures) и условиям захода на посадку CAT III. Установленные на нем ТВД PW127M имеют большую мощность и более эффективны в условиях высокогорья и повышенных температур. Максимальная взлетная масса увеличена на 300 кг. Пассажирский салон имеет повышенный уровень комфорта, с улучшенной звукоизоляцией и виброзащитой. В качестве вариантов предлагается улучшенная отделка (Elegance Cabin) и установка развлекательного медиацентра. Первое включение электросистемы прототипа ATR 42-600 состоялось 17 декабря 2008 года, и сейчас он готовится к первому полету.


Варианты ATR 72

   ATR 72-200: первый серийный вариант
   ATR 72-210: поставляется с декабря 1992 года, разработан на базе ATR 72-200 для улучшения летных характеристик в условиях высоких температур и высокогорья; оснащен более мощной силовой установкой из ТВД Pratt & Whitney Canada PW127 no 2480 эл.с. (1849 кВт), приводящих усовершенствованные винты с композитными лопастями
   ATR 72-210A: сертифицирован в январе 1997 года и позднее получил новое обозначение ATR 72-500, усовершенствованный вариант ATR 72-210 с шестилопастными винтами вместо четырехлопастных, увеличенным взлетным весом и новым оборудованием кабины
   ATR 72-600: новейший вариант ATR 72, включающий улучшения, примененные на ATR 42-600


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Avions de Transport Regional ATR 42-310

   Тип: региональный авиалайнер с экипажем из двух/трех человек
   Силовая установка: два ТВД Pratt & Whitney Canada PW120 мощностью по 2000 э.л.с. (1491 кВт)
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 490 км/ч на высоте 5180 м; скороподъемность у земли 640 м/мин; потолок 7620 м; дальность полета с 46 пассажирами на борту 1944 км
   Масса: пустого 10 285 кг; максимальная взлетная 16 700 кг
   Размеры: размах крыла 24,57 м; длина 22,67 м; высота 7,59 м; площадь крыла 54,50 м1
   Полезная нагрузка: до 4915 кг, включая от 42 до 50 пассажиров в зависимости от шага кресел
Largest of the new generation of regional airliners now under development is the Aerospatiale/Aeritalia ATR 42, a joint Franco-Italian project.