Gloster Pioneer / G.40
Страна: Великобритания
Год: 1941


Одноместный экспериментальный реактивный самолет
Описание
Фотографии
Gloster E.28/39

   Первый британский ТРД W.1, разработанный Фрэнком Уиттлом и построенный фирмой "Power Jets Ltd." по контракту Министерства авиации от марта 1938 года, требовалось испытать на самолете. Поэтому Министерство выпустило техническое задание (спецификацию) E.28/39, выданное "Gloster" 3 февраля 1940 года. Самолет создавался с прицелом на требования к истребителю - было предусмотрено место для установки четырех 7,7-мм пулеметов Browning, хотя они никогда не монтировались на опытных машинах. Контракт предусматривал постройку двух самолетов Gloster E.28/39, оснащенных трехстоечным шасси с управляемой носовой стойкой.
   Всего через год, 7 апреля 1941 года, первый прототип Gloster E.28/39, управляемый испытателем П. Сейером приступил к рулежкам на аэродроме фирмы "Gloster" в Хакклекоте. На следующий день машина совершила короткий подлет, после которого заменили носовую стойку. Затем машину разобрали и отправили в Крэнвелл, Линкольншир, где имелась более длинная ВПП, больше подходившая для проведения летных испытаний. Фактически E.28/39 отрывался от полосы, пробежав всего 550 м, несмотря на то, что тяга ТРД W.1 составляла всего 3,83 кН, и этот двигатель предполагалось использовать только на первом этапе испытаний.
   Первый полет состоялся 15 мая 1941 года, он продолжался 17 минут и обошелся без замечаний. Еще 10 часов прототип налетал в последующие 13 дней, после чего его вернули на завод, где был установлен новый двигатель W.1A тягой 5,16 кН. Новая серия летных испытаний началась 4 февраля 1942 года в Эджхилле, но из-за проблем с ТРД прототип получил легкие повреждения. Пилоты из испытательного института в Фарнборо также опробовали новую машину, и во время одного из таких полетов, 30 июля, у первого прототипа (уже оснащенного ТРД Rover W.2B тягой 6,79 кН) на высоте 11 280 м заклинило элероны. Самолет вошел в перевернутый штопор, и сквадрон-лидер Дэви покинул его с парашютом на высоте 10060 м.
   Второй прототип, оснащенный ТРД Power Jets W.2/500 тягой 7,56 кН, продолжил летные испытания, в ходе которых снимались аэродинамические характеристики. После их завершения самолет передали в музей в Южном Кенгсингтоне на постоянное хранение.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Gloster E.28/39

