RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1954

Twin-engined naval anti-submarine aircraft

Варианты

Grumman S2F/S-2 Tracker, TF/C-1 Trader и WF/E-1 Tracer

   В первые годы после окончания Второй мировой войны палубным противолодочным самолетам ВМС США приходилось действовать парами "охотник - убийца". Такая тактика имела ряд недостатков: например, при отказе какой-либо системы на борту одного из самолетов обе машины выходили из игры. В дальнейшем ситуация только ухудшилась с появлением атомных подводных лодок, отличавшихся от предшественниц большей скоростью, увеличенной глубиной погружения и меньшей шумностью. Для расширения возможностей самолетов требовались более сложное поисковое оборудование, усовершенствованные системы управления вооружением и само вооружение, имевшее к тому же больший вес и габариты. Кроме того, для более длительного патрулирования было необходимо увеличить запас топлива на борту и создать комфортные условия для работы экипажа.
   В конце 1940-х годов ВМС США завершили формирование концепции единого самолета для замены пары "охотник - убийца", в соответствии с которой был создан двухдвигательный высокоплан G-89. Высокое расположение крыла позволило обеспечить максимальный доступный объем фюзеляжа, при этом дополнительные отсеки для гидроакустических буев разместили в задней части гондол двигателей. Кроме того, самолет получил вместительный отсек вооружения, поисковую РЛС с антенной в выдвижном обтекателе в хвостовой части фюзеляжа, магнитометр, датчик которого размещался на выдвижной штанге, а также поисковый прожектор под правым крылом. Для эксплуатации с авианосцев самолет снабдили посадочным крюком и складными консолями крыла.
   Контракт на постройку и испытания двух прототипов XS2F-1 был выдан компании "Grumman" 30 июня 1950 года, и первая из этих машин поднялась в воздух 4 декабря 1952 года. Были разработаны следующие варианты машины: противолодочный (ASW) S2F Tracker, самолет ДРЛО (AEW) WF Tracer и палубный транспортный самолет (COD) TF Trader. В рамках проведенной в 1962 году программы рационализации обозначений эти самолеты стали называться S-2, E-1 и C-1, соответственно.

   "Grumman" серийно выпускала Tracker с декабря 1952 года по декабрь 1967 года, построив за это время 1169 машин.
   За прототипами XF2S-1 построили серию из 15 машин, обозначив их YS2F-1, предназначенную для войсковых испытаний. Затем с конвейера сошли 740 самолетов первого серийного варианта S2F-1 (S-2A), первые из которых начали службу в эскадрилье VS-26 в феврале 1954 года. Некоторые из этих самолетов использовались в качестве учебных под обозначением S2F-1T (TS-2A).
   Обозначение S2F-1S (S-2B) использовалось для доработанных S2F-1, оснащенных пассивной акустической системой дальнего обнаружения AQA-3 Jezebel, работавшей совместно с активным акустическим дальномером Julie, использовавшим взрывные заряды. Следующим серийным вариантом стал S2F-2 (S-2C), построенный в количестве 60 экземпляров, отличавшийся более объемным отсеком вооружения, способным вместить ядерную глубинную бомбу Mk 90, и горизонтальным оперением увеличенной площади для компенсации возросшей массы машины. Многие S2F-1 и S2F-2 позднее были переделаны в буксировщики мишеней и транспортные самолеты, получившие обозначение S2F-1U и S2F-2U (US-2A и US-2C, соответственно). Обозначение US-2B использовалось для 64 самолетов S-2A/BJS-2A и US-2A, приспособленных для перевозки пяти пассажиров. Один S2F-2 был переделан для ведения фотосъемки, получив новое обозначение S2F-2C (RS-2C).
   Вторым основным серийным вариантом был S2F-3 (S-2D), получивший в компании "Grumman" обозначение G-121, первый полет его состоялся 21 мая 1959 года. Этот самолет оснастили новым крылом большего размаха, дополнительно увеличили площадь оперения, а число гидроакустических буев в мотогондолах увеличили вдвое - до 32. Кроме того, удлинили и расширили носовую часть фюзеляжа, обеспечив более комфортное размещение экипажа из четырех человек. S2F-3 начал поступать на вооружение в мае 1961 года, и в конечном итоге этими самолетами оснастили не менее 15 эскадрилий ВМС. Позднее самолеты оснастили более совершенным поисковым оборудованием, присвоив обозначение S2F-3S (S-2E). Производство 352-х G-121 закончилось в 1968 году, после выпуска 14 машин для ВМС Австралии. Обозначение S2F-1S1 (S-2F) присвоили 244 машинам вариантов S2F-1 и S2F-1S (S-2A и S-2B), получившим такое же поисковое оборудование, как S-2E.
   С 1956 года по 1958 год фирма "de Havilland Aircraft of Canada" построила 99 Tracker для Королевских ВМС Канады: первые 43 в варианте CSF-1, а остальные 56 - в варианте CSF-2 с усовершенствованным оборудованием. Около 45 машин вариантов CS2F-1 и CS2F-2 были позднее доработаны, получив одинаковое оборудование и новое обозначение CS2F-3. В дальнейшем при пересмотре системы обозначений самолеты стали называться CP-121 Mk 1, 2 и 3. Предполагалось, что 28 самолетов будут переоборудованы компанией "IMP Group" для поиска косяков рыбы и обнаружения загрязнений моря, получив новое электронное оборудование и ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-67AF мощностью 1509 э.л.с (1125 кВт), но от этих планов потом отказались.
   Последним вариантом Tracker стал S-2G: 49 машин этого типа получили путем переделки S-2E с использованием комплектов, поставленных фирмой "Martin Marietta". Был построен единственный прототип YS-2G. Когда ВМС США отказались от использования специализированых противолодочных авианосцев, было принято решение оснастить S-2G более современным оборудованием и придать им способность нести противокорабельные ракеты AGM-12 Bullpup, продолжая эксплуатировать многоцелевые авианосцы до принятия на вооружение самолетов S-3A Viking. Tracker поступил на вооружение таких стран, как Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Италия, Канада, Нидерланды, Перу, Тайвань, Таиланд, Турция, Уругвай, Южная Корея и Япония. Некоторые из них продолжают эксплуатацию этих самолетов и сегодня.
   Кроме этих вариантов самолета Tracker, с января 1955 года по декабрь 1958 года выпустили 84 самолета TF-1 (позднее C-1) Trader, имевших фирменное обозначение G-96. Это были палубные транспортные машины (COD, Carrier On-board Delivery), пришедшие на смену Grumman TBM-3R Avenger. Самолет первоначально рассчитывался на перевозку девяти пассажиров или 1588 кг груза, но необходимость перевозки крупных и тяжелых грузов заставила увеличить эту цифру до 3856 кг. Еще одним вариантом базовой модели стал G-117 - с февраля 1958 года по сентябрь 1961 года были поставлены 88 таких машин под обозначением WF-2 (E-1B) Tracer. Этот первый палубный самолет ДРЛО отличался большим неподвижным обтекателем антенны РЛС Hazeltine AN/APS-82 над фюзеляжем.


