Vickers Valiant
Варианты:
Vickers - Valiant - 1951 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1951


Дальний бомбардировщик-носитель ядерного оружия
Описание
Фотографии
Vickers Type 667 Valiant

   Компания «Vickers» под тактико-технические требования B.9/48 на перспективный дальний реактивный бомбардировщик - носитель ядерного оружия разработала самолет Type 667 Valiant. Он поступил на вооружение в 1955 году и стал первым в ряду так называемых V-бомбардировщиков, составивших основу стратегических сил британских ВВС.
   Valiant представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом переменной стреловидности по передней кромке и имел герметизированную кабину экипажа, состоявшего из пяти человек. Прототип был успешно облетан 18 мая 1951 года, причем на нем были установлены четыре турбореактивных двигателя Rolls-Royce RA.3 Avon тягой 28,9 кН, однако 12 января 1952 года данная машина сгорела. Второй прототип, который поднялся в воздух 11 апреля 1952 года, был уже оснащен двигателями RA.7 Avon тягой 33,35 кН.
   Первый из пяти предсерийных бомбардировщиков Type 674 Valiant B.Mk 1 был облетан 22 декабря 1953 года, а в сентябре 1955 года он произвел фурор на авиасалоне в Фарнборо - в едином строю во время показательной программы перед зрителями прошли 12 самолетов из состава 138-й эскадрильи. Во время Суэцкого кризиса в конце 1956 года самолеты Valiant применялись в качестве обычных бомбардировщиков - сбрасывали фугасные авиабомбы. На момент прекращения выпуска Valiant в августе 1957 года было собрано в общей сложности 107 самолетов, включая опытные образцы, из которых 104 были поставлены в строевые части британских ВВС. Часть самолетов использовалась в качестве заправщиков и разведчиков.
   Развитие ЗРК привело к тому, что стратегические V-бомбардировщики британских ВВС были переориентированы на выполнение прорыва системы ПВО противника на малых высотах, что ускорило выработку усталостного ресурса лонжеронов крыла Valiant. В итоге в январе 1965 года с вооружения сняли последний бомбардировщик.


Варианты

   Type 706 Valiant B.Mk 1: первоначальный серийный вариант, дальний бомбардировщик; 36 самолетов, включая пять предсерийных; один самолет использовался в качестве летной лаборатории для отработки двигателя Pegasus
   Type 710 Valiant B(PR).Mk 1: дальний стратегический разведчик; 11 самолетов
   Type 733 Valiant B(M)K.Mk 1: многоцелевой самолет; использовался в качестве бомбардировщика, разведчика или заправщика; 13 самолетов
   Type 758 Valiant BK.Mk 1: бомбардировщик-заправщик; 44 самолета
   Valiant B.Mk 2: один прототип самолета Type 667; самолет подвергся значительной переработке - носовая часть фюзеляжа была удлинена, крыло усилено, а шасси - модифицировано; продемонстрировал скорость 891 км/ч на уровне моря. Для сравнения, скорость Valiant B.Mk 1 на уровне моря - 666 км/ч.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Vickers Valiant B.Mk 1

   Тип: дальний бомбардировщик-носитель ядерного оружия
   Силовая установка: четыре ТРД Rolls-Royce RA.28 Avon 204/205 тягой по 44,70 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 9145 м - 912 км/ч; практический потолок 16 460 м; максимальная дальность 7242 км
   Масса: пустого 34419 кг; максимальная взлетная 63 503 кг
   Размеры: размах крыла 34,85 м; длина 32,99 м; высота 9,80 м; площадь крыла 219,43 м2
   Вооружение: оборонительное вооружение отсутствует; обычные или ядерные средства поражения максимальной массой до 9525 кг
11 октября 1956 года с данного Valiant B.Mk 1, WZ366, принадлежавшего 49-й эскадрилье, над Маралинга в Южной Австралии была сброшена первая британская ядерная авиабомба (операция «Buffalo»), а 15 мая 1957 года с такого же бомбардировщика над центральной частью Тихого океана была сброшена первая британская термоядерная бомба.
18 мая 1951г.: три непродолжительных полета с аэродрома Уисли выполнил первый из трех бомбардировщиков серии V ("V-Force") - это был прототип Valiant (WB210), затем летные испытания проводились в Херне.
Vickers Valiant XD816 resplendent in the white finish carried for most of the type's Service career.
Два Valiant из 214-й эскадрильи сфотографированы на первом этапе испытаний по осуществлению дозаправки в воздухе. В бомбоотсеке заправщика установлена система Mk 16 HDU, переднюю часть бомбоотсека занимают дополнительные топливные баки.
