Bell H-13 Sioux / Model 47     США, 1945
Agusta-Bell AB.47     International, 1954
Kawasaki KH-4     Япония, 1960
Варианты:
Bell - H-13 Sioux / Model 47 - 1945 - США
Страна: США
Год: 1945
Вертолет

2-3-местный вертолет общего назначения
Описание:
H-13 Sioux / Model 47
Agusta-Bell АВ 47
Фотографии

H-13 Sioux / Model 47

Bell Model 47 (H-13, HTL и HUL)

   Прототип вертолета Bell Model 47 впервые поднялся в воздух 8 декабря 1945 года. По сути, это была дальнейшая разработка третьего опытного экземпляра Model 30. А 8 марта 1946 года машина прошла полную сертификацию как первый гражданский вертолет в мире. Он выпускался фирмой "BELL"до 1973 года, и строился по лицензии компаниями "Agusta", "Kawasaki" и "Westland".
   В 1948 году ВВС США закупили для эксплуатационной оценки 28 усовершенствованных Model 47А с 6-цилиндровым оппозитным двигателем Franklin O-335-1 мощностью 157 л.с. (117 кВт). Из этой партии 15 машин получили обозначение YR-13, еще три, подготовленные к эксплуатации на Аляске - YR-13A, а 10 - HTL-1, их отослали в ВМС для оценки в качестве учебных. Потребовалось очень немного времени, чтобы понять, что это отличный вертолет. Вскоре начали поступать заказы.
   В 1948 году Армия США приобрела 65 машин под обозначением H-13B, позднее всем армейским вариантам Model 47 дали общее название Sioux. В 1952 году 15 из них доработали под внешнюю перевозку двух носилок и обозначили H-13C. Двухместные H-13D оборудовались шасси лыжного типа вместо четырехколесного, и на них устанавливался двигатель Franklin O-335-5; они тоже имели возможность перевозить носилки. Затем появились в целом аналогичные трехместные учебные H-13E с двойным управлением. Вертолеты H-13G отличались наличием небольшого руля высоты, а H-13H - 6-цилиндровым оппозитным двигателем Avco Lycoming VO-435 мощностью 250 n.c. (186 кВт). Несколько H-13H и два вертолета H-13J с двигателем VO-435 мощностью 240 л. с. (179 кВт) числились в ВВС и использовались для нужд президента США. Два H-13H переделали для испытаний, они получили увеличенный диаметр несущего винта. 6-цилиндровый оппозитный двигатель Franklin 6VS-335 мощностью 225 л.с. (168 кВт) и обозначение H-13K. В 1962 году армейским вертолетам H-13E, H-13G, H-13H и H-13K в обозначении дали префикс "О"- наблюдательные, разведывательные. Машины H-13H и H-13J в ВВС получили префикс "U" - общего назначения. Позднее закупались трехместные OH-13S для замены OH-13H и двухместные TH-1ST для обучения полетам по приборам.
   ВМС США сначала закупили 12 машин HTL-2 и 9 - HTL-3, но первым основным вариантом стал HTL-4. Затем закупили HTL-5 с двигателем Franklin O-335-5 и учебно-тренировочный HTL-6 с небольшим цельноповоротным стабилизатором в качестве руля высоты. HUL-1 приобретался для использования на борту ледоколов. Окончательным вариантом стал HTL-7, двухместный вертолет с всепогодным оборудованием и двойным управлением, пригодный и для обучения. В 1962 году HTL-4, HTL-6. HTL-7 И HUL-1 были соответственно обозначены TH-13L, TH-13M, TH-13N и UH-13P.
   Вертолет Model 47 использовался в вооруженных силах 39 стран для выполнения различных задач. Существовало также и несколько опытных вариантов, вероятно, самыми значимыми из них были Model 201 (рабочее обозначение XH-13F) и Model 207 Sioux Scout. На Model 201 устанавливался один турбовальный газотурбинный двигатель Continental XT51-T-3 мощностью 280 л.с. (209 кВт), лицензионный вариант французского двигателя Turbomeca Artouste. Вертолет Model 207 оснащался поршневым двигателем с турбонагнетателем Avco Lycoming TVO-435-A1A.