Варианты

   YAS-2D: предлагавшийся вариант S-2D в качестве ночного ударного самолета
   ES-2D: как минимум шесть S-2D и один S-2E, переделанные в самолеты радиоэлектронной разведки
   US-2F: как минимум один S-2F, переделанный в транспортный вариант
   S-2N: неофициальное обозначение 18 S-2A для ВМС Голландии, отремонтированных в 1968-1970 годах фирмой "Fairey Canada" и оснащенных модернизированным оборудованием
   US-2N: неофициальное обозначение четырех S-2N голландских ВМС, переделанных в 1972 году в транспортный вариант
   S-2T Turbo-Tracker: разработанный "Grumman" вариант S-2E с повышенными летными характеристиками и грузоподъемностью, оснащенный ТВД Garrett TPE331-15AW по 1645 э.л.с. (1227 кВт); переделывался из самолетов раннего выпуска и отличался усовершенствованным противолодочным оборудованием и авионикой. Тайвань заказал комплекты для доработки 30 своих Tracker до этого стандарта, и первая машина, переделанная государственным авиационным центром AIDC, была поставлена в начале 1992 года
   IMP S-2E: другой вариант оснащения самолета Tracker турбовинтовыми двигателями, разработанный в Канаде; первой такой машиной стал самолет ВВС Бразилии, поднявшийся в воздух в декабре 1990 года; предполагалось доработать еще 12 самолетов с помощью поставленных Канадой комплектов ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-67CF по 1650 э.л.с. (1230 кВт), но программа была закрыта в 2002 году, после того как Tracker были сняты с вооружения вместе с авианосцем "Минас-Жерайс"
   Marsh TS-2F3 Turbo Tracker: конверсионный вариант американской разработки, впервые взлетевший в июле 1991 года.TS-2F3 был предназначен для борьбы с пожарами; от S-2E он отличался бортовым оборудованием и силовой установкой из двух ТВД TPE331-14 мощностью по 1250 э.л.с. (932 кВт)
   TF-1Q: позднее получил обозначение EC-1A, были построены три TF-1 для ведения радиоэлектронной разведки и РЭБ
   TF-1W: первоначальное обозначение WF-2


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman S-2E Tracker

   Тип: палубный противолодочный самолет с экипажем из четырех человек
   Силовая установка: два радиальных двигателя Wright R-1820-82WA Cyclone мощностью по 1525 л. с. (1137 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1220 м - 404 км/ч; скорость патрулирования на высоте 455 м - 241 км/ч; начальная скороподъемность 558 м/мин; потолок 6125 м; дальность полета при максимальной заправке 2092 км
   Масса: пустого 8537 кг; максимальная взлетная 13501 кг
   Размеры: размах крыла 22,12 м; длина 13,26 м; высота 5,07 м; площадь крыла 46,08 мг
   Вооружение: до 2182 кг боевой нагрузки в отсеке вооружения в фюзеляже и шести узлах подвески под крылом, обычно включавшей две торпеды Mk 44 или Mk 46, или четыре 175-кг глубинные бомбы на внутренней подвеске и шесть 113-кг бомб или шесть 127- мм НАР HVAR на внешней

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 145

    Компания "Grumman" разработала Trader как палубный транспортный (COD) вариант базового S-2. Обратите внимание на дополнительные окна кабины.

