Curtiss P-40 Tomahawk
Варианты:
Curtiss - P-40 Tomahawk - 1939 - США
Страна: США
Год: 1939


Истребитель
Описание:
P-40 Tomahawk
Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)
Фотографии:

Цветные фото (11)

P-40 Tomahawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Представлял собой переделку планера истребителя P-36 под рядный двигатель V-1710. Опытный образец XP-40 совершил первый полет 14 октября 1938 г. Серийное производство начато на заводе "Кэртис" в Буффало в апреле 1940 г. Всего выпущено 13 738 экз. Состоял на вооружении в США с мая 1940 г., Великобритании - с июля 1940 г., СССР - с сентября 1941 г., Китае - с декабря 1941 г., Канаде, Австралии, Новой Зеландии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - P-40, первый серийный вариант с мотором V-1710-33 и вооружением 2x12,7;
   - Хаук 81A-1 ("Томагаук" I), экспортный вариант P-40 с вооружением 2x12,7 + 2x7,69;
   - "Томагаук" II, экспортный вариант для Англии, вооружение 2x12,7 + 4x7,69, бронирование;
   - P-40B, аналог "Томагаука" II для США с вооружением 2x12,7+2x7,62;
   - P-40C, вариант P-40B с вооружением 2x12,7+4x7,62;
   - P-40G, сочетание фюзеляжа P-40 с крылом P-40C и вооружением 2x12,7+4x7,62;
   - P-40D с новым фюзеляжем, мотором V-1710-39, вооружение 4x12,7;
   - P-40E, вариант P-40D с вооружением 6x12,7, поставлялся в Англию как "Киттихаук" I/IA;
   - P-40F ("Киттихаук" II), вариант P-40E с мотором V-1650-1; у поздних серий - удлиненная хвостовая часть;
   - P-40K ("Киттихаук" III), вариант P-40E с мотором V-1710-73, у поздних серий форкиль, удлиненная хвостовая часть;
   - P-40L с мотором V-1650, вооружение 4x12,7;
   - P-40R, переделка P-40L под мотор V-1710-83;
   - P-40M с мотором V 1710-81, удлиненная хвостовая часть;
   - P-40N ("Киттихаук" IV), облегченный вариант с мотором V-1710-81/115, с серии N-5 - новый фонарь кабины.
В СССР самолеты модификаций В, С, Е, К переделывались под моторы М-105П, М-105Р.
Первое боевое применение самолетов семейства P-40 - весной 1941 г. в Англии, в операциях на побережье Ла-Манша. С лета 1941 г. использовались в Африке, с октября - ноября - под Москвой и Ленинградом. В декабре 1941 г. они вступили в бой на Гавайях и Филиппинах, а также в Бирме и Китае. Австралийцы начали на них воевать в 1943 г. на Новой Гвинее, новозеландцы - на Соломоновых островах, канадцы - в 1942 г. во время боевых действий на Алеутах.
Самолет снят с производства в ноябре 1944 г. Снят с вооружения в США в конце 1945 г. (как боевой - в конце 1943 г.), в Новой Зеландии - в феврале 1944 г., в Австралии - в декабре 1945 г., в СССР - в 1946 г.


P-40C||
Размах:||11,39 м
Длина:||9,69 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1040 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3300 кг
Максимальная скорость:||550 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность:||1520 км

Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)

