Supermarine Spitfire PR / FR
Варианты:
Supermarine - Spitfire PR / FR - 1939 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1939


Дальний разведчик
Описание:
Spitfire PR
Spitfire FR
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Ч/б фото (152)

Spitfire PR

На базе истребителя "Спитфайр" было создано целое семейство скоростных невооруженных разведчиков. Сам "Спитфайр" спроектировали в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р. Митчелла. Первый опытный образец истребителя поднялся в воздух 6 марта 1936 г. С мая 1938 г. истребители строили серийно на нескольких заводах. В августе 1939 г. М. Лонгботтом предложил превратить "Спитфайр" в высотный разведчик. В октябре того же года в мастерских в Хестоне провели пробную переделку пары истребителей "Спитфайр" I в фоторазведчики "Спитфайр" А, С них сняли все вооружение и смонтировали по два фотоаппарата в крыльях. Для повышения скорости обшивку ошпаклевали и отполировали. Установили новые фонари кабин с боковыми каплевидными выступами и гнутые козырьки из оргстекла. В дальнейшем велась как доработка истребителей в Хестоне, так и изготовление разведчиков на заводе "Супермарин" в Вулстоне.
Всего выпустили 786 "спитфайров" различных вариантов PR.
Экипаж - 1 чел. Двигатель в зависимости от модификации. Вооружение отсутствует (кроме некоторых вариантов для разведки с малых высот).
Дальние и высотные разведчики "Спитфайр" в годы войны состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1939 г., в США - с октября 1942 г., в Советском Союзе - с ноября того же года.
Выпускались следующие модификации фоторазведчиков (не включая тактические разведчики FR):
   - "Спитфайр" А, первый вариант на базе истребителя "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" III;
   - "Спитфайр" В, отличался от предыдущего типа дополнительным топливным баком в фюзеляже и усовершенствованным фотооборудованием, позднее дорабатывался по типу модификации F;
   - "Спитфайр" С (он же PR.III), кроме фюзеляжного имел дополнительный бак под левым крылом, другой комплект фотооборудования, мотор "Мерлин" III (позднее "Мерлин" 45), часть машин впоследствии переделана в тип F;
   - "Спитфайр" D (PR.IV), дальний разведчик заводского изготовления на базе истребителя типа I с интегральными баками в передней кромке крыла, часть самолетов имела тропические фильтры, поздние серийные машины с планером по образцу истребителя "Спитфайр" V, самый массовый вариант разведчика;
   - "Спитфайр" Е (PR.V), специализированный вариант для съемки с малых высот с дополнительным баком в фюзеляже, поздние машины с планером типа V;
   - "Спитфайр" F (PR.VI), аналог модификации Е с двумя бензобаками под крылом (по типу модификации С) и одним в фюзеляже, увеличенным маслобаком, дополнительными кислородными баллонами, фотоаппаратурой в фюзеляже;
   - "Спитфайр" G (PR.VII), вариант для съемки с малых высот с вооружением 8x7,69 и дополнительным баком в фюзеляже, имел граненый козырек кабины из триплекса (как у истребителей);
   - "Спитфайр" PR.X, высотный разведчик на базе истребителя "Спитфайр" VII с гермокабиной, фотооборудование и баки по типу PR.IV, мотор "Мерлин" 45;
   - "Спитфайр" PR.XI, аналог типа IV на базе истребителя "Спитфайр" IX с универсальным комплектом фотооборудования (четыре варианта установки) и дополнительным маслобаком, первоначально они переделывались из истребителей с мотором "Мерлин" 61/63/63А, затем строились серийно, причем последние серии этих машин получили мотор "Мерлин" 70, убирающееся хвостовое колесо и уширенное вертикальное оперение;
   - "Спитфайр" PR.XIII, специализированный разведчик для фотосъемки с малых высот с мотором "Мерлин" 32, аналог типа PR.VI с вооружением 4x7,69, переделывались из истребителей модификаций IIA, VA, VB и разведчиков PR.VII;
   - "Спитфайр" PR.XIX Ha базе истребителя типа XIV с мотором "Гриффон" 65/66 и крылом от разведчика PR.XI, три фотоаппарата в фюзеляже, начиная с 26-го самолета введена гермокабина и сняты два бензобака в крыле.
