Бериев КОР-2 / Бе-4
Страна: Россия
Год: 1940
Летающая лодка

Трехместный гидросамолет - разведчик
Описание:
КОР-2 / Бе-4
Бе-4 (КОР-2)
Фотографии

КОР-2 / Бе-4

Летающая лодка, одномоторный цельнометаллический подкосный моноплан-парасоль. Съемное лыжно-колесное шасси. Основное назначение- катапультный разведчик. Самолет предназначался для использования с линкоров типа "Советский Союз" и тяжелых крейсеров типа "Кронштадт". Разработан в ЦКБ МС под руководством Г.М. Бериева. Опытный образец КОР-2 совершил первый полет 8 октября 1940 г. Государственные испытания проходили в феврале 1941 г., запуски с катапульты впервые осуществили в июле - августе того же года. Серийное производство начали в августе 1941 г. на заводе # 288 в Савелово, но в ноябре работы прервали в связи с эвакуацией. Изготовление КОР-2 (частично из узлов завода # 288) продолжили в Омске на заводе # 166, а с мая 1942 г. - в Красноярске на заводе # 447. Всего за годы войны построено 44 экз.
Экипаж - 3 чел. Двигатель М-62. Вооружение 2x7,62 (с 1942 г. часть самолетов получила 2x12,7+1x7,62, с 1944 г. 2x12,7), бомбы до 400 кг (в перегрузку), на некоторых сериях с 1943 г. - 2хНУРС РС-82 (с самолета # 28807). Со второй половины 1943 г. оснащались дополнительными бензобаками в фюзеляже.
Самолет состоял на вооружении только в Советском Союзе, с осени 1941 г.
С лета 1942 г. КОР-2 эксплуатировались на Черноморском флоте. Базировались в Поти и Туапсе, вели ближнюю разведку, поиск плавучих мин и подводных лодок. 30 июня 1942 г. они впервые атаковали бомбами немецкую субмарину. В июне 1944 г. летающую лодку установили на крейсере "Молотов", в 1945 г. - на крейсере "Ворошилов".
На Балтийском флоте КОР-2 появились в 1944 г. Они вели разведку у побережья и подбирали сбитых летчиков. Применялись также для поиска подводных лодок.
На Тихий океан новые лодки поступили в январе 1945 г. В середине года их стали эксплуатировать на крейсере "Каганович", позднее - и на крейсере "Калинин".
Самолеты КОР-2 использовались также Полярной авиацией ГУСМП. В августе - сентябре 1943 г. две ее летающие лодки с вооружением вели разведку в районе о. Диксон.
Выпуск КОР-2 прекратили в 1945 г. Они использовались морской авиацией, по крайней мере, до 1947 г. Это был последний катапультный разведчик советского флота.


Бе-4 (КОР-2)||
Размах:||12,0 м
Длина:||10,5 м
Моторы, количество х мощность:||1х 920 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3050 кг
Максимальная скорость:||362 км/ч
Практический потолок:||6000 м
Дальность:||1000 км

Бе-4 (КОР-2)

Практически параллельно с разработкой и постройкой КОР-1 ЦКБ морского самолетостроения Г. М. Бериева вело работы по проектированию небольшой летающей лодки. Она создавалась по тем же техническим требованиям, что и КОР-1, но должна была обладать более высокими летными и мореходными характеристиками.
   Впервые поднявшийся в воздух 21 октября 1940 года КОР-2 (позднее получивший обозначение Бе-4) представлял собой цельнометаллический моноплан-парасоль с двухреданным корпусом. Необычными чертами проекта было использование крыла типа "обратная чайка" и размещение двигателя в гондоле на центроплане. В 1941 году, до эвакуации завода, успели построить всего несколько экземпляров для ВМФ СССР. Производство Бе-4 возобновили уже в Омске (из заделов), а с 1943 года - в Красноярске. Всего до 1945 года было построено около 50 самолетов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Бе-4 (КОР-2)

   Тип: трехместный гидросамолет - разведчик
   Силовая установка: один поршневой двигатель воздушного охлаждения А. Д, Швецова М-62 мощностью 1000 л. с. (746 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 356 км/ч на высоте 4700 м; время набора высоты 5000 м -12 мин; потолок 8100 м; дальность полета 1150 км
   Масса: пустого 2082 кг; максимальная взлетная 2760 кг
   Размеры: размах крыла 12,00 м; длина 10,50 м; высота 4,05 м; площадь крыла 25,50 м
   Вооружение: один неподвижный 7,62-мм пулемет ШКАС в носовой части и один ШКАС на турели в задней кабине; до 400 кг обычных или глубинных бомб на держателях под крылом
Второй опытный экземпляр КОР-2. Севастополь, начало 1941г.
КОР-2 - эталонный самолет для серии. Красноярск, 1944г.
КОР-2 с крейсера "Калинин", 1946г. Поверх типовой зеленой окраски нанесены серо-голубые поля камуфляжа. Оранжевая законцовка киля - маркер-ориентир для крановщика на корабле
Бортовой корректировщик Бе-4 с крейсера "Каганович", 1945г.
Первый опытный КОР-2. Таганрог, 1940г.
Являвшийся значительным шагом вперед по сравнению с КОР-1, КОР-2 стал основным самолетом корабельного базирования советского ВМФ.
Первый опытный КОР-2 во время заводских испытаний в Таганроге. Октябрь 1940г.
КОР-2-дублер. Госиспытания, Севастополь, февраль 1941г.
Подъем Бе-4 на баржу-стенд и старт с нее. Ораниенбаум, лето 1941г.
Установка КОР-2 на катапульту. Ораниенбаум, лето 1941г.
Испытание катапульты 3К-2А с помощью болванки
Второй серийный самолет Бе-2 (заводской N 28802), изготовленный в Савелово
Серийный корабельный катапультный разведчик КОР-2 (Бе-4), выпущенный в Красноярске, во время заводских испытаний на Енисее в Абаканской протоке (г.Красноярск), лето 1944г.
Заводские испытания серийных Бе-4. Красноярск, 1944г.
Из Красноярска на флоты Бе-4 отправляли в разобранном виде
Бе-4 в строевых частях морской авиации
Бе-4, установленный "по-походному" и взлетающий с катапульты крейсера "Молотов". ЧФ, 1944г.
Бе-4 перед стартом с крейсера "Калинин", ТОФ, июль 1946г.
Подъем Бе-4 самолетно-баказным краном на крейсер "Калинин"
Бе-4 перед подъемом на крейсера "Каганович" (слева) и "Калинин"
Самолет Бе-4 (КОР-2). Шесть машин этого типа состояли на вооружении 17-й эскадрильи в 1945-48гг.
Бе-4 на катапульте крейсера "Каганович". Для 1945г. бортовые корректировщики были уже явным анахронизмом.
Бе-4 на стартовой тележке катапульты
Лодка КОР-2 в стапеле
Серийные Бе-4 в цехе завода N 477
Турель МВ-5 с пулеметом ШКАС опытного КОР-2
Фонарь кабины пилота. К борту приставлен трап
Раскапотированный двигатель М-63
Курсовой пулемет ШКАС на опытном КОР-2
Маслорадиатор
Посадочные щитки
Левый борт кабины пилота
Радиостанция РСБМ-3 на опытном КОР-2
Приборная доска штурмана
Дверь между кабиной пилота и отсеком штурмана
КОР-2Л
Второй и третий варианты проекта Бе-6
КОР-2 (Бе-4)