Curtiss P-40 Tomahawk
Варианты:
Curtiss - P-40 Tomahawk - 1939 - США
Страна: США
Год: 1939


Истребитель
Описание:
P-40 Tomahawk
Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)
Фотографии:

Ч/б фото (47)

P-40 Tomahawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Представлял собой переделку планера истребителя P-36 под рядный двигатель V-1710. Опытный образец XP-40 совершил первый полет 14 октября 1938 г. Серийное производство начато на заводе "Кэртис" в Буффало в апреле 1940 г. Всего выпущено 13 738 экз. Состоял на вооружении в США с мая 1940 г., Великобритании - с июля 1940 г., СССР - с сентября 1941 г., Китае - с декабря 1941 г., Канаде, Австралии, Новой Зеландии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - P-40, первый серийный вариант с мотором V-1710-33 и вооружением 2x12,7;
  - Хаук 81A-1 ("Томагаук" I), экспортный вариант P-40 с вооружением 2x12,7 + 2x7,69;
  - "Томагаук" II, экспортный вариант для Англии, вооружение 2x12,7 + 4x7,69, бронирование;
  - P-40B, аналог "Томагаука" II для США с вооружением 2x12,7+2x7,62;
  - P-40C, вариант P-40B с вооружением 2x12,7+4x7,62;
  - P-40G, сочетание фюзеляжа P-40 с крылом P-40C и вооружением 2x12,7+4x7,62;
  - P-40D с новым фюзеляжем, мотором V-1710-39, вооружение 4x12,7;
  - P-40E, вариант P-40D с вооружением 6x12,7, поставлялся в Англию как "Киттихаук" I/IA;
  - P-40F ("Киттихаук" II), вариант P-40E с мотором V-1650-1; у поздних серий - удлиненная хвостовая часть;
  - P-40K ("Киттихаук" III), вариант P-40E с мотором V-1710-73, у поздних серий форкиль, удлиненная хвостовая часть;
  - P-40L с мотором V-1650, вооружение 4x12,7;
  - P-40R, переделка P-40L под мотор V-1710-83;
  - P-40M с мотором V 1710-81, удлиненная хвостовая часть;
  - P-40N ("Киттихаук" IV), облегченный вариант с мотором V-1710-81/115, с серии N-5 - новый фонарь кабины.
В СССР самолеты модификаций В, С, Е, К переделывались под моторы М-105П, М-105Р.
Первое боевое применение самолетов семейства P-40 - весной 1941 г. в Англии, в операциях на побережье Ла-Манша. С лета 1941 г. использовались в Африке, с октября - ноября - под Москвой и Ленинградом. В декабре 1941 г. они вступили в бой на Гавайях и Филиппинах, а также в Бирме и Китае. Австралийцы начали на них воевать в 1943 г. на Новой Гвинее, новозеландцы - на Соломоновых островах, канадцы - в 1942 г. во время боевых действий на Алеутах.
Самолет снят с производства в ноябре 1944 г. Снят с вооружения в США в конце 1945 г. (как боевой - в конце 1943 г.), в Новой Зеландии - в феврале 1944 г., в Австралии - в декабре 1945 г., в СССР - в 1946 г.


P-40C||
Размах:||11,39 м
Длина:||9,69 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1040 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3300 кг
Максимальная скорость:||550 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность:||1520 км

Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)