  • Air Pictorial 1957-03

    PASSENGER-CARGO GRUMMAN. The TF-1 Trader is a general utility-transport-trainer version of the 52 Tracker anti-submarine aircraft. The Trader utilises the same wing and tail unit as the Tracker, but has a deeper, wider and roomier fuselage, with accommodation for nine passengers. Life rafts are stowed in compartments in the rear ends of the engine nacelles. Equipped with the latest navigational devices, the Trader is also suitable for all-weather operational carrier-training.

  • Air Pictorial 1977-07 / H.Hirst - U.S. Navy Attack Carriers and their Aircraft

    Grumman C-1A Trader COD aircraft, 146053, about to land on the U.S.S. "Constellation"in the South China Sea, July 1974

  • Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3

    Grumman Tracker, получивший по исходному обозначению S2F прозвище "STooF", позже видоизмененное до "Stuff", - первый в мире самолет, способный самостоятельно искать и уничтожать подводные лодки. Самолеты Tracker составили ядро палубной противолодочной авиации ВМС США и довольно широко экспортировались. Существовало несколько модификаций.
    Grumman C-1A Trader.

  • Мировая Авиация 204

    TF-1 Trader - транспортный самолет для авианосцев. Первым транспортным самолетом, специально созданным для доставки грузов и личного состава на борт авианосцев ВМС США, стал TF-1 Trader (после 1962 года - C-1A). Фюзеляж машины был переделан и вмещал 9 пассажиров или 1588 кг груза. С 1955 года ВМС получили 87 самолетов, эксплуатировавшихся почти 30 лет. Четыре машины переоборудовали в TF-1Q (EC-1A) для подготовки операторов систем РЭБ. Trader были приписаны к своим авианосцам, а не к корабельному авиакрылу, которое периодически передавалось другим авианосцам. В 2010 году Бразилия объявила о решении приобрести со складов ВМС США восемь C-1 для переоборудования под стандарт S-2T4.

  • Мировая Авиация 202

    Для замены самолетов Avenger, применявшихся в качестве транспортного средства для людей и грузов при доставке на авианосцы, компания "Grumman" предложила S2F-2 без целевого оборудования и вооружения. В 1955 году такие TF- 1 Trader начали поступать в специализированные подразделения Fleet Tactical Support Squadron и Fleet Logistics Support Carrier Onboard Delivery Squadron, а также вошли в состав авиакрыльев ударных и противолодочных авианосцев - последних кораблей, на которых базировались самолеты с поршневыми двигателями и имевших запасы авиационного бензина. После вывода этих авианосцев из боевого ядра флота транспортные TF-1 базировались только на береговых аэродромах. Последний TF-1 списали 27 ноября 1988 года.

  • Aeroplane Monthly 1979-02 / R.Lawson - USS Hornet. Last of her line

    A Grumman C-1A Trader with wings almost in full spread position

  • Air Pictorial 1956-03 / Photos by request

    First photograph of the utility transport and navigational trainer Grumman TF-1, developed from the carrier-borne S2F-1. With aft facing seating, nine passengers can be carried. Crew is three. Note deck landing hook under tail. BuAer no. is 136750.

  • Air Pictorial 1956-09

    GRUMMAN TF-1 TRADER. By removing the submarine hunter-killer gear from the S2F Tracker and using the basic airframe of this series on which to hang the necessary modifications. Grumman have provided the U.S. Navy with a new supply aircraft for its carrier fleet, which has begun to replace the aged Avengers of the Fleet Logistic Air Wings. The TF-1 Trader made its first flight in January 1955 and is already in service with the U.S. Navy; its duties include cargo or passenger carrying. training and utility work. Power units are identical on all models, but in place of the sonobuoys carried in the rear part of the nacelle of the S2F, the TF-1 stows liferafts.
    Salient features : A completely new fuselage, broader and deeper, has been designed for this machine, and seats nine passengers in rearward-facing seats. Alternatively a special cage for cargo can be fitted, designed to protect loads against the abnormal stresses of carrier landings . Vertical tail surfaces are the same for all models, but the TF-1 has a tailplane of 4 ft . 1 3/4 in . greater span.Total length is3 in. less than on the S2F. Photograph shows an S2F Tracker of the Royal Canadian Navy.

  • Air Pictorial 1973-06 / H.Carter, D.Lee - Fly Navy - Tidewater, Virginia

    Carrier On-board Delivery C-1A Trader 146018 of Sqn. VRC-40

  • Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft

    Grumman C-1A Trader general-utility transport-trainer