English Electric / BAC Lightning
Варианты:
English Electric / BAC - Lightning - 1957 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1957


Одноместный сверхзвуковой всепогодный перехватчик
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (18)
English Electric Lightning

   В 1963 году образовавшаяся "British Aircraft Corporation" занялась дальнейшей модернизацией перехватчика English Electric Lightning, принятого на вооружение в 1960 году. Его появление возвестило начало новой эры для британских ВВС. Инициатором этого проекта стал В. И. В. "Тэдди" Питтер. Благодаря его дальновидному предложению фирма "English Electric" получила в еще 1947 году контракт на постройку экспериментального сверхзвукового самолета P.1A. Этот самолет с двумя бесфорсажными турбореактивными двигателями Bristol Siddeley Sapphire впервые взлетел 4 августа 1954 года, а в дальнейшем в одном из полетов превысил скорость звука. Были собраны три экземпляра: два для летных испытаний и один для наземных испытаний на прочность. Эти самолеты отличались характерными эллиптическими воздухозаборниками.
   В 1954 году проект существенно переработали для превращения его в перехватчик с большой скороподъемностью. Собрали три прототипа P.1B с турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon и круглыми воздухозаборниками, оснащенными центральным коническим телом - генератором скачков уплотнения. Первый из них впервые взлетел 4 апреля 1957 года. 19 месяцев спустя Министерство авиации назвало его Lightning. 25 ноября 1958 года, после оснащения P.1B двигателями Avon с форсажными камерами, он впервые превысил скорость в два числа Маха. А в 1960 году, после сборки и испытаний еще 20 опытных самолетов, перехватчик под наименованием Lightning, наконец, приняли на вооружение. Британские ВВС получили высокоскоростной сверхзвуковой всепогодный перехватчик, а также небывалую до сих пор головную боль с его техническим обслуживанием. Впрочем, эти проблемы возникли позже, а тогда летные характеристики Lightning вызывали восторг. Этот самолет имел РЛС Ferranti AI.Mk 23 AIRPASS для перехвата воздушных целей и связанную с ней систему управления огнем с антенной в центральном конусе воздухозаборника. Вооружение - две 30-мм пушки и две самонаводящиеся УР Firestreak малой дальности с тепловой ГСН.
   Первая серийная машина Lightning F.Mk 1 с форсированными двигателями Avon Mk 200R впервые взлетела 29 октября 1959 года. Следующим летом начались их поставки в эскадрилью №74. Затем эти самолеты стали поступать в 56-ю и 111-ю эскадрильи. Последними серийными самолетами модели F.Mk 1 (всего 68 машин, включая 20 предсерийных и один планер для статиспытаний) стали 28 перехватчиков Lightning F.Mk 1A. На них были проведены доработки, в частности предусмотрена возможность установки съемной штанги дозаправки в полете. Затем построили 44 самолета следующего варианта Lightning F.Mk 2 с увеличенной дальностью, потолком и скоростью, усовершенствованным БРЭО, дыхательной системой со сжиженным кислородом, управляемым носовым колесом и двигателями Avon Mk 210 со всережимными форсажными камерами. Первый F.Mk 2 взлетел 11 июля 1961 года. Позднее этими машинами оснастили эскадрильи №№ 19 и 92, размещенные в ФРГ.
   Позже построили 70 самолетов Lightning F.Mk 3 с двумя двигателями Avon Mk 301 тягой по 72,77 кН на форсаже. У него не было пушек, только всеракурсные УР Red Тор. Для перелета на большую дальность самолет мог оснащаться двумя большими надкрыльевыми топливными баками и штангой для дозаправки в полете под левой консолью крыла. Первый F.Mk 3 также получил увеличенный киль со "срезанной" законцовкой и РЛС управления огнем на встречных курсах AI.Mk 23B. Впервые самолет этого типа взлетел 16 июля 1962 года, и в середине 1964 года поступил на вооружение эскадрильи №74. Впоследствии ими также перевооружили эскадрильи №№23, 29,56 и 111.
   Последняя версия Lightning F.Mk 6 появилась в 1965 году, став результатом давно назревшего решения фирмы "British Aircraft Corporation". Во-первых, был почти удвоен запас топлива, а во-вторых, изменена передняя кромка крыла - для придания ей переменной стреловидности. Эти новшества позволили совершать полеты на увеличенную дальность с большей массой. Дополнительный запас топлива, помещавшийся в значительно увеличенном фюзеляжном баке, в сочетании с пониженным сопротивлением крыла с новой передней кромкой на дозвуковых скоростях существенно улучшили характеристики машины. Собрали всего 39 экземпляров F.Mk 6. Им предшествовали 16 Lightning F.Mk 3A, переделанных до промежуточного стандарта F.Mk 6. Позднее их модифицировали по полной программе. Саудовская Аравия и Кувейт закупили усовершенствованный вариант F.Mk 6 под обозначением Lightning F.Mk 53 (один переделанный F.Mk 3 и 34 серийных самолета) и Lightning F.Mk 53K (12 серийных самолетов). Саудовская Аравия также купила пять Lightning F.Mk 52, переделанных из стандарта F.Mk 2.
   К июню 1988 года истребители Lightning постепенно сняли с вооружения британских ВВС. В Кувейте их списали в 1977 году, а в Саудовской Аравии - в декабре 1985-го.