P-40 Warhawk, последний из семейства истребителей Hawk, без преувеличения можно назвать одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Если не считать Republic P-47 и North American P-51, это был наиболее массово строившийся в США истребитель, до прекращения выпуска в ноябре 1944 года заводы произвели почти 14000 самолетов.
   Создание Model 81 началось в 1937 году, когда фюзеляж прототипа Model 75 модифицировали под V-образный двигатель Allison V-1710-11 мощностью 1150 л.с. (858 кВт), чтобы создать Model 75I - первый американский истребитель, способный развивать скорость более 300 миль/час (около 483 км/ч). Авиакорпус Армии США проводил оценочные испытания Model 75I под обозначением XP-37 - сразу стало ясно, что самолет имеет значительный потенциал, несмотря на неисправности в работе двигателя и турбонагнетателя. Для эксплуатационных испытаний авиакорпус заказал 13 самолетов YP-37 с удлиненным фюзеляжем и улучшенным двигателем V-1710-21 с новым турбонагнетателем В-2. Силовая установка YP-37 по-прежнему давала сбои, поэтому на десятый P-36A установили Allison V-1710-19 мощностью 1160 л.с. (866 кВт) вместо звездообразного Pratt & Whitney R-1830-13 мощностью 1050 л.с. (783 кВт). Охлаждение двигателя сначала обеспечивал подфюзеляжный радиатор, но позднее его переместили вперед, под двигатель. В целом самолет Model 75Р мало отличался от P-36A. Впервые он поднялся в воздух 14 октября 1938 года. Авиакорпус Армии США оценивал машину под обозначением XP-40, а в мае 1939 года прототип прошел сравнительные испытания наряду с другими прототипами истребителей и был отобран для серийного производства.
   27 апреля 1939 года авиакорпус Армии США заказал 524 серийных P-40 (Model 81), на тот момент это был самый крупный заказ авиакорпуса на истребители. Всего через год, в апреле 1940 года, первые P-40 начали сходить с производственной линии, первые три машины использовали для эксплуатационных испытаний. Они отличались от XP-40 двигателем V-1710-33 мощностью 1090 л.с. (813 кВт) и двумя пулеметами калибра 7,62 мм в передней кромке крыла - в дополнение к двум 12,7-мм пулеметам в верхней передней части фюзеляжа. К сентябрю 1940 года авиакорпус Армии США получил 200 таких самолетов, остальные заказы касались последующих вариантов. Как только машины поступили в эксплуатацию, вариант модернизировали, установив дополнительную броню, пуленепробиваемые лобовые стекла и протектированные топливные баки. Последующим значимым вариантом для авиакорпуса и ВВС Армии США (название введено в июне 1941 года) стал P-40B (Model H81-B); с января 1941 года поставили 131 машину с двумя дополнительными 7,62-мм пулеметами в передней кромке крыла. Исходный заказ на 524 самолета завершила партия из 193 машин модификации P-40C, поставки которых начались в марте 1943 года. Они отличались от P-41B возможностью использования ПТБ и наличием внутренних топливных баков с внутренним протектированием, а не с наружным.
<...>


Варианты

   P-40A: ретроспективное обозначение одного P-40, приспособленного для ведения аэрофоторазведки
   Tomahawk: 10 британских P-40C
   Tomahawk Mk I: 140 британских самолетов стандарта Model H81-A, в основном аналогичных P-40, за исключением четырех пулеметов в крыле, которые, как выяснилось, оказались непригодными для боевых действий, вследствие чего машины использовались для учебных целей в Канаде
   Tomahawk Mk II: 110 британских самолетов стандарта Model H81-A2, в основном аналогичных P-40B, из них 23 были переданы СССР
   Tomahawk Mk IIB: 930 британских самолетов стандартов Model H81-A2 и Model H81-A3, в основном аналогичных P-40C; большинство из них использовались британской и южноафриканской авиацией в Северной Африке, 23 были переданы СССР, 100 отправили в Китай для использования в составе Американского добровольческого корпуса, а остальные передали Египту и Турции
<...>
Компания "Curtiss" в 1938 году решила установить на свой самолет P-36A двигатель Allison V-1710-19 мощностью 1160 л. с. с нагнетателем. Это было сделано под впечатлением успешного внедрения в Европе на истребителях рядных моторов с жидкостным охлаждением. Самолет получил обозначение XP-40 и стал первым американским истребителем, поступившим в массовое производство. Данный ранний P-40C несет предвоенные обозначения, вероятно машина принадлежала 20-й истребительной группе.
Первой на истребитель P-40 в сентябре 1940 года перевооружили 33-ю эскадрилью 8-й группы, дислоцированную на аэродроме Лэнгли-Филд, штат Виржиния. В 1941 году 8-ю группу, вооруженную уже P-40C, перебросили в Исландию.
На снимке запечатлены основные истребители Авиакорпуса Армии США в 1939-1941 годах. Сверху вниз - P-43, P-40, P-39 и P-38. Хорошо видно, что самолеты несут различную окраску.
Американские истребители P-40 "Томагавк" из авиагруппы "Летающие тигры" - наиболее сильные противники японских летчиков в боях над Бирмой весной 1942 года
Групповое фото летчиков добровольческой авиагруппы «Летающие тигры»
Летчик 3-й эскадрильи Роберт Смит на фоне официальной эмблемы авиагруппы «Летающие тигры»
As seen in this coloured photograph, taken at Sidi Haneish in July 1941, the Curtiss Tomahawks of No 112 Sqn took advantage of the type’s distinctive chin radiator to apply sharkmouth markings. The unit had exchanged its Gladiators for Tomahawks the previous month.
Эти Tomahawk Mk IIB из 112-й эскадрильи с нарисованными акульими "улыбками" дислоцировались в Египте в 1941 году и регулярно вылетали в рейды над Западной пустыней.