Supermarine Spitfire PR / FR
Варианты:
Supermarine - Spitfire PR / FR - 1939 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1939


Дальний разведчик
Описание:
Spitfire PR
Spitfire FR
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Боковые проекции (26)

Spitfire PR

На базе истребителя "Спитфайр" было создано целое семейство скоростных невооруженных разведчиков. Сам "Спитфайр" спроектировали в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р. Митчелла. Первый опытный образец истребителя поднялся в воздух 6 марта 1936 г. С мая 1938 г. истребители строили серийно на нескольких заводах. В августе 1939 г. М. Лонгботтом предложил превратить "Спитфайр" в высотный разведчик. В октябре того же года в мастерских в Хестоне провели пробную переделку пары истребителей "Спитфайр" I в фоторазведчики "Спитфайр" А, С них сняли все вооружение и смонтировали по два фотоаппарата в крыльях. Для повышения скорости обшивку ошпаклевали и отполировали. Установили новые фонари кабин с боковыми каплевидными выступами и гнутые козырьки из оргстекла. В дальнейшем велась как доработка истребителей в Хестоне, так и изготовление разведчиков на заводе "Супермарин" в Вулстоне.
Всего выпустили 786 "спитфайров" различных вариантов PR.
Экипаж - 1 чел. Двигатель в зависимости от модификации. Вооружение отсутствует (кроме некоторых вариантов для разведки с малых высот).
Дальние и высотные разведчики "Спитфайр" в годы войны состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1939 г., в США - с октября 1942 г., в Советском Союзе - с ноября того же года.
Выпускались следующие модификации фоторазведчиков (не включая тактические разведчики FR):
   - "Спитфайр" А, первый вариант на базе истребителя "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" III;
   - "Спитфайр" В, отличался от предыдущего типа дополнительным топливным баком в фюзеляже и усовершенствованным фотооборудованием, позднее дорабатывался по типу модификации F;
   - "Спитфайр" С (он же PR.III), кроме фюзеляжного имел дополнительный бак под левым крылом, другой комплект фотооборудования, мотор "Мерлин" III (позднее "Мерлин" 45), часть машин впоследствии переделана в тип F;
   - "Спитфайр" D (PR.IV), дальний разведчик заводского изготовления на базе истребителя типа I с интегральными баками в передней кромке крыла, часть самолетов имела тропические фильтры, поздние серийные машины с планером по образцу истребителя "Спитфайр" V, самый массовый вариант разведчика;
   - "Спитфайр" Е (PR.V), специализированный вариант для съемки с малых высот с дополнительным баком в фюзеляже, поздние машины с планером типа V;
   - "Спитфайр" F (PR.VI), аналог модификации Е с двумя бензобаками под крылом (по типу модификации С) и одним в фюзеляже, увеличенным маслобаком, дополнительными кислородными баллонами, фотоаппаратурой в фюзеляже;
   - "Спитфайр" G (PR.VII), вариант для съемки с малых высот с вооружением 8x7,69 и дополнительным баком в фюзеляже, имел граненый козырек кабины из триплекса (как у истребителей);
   - "Спитфайр" PR.X, высотный разведчик на базе истребителя "Спитфайр" VII с гермокабиной, фотооборудование и баки по типу PR.IV, мотор "Мерлин" 45;
   - "Спитфайр" PR.XI, аналог типа IV на базе истребителя "Спитфайр" IX с универсальным комплектом фотооборудования (четыре варианта установки) и дополнительным маслобаком, первоначально они переделывались из истребителей с мотором "Мерлин" 61/63/63А, затем строились серийно, причем последние серии этих машин получили мотор "Мерлин" 70, убирающееся хвостовое колесо и уширенное вертикальное оперение;
   - "Спитфайр" PR.XIII, специализированный разведчик для фотосъемки с малых высот с мотором "Мерлин" 32, аналог типа PR.VI с вооружением 4x7,69, переделывались из истребителей модификаций IIA, VA, VB и разведчиков PR.VII;
   - "Спитфайр" PR.XIX Ha базе истребителя типа XIV с мотором "Гриффон" 65/66 и крылом от разведчика PR.XI, три фотоаппарата в фюзеляже, начиная с 26-го самолета введена гермокабина и сняты два бензобака в крыле.
