Grumman S-2 Tracker / TF-1 Trader
Варианты:
Grumman - S-2 Tracker / TF-1 Trader - 1954 - США
Страна: США
Год: 1954


Twin-engined naval anti-submarine aircraft
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (54)
Grumman S2F/S-2 Tracker, TF/C-1 Trader и WF/E-1 Tracer

   В первые годы после окончания Второй мировой войны палубным противолодочным самолетам ВМС США приходилось действовать парами "охотник - убийца". Такая тактика имела ряд недостатков: например, при отказе какой-либо системы на борту одного из самолетов обе машины выходили из игры. В дальнейшем ситуация только ухудшилась с появлением атомных подводных лодок, отличавшихся от предшественниц большей скоростью, увеличенной глубиной погружения и меньшей шумностью. Для расширения возможностей самолетов требовались более сложное поисковое оборудование, усовершенствованные системы управления вооружением и само вооружение, имевшее к тому же больший вес и габариты. Кроме того, для более длительного патрулирования было необходимо увеличить запас топлива на борту и создать комфортные условия для работы экипажа.
   В конце 1940-х годов ВМС США завершили формирование концепции единого самолета для замены пары "охотник - убийца", в соответствии с которой был создан двухдвигательный высокоплан G-89. Высокое расположение крыла позволило обеспечить максимальный доступный объем фюзеляжа, при этом дополнительные отсеки для гидроакустических буев разместили в задней части гондол двигателей. Кроме того, самолет получил вместительный отсек вооружения, поисковую РЛС с антенной в выдвижном обтекателе в хвостовой части фюзеляжа, магнитометр, датчик которого размещался на выдвижной штанге, а также поисковый прожектор под правым крылом. Для эксплуатации с авианосцев самолет снабдили посадочным крюком и складными консолями крыла.
   Контракт на постройку и испытания двух прототипов XS2F-1 был выдан компании "Grumman" 30 июня 1950 года, и первая из этих машин поднялась в воздух 4 декабря 1952 года. Были разработаны следующие варианты машины: противолодочный (ASW) S2F Tracker, самолет ДРЛО (AEW) WF Tracer и палубный транспортный самолет (COD) TF Trader. В рамках проведенной в 1962 году программы рационализации обозначений эти самолеты стали называться S-2, E-1 и C-1, соответственно.

   "Grumman" серийно выпускала Tracker с декабря 1952 года по декабрь 1967 года, построив за это время 1169 машин.
   За прототипами XF2S-1 построили серию из 15 машин, обозначив их YS2F-1, предназначенную для войсковых испытаний. Затем с конвейера сошли 740 самолетов первого серийного варианта S2F-1 (S-2A), первые из которых начали службу в эскадрилье VS-26 в феврале 1954 года. Некоторые из этих самолетов использовались в качестве учебных под обозначением S2F-1T (TS-2A).
   Обозначение S2F-1S (S-2B) использовалось для доработанных S2F-1, оснащенных пассивной акустической системой дальнего обнаружения AQA-3 Jezebel, работавшей совместно с активным акустическим дальномером Julie, использовавшим взрывные заряды. Следующим серийным вариантом стал S2F-2 (S-2C), построенный в количестве 60 экземпляров, отличавшийся более объемным отсеком вооружения, способным вместить ядерную глубинную бомбу Mk 90, и горизонтальным оперением увеличенной площади для компенсации возросшей массы машины. Многие S2F-1 и S2F-2 позднее были переделаны в буксировщики мишеней и транспортные самолеты, получившие обозначение S2F-1U и S2F-2U (US-2A и US-2C, соответственно). Обозначение US-2B использовалось для 64 самолетов S-2A/BJS-2A и US-2A, приспособленных для перевозки пяти пассажиров. Один S2F-2 был переделан для ведения фотосъемки, получив новое обозначение S2F-2C (RS-2C).
   Вторым основным серийным вариантом был S2F-3 (S-2D), получивший в компании "Grumman" обозначение G-121, первый полет его состоялся 21 мая 1959 года. Этот самолет оснастили новым крылом большего размаха, дополнительно увеличили площадь оперения, а число гидроакустических буев в мотогондолах увеличили вдвое - до 32. Кроме того, удлинили и расширили носовую часть фюзеляжа, обеспечив более комфортное размещение экипажа из четырех человек. S2F-3 начал поступать на вооружение в мае 1961 года, и в конечном итоге этими самолетами оснастили не менее 15 эскадрилий ВМС. Позднее самолеты оснастили более совершенным поисковым оборудованием, присвоив обозначение S2F-3S (S-2E). Производство 352-х G-121 закончилось в 1968 году, после выпуска 14 машин для ВМС Австралии. Обозначение S2F-1S1 (S-2F) присвоили 244 машинам вариантов S2F-1 и S2F-1S (S-2A и S-2B), получившим такое же поисковое оборудование, как S-2E.
