Hawker Tornado
Страна: Великобритания
Год: 1939


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
Hawker Tornado

   В качестве замены для самолета Hurricane руководство "Hawker" предложило два проекта: один - Type N - представлял собой самолет с двигателем Napier Sabre, а другой - Type R - с двигателем Rolls-Royce Vulture. Первый впоследствии стал самолетом Typhoon, а второй - Tornado, разработка которого велась в соответствии со спецификацией F.18/37, подготовленной британским Министерством авиации и предусматривавшей необходимость разработки одноместного истребителя с вооружением из двенадцати 7,7-мм пулеметов. По каждому из проектов 3 марта 1938 года были заказаны по одному опытному самолету, в целом имевших почти идентичную конструкцию, различаясь преимущественно двигателями. С другой стороны, внешний вид Tornado был почти идентичен Hurricane.
   Первый прототип поднялся в воздух 6 октября 1938 года, но затем в ходе летных испытаний были выявлены серьезные проблемы, связанные с плохой аэродинамикой радиатора, в результате чего разработчику пришлось вносить изменения в проект. В новом виде самолет вновь поднялся в воздух 6 декабря того же года. В последующем также вносились изменения - увеличена площадь руля направления и установлен двигатель Rolls-Royce Vulture V мощностью 1908 л. с. Второй прототип имел схожий радиатор, расположенный внизу передней части фюзеляжа, дополнительные панели остекления в задней части кабины, а также вооружение из четырех 20-мм пушек - взамен 12 пулеметов. В воздух машина поднялась 5 декабря 1940 года, позже на самолете установили двигатель Vulture V.
   В конце 1939 года Министерство авиации разместило заказ на 500 серийных самолетов, причем по субподряду была привлечена компания "Avro" из Манчестера, но лишь один самолет был построен и облетан. Вскоре после этого программа производства двигателей Vulture была закрыта, а затем был аннулирован и заказ на Tornado. Третий опытный самолет Tornado был облетан 23 октября 1941 года, он оснащался двигателем Bristol Centaurus CE.4S мощностью 2120 л. с. и фактически стал предвестником самолета Hawker Tempest Mk II.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hawker Tornado

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один 24-цилиндровый ПД Rolls-Royce Vulture V мощностью 1980 л. с. (1476 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7010 м - 641 км/ч; практический , потолок 10640 м
   Масса: пустого 3800 кг; максимальная взлетная 4839 кг
   Размеры: размах крыла 12,80 м; длина 10,10 м; высота 4,47 м; площадь крыла 26,29 м2
   Вооружение: не устанавливалось, но обеспечивалась возможность размещения четырех 20-мм пушек во внешних секциях крыла
his experimental installation of a Centaurus engine in a standard Tornado airframe was intended as an insurance against a possible delay in the supply Sabres for the Typhoon.
From the front P5219 looked like an enlarged Hurricane, although in fact the aircraft shared little in common with the earlier design.
Первый опытный "Торнадо"
The Tornado prototype P5219 was the first of Hawker's quartet of F.18/37 prototypes to fly, originally having the ventral radiator shown here.
The first prototype Tornado initially flew with the large bath-type radiator mounted under the wing centre section and had a smaller rudder.
Второй прототип Hawker Tornado. Носовая часть единственного серийного Tornado F.Mk I использовалась для испытаний воздушного винта противоположного вращения Rotol.
The first Tornado I sitting on the grass - probably at Rolls-Royce at Hucknall - as building work goes on behind it.
The second Hawker Tornado, P5224, showing minimal increase in rear vision area. Powered by the Rolls-Royce Vulture this aircraft was first flown on December 5, 1940.
P5224 at Boscombe Down, March 1941. Of note is the rear window mounted in the fairing, absent on other Tornados.
Опытный самолет "Торнадо"
This March 1941 portrait of the front quadrant of the second prototype Tornado shows the original shape of the intake mounted above the nose. The wheel cover doors are absent.
Repositioning the radiator to under the chin drastically altered the appearance of the Tornado.
The second Hawker Tornado, P5224, showing minimal increase in rear vision area. Powered by the Rolls-Royce Vulture this aircraft was first flown on December 5, 1940.
The Tornado was virtually a Typhoon powered by a Vulture, which required a double row of exhaust stubs on the nose.
Оснащенный мотором Vulture, Tornado внешне отличался от Typhoon двумя рядами выхлопных патрубков. На снимке второй прототип, P5224, получивший массивный радиатор-"подбородок", как у Typhoon. Фирма "Avro" построила единственный серийный истребитель этого типа.
The Tornado with the definitive chin-type bath.
The second Tornado prototype was P5224, this picture showing a number of differencies compared with that above, including the forward radiator position, larger rudder, inner wheel well covers, additional windows in the cockpit fairing, and an aerial mast.
By October 1941 the second prototype was adorned with a 'P for prototype' marking and had the enlarged upper intake.
R7936 was used to test both Rotol and de Havilland contra-rotating propellers. Visible just behind the serial are the metal plates added to prevent separation of the tail section due to fatigue, a modification adopted for the Typhoon fleet.
The test installation of two D.H. three-blade contra-rotating airscrews on a Hawker Tornado single-seat fighter.
Originator of the Typhoon/Tempest series, the Vulture-engined Hawker Tornado prototype, R7936, with zero rear vision. The six-bladed contra-propeller eliminated swing on take-off. Note the access door has been removed.
The third Tornado prototype, HG641, was built to test a Bristol Centaurus installation in the Hawker airframe and led eventually to production of the Tempest II. The original installation with 3-blade propeller are illustrated.
A 'walk-round' of the Centaurus test-bed Tornado HG641.
First prototype Tornado; second prototype Tornado; third prototype Tornado; first prototype Typhoon as at March 1940; first prototype Typhoon, October 1940.