Curtiss P-40 Tomahawk
Варианты:
Curtiss - P-40 Tomahawk - 1939 - США
Страна: США
Год: 1939


Истребитель
Описание:
P-40 Tomahawk
Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)
Фотографии:

Ч/б фото (45)

P-40 Tomahawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Представлял собой переделку планера истребителя P-36 под рядный двигатель V-1710. Опытный образец XP-40 совершил первый полет 14 октября 1938 г. Серийное производство начато на заводе "Кэртис" в Буффало в апреле 1940 г. Всего выпущено 13 738 экз. Состоял на вооружении в США с мая 1940 г., Великобритании - с июля 1940 г., СССР - с сентября 1941 г., Китае - с декабря 1941 г., Канаде, Австралии, Новой Зеландии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - P-40, первый серийный вариант с мотором V-1710-33 и вооружением 2x12,7;
  - Хаук 81A-1 ("Томагаук" I), экспортный вариант P-40 с вооружением 2x12,7 + 2x7,69;
  - "Томагаук" II, экспортный вариант для Англии, вооружение 2x12,7 + 4x7,69, бронирование;
  - P-40B, аналог "Томагаука" II для США с вооружением 2x12,7+2x7,62;
  - P-40C, вариант P-40B с вооружением 2x12,7+4x7,62;
  - P-40G, сочетание фюзеляжа P-40 с крылом P-40C и вооружением 2x12,7+4x7,62;
  - P-40D с новым фюзеляжем, мотором V-1710-39, вооружение 4x12,7;
  - P-40E, вариант P-40D с вооружением 6x12,7, поставлялся в Англию как "Киттихаук" I/IA;
  - P-40F ("Киттихаук" II), вариант P-40E с мотором V-1650-1; у поздних серий - удлиненная хвостовая часть;
  - P-40K ("Киттихаук" III), вариант P-40E с мотором V-1710-73, у поздних серий форкиль, удлиненная хвостовая часть;
  - P-40L с мотором V-1650, вооружение 4x12,7;
  - P-40R, переделка P-40L под мотор V-1710-83;
  - P-40M с мотором V 1710-81, удлиненная хвостовая часть;
  - P-40N ("Киттихаук" IV), облегченный вариант с мотором V-1710-81/115, с серии N-5 - новый фонарь кабины.
В СССР самолеты модификаций В, С, Е, К переделывались под моторы М-105П, М-105Р.
Первое боевое применение самолетов семейства P-40 - весной 1941 г. в Англии, в операциях на побережье Ла-Манша. С лета 1941 г. использовались в Африке, с октября - ноября - под Москвой и Ленинградом. В декабре 1941 г. они вступили в бой на Гавайях и Филиппинах, а также в Бирме и Китае. Австралийцы начали на них воевать в 1943 г. на Новой Гвинее, новозеландцы - на Соломоновых островах, канадцы - в 1942 г. во время боевых действий на Алеутах.
Самолет снят с производства в ноябре 1944 г. Снят с вооружения в США в конце 1945 г. (как боевой - в конце 1943 г.), в Новой Зеландии - в феврале 1944 г., в Австралии - в декабре 1945 г., в СССР - в 1946 г.


P-40C||
Размах:||11,39 м
Длина:||9,69 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1040 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3300 кг
Максимальная скорость:||550 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность:||1520 км

Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)