Первый боевой вылет "Спитфайра" А состоялся 18 ноября 1939 г., были произведены съемки района Аахена. В ноябре - декабре того же года английские самолеты фотографировали Льеж, Кельн, Кайзерслаутерн, Висбаден, Майнц, заводы Рура. В феврале 1940 г. - вылеты на Вильгельмсхафен и Эмден. До начала июня 1940 г. полеты "спитфайров"-разведчиков совершались как из Англии, так и с аэродромов Франции. В апреле оттуда провели разведку Киля. Но после поражения французской армии все самолеты вернули обратно в Великобританию. Уже в июле 1940 г. "Спитфайр" Е фотографировал немецкие корабли в Булони. В марте 1941 г. разведчик типа PR.IV впервые пролетел над Берлином.
В октябре 1942 г. во время проведения операции "Оратор" английские разведчики PR.IV начали следить за портами и аэродромами Северной Норвегии с аэродромов Кольского полуострова. В ноябре самолеты передали ВВС Северного флота. Впоследствии подобные операции повторялись в 1943 - 1944 гг., каждый раз с передачей "спитфайров" североморцам после их завершения.
На Ближнем Востоке эскадрилью разведывательных "спитфайров" сформировали в конце 1940 г. Для работы в условиях пустынь ее самолеты оснастили дополнительными фильтрами от пыли. В 1941-1943 гг. PR.IV активно использовались в ходе боев в Северной Африке.
В 1944 г. "спитфайры"-фоторазведчики прибыли и на Тихоокеанский театр военных действий. Они вели разведку различных районов Бирмы с баз в Индии вплоть до капитуляции Японии.
С конца 1942 г. самолеты типа PR.IV эксплуатировались одной из эскадрилий 118-го разведывательного полка ВВС Северного флота. Они регулярно фотографировали немецкие порты и аэродромы в Северной Норвегии. В частности, в марте 1945 г. ими был обнаружен новый аэродром в Бардуфоссе. Неоднократно "спитфайры" посылали к Альтен-фьорду, где отстаивался линкор "Тирпиц". Они участвовали в подготовке операций "Брон" и "Параван" против этого грозного корабля. Последний советский PR.IV в 1946 г. передали в музей, но до наших дней он не сохранился.
Некоторое количество "спитфайров"-разведчиков типа PR.XI англичане передали своим союзникам - американцам. Они попали в несколько разведывательных эскадрилий, базировавшихся здесь же, в Великобритании. С октября - ноября 1943 г. американские пилоты стали на них тоже совершать полеты над Германией. Они фотографировали объекты в Вильгельмсхафене, Оснабрюке, Мюнстере и других городах. Последние машины эксплуатировались американцами до марта - апреля 1945 г., после чего их вернули Королевским ВВС. Один самолет использовался военно-воздушным атташе США в Лондоне до января 1948 г.
Производство "спитфайров" в качестве дальних разведчиков прекратили в конце 1945 г. В Королевских ВВС они служили и после завершения Второй мировой войны, в основном в колониях. Во время первой арабо-израильской войны в 1948 - 1949 гг. англичане следили за обеими враждующими сторонами. "Спитфайры" PR.XIX стартовали с баз на Кипре или в Зоне Суэцкого канала и с большой высоты регулярно фотографировали все происходящее. С 1948 г. машины этого же типа использовали в операциях против партизан в Малайе. Там они воевали до декабря 1955 г., когда их заменили реактивными самолетами. В качестве метеоразведчиков "девятнадцатые" служили до 1957 г. В 1954 - 1955 гг. эти машины эксплуатировались ВВС Гонконга (тогда британской колонии).
После Второй мировой войны подержанные разведчики приобрели также Аргентина, Дания, Индия, Норвегия, Турция и Швеция. Единственный аргентинский самолет списали после аварии в ноябре 1951 г. В Дании разведчики получили отдельные звенья при истребительных эскадрильях. Последние из них списали в июне 1955 г. и разрезали на металлолом. Индийские PR.XIX с 1948 по 1958 г. вели съемки пограничных с Пакистаном районов в Кашмире, затем были законсервированы. Турки в 1945 г. самостоятельно переоборудовали в фоторазведчики несколько истребителей модификаций VB/Trop и VC/Trop. Они использовались до 1948 г.
В апреле 1947 г. турецкое правительство приобрело в Великобритании самолеты типов PR.XI и PR.XIX. Эти машины служили до 1958 г. Норвежские разведчики с августа 1949 г. базировались на различных аэродромах на севере страны. Все их списали в мае 1954 г. Больше всего разведывательных "спитфайров", 50 машин, купила Швеция. Последние из них пошли на слом в августе 1955 г. Таиланд приобрел в 1954 г. четыре PR.XIX, но в нелетном состоянии. Их использовали как учебные пособия для авиамехаников.


