Boeing-Vertol CH-46 Sea Knight     США, 1958
Kawasaki KV-107     Япония, 1962
Страна: США
Год: 1958
Вертолет

Транспортный вертолет продольной схемы с экипажем из двух-трех человек
Описание:
Boeing Vertol Model 107 (H-46 Sea Knight)
Kawasaki KV-107
Фотографии:

Обломки (3)

Boeing Vertol Model 107 (H-46 Sea Knight)

Вскоре после образования в марте 1956 года компания "Vertol Aircraft Corporation" инициировала разработку коммерческого транспортного вертолета с двумя газотурбинными двигателями. Еще на стадии проектирования была предусмотрена возможность использования вертолета как военного в случае проявления интереса к машине со стороны ВС США.
   Сборка вертолета, получившего заводское обозначение Vertol Model 107, началась в мае 1957 года, 22 апреля 1958 года вертолет выполнил свой первый полет. Испытания и доводка шли успешно. Рекламное турне вертолета привлекло к нему внимание со стороны вероятных заказчиков, в результате чего было заключено несколько контрактов. Армия США в июле 1958 года заказала партию из десяти несколько доработанных машин, получивших обозначение YHC-1A и предназначенных для эксплуатационных испытаний. Первый YHC-1A поднялся в воздух 27 августа 1959 года. К этому времени Армия США изменила свои взгляды на перспективный транспортный вертолет в пользу более грузоподъемной машины, оснащенной мощной силовой установкой. В ответ на новые требования "Vertol" на основе модели 107 разработала модель 114, а заказ на YHC-1A (новое обозначение YCH-46C) был сокращен с десяти до трех машин. На третьем вертолете установили турбовальные газотурбинные двигатели (ТВаД) General Electric T58-GE-6 мощностью по 1050 л. с. и несущие винты большего диаметра. Данная машина получила гражданское обозначение Model 107-11, первый полет этот прототип выполнил 25 октября 1960 года. К этому времени компания "Vertol" стала отделением "Boeing". После того, как вертолетом заинтересовался КМП США, одну машину модернизировали в вариант Model 107M с силовой установкой из двух T58-GE-8. По результатам оценочных испытаний с фирмой был заключен контракт на поставку серийных вертолетов HRB-1 Sea Knight (CH-46A с 1962 года), которые в последующем широко использовались КМП США, а с 2000-х годов и ВМС США главным образом для перевозок людей и грузов с корабля на корабль и для сообщения кораблей с берегом.
   Первый из 160 построенных вертолетов CH-46A поднялся в воздух 16 октября 1962 года, испытания продолжались до 1964 года, а в строевые части Корпуса морской пехоты первые вертолеты поступили в начале 1965 года. На основе первого серийного варианта разработано несколько модификаций, включая 266 вертолетов CH-46D, которые отличались силовой установкой из двух двигателей T58-GE-10 мощностью по 1400 л. с; вертолеты CH-46F - построены 174 машины для КМП США - отличались от CH-46D только составом БРЭО; 14 вертолетов UH-46A, аналогичных CH-46A, построили для ВМС США, первый из них поступил на вооружение 1-й многоцелевой вертолетной эскадрильи в июле 1964 года; 10 вертолетов UH-46D для ВМС США - аналог CH-46D. Корпус морской пехоты США модернизировал в вариант CH-46E свои 273 ранее построенные машины, которые оснастили двигателем T58-GE-16 мощностью 1870 л. с, а также усилили конструкцию планера и установили композитные лопасти несущих винтов.
   Шесть многоцелевых вертолетов, почти идентичных CH-46A, поставили в 1963 году канадским ВВС под обозначением CH-113 Labrador, еще 12 подобных вертолетов были поставлены канадской армии в 1964-1965 годах под обозначением CH-113A Voyageur. В рамках реализовывавшегося в канадских Вооруженных силах проекта SARCUP ("Проект увеличения поисково-спасательных возможностей") с канадским подразделением компании "Boeing" в середине 1984 года был заключен контракт на модернизацию шести вертолетов CH-113 и пяти CH-113A в поисково-спасательные.
   В 1962-1963 годах "Boeing Vertol" поставила вертолеты Model 107-11 шведским ВВС в варианте поисково-спасательных, а в ВМС - в противолодочном варианте; обе модификации получили в Швеции обозначение Hkp 4А.
   В 1965 году японская компания "Kawasaki" заключила с "Boeing Vertol" контракт на лицензионное производство и право продажи вертолетов Model 107-11 по всему миру. Вертолет в нескольких модификациях серийно выпускался в Японии до 1990-х годов под обозначением Kawasaki-Vertol KV 107-11. В настоящее время вертолеты данного типа сняты с вооружения Сил самообороны Японии, а в Вооруженных силах США их планируется заменить конвертопланами V-22 Osprey.