P-40 Warhawk, последний из семейства истребителей Hawk, без преувеличения можно назвать одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Если не считать Republic P-47 и North American P-51, это был наиболее массово строившийся в США истребитель, до прекращения выпуска в ноябре 1944 года заводы произвели почти 14000 самолетов.
  Создание Model 81 началось в 1937 году, когда фюзеляж прототипа Model 75 модифицировали под V-образный двигатель Allison V-1710-11 мощностью 1150 л.с. (858 кВт), чтобы создать Model 75I - первый американский истребитель, способный развивать скорость более 300 миль/час (около 483 км/ч). Авиакорпус Армии США проводил оценочные испытания Model 75I под обозначением XP-37 - сразу стало ясно, что самолет имеет значительный потенциал, несмотря на неисправности в работе двигателя и турбонагнетателя. Для эксплуатационных испытаний авиакорпус заказал 13 самолетов YP-37 с удлиненным фюзеляжем и улучшенным двигателем V-1710-21 с новым турбонагнетателем В-2. Силовая установка YP-37 по-прежнему давала сбои, поэтому на десятый P-36A установили Allison V-1710-19 мощностью 1160 л.с. (866 кВт) вместо звездообразного Pratt & Whitney R-1830-13 мощностью 1050 л.с. (783 кВт). Охлаждение двигателя сначала обеспечивал подфюзеляжный радиатор, но позднее его переместили вперед, под двигатель. В целом самолет Model 75Р мало отличался от P-36A. Впервые он поднялся в воздух 14 октября 1938 года. Авиакорпус Армии США оценивал машину под обозначением XP-40, а в мае 1939 года прототип прошел сравнительные испытания наряду с другими прототипами истребителей и был отобран для серийного производства.
  27 апреля 1939 года авиакорпус Армии США заказал 524 серийных P-40 (Model 81), на тот момент это был самый крупный заказ авиакорпуса на истребители. Всего через год, в апреле 1940 года, первые P-40 начали сходить с производственной линии, первые три машины использовали для эксплуатационных испытаний. Они отличались от XP-40 двигателем V-1710-33 мощностью 1090 л.с. (813 кВт) и двумя пулеметами калибра 7,62 мм в передней кромке крыла - в дополнение к двум 12,7-мм пулеметам в верхней передней части фюзеляжа. К сентябрю 1940 года авиакорпус Армии США получил 200 таких самолетов, остальные заказы касались последующих вариантов. Как только машины поступили в эксплуатацию, вариант модернизировали, установив дополнительную броню, пуленепробиваемые лобовые стекла и протектированные топливные баки. Последующим значимым вариантом для авиакорпуса и ВВС Армии США (название введено в июне 1941 года) стал P-40B (Model H81-B); с января 1941 года поставили 131 машину с двумя дополнительными 7,62-мм пулеметами в передней кромке крыла. Исходный заказ на 524 самолета завершила партия из 193 машин модификации P-40C, поставки которых начались в марте 1943 года. Они отличались от P-41B возможностью использования ПТБ и наличием внутренних топливных баков с внутренним протектированием, а не с наружным.
<...>


