Варианты
- Bell - H-13 Sioux / Model 47 - 1945 - США
- Agusta - A-103 / A-104 Helicar - 1959 - Италия
- Continental Copters - El Tomcat - 1959 - США
- Meridionali - EMA 124 - 1970 - Италия
- Agusta - A-115 - 1971 - Италия
H-13 Sioux / Model 47
Bell Model 47 (H-13, HTL и HUL)
Прототип вертолета Bell Model 47 впервые поднялся в воздух 8 декабря 1945 года. По сути, это была дальнейшая разработка третьего опытного экземпляра Model 30. А 8 марта 1946 года машина прошла полную сертификацию как первый гражданский вертолет в мире. Он выпускался фирмой "BELL"до 1973 года, и строился по лицензии компаниями "Agusta", "Kawasaki" и "Westland".
В 1948 году ВВС США закупили для эксплуатационной оценки 28 усовершенствованных Model 47А с 6-цилиндровым оппозитным двигателем Franklin O-335-1 мощностью 157 л.с. (117 кВт). Из этой партии 15 машин получили обозначение YR-13, еще три, подготовленные к эксплуатации на Аляске - YR-13A, а 10 - HTL-1, их отослали в ВМС для оценки в качестве учебных. Потребовалось очень немного времени, чтобы понять, что это отличный вертолет. Вскоре начали поступать заказы.
В 1948 году Армия США приобрела 65 машин под обозначением H-13B, позднее всем армейским вариантам Model 47 дали общее название Sioux. В 1952 году 15 из них доработали под внешнюю перевозку двух носилок и обозначили H-13C. Двухместные H-13D оборудовались шасси лыжного типа вместо четырехколесного, и на них устанавливался двигатель Franklin O-335-5; они тоже имели возможность перевозить носилки. Затем появились в целом аналогичные трехместные учебные H-13E с двойным управлением. Вертолеты H-13G отличались наличием небольшого руля высоты, а H-13H - 6-цилиндровым оппозитным двигателем Avco Lycoming VO-435 мощностью 250 n.c. (186 кВт). Несколько H-13H и два вертолета H-13J с двигателем VO-435 мощностью 240 л. с. (179 кВт) числились в ВВС и использовались для нужд президента США. Два H-13H переделали для испытаний, они получили увеличенный диаметр несущего винта. 6-цилиндровый оппозитный двигатель Franklin 6VS-335 мощностью 225 л.с. (168 кВт) и обозначение H-13K. В 1962 году армейским вертолетам H-13E, H-13G, H-13H и H-13K в обозначении дали префикс "О"- наблюдательные, разведывательные. Машины H-13H и H-13J в ВВС получили префикс "U" - общего назначения. Позднее закупались трехместные OH-13S для замены OH-13H и двухместные TH-1ST для обучения полетам по приборам.
ВМС США сначала закупили 12 машин HTL-2 и 9 - HTL-3, но первым основным вариантом стал HTL-4. Затем закупили HTL-5 с двигателем Franklin O-335-5 и учебно-тренировочный HTL-6 с небольшим цельноповоротным стабилизатором в качестве руля высоты. HUL-1 приобретался для использования на борту ледоколов. Окончательным вариантом стал HTL-7, двухместный вертолет с всепогодным оборудованием и двойным управлением, пригодный и для обучения. В 1962 году HTL-4, HTL-6. HTL-7 И HUL-1 были соответственно обозначены TH-13L, TH-13M, TH-13N и UH-13P.
Вертолет Model 47 использовался в вооруженных силах 39 стран для выполнения различных задач. Существовало также и несколько опытных вариантов, вероятно, самыми значимыми из них были Model 201 (рабочее обозначение XH-13F) и Model 207 Sioux Scout. На Model 201 устанавливался один турбовальный газотурбинный двигатель Continental XT51-T-3 мощностью 280 л.с. (209 кВт), лицензионный вариант французского двигателя Turbomeca Artouste. Вертолет Model 207 оснащался поршневым двигателем с турбонагнетателем Avco Lycoming TVO-435-A1A.
Параллельно с производством военных вертолетов фирма "BELL" и ее лицензиаты выпускали и гражданские машины различного назначения. Самыми первыми были Model 47В, эквивалент военных YR-13 и HTL-1, с двигателем 6ALV-335 мощностью 175 л. с. (131 кВт) и с двухместной закрытой кабиной. Выпускался также Model 47B-3 с открытой кабиной сельскохозяйственного и общего назначения.
Затем появился Model 47D с 6-цилиндровым оппозитным двигателем Franklin 6V4-178-832 мощностью 178 п. с. (133 кВт), первый вариант с цельноформованным остеклением фонаря кабины и прозванный "аквариум для золотых рыбок". В 1949 году появился Model 47D-1 с открытой хвостовой балкой как на H-13C.