Варианты

   Lightning T.Mk 4: двухместный учебно-боевой самолет на базе F.Mk 1A (22 шт.)
   Lightning T.Mk 5: двухместный (с расположением кресел бок о бок) учебно-боевой самолет на базе F.Mk 3 (22 шт.)
   Lightning T.Mk 54: бывшие учебно-боевые самолеты T.Mk 4, поставленные Саудовской Аравии (2 шт.)
   Lightning T.Mk 55: учебно-боевой самолет для Саудовской Аравии (7 машин, включая один переделанный вариант T.Mk 5)
   Lightning T.Mk 55КБ: учебно-боевой самолет для Кувейта (2 машины)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   BAC Lightning F.Mk 6

   Тип: одноместный сверхзвуковой всепогодный перехватчик
   Силовая установка: два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Avon R8.136 Mk 301 тягой no 56,45 кН без форсажа и 72,77 кН на форсаже
   Летные характеристики: макс. скорость 2415 км/ч (2,3М) на высоте 12190 м; крейсерская скорость 958 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 15 240 м/мин; практический потолок 18290м; дальность полета 1287 км с топливом только во внутренних баках
   Масса: пустого самолета 12719 кг; максимальная взлетная 18915 кг
   Размеры: размах крыла 10,61 м; длина 16,84 м; высота 5,97 м; площадь крыла 42,60 мг
   Вооружение: большой двухсекционный подфюзеляжный контейнер содержал в задней секции топливный бак, а в передней - либо доп. запас топлива, либо контейнер с двумя неподвижными курсовыми 30-мм пушками ADEN. На фюзеляже крепились две УР Firestreak либо Red Тор, либо блоки 51-мм НАР. Кроме того, могли подвешиваться пять 70-мм АФА Vinten 360, либо (в ночной разведке) АФА и сканирующее оборудование, а также блоки с ИК-ловушками; подкрыльевые/надкрыльевые узлы подвески могли нести 144 НАР либо шесть 454-кг бомб
Frog's 1/72nd-scale Lightning F.6 in the colours of No. 11 Squadron, R.A.F.
Lightning F.Mk 3. Вооруженный ракетами Firestreak перехватчик Lightning F.Mk 3 несет символику 111-й эскадрильи, которая базировалась в Уоттишеме (Великобритания). Эскадрилью перевооружили самолетами Lightning F.Mk 1А в 1961 году, а на Lightning F.Mk 3 пересели в конце 1964 года. В сентябре 1974 года все Lightning были сняты с вооружения этой эскадрильи. Номинально 111-я эскадрилья эксплуатировала только самолеты модификаций F.Mk 1А и F.Mk 3, но периодическая нехватка самолетов приводила к тому, что в эскадрилью передавались истребители Lightning иных вариантов из других подразделений. Поэтому до перевооружения 111-й эскадрильи самолетами F-4 Phantom, в ней побывали истребители Lightning всех модификаций, кроме F.Mk 2А. Представленный здесь XP762 эксплуатировался только в 111-й эскадрилье.
Surprise, Surprise! by renowned aviation artist Michael Turner PFGAvA shows the high-altitude interception of a USAF Lockheed WU-2A by a pair of RAF Lightnings of Nos 56 and 111 Sqns during a series of trials undertaken by Fighter Command in late 1962.
Lightning Force, by Patricia Forrest GAvA, shows an English Electric Lightning F.3 of 23 Squadron, flying over St Andrews, near to its home base of RAF Leuchars, in Scotland.
74 Sqn Lightning F.6s are the subject of Roy Huxley's painting Tiger out of the sun.
Rendered irrelevant by the 1957 Defence White Paper, which effectively cancelled all future supersonic military aircraft developments, the P.28 proposal of 1955 by English Electric for Mach 2 cruise, Mach 25 maximum, development of the Lightning.
Lightning F.Mk 6
LAST OF THE DEDICATED BOMBER-KILLERS: The OR.329/F.155 contenders