Варианты

  P-40A: ретроспективное обозначение одного P-40, приспособленного для ведения аэрофоторазведки
  Tomahawk: 10 британских P-40C
  Tomahawk Mk I: 140 британских самолетов стандарта Model H81-A, в основном аналогичных P-40, за исключением четырех пулеметов в крыле, которые, как выяснилось, оказались непригодными для боевых действий, вследствие чего машины использовались для учебных целей в Канаде
  Tomahawk Mk II: 110 британских самолетов стандарта Model H81-A2, в основном аналогичных P-40B, из них 23 были переданы СССР
  Tomahawk Mk IIB: 930 британских самолетов стандартов Model H81-A2 и Model H81-A3, в основном аналогичных P-40C; большинство из них использовались британской и южноафриканской авиацией в Северной Африке, 23 были переданы СССР, 100 отправили в Китай для использования в составе Американского добровольческого корпуса, а остальные передали Египту и Турции
<...>
Прототип Curtiss P-40
Семейство Curtiss P-40 является наглядным примером эволюции, а не революции в развитии истребителя. Самолет широко применялся на протяжении всей Второй мировой войны. Десятый серийный P-36 Mohawk с мотором воздушного охлаждения доработали в прототип XP-40 с мотором Allison V-1710.
Опытный истребитель XP-40 в первоначальной конфигурации с радиатором под фюзеляжем.
14 октября 1938г.: совершил первый полет прототип Curtiss XP-40 с двигателем Allison V-1710. На снимке: один из первых серийных P-40.
Один из первых серийных P-40 в составе ВВС США
P-40B в цехе окончательной сборки
На этом снимке представлены все новейшие боевые самолеты, принятые на вооружение ВВС США накануне Второй мировой войны. В первом ряду стоят истребители P-40, P-39, P-43 и двухбалочный P-38. Позади - бомбардировщики B-17, B-18, B-25 и B-26
Истребители P-40B ВВС США, 1941 г.
Tomahawks were used for army co-operation in Europe and the Middle East. Photographed at Yeovil, this Mk. IIB, AX900, is possibly a foreign-contract machine taken over by Britain.
"Томагаук" II Королевских ВВС Великобритании
Истребители Curtiss Tomahawk начали поступать на вооружение эскадрилий британских ВВС в Северной Африке к моменту начала кампании на Крите - слишком поздно, чтобы усилить оборону острова.
"Томагаук" IIB в НИИ ВВС (1942г.)
Эти Tomahawk Mk IIB из 112-й эскадрильи с нарисованными акульими "улыбками" дислоцировались в Египте в 1941 году и регулярно вылетали в рейды над Западной пустыней.
Звено британских «Томагавков» в полете
На фотографии - самолеты Tomahawk Mk IIB канадской 414-й аэ. Британцы поставили 100 таких машин в Китай - на них летали пилоты Американской добровольческой группы "Летающие тигры" (AVG "Flying Tigers"), а еще 195 самолетов в 1941 году получил СССР. Небольшое количество поступило в Египет и Турцию.
P-40B/C в НИИ ВВС РККА. 1941 г.
«Томагавки» в составе ВВС Красной Армии в период битвы под Москвой. Хорошо видно, что красные звезды нанесены поверх закрашенных британских опознавательных знаков
«Томагауки» 126-го иап. Справа виден самолет Героя Советского Союза С.Г. Ридного с бортовым номером AH965. Подмосковье, декабрь 1941г.
«Томагаук» 126-го иап. Московское направление. Зима 1941-1942 гг.
Истребитель P-40B "Томахаук" 13-й воздушной армии, оборудованный направляющими для стрельбы реактивными снарядами РС-82, воевавший на Ленинградском фронте
Командир 126-го ИАП м-р В.М.Найденко ставит боевую задачу летчикам. Зима 1941г.
А. Хлобыстов принимает поздравления комиссара 20-го гиап по поводу присвоения ему звания Героя Советского Союза у своего самолета. Апрель 1942 г.
Истребители из состава AVG на своей тренировочной базе в Кайдау
Летчики 3-й эскадрильи со своей эмблемой у истребителя P-40
Летчики 3-й эскадрильи AVG у одного из "Томахоков" своего подразделения
Групповое фото летчиков добровольческой авиагруппы «Летающие тигры»
Летчики авиагруппы «Летающие тигры» на фоне доработанной эмблемы
Один из лучших летчиков AVG Билл Рид у своего "Томахока"
Пилоты AVG рассматривают фрагмент оперения Ки-27 из 77-го сентая после успешного боя в районе бирманской столицы
Заправка топливом P-40 пилота Ч. Бонда. Обратите внимание: «Акулий нос» на самолетах еще не появился. Бирма, ноябрь 1941 г.
Объявлена тревога, и пилоты AVG бегут занимать места в своих истребителях
"Томахок" из состава AVG на авиабазе Кунмин
Климатические условия в Китае, особенно вне базы в Куньмине, стали суровым испытанием для P-40 и их пилотов. Пыль и жара летом, грязь и снег зимой - техникам приходилось работать не покладая рук.
Подготовка P-40 к полету
Истребитель из состава AVG готов взлететь на защиту Рангуна
Генерал Шэннолт, взяв за основу опыт немецких летчиков-истребителей времен Первой мировой войны, готовил своих пилотов к действиям в боевых парах. P-40 внизу несет обозначения ВВС Китайской Республики и отличимую "акулью пасть". Во время рулежки и взлета створки системы охлаждения, расположенные снизу капота, пилоты держали открытыми.
"Томахок" летчика 3-й эскадрильи AVG Тома Хейвуда
Единственный сохранившийся ныне летный экземпляр P-40C несет окраску авиагруппы "Летающие тигры"
Одиночный P-40 из AVG атакует строй японских бомбардировщиков
Ранний P-40B (Hawk Model 75-A2) из 23-й истребительной группы выполняет посадку в Куньмине, Китай, после боевого вылета 15 сентября 1942 года. Часть самолетов воевала в составе британских ВВС в Ливийской пустыне, а другие прибыли из Панамы.
Сборка P-40 китайскими авиаспециалистами в Рангуне
Китайские рабочие на предприятии в Лойвэйнге, где осуществлялся ремонт самолетов Американской добровольческой группы. На снимке - ожидающие ремонта Hawk 81.
Отстыкованное крыло истребителя P-40. Такая конструкция досталась ему в наследство от P-36