Поиск по сайту:
Варианты
- Grumman - S-2 Tracker / TF-1 Trader - 1954 - США
- Grumman - E-1 / WF-2 Tracer - 1956 - США
Grumman S2F/S-2 Tracker, TF/C-1 Trader и WF/E-1 Tracer
В первые годы после окончания Второй мировой войны палубным противолодочным самолетам ВМС США приходилось действовать парами "охотник - убийца". Такая тактика имела ряд недостатков: например, при отказе какой-либо системы на борту одного из самолетов обе машины выходили из игры. В дальнейшем ситуация только ухудшилась с появлением атомных подводных лодок, отличавшихся от предшественниц большей скоростью, увеличенной глубиной погружения и меньшей шумностью. Для расширения возможностей самолетов требовались более сложное поисковое оборудование, усовершенствованные системы управления вооружением и само вооружение, имевшее к тому же больший вес и габариты. Кроме того, для более длительного патрулирования было необходимо увеличить запас топлива на борту и создать комфортные условия для работы экипажа.
В конце 1940-х годов ВМС США завершили формирование концепции единого самолета для замены пары "охотник - убийца", в соответствии с которой был создан двухдвигательный высокоплан G-89. Высокое расположение крыла позволило обеспечить максимальный доступный объем фюзеляжа, при этом дополнительные отсеки для гидроакустических буев разместили в задней части гондол двигателей. Кроме того, самолет получил вместительный отсек вооружения, поисковую РЛС с антенной в выдвижном обтекателе в хвостовой части фюзеляжа, магнитометр, датчик которого размещался на выдвижной штанге, а также поисковый прожектор под правым крылом. Для эксплуатации с авианосцев самолет снабдили посадочным крюком и складными консолями крыла.
Контракт на постройку и испытания двух прототипов XS2F-1 был выдан компании "Grumman" 30 июня 1950 года, и первая из этих машин поднялась в воздух 4 декабря 1952 года. Были разработаны следующие варианты машины: противолодочный (ASW) S2F Tracker, самолет ДРЛО (AEW) WF Tracer и палубный транспортный самолет (COD) TF Trader. В рамках проведенной в 1962 году программы рационализации обозначений эти самолеты стали называться S-2, E-1 и C-1, соответственно.
"Grumman" серийно выпускала Tracker с декабря 1952 года по декабрь 1967 года, построив за это время 1169 машин.
За прототипами XF2S-1 построили серию из 15 машин, обозначив их YS2F-1, предназначенную для войсковых испытаний. Затем с конвейера сошли 740 самолетов первого серийного варианта S2F-1 (S-2A), первые из которых начали службу в эскадрилье VS-26 в феврале 1954 года. Некоторые из этих самолетов использовались в качестве учебных под обозначением S2F-1T (TS-2A).
Обозначение S2F-1S (S-2B) использовалось для доработанных S2F-1, оснащенных пассивной акустической системой дальнего обнаружения AQA-3 Jezebel, работавшей совместно с активным акустическим дальномером Julie, использовавшим взрывные заряды. Следующим серийным вариантом стал S2F-2 (S-2C), построенный в количестве 60 экземпляров, отличавшийся более объемным отсеком вооружения, способным вместить ядерную глубинную бомбу Mk 90, и горизонтальным оперением увеличенной площади для компенсации возросшей массы машины. Многие S2F-1 и S2F-2 позднее были переделаны в буксировщики мишеней и транспортные самолеты, получившие обозначение S2F-1U и S2F-2U (US-2A и US-2C, соответственно). Обозначение US-2B использовалось для 64 самолетов S-2A/BJS-2A и US-2A, приспособленных для перевозки пяти пассажиров. Один S2F-2 был переделан для ведения фотосъемки, получив новое обозначение S2F-2C (RS-2C).
