Avro Vulcan / Type 698
Страна: Великобритания
Год: 1952


Пятиместный стратегический бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (70)
Avro серии 698 Vulcan

  После Второй мировой войны Великобритания озаботилась созданием оружия, сдерживающего угрозу ядерного нападения. Необходимость в этом отразилась в спецификации В. 14/46 на самолет, способный базироваться в любой точке мира и атаковать цели на удалении до 2735 км, неся 4536 кг бомб. Дальность полета с полной боевой нагрузкой определялась в 6437 км, практический потолок - 12190 м. а максимальная высота бомбометания - 13 715 м. Эти требования окончательно оформились в спецификации В. 35/46, согласно которой были разработаны так называемые "бомбардировщики серии V": Vickers Valiant, Avro Vulcan и Handley Page Victor.
  Каждый производитель по-разному подошел к решению возникших технических проблем. Avro серии 698 Vulcan получил дельтовидное крыло. Это обеспечивало высокую прочность конструкции в сочетании с большой емкостью утолщенной корневой части крыла и, как полагали разработчики, ряд аэродинамических улучшений. Эта конструкция была шагом в еще слабо изученную область аэродинамики. Для получения необходимых данных компания построила пилотируемую модель-аналог серии 707 в масштабе 1:3 к исследуемому самолету.
  Первый из двух прототипов Vulcan совершил свой первый полет 30 августа 1952 года. Он был оснащен четырьмя турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon RA.3 тягой по 28.91 кН, которые позже заменили на Armstrong Siddeley Sapphire тягой по 35,59 кН, а затем на турбовентиляторные Rolls-Royce Conway R.Co.7 тягой по 66,72 кН. Самолет потерпел крушение 14 сентября 1958 года. Второй прототип поднялся в воздух 3 сентября 1953-го, а первый серийный Vulcan B.Mk 1 совершил первый полет 4 февраля 1955 года. Официальные испытания в Боскомб-Дауне показали, что перегрузки на больших высотах вызывают вибрацию, что в свою очередь угрожает усталостным разрушением крыла. Чтобы избавиться от вибраций крыло было модифицировано путем уменьшения стреловидности от корневой части до полуразмаха, в результате чего прямая передняя кромка стала изогнутой. Поднявшийся в воздух 5 октября 1955 года Vulcan этой конфигурации был признан полностью удовлетворяющим требованиям, Фюзеляж самолета с круглым сечением плавно переходил в дельтовидное крыло. Убираемое трехопорное шасси на носовой стойке имело два спаренных колеса, а на каждой из двух стоек основного шасси устанавливалась восьмиколесная тележка. Вертикальное оперение состояло из киля с рулем поворота. Рули высоты были встроены в заднюю кромку крыла у фюзеляжа. Экипаж из пяти человек размещался в герметизированной кабине. Первый и второй пилоты располагались бок о бок на катапультных креслах, а специалист по электронике, штурман и оператор РЛС - также бок о бок на обычных сиденьях лицом назад. Оборонительное вооружение отсутствовало. В бомбовых отсеках самолет мог нести фугасные бомбы калибра 454 кг и морские мины, а также "специальные боеприпасы", то есть ядерные бомбы. Силовая установка менялась неоднократно: первоначально Mk 1 оснащался турбореактивными двигателями Bristol Siddeley Olympus Mk 101 тягой по 48,93 кН, позднее - двигателями Olympus Mk 102 или 104 силой тяги 53,38 кН и 60,05 кН соответственно.
  В 1961 году на всех машинах был переделан хвостовой конусный обтекатель для размещения аппаратуры радиоэлектронного противодействия, после чего самолеты получили новое обозначение Vulcan B.Mk 1.
  В 1957 году второй прототип Vulcan подвергся значительной переработке. Его оснастили более мощными двигателями и значительно измененным крылом увеличенной площади с изогнутой передней кромкой, а также элевонами вместо сочетания элеронов и рулей высоты. Другие изменения включали в себя вспомогательную силовую установку и оборудование для дозаправки в воздухе. Новая модификация Vulcan B.Mk 2 поступила в эксплуатацию в 1960 году. Когда в 1963 году прекратилась разработка баллистической ракеты класса "воздух - земля" AGM-48A Skybolt, основным вооружением самолета стала стратегическая ракета Blue Steel. Однако с принятием на вооружение ракет Polaris, запускаемых с подводных лодок, Vulcan был переделан в обычный дальний бомбардировщик с аппаратурой РЭП, призванной облегчить прорыв системы ПВО. B1962-1964 годах на все B.Mk 2 установили двигатели Olympus 301 тягой по 88,96 кН.