ISSUED BY THE Air Ministry in mid-1954, Operational Requirement 329 outlined what the Air Staff wanted from the next generation of interceptor aircraft, and Specification F.155 detailed how this requirement should be met. The demands of F.155 included the following:
- the ability to intercept an enemy bomber flying at Mach 1+ within 20min of target contact (approx 250 miles - 400km - from the UK);
- a service ceiling of at least 60,000ft (18,000m);
- the ability to carry armament of a mixture of infra-red homing and radar-guided missiles;
- a crew of two; pilot + weapons officer/navigator.
Thus the result would have to be a rapid-climbing Mach 2+ interceptor capable of carrying at least two collision-course missiles, and which would eventually replace the English Electric P.1B Lightning. Engine manufacturers also set about developing new powerplants for this new generation of fighters, including de Havilland (Gyron/Gyron Junior) and Rolls-Royce (RB.106).
Ten designs were put forward for F.155, but none proceeded beyond the design stage, the 1957 Defence White Paper sounding the death knell of the dedicated bomber-killer. The ten were:
Avro Canada CF-105 Arrow Added to F.155 towards the end of the process, the Canadian Arrow was essentially a stopgap to cover probable delays in the Fairey Delta 3 project (see below).
Avro 729 Little appears to be known about the Avro 729; it was described variously as a single-Gyron-powered all-weather fighter and a twin-engined canard design, as seen here.
Vickers-Armstrongs (Supermarine) Type 559 This canard design with a large air intake beneath the cockpit for its twin Gyrons, one atop another, as on the P.1, was to carry a pair of Red Hebe missiles on dorsal pylons. Deemed too radical
de Havilland D.H.117 Powered by a pair of Gyron Juniors and a D.H. Spectre booster rocket in the tail, the straight-winged D.H.117 was deemed not radical enough, and certainly not enough of an advance on the P.1B Lightning.
Fairey Delta 3 Based on research undertaken with the Delta 2 (F.D.2), Fairey submitted two designs to F.155; a large twin-Gyron-engined Red Hebe-carrying version that would meet the full spec, and a smaller, less ambitious single-engined version that would be easier to develop. The large version was selected by the MoS and Air Staff.
Armstrong Whitworth AW.169 With a pair of Gyron Juniors in nacelles fitted to a razor-thin straight trapezoidal wing, the T-tailed AW.169 would carry Blue Vestas on its wingtips.
English Electric P.8A much modified and larger Lightning fitted with Red Tops on its wingtips, this was considered insufficient advance on the P.1B.
Saunders-Roe P.187 A development of the company’s SR.53 and SR.177 mixed-power concepts, the P.187 was too big from the outset.
Hawker P.1103 This was to be powered by a single Gyron, with detachable rocket boosters mounted mid-wing and Red Hebes on its wingtips.
The P.1B prototype, XA847. It was Britain's first supersonic fighter and the first British aircraft to reach Mach 2 (November 1958).
ENGLISH ELECTRIC LIGHTNING F.A.W.1: Soon to join R.A.F. Fighter Command, the production Lightning F.A.W.1 is now flying although a pre-production machine is on view at Farnborough. It is powered by two Rolls Royce Avon R.A.24R turbojets each rated at 11,250-lb.s.t., and 14,500-lb. with afterburning. Dimensions: Span 34 ft. 10 in.; length, 50 ft.; height, 19 ft. 5 in.
English Electric Lightning F Mk. 3 twin-engined interceptor
BAC Lightning F.Mk 3 with leading-edge extension and increased-capacity belly fuel tank
English Electric Lightning F.Mk 6