   С 1956 года по 1958 год фирма "de Havilland Aircraft of Canada" построила 99 Tracker для Королевских ВМС Канады: первые 43 в варианте CSF-1, а остальные 56 - в варианте CSF-2 с усовершенствованным оборудованием. Около 45 машин вариантов CS2F-1 и CS2F-2 были позднее доработаны, получив одинаковое оборудование и новое обозначение CS2F-3. В дальнейшем при пересмотре системы обозначений самолеты стали называться CP-121 Mk 1, 2 и 3. Предполагалось, что 28 самолетов будут переоборудованы компанией "IMP Group" для поиска косяков рыбы и обнаружения загрязнений моря, получив новое электронное оборудование и ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-67AF мощностью 1509 э.л.с (1125 кВт), но от этих планов потом отказались.
   Последним вариантом Tracker стал S-2G: 49 машин этого типа получили путем переделки S-2E с использованием комплектов, поставленных фирмой "Martin Marietta". Был построен единственный прототип YS-2G. Когда ВМС США отказались от использования специализированых противолодочных авианосцев, было принято решение оснастить S-2G более современным оборудованием и придать им способность нести противокорабельные ракеты AGM-12 Bullpup, продолжая эксплуатировать многоцелевые авианосцы до принятия на вооружение самолетов S-3A Viking. Tracker поступил на вооружение таких стран, как Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Италия, Канада, Нидерланды, Перу, Тайвань, Таиланд, Турция, Уругвай, Южная Корея и Япония. Некоторые из них продолжают эксплуатацию этих самолетов и сегодня.
   Кроме этих вариантов самолета Tracker, с января 1955 года по декабрь 1958 года выпустили 84 самолета TF-1 (позднее C-1) Trader, имевших фирменное обозначение G-96. Это были палубные транспортные машины (COD, Carrier On-board Delivery), пришедшие на смену Grumman TBM-3R Avenger. Самолет первоначально рассчитывался на перевозку девяти пассажиров или 1588 кг груза, но необходимость перевозки крупных и тяжелых грузов заставила увеличить эту цифру до 3856 кг. Еще одним вариантом базовой модели стал G-117 - с февраля 1958 года по сентябрь 1961 года были поставлены 88 таких машин под обозначением WF-2 (E-1B) Tracer. Этот первый палубный самолет ДРЛО отличался большим неподвижным обтекателем антенны РЛС Hazeltine AN/APS-82 над фюзеляжем.


Варианты

   YAS-2D: предлагавшийся вариант S-2D в качестве ночного ударного самолета
   ES-2D: как минимум шесть S-2D и один S-2E, переделанные в самолеты радиоэлектронной разведки
   US-2F: как минимум один S-2F, переделанный в транспортный вариант
   S-2N: неофициальное обозначение 18 S-2A для ВМС Голландии, отремонтированных в 1968-1970 годах фирмой "Fairey Canada" и оснащенных модернизированным оборудованием
   US-2N: неофициальное обозначение четырех S-2N голландских ВМС, переделанных в 1972 году в транспортный вариант
   S-2T Turbo-Tracker: разработанный "Grumman" вариант S-2E с повышенными летными характеристиками и грузоподъемностью, оснащенный ТВД Garrett TPE331-15AW по 1645 э.л.с. (1227 кВт); переделывался из самолетов раннего выпуска и отличался усовершенствованным противолодочным оборудованием и авионикой. Тайвань заказал комплекты для доработки 30 своих Tracker до этого стандарта, и первая машина, переделанная государственным авиационным центром AIDC, была поставлена в начале 1992 года
   IMP S-2E: другой вариант оснащения самолета Tracker турбовинтовыми двигателями, разработанный в Канаде; первой такой машиной стал самолет ВВС Бразилии, поднявшийся в воздух в декабре 1990 года; предполагалось доработать еще 12 самолетов с помощью поставленных Канадой комплектов ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-67CF по 1650 э.л.с. (1230 кВт), но программа была закрыта в 2002 году, после того как Tracker были сняты с вооружения вместе с авианосцем "Минас-Жерайс"
   Marsh TS-2F3 Turbo Tracker: конверсионный вариант американской разработки, впервые взлетевший в июле 1991 года.TS-2F3 был предназначен для борьбы с пожарами; от S-2E он отличался бортовым оборудованием и силовой установкой из двух ТВД TPE331-14 мощностью по 1250 э.л.с. (932 кВт)
   TF-1Q: позднее получил обозначение EC-1A, были построены три TF-1 для ведения радиоэлектронной разведки и РЭБ
   TF-1W: первоначальное обозначение WF-2


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman S-2E Tracker

   Тип: палубный противолодочный самолет с экипажем из четырех человек
   Силовая установка: два радиальных двигателя Wright R-1820-82WA Cyclone мощностью по 1525 л. с. (1137 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1220 м - 404 км/ч; скорость патрулирования на высоте 455 м - 241 км/ч; начальная скороподъемность 558 м/мин; потолок 6125 м; дальность полета при максимальной заправке 2092 км
   Масса: пустого 8537 кг; максимальная взлетная 13501 кг
   Размеры: размах крыла 22,12 м; длина 13,26 м; высота 5,07 м; площадь крыла 46,08 мг
   Вооружение: до 2182 кг боевой нагрузки в отсеке вооружения в фюзеляже и шести узлах подвески под крылом, обычно включавшей две торпеды Mk 44 или Mk 46, или четыре 175-кг глубинные бомбы на внутренней подвеске и шесть 113-кг бомб или шесть 127- мм НАР HVAR на внешней
Tracker
View of Grumman S2F-1 Tracker pattern airframe X500.