  Окончательным стандартом, до которого было доведено большинство B.Mk 2, стал Vulcan B.Mk 2А с ракетами Blue Steel. На нем установили РЛС слежения за рельефом для преодоления ПВО на малых высотах, а также усовершенствованную аппаратуру РЭП. К моменту поставки последнего Vulcan B.Mk 2/2А большинство B.Mk 1/1А было уже снято с вооружения. В 1973 году несколько самолетов переделали в морские стратегические разведчики Vulcan B.Mk 2MRR, оснастив их различным разведывательным оборудованием, а также с дополнительным запасом топлива в бомбовом отсеке.
  В начале 1980-х годов было решено, что увеличение срока службы оставшихся самолетов обойдется слишком дорого в связи с изношенностью основных элементов конструкции. Поэтому с июня 1981 -го по июнь 1982 года все самолеты Vulcan сняли с вооружения. Этот процесс был ненадолго приостановлен, когда Аргентина в апреле 1982 года захватила Фолклендские острова. Несколько самолетов из трех эскадрилий составили ударную эскадрилью, способную атаковать Фолкленды с базы на острове Вознесения. Другие шесть машин переделали в топливозаправщики Vulcan K.Mk 2. Эти машины были последними Vulcan, прослужившими до марта 1984 года.
  Всего построили 134 самолета Vulcan: 45 машин B.Mk 1 и 89 B.Mk 2. Два экземпляра B.Mk I использовались для испытаний двигателей. Один из них налетал 1000 часов с турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce Olympus 593, предназначенным для самолета Concorde. Другой оснастили двигателем Olympus 22R, размещенным в отсеке вооружения. Двигатель предназначался для сверхзвукового самолета TSR.2.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Avro серия 698 Vulcan B.Mk 2

  Тип: пятиместный стратегический бомбардировщик
  Силовая установка: четыре ТРД Rolls-Royce Olympus 301 силой тяги 88,96 кН каждый
  Летные характеристики: максимальная скорость 1038 км/ч на высоте 12190 м; крейсерская скорость 1006 км/ч на высоте 12190 м; практический потолок 16 765 м; дальность полета около 7403 км с нормальной бомбовой нагрузкой
  Масса: максимальная взлетная 113398 кг
  Размеры: размах крыла 33,83 м; длина 30,45 м; высота 8,28 м; площадь крыла 368,26м'
Prototype
Развитие "Сил V" британских ВВС. Август-декабрь 1952г.: 30 августа поднялся в воздух первый дальний бомбардировщик с дельтовидным в плане крылом, прототип Avro 698 Vulcan (VX770, фото), оснащенный четырьмя двигателями Rolls-Royce Avon. Под управлением уинг-коммандера Р. Фалька Avro 698 два дня спустя уже выступал в показательной программе авиашоу SBAC в Фарнборо.
Third Avro Vulcan to appear is this aircraft, XA889, presumably the first of the pre-production batch. It flew for the first time on 4th February 1955.
Прототип Avro Type 698 (№ VX770) совершил свой первый полет 30 августа 1952 года. Оригинальная треугольная форма крыла была характерной для первых пяти Vulcan B.Mk 1. Позже самолет строился с крылом "Фаза 2", отличающимся изогнутой передней кромкой.
A.V.Roe Ltd. Прототипы и несколько предсерийных самолетов Vulcan имели на киле изображение крылатого логотипа производителя - фирмы "Avro". Оба первых прототипа (VX770 и VX777) в период проведения испытаний являлись собственностью фирмы "Avro". Первый прототип VX770 впервые взлетел 30 августа 1952 года. Позже он использовался как летающая лаборатория для испытаний двигателя Conway. В сентябре 1958 года на воздушном параде по случаю годовщины победы в битве за Британию столкнулся в воздухе с другим самолетом и разбился, весь экипаж погиб. Второй прототип VX777 выполнил первый полет 3 сентября 1953 года. В 1954 году он испытывался в Фарнборо на бомбометание, при выполнении сложной посадки у самолета поломалось шасси. Полеты VX777 возобновились после ремонта, в 1957 году на него установили крыло увеличенного размаха от модификации B.Mk 2. Второй предсерийный экземпляр B.Mk 1 (на снимке, XA890) выполнил первый полет 24 августа 1955 года, он летал с первоначальным крылом "простая дельта" вплоть до снятия с эксплуатации в 1 973 году.
later models of the Avro Vulcan have compound sweep of the leading edge of the delta wing.
