Vickers Valiant
Страна: Великобритания
Год: 1951


Дальний бомбардировщик-носитель ядерного оружия
Описание
Фотографии
Vickers Type 667 Valiant

  Компания «Vickers» под тактико-технические требования B.9/48 на перспективный дальний реактивный бомбардировщик - носитель ядерного оружия разработала самолет Type 667 Valiant. Он поступил на вооружение в 1955 году и стал первым в ряду так называемых V-бомбардировщиков, составивших основу стратегических сил британских ВВС.
  Valiant представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом переменной стреловидности по передней кромке и имел герметизированную кабину экипажа, состоявшего из пяти человек. Прототип был успешно облетан 18 мая 1951 года, причем на нем были установлены четыре турбореактивных двигателя Rolls-Royce RA.3 Avon тягой 28,9 кН, однако 12 января 1952 года данная машина сгорела. Второй прототип, который поднялся в воздух 11 апреля 1952 года, был уже оснащен двигателями RA.7 Avon тягой 33,35 кН.
  Первый из пяти предсерийных бомбардировщиков Type 674 Valiant B.Mk 1 был облетан 22 декабря 1953 года, а в сентябре 1955 года он произвел фурор на авиасалоне в Фарнборо - в едином строю во время показательной программы перед зрителями прошли 12 самолетов из состава 138-й эскадрильи. Во время Суэцкого кризиса в конце 1956 года самолеты Valiant применялись в качестве обычных бомбардировщиков - сбрасывали фугасные авиабомбы. На момент прекращения выпуска Valiant в августе 1957 года было собрано в общей сложности 107 самолетов, включая опытные образцы, из которых 104 были поставлены в строевые части британских ВВС. Часть самолетов использовалась в качестве заправщиков и разведчиков.
  Развитие ЗРК привело к тому, что стратегические V-бомбардировщики британских ВВС были переориентированы на выполнение прорыва системы ПВО противника на малых высотах, что ускорило выработку усталостного ресурса лонжеронов крыла Valiant. В итоге в январе 1965 года с вооружения сняли последний бомбардировщик.


Варианты

  Type 706 Valiant B.Mk 1: первоначальный серийный вариант, дальний бомбардировщик; 36 самолетов, включая пять предсерийных; один самолет использовался в качестве летной лаборатории для отработки двигателя Pegasus
  Type 710 Valiant B(PR).Mk 1: дальний стратегический разведчик; 11 самолетов
  Type 733 Valiant B(M)K.Mk 1: многоцелевой самолет; использовался в качестве бомбардировщика, разведчика или заправщика; 13 самолетов
  Type 758 Valiant BK.Mk 1: бомбардировщик-заправщик; 44 самолета
  Valiant B.Mk 2: один прототип самолета Type 667; самолет подвергся значительной переработке - носовая часть фюзеляжа была удлинена, крыло усилено, а шасси - модифицировано; продемонстрировал скорость 891 км/ч на уровне моря. Для сравнения, скорость Valiant B.Mk 1 на уровне моря - 666 км/ч.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Vickers Valiant B.Mk 1

  Тип: дальний бомбардировщик-носитель ядерного оружия
  Силовая установка: четыре ТРД Rolls-Royce RA.28 Avon 204/205 тягой по 44,70 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 9145 м - 912 км/ч; практический потолок 16 460 м; максимальная дальность 7242 км
  Масса: пустого 34419 кг; максимальная взлетная 63 503 кг
  Размеры: размах крыла 34,85 м; длина 32,99 м; высота 9,80 м; площадь крыла 219,43 м2
  Вооружение: оборонительное вооружение отсутствует; обычные или ядерные средства поражения максимальной массой до 9525 кг
11 октября 1956 года с данного Valiant B.Mk 1, WZ366, принадлежавшего 49-й эскадрилье, над Маралинга в Южной Австралии была сброшена первая британская ядерная авиабомба (операция «Buffalo»), а 15 мая 1957 года с такого же бомбардировщика над центральной частью Тихого океана была сброшена первая британская термоядерная бомба.
