Варианты
- Curtiss - P-40 Tomahawk - 1939 - США
- Curtiss - P-40D Kittyhawk / Warhawk - 1941 - США
- Thunder Wing - Curtiss P-40C - 1980 - США
P-40 Tomahawk
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Представлял собой переделку планера истребителя P-36 под рядный двигатель V-1710. Опытный образец XP-40 совершил первый полет 14 октября 1938 г. Серийное производство начато на заводе "Кэртис" в Буффало в апреле 1940 г. Всего выпущено 13 738 экз. Состоял на вооружении в США с мая 1940 г., Великобритании - с июля 1940 г., СССР - с сентября 1941 г., Китае - с декабря 1941 г., Канаде, Австралии, Новой Зеландии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
- P-40, первый серийный вариант с мотором V-1710-33 и вооружением 2x12,7;
- Хаук 81A-1 ("Томагаук" I), экспортный вариант P-40 с вооружением 2x12,7 + 2x7,69;
- "Томагаук" II, экспортный вариант для Англии, вооружение 2x12,7 + 4x7,69, бронирование;
- P-40B, аналог "Томагаука" II для США с вооружением 2x12,7+2x7,62;
- P-40C, вариант P-40B с вооружением 2x12,7+4x7,62;
- P-40G, сочетание фюзеляжа P-40 с крылом P-40C и вооружением 2x12,7+4x7,62;
- P-40D с новым фюзеляжем, мотором V-1710-39, вооружение 4x12,7;
- P-40E, вариант P-40D с вооружением 6x12,7, поставлялся в Англию как "Киттихаук" I/IA;
- P-40F ("Киттихаук" II), вариант P-40E с мотором V-1650-1; у поздних серий - удлиненная хвостовая часть;
- P-40K ("Киттихаук" III), вариант P-40E с мотором V-1710-73, у поздних серий форкиль, удлиненная хвостовая часть;
- P-40L с мотором V-1650, вооружение 4x12,7;
- P-40R, переделка P-40L под мотор V-1710-83;
- P-40M с мотором V 1710-81, удлиненная хвостовая часть;
- P-40N ("Киттихаук" IV), облегченный вариант с мотором V-1710-81/115, с серии N-5 - новый фонарь кабины.
В СССР самолеты модификаций В, С, Е, К переделывались под моторы М-105П, М-105Р.
Первое боевое применение самолетов семейства P-40 - весной 1941 г. в Англии, в операциях на побережье Ла-Манша. С лета 1941 г. использовались в Африке, с октября - ноября - под Москвой и Ленинградом. В декабре 1941 г. они вступили в бой на Гавайях и Филиппинах, а также в Бирме и Китае. Австралийцы начали на них воевать в 1943 г. на Новой Гвинее, новозеландцы - на Соломоновых островах, канадцы - в 1942 г. во время боевых действий на Алеутах.
Самолет снят с производства в ноябре 1944 г. Снят с вооружения в США в конце 1945 г. (как боевой - в конце 1943 г.), в Новой Зеландии - в феврале 1944 г., в Австралии - в декабре 1945 г., в СССР - в 1946 г.
P-40C||
Размах:||11,39 м
Длина:||9,69 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1040 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3300 кг
Максимальная скорость:||550 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность:||1520 км
Описание:
- P-40 Tomahawk
- Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)
Фотографии
-
Aeroplane Monthly 1979-07 / B.Gunston - Prototype Pursuits (1)
In the XP-40 pilot's outlook was somewhat improved.
-
Мировая Авиация 199
Семейство Curtiss P-40 является наглядным примером эволюции, а не революции в развитии истребителя. Самолет широко применялся на протяжении всей Второй мировой войны. Десятый серийный P-36 Mohawk с мотором воздушного охлаждения доработали в прототип XP-40 с мотором Allison V-1710.
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
Опытный истребитель XP-40 в первоначальной конфигурации с радиатором под фюзеляжем.
-
Flight 1938-12 / Flight
A later model with revised accommodation and engine installation.
-
Мировая Авиация 83
14 октября 1938г.: совершил первый полет прототип Curtiss XP-40 с двигателем Allison V-1710. На снимке: один из первых серийных P-40.
