RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1967

Учебно-тренировочный самолет с экипажем из двух человек

British Aerospace (Handley Page/SA) Jetstream

   Компания "Handley Page" прекратила свое существование в 1970 году. Считается, что одной из причин этого стала непосильная ноша, которую взвалила на себя компания в виде проекта двухдвигательного турбовинтового самолета Handley Page H.P.137, проектировавшегося в вариантах административного самолета и самолета для обслуживания местных воздушных линий вместимостью 12-20 мест.
   В январе 1966 года руководство компании приняло решение приступить к постройке четырех прототипов, при этом расходы на запуск программы оценивались в 3 млн фунтов стерлингов. Первый прототип Н.Р.137 поднялся в воздух 18 августа 1967 года и, казалось, что проект просто обречен на успех. Однако к августу 1969 года расходы по программе перевалили за 13 млн фунтов стерлингов, а уже 8 августа руководство компании приняло решение о ее добровольной ликвидации. Попытки продолжения работ над новой машиной предпринимались сначала в надежде на финансирование со стороны американских инвесторов, затем - силами новой компании "Jetstream Aircraft Ltd", но в конечном итоге проект был реализован компанией "Scottish Aviation Ltd"(1 января 1978 года как Шотландское подразделение ("Scottish division"), которая вошла в состав "British Aerospace", ныне "BAE Systems").
   Первым коммерческим вариантом Н.Р.137, разработанным компанией "Handley Page", стал Jetstream 200 - обычный низкоплан цельнометаллической конструкции. Трехопорное шасси убиралось с помощью гидравлического привода, герметичный салон вмещал экипаж из двух человек и до 18 пассажиров, причем пассажирский салон отличался высоким уровнем комфортабельности. Горизонтальное оперение было размещено на киле, примерно на одной трети его длины. Силовая установка состояла из двух турбовинтовых двигателей Turbomeca Astazou XVI эффективной мощностью на валу 965 л. е., которые размещались в небольших гондолах на крыле. Незначительное количество более ранних вариантов Jetstream 1, построенных компанией "Handley Page" и поставленных корпорации "International Jetstream Corporation" (США), были оснащены двигателями Astazou XIV эффективной мощностью на валу 840 л. с. Многие из них впоследствии были переделаны калифорнийской компанией "Riley Aircraft" в вариант Riley Jetstream с двигателями Astazou XVI.
   В 1967 году был заключен первый контракт на военную модификацию самолета - одиннадцать Jetstream 3М обязались приобрести ВВС США, которые присвоили машинам собственное обозначение C-10A. Опцион по контракту предусматривал возможность закупки еще до 300 самолетов. В феврале 1972 года британские ВВС заказали 26 самолетов Jetstream 201, схожих с гражданским вариантом Jetstream 200, но оснащенных турбовинтовыми двигателями Turbomeca Astazou XVID с эффективной мощностью 996 л. с. и отличавшихся новыми верхними "надбровными" окнами над кабиной экипажа, а также наличием приборов и электронного оборудования для удовлетворения эксплуатационных требований. Первая из этих машин поднялась в воздух 13 апреля 1973 года, все самолеты были поставлены к началу 1976 года, но их тут же отправили на хранение "до последующих указаний". В октябре 1976 года было объявлено, что восемь самолетов будут использоваться британскими ВВС под обозначением Jetstream T.Mk 1 в качестве учебно-тренировочных для подготовки пилотов многодвигательных самолетов, а 14 машин будут модифицированы для службы в авиации британских ВМС под обозначением Jetstream T.Mk 2 - для подготовки наблюдателей. Флотская модель отличалась наличием в носовой части фюзеляжа, в обтекателе, РЛС MEL Е.190, являвшейся метеорадаром и выполнявшей также функции радиовысотомера и станции для съемки местности (картографирования). Впоследствии два таких самолета были переданы Уругваю. Имелся также вариант Jetstream T.Mk 3, отличавшийся наличием радиолокационной антенны радара в подфюзеляжном обтекателе.