18 мая 1951г.: три непродолжительных полета с аэродрома Уисли выполнил первый из трех бомбардировщиков серии V ("V-Force") - это был прототип Valiant (WB210), затем летные испытания проводились в Херне.
Два Valiant из 214-й эскадрильи сфотографированы на первом этапе испытаний по осуществлению дозаправки в воздухе. В бомбоотсеке заправщика установлена система Mk 16 HDU, переднюю часть бомбоотсека занимают дополнительные топливные баки.
На фотографии изображен В.Mk 1А, производящий дозаправку в воздухе. Заправщики "Valiant" B(K).Mk 1 оснащались разработанным для В.Mk 2 электронным модулем слежения (ЕСМ), обеспечивающим эффективную защиту от высотных перехватчиков.
Первым получателем F.Mk 1A, на которых могла устанавливаться заправочная штанга, стала 56-я эскадрилья. Это подразделение первым освоило дозаправку Lightning в полете, взаимодействуя с заправщиками Valiant B(K).Mk 1.
До наших дней сохранился только один Valiant, но по счастью это оказалась машина со знаменитой и интересной историей. XD818 был одним из восьми самолетов, принимавших участие в испытаниях "Grapple" - 15 мая 1957 года с него была сброшена первая британская термоядерная бомба. Самолет несколько лет стоял в качестве памятника у ворот авиабазы Мэрхем, пока уникальную машину не принял музей британских ВВС в Хендоне, откуда она позднее попала в Косфорд.
Два техника регулируют камеру на фоне Valiant из 543-й эскадрильи. Это подразделение использовало самолеты модификаций B(PR).Mk 1 и B(PR)K.Mk 1, в бомбоотсеке которых устанавливались платформы с внушительной батареей
длиннофокусных аэрофотоаппаратов.
Объявлена учебная тревога. Пять человек экипажа из 543-й эскадрильи бегут к своему Valiant B(PR). Mk 1. Хотя 543-я эскадрилья считалась разведывательной, ее самолеты могли нести бомбы, и в первые годы службы самолеты этого подразделения регулярно принимали участие в учебных бомбометаниях. Машины эскадрильи также регулярно привлекались к учениям системы ПВО, изображая бомбардировщики противника.
Отполированный до блеска первый прототип WB210 имел характерные узкие воздухозаборники. Несмотря на свой обтекаемый, футуристический по понятиям 1951 года вид. Valiant имел максимальную скорость всего М=0,84.
Второй прототип WB215 во время испытаний подвесных баков. На этом самолете ввели воздухозаборники увеличенного размера с перегородкой.
Standard production Vickers Valiant B.Mk.1, WZ365, with long-range, underwing tanks
Making a high-speed, low-level pass, the standard production Vickers Valiant B.Mk.I (WZ365) shows clearly the build-up of vapour over the cockpit, wings and pod-mounted fuel tanks.
VALIANT B. Mk.I (WK296) takes off in the rain. Note the 3-ft. jet efflux from the port D.H . Super Sprite R.A.T.O.G. installation. Compare jet air-intake shape with that of Vulcan above.
Valiant могли применять для взлета два сбрасываемых ракетных двигателя de Havilland Super Sprite, но в условиях реальной эксплуатации такая возможность никогда не использовалась. На снимке второй прототип взлетает с включенными ускорителями.
WP204 - типичный Valiant раннего выпуска (шестой серийный самолет). От прототипов эти машины отличались удлиненными соплами ТРД и оснащались радиолокационными прицелами NBS.
8 февраля 1955 года Valiant B.Mk 1 поступил на вооружение британских ВВС. Вначале самолеты имели металлическую окраску, но затем были окрашены в белый цвет.
Третий серийный Valiant B.Mk 1 (WP201) был основным носителем в ходе отработки аэродинамики ядерной бомбы Blue Danube (первоначально для этих целей использовали два прототипа бомбардировщика Short Sperrin). Valiant начал участвовать в испытаниях, когда еще принадлежал Министерству снабжения, и на нем летали пилоты фирмы "Vickers", а затем в составе 1321-го звена RAF из Виттеринга. Сбросы макетов бомбы проводились на полигоне AWRE в Орфорднессе, Саффолк.
The first squadron of Vickers Valiants is now in service with the R.A.F.
