Canadair CL-2 / CL-4 Argonaut
Варианты:
Canadair - CL-2 / CL-4 Argonaut - 1946 - Канада
Страна: Канада
Год: 1946


Транспортно-пассажирский самолет с экипажем из 4-5 человек
Описание
Фотографии
Canadair CL-2, CL-4, CL-5 (С-4/Argonaut/North Star, C-5)

  Хотя Вторая мировая война еще продолжалась, авиакомпания "Trans Canada Air Lines" (TCA) уже подыскивала подходящий самолет для послевоенного обслуживания дальних маршрутов. В качестве промежуточного варианта до появления нового поколения гражданских транспортных машин был выбран вариант Douglas DC-4 с двигателями Rolls-Royce Merlin. В 1944 году разработку Canadair CL-2 признали одной из первоочередных задач новой авиастроительной фирмы "Canadair Ltd", созданной канадским правительством на базе канадского филиала фирмы "Vickers Ltd". Но летом 1944 года эта компания объявила о прекращении создания самолета в Канаде.
  Для оценки концепции в качестве основы использовали самолет с негерметичным фюзеляжем, построенный фирмой "Douglas", установив на него четыре двигателя Merlin 620 мощностью по 1725 л.с. (1286 кВт). Самолет, названный Canadair DC-4M-X, впервые поднялся в воздух 20 июля 1946 года и вскоре был одобрен авиакомпанией "Trans Canada". Серийный выпуск составил 23 экземпляра C-54GM с негерметичными кабинами, а прототип летал в составе канадских ВВС как транспортный самолет North Star Mk 1.
  "Trans Canada" заказала 20 машин с герметизированными кабинами, рассчитанными на 40-62 пассажира в зависимости от классности. В ожидании появления специального гражданского варианта "Trans Canada" эксплуатировала шесть арендованных у ВВС самолетов с негерметизированной кабиной, обозначив их для гражданского применения как DC-4M-1 или North Star М-1. Эти шесть машин авиакомпания ТСА позднее вернула в ВВС как транспортные North Star Mk М1. Машины активно использовались для снабжения во время корейской войны, а позднее их переоборудовали в пассажирские лайнеры, изменив названия на North Star Mk 1ST и North Star Mk M1 ST. Последний самолет сняли с эксплуатации в 1966 году.
  А поставки машин специально для "Trans Canada" начались в октябре 1947 года. Их называли DC-4M-2/3 (или North Star M2-3), если устанавливались двигатели Merlin 622, либо DC-4M-2/4 (или North Star M2-4, обозначение компании - CL-4), если устанавливались двигатели Merlin 624. Некоторые машины последних вариантов позже приспособили для перевозки грузов, изменив обозначение на DC-4M-2/4C (или North Star M2-4C).
  Еще одним эксплуатантом стала авиакомпания BOAC, купившая 22 CL-4 (или С-4) после банкротства фирмы "Avro Tudor", где самолеты с 1949 по 1960 годы использовались под названием Argonaut. "Canadair" также получила заказ на четыре самолета для "Canadian Pacific Air Lines" под обозначением C-4-1 (или North Star C-4-1) и C-4-1C (или North Star C-4-1C) после переоборудования их в транспортные самолеты. После снятия машин с эксплуатации первичными пользователями их продавали небольшим компаниям.
  Некоторые самолеты оставались в эксплуатации до конца 1960-х годов. Последним самолетом серии стал построенный для канадских ВВС единственный экземпляр CL-5, также известный как С-5; это был CL-4 со звездообразными двигателями Pratt & Whitney R-2800.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Canadair CL-2 (С-4)

  Тип: транспортно-пассажирский самолет с экипажем из 4-5 человек
  Силовая установка: четыре двигателя Rolls-Royce Merlin 626 мощностью по 1760 л. с. (1312 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 523 км/ч на 7680 м; крейсерская скорость 465 км/ч на 3720 м; практический потолок 8990 м; дальность полета 5150 км
  Масса: пустого самолета 21243 кг; максимальная взлетная 37331 кг
  Размеры: размах крыла 35,81 м; длина 28,54 м; высота 8,39 м; площадь крыла 135,63 м2
Canadair North Star легко отличить от стандартного Douglas DC-4, поскольку большие звездообразные моторы на нем заменили более обтекаемыми рядными двигателями Merlin, установленными в более узких гондолах (на всех вариантах, кроме С-5).
RRAF 3 Squadron Argonaut 181, perhaps taken at New Sarum on delivery.
One of the six Canadair CL-2s temporarily assigned to TCA as DC-4M-1 North Stars.
C-A-N-A-D-A! This red-lettered Canadair C-S4GM (DC-4M-1) North Star (17512) was so marked (426 Squadron, R.C.A.F., A.T.C.) before taking Red Cross items from Montreal to Vienna. Note new "cloud/collision" nose radome. Photo taken at Gibraltar.
Канадская "Canadair" собрала 71 самолет C-4, оснастив их двигателями Merlin, для гражданского рынка и для ВВС (под обозначением North Star).
BOAC Argonaut G-ALHE 'Argo' in overall silver colour scheme, visiting Luqa.
23 августа 1949г.: первый полет в Бангкок выполнил Canadair С-4 Argonaut Arcturus компании BOAC, которая со временем увеличила свой парк до 22 самолетов С-4 - оснащенного двигателями Merlin варианта DC-4.
Another Luqa Argonaut, this time G-ALHY 'Arion' in 'standard' BOAC colours.
Argonaut G-ALHU with 'EAAC' markings in August 1957 at Heathrow. (A loan to East African Airways perhaps? This is not documented in references on the type.) To the right is BOAC DC-7C G-AOIH.
On a rare visit to Exeter in April 1963, Derby Airways G-ALHG. This was the aircraft involced in the well-published crash at Stockport, on approach to Manchester Airport on June 4, 1967.
Also at Heathrow, Overseas Aviation's G-ALHP, in August 1961. Among the aircraft behind are BEA 'Pionair'-class Douglas Dakota G-AHCX and an Air Safaris Vickers Viking.
Two Canadair North Star Freighters (CF-TFJ and 'TFV) are operating between Montreal and Vancouver No. 210 "Flying Merchart" (CF-TFJ) is shown here.