   Параллельно с производством военных вертолетов фирма "BELL" и ее лицензиаты выпускали и гражданские машины различного назначения. Самыми первыми были Model 47В, эквивалент военных YR-13 и HTL-1, с двигателем 6ALV-335 мощностью 175 л. с. (131 кВт) и с двухместной закрытой кабиной. Выпускался также Model 47B-3 с открытой кабиной сельскохозяйственного и общего назначения.
   Затем появился Model 47D с 6-цилиндровым оппозитным двигателем Franklin 6V4-178-832 мощностью 178 п. с. (133 кВт), первый вариант с цельноформованным остеклением фонаря кабины и прозванный "аквариум для золотых рыбок". В 1949 году появился Model 47D-1 с открытой хвостовой балкой как на H-13C.
   Более серьезное изменение появилось на Model 47G, в котором сочетались трехместная кабина от Model 47D-1 с двигателем Franklin 6V4-200-C32AB мощностью 200 л. с. (149 кВт). Замена на двигатель Avco Lycoming VO-435-A1B такой же мощности привело к созданию Model 47G-2, в основном аналогичному H-13H. В связи с установкой двигателя VO-435 мощностью 240 л.с. (179 кВт) изменилось обозначение вертолета на Model 47G-2A, а в 1963 появился Model 47G-2A-1 с более широкой кабиной, усовершенствованными лопастями и большей емкостью топливных баков. На машину устанавливались и другие двигатели, в том числе Franklin 6VS-335-A c турбонаддувом (Model 47G-3). Avco Lycoming TVO-435 (Model 47G-3B), TVO-435-B1A с турбонаддувом (Model 47G-3B-l), TVO-435-G1A с турбонаддувом (Model 47G-3B-2), Avco Lycoming VO-540-B1B3 (трехместный Model 47G-4A), HVO-435-81A (трехместный Model 47G-5 и 5A). Двухместный сельскохозяйственный вариант Model 47G-5 был известен как Ag-5. В 1955 году появились варианты Model 47G класса люкс под обозначениями Model 47Н и 47H-1 Bellairus с шумозащищенной кабиной для летчика и двух пассажиров, а также гражданский вариант VIP-транспорта ВВС H-13J -Model 47J Ranger, выпускавшийся в моделях J-1, J-2, J-2A и J-3 SuperRanger и J-3B-1.
   Когда фирма "BELL" прекратила производство Model 47, с конвейера сходил последний вариант Model 47G-5. Компании "Agusta" и "Kawasaki" выпускали вертолеты похожие на гражданские Bell Model 47, но добавляли и свои варианты, самыми известными из которых стали Agusta А 115, четырехместный Kawasaki KH-4 и Kawasaki KHR-1. Последний представлял собой одноместный вариант KH-4 для испытаний трехлопастного с жестким креплением лопастей несущего винта. Кроме того, переоборудованием Model 47 занимались, по меньшей мере, три американских компании, в том числе "Continental Copters El Tomcat", выпустившая одноместный сельскохозяйственный вертолет Carson Super С-4 с очень хорошими характеристиками (модели от Tomcat Mk I до Mk V), фирма "Texas Helicopters" с ее сельскохозяйственными одноместными вертолетами M-74 Wasp и M79T Hornet с турбовальным ГТД Allison 250-C20B. Несколько вариантов с турбовальными двигателями выпустила и компания "Soloy".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell Model 47G-5

   Тип: 2-3-местный вертолет общего назначения
   Силовая установка: 6-цилиндровый оппозитный двигатель Avco Lycoming VO-43S-B1A мощностью 265л.с.(198 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость 196 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 137 км/ч на 1525 м; начальная скороподъемность 262 м/мин; практический потолок 3200 м; статический потолок 1800 м с учетом влияния земли и 410 м без влияния земли; дальность полета 412 км
   Масса: пустого 786 кг; максимальная взлетная 1293 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 11.32 м; общая длина 13,17 м; длина фюзеляжа 9.90 м; высота 2,82 м; ометаемая площадь 100,56 м

Agusta-Bell АВ 47

В 1952 году фирма "Agusta" приобрела лицензию на строительство вертолета Bell 47G, и 22 мая 1954 года первый экземпляр итальянской постройки совершил свой первый полет. К моменту прекращения выпуска в 1976 году, завод в Касина Коста построил свыше 1200 машин.