"Спитфайр" PR.XI||
Размах:||11,23 м
Длина:||9,46 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1760 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||3650 кг
Максимальная скорость:||672 км/ч
Практический потолок:||13 400 м
Дальность:||3200 км

Spitfire FR

Ближний фоторазведчик на базе одноместного истребителя "Спитфайр". Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Истребитель этот был спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Опытный экземпляр "Спитфайра" совершил свой первый полет 5 марта 1936 г., серийное производство истребителей этого типа началось в мае 1938 г. С августа того же года они появились в строевых частях Королевских ВВС.
В 1943 г. непосредственно на фронте начали переделывать истребители "Спитфайр" IX с мотором "Мерлин" 61 в ближние разведчики "Спитфайр" FR IX, устанавливая фотоаппаратуру и частично демонтируя вооружение. Число переделанных таким образом машин неизвестно.
С конца 1943 г. заводы "Супермарин", рассредоточенные в Южной Англии, начали серийно выпускать ближние разведчики на базе модификаций XIV и XVIII.
Серийно выпускались:
   - "Спитфайр" FR XIVe с мотором "Гриффон" 61;
   - "Спитфайр" FR XVIIIe с мотором "Гриффон" 65, удлиненным фюзеляжем, усиленным крылом, увеличенным запасом горючего.
Вооружение обеих модификаций по типу Е: 2x20+2x12,7.
Самолеты типа FR IX с лета 1944 г. использовались во время боевых операций во Франции, позднее в Бельгии, Голландии и Германии. Южноафриканские летчики применяли их в бассейне Средиземного моря. Разведчики "Спитфайр" FR XIV появились на фронте в ноябре 1944 г. и применялись только в Европе. На Дальнем Востоке перевооружение разведывательных эскадрилий закончилось как раз к моменту капитуляции Японии. Самолеты модификации FR.XVIII поступили в войска уже после войны. Они служили на Ближнем и Дальнем Востоке.
Разведчики FR XVIII сняли с производства в июне 1945 г.
В послевоенный период они еще некоторое время находились на вооружении в Бельгии, Канаде, Индии, Италии, Таиланде.


"Спитфайр" FR IX||
Размах:||9,93 м
Длина:||9,13 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 1620 л.с.