XA890, the second production Avro Vulcan
Providing one of the most spectacular performances of the 1955 S.B.A.C flying display, Roly Falk is seen putting a production Vulcan (XA890) through its paces at Farnborough,
B.1
The revised, double-taper leading edge will be incorporated on all production Avro Type 698 Vulcans as shown on VX777, the second prototype.
VULCAN B. Mk. I (XA892). Highlight running down the starboard wing illustrates that the revised wing configuration is built on to the old straight-line leading edge.
Бомбардировщик Авро "Вулкан"
New shape of the production Avro Vulcan wing and wingtip vortex generators can be seen in this photograph.
The Olympus is in production for the Avro Vulcan bomber. Its potentiality for high-altitude flight can be gauged by the fact that an Olympus-powered Canberra holds the world's height record.
The Avro Vulcan B.I, a second version of which. the B.2. may fly at the Display.
Britain's three V-Bombers: Vulcan, Valiant and Victor all on a sortie out of A&AEE, Boscombe Down, circa 1957.
A mixed box of two Valiants and two Vulcans from R.A.F. Bomber Command against a flurry of high-altitude vapour trails;
Will you fly V-bombers? You must be good to be selected for V-bomber duties. The responsibilities call for sound teamwork. The crew of a V-bomber consists of two pilots, two navigators, and an air electronics officer.
Still looking futuristic more than six decades after the type’s first flight, three Vulcans of the first B.1 production batch formate in line astern in their distinctive all-over anti-nuclear-flash white markings. The Vulcan B.1 entered frontline RAF service with No 83 Sqn at Waddington in May 1957.
Vulcan XH498 just about to clip the bank on final approach for its landing at Wellington Airport on October 25, 1959. Just visible on the bank beyond and to the left of the buses, beneath the Vulcan’s port main wheel bogie, is Peter Boyd, who had positioned himself to get some dramatic photographs to die for - very nearly literally.
It was left to XH502 to complete the circumnavigation tour, which concluded when the Vulcan landed back at Scampton on November 2, 1959. Later that year it participated in the four-aircraft scramble display at Farnborough, where it is seen here.
Vulcan XH477 at a Battle of Britain display prior to conversion to a B.1A
Vulcan B.1 XH498 was one of 20 built in the second production batch, delivered between January 1958 and April 1959, and was one of the three sent on No 617 Sqn’s circumnavigation tour in 1959. It was also the one that came to grief during the Wellington Airport opening ceremony.
VULCAN INTAKE (XA892) . The large single duct for the two starboard Olympus turbojets is an unusually good example of a buried wing-root intake. The formidable dimensions of the fuselage boundary layer "shoulder" are also noteworthy.
VULCAN NOSE (XA892) shows dark-area dielectric panel, behind which is radar installation. Rest of Vulcan is silver except for grey panel in front of bomb-aimer's "bath".
Air Vice-Marshal John Davis, AOC No 1 Group, is greeted beside XH498 on arrival at RNZAF Ohakea on October 19, 1959. Note the two-star pennant and 617 Sqn badge on the fuselage of the Vulcan. Also part of the retinue was AOC-in-C Transport Command Sir Denis Barnett, who travelled in the Comet.
The Vulcans of No 617 Sqn, including XH498 and XH502, at the SBAC Display at Farnborough in September 1960. On each display day a four-aircraft V-Force scramble kickstarted the show, the Vulcans performing on the Tuesday and Saturday, Valiants and Victors doing the honours on the other days.
B.2
XH533 - первый экземпляр модификации B.Mk 2, впервые поднявшийся в воздух 19 августа 1958 года. Первые 11 самолетов этой версии использовались для эксплуатационных и приемо-сдаточных испытаний.
Эскадрилья №27. К эксплуатации новейших самолетов Vulcan B.Mk 2 часть приступила после переформирования 1 апреля 1961 года. До вооружения ракетами Blue Steel (фото) экипажи отрабатывали высотное бомбометание. 29 марта 1972 года часть расформировали, но 1 ноября 1973 года сформировали вновь в том же авиакрыле в Скэмтоне. На вооружение поступили морские разведчики Vulcan B.Mk 2MRR. Эти самолеты в полетах на разведку взаимодействовали с заправщиками Victor SR. Mk 2 из 543-й эскадрильи, дислоцированной в Вайтоне. Разведчики B.Mk 2MRR оставались на вооружении 27-й эскадрильи вплоть до ее окончательного расформирования. Эмблема эскадрильи в виде слона появилась еще в 1915 году, когда на вооружении состояли истребители Martinsyde G. 100, в период с 1920 no 1946 год эскадрилья базировалась в Индии.
