Avro Vulcan / Type 698
Страна: Великобритания
Год: 1952


Пятиместный стратегический бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Обломки (5)
Avro серии 698 Vulcan

  После Второй мировой войны Великобритания озаботилась созданием оружия, сдерживающего угрозу ядерного нападения. Необходимость в этом отразилась в спецификации В. 14/46 на самолет, способный базироваться в любой точке мира и атаковать цели на удалении до 2735 км, неся 4536 кг бомб. Дальность полета с полной боевой нагрузкой определялась в 6437 км, практический потолок - 12190 м. а максимальная высота бомбометания - 13 715 м. Эти требования окончательно оформились в спецификации В. 35/46, согласно которой были разработаны так называемые "бомбардировщики серии V": Vickers Valiant, Avro Vulcan и Handley Page Victor.
  Каждый производитель по-разному подошел к решению возникших технических проблем. Avro серии 698 Vulcan получил дельтовидное крыло. Это обеспечивало высокую прочность конструкции в сочетании с большой емкостью утолщенной корневой части крыла и, как полагали разработчики, ряд аэродинамических улучшений. Эта конструкция была шагом в еще слабо изученную область аэродинамики. Для получения необходимых данных компания построила пилотируемую модель-аналог серии 707 в масштабе 1:3 к исследуемому самолету.
  Первый из двух прототипов Vulcan совершил свой первый полет 30 августа 1952 года. Он был оснащен четырьмя турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon RA.3 тягой по 28.91 кН, которые позже заменили на Armstrong Siddeley Sapphire тягой по 35,59 кН, а затем на турбовентиляторные Rolls-Royce Conway R.Co.7 тягой по 66,72 кН. Самолет потерпел крушение 14 сентября 1958 года. Второй прототип поднялся в воздух 3 сентября 1953-го, а первый серийный Vulcan B.Mk 1 совершил первый полет 4 февраля 1955 года. Официальные испытания в Боскомб-Дауне показали, что перегрузки на больших высотах вызывают вибрацию, что в свою очередь угрожает усталостным разрушением крыла. Чтобы избавиться от вибраций крыло было модифицировано путем уменьшения стреловидности от корневой части до полуразмаха, в результате чего прямая передняя кромка стала изогнутой. Поднявшийся в воздух 5 октября 1955 года Vulcan этой конфигурации был признан полностью удовлетворяющим требованиям, Фюзеляж самолета с круглым сечением плавно переходил в дельтовидное крыло. Убираемое трехопорное шасси на носовой стойке имело два спаренных колеса, а на каждой из двух стоек основного шасси устанавливалась восьмиколесная тележка. Вертикальное оперение состояло из киля с рулем поворота. Рули высоты были встроены в заднюю кромку крыла у фюзеляжа. Экипаж из пяти человек размещался в герметизированной кабине. Первый и второй пилоты располагались бок о бок на катапультных креслах, а специалист по электронике, штурман и оператор РЛС - также бок о бок на обычных сиденьях лицом назад. Оборонительное вооружение отсутствовало. В бомбовых отсеках самолет мог нести фугасные бомбы калибра 454 кг и морские мины, а также "специальные боеприпасы", то есть ядерные бомбы. Силовая установка менялась неоднократно: первоначально Mk 1 оснащался турбореактивными двигателями Bristol Siddeley Olympus Mk 101 тягой по 48,93 кН, позднее - двигателями Olympus Mk 102 или 104 силой тяги 53,38 кН и 60,05 кН соответственно.
  В 1961 году на всех машинах был переделан хвостовой конусный обтекатель для размещения аппаратуры радиоэлектронного противодействия, после чего самолеты получили новое обозначение Vulcan B.Mk 1.
  В 1957 году второй прототип Vulcan подвергся значительной переработке. Его оснастили более мощными двигателями и значительно измененным крылом увеличенной площади с изогнутой передней кромкой, а также элевонами вместо сочетания элеронов и рулей высоты. Другие изменения включали в себя вспомогательную силовую установку и оборудование для дозаправки в воздухе. Новая модификация Vulcan B.Mk 2 поступила в эксплуатацию в 1960 году. Когда в 1963 году прекратилась разработка баллистической ракеты класса "воздух - земля" AGM-48A Skybolt, основным вооружением самолета стала стратегическая ракета Blue Steel. Однако с принятием на вооружение ракет Polaris, запускаемых с подводных лодок, Vulcan был переделан в обычный дальний бомбардировщик с аппаратурой РЭП, призванной облегчить прорыв системы ПВО. B1962-1964 годах на все B.Mk 2 установили двигатели Olympus 301 тягой по 88,96 кН.
  Окончательным стандартом, до которого было доведено большинство B.Mk 2, стал Vulcan B.Mk 2А с ракетами Blue Steel. На нем установили РЛС слежения за рельефом для преодоления ПВО на малых высотах, а также усовершенствованную аппаратуру РЭП. К моменту поставки последнего Vulcan B.Mk 2/2А большинство B.Mk 1/1А было уже снято с вооружения. В 1973 году несколько самолетов переделали в морские стратегические разведчики Vulcan B.Mk 2MRR, оснастив их различным разведывательным оборудованием, а также с дополнительным запасом топлива в бомбовом отсеке.
  В начале 1980-х годов было решено, что увеличение срока службы оставшихся самолетов обойдется слишком дорого в связи с изношенностью основных элементов конструкции. Поэтому с июня 1981 -го по июнь 1982 года все самолеты Vulcan сняли с вооружения. Этот процесс был ненадолго приостановлен, когда Аргентина в апреле 1982 года захватила Фолклендские острова. Несколько самолетов из трех эскадрилий составили ударную эскадрилью, способную атаковать Фолкленды с базы на острове Вознесения. Другие шесть машин переделали в топливозаправщики Vulcan K.Mk 2. Эти машины были последними Vulcan, прослужившими до марта 1984 года.
  Всего построили 134 самолета Vulcan: 45 машин B.Mk 1 и 89 B.Mk 2. Два экземпляра B.Mk I использовались для испытаний двигателей. Один из них налетал 1000 часов с турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce Olympus 593, предназначенным для самолета Concorde. Другой оснастили двигателем Olympus 22R, размещенным в отсеке вооружения. Двигатель предназначался для сверхзвукового самолета TSR.2.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Avro серия 698 Vulcan B.Mk 2