   Тип: одноместный экспериментальный реактивный самолет
   Силовая установка: один ТРД Power Jets W.2/500 тягой 7,83 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3050 м - 750 км/ч; время набора высоты 9145 м - 22 мин; потолок 9755 м
   Масса: пустого 1309 кг; максимальная взлетная 1700 кг
   Размеры: размах крыла 8,84 м; длина 7,72 м; высота 2,82 м; площадь крыла 13,61 м2
В начале испытаний самолет был совсем неокрашенный и нес по бокам фюзеляжа ленты с температурными датчиками. После скоростных пробежек ленты сняли и больше не использовали
Перед первым полетом самолет получил стандартную камуфляжную окраску экспериментальных самолетов: низ - тренировочный желтый (Trainer Yellow FS 33538), верх - темно-зеленый (Dark Green, FS 34079) и коричневый (Dark Earth FS 30095) и номер W4041/G. Кокарды на фюзеляже имели широкую желтую окантовку.
Gloster E.28/39
После первого полета на фюзеляж нанесли знак прототипа P. После передачи в Фарнборо оба опытных самолета получили новый камуфляж - сочетание темно-зеленого (Dark Green) и океанского серого (Ocean Grey FS 36152). Опознавательные знаки изменили на меньшие, имеющие минимум белого и желтого цвета. После окончания полетов оставшемуся самолету вернули прежнюю зелено-коричневую камуфляжную окраску, оставив неизменными опознавательные знаки. Цвет ниш и интерьер кабины - светлый серо-зеленый (Interior Grey Green FS 34226). Приборная доска - матовая черная. Внутренняя поверхность воздухозаборника не окрашивалась
E.28/39 хорошо зарекомендовал себя в ходе испытаний, налетав за первые 13 дней 10 часов и достигнув высоты 7620 м.
Полеты "Пионера" - на большой скорости, без винта - производили большое впечатление на зрителей
The colour plates of the E.28 are taken from colour movie film shot at RAE Farnborough in 1944.
The colour stills depicting the tail surfaces and air intake of W4041 was taken at Farnborough in 1944
The colour still depicting the Whittle W2/700 installation of W4041 was taken at Farnborough in 1944
The still depicts the W.1 series Whittle engine at the Lutterworth Factory of Power Jets Ltd in 1944.
"Пионер" перед началом испытаний
Самолет W4041 - первый E.28/39, отличался рулем с полотняной обшивкой. На заднюю часть фюзеляжа были нанесены термочувствительной краской небольшие полоски. Обратите внимание на малый диаметр сопла ТРД.
The first Gloster E28/39, W4041, fresh from the factory in 1941, before camouflaging, with the original short nosewheel leg. The side fuselage band was made of temperature sensitive paint to check the effects of the new jet engine on the fuselage structure. Also apparent are the fabric-covered rudder and narrow jet orifice.
W4041 fresh from the factory, 1941
"Пионер" перед началом испытаний. Виды спереди и сзади
Двигатель Уиттла W.1 тягой 3,83 кН был запущен 12 апреля 1941 года, в мае его установили на Gloster Е.28/39 для первого полета в Кранвелл.
Sir Frank Whittle gives scale to his W.1 engine.
Sir Frank Whittle stands by the Power Jets W1A engine, Cranwell, May 26, 1981.
The Whittle WU in the testing room at Lutterworth, in its ultimate form.
Loading an engine into the first E28/39.
Another view of the powerplant in the airframe.
Engine fitting in the E28/39 prototype jet aircraft.
Двигатель W.1X, установленный на W4041/G для наземных испытаний. Апрель 1941г.
Кадр киносъемки первого взлета "Пионера". 15 мая 1941г.
Ф.Уиттл благодарит пилота Г.Сэйера после первого полета "Пионера"
Gloster test pilot Gerry Sayer and Frank Whittle shake hands.
Левая основная опора шасси и ее ниша
An early photo of the E.28/39 taken in 1941. A second E.28/39 was built, W4046, but was lost in a crash on July 30, 1943.
15 мая 1941г.: через семь лет после начала разработки взлетел экспериментальный самолет Gloster E.28/39, оснащенный ТРД Whittle. Несмотря на скептицизм ВВС, Фрэнку Уиттлу удалось довести конструкцию своего реактивного двигателя.
The prototype before the addition of vertical tailplane fins and jettisonable hood.
W4041 later in its career with small auxillary fins fitted for extra directional stability.
Gloster E.28/39 W4041, fitted with additional tailplane fins and a ventral camera, takes off from Farnborough. These modifications were completed in April 1944. Two years later W4041 was acquired by the Science Museum in London, where it may be seen today.
Gloster's G.40, more popularly known by its Air Ministry Specification, E.28/39, like the earlier Heinkel He 178, was produced purely as a flight test bed for British turbojet development. The G.40, W 4041/G, Britain's first pure turbojet powered aircraft first flew on 15 May 1941, followed by the first flight of W 4046/G a year and nine months later, on 1 March 1943. Both aircraft were fitted with various Frank Whittle-designed engines, ranging from the earliest 850lb s.t. W. I to the later 1.526 lb s.t. Rolls-Royce W.2B123 and 1.700lb s.t. Power Jets W.21500. Top level speed reached by the short-lived second prototype is cited at 466 mph, this machine crashing on 30 July 1943, after spinning inverted from 37.000 feet. The pilot, Sqn. Ldr. Douglas Davie, bailed out safely.
Самолет W4041/G во время испытаний в Фарнборо, 1944г.
Gloster E.28/39 W4041 getting airborne with wheels already retracting. At this stage the aircraft was fitted with a 1,760lb-thrust W.2/500 turbojet.
Two Gloster E.28/39s were built, W4041 and W4046, the second making its first flight on March 1, 1943. Both were extensively tested by RAE and Service pilots at Farnborough, where this photograph shows an E.28/39 being put through its paces. Had an Anson been fitted with a W.1, it would have required the incorporation of a similar nose intake.
The first Gloster E.28/39, W4041 (Ex Aero 137) in flight
"Пионер" готовится к очередному вылету
Прототип W4041/G с установленным вторым, "скоростным" комплектом крыла
The three-quarter rear view of W4041 displays its tail bumper and the "G” suffix to the serial, denoting that the aeroplane was to be guarded whilst at dispersal.
Первый экспериментальный Е.28/39, оснащенный двигателем Whittle W.2/500 тягой 7,83 кН, смог подняться в полете на высоту 12 853 м.
The first Gloster E.28/39, W4041 (Ex Aero 137) at Farnborough early in 1944, with small inset fins on tailplane to improve lateral stability.
The device visible on the starboard wing trailing edge below is a pitot comb, used to measure dynamic pressure, and hence drag, in flight.
This photograph of the modified E.28/39 prototype is dated November 1944 and was probably taken during RAE trials from Farnborough.
Gloster E.28/39 W4041 at Farnborough in 1944, by which time small auxiliary fins had been added to the tailplanes.
On display in the Science Museum's Aeronautics Gallery, 1977
The Gloster E.28/39 W4041/G on the day of its arrival at the Science Museum, London on April 27, 1946.
Кабина "Пионера"
E28/39 cockpit.
The colour still depicting the instrument panel of W4041
The Wren Oddentification on the facing page was published in The Aeroplane for December 22, 1944.
Kenneth McDonough’s painting of the Gloster E.28/39 flying over the RAF College, Cranwell.
The first of two sketches showing George Carter's original ideas for a jet-propelled aircraft, September 30, 1939.
How the E28/39 might have looked; Carter's second jet aircraft scheme with a short jet pipe and nose-mounted cannon, October 2, 1939.
INSTALLING THE WHITTLE W.1 JET ENGINE in the Gloster E.28/39
Gloster E.28/39