   5 декабря 1978 года компания BAe объявила о намерении создать новую модификацию, ближнемагистральный пассажирский Jetstream 31. Прототип, изготовленный путем переоборудования типового самолета Jetstream 1, совершил первый полет 28 марта 1980 года. Наиболее важным отличием от предшественника была новая силовая установка с более мощными турбовинтовыми двигателями TPE331-10 эффективной мощностью на валу 900 л. е., с четырехлопастными, а не трехлопастными как у предшественника, воздушными винтами. Первый полет модифицированный Jetstream 1 с необорудованной пассажирской кабиной выполнил 28 марта 1978 года, первая серийная машина была выкачена из цеха 25 января 1982 года. Вскоре была начата постройка первой партии самолетов данного типа, и к 1993 году были поставлены в общей сложности 382 машины, в том числе 161 14-местный Super 31 (также известен под обозначением Jetstream 32 или Jetstream 32EP), отличавшийся багажным отсеком большей вместимости и силовой установкой с двумя более мощными двигателями TPE331-12 (1020 л. с.).
   Jetstream 31 (также J31) предлагался потенциальным заказчикам в трех вариантах: Jetstream 31 Commuter или Jetstream 31 Airliner, рассчитанный на 18-19 пассажиров; административный самолет Jetstream 31 Corporate на 8-10 пассажиров и самолет специального назначения Jetstream 31 Special, предназначенный для решения широкого круга специфических задач (калибровка систем аэропортов, перевозка срочных или особых грузов, эвакуация раненых или больных, подготовка пилотов многодвигательных самолетов, а также решение задач самолета связи в интересах силовых структур). Кроме того, в последнем варианте была разработана и специальная модификация, Jetstream 31EZ, для патрулирования эксклюзивной экономической зоны государства и оснащенная РЛС кругового обзора и прожекторами. Военизированные самолеты Jetstream 31 эксплуатируются только Министерствами обороны Великобритании и Саудовской Аравии: первое приобрело четыре Jetstream T.Mk 3 для подготовки операторов-наблюдателей вертолетов корабельного базирования работе с доплеровской навигационной системой, навигационной системой TANS (Tactical Air Navigation System) и многорежимной РЛС Racal ASR.360 с подфюзеляжной антенной, при этом потолок кабины экипажа был остеклен - для увеличения площади обзора. Королевские ВВС Саудовской Аравии приобрели в 1987 году два Jetstream 31, оснащенных комплектом авионики для самолета Panavia Tornado IDS и использовавшихся в качестве учебно-тренировочных машин.
   По состоянию на конец 2008 года в эксплуатации у 56 операторов находились 158 самолетов Jetstream 31 и 32, причем семь из них имели по пять и более машин. В июле 2008 года консорциум компаний во главе с "BAe Systems" (в него также входили исследовательские центры при Крэнфилдском университете) провел серию летных экспериментов, в которых был задействован специально переоборудованный J31. B ходе нескольких полетов общей протяженностью 1290 км самолет эксплуатировался в полностью автономном беспилотном режиме.
   Последним представителем данного семейства стал Jetstream 41 (или J41), созданный на базе Jetstream 31, но имевший удлиненный на 4,88 м фюзеляж, что позволило увеличить количество перевозимых пассажиров до 29. Размах крыла составлял 18,29 м, что также было больше (на 2,44 м), чем у предшественника. Причем крыло самолета крепится под фюзеляжем, в результате чего в кабине устранен уступ. На самолете внедрили новые элероны и закрылки, руль направления с увеличенной хордой и горизонтальное оперение увеличенной площади, а также переднюю опору со спаренными колесами и стойки основного шасси с двумя колесами, убирающимися вперед по полету. Jetstream 41 получил более мощные двигатели TPE331-14 с эффективной мощностью на валу 1650 л.с, располагавшиеся в модернизированных гондолах и работавшие на пятилопастные воздушные винты. Запас топлива был увеличен. Кабина экипажа была также модернизирована, цифровая авионика компании "Honeywell" включала четырехдисплейный электронный пилотажный индикатор. Первый полет Jetstream 41 состоялся 25 сентября 1992 года, с ноября 1992 года ожидалось начало поставок новых машин. Однако в мае 1997 года руководство BAe объявило о том, что выпуск самолетов семейства Jetstream будет полностью прекращен после того, как со стапеля сойдет сотый по счету J41 (считая и прототип). По состоянию на сентябрь 2009 года в эксплуатации у авиакомпаний находились 79 самолетов J41, крупнейшим оператором является британская "Eastern Air" (23 самолета).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   BAe (Scottish Aviation/Handley Page) Jetstream T.Mk 1

