Handley Page/BAe Jetstream / H.P.137
Страна: Великобритания
Год: 1967


Учебно-тренировочный самолет с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
British Aerospace (Handley Page/SA) Jetstream

  Компания "Handley Page" прекратила свое существование в 1970 году. Считается, что одной из причин этого стала непосильная ноша, которую взвалила на себя компания в виде проекта двухдвигательного турбовинтового самолета Handley Page H.P.137, проектировавшегося в вариантах административного самолета и самолета для обслуживания местных воздушных линий вместимостью 12-20 мест.
  В январе 1966 года руководство компании приняло решение приступить к постройке четырех прототипов, при этом расходы на запуск программы оценивались в 3 млн фунтов стерлингов. Первый прототип Н.Р.137 поднялся в воздух 18 августа 1967 года и, казалось, что проект просто обречен на успех. Однако к августу 1969 года расходы по программе перевалили за 13 млн фунтов стерлингов, а уже 8 августа руководство компании приняло решение о ее добровольной ликвидации. Попытки продолжения работ над новой машиной предпринимались сначала в надежде на финансирование со стороны американских инвесторов, затем - силами новой компании "Jetstream Aircraft Ltd", но в конечном итоге проект был реализован компанией "Scottish Aviation Ltd"(1 января 1978 года как Шотландское подразделение ("Scottish division"), которая вошла в состав "British Aerospace", ныне "BAE Systems").
  Первым коммерческим вариантом Н.Р.137, разработанным компанией "Handley Page", стал Jetstream 200 - обычный низкоплан цельнометаллической конструкции. Трехопорное шасси убиралось с помощью гидравлического привода, герметичный салон вмещал экипаж из двух человек и до 18 пассажиров, причем пассажирский салон отличался высоким уровнем комфортабельности. Горизонтальное оперение было размещено на киле, примерно на одной трети его длины. Силовая установка состояла из двух турбовинтовых двигателей Turbomeca Astazou XVI эффективной мощностью на валу 965 л. е., которые размещались в небольших гондолах на крыле. Незначительное количество более ранних вариантов Jetstream 1, построенных компанией "Handley Page" и поставленных корпорации "International Jetstream Corporation" (США), были оснащены двигателями Astazou XIV эффективной мощностью на валу 840 л. с. Многие из них впоследствии были переделаны калифорнийской компанией "Riley Aircraft" в вариант Riley Jetstream с двигателями Astazou XVI.
  В 1967 году был заключен первый контракт на военную модификацию самолета - одиннадцать Jetstream 3М обязались приобрести ВВС США, которые присвоили машинам собственное обозначение C-10A. Опцион по контракту предусматривал возможность закупки еще до 300 самолетов. В феврале 1972 года британские ВВС заказали 26 самолетов Jetstream 201, схожих с гражданским вариантом Jetstream 200, но оснащенных турбовинтовыми двигателями Turbomeca Astazou XVID с эффективной мощностью 996 л. с. и отличавшихся новыми верхними "надбровными" окнами над кабиной экипажа, а также наличием приборов и электронного оборудования для удовлетворения эксплуатационных требований. Первая из этих машин поднялась в воздух 13 апреля 1973 года, все самолеты были поставлены к началу 1976 года, но их тут же отправили на хранение "до последующих указаний". В октябре 1976 года было объявлено, что восемь самолетов будут использоваться британскими ВВС под обозначением Jetstream T.Mk 1 в качестве учебно-тренировочных для подготовки пилотов многодвигательных самолетов, а 14 машин будут модифицированы для службы в авиации британских ВМС под обозначением Jetstream T.Mk 2 - для подготовки наблюдателей. Флотская модель отличалась наличием в носовой части фюзеляжа, в обтекателе, РЛС MEL Е.190, являвшейся метеорадаром и выполнявшей также функции радиовысотомера и станции для съемки местности (картографирования). Впоследствии два таких самолета были переданы Уругваю. Имелся также вариант Jetstream T.Mk 3, отличавшийся наличием радиолокационной антенны радара в подфюзеляжном обтекателе.