  Тип: пятиместный стратегический бомбардировщик
  Силовая установка: четыре ТРД Rolls-Royce Olympus 301 силой тяги 88,96 кН каждый
  Летные характеристики: максимальная скорость 1038 км/ч на высоте 12190 м; крейсерская скорость 1006 км/ч на высоте 12190 м; практический потолок 16 765 м; дальность полета около 7403 км с нормальной бомбовой нагрузкой
  Масса: максимальная взлетная 113398 кг
  Размеры: размах крыла 33,83 м; длина 30,45 м; высота 8,28 м; площадь крыла 368,26м'
Seconds after impact with the bank at the end of the runway, XH498’s undercarriage has buckled and snapped at the knuckle joint, forcing the mainwheel unit into the wing and rupturing the fuel tank. The port wingtip dragged the ground and was also damaged. The pilot, Tony Smailes, had no option but to open the throttles wide and hope for the best.
The stricken Vulcan roars away, streaming fuel and with the port mainwheel skewed 45° aft. In all the excitement, Smailes had forgotten to retract the airbrakes, which could have caused further problems...
... which thankfully did not materialise, Smailes skilfully manhandling the aircraft to the RNZAF base at Ohakea, where it landed safely but ran off the runway, leaving a sizeable gouge in the grass in its wake.
The crew evacuate XH498 through the cockpit and down the port wing moments after the aircraft had stopped at Ohakea. The fire crews are on hand and the hoses from the fire truck are already being run out.
The damaged port mainwheel unit after landing at Ohakea. The broken rod is visible, although the tyres appear to have survived the incident. The kiwi symbol was applied to the insides of both mainwheel doors on arrival in New Zealand. Vulcan XH498 was converted to B.1A configuration in 1962 with the addition of electronic countermeasures equipment and remained in service until October 1967, when it was given maintenance serial 7993M at Finningley and used - appropriately - as a crew escape trainer.