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
Один из первых серийных P-40 в составе ВВС США
-
Авиация и Время 2000-04 / А.Котлобовский - "Ястребы" Донована Берлина /Домашний авиамузей/ (2)
P-40B в цехе окончательной сборки
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / В.Котельников - Трофейные истребители Мессершмитт Bf 109 в СССР
Bf 109G-2 № 13689 (на переднем плане) среди экспонатов, выставленных в зале Бюро новой техники (на московской территории ЦАГИ)
Другие самолёты на фотографии: Bell P-39 Airacobra - США - 1939Messerschmitt Bf.109G - Германия - 1942Петляков Пе-2 - Россия - 1940
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
На этом снимке представлены все новейшие боевые самолеты, принятые на вооружение ВВС США накануне Второй мировой войны. В первом ряду стоят истребители P-40, P-39, P-43 и двухбалочный P-38. Позади - бомбардировщики B-17, B-18, B-25 и B-26
Другие самолёты на фотографии: Bell P-39 Airacobra - США - 1939Boeing B-17 Flying Fortress - США - 1935Douglas B-18 Bolo - США - 1935Lockheed P-38 Lightning - США - 1939Martin B-26 Marauder / Type 179 - США - 1940North American B-25 Mitchell / PBJ-1 - США - 1940Republic P-43 Lancer - США - 1940
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Истребители P-40B ВВС США, 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / В.Бакурский - Звезды на крыльях
Реалии войны на Тихом океане: техсостав закрашивает красные «тефтельки» на опознавательном знаке американского истребителя P-40
-
Air Pictorial 1956-10 / B.Robertson - U.S. Aircraft in the British Services 1914-1955 (3)
Tomahawks were used for army co-operation in Europe and the Middle East. Photographed at Yeovil, this Mk. IIB, AX900, is possibly a foreign-contract machine taken over by Britain.
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
"Томагаук" II Королевских ВВС Великобритании
-
Мировая Авиация 73
Истребители Curtiss Tomahawk начали поступать на вооружение эскадрилий британских ВВС в Северной Африке к моменту начала кампании на Крите - слишком поздно, чтобы усилить оборону острова.
-
Авиация и Космонавтика 1996-02 / В.Котельников - Реалии ленд-лиза
"Томагаук" IIB в НИИ ВВС (1942г.)
-
Air Enthusiast 1994-09 / A.Wood - Airline at War
Takoradi in 1942 with two Hurricanes and a Tomahawk awaiting the next leg of their ferry flight. Note the white rear decking and tailplanes for high visibility.
Другие самолёты на фотографии: Hawker Hurricane - Великобритания - 1935
-
Авиация и Космонавтика 2022-07 / С.Мороз - Штурм высоты (3)
Американский истребитель Кертисс P-40 не имел ламинарных профилей. Но под влиянием рекламы его аэродинамики А.И. Микоян ориентировался на него при создании собственных самолетов с «ламинарными» обводами
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
Звено британских «Томагавков» в полете
-
Мировая Авиация 160
На фотографии - самолеты Tomahawk Mk IIB канадской 414-й аэ. Британцы поставили 100 таких машин в Китай - на них летали пилоты Американской добровольческой группы "Летающие тигры" (AVG "Flying Tigers"), а еще 195 самолетов в 1941 году получил СССР. Небольшое количество поступило в Египет и Турцию.
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / В.Морозов - P-40 с красными звездами (1)
P-40B/C в НИИ ВВС РККА. 1941 г.
-
Авиация и Время 2006-02 / В.Романенко - Истребители P-40 в советской авиации (1)
«Томагавки» в составе ВВС Красной Армии в период битвы под Москвой. Хорошо видно, что красные звезды нанесены поверх закрашенных британских опознавательных знаков
-
Авиация и Космонавтика 2021-04 / В.Урвачев - Сборы асов ПВО Москвы в Люберцах. 1942г. /Архивы раскрывают тайны/
Истребители P-40 американского производства состояли на вооружении 126-го иап. Фото декабря 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / В.Морозов - P-40 с красными звездами (1)
«Томагауки» 126-го иап. Справа виден самолет Героя Советского Союза С.Г. Ридного с бортовым номером AH965. Подмосковье, декабрь 1941г.
-
Авиация и Время 2006-02 / В.Романенко - Истребители P-40 в советской авиации (1)
«Томагаук» 126-го иап. Московское направление. Зима 1941-1942 гг.
-
АвиаМастер 2004-04 / М.Морозов - Искра победы: советские ВВС в операции по прорыву блокады Ленинграда /На фронтах Великой Отечественной/
Истребитель P-40B "Томахаук" 13-й воздушной армии, оборудованный направляющими для стрельбы реактивными снарядами РС-82, воевавший на Ленинградском фронте
-
Авиация и Время 2006-02 / В.Романенко - Истребители P-40 в советской авиации (1)
Командир 126-го ИАП м-р В.М.Найденко ставит боевую задачу летчикам. Зима 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Морозов - P-40 с красными звездами (2)
А. Хлобыстов принимает поздравления комиссара 20-го гиап по поводу присвоения ему звания Героя Советского Союза у своего самолета. Апрель 1942 г.
