Boeing-Vertol CH-46 Sea Knight     США, 1958
Kawasaki KV-107     Япония, 1962
Страна: США
Год: 1958
Вертолет

Транспортный вертолет продольной схемы с экипажем из двух-трех человек
Описание:
Boeing Vertol Model 107 (H-46 Sea Knight)
Kawasaki KV-107
Фотографии:

Ч/б фото (30)

Boeing Vertol Model 107 (H-46 Sea Knight)

Вскоре после образования в марте 1956 года компания "Vertol Aircraft Corporation" инициировала разработку коммерческого транспортного вертолета с двумя газотурбинными двигателями. Еще на стадии проектирования была предусмотрена возможность использования вертолета как военного в случае проявления интереса к машине со стороны ВС США.
   Сборка вертолета, получившего заводское обозначение Vertol Model 107, началась в мае 1957 года, 22 апреля 1958 года вертолет выполнил свой первый полет. Испытания и доводка шли успешно. Рекламное турне вертолета привлекло к нему внимание со стороны вероятных заказчиков, в результате чего было заключено несколько контрактов. Армия США в июле 1958 года заказала партию из десяти несколько доработанных машин, получивших обозначение YHC-1A и предназначенных для эксплуатационных испытаний. Первый YHC-1A поднялся в воздух 27 августа 1959 года. К этому времени Армия США изменила свои взгляды на перспективный транспортный вертолет в пользу более грузоподъемной машины, оснащенной мощной силовой установкой. В ответ на новые требования "Vertol" на основе модели 107 разработала модель 114, а заказ на YHC-1A (новое обозначение YCH-46C) был сокращен с десяти до трех машин. На третьем вертолете установили турбовальные газотурбинные двигатели (ТВаД) General Electric T58-GE-6 мощностью по 1050 л. с. и несущие винты большего диаметра. Данная машина получила гражданское обозначение Model 107-11, первый полет этот прототип выполнил 25 октября 1960 года. К этому времени компания "Vertol" стала отделением "Boeing". После того, как вертолетом заинтересовался КМП США, одну машину модернизировали в вариант Model 107M с силовой установкой из двух T58-GE-8. По результатам оценочных испытаний с фирмой был заключен контракт на поставку серийных вертолетов HRB-1 Sea Knight (CH-46A с 1962 года), которые в последующем широко использовались КМП США, а с 2000-х годов и ВМС США главным образом для перевозок людей и грузов с корабля на корабль и для сообщения кораблей с берегом.
   Первый из 160 построенных вертолетов CH-46A поднялся в воздух 16 октября 1962 года, испытания продолжались до 1964 года, а в строевые части Корпуса морской пехоты первые вертолеты поступили в начале 1965 года. На основе первого серийного варианта разработано несколько модификаций, включая 266 вертолетов CH-46D, которые отличались силовой установкой из двух двигателей T58-GE-10 мощностью по 1400 л. с; вертолеты CH-46F - построены 174 машины для КМП США - отличались от CH-46D только составом БРЭО; 14 вертолетов UH-46A, аналогичных CH-46A, построили для ВМС США, первый из них поступил на вооружение 1-й многоцелевой вертолетной эскадрильи в июле 1964 года; 10 вертолетов UH-46D для ВМС США - аналог CH-46D. Корпус морской пехоты США модернизировал в вариант CH-46E свои 273 ранее построенные машины, которые оснастили двигателем T58-GE-16 мощностью 1870 л. с, а также усилили конструкцию планера и установили композитные лопасти несущих винтов.
   Шесть многоцелевых вертолетов, почти идентичных CH-46A, поставили в 1963 году канадским ВВС под обозначением CH-113 Labrador, еще 12 подобных вертолетов были поставлены канадской армии в 1964-1965 годах под обозначением CH-113A Voyageur. В рамках реализовывавшегося в канадских Вооруженных силах проекта SARCUP ("Проект увеличения поисково-спасательных возможностей") с канадским подразделением компании "Boeing" в середине 1984 года был заключен контракт на модернизацию шести вертолетов CH-113 и пяти CH-113A в поисково-спасательные.
   В 1962-1963 годах "Boeing Vertol" поставила вертолеты Model 107-11 шведским ВВС в варианте поисково-спасательных, а в ВМС - в противолодочном варианте; обе модификации получили в Швеции обозначение Hkp 4А.
   В 1965 году японская компания "Kawasaki" заключила с "Boeing Vertol" контракт на лицензионное производство и право продажи вертолетов Model 107-11 по всему миру. Вертолет в нескольких модификациях серийно выпускался в Японии до 1990-х годов под обозначением Kawasaki-Vertol KV 107-11. В настоящее время вертолеты данного типа сняты с вооружения Сил самообороны Японии, а в Вооруженных силах США их планируется заменить конвертопланами V-22 Osprey.


