Hawker Typhoon
Страна: Великобритания
Год: 1940


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
Typhoon
Typhoon FR IB/TacR IB/PR IB
Hawker Typhoon
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (36)

Typhoon

Тяжелый одномоторный одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С.Кэмма. Первый опытный образец "Тайфуна" совершил свой первый полет 21 февраля 1940 г. Серийное производство начато в мае 1941 г., велось на заводах "Хаукер" в Кингстоне и "Глостер" в Хэкклкоте. Всего выпущено 3317 экз. Устанавливались моторы "Сейбр" модификаций I, ПА, ИВ, НС. Вооружение 12x7,69 ("Тайфун" IA) или 4x20 ("Тайфун" IB), 8 НУРС, бомбы до 454 кг. Самолет состоял на вооружении с ноября 1941 г. С 1943 г. - новая конструкция кабины; двери автомобильного типа заменены на сдвижную секцию фонаря.
Первое боевое применение - патрулирование Ла-Манша в октябре 1942 г. С ноября того же года стали использоваться как истребители-бомбардировщики для ударов по наземным целям на континенте. Применялись как днем, так и ночью. В мае 1945 г. "тайфуны" ракетами потопили лайнеры "Кап Аркона" и "Дойчланд". "Тайфун" снят с производства в ноябре 1945 г., с вооружения - в начале 1947 г.


"Тайфун"IB||
Размах:||12,67 м
Длина:||9,73 м
Моторы, количество х мощность:||1x2180 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||5171 кг
Максимальная скорость:||652 км/ч
Практический потолок:||10360 м
Дальность:||1610 км

Typhoon FR IB/TacR IB/PR IB

Ближний разведчик на базе одноместного истребителя "Тайфун". Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Истребитель "Тайфун" был создан в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С. Кэмма. Опытный образец "Тайфуна" совершил первый полет 21 февраля 1940 г. Истребитель серийно строился с мая 1941 г. и состоял на вооружении с ноября того же года. Всего построено 3317 экз. В 1945 г. на заводе "Глостер" в Хакклкоте выпустили около 60 модифицированных самолетов "Тайфун" в варианте ближнего разведчика. Строились три разновидности - FR IB, PR IB и TacR IB, отличавшиеся набором и размещением фотоаппаратуры.
Двигатель "Сейбр" МС. Экипаж самолета - 1 чел. Вооружение 2x20, бомбы разведчик не нес.
"Тайфуны"-фоторазведчики находились на вооружении только в Королевских ВВС. Впервые их использовали при высадке союзных войск в Нормандии в 1944 г. Далее они вели разведку в районах продвижения английских армий вплоть до капитуляции Германии.
Производство "тайфунов" прекратили в ноябре 1945 г. Самолет был снят с вооружения в 1946 г.


"Тайфун" FR IB||
Размах:||12,67 м
Длина:||9,73 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 2260 л.с.

Hawker Typhoon

В соответствии со спецификацией F.18/37, подготовленной британским Министерством авиации в 1937 году, Сидни Кэмм выполнил проектирование самолета, получившего обозначение Typhoon. Министерство оговаривало установку на новый самолет двигателя Rolls-Royce Vulture (Х-образное расположение блоков цилиндров) или Napier Sabre (Н-образное расположение блоков цилиндров), поэтому были построены два опытных самолета - самолет с двигателем Vulture получил обозначение Tornado, а другая машина стала Typhoon. Как и в случае с Tornado, пострадавшим от проблем с двигателем, у Typhoon также возникли проблемы с силовой установкой, однако разработчику удалось их преодолеть, но во время первого полета прототипа, состоявшегося 24 февраля 1940 года, обнаружились еще и проблемы с конструкцией, которые устранить полностью не удалось даже тогда, когда самолет был принят в эксплуатацию.
   Опытный самолет имел крыло с 12 пулеметами и в серийном варианте (первая серийная машина была облетана 27 мая 1941 года) получил обозначение Typhoon Mk IA. Почти все серийные самолеты (а их было 3330) были построены компанией "Gloster". Второй опытный самолет, совершивший первый полет 3 мая 1941 года, имел уже крыло с четырьмя 20-мм пушками и в серийном варианте получил обозначение Typhoon Mk IB.
   Первые серийные самолеты были поставлены в Королевские ВВС Великобритании в сентябре 1941 года - первые машины поступили в 56-ю эскадрилью. Однако в процессе войсковой эксплуатации конструктивные проблемы вновь дали о себе знать, погибли несколько летчиков, и Министерство авиации подняло вопрос о возможности снятия самолета с вооружения национальных ВВС. К счастью, специалисты компании "Hawker" вскоре обнаружили, что причина неполадок у самолетов заключается в хвостовом оперении, но только в конце 1942 года все дефекты двигателя и планера были устранены. С другой стороны, Typhoon имел важное преимущество - высокую скорость на малой высоте.
   К концу 1942 года Typhoon, оснащенный усовершенствованным двигателем Napier Sabre IIA, вооруженный четырьмя 20-мм Hispano пушками и подкрыльевыми бомбодержателями для подвески 113-кг или 227-кг бомб, стал уже весьма эффективным истребителем-бомбардировщиком. Эскадрильи, располагавшиеся по всей Франции, а также в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге, весьма успешно действовали на коммуникациях противника, но полностью высокий боевой потенциал самолета Typhoon Mk IB проявился только в конце 1943 года, когда самолеты были оборудованы установками для применения реактивных снарядов, имеющих боевую часть массой 27 кг. В таком варианте самолеты очень эффективно действовали против прибрежного судоходства и боевых кораблей противника, а также успешно уничтожали бронетехнику врага. Самолеты продолжали дневные и ночные налеты, внеся большой вклад в успешную высадку союзных войск в Нормандии. Typhoon стал также "грозой эшелонов" и символом эффективной непосредственной авиационной поддержки войск.
   С конца 1943 года данные самолеты стали привлекаться к ударам по местам вероятного нахождения стартовых позиций немецких ракет "Фау-1". На последнем этапе войны самолет Typhoon почти не подвергся изменениям, кроме установки более мощных двигателей Sabre IIB и IIC. Среди последних вариантов самолета были построенный в единственном экземпляре ночной истребитель Typhoon NF.Mk IB и небольшое число тактических разведчиков Typhoon FR.Mk IB. Несколько серийных самолетов были отправлены в подразделения канадских и новозеландских ВВС, воевавших в Европе. На пике своей карьеры Typhoon находился на вооружении 26 эскадрилий 2-й тактической Воздушной армии, но после войны эксплуатировались всего лишь несколько машин.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hawker Typhoon Mk IB