Вторым основным серийным вариантом был S2F-3 (S-2D), получивший в компании "Grumman" обозначение G-121, первый полет его состоялся 21 мая 1959 года. Этот самолет оснастили новым крылом большего размаха, дополнительно увеличили площадь оперения, а число гидроакустических буев в мотогондолах увеличили вдвое - до 32. Кроме того, удлинили и расширили носовую часть фюзеляжа, обеспечив более комфортное размещение экипажа из четырех человек. S2F-3 начал поступать на вооружение в мае 1961 года, и в конечном итоге этими самолетами оснастили не менее 15 эскадрилий ВМС. Позднее самолеты оснастили более совершенным поисковым оборудованием, присвоив обозначение S2F-3S (S-2E). Производство 352-х G-121 закончилось в 1968 году, после выпуска 14 машин для ВМС Австралии. Обозначение S2F-1S1 (S-2F) присвоили 244 машинам вариантов S2F-1 и S2F-1S (S-2A и S-2B), получившим такое же поисковое оборудование, как S-2E.
С 1956 года по 1958 год фирма "de Havilland Aircraft of Canada" построила 99 Tracker для Королевских ВМС Канады: первые 43 в варианте CSF-1, а остальные 56 - в варианте CSF-2 с усовершенствованным оборудованием. Около 45 машин вариантов CS2F-1 и CS2F-2 были позднее доработаны, получив одинаковое оборудование и новое обозначение CS2F-3. В дальнейшем при пересмотре системы обозначений самолеты стали называться CP-121 Mk 1, 2 и 3. Предполагалось, что 28 самолетов будут переоборудованы компанией "IMP Group" для поиска косяков рыбы и обнаружения загрязнений моря, получив новое электронное оборудование и ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-67AF мощностью 1509 э.л.с (1125 кВт), но от этих планов потом отказались.
Последним вариантом Tracker стал S-2G: 49 машин этого типа получили путем переделки S-2E с использованием комплектов, поставленных фирмой "Martin Marietta". Был построен единственный прототип YS-2G. Когда ВМС США отказались от использования специализированых противолодочных авианосцев, было принято решение оснастить S-2G более современным оборудованием и придать им способность нести противокорабельные ракеты AGM-12 Bullpup, продолжая эксплуатировать многоцелевые авианосцы до принятия на вооружение самолетов S-3A Viking. Tracker поступил на вооружение таких стран, как Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Италия, Канада, Нидерланды, Перу, Тайвань, Таиланд, Турция, Уругвай, Южная Корея и Япония. Некоторые из них продолжают эксплуатацию этих самолетов и сегодня.
Кроме этих вариантов самолета Tracker, с января 1955 года по декабрь 1958 года выпустили 84 самолета TF-1 (позднее C-1) Trader, имевших фирменное обозначение G-96. Это были палубные транспортные машины (COD, Carrier On-board Delivery), пришедшие на смену Grumman TBM-3R Avenger. Самолет первоначально рассчитывался на перевозку девяти пассажиров или 1588 кг груза, но необходимость перевозки крупных и тяжелых грузов заставила увеличить эту цифру до 3856 кг. Еще одним вариантом базовой модели стал G-117 - с февраля 1958 года по сентябрь 1961 года были поставлены 88 таких машин под обозначением WF-2 (E-1B) Tracer. Этот первый палубный самолет ДРЛО отличался большим неподвижным обтекателем антенны РЛС Hazeltine AN/APS-82 над фюзеляжем.