Варианты

   RH-46A Sea Knight: несколько CH-46A, переоборудованных в экспериментальных целях в вертолеты-тральщики
   HH-46D Sea Knight: несколько UH-46D, переоборудованных в поисково-спасательные


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Vertol CH-46A Sea Knight

   Тип: транспортный вертолет продольной схемы с экипажем из двух-трех человек
   Силовая установка: два ТВаД General Electric T58-GE-8B мощностью по 1250 л. с. (932 кВт)
   Характеристики: макс, скорость на уровне моря 249 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1525 м - 243 км/ч; начальная скороподъемность 439м/мин; практический потолок 4265 м; статический потолок - 2765 м с учетом влияния земли, или 1707 м - без учета влияния земли; дальность с максимальной внутренней нагрузкой 425 км
   Масса: пустого 5627 кг; максимальная взлетная 9707 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 15,24 м; длина с вращающимися винтами 25,40 м; высота 5,09 м; площадь, ометаемая несущими винтами 364,82 м2
   Полезная нагрузка: до 25 солдат или 1814 кг груза внутри фюзеляжа или груз массой до 2870 кг на внешней подвеске

Kawasaki KV-107

Двухвинтовой вертолет Boeing Vertol Model 107 выглядел привлекательным для гражданского авиарынка Японии, и в 1962 году компания "Kawasaki" приобрела лицензию на его производство. Первый вертолет Kawasaki (Boeing Vertol) KV-107 взлетел в мае 1962 года, а в 1965 году после долгих переговоров японская компания приобрела у "Boeing Vertol" права на продажу этих машин за рубежом.
   Впоследствии "Kawasaki" разработала несколько вариантов KV-107. Вертолеты семейства KV-107/II оснащались турбовальными двигателями General Electric CT58-110-1 мощностью 1250 э. л. с. (932 кВт) или их лицензионными аналогами Ishikawajima-Harima CT58-IHI-110-1 такой же мощности.
   В семейство входили 25-местный пассажирский вертолет KV-107/II-2, 6/11-местный KV-107/II-7 в варианте VIP. Первым военным вариантом был KV-107/II-3, предназначенный для разминирования; две машины были построены для ВМС Сил самообороны Японии. Более массово выпускался вариант KV-107/II-4 (построено 42, включая один транспортный VIP вариант). У этой модификации был усилен пол кабины, вмещавшей 26 полностью экипированных пехотинцев на откидных сиденьях или 15 раненых на носилках.
   Для ВВС "Kawasaki" разработала вариант поисково-спасательного вертолета KV-107/II-5 с увеличенной дальностью полета (построено 14) с дополнительными топливными баками по бортам, блистером для наблюдения, четырьмя поисковыми прожекторами, подъемной лебедкой и развитым навигационно-связным оборудованием.
   В 1972-1974 годах "Kawasaki" поставила восемь вертолетов ВМС Швеции. Они получили местное обозначение Hkp 4C и оснащались двигателями Rolls-Royce Gnome H.1200. В Швеции на них смонтировали навигационную систему Decca. Вертолеты семейства KV-107/IIA оснастили более мощными двигателями для повышения характеристик при эксплуатации в условиях жары и высокогорья. В это семейство входили семь KV-107/IIA-3, 18 машин KV-107/IIA-4 (из них четыре с дополнительными топливными баками) и 22 вертолета KV-107/IIA-5, соответствовавшие вариантам KV-107/II-3, -4 и -5. Для Саудовской Аравии "Kawasaki" построила один транспортный вертолет KV-107/IIA-17 с увеличенной дальностью, семь грузовых KV-107/IIA-SM-1, четыре спасательных KV-107/IIA-SM-2, два транспортных KV-107/IIA-SM-3 и три санитарных KV-107/IIA-SM-4. В 2011 году саудовские KV-107 продолжали эксплуатироваться МВД. Последний полет шведского HKp 4 состоялся в начале 2011 года, а в Японии большая часть KV-107 была снята с эксплуатации к 2009 году (поисково-спасательный вариант заменили на UH-60J). В составе Сил самообороны KV-107 постепенно заменяются другими машинами, в том числе выпускаемыми "Kawasaki" CH-47J.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Kawasaki KV-107/IIA-4

   Тип: многоцелевой двухвинтовой вертолет
   Силовая установка: два турбовальных двигателя General Electric CT58-140-1 или Ishikawajima-Harima (General Electric) CT58-IHI-140-1, дефорсированных до 1250 л. с. (932 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость у земли 254 км/ч; максимальная крейсерская скорость на высоте 1525 м - 241 км/ч; скороподъемность у земли 625 м/мин; потолок 15180 м; потолок висения - 3565 м с учетом экранного эффекта и 2680 м без него; дальность полета 1097 км с дополнительным запасом топлива и 357 км без него
   Масса: пустого снаряженного 5250 кг; нормальная взлетная 8618 кг; максимальная взлетная 9706 кг
   Размеры: диаметр каждого винта 15,24 м; длина с вращающимися винтами 25,40 м; высота 5,13 м; площадь, ометаемая винтами, 364,82 м2
   Полезная нагрузка: 3172 кг максимум при нормальной взлетной массе
Горит подбитый огнем вьетконговцев вертолет CH-46 КМП США. Южный Вьетнам. Фото периода 1966-1967 гг.
 
Вертолет Морской пехоты CH-53A несет вертолет CH-46 во время испытаний в Патуксен Ривер. Большая грузоподъемность позволила Sea Stallion эвакуировать более 1000 самолетов во Вьетнаме.
Вертолёт CH-46 из эскадрильи HMM-261 КМП США, сбитый огнём малокалиберных зениток и стрелкового оружия гренадцев на побережье в р-не Сент-Джорджеса 26 октября 1983 г. Хорошо видны многочисленные пробоины, особенно в носовой части
Во время захвата Гренады был потерян только один CH-46, сбитый 26 октября при попытке эвакуации американских студентов из кампуса медицинского училища в Гранд-Эрайз.