Более серьезное изменение появилось на Model 47G, в котором сочетались трехместная кабина от Model 47D-1 с двигателем Franklin 6V4-200-C32AB мощностью 200 л. с. (149 кВт). Замена на двигатель Avco Lycoming VO-435-A1B такой же мощности привело к созданию Model 47G-2, в основном аналогичному H-13H. В связи с установкой двигателя VO-435 мощностью 240 л.с. (179 кВт) изменилось обозначение вертолета на Model 47G-2A, а в 1963 появился Model 47G-2A-1 с более широкой кабиной, усовершенствованными лопастями и большей емкостью топливных баков. На машину устанавливались и другие двигатели, в том числе Franklin 6VS-335-A c турбонаддувом (Model 47G-3). Avco Lycoming TVO-435 (Model 47G-3B), TVO-435-B1A с турбонаддувом (Model 47G-3B-l), TVO-435-G1A с турбонаддувом (Model 47G-3B-2), Avco Lycoming VO-540-B1B3 (трехместный Model 47G-4A), HVO-435-81A (трехместный Model 47G-5 и 5A). Двухместный сельскохозяйственный вариант Model 47G-5 был известен как Ag-5. В 1955 году появились варианты Model 47G класса люкс под обозначениями Model 47Н и 47H-1 Bellairus с шумозащищенной кабиной для летчика и двух пассажиров, а также гражданский вариант VIP-транспорта ВВС H-13J -Model 47J Ranger, выпускавшийся в моделях J-1, J-2, J-2A и J-3 SuperRanger и J-3B-1.
Когда фирма "BELL" прекратила производство Model 47, с конвейера сходил последний вариант Model 47G-5. Компании "Agusta" и "Kawasaki" выпускали вертолеты похожие на гражданские Bell Model 47, но добавляли и свои варианты, самыми известными из которых стали Agusta А 115, четырехместный Kawasaki KH-4 и Kawasaki KHR-1. Последний представлял собой одноместный вариант KH-4 для испытаний трехлопастного с жестким креплением лопастей несущего винта. Кроме того, переоборудованием Model 47 занимались, по меньшей мере, три американских компании, в том числе "Continental Copters El Tomcat", выпустившая одноместный сельскохозяйственный вертолет Carson Super С-4 с очень хорошими характеристиками (модели от Tomcat Mk I до Mk V), фирма "Texas Helicopters" с ее сельскохозяйственными одноместными вертолетами M-74 Wasp и M79T Hornet с турбовальным ГТД Allison 250-C20B. Несколько вариантов с турбовальными двигателями выпустила и компания "Soloy".
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Bell Model 47G-5
Тип: 2-3-местный вертолет общего назначения
Силовая установка: 6-цилиндровый оппозитный двигатель Avco Lycoming VO-43S-B1A мощностью 265л.с.(198 кВт)
Характеристики: максимальная скорость 196 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 137 км/ч на 1525 м; начальная скороподъемность 262 м/мин; практический потолок 3200 м; статический потолок 1800 м с учетом влияния земли и 410 м без влияния земли; дальность полета 412 км
Масса: пустого 786 кг; максимальная взлетная 1293 кг
Размеры: диаметр несущего винта 11.32 м; общая длина 13,17 м; длина фюзеляжа 9.90 м; высота 2,82 м; ометаемая площадь 100,56 м
Описание:
- H-13 Sioux / Model 47
- Agusta-Bell АВ 47
Фотографии
-
Мировая Авиация 48
Компания "Westland" активно строила Model 47 по лицензии. На фотографии Model 47G-3B-1 с классической хвостовой балкой открытой конструкции, использованной на многих вариантах Model 47. Британская армия выбрала Model 47G-3B-1 для замены Saro Skeeter.
-
Air International 2013-05 / News
Bell 47G-2 N67021 (s/n 3000) is registered to Scott's Helicopter Services based at Le Seur, Minnesota. The helicopter displayed on SB47's stand at Heli-Expo had an RR300 installed to promote the engine as a retrofit for existing Bell 47s.
-
Aviation Historian 5 / E.Wild - West Africa Wins Again ... or pigs can fly
Taxying in with inboard engines stopped is Sierra Leone Airways de Havilland D.H.114 Heron 9L-LAD, one of two ultimately operated by the airline. In the foreground is one of a pair of Bell 47G helicopters operated in Sierra Leone by Autair, and behind that is the Beech H18, with tricycle undercarriage, operated by De Beers from the city of Bo, 155 miles (250km) south-east of Freetown.
