Canadair CL-600 / CL-601 / 300 Challenger (Bombardier Challenger)
Варианты:
Canadair - CL-600 / CL-601 / 300 Challenger - 1978 - Канада
Страна: Канада
Год: 1978


Самолет деловой авиации с экипажем из двух человек
Описание:
Bombardier (Canadair) Challenger
Bombardier Challenger 300
Фотографии

Bombardier (Canadair) Challenger

Проектирование самолета, изначально получившего обозначение LearStar 600, начал Билл Лир, конструктор Lear Jet. Однако после того как в апреле 1976 года он продал права на производство своих самолетов фирме "Canadair", самолет получил новое обозначение Canadair CL-600 и наименование Challenger. Аналитики фирмы "Canadair" оценили рынок сбыта таких машин деловой авиации в 1000 самолетов, рассчитывая получить с новой моделью примерно 40% этого рынка. 29 октября 1976 года руководство фирмы приняло решение о полномасштабном проектировании самолета Challenger, уже имея заказы от 53 компаний и правительственную дотацию в 130 млн долларов.
  "Canadair" внесла в исходный вариант конструкции массу изменений, самым заметным из которых стало перемещение горизонтального оперения с фюзеляжа на киль. Главным аргументом в пользу успешного сбыта самолета стало сечение его салона - ширина 2,49 м, высота 1,85 м. Фактически самолет проектировался "вокруг салона", чего конструкторы самолетов деловой авиации ранее никогда не делали. Самолет обладал возможностью перевозить в комфортных условиях до 18 пассажиров. Построили три предсерийных самолета, первый из которых поднялся в воздух 8 ноября 1978 года в варианте с двумя ТРДД Lycoming ALF502L-2 тягой по 33,36 кН. Первый серийный самолет взлетел 21 сентября 1979 года. Сертификаты летной годности Канады и США получены в августе и ноябре 1980 года, однако в обоих случаях сертификация имела ограничения по максимальной взлетной массе (14970 кг) и максимальной скорости (587 км/ч), запрещались полеты в условиях вероятного обледенения, а также запрещалось использование реверса тяги двигателей.
  С целью устранения наложенных ограничений, фирма "Canadair" провела комплекс мероприятий, направленных на снижение массы самолета и увеличения дальности полета. Полная сертификация была получена в 1981 году, тогда же начались поставки заказчикам. К концу 1981 года портфель заказов насчитывал примерно 200 машин, из них почти 150 в стандартном варианте CL-600, остальные - в варианте CL-601. К августу 2009 года было поставлено 784 самолета Challenger, серийное производство и совершенствование продолжается.


Варианты

  CL-600 Challenger 600: исходный вариант; построены 83 самолета, 76 из которых со временем доработали в вариант Challenger 600S путем установки винглетов, впервые использованных на Challenger 600-1A. Поставки начаты в декабре 1980 года, 12 самолетов поставлены ВВС Канады - три CC-144 в VIP-варианте, три учебных самолета РЭБ CE-144A, три прибрежных патрульных самолета, два пассажирских и одна летающая лаборатория CX-144
  CL-601 Challenger 601-1A: первый полет выполнен 17 сентября 1982 года, поставки начаты в мае. Силовая установка состоит из двух экономичных ТРДД General Electric CF34-1F с низким уровнем шума. Построены 66 самолетов, из которых четыре поступили на вооружение ВВС Канады под обозначением CC-144 (как у Challenger 600 VIP)
  CL-601 Challenger 601-3A: первый полет выполнен 28 сентября 1986 года, поставки начаты в мае 1987-го после получения в апреле сертификации Канады и США. Построены 134 самолета. От 601-1A они отличались силовой установкой из двух ТРДД CF34-3A тягой по 41,01 кН и приборным оборудованием, выполненным по принципу "стеклянной кабины"
  CL-601 Challenger 601-3R: первый полет выполнил 8 ноября 1988 года, поставки начаты с июля 1993 года после получения в марте 1989 года канадского сертификата летной годности. Особенности самолета Challenger 601-3R внедрены на 601 -1А и 601-3A, которые после модернизации получили обозначение 601-1A/ER и 603-3A/ER. Внешним отличием 601-3R является замена хвостовой законцовки фюзеляжа конформным топливным баком емкостью 697 л
  CL-604 Challenger 604: первый полет выполнил 18 сентября 1994 года, поставки начаты в 1996 году. На самолете установлены два ТРДД CF34-3B тягой по 38,83 кН, емкость топливных баков увеличена до 1242 л, дальность полета доведена до 7400 км; к другим изменениям относятся новое шасси, усиленное хвостовое оперение, новые зализы крыла и фюзеляжа, электронное оборудование фирмы "Collins"
  Challenger 605: первый полет выполнил 22 января 2006 года, поставки начаты в январе 2007-го. Силовая установка осталась прежней. Установлен комплект БРЭО Pro Line 21, изменен интерьер кабины с целью лучшего использования внутреннего объема, размеры иллюминаторов увеличены на 6,5 см в ширину и на 5 см в высоту, приборное оборудование совместимо с цифровыми картами Jeppson


