Vickers VC-10
Страна: Великобритания
Год: 1962


Дальнемагистральный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (12)
Vickers Type 1100 VC10 и Type 1150 Super VC10

   В 1957 году авиакомпания «British Overseas Airways Corporation» (BOAC) объявила о намерении приобрести новый авиалайнер, способный перевозить груз массой 15 422 кг на дальность до 6437 км. В ответ на это компания «Vickers» разработала элегантный авиалайнер Type 1100 VC10, который имел вместительный герметизированный фюзеляж круглого сечения с расположением сидений по шесть в ряд. Двигатели на самолете располагались в хвостовой части фюзеляжа (впервые такой вариант расположения двигателей был применен компанией «Sud-Aviation» на Caravelle), стреловидное крыло имело развитую механизацию для увеличения подъемной силы, а хвостовое оперение было Т-образным стреловидным и свободным от воздействия реактивной струи двигателя.
   Прототип VC10 был облетан 29 июня 1962 года, сертификат типа авиалайнер получил 23 апреля 1964 года, а через шесть дней компания BOAC вывела Type 1101 VC10 на линию Лондон - Лагос. Компания BOAC получила 12 Type 1101, оснащавшихся четырьмя ТРД Conway RCo.42 тягой по 93,38 кН и рассчитанных на экипаж в составе 10 человек (летчики и бортпроводники), а также 115 пассажиров при смешанной компоновке и 135 пассажиров в полностью одноклассной компоновке.
   Впоследствии компания выпускала следующие модификации данного авиалайнера: в целом схожий с Type 1101 вариант Type 1102 - два самолета для авиакомпании «Ghana Airways» (второй экземпляр имел большую грузовую дверь); Type 1103 - три самолета для «British United Airways», в целом идентичные Type 1102; Type 1106 - 14 самолетов для Командования тыла британских ВВС, которые использовались в качестве многоцелевых; один Type 1109 - переоборудованный прототип Type 1100, который был оснащен крылом по типу Type 1106 и затем продан компании «Laker Airways». Стратегические военно-транспортные самолеты Type 1106 британских ВВС получили военное обозначение VC10 C.Mk 1 и отличались доработанным крылом, более мощными двигателями Conway RCo.43 и увеличенным запасом топлива.

   Дальнейшие усовершенствования семейства VC10 привели к появлению модели Type 1150 Super VC10, которая отличалась удлиненным на 3,96 м фюзеляжем, увеличенной емкостью топливных баков и установкой двигателей Conway RCo.43. Строилось два варианта авиалайнера: для авиакомпании BOAC - 17 самолетов модификации Type 1151, рассчитанных на перевозку 16 пассажиров в первом классе и 123 пассажиров в эконом-классе; а для авиакомпании «East African Airways» - пять схожих авиалайнеров Type 1154 с большой грузовой дверью для перевозки грузов и пассажиров. Компания BOAC начала эксплуатацию Super VC10 на маршруте Лондон - Нью-Йорк 1 апреля 1965 года. Когда компания «British Airways», наследник BOAC, прекратила 29 марта 1981 года эксплуатацию авиалайнеров VC10/Super VC10, те уже перевезли без аварий 13 млн пассажиров.
   После снятия большого количества авиалайнеров с коммерческой эксплуатации часть машин приобрело британское правительство - они были переоборудованы в самолеты-заправщики для британских ВВС. Первоначально планировалось переоборудовать девять самолетов - пять Type 1101 VC10 и четыре Type 1154 Super VC10, которые в качестве заправщиков получили обозначения VC10 K.Mk 2 и VC10 K.Mk 3, соответственно. Первый переоборудованный VC10 K.Mk 2 поднялся в воздух 22 июня 1983 года. Британские ВВС также получили пять заправщиков VC10 K.Mk 4, переоборудованных из авиалайнеров Super VC10, ранее принадлежавших компании «British Airways». Они были списаны в конце 2000-х годов. Восемь VC10 C.Mk 1 были переоборудованы в заправщики VC10 C(K).Mk 1 путем оснащения подкрыльевыми топливозаправочными агрегатами типа «шланг - конус».


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Vickers Type 1151 Super VC10
  
   Тип: дальнемагистральный авиалайнер
   Силовая установка: четыре турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Conway RCo.43D Mk 550 тягой по 96,94 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 9450 м - 935 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 11580 м - 885 км/ч; дальность полета с максимальной нагрузкой - 7596 км
   Масса: пустого снаряженного 71937 кг; макс. взлетная 151953 кг
   Размеры: размах крыла 44,55 м; длина 52,32 м; высота 12,04 м; площадь крыла 272,38 м2
A model of the Vickers V-C.10
Beside a model of the Super VC10 as originally envisaged, with tiptanks and 28ft (8-5m) fuselage stretch, the BOAC contract for 35 standard and ten Super VC10s is signed on June 23, 1960. Left to right: N.H. Jackson, Director, Vickers; Sir George Edwards; K.H. Staple, Secretary, BOAC and Charles Abell, chief engineer, BOAC.
VC10 K.Mk 3. Выпуск заправщиков K.Mk 3 был начат после передачи пяти внешне схожих с ними K.Mk 2, самолеты были переоборудованы из пяти лайнеров VC10 Type 1164. Первый K.Mk 3 (серийный ZA148) был облетан 4 июля 1984 года и затем длительное время эксплуатировался в Исследовательском центре авиации и авиационного вооружения ВВС, в 101-ю эскадрилью первым попал уже второй переоборудованный заправщик (ZA150). 1 февраля 1985 года он прибыл в Брайз, а 20 февраля был официально принят в эксплуатацию.
Artist's impression of 265-seat two-deck development of BAC Super VC10
An impression of a VC 10K Mk 3 tanker trailing its two wing-mounted drogues for the benefit of a pair of Tornado F Mk 2s.
British Aerospace (Vickers) VC10 K Mk 2
VC10 K.Mk 3
Noise considerations. In promoting its VC10’s rear-engine configuration, Vickers Armstrong used the argument that not only was the aircraft’s tailplane well clear of wing downwash (at low AoA) but that the noise damage to it was reduced, compared with wing-mounted engines. That was until ‘screech’ (a noise component at 90° to an exhaust jet full of shock-waves) was discovered. That said, the proportion of airframe surface, in particular the passenger cabin, is greatly reduced. Moreover, the forward projected noise from rear-mounted engines can be blanked by the wing.
BAC Super VC10 four-jet long-range transport
The three-view drawing depicts the VC 10 K Mk 3, with additional side view of the shorter K Mk 2.
Vickers VC10 Military Freighter. One of the three main contenders for the post-Sandys military strategic freighter/transport role. Ultimately, the Short Britannic 3 was chosen and entered service as the Belfast.