   Большинство из них копировало модели, предложенные фирмой "Bell". Строились две модификации вертолета: двухместный АВ 47G с фонарем типа "пузырь" и АВ 47J с четырехместной кабиной. Однако "Agusta" разрабатывала и свои модификации. АВ 47J-3 имел улучшенную трансмиссию, рассчитанную на большую мощность двигателя Lycoming TVO-435. Противолодочный вариант АВ 47J-3ASW разрабатывался для применения с кораблей итальянских ВМС, был оснащен навигационным оборудованием, более эффективным тормозом ротора и мог нести одну торпеду Mk 44. Другой разработкой был АВ 47J-3B-1 - высотный вариант с турбонаддувом, позволявшим вертолету достигать высоты 4300 м.
   Bell 47, построенные фирмой "Agusta", широко эксплуатировались в итальянских вооруженных силах, а также были первыми вертолетами, использовавшимися Корпусом карабинеров, Пожарной охраной, Генеральным командованием финансовой гвардии и полицией.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Agusta-Bell АВ 47

   Тип: четырехместный многоцелевой вертолет
   Силовая установка: рядный шестицилиндровый двигатель Lycoming TVO-45-B1A мощностью 270 л. с. (201 кВ) на взлете
   Летные данные: максимальная скорость 169 км/ч на уровне моря; нормальная крейсерская скорость 138 км/ч на высоте 1525 км; максимальная скороподъемность от уровня моря 276 м в минуту; практический потолок 5334 м; потолок в режиме висения 5030 м в зоне влияния земли и 3720 м вне зоны влияния земли; дальность полета с максимальным запасом топлива 337 км; максимальная продолжительность полета 3 часа 30 минут
   Масса: пустого 845 кг, максимальная взлетная 1338 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 11,33 м; общая длина с вращающимся винтом 13,20 м; длина фюзеляжа 9,87 м; высота 2,83 м; площадь ометания несущего винта 101 мг
Этот новозеландский Bell Model 47G-3-B1 (OH-13) - первый вертолет национальных ВВС. Шесть B47G-3B-1 (NZ3701-NZ3706) были получены в 1965 году, а в 1968 году были приобретены семь B47G-3B-2 (NZ3707-NZ3713) - их поставили в 1970 году. Пять B47G-3B-2 оставались в эксплуатации даже в 2011 году.
47, 47G
Компания "Westland" активно строила Model 47 по лицензии. На фотографии Model 47G-3B-1 с классической хвостовой балкой открытой конструкции, использованной на многих вариантах Model 47. Британская армия выбрала Model 47G-3B-1 для замены Saro Skeeter.
Bell 47G-2 N67021 (s/n 3000) is registered to Scott's Helicopter Services based at Le Seur, Minnesota. The helicopter displayed on SB47's stand at Heli-Expo had an RR300 installed to promote the engine as a retrofit for existing Bell 47s.
Taxying in with inboard engines stopped is Sierra Leone Airways de Havilland D.H.114 Heron 9L-LAD, one of two ultimately operated by the airline. In the foreground is one of a pair of Bell 47G helicopters operated in Sierra Leone by Autair, and behind that is the Beech H18, with tricycle undercarriage, operated by De Beers from the city of Bo, 155 miles (250km) south-east of Freetown.