Vickers Valiant
Восемь самолетов Valiant В(К).Mk 1 (XD818, XD822-825, XD827, XD829 и XD857) прошли рряд длоработок для участия в серии ядерных испытаний ("Grapple"). Доработки включали усиление нижней части планера, затемнение остекления кабины, установку прицела Т.4 и специальных датчиков, а также целого ряда действий по уплотнению, герметизации и установке дополнительных защитных экранов. Кроме того, впервые эти самолеты окрасили по новой "противоядерной" схеме.
Valiant.
9 января 1955г. 138-я эскадрилья британских Королевских ВВС стала первой, в состав которой вошли стратегические бомбардировщики класса "V" - Vickers Valiant В. Mk 1. Это соединение размещалось на военно-воздушной базе в Гайдоне, которая стала первой британской базой, располагавшей ядерным оружием.
Powered by four Rolls-Royce Avon engines, this medium bomber is now in full squadron service with the Royal Air Force.
Последняя из 106 машин Valiant покинула заводской аэродром в Уизли в сентябре 1957 года. Самолеты последней серии 44 B(K).Mk 1 оснащались ТРД Avon 205 с возможностью впрыска водометаноловой смеси и имели удлиненный хвостовой конус, скрывавший антенну РЛС обнаружения.
В ударах по египетским авиабазам приняли участие тяжелые английские бомбардировщики "Велиэнт"
Этот XD823 использовался в операции "Grapple": в третьей части испытаний для сброса ядерного боеприпаса "Purple Granite", а в первых двух - для мониторинга.
As with all the R.A.F.'s V-bombers, the Vickers Valiant is finished a glossy white overall. The bomb aimer's cupola, flight-refuelling probe (in the nose) and fuel-jettisoning outlets (at wingtips) can be clearly seen in this photograph.
Valiant В (PR)K.Mk 1 из 543-й эскадрильи набирает высоту в ходе выполнения очередного разведывательного полета. Хорошо видны окна для объективов фотоаппаратов в створках бомбоотсека и в хвостовой части фюзеляжа. Самолеты данной эскадрильи были оснащены РЛС бокового обзора.
WP199 (первый серийный B.Mk 1) был передан фирме "Hawker Siddeley" для проведения летных испытаний двигателя с отклоняемым вектором тяги Bristol Siddeley Pegasus, предназначенного для СВВП Hawker Siddeley P. 1127. Опытный двигатель смонтировали в макете фюзеляжа СВВП, который подвесили в бомбоотсеке летающей лаборатории.
Во время первых опытов по дозаправке выяснилось, что Valiant прекрасно подходит на роль воздушного танкера. Длина шланга позволяла заправляемому самолету находиться на относительно безопасном расстоянии от заправщика.
Главным соображением в пользу использования самолетов Valiant в качестве заправщиков стало увеличение радиуса действия бомбардировщиков и придания им способности выполнять задачи из положения "дежурство в воздухе". На фотографии: B(K).Mk 1 из 90-й эскадрильи дозаправляет Vulcan B.Mk 1А из авиакрыла, дислоцированного в Уаддингтоне.
Argosy, в случае установки заправочного агрегата Mk 21, мог использоваться в качестве самолета-заправщика. На снимке: Argosy C.Mk 1 во время испытаний по дозаправке (в качестве заправляемого) от Vickers Valiant
C.1 XN814 during in-flight refuelling trials with 214 Squadron Vickers Valiant BK.1 XD812.
Первые семь серийных Valiant использовались для испытаний. На снимке представлена шестая машина, летящая в сопровождении истребителя Supermarine Swift F.Mk 7. Самолеты Valiant поставлялись в серебристой окраске с черными диэлектрическими панелями в носовой части фюзеляжа и законцовке киля. Белая "противоатомная" окраска была введена в 1957 году, после участия Valiant в испытаниях ядерных бомб "Grapple".
Britain's three V-Bombers: Vulcan, Valiant and Victor all on a sortie out of A&AEE, Boscombe Down, circa 1957.
A mixed box of two Valiants and two Vulcans from R.A.F. Bomber Command against a flurry of high-altitude vapour trails;
Will you fly V-bombers? You must be good to be selected for V-bomber duties. The responsibilities call for sound teamwork. The crew of a V-bomber consists of two pilots, two navigators, and an air electronics officer.