Варианты

   RH-46A Sea Knight: несколько CH-46A, переоборудованных в экспериментальных целях в вертолеты-тральщики
   HH-46D Sea Knight: несколько UH-46D, переоборудованных в поисково-спасательные


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Vertol CH-46A Sea Knight

   Тип: транспортный вертолет продольной схемы с экипажем из двух-трех человек
   Силовая установка: два ТВаД General Electric T58-GE-8B мощностью по 1250 л. с. (932 кВт)
   Характеристики: макс, скорость на уровне моря 249 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1525 м - 243 км/ч; начальная скороподъемность 439м/мин; практический потолок 4265 м; статический потолок - 2765 м с учетом влияния земли, или 1707 м - без учета влияния земли; дальность с максимальной внутренней нагрузкой 425 км
   Масса: пустого 5627 кг; максимальная взлетная 9707 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 15,24 м; длина с вращающимися винтами 25,40 м; высота 5,09 м; площадь, ометаемая несущими винтами 364,82 м2
   Полезная нагрузка: до 25 солдат или 1814 кг груза внутри фюзеляжа или груз массой до 2870 кг на внешней подвеске

Kawasaki KV-107

Двухвинтовой вертолет Boeing Vertol Model 107 выглядел привлекательным для гражданского авиарынка Японии, и в 1962 году компания "Kawasaki" приобрела лицензию на его производство. Первый вертолет Kawasaki (Boeing Vertol) KV-107 взлетел в мае 1962 года, а в 1965 году после долгих переговоров японская компания приобрела у "Boeing Vertol" права на продажу этих машин за рубежом.
   Впоследствии "Kawasaki" разработала несколько вариантов KV-107. Вертолеты семейства KV-107/II оснащались турбовальными двигателями General Electric CT58-110-1 мощностью 1250 э. л. с. (932 кВт) или их лицензионными аналогами Ishikawajima-Harima CT58-IHI-110-1 такой же мощности.
   В семейство входили 25-местный пассажирский вертолет KV-107/II-2, 6/11-местный KV-107/II-7 в варианте VIP. Первым военным вариантом был KV-107/II-3, предназначенный для разминирования; две машины были построены для ВМС Сил самообороны Японии. Более массово выпускался вариант KV-107/II-4 (построено 42, включая один транспортный VIP вариант). У этой модификации был усилен пол кабины, вмещавшей 26 полностью экипированных пехотинцев на откидных сиденьях или 15 раненых на носилках.
   Для ВВС "Kawasaki" разработала вариант поисково-спасательного вертолета KV-107/II-5 с увеличенной дальностью полета (построено 14) с дополнительными топливными баками по бортам, блистером для наблюдения, четырьмя поисковыми прожекторами, подъемной лебедкой и развитым навигационно-связным оборудованием.
   В 1972-1974 годах "Kawasaki" поставила восемь вертолетов ВМС Швеции. Они получили местное обозначение Hkp 4C и оснащались двигателями Rolls-Royce Gnome H.1200. В Швеции на них смонтировали навигационную систему Decca. Вертолеты семейства KV-107/IIA оснастили более мощными двигателями для повышения характеристик при эксплуатации в условиях жары и высокогорья. В это семейство входили семь KV-107/IIA-3, 18 машин KV-107/IIA-4 (из них четыре с дополнительными топливными баками) и 22 вертолета KV-107/IIA-5, соответствовавшие вариантам KV-107/II-3, -4 и -5. Для Саудовской Аравии "Kawasaki" построила один транспортный вертолет KV-107/IIA-17 с увеличенной дальностью, семь грузовых KV-107/IIA-SM-1, четыре спасательных KV-107/IIA-SM-2, два транспортных KV-107/IIA-SM-3 и три санитарных KV-107/IIA-SM-4. В 2011 году саудовские KV-107 продолжали эксплуатироваться МВД. Последний полет шведского HKp 4 состоялся в начале 2011 года, а в Японии большая часть KV-107 была снята с эксплуатации к 2009 году (поисково-спасательный вариант заменили на UH-60J). В составе Сил самообороны KV-107 постепенно заменяются другими машинами, в том числе выпускаемыми "Kawasaki" CH-47J.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Kawasaki KV-107/IIA-4