На фотографии изображен В.Mk 1А, производящий дозаправку в воздухе. Заправщики "Valiant" B(K).Mk 1 оснащались разработанным для В.Mk 2 электронным модулем слежения (ЕСМ), обеспечивающим эффективную защиту от высотных перехватчиков.
Первым получателем F.Mk 1A, на которых могла устанавливаться заправочная штанга, стала 56-я эскадрилья. Это подразделение первым освоило дозаправку Lightning в полете, взаимодействуя с заправщиками Valiant B(K).Mk 1.
Apart from the intake for the artificial feel system near the base of the fin and the nose refuelling position, the Valiant remained a clean aircraft when it entered RAF service, this unpainted example photographed on June 15,1957, bears the badge of No 7 Sqn.
The dull overall finish soon gave way to anti-flash white as shown on XD816 pictured at the RAF’s 50th anniversary at Abingdon in June 1968.
До наших дней сохранился только один Valiant, но по счастью это оказалась машина со знаменитой и интересной историей. XD818 был одним из восьми самолетов, принимавших участие в испытаниях "Grapple" - 15 мая 1957 года с него была сброшена первая британская термоядерная бомба. Самолет несколько лет стоял в качестве памятника у ворот авиабазы Мэрхем, пока уникальную машину не принял музей британских ВВС в Хендоне, откуда она позднее попала в Косфорд.
Valiant B.I XD818, flown by Sqn Ldr Hubbard during the claimed first H-bomb test on May 15, 1957, was returned to Vickers on three occasions in 1959-1961, possibly implying work to enable it to carry particular types of weapons.
Два техника регулируют камеру на фоне Valiant из 543-й эскадрильи. Это подразделение использовало самолеты модификаций B(PR).Mk 1 и B(PR)K.Mk 1, в бомбоотсеке которых устанавливались платформы с внушительной батареей
длиннофокусных аэрофотоаппаратов.
Объявлена учебная тревога. Пять человек экипажа из 543-й эскадрильи бегут к своему Valiant B(PR). Mk 1. Хотя 543-я эскадрилья считалась разведывательной, ее самолеты могли нести бомбы, и в первые годы службы самолеты этого подразделения регулярно принимали участие в учебных бомбометаниях. Машины эскадрильи также регулярно привлекались к учениям системы ПВО, изображая бомбардировщики противника.
Отполированный до блеска первый прототип WB210 имел характерные узкие воздухозаборники. Несмотря на свой обтекаемый, футуристический по понятиям 1951 года вид. Valiant имел максимальную скорость всего М=0,84.
Prototype WB210, highly polished and sleek of line, a far cry from the heavy bombers that still equipped the RAF in the early 1950s such as the Avro Lincoln and Boeing B-29, alias Washington.
The second Valiant, WB215, with the “spectacle” intakes for the Avon RA7 engines and long-range tanks.
Второй прототип WB215 во время испытаний подвесных баков. На этом самолете ввели воздухозаборники увеличенного размера с перегородкой.
The second prototype Vickers Valiant, WB215, photographed by Charles E. Brown soon after its first flight in April 1952. Vickers’ Type 716 proposal for a jet-powered replacement for the Handley Page Hastings was to use the wings, tail unit and undercarriage of the Valiant, fitted to a new fuselage capable of carrying at least 90 troops.
The second prototype Valiant made its first flight on April 11, 1952, and went on to test the large underwing fuel tanks during October 1953. It ended its days on the Ministry ranges at Foulness Island in 1962.
The first prototype B.9/48 Valiant, WB210, which first flew on May 19, 1951. During engine stop and start tests on January 12, 1952, fire caused the aircraft to be abandoned in flight. The original low area intakes for the Avon RA.3 engines are conspicuous.
Standard production Vickers Valiant B.Mk.1, WZ365, with long-range, underwing tanks
Making a high-speed, low-level pass, the standard production Vickers Valiant B.Mk.I (WZ365) shows clearly the build-up of vapour over the cockpit, wings and pod-mounted fuel tanks.
VALIANT B. Mk.I (WK296) takes off in the rain. Note the 3-ft. jet efflux from the port D.H . Super Sprite R.A.T.O.G. installation. Compare jet air-intake shape with that of Vulcan above.
Second prototype WB215 demonstrates Super Sprite takeoff agility at the 1956 SBAC Show.
The second prototype Valiant, WB215, takes off to do its stuff at the SBAC show, Farnborough, on September 1, 1952.