Во время службы самолетов Valiant подготовкой экипажей для них занималось 232-е учебное подразделение в Гейдоне. С 1957 года эта часть начала готовить экипажи и для бомбардировщиков Victor, а самолеты Valiant составили эскадрилью "В". Хотя полеты строем не особенно нужны стратегическим бомбардировщикам, время от времени они все же практиковались.
Valiant B(PR)K.Mk 1 мог использоваться как бомбардировщик, заправщик или разведчик, в зависимости от конфигурации бомбоотсека. Изображенный на снимке самолет из 148-й эскадрильи несет под крылом дополнительные топливные баки емкостью по 7500 л.
Самолеты Valiant использовались для отработки авиационной ракеты с ядерной боевой частью Avro Blue Steel, которой затем вооружались бомбардировщики Vulcan и Victor. В отработке ракеты Blue Steel на полигоне Вумера в Австралии было задействовано пять самолетов Valiant.
Valiant WP204 recently modified for trials with Avro's Blue Steel.
Переход на тактику нанесения ударов с малых высот привел к появлению на самолетах Valiant камуфляжной окраски темно-зеленого и средне-серого цветов. Первыми стали отрабатывать нанесение ударов американскими ядерными бомбами с малых высот бомбардировщики авиакрыла, дислоцированного в Мархэме.
V-bombers in their low-level camouflage: a Valiant of No. 49 Squadron, Marham, with a white tanker Valiant of No. 214 behind.
Valiant из 214-й эскадрильи буксируют на стоянку авиабазы Мархэм. В 1962 году основной задачей эскадрильи стала дозаправка в воздухе, однако экипажи продолжали отрабатывать нанесение тактических бомбовых ударов.
The Vickers Valiant, serialled WP210, sports an array of aerials on the underside of the fuselage.
Valiant B.Mk 1 на стоянке в Луга, в перерыве между бомбежками Суэца. На заднем плане стоят еще четыре других Valiant и восемь Canberra. Под носовой частью виден транспортный самолет Hastings. Большую часть наземного оборудования эскадрилий Valiant перебрасывали самолетами Shackleton.
One of No. 18's Valiants on detachment to Akrotiri, Cyprus, in 1961
The advent of the stand-off bomb (air-to-ground missile, for despatch several hundred miles from a target) actually enhances the vital role of the Valiant and other V-bombers for many years to come.
Flying in the Missile Age. The advent of the stand-off bomb (air-to-ground missile, for despatch several hundred miles from a target) greatly enhances the vital role of the V-Bomber Force for many years to come.
Your flying career begins. Once you have received your 'wings', and completed your operational conversion training, you are ready to join a squadron. This is one of the big moments in a career crowded with adventure, travel, opportunity, and achievement.
Valiant wingtip fuel jettison pipe.
Valiant B.Mk 2 - "следопыт" для малых высот
The end of the one and only Vickers Valiant B. Mk. 2, photographed by J. C. Pritchard on its way to the breakers' yard.
A model of the Vickers 1000.
The prototype Vickers 1000 which was about 80 per cent complete when the project was cancelled
Valiant B(K).Mk 1. В начале своей службы Valiant рассматривался как переходный тип бомбардировщика, способного нести ядерное оружие, до принятия на вооружение самолетов Victor и Vulcan, создававшихся по более сложному техническому заданию. Когда это, наконец, произошло, Valiant стали использовать для решения других задач. В частности, 16 самолетов превратили в заправщики. Еще до того, как самолет был отстранен от решения боевых задач, 214-я эскадрилья начала отрабатывать технику дозаправки. В дальнейшем к ней присоединилась 90-я эскадрилья. Первое подразделение работало в тесном контакте с НИЦ в Боскомб-Дауне (организацией по испытаниям самолетов и вооружения, А&АЕЕ) и фирмой "Flight Refuelling Ltd", отрабатывая технику дозаправки в воздухе, значительно расширившую возможности британских ВВС.
The Vickers Valiant is powered by ROLLS-ROYCE AVON ENGINES
Valiant B.Mk 1