The helicopter’s unique abilities were of great use in Sierra Leone, serviceable runways being comparatively few and far between. Here the author’s wife and son enjoy a local flight in one of the Bell 47Gs, with Autair’s Franz Astner at the controls.
Agusta-Bell АВ 47, принадлежавший Люфтваффе и переданный в 1973 году вооруженным силам Мальты, был первым вертолетом на службе формирующихся вооруженных сил этого островного государства в Средиземном море. Все пять экземпляров были выведены из эксплуатации к 2008 году.
The Armed Forces of Malta (AFM) donated the first aircraft it acquired to the Aviation Museum at Ta'Qali on May 30, 2008. Agusta-Bell AB-47G2 AS7201 (c/n 225, ex 9H-AAE) was originally delivered to the Luftwaffe, and Germany later handed it and three others over to the Malta Land Forces (MLF). MLF's Helicopter Flight started operations from St Patrick's Barracks in Pembroke in 1972, before moving to Hal Far and then to Luqa. In the early 1990s, the helicopter flight was renamed Air Squadron and then Air Wing. Two of the other AB-47G-2s were sold on, and the retirement of AS7201 leaves just AS7204 on the books, although it has not flown for several years. The type will be replaced by the Eurocopter UH-72A Lakota in service.
Часть гражданских Bell 47 позже были отремонтированы и получили военную окраску. Ряд машин имитирует медико-эвакуационные вертолеты Армии США периода корейской войны.
Пилот вооруженного двумя пулеметами M60 вертолета OH-13 позирует на фоне своей машины. Южный Вьетнам, первая половина 1960-х гг.
A Bell 47G at Dhamial.
Британские военные эксплуатировали вертолеты Sioux, построенные компаниями "Agusta" и "Westland". Машины стояли на вооружении армейской авиации (получил обозначение AH - от "Army Вертолеты"; на снимке), морской пехоты и ВВС.
Autair's Bell 47Gs 9L-LRD and -LRN during Robert McNamara's visit.
Bell 47 привлекался НАСА к программе "Аполлон". В 1965 году этот "космический" Bell 47 участвовал в испытаниях лунного исследовательского модуля LLRV (Lunar Landing Research Vehicle), предназначенного для подготовки астронавтов к применению реального Apollo Lunar Module.
The Army’s "Blue Eagles" team seen rehearsing in the vicinity of the Needles during an outing from HQ at Middle Wallop. Apart from this technicolour pollution demonstration these Westland-built Siouxs are employed on spotting and reconnaissance duties.
The formation of Army Air Corps helicopters representing the years 1957-1982 features from top to bottom a Lynx, Scout, Gazelle, Sioux and Skeeter. The photograph was taken by Peter March at Middle Wallop in May, 1982.
The Historic Flight’s Harvard and Tiger Moth join two Central Flying School CT4 Airtrainers and a Bell Sioux helicopter in a flypast over Wigram. The Historic Flight is under CFS supervision, and its aircraft share a hangar with the New Zealand-built Airtrainers, the design of which is based on the Australian Victa Airtourer.
47B
Первый вариант Bell Model 47В (на переднем плане) и Sikorsky S-51. Обе компании быстро завоевали лидирующие позиции на рынке вертолетов. Model 47В являлся первым серийным вертолетом всего семейства Model 47 и отличался дверями и лобовым стеклом автомобильного типа.
47H, 47J
A Bell HTL-7 of HC-4 during a glacier survey in Greenland.
A Bell VH-13J Sioux 57-2728 in 'flying' pose at Dayton.
47, 47G
A Bell Model 47 Helicopter with the transparent cabin enclosure which will be used on the YR-13 Military version.
