Curtiss P-40 Tomahawk
Варианты:
Curtiss - P-40 Tomahawk - 1939 - США
Страна: США
Год: 1939


Истребитель
Описание:
P-40 Tomahawk
Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)
Фотографии:

Боковые проекции (30)

P-40 Tomahawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Представлял собой переделку планера истребителя P-36 под рядный двигатель V-1710. Опытный образец XP-40 совершил первый полет 14 октября 1938 г. Серийное производство начато на заводе "Кэртис" в Буффало в апреле 1940 г. Всего выпущено 13 738 экз. Состоял на вооружении в США с мая 1940 г., Великобритании - с июля 1940 г., СССР - с сентября 1941 г., Китае - с декабря 1941 г., Канаде, Австралии, Новой Зеландии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - P-40, первый серийный вариант с мотором V-1710-33 и вооружением 2x12,7;
  - Хаук 81A-1 ("Томагаук" I), экспортный вариант P-40 с вооружением 2x12,7 + 2x7,69;
  - "Томагаук" II, экспортный вариант для Англии, вооружение 2x12,7 + 4x7,69, бронирование;
  - P-40B, аналог "Томагаука" II для США с вооружением 2x12,7+2x7,62;
  - P-40C, вариант P-40B с вооружением 2x12,7+4x7,62;
  - P-40G, сочетание фюзеляжа P-40 с крылом P-40C и вооружением 2x12,7+4x7,62;
  - P-40D с новым фюзеляжем, мотором V-1710-39, вооружение 4x12,7;
  - P-40E, вариант P-40D с вооружением 6x12,7, поставлялся в Англию как "Киттихаук" I/IA;
  - P-40F ("Киттихаук" II), вариант P-40E с мотором V-1650-1; у поздних серий - удлиненная хвостовая часть;
  - P-40K ("Киттихаук" III), вариант P-40E с мотором V-1710-73, у поздних серий форкиль, удлиненная хвостовая часть;
  - P-40L с мотором V-1650, вооружение 4x12,7;
  - P-40R, переделка P-40L под мотор V-1710-83;
  - P-40M с мотором V 1710-81, удлиненная хвостовая часть;
  - P-40N ("Киттихаук" IV), облегченный вариант с мотором V-1710-81/115, с серии N-5 - новый фонарь кабины.
В СССР самолеты модификаций В, С, Е, К переделывались под моторы М-105П, М-105Р.
Первое боевое применение самолетов семейства P-40 - весной 1941 г. в Англии, в операциях на побережье Ла-Манша. С лета 1941 г. использовались в Африке, с октября - ноября - под Москвой и Ленинградом. В декабре 1941 г. они вступили в бой на Гавайях и Филиппинах, а также в Бирме и Китае. Австралийцы начали на них воевать в 1943 г. на Новой Гвинее, новозеландцы - на Соломоновых островах, канадцы - в 1942 г. во время боевых действий на Алеутах.
Самолет снят с производства в ноябре 1944 г. Снят с вооружения в США в конце 1945 г. (как боевой - в конце 1943 г.), в Новой Зеландии - в феврале 1944 г., в Австралии - в декабре 1945 г., в СССР - в 1946 г.


P-40C||
Размах:||11,39 м
Длина:||9,69 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1040 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3300 кг
Максимальная скорость:||550 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность:||1520 км

Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)

P-40 Warhawk, последний из семейства истребителей Hawk, без преувеличения можно назвать одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Если не считать Republic P-47 и North American P-51, это был наиболее массово строившийся в США истребитель, до прекращения выпуска в ноябре 1944 года заводы произвели почти 14000 самолетов.
  Создание Model 81 началось в 1937 году, когда фюзеляж прототипа Model 75 модифицировали под V-образный двигатель Allison V-1710-11 мощностью 1150 л.с. (858 кВт), чтобы создать Model 75I - первый американский истребитель, способный развивать скорость более 300 миль/час (около 483 км/ч). Авиакорпус Армии США проводил оценочные испытания Model 75I под обозначением XP-37 - сразу стало ясно, что самолет имеет значительный потенциал, несмотря на неисправности в работе двигателя и турбонагнетателя. Для эксплуатационных испытаний авиакорпус заказал 13 самолетов YP-37 с удлиненным фюзеляжем и улучшенным двигателем V-1710-21 с новым турбонагнетателем В-2. Силовая установка YP-37 по-прежнему давала сбои, поэтому на десятый P-36A установили Allison V-1710-19 мощностью 1160 л.с. (866 кВт) вместо звездообразного Pratt & Whitney R-1830-13 мощностью 1050 л.с. (783 кВт). Охлаждение двигателя сначала обеспечивал подфюзеляжный радиатор, но позднее его переместили вперед, под двигатель. В целом самолет Model 75Р мало отличался от P-36A. Впервые он поднялся в воздух 14 октября 1938 года. Авиакорпус Армии США оценивал машину под обозначением XP-40, а в мае 1939 года прототип прошел сравнительные испытания наряду с другими прототипами истребителей и был отобран для серийного производства.
  27 апреля 1939 года авиакорпус Армии США заказал 524 серийных P-40 (Model 81), на тот момент это был самый крупный заказ авиакорпуса на истребители. Всего через год, в апреле 1940 года, первые P-40 начали сходить с производственной линии, первые три машины использовали для эксплуатационных испытаний. Они отличались от XP-40 двигателем V-1710-33 мощностью 1090 л.с. (813 кВт) и двумя пулеметами калибра 7,62 мм в передней кромке крыла - в дополнение к двум 12,7-мм пулеметам в верхней передней части фюзеляжа. К сентябрю 1940 года авиакорпус Армии США получил 200 таких самолетов, остальные заказы касались последующих вариантов. Как только машины поступили в эксплуатацию, вариант модернизировали, установив дополнительную броню, пуленепробиваемые лобовые стекла и протектированные топливные баки. Последующим значимым вариантом для авиакорпуса и ВВС Армии США (название введено в июне 1941 года) стал P-40B (Model H81-B); с января 1941 года поставили 131 машину с двумя дополнительными 7,62-мм пулеметами в передней кромке крыла. Исходный заказ на 524 самолета завершила партия из 193 машин модификации P-40C, поставки которых начались в марте 1943 года. Они отличались от P-41B возможностью использования ПТБ и наличием внутренних топливных баков с внутренним протектированием, а не с наружным.
<...>


