Canadair CL-600 Challenger
Варианты:
Canadair - CL-600 Challenger - 1978 - Канада
Страна: Канада
Год: 1978


Самолет деловой авиации с экипажем из двух человек
Bombardier (Canadair) Challenger
Фотографии

Bombardier (Canadair) Challenger

Проектирование самолета, изначально получившего обозначение LearStar 600, начал Билл Лир, конструктор Lear Jet. Однако после того как в апреле 1976 года он продал права на производство своих самолетов фирме "Canadair", самолет получил новое обозначение Canadair CL-600 и наименование Challenger. Аналитики фирмы "Canadair" оценили рынок сбыта таких машин деловой авиации в 1000 самолетов, рассчитывая получить с новой моделью примерно 40% этого рынка. 29 октября 1976 года руководство фирмы приняло решение о полномасштабном проектировании самолета Challenger, уже имея заказы от 53 компаний и правительственную дотацию в 130 млн долларов.
   "Canadair" внесла в исходный вариант конструкции массу изменений, самым заметным из которых стало перемещение горизонтального оперения с фюзеляжа на киль. Главным аргументом в пользу успешного сбыта самолета стало сечение его салона - ширина 2,49 м, высота 1,85 м. Фактически самолет проектировался "вокруг салона", чего конструкторы самолетов деловой авиации ранее никогда не делали. Самолет обладал возможностью перевозить в комфортных условиях до 18 пассажиров. Построили три предсерийных самолета, первый из которых поднялся в воздух 8 ноября 1978 года в варианте с двумя ТРДД Lycoming ALF502L-2 тягой по 33,36 кН. Первый серийный самолет взлетел 21 сентября 1979 года. Сертификаты летной годности Канады и США получены в августе и ноябре 1980 года, однако в обоих случаях сертификация имела ограничения по максимальной взлетной массе (14970 кг) и максимальной скорости (587 км/ч), запрещались полеты в условиях вероятного обледенения, а также запрещалось использование реверса тяги двигателей.
   С целью устранения наложенных ограничений, фирма "Canadair" провела комплекс мероприятий, направленных на снижение массы самолета и увеличения дальности полета. Полная сертификация была получена в 1981 году, тогда же начались поставки заказчикам. К концу 1981 года портфель заказов насчитывал примерно 200 машин, из них почти 150 в стандартном варианте CL-600, остальные - в варианте CL-601. К августу 2009 года было поставлено 784 самолета Challenger, серийное производство и совершенствование продолжается.


Варианты

   CL-600 Challenger 600: исходный вариант; построены 83 самолета, 76 из которых со временем доработали в вариант Challenger 600S путем установки винглетов, впервые использованных на Challenger 600-1A. Поставки начаты в декабре 1980 года, 12 самолетов поставлены ВВС Канады - три CC-144 в VIP-варианте, три учебных самолета РЭБ CE-144A, три прибрежных патрульных самолета, два пассажирских и одна летающая лаборатория CX-144
   CL-601 Challenger 601-1A: первый полет выполнен 17 сентября 1982 года, поставки начаты в мае. Силовая установка состоит из двух экономичных ТРДД General Electric CF34-1F с низким уровнем шума. Построены 66 самолетов, из которых четыре поступили на вооружение ВВС Канады под обозначением CC-144 (как у Challenger 600 VIP)
   CL-601 Challenger 601-3A: первый полет выполнен 28 сентября 1986 года, поставки начаты в мае 1987-го после получения в апреле сертификации Канады и США. Построены 134 самолета. От 601-1A они отличались силовой установкой из двух ТРДД CF34-3A тягой по 41,01 кН и приборным оборудованием, выполненным по принципу "стеклянной кабины"
   CL-601 Challenger 601-3R: первый полет выполнил 8 ноября 1988 года, поставки начаты с июля 1993 года после получения в марте 1989 года канадского сертификата летной годности. Особенности самолета Challenger 601-3R внедрены на 601 -1А и 601-3A, которые после модернизации получили обозначение 601-1A/ER и 603-3A/ER. Внешним отличием 601-3R является замена хвостовой законцовки фюзеляжа конформным топливным баком емкостью 697 л
   CL-604 Challenger 604: первый полет выполнил 18 сентября 1994 года, поставки начаты в 1996 году. На самолете установлены два ТРДД CF34-3B тягой по 38,83 кН, емкость топливных баков увеличена до 1242 л, дальность полета доведена до 7400 км; к другим изменениям относятся новое шасси, усиленное хвостовое оперение, новые зализы крыла и фюзеляжа, электронное оборудование фирмы "Collins"
   Challenger 605: первый полет выполнил 22 января 2006 года, поставки начаты в январе 2007-го. Силовая установка осталась прежней. Установлен комплект БРЭО Pro Line 21, изменен интерьер кабины с целью лучшего использования внутреннего объема, размеры иллюминаторов увеличены на 6,5 см в ширину и на 5 см в высоту, приборное оборудование совместимо с цифровыми картами Jeppson