A magnificent Avro photograph of the first production Vulcan B.2, XH553, showing its supremely elegant delta form above the clouds. The B.2 introduced a modified wing with an extended and cambered leading edge, which improved handling and performance at altitude, and the more powerful Olympus Series 200 powerplant.
Vulcan B.2 XL317 of 617 Squadron carrying a Blue Steel pre-production round.
U.K. STRIKE/RECONNAISSANCE FORMATION - This comprised three Vulcans (one each from Nos. 27,35 and 617 Sqns.), two Canberras (Nos. 13 and 39 Sqns.), three Jaguars (Nos. 6, 41, 54 Sqns.), one Buccaneer (No. 208 Sqn.) and one Harrier T.2 (No. 1 Sqn.)
With airbrakes deployed, a Vulcan engine testbed comes in to land at Filton. Big, noisy and hard to ignore, the big delta­winged V-bomber became synonymous with Britain’s ability to project power during the Cold War era.
The large-diameter ribbon-type braking 'chute on prototype Vulcan B. Mk. 2
Самым ярким представителем британских послевоенных бомбардировщиков был Avro Vulcan. Они предназначались в первую очередь для нанесения ядерных ударов по Советскому Союзу.
Joining a Squadron. First you go to an Operational Conversion Unit. Soon after you qualify you are shaking hands with your new squadron commander. Your life in a bomber squadron has begun.
Blue Steel Mk.1 with Vulcan B.2 XM571 of the Scampton Wing.
Британская ракета "Блю Стил" перед бомбардировщиком "Вулкан"
A dummy Red Beard being loaded into a Vulcan B.1, 1961.
V-bombers in their low-level camouflage: Vulcan B.2s of the Coningsby Wing (Nos. 9, 12 and 35 Squadrons)
Avro Vulcan B.2 XM612.
Royal Air Force Display Team Vulcan B.2 XH558 on its landing run at Kinloss on September 26, 1985, in the hands of senior team pilot Fit Lt Paul Millikin. The aircraft is undergoing a complete repaint in readiness for next year’s display season. The Vulcan is due to leave the Kinloss maritime base in mid-November after the Nimrod Major Servicing Unit has stripped the aircraft's drab paint and replaced it with an all-over gloss camouflage scheme to give improved protection and make the aircraft more visible for display routines.
Vulcan B.2 XM605 of No. 101 Sqn., Waddington, with fin badge
The arrival of Vulcan XL319 at the North East Aircraft Museum.
Эскадрилья № 35. С 1 декабря 1962 года 35-я эскадрилья начала получать на вооружение бомбардировщики Vulcan. С января 1969 года часть базировалась на Кипре на авиабазе Акротири (фото), с января 1975 года - в Скэмптоне. До расформирования части 25 февраля 1982 года личный состав отрабатывал полеты на бомбометание и морскую разведку.
Hawker Siddeley Vulcan B.Mk 2 camouflaged for low-level operations and carrying a Blue Steel air-to-surface missile
Avro Vulcan B.2 XL318.
"Вулкан" номер XM597 нес на носовой части отметки о двух миссиях с применением ракет "Шрайк"
"Вулканы" на аэродроме Уайдиуэйк
Борт XM597, интернированный в Рио-де-Жанейро
Панорама аэродрома Уайдэвейк на острове Вознесения, снимок сделан в конце фолклендской войны. Victor выполняли дозаправку в воздухе самолетов Hercules, Nimrod и Vulcan, базировавшихся на острове Вознесения.
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Aerial view of the Newark Air Museum revealing a wide variety of exhibits. The “heavies”include the Vulcan, Hastings, Shackleton and Varsity. Since the picture was taken the collection has been expanded by the addition of two Canberras, a Sea Vixen and a further Meteor.