The first nine Bell YR-13As for the US Army, together with four Bell HTL-1s for the USN, lined up prior to hand-over at Bell Aircraft Corporation's Niagara Falls plant in Buffalo, New York, on April 11, 1947 - at the time this was the largest ever single delivery of rotary-winged aircraft. Based on the civil Model 47A, these were the first of thousands eventually produced, mostly for military applications. The early faired-in tail boom seen here was dispensed with on subsequent models in favour of the now familiar open lattice boom structure.
Полет на Белл 47D с брошенной ручкой управления
Конструкция кабины Bell 47 обеспечивает пилоту и наблюдателю (пассажирам) превосходный обзор.
Some might say the only way to travel by helicopter - one of the more unusual tasks for Silver City was the transporting of helicopters to remote strips, including Bell 47 N136B, whose seats are being used to good advantage here!
Серийный легкий вертолет Белл 47D-1
Bell Model 47G-2A-1 Trooper (240 hp Lycoming VO-435 engine)
Bell Model 47G-5A three-seat helicopter (265 hp Lycoming VO-435-B1A engine)
Bell Model 47G-3B-2A three-seat utility helicopter
Bell TH-13T instrument trainer (270 hp Lycoming TVO-435-25 engine)
Introduced in 1966 the Sioux AH.1 (XT144 illustrated) has now been replaced at Ternhill by the HT.2
Westland Sioux XT242
Bell Model; 47G-2A.
Вертолеты "Белл-47" вели разведку в интересах танкистов
Skeeter XL814 and, Sioux XT131 of the Army Historical Aircraft Flight passing the stone circle in May 1982
A Sioux staircase. The Army’s Blue Eagles team of Westland-built Sioux helicopters hover for Air Visual’s camera.
One of the six original Bell-built OH-13S trainers HE.7B-28, ET-104, still in service.
Эвакуация раненого с помощью Bell-47G
Символ Кореи. Символом корейской войны стал вертолет H-13, попавший даже на заставку сериала "M*A*S*H" - черной комедии, снятой по мотивам произведения Ричарда Хукера. MASH, или Mobile Army Surgical Hospital, - название армейских мобильных госпиталей, действовавших в Армии США с 1945 по 2006 год. Оснащенные необходимым оборудованием и имевшие в своем составе высококвалифицированных хирургов, они располагались в непосредственной близости от линии фронта с целью быстрейшего оказания медпомощи раненым. В Корее медикам активно помогали вертолеты H-13, оборудованные специальными эвакуационными капсулами (на фото).
H-13 Sioux заслужил в годы корейской войны прозвище "Ангел милосердия" - летчики этих маленьких вертолетов спасли огромное количество жизней, сумев вовремя доставить раненых с поля боя на операционный стол госпиталя. Корея стала звездным часом вертолетов.
Вертолет OH-13 в санитарном варианте с двумя носилками для перевозки раненых, Корея, 1952 г.
The prototype Bell XH-13F jet-powered model of one of the Model 47 Series. The engine is a Continental XT-51-T3 of 400 e.h.p., turboprop version of the Turbomeca Artouste Il built under licence.
Agusta-Bell 47G-4A helicopter (280 hp Lycoming VO-540 engine)
Вертолет AB-47 Национальной гвардии Кипра
Technicians ‘recovering’ an AB.47G. Note the AFM badge on the fuel tank and one of the two AMI AB.212AMs detached to Malta in the background.
Экипаж австрийского вертолета AB-47G, налетавший 1000 ч, отмечает это знаменательное событие. Начало 1960-х гг.
Вертолеты AB-47G в составе ВВС Австрии. 1960-е гг.
Middle Wallop today, with Gazelles and Sioux at their dispersal points, in April this year.
Selection of the ever-increasing number of personalised registrations: Sioux G-BJAM (J. D. Apthorp and N. J. Balcombe, Luton);
One of the seven Bell OH-13s flown by the Italian and Norwegian pilots of the Unogil Air Service. The helicopters flew comparatively little during the crisis, being somewhat ill-suited to the hot-and-high conditions in which much of the flying was conducted.