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Canadair CL-601 Challenger 601 3R

   Тип: самолет деловой авиации с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТРДД General Electric CF34-3A1 тягой по 41 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 882 км/ч; практический потолок 12 500 м; дальность полета с пятью пассажирами 6640 км
   Масса: пустого 11684 кг; максимальная взлетная 20457 кг
   Размеры: размах крыла с винглетами 19,61 м; длина 20,85 м; высота 6,30 м; площадь крыла с винглетами 48,31 м!
   Полезная нагрузка: до 19 пассажиров или груз массой до 2377 кг
CL-600
Photograph of the first Challenger on the occasion of its roll-out in Montreal at the end of May 1978. Flight testing of this and the next two aircraft will be based in California to avoid weather delays during the coming Canadian winter.
Второй предсерийный Challenger во время летных испытаний. В носовой части установлена штанга с датчиками воздушных сигналов.
Благодаря удачному проекту и многообещающим характеристикам, Challenger на момент первого полета набрал достаточно большой портфель заказов.
Кроме Канады военизированный вариант CL-600 Challenger приобрели лишь Королевские ВВС Малайзии - один самолет варианта CL-600SE.
Базирующаяся в Цюрихе компания "Swiss Air-Ambulance Service", один из первых заказчиков CL-600, ее самолеты оснащены двумя блоками интенсивной терапии и могут перевозить дополнительно еще шесть больных на носилках.
Bombardier CL-600-2B19 (c/n 7174) N986CA Sky west Airlines Inc, operated for Midwest Connect, arriving at Pearson International Airport, Toronto, on July 3, 2008. Skywest has taken over some of the routes previously provided by Skyway Airlines, which ceased operations in April.
Challenger, используемые канадскими военными, получили обозначение CC-144. Они несут службу в 412-й транспортной эскадрилье, перевозя VIP-пассажиров.
Royal Canadian Air Force 412 Transport Squadron is celebrating its 75th Anniversary this year. Its small fleet of five Challenger CC-144s are wearing commemorative badges on the forward fuselage aft of the main door and on the tail. CC-144C, 144618 (CL604 c/n 5535) is seen at Ottawa MacDonald Cartier International Airport on July 2, 2016. No.412 Transport Squadron is based in Ottawa, but administratively reports to 8 Wing at CFB Trenton, Ontario. The squadron operates the administrative flight service for high-ranking government officials and foreign dignitaries with VIP air transportation worldwide.
Challenger 144611, flown by Maj Dave Dares and Capt Denis Brassard, is one of three electronic warfare CE-144s operated by 434 Sqn. It is shown in standard grey with 434 's Bluenose schooner markings on the fin.
Challenger 144611 off Canada’s east coast. Maritime weather is not always this good, often blanketed by low ceilings in snow, rain and fog. This makes the work load extremely high, particularly when operating with CT-133s as a mixed threat formation.
CL-601
10 апреля 1982г.: первый полет прототипа Canadair CL-601 (C-GC6T-X) с винглетами на законцовках крыла и турбореактивными двигателями фирмы "General Electric".
Canadair's Challenger 601 demonstrator (the first production aircraft, c/n 3001), which completed a 26-day tour on 7 February after visiting Singapore, New Delhi, Jakarta, Australia and Japan.
28 сентября 1986г.: совершил первый полет вариант 601-3A популярного реактивного самолета бизнес-класса фирмы "Canadair". Приборное оборудование данной модели выполнено по принципу "стеклянной кабины", на самолете установлены более мощные двигатели.
The Canadair Challenger 601-3A demonstrator, N611CL, recently received full U.S. and Canadian certification and is now being offered with range increased to 3,600 nautical miles
The Czech Air Force Challenger 601-3A 5105, ex OK-BYA, parked outside Terminal 3 at Heathrow on 1/3/00
Until now, the Bombardier Challenger/Regional Jet/Global Express family (issued from the Lear and Canadair blood lines) has not fared well in the government VVIP market. OK-BYA, a CL-601 Challenger, is operated by Letka Vlady Ceske Republiki, the Government Squadron of the Ministry of the Interior in the Czech Republic.
CL-604
Challenger 604 представляет собой значительно переработанную 601-ю модель с более мощными двигателями, увеличенным запасом топлива и серьезными изменениями в конструкции. Он послужил базой для создания самолета оперативного управления войсками USCG C-143A.
Canadair Challenger 604, the latest long-range version of this business/regional transport aircraft (1999)
Canadair Special Edition Regional Jet and Challenger 604 (background) of TAG Aeronautics Ltd (1998)
Rega Swiss Air-Ambulance specialises in worldwide medical evacuation, for which it operates and maintains three Challenger CL 604 from its base at Zurich Airport. The company is unique in that the aircraft are dedicated air-ambulances. It also has the distinction of flying a greater number of hours per year than any other Challenger operator.
Delivery of two Bombardier Challenger 604s to the Schweizer Luftwaffe (Swiss Air Force) has taken place. Challengers T-751 (c/n 5530, ex-HB-JRB) and T-752 (c/n 5540, ex-HB-JRC) are operated by the Lufttransportdienst des Bundes (LTDB or Federal Air Transport Service).
Seen here recently at the Bombardier factory, Challenger 604 N521RF (c/n 5521, to be A37-001) is the first of three destined for the Royal Australian Air Force and was due for delivery in July 2002.