   Тип: многоцелевой двухвинтовой вертолет
   Силовая установка: два турбовальных двигателя General Electric CT58-140-1 или Ishikawajima-Harima (General Electric) CT58-IHI-140-1, дефорсированных до 1250 л. с. (932 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость у земли 254 км/ч; максимальная крейсерская скорость на высоте 1525 м - 241 км/ч; скороподъемность у земли 625 м/мин; потолок 15180 м; потолок висения - 3565 м с учетом экранного эффекта и 2680 м без него; дальность полета 1097 км с дополнительным запасом топлива и 357 км без него
   Масса: пустого снаряженного 5250 кг; нормальная взлетная 8618 кг; максимальная взлетная 9706 кг
   Размеры: диаметр каждого винта 15,24 м; длина с вращающимися винтами 25,40 м; высота 5,13 м; площадь, ометаемая винтами, 364,82 м2
   Полезная нагрузка: 3172 кг максимум при нормальной взлетной массе
 
The new twin-turbine Vertol 107 helicopter has been ordered by the U.S. Army and carries the designation YHC-1. Outrigger floats can be fitted to the stub wings for amphibious operations.
Первые военные вертолеты Model 107 обозначали HC-1A (вертолет грузовой). Этот прототип YHC-1A, предназначенный для испытаний в Армии США, после 1962 года стали называть YCH-46C.
Boeing-Vertol UH-46A utility helicopters (two General Electric T58-GE-8 shaft-turbines)
Летательные аппараты КМП США в демонстрационном полете над авиабазой Нью-Ривер, 18 марта 2008 г. Справа налево: MV-22B "Оспри", CH-53E "Супер Стэллион", CH-46 "Си Найт", AH-1 "Кобра"
Атомный крейсер ВМС США "Лонг Бич". Фото конца 1960-х гг.
Боинг-Вертол CH-46
CH-46E из HMM-261 с "Гуама" после посадки в Гренвилле 25 октября 1983 года.
Эвакуация раненого с осажденной базы Кхе Сань вертолетом CH-46 КМП США, январь-февраль 1968 г.
Lt. Randy Cunningham and Lt JG William Driscoll are returned to the deck of the USS Constellation after their triple victory and subsequent dunking in the Gulf of Tonkin.
Американские граждане выгружаются на палубу авианосца «Мидуэй». На заднем плане виден вертолёт CH-46, 29 апреля 1975 г.
Refugees arriving on the USS Durham after evacuation by CH-46Ds of HMM-165 - April 4, 1975.
Boeing-Vertol CH-46A Sea Knight assault transport helicopter with blades folded
Boeing-Vertol CH-113 search and rescue helicopter of the RCAF
Boeing-Vertol CH-113 of the RCAF engaged on a simulated water rescue operation
Boeing Vertol 107, designated HKP-4 in Swedish service.
KV-107
A few Kawasaki-Vertol KV-107s continue in service with the 111th Kokutai as specialised minesweepers.
Japanese Ground Self-Defence Force (Army) types present at Iruma included Kawasaki-built Boeing-Vertol KV-107 51806
Kawasaki KV-107/II.
Kawasaki KV-107/II-4 tandem-rotor helicopter of the JGSDF, with newly developed "snowshoe" wheel/ski landing gear
Kawasaki KV-107 II-4 helicopter of the JGSDF, equipped as a VIP transport for Japanese Cabinet members
Kawasaki KV-107/IIA-4 tandem-rotor helicopter of the JGSDF, with extended-range (1,000 US gallon) fuel tank
Kawasaki KV-107/IIA-5 of tho JASDF, with rescue hoist and sliding main door to fuselage
Kawasaki KV-107/IIA tandem-rotor helicopter in the insignia of the Tokyo Metropolitan Police Board
Boeing-Vertol KV-107 Model II assembled by Kawasaki for Kanki Airlines
Boeing-Vertol 107 Model II transport helicopter assembled in Japan by Kawasaki
Crews of Japanese Ground Self-Defence Force/1st Helicopter Group Kawasaki/Boeing Vertol KV-107/II-4s pose in front of their helicopters in 1974. Built under licence in Japan, the JGSDF operates the KV-107 in the tactical cargo/troop transport role. Capable of carrying up to 26 troops or 15 stretchers, some 60 entered JGSDF service.