-
Авиация и Время 2000-05 / А.Котлобовский - С эмблемой тигра на борту /Аэроархив/ (1)
Истребители из состава AVG на своей тренировочной базе в Кайдау
-
Авиация и Космонавтика 2015-07 / А.Демин - "Летающие тигры". P-40 в боях (1)
Летчики 3-й эскадрильи со своей эмблемой у истребителя P-40
-
Авиация и Время 2000-05 / А.Котлобовский - С эмблемой тигра на борту /Аэроархив/ (1)
Летчики 3-й эскадрильи AVG у одного из "Томахоков" своего подразделения
-
Авиация и Космонавтика 2015-08 / А.Демин - "Летающие тигры". P-40 в боях (2)
Групповое фото летчиков добровольческой авиагруппы «Летающие тигры»
-
Aviation Historian 7 / American Classics
Wooden acting meets wooden aircraft. Flying Tigers (Republic, 1942) was John Wayne’s first World War Two-themed movie and was - very loosely - based on the exploits of the American Volunteer Group in China. Most of the filming was shot at Thousand Oaks, California, studio carpenters having built a fleet of Curtiss P-40 replicas, some of which were powered by automobile engines for taxying sequences. Because it was one of the first movies made in the wake of Pearl Harbor, it was well received by audiences, who wanted a positive message.
-
Авиация и Космонавтика 2015-07 / А.Демин - "Летающие тигры". P-40 в боях (1)
Летчики авиагруппы «Летающие тигры» на фоне доработанной эмблемы
-
Авиация и Время 2000-06 / М.Жирохов - С эмблемой тигра на борту /Аэроархив/ (2)
Один из лучших летчиков AVG Билл Рид у своего "Томахока"
-
Авиация и Время 2000-05 / А.Котлобовский - С эмблемой тигра на борту /Аэроархив/ (1)
Пилоты AVG рассматривают фрагмент оперения Ки-27 из 77-го сентая после успешного боя в районе бирманской столицы
Другие самолёты на фотографии: Nakajima Ki.27 - Япония - 1936
-
Авиация и Космонавтика 2015-07 / А.Демин - "Летающие тигры". P-40 в боях (1)
Заправка топливом P-40 пилота Ч. Бонда. Обратите внимание: «Акулий нос» на самолетах еще не появился. Бирма, ноябрь 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-07 / А.Демин - "Летающие тигры". P-40 в боях (1)
Объявлена тревога, и пилоты AVG бегут занимать места в своих истребителях
-
Мировая Авиация 156
"Томахок" из состава AVG на авиабазе Кунмин
Климатические условия в Китае, особенно вне базы в Куньмине, стали суровым испытанием для P-40 и их пилотов. Пыль и жара летом, грязь и снег зимой - техникам приходилось работать не покладая рук. -
Авиация и Космонавтика 2015-08 / А.Демин - "Летающие тигры". P-40 в боях (2)
Подготовка P-40 к полету
-
Aeroplane Monthly 1984-07 / Skywriters
G. B. Chapman smiles from a snarling Tomahawk.
-
Мировая Авиация 192
Истребитель из состава AVG готов взлететь на защиту Рангуна
Генерал Шэннолт, взяв за основу опыт немецких летчиков-истребителей времен Первой мировой войны, готовил своих пилотов к действиям в боевых парах. P-40 внизу несет обозначения ВВС Китайской Республики и отличимую "акулью пасть". Во время рулежки и взлета створки системы охлаждения, расположенные снизу капота, пилоты держали открытыми. -
Авиация и Время 2000-05 / А.Котлобовский - С эмблемой тигра на борту /Аэроархив/ (1)
"Томахок" летчика 3-й эскадрильи AVG Тома Хейвуда
-
Авиация и Время 2000-04 / А.Котлобовский - "Ястребы" Донована Берлина /Домашний авиамузей/ (2)
Единственный сохранившийся ныне летный экземпляр P-40C несет окраску авиагруппы "Летающие тигры"
-
Авиация и Космонавтика 2015-07 / А.Демин - "Летающие тигры". P-40 в боях (1)
Одиночный P-40 из AVG атакует строй японских бомбардировщиков
Другие самолёты на фотографии: Mitsubishi Ki.21 - Япония - 1936
-
Мировая Авиация 192
Ранний P-40B (Hawk Model 75-A2) из 23-й истребительной группы выполняет посадку в Куньмине, Китай, после боевого вылета 15 сентября 1942 года. Часть самолетов воевала в составе британских ВВС в Ливийской пустыне, а другие прибыли из Панамы.
-
Авиация и Космонавтика 2015-07 / А.Демин - "Летающие тигры". P-40 в боях (1)
Сборка P-40 китайскими авиаспециалистами в Рангуне
-
Мировая Авиация 156
Китайские рабочие на предприятии в Лойвэйнге, где осуществлялся ремонт самолетов Американской добровольческой группы. На снимке - ожидающие ремонта Hawk 81.
-
Air Enthusiast 1971-07 / ??? - A pictorial history of Turkish Military Aviation
In 1942 the Turkish fighter inventory was further extended by the delivery of Tomahawk IIBs (Hawk 81A-3) from RAF stocks.
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
Отстыкованное крыло истребителя P-40. Такая конструкция досталась ему в наследство от P-36
Тип фотографий