  5 декабря 1978 года компания BAe объявила о намерении создать новую модификацию, ближнемагистральный пассажирский Jetstream 31. Прототип, изготовленный путем переоборудования типового самолета Jetstream 1, совершил первый полет 28 марта 1980 года. Наиболее важным отличием от предшественника была новая силовая установка с более мощными турбовинтовыми двигателями TPE331-10 эффективной мощностью на валу 900 л. е., с четырехлопастными, а не трехлопастными как у предшественника, воздушными винтами. Первый полет модифицированный Jetstream 1 с необорудованной пассажирской кабиной выполнил 28 марта 1978 года, первая серийная машина была выкачена из цеха 25 января 1982 года. Вскоре была начата постройка первой партии самолетов данного типа, и к 1993 году были поставлены в общей сложности 382 машины, в том числе 161 14-местный Super 31 (также известен под обозначением Jetstream 32 или Jetstream 32EP), отличавшийся багажным отсеком большей вместимости и силовой установкой с двумя более мощными двигателями TPE331-12 (1020 л. с.).
  Jetstream 31 (также J31) предлагался потенциальным заказчикам в трех вариантах: Jetstream 31 Commuter или Jetstream 31 Airliner, рассчитанный на 18-19 пассажиров; административный самолет Jetstream 31 Corporate на 8-10 пассажиров и самолет специального назначения Jetstream 31 Special, предназначенный для решения широкого круга специфических задач (калибровка систем аэропортов, перевозка срочных или особых грузов, эвакуация раненых или больных, подготовка пилотов многодвигательных самолетов, а также решение задач самолета связи в интересах силовых структур). Кроме того, в последнем варианте была разработана и специальная модификация, Jetstream 31EZ, для патрулирования эксклюзивной экономической зоны государства и оснащенная РЛС кругового обзора и прожекторами. Военизированные самолеты Jetstream 31 эксплуатируются только Министерствами обороны Великобритании и Саудовской Аравии: первое приобрело четыре Jetstream T.Mk 3 для подготовки операторов-наблюдателей вертолетов корабельного базирования работе с доплеровской навигационной системой, навигационной системой TANS (Tactical Air Navigation System) и многорежимной РЛС Racal ASR.360 с подфюзеляжной антенной, при этом потолок кабины экипажа был остеклен - для увеличения площади обзора. Королевские ВВС Саудовской Аравии приобрели в 1987 году два Jetstream 31, оснащенных комплектом авионики для самолета Panavia Tornado IDS и использовавшихся в качестве учебно-тренировочных машин.
  По состоянию на конец 2008 года в эксплуатации у 56 операторов находились 158 самолетов Jetstream 31 и 32, причем семь из них имели по пять и более машин. В июле 2008 года консорциум компаний во главе с "BAe Systems" (в него также входили исследовательские центры при Крэнфилдском университете) провел серию летных экспериментов, в которых был задействован специально переоборудованный J31. B ходе нескольких полетов общей протяженностью 1290 км самолет эксплуатировался в полностью автономном беспилотном режиме.
  Последним представителем данного семейства стал Jetstream 41 (или J41), созданный на базе Jetstream 31, но имевший удлиненный на 4,88 м фюзеляж, что позволило увеличить количество перевозимых пассажиров до 29. Размах крыла составлял 18,29 м, что также было больше (на 2,44 м), чем у предшественника. Причем крыло самолета крепится под фюзеляжем, в результате чего в кабине устранен уступ. На самолете внедрили новые элероны и закрылки, руль направления с увеличенной хордой и горизонтальное оперение увеличенной площади, а также переднюю опору со спаренными колесами и стойки основного шасси с двумя колесами, убирающимися вперед по полету. Jetstream 41 получил более мощные двигатели TPE331-14 с эффективной мощностью на валу 1650 л.с, располагавшиеся в модернизированных гондолах и работавшие на пятилопастные воздушные винты. Запас топлива был увеличен. Кабина экипажа была также модернизирована, цифровая авионика компании "Honeywell" включала четырехдисплейный электронный пилотажный индикатор. Первый полет Jetstream 41 состоялся 25 сентября 1992 года, с ноября 1992 года ожидалось начало поставок новых машин. Однако в мае 1997 года руководство BAe объявило о том, что выпуск самолетов семейства Jetstream будет полностью прекращен после того, как со стапеля сойдет сотый по счету J41 (считая и прототип). По состоянию на сентябрь 2009 года в эксплуатации у авиакомпаний находились 79 самолетов J41, крупнейшим оператором является британская "Eastern Air" (23 самолета).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  BAe (Scottish Aviation/Handley Page) Jetstream T.Mk 1

  Тип: учебно-тренировочный самолет с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два ТВД Turbomeca Astazou XVID эффективной мощностью 996 л. с. (743 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 3050 м - 454 км/час; начальная скороподъемность 762 м/мин; практический потолок 7620 м; дальность 2224 км
  Масса: пустого 3485 кг; максимальная взлетная 5700 кг
  Размеры: размах крыла 15,85 м; длина 14,37 м; высота 5,32 м; площадь крыла 25,08 мг
  Полезная нагрузка: один курсант в пилотской кабине и четыре - в салоне
The British Aerospace Jetstream 31, newly certificated, is about to enter service with Mall Airways in the New York state area.