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Canadair CL-601 Challenger 601 3R

  Тип: самолет деловой авиации с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два ТРДД General Electric CF34-3A1 тягой по 41 кН
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 882 км/ч; практический потолок 12 500 м; дальность полета с пятью пассажирами 6640 км
  Масса: пустого 11684 кг; максимальная взлетная 20457 кг
  Размеры: размах крыла с винглетами 19,61 м; длина 20,85 м; высота 6,30 м; площадь крыла с винглетами 48,31 м!
  Полезная нагрузка: до 19 пассажиров или груз массой до 2377 кг

Bombardier Challenger 300

Анализ компании "Bombardier" показал наличие незаполненной ниши между самолетами Learjet 60XR и Challenger 604, поэтому в конце 1990-х годов компания приступила к проектированию нового самолета бизнес-класса "суперсреднего" размера. Проектирование велось в тот "смутный" период, когда рынок деловой авиации переживал спад, в итоге первый полет самолет выполнил только в августе 2001 года. Получивший обозначение Challenger 300, самолет был оснащен комплектом авионики Rockwell Collins Pro Line 21, а цельное крыло для самолета было разработано и изготовлено компанией "Mitsubishi Heavy Industries".
  Challenger 300 предназначен для трансконтинентальных полетов, прежде всего, от одного побережья США до другого, с высокой крейсерской скоростью. В типовом варианте самолет принимает на борт восемь пассажиров при дальности полета в сложных метеоусловиях 5470 км; объем багажного отсека 3 м3. Вход в самолет осуществляется через хвостовую часть фюзеляжа. Стандартный интерьер включает сдвоенные "клубные" сиденья, "персональные панели сервиса" с электропереключателями и складные рабочие столики.
  Канадский сертификат летной годности получен 30 мая 2003 года, сертификат летной годности США - 4 июня 2003 года, чуть позже выполнена сертификация по стандарту JAA. Поставки заказчикам начаты в конце 2003 года. В 2006 году "Bombardier" объявила, что на Challenger 300 приходится 42% рынка бизнес-джетов "суперсреднего" класса. Двухсотый самолет Challenger 300 передан компании "Vista-Jet" 29 июля 2008 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bombardier Challenger 300