US-2D Tracker 148733, and others, of the Norfolk Station Flight
Ранние Tracker (на фотографии - S2F-1 первой заводской серии) поставлялись окрашенными целиком в цвет "midnight blue". На завершающем этапе своей карьеры большинство самолетов, однако, получили более яркую окраску.
Tracker второй линии. По мере выпуска более совершенных моделей 207 самолетов S2F-1 доработали в учебный противолодочный вариант (обозначение S2F-1T, позже TS-2A). TS-2A использовался также для обучения летчиков многомоторных самолетов и стал последним из Tracker, снятых с вооружения ВМС США в 1979 году, когда на смену этим машинам в подразделении VT-28 пришли учебно-тренировочные T-44A. 51 самолет S2F-1 модернизировали в S2F-1U (позже US-2A), использовавшиеся как транспортные самолеты, буксировщики мишеней и пр. Затем 66 самолетов S-2A и большинство S-2B доработали в варианты US-2B.48 S-2C - в US-2C, несколько S-2D - в US-2DH S-2F - в US-2F. Самолет US-2C на снимке (№ 133 376) состоял на вооружении звена, размещенного на авиабазе Неаполь.
Colour scheme of this target-towing US-2C Tracker, 133338 "JE/17", of Fleet Composite Squadron 2 (VC-2), is "midnite" blue with yellow wings, engine nacelles and tail. Fin colour is red
Grumman S-2D Tracker (two 1,525 hp Wright R-1820-82 engines)
В начале своей карьеры S2F считался самолетом повышенной аварийности. Но, тем не менее, Tracker стали первыми двухмоторными машинами, которые массово применялись на небольших авианосцах. На эскортных и легких авианосцах, таких как "Рэндольф" (на фотографии), Tracker пришли на смену AF-2 Guardian. На каждом вспомогательном противолодочном авианосце обычно базировались две эскадрильи Tracker, эскадрилья противолодочных вертолетов и отряд самолетов дальнего радиолокационного обнаружения.
S-2D из подразделения VS-26/36 в ожидании взлета на палубе авианосца "Рэндольф", начало 1960-х годов. В то время каждому палубному авиакрылу придавались самолеты специализированного противолодочного авиакрыла.
A VS-33 S-2E Tracker has a minor adjustment made to the port engine.
Противолодочный Tracker имел широкий ассортимент вооружения, но "главным калибром" являлись ядерные глубинные бомбы Mk 101 "Lulu". На фотографии: в отсеке вооружения висит массогабаритный макет бомбы "Lulu".
The twin-engined Grumman S2F-1 Tracker is equipped with radar, sonobuoys, and magnetic airborne detector gear to pin-point submarines. When a fix is made the S2F-1 can launch either torpedoes, depth charges or rockets to effect the kill. The S2F-1 flew for the first time on 4th December, and is powered by two Curtiss-Wright R-1820-82 engines.
View of Grumman S2F-1 Tracker pattern airframe X500.
Two VC-37 S-2E Trackers in flight during an ASW training mission.
Накануне интеграции противолодочных сил в состав авиакрыльев многофункциональных авианосцев и принятия в начале 1970-х годов на вооружение S-3 Viking, 49 самолетов S-2E модернизировали в S-2G. На фотографии: S-2G из эскадрильи VS-31.