"Вулкан" мог доставить к Фолклендам 9,5 тонн бомб
После проведения двух бомбардировок ("Black Buck 1 и 2") и двух запланированных, но отмененных ("Black Buck 3 и 4"), бомбардировщик Vulcan участвовал в нанесении двух ударов по РЛС противника ("Black Buck 5 и 6") с использованием американских ракет AGM-45 Shrike. Удар под кодовым названием "Black Buck 5" был нанесен в ночь с 30 на 31 мая двумя ракетами Shrike, пущенными с бомбардировщика XM597 и незначительно отклонившимися от цели. Удар "Black Buck 6" 2-3 июня оказался более удачным: была уничтожена РЛС Skyguard. В этом полете самолеты несли по четыре ракеты Shrike.
Ракеты "Шрайк" под крылом "Вулкана"
Во время трех бомбардировок самолет с индексом XM607 нес максимальную нагрузку - 21 бомбу калибра 454 кг. На фотографии показана его подготовка к нанесению удара "Black Buck 1". Для первых двух бомбардировок посадочных полос применялись взрыватели ударного действия, а последняя бомбардировка ("Black Buck 7", 11-12 июня) являлась ударом по живой силе. В ней использовались дистанционные взрыватели, чтобы обеспечить подрыв бомб в воздухе для получения максимального поражающего эффекта. Бомбы были укомплектованы в группы по семь для загрузки их в бомбовый отсек Vulcan.
Появление достаточного числа свободных Vulcan, связанное с сокращением авиационной составляющей британских стратегических сил, позволило использовать эти самолеты для дальней морской радиолокационной разведки, используя их прицельно-навигационный радар. Имевший большую дальность полета и хорошую управляемость на малых высотах, Vulcan идеально подходил для решения этих задач.
The preserved Avro Lancaster PA474 formating with Avro Vuican B.2 XL317 of No. 617 Squadron, Scampton, over Lincolnshire on 16th May 1977. This followed the Lane's sortie to the Derwent reservoir near Sheffield to simulate the famous Dambusters raid of 16th-17th May 1943
Подразделение переучивания №230. Подразделение предназначалось для переучивания личного состава строевых частей на самолеты Vulcan. Первый бомбардировщик поступил непосредственно с фирмы "Avro" 20 июля 1956 года, но вскоре его вернули производителю. Официально первым самолетом, поступившим на вооружение подразделения №230, стал бомбардировщик с регистрацией XA897, случилось это 2 сентября 1956 года. В октябре 1956 года этот самолет разбился в аэропорту Лондона по возвращении из Новой Зеландии. В Ваддингтоне 21 мая 1957 года началось обучение первых экипажей 83-й эскадрильи. Первый Vulcan B.Mk 2 (фото) был получен 1 июля 1960 года вместе с самолетом Hastings T.Mk 5, предназначенным для тренировок экипажей. Эксплуатация самолетов Vulcan B.Mk 1 продолжалась в эскадрилье до конца 1965 года. Подразделение расформировали 31 августа 1981 года.
View from the flight deck of a probed Hercules as it formates on a Vulcan K Mk 2.
Experimental
1960-1970-е годы - испытания ТРД для сверхзвуковых самолетов. Бомбардировщик Avro Vulcan использовался для испытаний силовых установок для трех сверхзвуковых самолетов. ТРД Rolls-Royce Olympus, оснащенный форсажной камерой, предназначался для бомбардировщика BAC TSR.2. ТРД, сегодня известный как Olympus 22R-1, проходил испытания на Vulcan B.Mk 1 XA894. Обратите внимание на раздвоенный воздухозаборник - в него убирается носовая стойка шасси Vulcan.
1960-1970-е годы - испытания ТРД для сверхзвуковых самолетов. Бомбардировщик Avro Vulcan использовался для испытаний силовых установок для трех сверхзвуковых самолетов. Позднее двигатель Olympus 593, предназначенный для сверхзвукового лайнера Concord, проходил испытания на XA903. В середине 1970-х годов эта машина использовалась для испытания ТРДДФ Turbo-Union RB 199 (фото) для самолета MRCA - будущего Tornado.
A Rolls-Royce/Turbo Union RB.199 engine - two of which will power the Panavia MRCA multi-role combat aircraft - made its first flight mounted under Vulcan testbed XA903 on 19th April at Patchway, near Bristol; a 320-hr. test programme is envisaged
Rolls-Royce Conway-Vulcan (YX770; first prototype) Engine FTB
Now being tested in this Vulcan, the new Rolls-Royce Spey by-pass jet, two of which are installed in the inboard nacelles, is being developed for the D.H. Trident and B.A.C. One-Eleven. A military version of the Spey will power the Buccaneer S.2. The Vulcan is flying from the R.-R. Flight Test Establishment at Hucknall, Notts.