  Тип: бизнес-джет средней дальности с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Honeywell HTF7000 тягой по 30,40 кН
  Летные характеристики: обычная крейсерская скорость 850 км/ч; макс, практический потолок 13716 м; максимальная дальность с 8 пассажирами и полной заправкой 5741 км
  Масса: максимальная без топлива 12 247 кг; максимальная взлетная 17622 кг
  Размеры: размах крыла 19,46 м; длина 20,92 м; высота 6,20 м; площадь крыла 48,50 М'
  Полезная нагрузка: до девяти пассажиров или груз массой до 1588 кг при уменьшенном количестве топлива
CL-600
Photograph of the first Challenger on the occasion of its roll-out in Montreal at the end of May 1978. Flight testing of this and the next two aircraft will be based in California to avoid weather delays during the coming Canadian winter.
Второй предсерийный Challenger во время летных испытаний. В носовой части установлена штанга с датчиками воздушных сигналов.
Благодаря удачному проекту и многообещающим характеристикам, Challenger на момент первого полета набрал достаточно большой портфель заказов.
Кроме Канады военизированный вариант CL-600 Challenger приобрели лишь Королевские ВВС Малайзии - один самолет варианта CL-600SE.
Базирующаяся в Цюрихе компания "Swiss Air-Ambulance Service", один из первых заказчиков CL-600, ее самолеты оснащены двумя блоками интенсивной терапии и могут перевозить дополнительно еще шесть больных на носилках.
Challenger, используемые канадскими военными, получили обозначение CC-144. Они несут службу в 412-й транспортной эскадрилье, перевозя VIP-пассажиров.
CL-601
10 апреля 1982г.: первый полет прототипа Canadair CL-601 (C-GC6T-X) с винглетами на законцовках крыла и турбореактивными двигателями фирмы "General Electric".
Canadair's Challenger 601 demonstrator (the first production aircraft, c/n 3001), which completed a 26-day tour on 7 February after visiting Singapore, New Delhi, Jakarta, Australia and Japan.
28 сентября 1986г.: совершил первый полет вариант 601-3A популярного реактивного самолета бизнес-класса фирмы "Canadair". Приборное оборудование данной модели выполнено по принципу "стеклянной кабины", на самолете установлены более мощные двигатели.
Challenger 604 представляет собой значительно переработанную 601-ю модель с более мощными двигателями, увеличенным запасом топлива и серьезными изменениями в конструкции. Он послужил базой для создания самолета оперативного управления войсками USCG C-143A.
22 января 2006г.: реактивный бизнес-самолет Bombardier Challenger 605 (C-FGYM) совершил первый полет в международном аэропорту Монреаль-Трюдо. Самолет набрал высоту 12496 м и развил скорость 778 км/ч.
Как и все самолеты Challenger, 605-й отличается стильным дизайном. Его выпуск начался в 2006 году как обновленного варианта 604-го.
Самый же новейший представитель линейки CL-600 канадской "Bombardier" - бизнес-джет Challenger 605 (фото), появившейся на рынке в 2006 году. В сравнении с Challenger 604 он имеет остекление увеличенной площади, модернизированный комплекс авионики и модифицированный хвостовой обтекатель. Основным внешним отличием Challenger 605 является скругленная хвостовая оконечность фюзеляжа, на более ранних вариантах она имела плоские боковые поверхности.
Challenger C-215 is 721 Squadron's latest addition, seen here in the hangar shortly before being officially added to the squadron’s fleet.
The Boeing Maritime Surveillance Aircraft is based on Bombardier Challenger, with N614BA (c/n 5614) used for tests.
Bombardier Challenger 604 N614BA flying from Toronto Pearson International Airport in Ontario after conversion by Field Aviation as the demonstrator of Boeing’s Maritime Surveillance Aircraft.
Boeing’s Maritime Surveillance Aircraft prototype is Challenger CL600 N614BA (s/n 5614).
Apart from the SLAR radar, the Challenger can also be equipped with a Telephonies APS-143B(V)3 Ocean Eye surface radar as seen here on C-172.
Challenger C-168 escorted three F-16 Fight­ing Falcons last summer to test the possibility of operating the type in Greenland.
RDAF F-16 Fighting Falcons intercept a Challenger as part of their Quick Reaction Alert training.
Challengers can drop flares, life rafts and small and medium size packages from the rear cargo door. The latter capability is often used over Greenland to deliver supplies in remote areas.
The Challengers’ main system in the fight against oil pollution is the Terma 9000 SLAR radar fitted under the fuselage.
The CL-604 Challenger is equipped with a FLIR Systems Star Safire II thermal imaging sen­sor housed in a retractable housing underneath the rear of the aircraft.
Challenger 300
Challenger 300 схож по конфигурации с другими самолетами семейства Challenger, но отличается чистотой внешних обводов.
"Суперсредний" Challenger 300 не имеет отношения к семейству Challenger 600, а представляет собой собственную линию развития. Он способен совершать межконтинентальные перелеты.
Challenger 350
A VistaJet Bombardier Challenger 350 departs Farnborough, Hampshire on November 19, 2014. The Swiss bizjet charter operator was expecting to operate four examples of the type by the end of 2014. Six more are due to be delivered to the company in 2015.
CL-600
CL-600 Challenger должен был завоевать значительную долю рынка деловых самолетов с большой дальностью полета, но ряд недостатков привел к необходимости разработки новой модификации - CL-601.
8 ноября 1978г.: впервые поднялся в воздух прототип самолета бизнес-класса Canadair CL-600 Challenger (C-GCGR-X), оснащенный двумя ТВД.
The Challenger, with its distinctive T-tail, has a somewhat stubby external appearance, resulting from the decision to adopt a "widebody" layout.
Министерство обороны Канады приобрело 12 самолетов Challenger 600, шесть из них - учебные CE-144A для подготовки пилотов и операторов самолетов РЭБ, а остальные - VIP-транспортные CC-144.
The Canadair Challenger has now joined the fleet of the Royal Malaysian Air Force. It is shown here before delivery, with Canadian registration C-GBYY.
CL-600 Challenger No 7 in TAG markings at Farnborough.
Taubman Air's Challenger 600 N80AT, c/n. 1036, routed Luton - Newcastle - Shannon on 21/11/1985. Of note are the winglets which are more usually seen on Challenger 601s.
CL-601
Canadair CL-600 Challenger
Компания "Canadair" переоборудовала один CL-600 в прототип CL-601. Главными отличиями стали замена силовой установки и установка концевых крылышек.
Корпорация "Бомбардье" надеется в ближайшие 10 лет продать около 400 самолетов "Челленджер" 300
"Челленджер" - первый в мире широкофюзеляжный административный самолет
 