Grumman S-2D Tracker of Air Anti-Submarine Squadron 30, US Navy
Grumman S-2G Tracker 153580 of VS-31, Anti-Submarine Wing 56, over Narragansett Bay, Rhode Island, with MAD boom extended
S-2G Tracker anti-submarine aircraft, evolved by Martin Marietta from the S-2E
Grumman S2F-1 Tracker (136482) with underwing missiles, is now in production for the U.S. Navy and Royal Canadian Navy. The Tracker carries a large offensive load which can include torpedoes, depth-charges, or mines, in addition to a built-in armament of 20-mm. cannon. The fuselage houses radar and magnetic airborne detection equipment. Another version is the TF-1 Trader Transport.
After service with the Italian Navy as MM136560, Grumman Tracker N91368 returned to the U.S.A. through Prestwick on 22/4/77.
Now in service with the U.S . Navy Hunter-Killer Task Groups is the Bethpage, L.I.-built Grumman S2F-2 (unnamed), which differs from the S2F-1 by incorporating a bulged, rotary-type anti-submarine weapons bay amidships. Both versions are powered by two 1,525-h .p. Lycoming-Wright R-1820-82 piston radials giving a maximum speed of 310 m.p.h. Another version in production is the TF-1 general-utility and trainer, which with a crew of two will carry nine passengers or two tons of cargo.
S2F "Трэкер"
Three aircraft-carriers were present - H.M.A.S. "Melbourne" (foreground, with Skyhawks, Trackers and a Sea King on deck), H.M.S. "Hermes" (top left) and H.M.S. "Ark Royal"
H.M.A.S. "Melbourne", all the way from Australia, with Skyhawks, Trackers, Sea King on view
R.A.N. Tracker N12-153598 "841" of VS-816 from H.M.A.S. "Melbourne" (participant in the Spithead Review), seen in Greenham's static park
The Royal Australian Navy Museum’s Grumman S-2E Tracker, N12-152333/VH-NVX, on a sortie from Nowra, New South Wales in April 1986.
Противолодочный палубный самолет P-16 "Трекер"
Second De Havilland, Canada, production CS2F-1 Sentinel for the Royal Canadian Navy.
A Grumman S2F-1 Sentinel is undergoing evaluation trials by the Royal Canadian Navy near Toronto. It is on order for the R.C.N.; production aircraft will be built under licence in Canada by de Havilland (Canada) Ltd., and will be known as CS2F-1. Delivery is due to begin next year.
Канадские CS-2F, позже обозначавшиеся CP-121, в начале своей карьеры служили в противолодочной обороне, а в конце использовались для патрулирования 200-мильной экономической зоны у побережья Канады, введенной в январе 1977 года.
Grumman CS2F-1 Trackers.
S-2E 2-AS-23 was the first to be upgraded as S-2UP, by IAI, and included replacing the old Wright R-1820-82WA reciprocating engines by state-of-the-art Garrett TPE331 turboprops driving Hartzell five-bladed propellers. The other four surviving S-2Es are being upgraded at the Naval Rework Facility in Comandante Espora.
S-2E ‘2-AS-23’ gets ready for a training mission in November 1989. During the South Atlantic War in April-June 1982, the Escuadrilla constituted Task Group 80.2.2 with five operational S-2Es operating from the 25 de Mayo, Port Stanley and Rio Gallegos.
Early S-2As were used by the Escuadrilla Anti-submarina for front line duties from 1962 to 1977, from the carriers Independencia and 25 de Mayo.
Tracker ‘2-AS-23’ launching from the 25 de Mayo‘s single catapult.
"Треккер" садится на палубу авианосца "25 де Майо"
GRUMMAN S-2E TRACKER
Ranks of Grumman E-1 Tracers alternate with S-2 Trackers, sheltering under their AEW Radomes and folded wings. In the background stand twin-engined Convair C-131 Samaritans and Boeing KC-97s.
Trader
Компания "Grumman" разработала Trader как палубный транспортный (COD) вариант базового S-2. Обратите внимание на дополнительные окна кабины.
PASSENGER-CARGO GRUMMAN. The TF-1 Trader is a general utility-transport-trainer version of the 52 Tracker anti-submarine aircraft. The Trader utilises the same wing and tail unit as the Tracker, but has a deeper, wider and roomier fuselage, with accommodation for nine passengers. Life rafts are stowed in compartments in the rear ends of the engine nacelles. Equipped with the latest navigational devices, the Trader is also suitable for all-weather operational carrier-training.