The second Valiant, WB215, which was first flown on April 11, 1952, at Wisley, two months after the first aircraft was lost through fire in one of the engines
The last Valiant, XD875, lifts off from Brooklands on August 27, 1957.
Valiant могли применять для взлета два сбрасываемых ракетных двигателя de Havilland Super Sprite, но в условиях реальной эксплуатации такая возможность никогда не использовалась. На снимке второй прототип взлетает с включенными ускорителями.
WP204 - типичный Valiant раннего выпуска (шестой серийный самолет). От прототипов эти машины отличались удлиненными соплами ТРД и оснащались радиолокационными прицелами NBS.
8 февраля 1955 года Valiant B.Mk 1 поступил на вооружение британских ВВС. Вначале самолеты имели металлическую окраску, но затем были окрашены в белый цвет.
Третий серийный Valiant B.Mk 1 (WP201) был основным носителем в ходе отработки аэродинамики ядерной бомбы Blue Danube (первоначально для этих целей использовали два прототипа бомбардировщика Short Sperrin). Valiant начал участвовать в испытаниях, когда еще принадлежал Министерству снабжения, и на нем летали пилоты фирмы "Vickers", а затем в составе 1321-го звена RAF из Виттеринга. Сбросы макетов бомбы проводились на полигоне AWRE в Орфорднессе, Саффолк.
The first squadron of Vickers Valiants is now in service with the R.A.F.
Vickers Valiant
Восемь самолетов Valiant В(К).Mk 1 (XD818, XD822-825, XD827, XD829 и XD857) прошли рряд длоработок для участия в серии ядерных испытаний ("Grapple"). Доработки включали усиление нижней части планера, затемнение остекления кабины, установку прицела Т.4 и специальных датчиков, а также целого ряда действий по уплотнению, герметизации и установке дополнительных защитных экранов. Кроме того, впервые эти самолеты окрасили по новой "противоядерной" схеме.
Valiant.
9 января 1955г. 138-я эскадрилья британских Королевских ВВС стала первой, в состав которой вошли стратегические бомбардировщики класса "V" - Vickers Valiant В. Mk 1. Это соединение размещалось на военно-воздушной базе в Гайдоне, которая стала первой британской базой, располагавшей ядерным оружием.
Powered by four Rolls-Royce Avon engines, this medium bomber is now in full squadron service with the Royal Air Force.
Последняя из 106 машин Valiant покинула заводской аэродром в Уизли в сентябре 1957 года. Самолеты последней серии 44 B(K).Mk 1 оснащались ТРД Avon 205 с возможностью впрыска водометаноловой смеси и имели удлиненный хвостовой конус, скрывавший антенну РЛС обнаружения.
XD875, the last production Valiant, leaves Brooklands on its delivery flight.
В ударах по египетским авиабазам приняли участие тяжелые английские бомбардировщики "Велиэнт"
Этот XD823 использовался в операции "Grapple": в третьей части испытаний для сброса ядерного боеприпаса "Purple Granite", а в первых двух - для мониторинга.
As with all the R.A.F.'s V-bombers, the Vickers Valiant is finished a glossy white overall. The bomb aimer's cupola, flight-refuelling probe (in the nose) and fuel-jettisoning outlets (at wingtips) can be clearly seen in this photograph.
Valiant В (PR)K.Mk 1 из 543-й эскадрильи набирает высоту в ходе выполнения очередного разведывательного полета. Хорошо видны окна для объективов фотоаппаратов в створках бомбоотсека и в хвостовой части фюзеляжа. Самолеты данной эскадрильи были оснащены РЛС бокового обзора.
WP199 (первый серийный B.Mk 1) был передан фирме "Hawker Siddeley" для проведения летных испытаний двигателя с отклоняемым вектором тяги Bristol Siddeley Pegasus, предназначенного для СВВП Hawker Siddeley P. 1127. Опытный двигатель смонтировали в макете фюзеляжа СВВП, который подвесили в бомбоотсеке летающей лаборатории.
Valiant B.I WP223 of 90 Squadron, piloted by Sqn Ldr Norfolk, drops a dummy Blue Danube atomic bomb casing at the Jurby range on the Isle of Man.
WZ376 and WZ390 on a flight refuelling exercise.
Во время первых опытов по дозаправке выяснилось, что Valiant прекрасно подходит на роль воздушного танкера. Длина шланга позволяла заправляемому самолету находиться на относительно безопасном расстоянии от заправщика.
In-flight refuelling extended the range of the Valiant, the trials being conducted at Boscombe Down using WZ390, the 51st aircraft and WZ376 which coincidentally, was the 41st production example.