Another photograph of the ramp at Beirut International Airport in 1958, including a Bell OH-13 and Bird Dog of Unogil, which operated alongside airline “heavy metal”. Note the Jordan International Airlines Douglas DC-4 (JY-ABD), Iranair DC-4 and MEA Vickers Viscount in the background.
Nine Cessna Bird Dogs and one Bell OH-13 of the Air Service component of the United Nations Observation Group In Lebanon (Unogil) share the ramp with a Middle East Airlines Douglas DC-3 (and one other DC-3) at Beirut International Airport during the Lebanon crisis of 1958.
The first of many! Probably the most well-known Army helicopter of all time, the ubiquitous Bell UH-1 Iroquois, or Huey as it has become more commonly known, has served with military forces around the world in just about every role imaginable. Seen here is 55-4459/'I', the first of three prototype XH-40 Hueys (later designated XHU-1s), on its first flight on October 20, 1956, accompanied by a Bell 47/OH-13 chase helicopter.
As the T.Mk.7 was identical to the AOP.6, except for the provision for dual controls, it could be used operationally. WE591 in company with US Army Cessna L-19 Bird Dogs and Bell OH-13 Sioux.
Kawasaki KH-4 four-seat helicopter (270 hp Lycoming TVO-435 engine)
Kawasaki KH-4 four-seat helicopter (270 hp Lycoming TVO-435-B1A engine)
Kawasaki KH-4 four-seat helicopter in the insignia of the Police Force of Thailand
SQUARE DANCING, CLOWNS and a "caller" were some of the amusing devices employed by U.S. Army Aviation to give the ,1956 (Oklahoma City) National Air Show visitors "rotary-wing indoctrination". Two Sikorsky H-19Ds (R.A.F. Whirlwind Mk . 5 type), and a Bell H-13E "clown" (photo).
As CCG confidence in helicopter operations grew in the early fifties, more Bell 47s were added to the fleet. The then chief test pilot, Bill Glennie, is seen here at the door of the first Bell, CF-GXA, as CF-CXG hovers overhead.
The first of the Canadian Coast Guard helicopters, Sikorsky S-51 CF-DOY, was lost accidentally on its first deployment in the Arctic, being replaced a year later by the Bell 47D-1 CF-GXA.
The Bell 47G-2 CF-CAE on the helicopter deck of a CCG ship operating in the Far North.
Bell 47D-1 был представлен в 1949 году, он отличался большей кабиной. Как и большинство вертолетов Model 47 и все машины модификации H-13, эта модель могла оснащаться поплавковым шасси (на снимке). Впрочем, Bell 47D обычно оснащались колесным шасси, а с 1951 года - лыжным.
Летчик-испытатель Флойд Карлсон демонстрирует на вертолете Белл 47 подъем семи человек
Рекордный вертолет Белл 47G-3 с убирающимся полозковым шасси
Bell Model 47G-4 equipped with 50-ft spray-boom for agricultural work
This Bell 47G-2 helicopter is equipped with Hawk Spraykits for agricultural duties. The bulges on the fuselage are tanks for fertilisers, etc.
One of BEAS Helicopters' Bell 47G-5s, G-AYMY, about to land on a portable helicopter pad for replenishment during crop-spraying
Benair Helicopter Services use five Bell 47Gs lor agricultural work. Shown here in its blue and while scheme is G-AZBR
Bells being prepared for spraying season by our associate Company, Helicopter Maintenance Limited
CANUCK SKYHOOKS. A 20-ft. EM (electromagnetometer) "bird", designed by the Finnish engineer Vaino Ronka, is used to detect base ore deposits in Canada by Aeromagnetic Surveys Ltd. of Toronto in conjunction with Kenting Helicopters Ltd. of Oshawa; both companies being in the group controlled by Hunting Associates Ltd. Kenting purchased the first helicopter for commercial use in Canada in 1947. Helicopters used in EM-bird tests are (photo) a Bell Model 47D and a Bristol Type 171 Mk. 4 (CF-HVX).