Изначально заказанные для британских ВВС 14 самолетов Jetstream были переоборудованы по стандарту Т.Mk 2 для эксплуатации в авиации британских ВМС. Характерное отличие - бульбообразная носовая часть фюзеляжа.
Второй Jetstream T.Mk 1 британских ВВС над Стоунхенджем во время испытательного полета. После расформирования 5-й учебной эскадрильи многие машины были переданы авиации ВМС, став T.Mk 2.
Этот новый Jetstream 200 стал одним из тех самолетов, которые сошли со стапеля новой компании в Сивеле.
28 марта 1980г.: в Прествике совершил первый полет самолет Jetstream 31, пилотируемый Леном Хьюстоном и Ангусом Маквити.
"Canadian Partner" ("Ontario Express") первой в Канаде приобрела Jetstream 31 (снят в полете над Ниагарским водопадом). "Canadian Partner" - региональное предприятие "Canadian Airlines International".
Компания "Zimex Aviation" из Цюриха эксплуатирует Super 31 в окраске ООН. Самолет перевозил сотрудников ООН в районе Персидского залива в период миротворческой операции.
British Aerospace Jetstream 32 G-ISLB (c/n 871, ex N871JX) is the first aircraft for new Venezuelan start-up Aeroandinas. The turboprop commuterliner is seen at Guernsey Airport in the Channel Islands on December 25, 2013. It was previously flown by Blue Islands, which operates services within and from the islands, and departed Guernsey the following day for Stornoway on the Isle of Lewis in the Outer Hebrides, Scotland, on its way to Venezuela. Aeroandinas is based at Santo Domingo-Mayor Buenaventura Vivas.
Jetstream 31 компании "Continental Express" сфотографирован рядом с BAe 146-200 из "Air New Orlean", 1980-е годы.
25 сентября 1991г.: компания "BAe" впервые подняла в воздух свой увеличенный по длине Jetstream 41, к тому времени ее Jetstream 31 уже эксплуатировался по всему миру.
В общей сложности с ноября 1992 года по июль 1997 года 14 заказчикам было поставлено 97 самолетов Jetstream 41.
Компания "Manx Airlines" (часть группы "Airlines of Britain") стала одним из заказчиков удлиненного Jetstream 41. В настоящее время самолеты этой компании летают в окраске "British Airways Express".
Авиалайнер Jetstream 41, принадлежащий "SA Air link". Авиакомпания взаимодействует с "SA Express" и "South African Airways" в рамках правительственной программы реструктуризации.
Парк "British Midland" насчитывает восемь Jetstream 41 с удлиненным фюзеляжем (за счет двух вставок суммарной длиной 4,87 м) и новыми ТВД Garrett.
Sensibly slipping into Farnborough on 14th September 1968 (the day before the deluge), Handley Page Jetstream G-ATXH. The Show opened on the 16th and closed on the 22nd
Первый опытный Jetstream, G-ATXH, был выкачен в Радлетте в конце июня 1967 года, пропустив запланированный дебют на Парижском авиасалоне. Первыми в небо самолет подняли Джон Оллам и Гарри Райнер.
Стремясь получить заказы в Европе, Африке и Азии, первый британский дистрибутор Jetstream, фирма CSE, проводила активную маркетинговую кампанию. Впрочем, не особо успешно.