Дозаправка «Вулкана» B.1A из 617-й эскадрильи от танкера «Вэлиент» во время учений, в ходе которых был выполнен беспосадочный перелет из Великобритании в Австралию. Октябрь 1960 г.
Главным соображением в пользу использования самолетов Valiant в качестве заправщиков стало увеличение радиуса действия бомбардировщиков и придания им способности выполнять задачи из положения "дежурство в воздухе". На фотографии: B(K).Mk 1 из 90-й эскадрильи дозаправляет Vulcan B.Mk 1А из авиакрыла, дислоцированного в Уаддингтоне.
Argosy, в случае установки заправочного агрегата Mk 21, мог использоваться в качестве самолета-заправщика. На снимке: Argosy C.Mk 1 во время испытаний по дозаправке (в качестве заправляемого) от Vickers Valiant
C.1 XN814 during in-flight refuelling trials with 214 Squadron Vickers Valiant BK.1 XD812.
XN814 being flight-refuelled by Valiant B(K).I tanker XD812 in 1964.
Javelin FAW.Mk 9. Выпущено 76 самолетов варианта Javelin FAW.Mk 9, модернизированных из планеров Mk 7. Отличительные особенности - новые форсированные двигатели, внешние части крыла измененной формы, штанга топливоприемника и ряд других отличий.
Gloster Javelin FAW.9R (R for Range, fitted with the distinctive flight refuelling probe) XH887/Q of No 64 Sqn stands off as two of its squadron-mates refuel from a Vickers Valiant. On November 8, 1965, this Javelin’s undercarriage jammed up during a night sortie from Changi, Singapore, and the aircraft had to be abandoned.
The sixth production Valiant B.l, WP204, accompanied by a Swift FR.5 pictured during acceptance trials at A&AEE Boscombe Down, in 1954.
Первые семь серийных Valiant использовались для испытаний. На снимке представлена шестая машина, летящая в сопровождении истребителя Supermarine Swift F.Mk 7. Самолеты Valiant поставлялись в серебристой окраске с черными диэлектрическими панелями в носовой части фюзеляжа и законцовке киля. Белая "противоатомная" окраска была введена в 1957 году, после участия Valiant в испытаниях ядерных бомб "Grapple".
Бомбардировщики серии «V»: «Вулкан», «Вэлиент» и «Виктор»
Britain's three V-Bombers: Vulcan, Valiant and Victor all on a sortie out of A&AEE, Boscombe Down, circa 1957.
A mixed box of two Valiants and two Vulcans from R.A.F. Bomber Command against a flurry of high-altitude vapour trails;
Will you fly V-bombers? You must be good to be selected for V-bomber duties. The responsibilities call for sound teamwork. The crew of a V-bomber consists of two pilots, two navigators, and an air electronics officer.
Во время службы самолетов Valiant подготовкой экипажей для них занималось 232-е учебное подразделение в Гейдоне. С 1957 года эта часть начала готовить экипажи и для бомбардировщиков Victor, а самолеты Valiant составили эскадрилью "В". Хотя полеты строем не особенно нужны стратегическим бомбардировщикам, время от времени они все же практиковались.
Valiant B(PR)K.Mk 1 мог использоваться как бомбардировщик, заправщик или разведчик, в зависимости от конфигурации бомбоотсека. Изображенный на снимке самолет из 148-й эскадрильи несет под крылом дополнительные топливные баки емкостью по 7500 л.
Valiant B.Mk 1 WP209 takes off from Farnborough on July 31, 1955, heading for Woomera, Australia, for bomb ballistic trials. Two point-to-point records were established en route.
Самолеты Valiant использовались для отработки авиационной ракеты с ядерной боевой частью Avro Blue Steel, которой затем вооружались бомбардировщики Vulcan и Victor. В отработке ракеты Blue Steel на полигоне Вумера в Австралии было задействовано пять самолетов Valiant.
Vickers Valiant WP204 was used for trials of Avro’s Blue Steel nuclear stand-off missile, the aircraft seen here with an experimental test round of the missile in its specially adapted bomb bay. The Valiant was not used operationally for Blue Steel, however, that role being allocated to the RAF’s force of Vulcans and Victors.
Переход на тактику нанесения ударов с малых высот привел к появлению на самолетах Valiant камуфляжной окраски темно-зеленого и средне-серого цветов. Первыми стали отрабатывать нанесение ударов американскими ядерными бомбами с малых высот бомбардировщики авиакрыла, дислоцированного в Мархэме.
For an aircraft designed for high-level operations, the Valiant suffered premature fatigue when flown for prolonged periods at low level. The gloss camouflage was to no avail and the fleet was grounded in December 1964.