Supermarine Spitfire и Seafire

Варианты Spitfire и Seafire

<...>
   Spitfire Mk IV: прототипы с двигателем Griffon (два); так же обозначались 229 фоторазведчиков (PR) на основе Spitfire Mk V
   Spitfire Mk X: вариант Spitfire PR.Mk XI с гермокабиной, мотор Merlin 77, один с крылом HF; построено 16
   Spitfire Mk XI: невооруженный дальний разведчик с Merlin 61,63 или 70; построен 471
   Spitfire Mk XIII: маловысотный разведчик на базе Spitfire Mk V с Merlin 32 и четырьмя 7,7-мм пулеметами; построено 18
   Spitfire Mk XVIII: истребитель с мотором Griffon с двухступенчатым нагнетателем, каплеобразный фонарь, дополнительный топливный бак, крыло F, вооружение E; Spitfire FR.Mk XVIII (послевоенный Spitfire FR.Mk 18) с фотоаппаратом в хвостовой части фюзеляжа; построено 300
   Spitfire Mk XIX (послевоенный PR.Mk 19): невооруженный разведчик, большинство с гермокабинами, мотор - Griffon с двухступенчатым нагнетателем; построено 225
<...>
Spitfire PR.Mk IG. Данный самолет (R7059) построен как истребитель Mk I и поднялся в воздух в Истлее в феврале 1941 года. В марте он был переоборудован в PR.Mk IG для ведения разведки с малых высот и в мае поступил в первое подразделение фоторазведки (1 PRU), базировавшееся в Сент-Ивале (графство Корнуолл), откуда самолет совершал полеты на разведку Брестской бухты.
The last PR.IV used in the USSR until 1946 (the appearance of the machine is based on written description, no photographs being available). Note the name 'Mable' in Latin characters (often mis-spelled in Russian publications) which must have dated back to its RAF service. In 1944, this Spitfire was flown in the 3rd Squadron of the 118th Independent Reconnaissance Aviation Regiment, among others by Yosif Andreyevich Platonov. In 1946, it went to the museum of the Soviet Northern Fleet in Murmansk, the only complete PR.IV ever to be placed in a museum! Is there anyone among the RAF veterans of the Soviet operations who can identify the Spitfire called 'Mable'?
PR Mk.IV из состава 118-го ОРАП (1945г.)
Clipped-wing Spitfire VB EP688 operating with No 40 Squadron, SAAF, in Italy, August 1943, with "Aboukir" tropical filter and oblique camera installation behind the cockpit.
PR Mk.VII из 451-й эскадрильи RAF (1943г.)
PR Mk.IX из состава 451-й эскадрильи RAF (1944г.)
PR Mk.IX из состава ВВС США (1945г.)
Pink-finished, pressurised Spitfire PR Mk X as operated by No 541 Squadron, RAF Benson, 1945.
Spitfire PR Mk XI in natural metal finish, operated by 7th Photo Group of the USAAF, Mount Farm, Oxon, 1943-44.
Spitfire PR Mk XI in standard RAF colours, operated by 7th Photo Group, USAAF, in the UK, 1943-44.
Spitfire PR Mk XI of No 541 Squadron at RAF Benson, June 1944, in standard PR blue finish.
Spitfire PR.Mk XI. Этот Spitfire PR.Mk XI, номер PL914, принадлежал 14-й эскадрилье 7-й группы фоторазведчиков 8-й Воздушной армии. Эскадрилья в 1944 году находилась в Маунт-Фарм, недалеко от основной базы фоторазведчиков в Бенсоне.
Spitfire FR.Mk XIVE NM821 "Fochinell" принадлежал подразделению тактических разведчиков (2-я эскадрилья), в сентябре 1945 года базировавшемуся в Германии в составе Британских оккупационных ВВС (BAFO).
Многие индийские Spitfire Mk XIV, первоначально летавшие в окраске британских ВВС, позднее были окрашены в серебристый цвет и несли знаки национальной принадлежности Индии, сохранив серийные номера англичан.
Первые Mk XIV для Бельгии были поставлены в стандартном камуфляже британских ВВС, который позднее был смыт. Перед фонарем кабины нанесли антибликовую окраску, также самолеты получили новые опознавательные знаки и серийные номера.
Spitfire Mk XIV ВВС Таиланда летали в серебристой окраске. Тайские PR.Mk 19, включая и бывшие самолеты британских Дальневосточных ВВС, получили опознавательные знаки Таиланда, но сохранили окраску PRU Blue.
Самолет CF-GMZ, бывший FR.Mk XIVE (TZ138), был доставлен в Канаду в конце 1945 года для проведения испытаний в условиях холода. В марте 1949 года самолет был продан. Здесь он изображен в том виде, в котором участвовал в воздушных гонках в Кливленде в 1949 году.
Spitfire FR Mk.XVIIIe из 32-й АЭ Королевских ВВС. Рамат-Давид, май 1948г.
"Спитфайр" F.R.XVIII
60-я эскадрилья - последнее истребительное подразделение британских ВВС, вооруженное Spitfire, - летала на FR.Mk 18 во время конфликта в Малайе. Ее самолеты несли характерные черно-желтые полосы в носовой части.
Spitfire PR.Mk 19. Самолет PS888 отличился тем, что 1 апреля 1954 года выполнил последний в истории британских ВВС боевой вылет Spitfire. Задачей этого полета, произведенного с базы ВВС Селетар в разгар операции "Firedog", было фотографирование позиций малайских повстанцев в джунглях. На следующий день к выполнению таких полетов приступили реактивные Meteor PR.Mk 10. Позднее PS888 был продан Королевским ВВС Таиланда.
Последний находившийся на службе британский Spitfire - PR.Mk 19, номер PS888, из 81 -й эскадрильи (Селетар, Сингапур) - завершил карьеру, выполнив 1 апреля 1954 года фоторазведку района предполагаемого нахождения партизан во время малайского восстания.
В 1950-х годах на Дальнем Востоке большинство PR.Mk 19 было окрашено в цвет PRU Blue (на рисунке - PS888 с серыми верхними поверхностями фюзеляжа) или в цвет натурального металла и несло кокарды вида "Type D".
Швеция получила 50 Spitfire Mk 19 (S.31), окрашенных в цвет PRU Blue, с двухзначным кодом на киле. Цифра "11" на фюзеляже указывает на принадлежность к подразделению Flottilj 11.
Небольшая партия турецких PR.Mk 19 несла камуфляж со знаками национальной принадлежности и трехзначными номерами. Число 133 на борту обозначает номер самолета; Mk 19 турецкой поставки имели серийные номера 6551-6554.