P-40 Warhawk, последний из семейства истребителей Hawk, без преувеличения можно назвать одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Если не считать Republic P-47 и North American P-51, это был наиболее массово строившийся в США истребитель, до прекращения выпуска в ноябре 1944 года заводы произвели почти 14000 самолетов.
  Создание Model 81 началось в 1937 году, когда фюзеляж прототипа Model 75 модифицировали под V-образный двигатель Allison V-1710-11 мощностью 1150 л.с. (858 кВт), чтобы создать Model 75I - первый американский истребитель, способный развивать скорость более 300 миль/час (около 483 км/ч). Авиакорпус Армии США проводил оценочные испытания Model 75I под обозначением XP-37 - сразу стало ясно, что самолет имеет значительный потенциал, несмотря на неисправности в работе двигателя и турбонагнетателя. Для эксплуатационных испытаний авиакорпус заказал 13 самолетов YP-37 с удлиненным фюзеляжем и улучшенным двигателем V-1710-21 с новым турбонагнетателем В-2. Силовая установка YP-37 по-прежнему давала сбои, поэтому на десятый P-36A установили Allison V-1710-19 мощностью 1160 л.с. (866 кВт) вместо звездообразного Pratt & Whitney R-1830-13 мощностью 1050 л.с. (783 кВт). Охлаждение двигателя сначала обеспечивал подфюзеляжный радиатор, но позднее его переместили вперед, под двигатель. В целом самолет Model 75Р мало отличался от P-36A. Впервые он поднялся в воздух 14 октября 1938 года. Авиакорпус Армии США оценивал машину под обозначением XP-40, а в мае 1939 года прототип прошел сравнительные испытания наряду с другими прототипами истребителей и был отобран для серийного производства.
  27 апреля 1939 года авиакорпус Армии США заказал 524 серийных P-40 (Model 81), на тот момент это был самый крупный заказ авиакорпуса на истребители. Всего через год, в апреле 1940 года, первые P-40 начали сходить с производственной линии, первые три машины использовали для эксплуатационных испытаний. Они отличались от XP-40 двигателем V-1710-33 мощностью 1090 л.с. (813 кВт) и двумя пулеметами калибра 7,62 мм в передней кромке крыла - в дополнение к двум 12,7-мм пулеметам в верхней передней части фюзеляжа. К сентябрю 1940 года авиакорпус Армии США получил 200 таких самолетов, остальные заказы касались последующих вариантов. Как только машины поступили в эксплуатацию, вариант модернизировали, установив дополнительную броню, пуленепробиваемые лобовые стекла и протектированные топливные баки. Последующим значимым вариантом для авиакорпуса и ВВС Армии США (название введено в июне 1941 года) стал P-40B (Model H81-B); с января 1941 года поставили 131 машину с двумя дополнительными 7,62-мм пулеметами в передней кромке крыла. Исходный заказ на 524 самолета завершила партия из 193 машин модификации P-40C, поставки которых начались в марте 1943 года. Они отличались от P-41B возможностью использования ПТБ и наличием внутренних топливных баков с внутренним протектированием, а не с наружным.
<...>