Другие самолёты на фотографии: Beechcraft Model 18 / C-45 Expeditor - США - 1937De Havilland Heron / D.H.114 - Великобритания - 1950
-
Aviation Historian 5 / E.Wild - West Africa Wins Again ... or pigs can fly
The helicopter’s unique abilities were of great use in Sierra Leone, serviceable runways being comparatively few and far between. Here the author’s wife and son enjoy a local flight in one of the Bell 47Gs, with Autair’s Franz Astner at the controls.
-
Мировая Авиация 12
Agusta-Bell АВ 47, принадлежавший Люфтваффе и переданный в 1973 году вооруженным силам Мальты, был первым вертолетом на службе формирующихся вооруженных сил этого островного государства в Средиземном море. Все пять экземпляров были выведены из эксплуатации к 2008 году.
-
Air International 2008-07 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents
The Armed Forces of Malta (AFM) donated the first aircraft it acquired to the Aviation Museum at Ta'Qali on May 30, 2008. Agusta-Bell AB-47G2 AS7201 (c/n 225, ex 9H-AAE) was originally delivered to the Luftwaffe, and Germany later handed it and three others over to the Malta Land Forces (MLF). MLF's Helicopter Flight started operations from St Patrick's Barracks in Pembroke in 1972, before moving to Hal Far and then to Luqa. In the early 1990s, the helicopter flight was renamed Air Squadron and then Air Wing. Two of the other AB-47G-2s were sold on, and the retirement of AS7201 leaves just AS7204 on the books, although it has not flown for several years. The type will be replaced by the Eurocopter UH-72A Lakota in service.
-
Мировая Авиация 222
Часть гражданских Bell 47 позже были отремонтированы и получили военную окраску. Ряд машин имитирует медико-эвакуационные вертолеты Армии США периода корейской войны.
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (3)
Пилот вооруженного двумя пулеметами M60 вертолета OH-13 позирует на фоне своей машины. Южный Вьетнам, первая половина 1960-х гг.
-
Air Enthusiast 1972-10 / J.Fricker - The tree-top warriors
A Bell 47G at Dhamial.
-
Мировая Авиация 167
Британские военные эксплуатировали вертолеты Sioux, построенные компаниями "Agusta" и "Westland". Машины стояли на вооружении армейской авиации (получил обозначение AH - от "Army Вертолеты"; на снимке), морской пехоты и ВВС.
-
Air Enthusiast 2003-03 / J.Forsgren - West African swedes
Autair's Bell 47Gs 9L-LRD and -LRN during Robert McNamara's visit.
-
Мировая Авиация 167
Bell 47 привлекался НАСА к программе "Аполлон". В 1965 году этот "космический" Bell 47 участвовал в испытаниях лунного исследовательского модуля LLRV (Lunar Landing Research Vehicle), предназначенного для подготовки астронавтов к применению реального Apollo Lunar Module.
-
Aeroplane Monthly 1973-07
The Army’s "Blue Eagles" team seen rehearsing in the vicinity of the Needles during an outing from HQ at Middle Wallop. Apart from this technicolour pollution demonstration these Westland-built Siouxs are employed on spotting and reconnaissance duties.
-
Aeroplane Monthly 1982-08
The formation of Army Air Corps helicopters representing the years 1957-1982 features from top to bottom a Lynx, Scout, Gazelle, Sioux and Skeeter. The photograph was taken by Peter March at Middle Wallop in May, 1982.
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967Cierva/Saunders-Roe W.14 Skeeter - Великобритания - 1948Westland Lynx - Великобритания - 1971Westland Wasp / Scout - Великобритания - 1958
-
Aeroplane Monthly 1993-05 / S.Harding - RNZAF Historic Flight
The Historic Flight’s Harvard and Tiger Moth join two Central Flying School CT4 Airtrainers and a Bell Sioux helicopter in a flypast over Wigram. The Historic Flight is under CFS supervision, and its aircraft share a hangar with the New Zealand-built Airtrainers, the design of which is based on the Australian Victa Airtourer.
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Tiger Moth / D.H.82 - Великобритания - 1931North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935PAC CT/4 Airtrainer - Новая Зеландия - 1972
-
Мировая Авиация 48
Первый вариант Bell Model 47В (на переднем плане) и Sikorsky S-51. Обе компании быстро завоевали лидирующие позиции на рынке вертолетов. Model 47В являлся первым серийным вертолетом всего семейства Model 47 и отличался дверями и лобовым стеклом автомобильного типа.
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky R-5 / HO2S / HO3S / S-51 - США - 1943
-
Air Enthusiast 2003-11 / G.Salerno - Over the Poles
A Bell HTL-7 of HC-4 during a glacier survey in Greenland.
-
Air Enthusiast 2003-11 / N.Price - All the president's planes
A Bell VH-13J Sioux 57-2728 in 'flying' pose at Dayton.
Тип фотографий
- Боковые проекции (1)
- Цветные фото (19)
- Ч/б фото (81)
- Схемы (1)