CL-605
22 января 2006г.: реактивный бизнес-самолет Bombardier Challenger 605 (C-FGYM) совершил первый полет в международном аэропорту Монреаль-Трюдо. Самолет набрал высоту 12496 м и развил скорость 778 км/ч.
Как и все самолеты Challenger, 605-й отличается стильным дизайном. Его выпуск начался в 2006 году как обновленного варианта 604-го.
Самый же новейший представитель линейки CL-600 канадской "Bombardier" - бизнес-джет Challenger 605 (фото), появившейся на рынке в 2006 году. В сравнении с Challenger 604 он имеет остекление увеличенной площади, модернизированный комплекс авионики и модифицированный хвостовой обтекатель. Основным внешним отличием Challenger 605 является скругленная хвостовая оконечность фюзеляжа, на более ранних вариантах она имела плоские боковые поверхности.
The range of business aircraft on display at NBAA reflects the sector's buoyancy. Although manufacturers are confident the market will continue to expand, limits on the availability of credit may have an effect on future growth.
Military
Challenger C-215 is 721 Squadron's latest addition, seen here in the hangar shortly before being officially added to the squadron’s fleet.
The Boeing Maritime Surveillance Aircraft is based on Bombardier Challenger, with N614BA (c/n 5614) used for tests.
Bombardier Challenger 604 N614BA flying from Toronto Pearson International Airport in Ontario after conversion by Field Aviation as the demonstrator of Boeing’s Maritime Surveillance Aircraft.
Boeing’s Maritime Surveillance Aircraft prototype is Challenger CL600 N614BA (s/n 5614).
Apart from the SLAR radar, the Challenger can also be equipped with a Telephonies APS-143B(V)3 Ocean Eye surface radar as seen here on C-172.
Challenger C-168 escorted three F-16 Fight­ing Falcons last summer to test the possibility of operating the type in Greenland.
RDAF F-16 Fighting Falcons intercept a Challenger as part of their Quick Reaction Alert training.
Challengers can drop flares, life rafts and small and medium size packages from the rear cargo door. The latter capability is often used over Greenland to deliver supplies in remote areas.
For their multimission tasks, many of which involve flying above the North Atlantic in areas around Greenland and the Faroe Islands, the Royal Danish Air Force has equipped its CL-604 Challengers with a retractable electro-optical imaging turret and an APS-143B(V)3 OceanEye sea surveillance radar (mounted under the fuselage).
The Challengers’ main system in the fight against oil pollution is the Terma 9000 SLAR radar fitted under the fuselage.
The CL-604 Challenger is equipped with a FLIR Systems Star Safire II thermal imaging sen­sor housed in a retractable housing underneath the rear of the aircraft.
Challenger 650
Swiss Air-Rescue Rega is replacing its fleet of Challenger 604 air ambulance fleet with three new Challenger 650s. Bombardier delivered the second aircraft to the organisation on July 25, 2018.
BOMBARDIER HAS delivered a third Challenger 650, in air ambulance configuration to Swiss Air-Rescue Rega.
«Чэлленджер 650» ARTEMIS
CL-600
CL-600 Challenger должен был завоевать значительную долю рынка деловых самолетов с большой дальностью полета, но ряд недостатков привел к необходимости разработки новой модификации - CL-601.
8 ноября 1978г.: впервые поднялся в воздух прототип самолета бизнес-класса Canadair CL-600 Challenger (C-GCGR-X), оснащенный двумя ТВД.
Following its first flight from Cartierville, Montreal, on November 8, 1978, Canadair's challenger has kept to its test schedule, eleven flights totalling some 14hr 30mins flying time having been made in the first fortnight, and Mach 0-65 and 30,000ft being reached. By now the aircraft is in Mojave, California, for continued test flying.
The Challenger, with its distinctive T-tail, has a somewhat stubby external appearance, resulting from the decision to adopt a "widebody" layout.
Министерство обороны Канады приобрело 12 самолетов Challenger 600, шесть из них - учебные CE-144A для подготовки пилотов и операторов самолетов РЭБ, а остальные - VIP-транспортные CC-144.
The Canadair Challenger has now joined the fleet of the Royal Malaysian Air Force. It is shown here before delivery, with Canadian registration C-GBYY.
CL-600 Challenger No 7 in TAG markings at Farnborough.
The show opener, on most days, was Farnborough newcomer Canadair Challenger C-GBKC. To date the Canadair company has received 128 firm orders for the type.
Taubman Air's Challenger 600 N80AT, c/n. 1036, routed Luton - Newcastle - Shannon on 21/11/1985. Of note are the winglets which are more usually seen on Challenger 601s.
Canadair CC-144 144609, one of two 'clean' standard passenger Challengers flown by 434 Sqn, shown landing at Shearwater. Note the new glossy grey paint on this particular aircraft.
CL-601
Canadair CL-600 Challenger
Компания "Canadair" переоборудовала один CL-600 в прототип CL-601. Главными отличиями стали замена силовой установки и установка концевых крылышек.
Latest variant of the Canadair CL-601, the Challenger 3A completed Canadian certification on 21 April 1987, less than 10 months after its roll-out on 18 July 1986.
Former Traction Avant-Garde Canadair CL601 Challenger HZ-SFS at Guernsey on 21 December last with former tail logo painted out
 
