Handley Page Victor / H.P.80
Страна: Великобритания
Год: 1952


Стратегический бомбардировщик с экипажем из пяти человек
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (2)
Handley Page H.P.80 Victor и H.P.88

  Один из двух бомбардировщиков H.P.80 Victor, разработанных согласно спецификации Министерства авиации B.35/46, стал последним из всех трех "V-бомберов", принятых на вооружение британских ВВС. По той же спецификации был разработан и Avro Vulcan, принятый на вооружение в середине 1956 года. Технически совершенный для своего времени, Victor предназначался для прорыва ПВО на больших высотах и скоростях. Когда в 1956 году бомбардировщик поступил в войска, выяснилось, что самолет на основных рабочих высотах, для которых он создавался, весьма уязвим от ракет и истребителей ПВО.
  Крыло серповидной в плане формы было выбрано с целью достижения максимально возможного числа Маха в крейсерском полете. Летные характеристики такого крыла изучались на H.P.88 - одноместном истребителе-бомбардировщике Supermarine Attacker, на котором установили крыло от H.P.80 в масштабе 4/9. Первый полет эта машина выполнила в июне 1951 года. Самолет был известен и под двумя другими обозначениями - Supermarine Type 521 и YB.2, присвоенном компанией "Blackburn", где выполнялась доработка. Катастрофа H.P.88 в августе 1951 года мало отразилась на программе создания H.P.80, прототип которого находился на момент первого полета H.P.88 уже в стадии постройки.
  Первый из двух прототипов Victor поднялся в воздух 24 декабря 1952 года, он был оснащен силовой установкой из четырех двигателей Armstrong Siddeley Sapphire ASSa.7 Mk 200. Второй прототип выполнил первый полет лишь 11 сентября 1954 года. Испытания выявили необходимость внесения в конструкцию ряда изменений. В частности уменьшили высоту киля на 0,381 м и удлинили на 1,016 м носовую часть фюзеляжа для оптимизации центровки самолета. Доработанный Victor B.Mk 1, первый серийный самолет, выполнил первый полет в феврале 1956 года, а начало эксплуатации этого варианта в британских ВВС состоялось в ноябре 1957 года. Силовая установка B.Mk 1 включала четыре двигателя Sapphire ASSa.7 Mk 202 тягой по 49,15 кН. В конструкции планера широко использованы легкие сплавы и панели с сотовым заполнителем. B.Mk 1 не отвечал требованиям британских ВВС в части боевой эффективности и защищенности от средств ПВО. На вооружение приняли 50 доработанных B.Mk 1A, оснащенных более совершенной аппаратурой РЭБ, установленной в хвостовой части фюзеляжа.
  Всего построено 50 самолетов Victor ВB.Mk 1 с двигателями Sapphire ASSa.7 Mk 202 тягой по 49,15 кН. Основное вооружение состояло из одной ядерной бомбы - британской Yellow Sun 1/2 или американской Mk 5 (для самолетов, базировавшихся в Хонингтоне). Допускалась подвеска в бомбоотсеке 35 обычных бомб калибра 454 кг; в теории самолет мог нести максимальную бомбовую нагрузку 35 381 кг. Но обычно он вооружался одной 9979-кг бомбой Grand Slam, или двумя 5443-кг бомбами Tallboy, или четырьмя 4536-кг бомбами, или 48 бомбами калибра 454-кг, или 907-кг минами типа "S".
  Затягивание разработки Victor привело к тому, что самолет к моменту серийного выпуска стал чрезвычайно уязвим от атак новейших истребителей и ракет ПВО. В начале 1960-х годов 24 самолета доработали в вариант Victor B.Mk 1A с более мощной аппаратурой постановки помех. Часть Victor ранней постройки частично сняли с вооружения и заменили на Victor B.Mk 2, часть B.Mk 1 конвертировали в разведчики и заправщики. Разведчики обозначались Victor B(PR).Mk 1. Первые шесть заправщиков сохранили возможность нести бомбы, они были оборудованы подкрыльевыми заправочными контейнерами Mk 20В HDU и обозначались Victor B(K).Mk 1A. Эксплуатация заправщиков началась в мае 1965 года, в 1968 году их обозначение изменили на Victor B.Mk 1A(K2P). За первыми конверсиями последовали 24 заправщика (10 машин Victor K.Mk 1 и 14 машин Victor K.Mk 1A, доработаны из B.Mk 1 и B.Mk 1A, соответственно) без бомбодержателей, с подкрыльевыми заправочными контейнерами HDU и Mk 17 HDU в задней части бомбоотсека, а в сам бомбоотсек подвешивались два дополнительных бака.
  К 1954 году далеко продвинулась разработка перспективного варианта Victor с ТРДД, которые позволяли значительно увеличить дальность полета. Выбран был ТРДД Rolls-Royce Conway RCo.11 Mk 103 тягой 76,73 кН. Первый Victor с такой силовой установкой поднялся в воздух в феврале 1959 года.
  За первым построили еще 33 серийных самолета (постройку еще 22 аннулировали), все - с системами РЭБ, как на B.Mk 1A. У Victor B.Mk 2 хорду крыла в корне удлинили на 0,91 м под размещение двигателей Conway. К другим изменениям относятся: увеличенные воздухозаборники, подфюзеляжный киль, два убираемых воздухозаборника турбогенераторов электросистемы переменного тока по бортам фюзеляжа, в корневой части правой консоли крыла установлена ВСУ Turbomeca Artouste, допускалась подвеска в полуутопленном положении под фюзеляжем ракеты с ядерной БЧ Avro Blue Steel.
  Эксплуатация Victor B.Mk 2 в войсках началась в октябре 1961 года. Вскоре на самолет возложили задачу нанесения ударов с малых высот, что потребовало усиления планера, изначально предназначенного для полета на больших высотах. Задача облегчалась наличием отклоняемых носков крыла и "морковок Кюхемана" - пары больших обтекателей на задней части крыла, затягивающих появление скачков уплотнения на высоких дозвуковых скоростях. "Морковки" подходили для размещения ложных целей и устройств сброса дипольных отражателей. Автоматами отстрела дипольных отражателей и новой аппаратурой РЭБ оборудовали 21 самолет Victor B.Mk 2, также на этих самолетах установили ТРДД Conway RCo.17 Mk 201 тягой по 91,63 кН. Модификация обозначалась Victor B.Mk 2R.
  Результатом другой программы модернизации стал стратегический разведчик Victor B(PR).Mk 2 (позже Victor SR.Mk 2). В вариант B(PR).Mk 2 доработали девять самолетов путем установки в отсеке вооружения двух дополнительных баков, новой РЛС, фотокамер и подвески большого количества осветительных бомб.
  В октябре 1993 года на вооружении оставался единственный вариант Victor - Victor K.Mk 2. В начале 1970-х годов компания "British Aerospace" конвертировала 24 самолета варианта Victor B.Mk 2 в заправщики для увеличения парка имеющихся самолетов Victor K.Mk 1/1A. Первый Victor K.Mk 2 поднялся в воздух в марте 1972 года, самолет полностью перестроили, сократив размах крыла на 0,91 м. Обычно K.Mk 2 мог отдать 45 360 кг топлива. Victor K.Mk 2 эксплуатировались в 55-й и 57-й эскадрильях, а также 232-м учебно-тренировочном отряде.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Handley Page Victor B.Mk 2