Одним из основных преимуществ бизнес-джета Challenger стало новое цельное двухлонжеронное крыло с суперкритическим профилем.
Canadair has tooled up for production of up to seven Challengers a month, and the first aircraft was built in production jigs. The illustrations show the Challenger's one-piece wing, and front fuselage sections in production.
A cockpit mock-up, showing the well-organised and functional layout of the panels.
The small but comfortable cockpit of the CL-604 Challenger is occupied by the mission commander in the left seat, and the first officer in the right.
Кабина 605-го отличается удобством и комфортом. Современные технологии позволяют экипажу легко оперировать данными на больших цифровых дисплеях.
The Challenger has a somewhat stubby external appearance, resulting from the decision to adopt a "widebody" layout, well illustrated in the photograph of a mock-up interior.
During a maritime patrol mission, the two system operators in the back of the aircraft use the SLAR and thermal imaging sensor to monitor the sea looking for ships dumping oil.
Artist's impression of the Challenger 350.
Canadair CL-600 Challenger
A three-view drawing of the LearStar 600 as projected early in 1975. at which time it had a 23.000-lb (10442-kg) gross weight, a 370 sq ft (34,37-m2) wing area and a fuselage diameter of 88 in (2.23 m). A 5.000-ml (8 047-km) range was promised carrying six passengers.
The LearStar 600 as first publicised by Canadair, with low tailplane, multiple cabin windows and the original fuselage diameter of 88 in (2.23 m).
The first major Canadair revision of the LearStar 600, with fuselage diameter increased to 106 in (2.69 m). The number of cabin windows has been reduced and the tailplane remains low-mounted.
A revised three-view of the Canadair CL-610 Challenger E showing the extended span, leading-edge devices, changed spoiler configuration and revised engine pylons.
Canadair is in the final stages of wind-tunnel testing of its revised wing design for the stretched Challenger E, which will now feature winglets and single slotted flaps, as shown here. There is to be a further increase of 4 ft (1,22 m) in span, to 69 ft 7 in (21,21 m) compared with the 61 ft 10 in (18,85 m) of the basic Challenger, and gross weight is now put at 53.950 lb (24 472 kg) compared with the 53.000 lb (24040 kg) quoted last year. The first Challenger E is expected to fly in the spring of 1983, preceded a year earlier by the first CL-601 with General Electric CF34-1A turbofans.
Canadair CL-600 Challenger