   Тип: учебно-тренировочный самолет с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТВД Turbomeca Astazou XVID эффективной мощностью 996 л. с. (743 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 3050 м - 454 км/час; начальная скороподъемность 762 м/мин; практический потолок 7620 м; дальность 2224 км
   Масса: пустого 3485 кг; максимальная взлетная 5700 кг
   Размеры: размах крыла 15,85 м; длина 14,37 м; высота 5,32 м; площадь крыла 25,08 мг
   Полезная нагрузка: один курсант в пилотской кабине и четыре - в салоне

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 133

    28 марта 1980г.: в Прествике совершил первый полет самолет Jetstream 31, пилотируемый Леном Хьюстоном и Ангусом Маквити.

  • Air International 2014-02 / News

    British Aerospace Jetstream 32 G-ISLB (c/n 871, ex N871JX) is the first aircraft for new Venezuelan start-up Aeroandinas. The turboprop commuterliner is seen at Guernsey Airport in the Channel Islands on December 25, 2013. It was previously flown by Blue Islands, which operates services within and from the islands, and departed Guernsey the following day for Stornoway on the Isle of Lewis in the Outer Hebrides, Scotland, on its way to Venezuela. Aeroandinas is based at Santo Domingo-Mayor Buenaventura Vivas.

  • Air Pictorial 2000-05 / UK & Irish airlines since 1945 (5)

    Air Kilroe became both a charter operator and a scheduled airline, flying BAe Jetstreams; G-OAKJ, seen here, is fitted with a ventral luggage pannier.

  • Air International 2002-08 / I.Goold - Regional airliners market /Commercial/

    Although major airlines and their franchisees have left the 19-seat market, aircraft like the Jetstream 31 are essential to ensure that US communities do not lose vital feeder services.

  • Air International 2002-07 / I.Goold - A Tale of Two Industries /Commercial/

    The franchising of some services is becoming increasing common amongst Europe's major carriers, two typical examples seen here at Berlin/Tegel on June 7, 2000. In the foreground, BAe Jetstream 31 OY-MUE wears full British Airways colours but is operated by Billund, Denmark-based Sun-Air of Scandinavia, which operates all of its four Jetstream 31s, two Jetstream 41s and three ATPs in BA colours on scheduled services, using BA flight numbers. Sun-Air commenced operations on the Billund-Berlin route on March 27, 2000, but recently discontinued the service due to poor passenger load factors and will redeploy the aircraft elsewhere. Behind is Canadair Regional Jet 100ER F-GPTH of Montpellier, France-based Air Littoral, wearing Team Lufthansa colours for franchise operations. Air Littoral also operates similar flights on behalf of Air France. Previously 49%-owned by Swissair, Air Littoral head Marc Dufour bought this stake in June 2001, relieving Swissair of the burden and enabling the French carrier to streamline its own operations.

    Другие самолёты на фотографии: Bombardier CRJ100 / CRJ200 / CRJ800 - Канада - 1991

  • Мировая Авиация 181

    "Canadian Partner" ("Ontario Express") первой в Канаде приобрела Jetstream 31 (снят в полете над Ниагарским водопадом). "Canadian Partner" - региональное предприятие "Canadian Airlines International".

  • Air Pictorial 1990-02

    Central States Airline, based in Cleveland, Ohio, began services on December 13 1989, with two Jetstream 31s. The airline will offer frequent, non-stop flights from Cuyahoga County Airport on Cleveland's East Side to Lunken Field in downtown Cincinnati, Detroit City Airport, and the Greater Pittsburgh International Airport.