Варианты
YAS-2D: предлагавшийся вариант S-2D в качестве ночного ударного самолета
ES-2D: как минимум шесть S-2D и один S-2E, переделанные в самолеты радиоэлектронной разведки
US-2F: как минимум один S-2F, переделанный в транспортный вариант
S-2N: неофициальное обозначение 18 S-2A для ВМС Голландии, отремонтированных в 1968-1970 годах фирмой "Fairey Canada" и оснащенных модернизированным оборудованием
US-2N: неофициальное обозначение четырех S-2N голландских ВМС, переделанных в 1972 году в транспортный вариант
S-2T Turbo-Tracker: разработанный "Grumman" вариант S-2E с повышенными летными характеристиками и грузоподъемностью, оснащенный ТВД Garrett TPE331-15AW по 1645 э.л.с. (1227 кВт); переделывался из самолетов раннего выпуска и отличался усовершенствованным противолодочным оборудованием и авионикой. Тайвань заказал комплекты для доработки 30 своих Tracker до этого стандарта, и первая машина, переделанная государственным авиационным центром AIDC, была поставлена в начале 1992 года
IMP S-2E: другой вариант оснащения самолета Tracker турбовинтовыми двигателями, разработанный в Канаде; первой такой машиной стал самолет ВВС Бразилии, поднявшийся в воздух в декабре 1990 года; предполагалось доработать еще 12 самолетов с помощью поставленных Канадой комплектов ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-67CF по 1650 э.л.с. (1230 кВт), но программа была закрыта в 2002 году, после того как Tracker были сняты с вооружения вместе с авианосцем "Минас-Жерайс"
Marsh TS-2F3 Turbo Tracker: конверсионный вариант американской разработки, впервые взлетевший в июле 1991 года.TS-2F3 был предназначен для борьбы с пожарами; от S-2E он отличался бортовым оборудованием и силовой установкой из двух ТВД TPE331-14 мощностью по 1250 э.л.с. (932 кВт)
TF-1Q: позднее получил обозначение EC-1A, были построены три TF-1 для ведения радиоэлектронной разведки и РЭБ
TF-1W: первоначальное обозначение WF-2
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Grumman S-2E Tracker
Тип: палубный противолодочный самолет с экипажем из четырех человек
Силовая установка: два радиальных двигателя Wright R-1820-82WA Cyclone мощностью по 1525 л. с. (1137 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1220 м - 404 км/ч; скорость патрулирования на высоте 455 м - 241 км/ч; начальная скороподъемность 558 м/мин; потолок 6125 м; дальность полета при максимальной заправке 2092 км
Масса: пустого 8537 кг; максимальная взлетная 13501 кг
Размеры: размах крыла 22,12 м; длина 13,26 м; высота 5,07 м; площадь крыла 46,08 мг
Вооружение: до 2182 кг боевой нагрузки в отсеке вооружения в фюзеляже и шести узлах подвески под крылом, обычно включавшей две торпеды Mk 44 или Mk 46, или четыре 175-кг глубинные бомбы на внутренней подвеске и шесть 113-кг бомб или шесть 127- мм НАР HVAR на внешней
- Описание
Фотографии
-
Air Pictorial 1958-10
GRUMMAN S2F HUNTER KILLER. An all-weather submarine chaser.
-
Мировая Авиация 202
S-2E Tracker. В 1974-1975 годах ВМС Венесуэлы (Aviacion de la Marina Venezolana) полу чили восемь машин S-2E Tracker, снятых с вооружения в США. Самолеты базировались на Пуэрто-Кабелло и применялись как противолодочные. Они оставались на вооружении до начала 1990-х годов. Недорогие и универсальные самолеты Tracker ценились в государствах Южной Америки, их использовали во многих странах этого региона.
-
Мировая Авиация 202
Conair Turbo Firecat
-
Мировая Авиация 145
Grumman S-2 Tracker
-
Air Pictorial 1956-09
GRUMMAN TF-1 TRADER. Data : Manufacturer : The Grumman Aircraft Engineering Corporation, Bethpage, Long Island, N.Y. Power : two Wright R-1820-82 Cyclone 9 piston engines of 1.525 h.p. each, built by Lycoming. Accommodation: crew four (S2F), nine passengers. Dimensions : span 69 ft. 8 in.; length 42 ft .; height 16 ft . 3t in . No other data released.
-
Air International 1991-06 / R.Stitt - Turbo Firecat ... fighting flames with turbines
General arrangement drawing of the Conair Turbo Firecat.
Тип фотографий
- Боковые проекции (9)
- Цветные фото (43)
- Ч/б фото (54)
- Кабина (2)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (7)