  Тип: стратегический бомбардировщик с экипажем из пяти человек
  Силовая установка: четыре ТРДД Rolls-Royce Conway RCo.17 Mk 201 тягой no 91,63 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12190 м - 1030 км/ч; практический потолок 16 000 м; боевой радиус на большой высоте 3700 км
  Масса: пустого 41277 кг; максимальная взлетная 97 978 кг
  Размеры: размах крыла 36,48 м; длина 35,03 м; высота 8,57 м; площадь крыла 241,26 м!
  Вооружение: одна ракета Blue Steel с ядерной БЧ в полуутопленном положении под фюзеляжем
Заправщик Victor K.Mk 2 являлся классической конструкцией компании "Handley Page". В британских ВВС его постепенно сменили летающие танкеры VC10 и TriStar. Звездным часом для варианта K.Mk 2 стала фолклендская война 1982 года, хотя они применялись и в операции "Буря в пустыне" 1991 года. Изображен самолет 57-й эскадрильи.
Victor B.Mk 2R. Оснащенный двигателями RCo.17 и обтекателями на крыле, а также полным комплектом средств РЭП, B.Mk 2R был последним бомбардировочным вариантом самолета Victor, хотя его основным вооружением была единственная ракета Avro Blue Steel. До того как в декабре 1962 года была прекращена разработка ракеты Douglas Skybolt, предполагалось, что часть B.Mk 2 будут нести по два таких снаряда американского производства.