Vickers VC-10
Страна: Великобритания
Год: 1962


Дальнемагистральный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Кабина (2)
Vickers Type 1100 VC10 и Type 1150 Super VC10

   В 1957 году авиакомпания «British Overseas Airways Corporation» (BOAC) объявила о намерении приобрести новый авиалайнер, способный перевозить груз массой 15 422 кг на дальность до 6437 км. В ответ на это компания «Vickers» разработала элегантный авиалайнер Type 1100 VC10, который имел вместительный герметизированный фюзеляж круглого сечения с расположением сидений по шесть в ряд. Двигатели на самолете располагались в хвостовой части фюзеляжа (впервые такой вариант расположения двигателей был применен компанией «Sud-Aviation» на Caravelle), стреловидное крыло имело развитую механизацию для увеличения подъемной силы, а хвостовое оперение было Т-образным стреловидным и свободным от воздействия реактивной струи двигателя.
   Прототип VC10 был облетан 29 июня 1962 года, сертификат типа авиалайнер получил 23 апреля 1964 года, а через шесть дней компания BOAC вывела Type 1101 VC10 на линию Лондон - Лагос. Компания BOAC получила 12 Type 1101, оснащавшихся четырьмя ТРД Conway RCo.42 тягой по 93,38 кН и рассчитанных на экипаж в составе 10 человек (летчики и бортпроводники), а также 115 пассажиров при смешанной компоновке и 135 пассажиров в полностью одноклассной компоновке.
   Впоследствии компания выпускала следующие модификации данного авиалайнера: в целом схожий с Type 1101 вариант Type 1102 - два самолета для авиакомпании «Ghana Airways» (второй экземпляр имел большую грузовую дверь); Type 1103 - три самолета для «British United Airways», в целом идентичные Type 1102; Type 1106 - 14 самолетов для Командования тыла британских ВВС, которые использовались в качестве многоцелевых; один Type 1109 - переоборудованный прототип Type 1100, который был оснащен крылом по типу Type 1106 и затем продан компании «Laker Airways». Стратегические военно-транспортные самолеты Type 1106 британских ВВС получили военное обозначение VC10 C.Mk 1 и отличались доработанным крылом, более мощными двигателями Conway RCo.43 и увеличенным запасом топлива.

   Дальнейшие усовершенствования семейства VC10 привели к появлению модели Type 1150 Super VC10, которая отличалась удлиненным на 3,96 м фюзеляжем, увеличенной емкостью топливных баков и установкой двигателей Conway RCo.43. Строилось два варианта авиалайнера: для авиакомпании BOAC - 17 самолетов модификации Type 1151, рассчитанных на перевозку 16 пассажиров в первом классе и 123 пассажиров в эконом-классе; а для авиакомпании «East African Airways» - пять схожих авиалайнеров Type 1154 с большой грузовой дверью для перевозки грузов и пассажиров. Компания BOAC начала эксплуатацию Super VC10 на маршруте Лондон - Нью-Йорк 1 апреля 1965 года. Когда компания «British Airways», наследник BOAC, прекратила 29 марта 1981 года эксплуатацию авиалайнеров VC10/Super VC10, те уже перевезли без аварий 13 млн пассажиров.
   После снятия большого количества авиалайнеров с коммерческой эксплуатации часть машин приобрело британское правительство - они были переоборудованы в самолеты-заправщики для британских ВВС. Первоначально планировалось переоборудовать девять самолетов - пять Type 1101 VC10 и четыре Type 1154 Super VC10, которые в качестве заправщиков получили обозначения VC10 K.Mk 2 и VC10 K.Mk 3, соответственно. Первый переоборудованный VC10 K.Mk 2 поднялся в воздух 22 июня 1983 года. Британские ВВС также получили пять заправщиков VC10 K.Mk 4, переоборудованных из авиалайнеров Super VC10, ранее принадлежавших компании «British Airways». Они были списаны в конце 2000-х годов. Восемь VC10 C.Mk 1 были переоборудованы в заправщики VC10 C(K).Mk 1 путем оснащения подкрыльевыми топливозаправочными агрегатами типа «шланг - конус».


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Vickers Type 1151 Super VC10
  
   Тип: дальнемагистральный авиалайнер
   Силовая установка: четыре турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Conway RCo.43D Mk 550 тягой по 96,94 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 9450 м - 935 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 11580 м - 885 км/ч; дальность полета с максимальной нагрузкой - 7596 км
   Масса: пустого снаряженного 71937 кг; макс. взлетная 151953 кг
   Размеры: размах крыла 44,55 м; длина 52,32 м; высота 12,04 м; площадь крыла 272,38 м2
Экипажам очень нравились летные качества Standard и Super VC10, особенно они ценили избыток мощности двигателей. Самолеты пользовались большой популярностью.
A section of the flight engineer's fuel control panel in a RAF VC 10 K.2 tanker. A Tornado GR.1 can be seen refuelling from the centreline station.