V-bombers in their low-level camouflage: a Valiant of No. 49 Squadron, Marham, with a white tanker Valiant of No. 214 behind.
For their change in tactics from high to low altitude penetration of enemy defences, the RAF’s V-bomber force received appropriate camouflage. This consisted of a 50-50 pattern Medium Sea Grey and Dark Green upper surfaces and anti-flash gloss White on the undersides. Vickers Valiant B.1 XD829 is a typical example of the scheme.
Eight Valiants lined up at RAF Gaydon, Warwickshire, home of No 232 OCU, in March 1956.
Valiant из 214-й эскадрильи буксируют на стоянку авиабазы Мархэм. В 1962 году основной задачей эскадрильи стала дозаправка в воздухе, однако экипажи продолжали отрабатывать нанесение тактических бомбовых ударов.
The Vickers Valiant, serialled WP210, sports an array of aerials on the underside of the fuselage.
Valiant B.Mk 1 на стоянке в Луга, в перерыве между бомбежками Суэца. На заднем плане стоят еще четыре других Valiant и восемь Canberra. Под носовой частью виден транспортный самолет Hastings. Большую часть наземного оборудования эскадрилий Valiant перебрасывали самолетами Shackleton.
One of No. 18's Valiants on detachment to Akrotiri, Cyprus, in 1961
The advent of the stand-off bomb (air-to-ground missile, for despatch several hundred miles from a target) actually enhances the vital role of the Valiant and other V-bombers for many years to come.
Flying in the Missile Age. The advent of the stand-off bomb (air-to-ground missile, for despatch several hundred miles from a target) greatly enhances the vital role of the V-Bomber Force for many years to come.
Your flying career begins. Once you have received your 'wings', and completed your operational conversion training, you are ready to join a squadron. This is one of the big moments in a career crowded with adventure, travel, opportunity, and achievement.
To accept the greater mass flow of the more powerful RA14 Avons, the second prototype (WB215) was given enlarged engine intakes.
Valiant wingtip fuel jettison pipe.
The DH Super Sprite RATOG unit. The small aerofoil at the front was to give clean separation when the unit was jettisoned after take-off.
The Super Sprite jettisonable rocket installation on a production Valiant.
Sole Mk II was WJ954 which was strengthened for low level flight and had a number of external changes including the large fairings aft of the wing for the main undercarriage. It was scrapped in 1958.
Valiant B.Mk 2 - "следопыт" для малых высот
The one and only Valiant B Mk 2, WJ954, first flew on September 4, 1953. Finished in gloss black overall, it featured large pods to house the main undercarriage units.
Bristol Siddeley Pegasus vectored-thrust turbofan under test beneath a Vickers Valiant flying test bed aircraft
Valiant WP199 as a test bed for the Pegasus vectored thrust engine, fitted in a Harrier-type dummy fuselage.
The end of the one and only Vickers Valiant B. Mk. 2, photographed by J. C. Pritchard on its way to the breakers' yard.
Saunders-Roe at Cowes produced the Valiant's pressure cabin. In an emergency, the canopy top could be jettisoned by the firing of 26 explosive bolts.
Valiants on the line at Weybridge where all 104 production aircraft were built. The two prototypes were produced at Fox Warren, near Wisley.
Crash landing at Mansion on May 23, 1964, for WZ396.
Valiant B(K).Mk 1. В начале своей службы Valiant рассматривался как переходный тип бомбардировщика, способного нести ядерное оружие, до принятия на вооружение самолетов Victor и Vulcan, создававшихся по более сложному техническому заданию. Когда это, наконец, произошло, Valiant стали использовать для решения других задач. В частности, 16 самолетов превратили в заправщики. Еще до того, как самолет был отстранен от решения боевых задач, 214-я эскадрилья начала отрабатывать технику дозаправки. В дальнейшем к ней присоединилась 90-я эскадрилья. Первое подразделение работало в тесном контакте с НИЦ в Боскомб-Дауне (организацией по испытаниям самолетов и вооружения, А&АЕЕ) и фирмой "Flight Refuelling Ltd", отрабатывая технику дозаправки в воздухе, значительно расширившую возможности британских ВВС.
The Vickers Valiant is powered by ROLLS-ROYCE AVON ENGINES
Valiant B.Mk 1
Vickers Valiant B.1
A proposal for twin 20mm cannon tail armament for the Valiant, code-named “Eager Beaver”
The “unfunny” six-engined Vickers design to Specification B35/46.
Vickers Valiant
General arrangement drawing of the Valiant B(K).Mk 1.