  • Мировая Авиация 181

    Jetstream 31 компании "Continental Express" сфотографирован рядом с BAe 146-200 из "Air New Orlean", 1980-е годы.

    Другие самолёты на фотографии: BAe BAe-146 / RJ - Великобритания - 1981

  • Air International 2022-09 / M.Needham, J.Brown - Onwards and Upwards

    Roger Bailey and Joe Brown displayed the Jetstream 31 for the final time at Old Warden on June 6, 2021

  • Air International 2022-09 / M.Needham, J.Brown - Onwards and Upwards

    Jetstream 31 G-NFLA is scheduled to be delivered to a Cardiff-based organisation specialising in the electrification of aircraft

  • Air Pictorial 1999-11 / Register Review

    G-OEST was the first of Eastern Airways’ newly acquired ex Air Botnia Jetstream 31s to enter service

  • Air Pictorial 1995-04 / Register Review

    European Airways took delivery of their first aircraft, Jetstream 31 G-CBEA, at Newcastle on 17/2/95. The aircraft, which has been leased from Maersk Air, is used on the airline's twice daily Newcastle-Southampton scheduled service which commenced on 27/2/95. A second Jetstream 31 is expected to be acquired in due course

  • Air International 2017-03 / Commercial Turboprops /AirFocus/

    Jetstream 32 LV-ZPW (c/n 861) is one of six former Aero VIP aircraft recently acquired by Argentina's Macair Jet through BAE Systems.
    Around 190 examples of the 18-19-seat Jetstream J31/J32 are still in use out of the 386 that were produced from 1980 to 1993.

  • Air International 1991-06 / Airscene

    Manx Airlines has become the first airline in the world to operate all three of British Aerospace’s current trio of regional airliners - Jetstream 31, ATP and the BAe 146. The airline has also ordered two BAe Jetstream 41s.

    Другие самолёты на фотографии: BAe ATP - Великобритания - 1986BAe BAe-146 / RJ - Великобритания - 1981

  • Air International 2012-02 / News

    Linkair Ltd has wet-leased British Aerospace Jetstream 31 G-EIGG (c/n 773) to Ryjet Aerolineas del Mediterraneo to undertake a twice daily service between Melilla and Malaga in Spain. It is seen at Melilla on December 27, 2011. A Saab 340 will replace the turboprop in February.

  • Air International 1993-02 / G.Jones - Swallow to Airbus

    Another British type in United Express service is the Jetstream Super 31, N487UE being pictured taxiing out at JF Kennedy in front of a Boeing 747-400.

    Другие самолёты на фотографии: Boeing Boeing 747-400 - США - 1988

  • Мировая Авиация 181

    Компания "Zimex Aviation" из Цюриха эксплуатирует Super 31 в окраске ООН. Самолет перевозил сотрудников ООН в районе Персидского залива в период миротворческой операции.

  • Air Pictorial 1992-01

    United Nations was formed in January 1942. This Jetstream 31 HB-AEB is operated by Zimmer Aviation, Zurich for the UN.

  • Air International 2012-08 / News

    Modified British Aerospace Jetstream 31 G-BWWW (c/n 614) is being used as a test-bed for unmanned air vehicle technologies by BAE Systems. The aircraft was displayed at the recent Farnborough Airshow.

  • Air International 2017-04 / M.Broadbent - Building Intelligence /Technology/

    BAE Systems’ Jetstream J31 Flying Test Bed G-BWWW has been used for a series of company-funded test flights trialling new sense-and-avoid, weather avoidance and satellite-based communications systems.

  • Air International 2022-09 / M.Needham, J.Brown - Onwards and Upwards

    The Jetstream 31’s service career has been extended through use of a former BAE Systems example, G-BWWW (c/n 614), as a source of spares

  • Air International 2017-04 / M.Broadbent - Building Intelligence /Technology/

    BAE Systems says using the J31 is a concept the Civil Aviation Authority likes because it allows experiments to be conducted in a safe way.