Варианты

  P-40A: ретроспективное обозначение одного P-40, приспособленного для ведения аэрофоторазведки
  Tomahawk: 10 британских P-40C
  Tomahawk Mk I: 140 британских самолетов стандарта Model H81-A, в основном аналогичных P-40, за исключением четырех пулеметов в крыле, которые, как выяснилось, оказались непригодными для боевых действий, вследствие чего машины использовались для учебных целей в Канаде
  Tomahawk Mk II: 110 британских самолетов стандарта Model H81-A2, в основном аналогичных P-40B, из них 23 были переданы СССР
  Tomahawk Mk IIB: 930 британских самолетов стандартов Model H81-A2 и Model H81-A3, в основном аналогичных P-40C; большинство из них использовались британской и южноафриканской авиацией в Северной Африке, 23 были переданы СССР, 100 отправили в Китай для использования в составе Американского добровольческого корпуса, а остальные передали Египту и Турции
<...>
Опытный образец истребителя P-40
P-40B of 79th Sqdn, 20th Pursuit Group, Hamilton Field, Calif, 1941.
P-40C of 77th Sqdn, 20th Pursuit Group, Hamilton Field, Calif, 1941.
P-40C of 57th Pursuit Group, Mitchell Field, NY, 1941.
Tomahawk IIA (AH896) of No 403 Sqdn, RCAF, Baginton, April 1941.
Tomahawk IIA (Hawk 81A-2) AH925 in early RAF day fighter finish, 1941.
Tomahawk IIA (AH972) of No 349 (Belgian) Sqdn, February 1941.
Tomahawk IIB (AK354) of No 112 Sqdn, Sidi Heneish, October 1941.
Истребитель «Томагавк» из 112-й эскадрильи RAF. Египет, 1941 г.
Tomahawk IIB (AK401) of No 250 Sqdn, Egypt, 1941.
Tomahawk IIB (AN281) operated by Soviet Air Force on Northern Sector of Front, early 1942.
"Томогаук IIB" 154 иап, зима 1941-42гг., Ленинградский фронт, аэр. Плеханово.
"Томогаук IIB" 126 иап, зима 1941-42гг., ПВО Москвы
P-40B "Томагавк" из состава 126-го ИАП, на котором зимой 1941-1942гг. летал Герой Советского Союза С.Ридный, один из наиболее результативных асов ВВС КА начального периода войны (согласно наградным документам, сбил восемь самолетов противника за первые 20 дней боевых действий).
«Томагавк» Mk.IIb младшего лейтенанта С.Г. Ридного из 126-го иап. ПВО Москвы, зима 1941 г.
Tomahawk Mk.IIb из 126-го ИАП. Подмосковье, зима 1941г.
Истребитель P-40C ст. лейтенанта А.И. Смирнова из 126-го иап. ПВО Москвы, весна 1942 г.
"Томогаук IIB" 147 иап, Герой Советского Союза Хлобыстов А.С., зима 1941-42гг., Мурманск.
Самолет лейтенанта А.С. Хлобыстова из 20-го гиап. Аэродром Мурмаши, Северная Карелия, весна 1942 г.
Tomahawk Mk.IIb л-та А.С.Хлобыстова из 20-го ГИАП ВВС РККА. Мурманск, апрель 1943г. Отметки побед располагались на левом борту фюзеляжа
P-40C летчика Чарльза Бонда из 1-й АЭ AVG, начало 1942г.
Летавшие на истребителях Curtiss Hawk 81A-2 пилоты "Летающих тигров" ("Flying Tigers", официально известных как Американская добровольческая группа (American Volunteer Group, AVG) в Китае, под командованием Клэра Шенно одержали немало побед над превосходящими силами японской авиации. На этом самолете летал Генри Гесельбрахт из 2-й эскадрильи AVG, в феврале 1942 года базировавшейся в Таунго (Бирма). Обратите внимание на китайские опознавательные знаки на крыле.
Hawk-81A-3 of 1st Pursuit Sqdn, AVG, at Magwe, Burma, 1942.
Hawk-81A-3 of 3rd Pursuit Sqdn, AVG, flown by Hank Geselbracht from Toungoo, Burma, 1942.
P-40C летчика Генри Гессельбрахта из 2-й АЭ AVG, февраль 1942г.
Hawk-81A-3 of 3rd Pursuit Sqdn, AVG, flown by C H Older (as P-8268) from Mingaladon, Burma, January 1942.
P-40C летчика Чарльза Олдера из 3-й АЭ AVG, весна 1942г. Эмблема "летающий тигр" появилась на самолетах AVG с конца марта 19442г.
Истребитель P-40C из 3-й эскадрильи AVG. Китай, 1942 г.
Tomahawk IIB из 3-й АЭ американской авиагруппы волонтеров, Китай, Кунминг, весна 1942г.
Изображенный Hawk 81-A2 принадлежал 3-й истребительной эскадрилье Американской добровольческой группы и базировался в 1942 году в Куньмине. На самолет нанесены китайские опознавательные знаки и отличительные знаки "Летающих тигров", включая акулью пасть.