Ракетно-пулеметный контейнер, подвешенный на вертолете H-13
The Wing Ding, an experimental version of the Bell Model 47 with wings
Carson Helicopters four-seat conversion of Bell Model 47G
47D
The first of Sabena’s helicopters, Bell 47D OO-UBA (c/n 179), was used for the airline’s postal service from 1950, and was re-registered as OO-SHX in 1952. It was sold in 1954 to a new owner in Sweden, where it was registered SE-HAI. It later went to India, where it became VT-DVT. It was destroyed in a non-fatal fuel-starvation incident in February 1969.
One of two Bell 47B-3s employed by BEA, G-AKFA was damaged beyond repair at Gatwick on January 4, 1955.
In 1948 the NYPD acquired a single Bell 47D. This machine was so successful that in June 1950 it was traded in and the first three (illustrated) of six more similar helicopters were bought.
47B
The Bell Model 47 Two-seat Helicopter (175 h.p. Franklin engine).
Bell Model 47B-3.
47H, 47J
Newest version of the well-known Bell Model 47 is the streamlined 47H, demonstrated during the Paris Show for the first time in Europe.
Agusta-Bell 47J-3B-1 (270 hp Lycoming TVO-435-B1 engine)
Agusta-Bell 47J-3B1 (270 hp Lycoming TVO-435-B1 engine)
BELL 47J RANGER is the commercial development of the U.S. Navy's HUL-1, now in production at the Fort Worth Division. The Ranger has a 5-ft. wide rear seat which comfortably takes three passengers. Powered by a 260-h.p. Lycoming VO-435-21, the Model 47J is the successor to Model 47H Bellarius (U.S. Army H-13H) of November 1954. Maximum speed at sea-level is the same for weights, 1,942 lb. to 2,565 lb., though the rate of climb alters from 1,320 ft./min. to 805 ft./min. The early production Model 47J illustrated (N2464B) is now on a three-months' (17,000 miles) tour of fifteen Central and South American countries. Finished in silver, it is given the name "El Picaflor Plateado" - the Silver Hummingbird.
Bell Model 47J-2A Ranger.
Bell Model 47J-2A Ranger (260 hp Lycoming VO-540-B1B engine)
Agusta-Bell 47J G-APTH was supplied to BEA in 1959. It was powered by a 240 h.p. Lycoming VO-435-A1D engine.
Bell Model 47J-2 Ranger (260 hp Lycoming VO-540 engine)
A Bell VH-13J Sioux presidential helicopter takes off from the lawns at the White House.
HUL-1 в Мирном, 29 января 1958 года. Машина была окрашена строго по правилам в оранжевый цвет...
... но богатейшие и освященные Второй мировой традиции американского nose-art все-таки взяли свое.
Several variants of the Bell 47 have served with the CCG. This is the Model 47J CF-CAV at Prescott, accompanied by Bill Glennie.
The telescopic hangar is demonstrated aboard the "C D Howe ” at Queen's Wharf Quebec City, in 1958.
 
This year's Army Air Day, held at Middle Wallop on 6th August 1977, began with a massed arrival of ten fixed-wing aircraft (Chipmunks) and sixty-five helicopters. Front row: Basic Fixed-Wing Flight Chipmunks, Canadian A.F. Kiowas, German Army MBB BO 105Cs and Bell UH-1Ds. 2nd row: Gazelles from the Basic Rotary-Wing Flight and No. 2 Flight. 3rd row: Bristow Bell 47Gs, Scouts from the Advanced Rotary-Wing Flight. 4th row: Alouettes of Nos. 6 and 14 Flights, sundry Sioux and Scouts. 5th row: I.F.T.U. Lynx and and R.A.F. No. 230 Squadron Puma landing
The Bell Model 47 Helicopter.