"Челленджер" - первый в мире широкофюзеляжный административный самолет
Одним из основных преимуществ бизнес-джета Challenger стало новое цельное двухлонжеронное крыло с суперкритическим профилем.
Canadair has tooled up for production of up to seven Challengers a month, and the first aircraft was built in production jigs. The illustrations show the Challenger's one-piece wing, and front fuselage sections in production.
A cockpit mock-up, showing the well-organised and functional layout of the panels.
Canadair Challenger 604 flight deck with Collins Pro Line 4 integrated avionics (1996)
Auto-throttles are normally used only in flight and for landing, but Bombardier has introduced an enhanced auto-throttle on its Challenger 604 which can also be used during take-off. The auto-throttle is part of the new Bombardier PrecisionPlus avionics upgrade and made its international debut at FIDAE 2002.
The small but comfortable cockpit of the CL-604 Challenger is occupied by the mission commander in the left seat, and the first officer in the right.
Кабина 605-го отличается удобством и комфортом. Современные технологии позволяют экипажу легко оперировать данными на больших цифровых дисплеях.
The Challenger has a somewhat stubby external appearance, resulting from the decision to adopt a "widebody" layout, well illustrated in the photograph of a mock-up interior.
Interior of a Challenger 604 (1998)
Nuremberg's FAI operates a Challenger CL604 aircraft fitted with an EpiShuttle alongside a dedicated team of four ICO doctors and eight paramedics
During a maritime patrol mission, the two system operators in the back of the aircraft use the SLAR and thermal imaging sensor to monitor the sea looking for ships dumping oil.
An artist's impression of the Canadair Challenger 601-3A regional jet.
Canadair CL-600 Challenger
A three-view drawing of the LearStar 600 as projected early in 1975. at which time it had a 23.000-lb (10442-kg) gross weight, a 370 sq ft (34,37-m2) wing area and a fuselage diameter of 88 in (2.23 m). A 5.000-ml (8 047-km) range was promised carrying six passengers.
The LearStar 600 as first publicised by Canadair, with low tailplane, multiple cabin windows and the original fuselage diameter of 88 in (2.23 m).
The first major Canadair revision of the LearStar 600, with fuselage diameter increased to 106 in (2.69 m). The number of cabin windows has been reduced and the tailplane remains low-mounted.
A revised three-view of the Canadair CL-610 Challenger E showing the extended span, leading-edge devices, changed spoiler configuration and revised engine pylons.
Canadair is in the final stages of wind-tunnel testing of its revised wing design for the stretched Challenger E, which will now feature winglets and single slotted flaps, as shown here. There is to be a further increase of 4 ft (1,22 m) in span, to 69 ft 7 in (21,21 m) compared with the 61 ft 10 in (18,85 m) of the basic Challenger, and gross weight is now put at 53.950 lb (24 472 kg) compared with the 53.000 lb (24040 kg) quoted last year. The first Challenger E is expected to fly in the spring of 1983, preceded a year earlier by the first CL-601 with General Electric CF34-1A turbofans.
Three-view drawing of the Canadair Challenger 601-3A regional jet.
Canadair CL-600 Challenger