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один Н-образный ПД Napier Sabre IIA мощностью 2180 л.с. (1626 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5790 м - 663 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4570 м - 531 км/ч; набор высоты 4570 м - за 5 мин 50 с; практический потолок 10 730 м; дальность с ПТБ - 1577 км, либо со стандартной заправкой топливом и двумя 227-кг бомбами - 821 км; продолжительность полета со стандартной заправкой топливом 2 ч 24 мин
   Масса: пустого 4445 кг; максимальная взлетная 6010 кг
   Размеры: размах крыла 12,67 м; длина 9,74 м; высота 4,67 м; площадь крыла 25,92 м2
   Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano Mk II в крыле, плюс до 907 кг авиационных средств поражения на двух подкрыльевых узлах подвески
Испытания сброса внешних подвесок в аэродинамической трубе
A Typhoon model in the high-speed windtunnel at RAE Farnborough. The tunnel was opened in November 1942 and was designed to test scale-models of up to 6ft (1-8m)-span at windspeeds up to 600 m.p.h. (965km/h).
Typhoon Mk IB. На рисунке изображен самолет из 175-й эскадрильи, входившей в состав 2-й тактической Воздушной армии. Пилот выпускает пару ракет по цели, Нормандия, август 1944 года. Известный как "The Seven-Ton Brute" ("Семитонный Брут" в честь первого легендарного короля Британии), Typhoon отлично справлялся с ролью штурмовика, нанося удары по немецким аэродромам, линиям коммуникаций, железным дорогам, кораблям и судам противника. Часто пилотам пары самолетов ставили задачу атаковать цели на свое усмотрение, если не было конкретных "заказов" от сухопутных войск - такие вылеты получили кодовое наименование "Rhubarbs". В ходе таких вылазок пилоты проявляли завидную инициативу по нанесению максимального урона Третьему рейху. Вероятно, самым известным случаем стала атака самолетами 609-й и 198-й эскадрилий штаб-квартиры Роммеля, располагавшейся в замке на мысе Шербура, накануне высадки в Нормандии. Но Роммель, командовавший немецкими силами, противостоящими вторжению, покинул свой штаб незадолго до налета. Если бы он немного задержался, шансов уцелеть у него было бы мало. Однако несколько недель спустя, в июле, британские самолеты (вероятно Typhoon из 193-й эскадрильи) атаковали автомобиль Роммеля, в результате чего он получил ранения, поставившие крест на его военной карьере.
A dramatic artwork showing Hawker Typhoon MN819 of No 245 Sqn unleashing a pair of RP-3s on ground forces below during a lashing rainstorm. The enduring myth of the Typhoon being a formidable “tankbuster” was due in no small measure to its relationship with the RP-3.
Самолеты Typhoon 2-й тактической Воздушной армии наносили опустошающие удары с воздуха по отступающим германским войскам. Невзирая на тяжелые потери от огня зениток, летчики атаковали противника ракетами и бомбами, обстреливали из бортовых пушек.
Юмор военных лет: "Если вам не нравится моя работа, то можете вызвать вместо меня шесть эскадрилий "Ланкастеров"...
J. H. Clark's classic cutaway drawing of the Hawker Typhoon Ib.
Typhoon Mk IB
Компоновочная схема "Тайфуна"
Ферма фюзеляжа "Тайфуна" и монококовая хвостовая часть
Водорадиатор двигателя
Маслосистема "Тайфуна"
Вид на нишу шасси и схема уборки стойки
A detail from J.H.Clark's Typhoon cutaway illustration, first published in the February 11, 1944, issue of The Aeroplane, with the remotely sited elevator mass-balance highlighted in red.
A contemporary schematic showing the circuit-test details for the elevator’s mass-balance system.
One of the meticulously hand-drawn illustrations from the official accident report into the crash of R7692, showing the points of structural failure in the rear fuselage. The bottom handwritten caption states that the “tail unit parted from fuselage by failure of the skin mainly at the transport joint between frame K and the butt strap”.
The Hawker Typhoon IB Single-seat Fighter.
Hawker Typhoon Mk Ib
The Typhoon Mk IB with the definitive "bubble" type cockpit canopy.
Typhoon IB
Hawker Typhoon FR IB
First prototype Tornado; second prototype Tornado; third prototype Tornado; first prototype Typhoon as at March 1940; first prototype Typhoon, October 1940.