Варианты

  P-40A: ретроспективное обозначение одного P-40, приспособленного для ведения аэрофоторазведки
  Tomahawk: 10 британских P-40C
  Tomahawk Mk I: 140 британских самолетов стандарта Model H81-A, в основном аналогичных P-40, за исключением четырех пулеметов в крыле, которые, как выяснилось, оказались непригодными для боевых действий, вследствие чего машины использовались для учебных целей в Канаде
  Tomahawk Mk II: 110 британских самолетов стандарта Model H81-A2, в основном аналогичных P-40B, из них 23 были переданы СССР
  Tomahawk Mk IIB: 930 британских самолетов стандартов Model H81-A2 и Model H81-A3, в основном аналогичных P-40C; большинство из них использовались британской и южноафриканской авиацией в Северной Африке, 23 были переданы СССР, 100 отправили в Китай для использования в составе Американского добровольческого корпуса, а остальные передали Египту и Турции
<...>
Прототип Curtiss P-40
Семейство Curtiss P-40 является наглядным примером эволюции, а не революции в развитии истребителя. Самолет широко применялся на протяжении всей Второй мировой войны. Десятый серийный P-36 Mohawk с мотором воздушного охлаждения доработали в прототип XP-40 с мотором Allison V-1710.
Опытный истребитель XP-40 в первоначальной конфигурации с радиатором под фюзеляжем.
14 октября 1938г.: совершил первый полет прототип Curtiss XP-40 с двигателем Allison V-1710. На снимке: один из первых серийных P-40.
Один из первых серийных P-40 в составе ВВС США
P-40B в цехе окончательной сборки
На этом снимке представлены все новейшие боевые самолеты, принятые на вооружение ВВС США накануне Второй мировой войны. В первом ряду стоят истребители P-40, P-39, P-43 и двухбалочный P-38. Позади - бомбардировщики B-17, B-18, B-25 и B-26
Истребители P-40B ВВС США, 1941 г.
Реалии войны на Тихом океане: техсостав закрашивает красные «тефтельки» на опознавательном знаке американского истребителя P-40
Tomahawks were used for army co-operation in Europe and the Middle East. Photographed at Yeovil, this Mk. IIB, AX900, is possibly a foreign-contract machine taken over by Britain.
"Томагаук" II Королевских ВВС Великобритании
Истребители Curtiss Tomahawk начали поступать на вооружение эскадрилий британских ВВС в Северной Африке к моменту начала кампании на Крите - слишком поздно, чтобы усилить оборону острова.
"Томагаук" IIB в НИИ ВВС (1942г.)
Эти Tomahawk Mk IIB из 112-й эскадрильи с нарисованными акульими "улыбками" дислоцировались в Египте в 1941 году и регулярно вылетали в рейды над Западной пустыней.
Звено британских «Томагавков» в полете
На фотографии - самолеты Tomahawk Mk IIB канадской 414-й аэ. Британцы поставили 100 таких машин в Китай - на них летали пилоты Американской добровольческой группы "Летающие тигры" (AVG "Flying Tigers"), а еще 195 самолетов в 1941 году получил СССР. Небольшое количество поступило в Египет и Турцию.
P-40B/C в НИИ ВВС РККА. 1941 г.
«Томагавки» в составе ВВС Красной Армии в период битвы под Москвой. Хорошо видно, что красные звезды нанесены поверх закрашенных британских опознавательных знаков
«Томагауки» 126-го иап. Справа виден самолет Героя Советского Союза С.Г. Ридного с бортовым номером AH965. Подмосковье, декабрь 1941г.
«Томагаук» 126-го иап. Московское направление. Зима 1941-1942 гг.
Истребитель P-40B "Томахаук" 13-й воздушной армии, оборудованный направляющими для стрельбы реактивными снарядами РС-82, воевавший на Ленинградском фронте
Командир 126-го ИАП м-р В.М.Найденко ставит боевую задачу летчикам. Зима 1941г.
А. Хлобыстов принимает поздравления комиссара 20-го гиап по поводу присвоения ему звания Героя Советского Союза у своего самолета. Апрель 1942 г.
Истребители из состава AVG на своей тренировочной базе в Кайдау
Летчики 3-й эскадрильи со своей эмблемой у истребителя P-40
Летчики 3-й эскадрильи AVG у одного из "Томахоков" своего подразделения
Групповое фото летчиков добровольческой авиагруппы «Летающие тигры»
Wooden acting meets wooden aircraft. Flying Tigers (Republic, 1942) was John Wayne’s first World War Two-themed movie and was - very loosely - based on the exploits of the American Volunteer Group in China. Most of the filming was shot at Thousand Oaks, California, studio carpenters having built a fleet of Curtiss P-40 replicas, some of which were powered by automobile engines for taxying sequences. Because it was one of the first movies made in the wake of Pearl Harbor, it was well received by audiences, who wanted a positive message.
Летчики авиагруппы «Летающие тигры» на фоне доработанной эмблемы
Один из лучших летчиков AVG Билл Рид у своего "Томахока"
Пилоты AVG рассматривают фрагмент оперения Ки-27 из 77-го сентая после успешного боя в районе бирманской столицы
Заправка топливом P-40 пилота Ч. Бонда. Обратите внимание: «Акулий нос» на самолетах еще не появился. Бирма, ноябрь 1941 г.
Объявлена тревога, и пилоты AVG бегут занимать места в своих истребителях
"Томахок" из состава AVG на авиабазе Кунмин
Климатические условия в Китае, особенно вне базы в Куньмине, стали суровым испытанием для P-40 и их пилотов. Пыль и жара летом, грязь и снег зимой - техникам приходилось работать не покладая рук.
Подготовка P-40 к полету
Истребитель из состава AVG готов взлететь на защиту Рангуна
Генерал Шэннолт, взяв за основу опыт немецких летчиков-истребителей времен Первой мировой войны, готовил своих пилотов к действиям в боевых парах. P-40 внизу несет обозначения ВВС Китайской Республики и отличимую "акулью пасть". Во время рулежки и взлета створки системы охлаждения, расположенные снизу капота, пилоты держали открытыми.
"Томахок" летчика 3-й эскадрильи AVG Тома Хейвуда
Единственный сохранившийся ныне летный экземпляр P-40C несет окраску авиагруппы "Летающие тигры"
Одиночный P-40 из AVG атакует строй японских бомбардировщиков
Ранний P-40B (Hawk Model 75-A2) из 23-й истребительной группы выполняет посадку в Куньмине, Китай, после боевого вылета 15 сентября 1942 года. Часть самолетов воевала в составе британских ВВС в Ливийской пустыне, а другие прибыли из Панамы.
Сборка P-40 китайскими авиаспециалистами в Рангуне
Китайские рабочие на предприятии в Лойвэйнге, где осуществлялся ремонт самолетов Американской добровольческой группы. На снимке - ожидающие ремонта Hawk 81.
Отстыкованное крыло истребителя P-40. Такая конструкция досталась ему в наследство от P-36