The first production Jetstream 31 lands at Prestwick, the home of BAe's Scottish Division. The Jetstream seems well set to "receive a warm welcome from ... people who are of normal height and whose posture has progressed beyond the simian crouch..."
Scottish Aviation Jetstream Series 200 executive transport aircraft (two 996 ehp Turbomeca Astazou XVI turboprop engines)
British-built: The Morgan Crucible Company’s Jetstream 2, G-BBYM, at Newcastle 8/9/77
Первый Jetstream, собранный после банкротства "Handley Page", был продан "Air Wasteels" из Меца (Франция). Питер Кронбах, директор "Jetstream Aircraft Ltd", отметил в этой связи, что "хороший самолет простаивать не будет".
Компания "Cal-State Air Lines" обеспечила удачный старт гражданскому Jetstream. Удачный опыт эксплуатации позволил привлечь еще 30 заказов из Северной Африки и Канады.
British Aerospace Jetstream 31
Scottish Aviation Jetstream XX488, aerodynamic prototype of the Royal Navy version, made its first flight at Prestwick on 7th April 1977. Sixteen aircraft are being converted for R.N. observer training, to replace Sea Princes at R.N.A.S. Culdrose
First of two British Aerospace Jetstream 31s ordered by the R. Saudi A.F., "2101" is fitted with a complete Tornado rear cockpit to provide weapon systems operator training
Scottish Aviation Jetstream T.1 XX495 "72" of the Multi-Engine Training Squadron. R.A.F. Leeming - the aircraft in which the author flew alter first photographing it from a Bulldog
"Watch your 6 o’clock, Rusty!" as our Bulldog slips beneath the Jetstream's tail for a closer look. Note the uncovered main wheels
Jetstream XX495 displays its colour scheme white cabin roof, scarlet fuselage stripe, wingtips, fin and tailplane, with pale grey undersurfaces. This view also gives some indication of the Jetstream's comprehensive navaids fit: the large blade aerials behind the cockpit and beneath the fuselage are for the two V/UHF radios; small "spike" atop the fuselage is the IFF/SSR aerial: black oblong is the ADF loop aerial, while the long strutted horizontal aerial is the ADF sense aerial. VOR and ILS localiser aerials are just discernible on the fin below "72", and the nose contains the ILS glidepath aerial, plus AC/DC supply and Flight Director equipment
Scottish Aviation Jetstream T.1 XX498 “F" of No. 6 F.T.S., Finningley, used for multi-engine pilot training
Against a backcloth of wispy cirrus, Jetstream XX495 tides slightly nose high as F/Lt "Rusty" Ironside holds her back to 110 kt. so that our Bulldog can keep up
Scottish Aviation Jetstream T. Mk 1 of the Royal Air Force (two 996 ehp Turbomeca Astazou XVI D turboprop engines)
Half the METS Jetstream fleet, with entry stairs down ready for the arrival of the crews who were scheduled to go night-flying. Aircraft are (left to right) XX498, XX497, XX499 and XX495
Eight Scottish Aviation Jetstream T.1s are re-entering R.A.F. service, for multi-engine pilot training, with No. 2 F.T.S., Leeming. The first aircraft XX497, is seen arriving at Leeming on 25th November from St. Athan where it had been in store
Jetstream T.1 XX494 "77" of Multi-Engine Training Sqn., Leeming
Выйдя в 1970 году из авиационного бизнеса, "Handley Page" оставила 40 готовых и 33 недостроенных самолетов. Позже компания Брайта "Jetstream Aircraft Ltd" выпустила их на рынок как Jetstream I.
British Aerospace Jetstream
"Джетстрим 41" - типичный представитель "коммютеров" вместительностью до 30 человек
Handley Page Jetstream has the fine points of a true thoroughbred. It's handsome, high-spirited and a strong stayer. In all three versions - executive, commuter and military - more and more Jetstreams are now gracing international skies.
The spacious Jetstream cabin: Clyde Robinson (left) and Graham Parr at the controls
Three-view drawing of the recently-launched British Aerospace Jetstream 31.
British Aerospace (Scottish Aviation) Jetstream 1
Scottish Aviation Jetstream Srs 200 twin-turboprop light transport
Artist's impression of the recently-launched British Aerospace Jetstream 31.
British Aerospace Jetstream