Grumman C-1A Trader COD aircraft, 146053, about to land on the U.S.S. "Constellation"in the South China Sea, July 1974
Grumman Tracker, получивший по исходному обозначению S2F прозвище "STooF", позже видоизмененное до "Stuff", - первый в мире самолет, способный самостоятельно искать и уничтожать подводные лодки. Самолеты Tracker составили ядро палубной противолодочной авиации ВМС США и довольно широко экспортировались. Существовало несколько модификаций.
Grumman C-1A Trader.
TF-1 Trader - транспортный самолет для авианосцев. Первым транспортным самолетом, специально созданным для доставки грузов и личного состава на борт авианосцев ВМС США, стал TF-1 Trader (после 1962 года - C-1A). Фюзеляж машины был переделан и вмещал 9 пассажиров или 1588 кг груза. С 1955 года ВМС получили 87 самолетов, эксплуатировавшихся почти 30 лет. Четыре машины переоборудовали в TF-1Q (EC-1A) для подготовки операторов систем РЭБ. Trader были приписаны к своим авианосцам, а не к корабельному авиакрылу, которое периодически передавалось другим авианосцам. В 2010 году Бразилия объявила о решении приобрести со складов ВМС США восемь C-1 для переоборудования под стандарт S-2T4.
Для замены самолетов Avenger, применявшихся в качестве транспортного средства для людей и грузов при доставке на авианосцы, компания "Grumman" предложила S2F-2 без целевого оборудования и вооружения. В 1955 году такие TF- 1 Trader начали поступать в специализированные подразделения Fleet Tactical Support Squadron и Fleet Logistics Support Carrier Onboard Delivery Squadron, а также вошли в состав авиакрыльев ударных и противолодочных авианосцев - последних кораблей, на которых базировались самолеты с поршневыми двигателями и имевших запасы авиационного бензина. После вывода этих авианосцев из боевого ядра флота транспортные TF-1 базировались только на береговых аэродромах. Последний TF-1 списали 27 ноября 1988 года.
A Grumman C-1A Trader with wings almost in full spread position
First photograph of the utility transport and navigational trainer Grumman TF-1, developed from the carrier-borne S2F-1. With aft facing seating, nine passengers can be carried. Crew is three. Note deck landing hook under tail. BuAer no. is 136750.
GRUMMAN TF-1 TRADER. By removing the submarine hunter-killer gear from the S2F Tracker and using the basic airframe of this series on which to hang the necessary modifications. Grumman have provided the U.S. Navy with a new supply aircraft for its carrier fleet, which has begun to replace the aged Avengers of the Fleet Logistic Air Wings. The TF-1 Trader made its first flight in January 1955 and is already in service with the U.S. Navy; its duties include cargo or passenger carrying. training and utility work. Power units are identical on all models, but in place of the sonobuoys carried in the rear part of the nacelle of the S2F, the TF-1 stows liferafts.
Salient features : A completely new fuselage, broader and deeper, has been designed for this machine, and seats nine passengers in rearward-facing seats. Alternatively a special cage for cargo can be fitted, designed to protect loads against the abnormal stresses of carrier landings . Vertical tail surfaces are the same for all models, but the TF-1 has a tailplane of 4 ft . 1 3/4 in . greater span.Total length is3 in. less than on the S2F. Photograph shows an S2F Tracker of the Royal Canadian Navy.
Carrier On-board Delivery C-1A Trader 146018 of Sqn. VRC-40
Grumman C-1A Trader general-utility transport-trainer
Firecat
Some of the fire-fighting fleet of Conair Aviation, seen towards the end of 1981. They include the Grumman/de Havilland CS2F-2 C-GHQY (fleet No 562, c/n DHC-35) and CS2F-1 C-FOPX (fleet No 565, c/n DHC-31). The Conair fleet includes nine Trackers, 12 A-26 Invaders and seven DC-6B water-bombers.
The piston-engined Firecat.
Пожарный самолет на базе противолодочного S-2 "Tracker"
Familiar scene at Abbotsford in May 1994 as the fleet stands ready for the start of the new operating season. Heading the line-up is ‘Tanker 49’, formerly operated by Western Airlines and the ‘Fuerza Aerea de Chile’ and shown wearing the polar bear motif of the Northwest Territories. Conair Firecats bring up the rear.
Turbo Firecat
The Turbo version Firecat. Reported price is approximately $4 million. Conair expect to continue producing both piston-engined and Turbo types for some years to come.
Turbo Tracker
Proof-of-concept Marsh Turbo-Tracker conversion which has been flying for three years. Variants are the TS-2A tanker and the TS-2E ASW aircraft, the latter due to fly this month (June). The company plans to produce 24 per year from 1992.