Первый боевой вылет "Спитфайра" А состоялся 18 ноября 1939 г., были произведены съемки района Аахена. В ноябре - декабре того же года английские самолеты фотографировали Льеж, Кельн, Кайзерслаутерн, Висбаден, Майнц, заводы Рура. В феврале 1940 г. - вылеты на Вильгельмсхафен и Эмден. До начала июня 1940 г. полеты "спитфайров"-разведчиков совершались как из Англии, так и с аэродромов Франции. В апреле оттуда провели разведку Киля. Но после поражения французской армии все самолеты вернули обратно в Великобританию. Уже в июле 1940 г. "Спитфайр" Е фотографировал немецкие корабли в Булони. В марте 1941 г. разведчик типа PR.IV впервые пролетел над Берлином.
В октябре 1942 г. во время проведения операции "Оратор" английские разведчики PR.IV начали следить за портами и аэродромами Северной Норвегии с аэродромов Кольского полуострова. В ноябре самолеты передали ВВС Северного флота. Впоследствии подобные операции повторялись в 1943 - 1944 гг., каждый раз с передачей "спитфайров" североморцам после их завершения.
На Ближнем Востоке эскадрилью разведывательных "спитфайров" сформировали в конце 1940 г. Для работы в условиях пустынь ее самолеты оснастили дополнительными фильтрами от пыли. В 1941-1943 гг. PR.IV активно использовались в ходе боев в Северной Африке.
В 1944 г. "спитфайры"-фоторазведчики прибыли и на Тихоокеанский театр военных действий. Они вели разведку различных районов Бирмы с баз в Индии вплоть до капитуляции Японии.
С конца 1942 г. самолеты типа PR.IV эксплуатировались одной из эскадрилий 118-го разведывательного полка ВВС Северного флота. Они регулярно фотографировали немецкие порты и аэродромы в Северной Норвегии. В частности, в марте 1945 г. ими был обнаружен новый аэродром в Бардуфоссе. Неоднократно "спитфайры" посылали к Альтен-фьорду, где отстаивался линкор "Тирпиц". Они участвовали в подготовке операций "Брон" и "Параван" против этого грозного корабля. Последний советский PR.IV в 1946 г. передали в музей, но до наших дней он не сохранился.
Некоторое количество "спитфайров"-разведчиков типа PR.XI англичане передали своим союзникам - американцам. Они попали в несколько разведывательных эскадрилий, базировавшихся здесь же, в Великобритании. С октября - ноября 1943 г. американские пилоты стали на них тоже совершать полеты над Германией. Они фотографировали объекты в Вильгельмсхафене, Оснабрюке, Мюнстере и других городах. Последние машины эксплуатировались американцами до марта - апреля 1945 г., после чего их вернули Королевским ВВС. Один самолет использовался военно-воздушным атташе США в Лондоне до января 1948 г.
Производство "спитфайров" в качестве дальних разведчиков прекратили в конце 1945 г. В Королевских ВВС они служили и после завершения Второй мировой войны, в основном в колониях. Во время первой арабо-израильской войны в 1948 - 1949 гг. англичане следили за обеими враждующими сторонами. "Спитфайры" PR.XIX стартовали с баз на Кипре или в Зоне Суэцкого канала и с большой высоты регулярно фотографировали все происходящее. С 1948 г. машины этого же типа использовали в операциях против партизан в Малайе. Там они воевали до декабря 1955 г., когда их заменили реактивными самолетами. В качестве метеоразведчиков "девятнадцатые" служили до 1957 г. В 1954 - 1955 гг. эти машины эксплуатировались ВВС Гонконга (тогда британской колонии).
После Второй мировой войны подержанные разведчики приобрели также Аргентина, Дания, Индия, Норвегия, Турция и Швеция. Единственный аргентинский самолет списали после аварии в ноябре 1951 г. В Дании разведчики получили отдельные звенья при истребительных эскадрильях. Последние из них списали в июне 1955 г. и разрезали на металлолом. Индийские PR.XIX с 1948 по 1958 г. вели съемки пограничных с Пакистаном районов в Кашмире, затем были законсервированы. Турки в 1945 г. самостоятельно переоборудовали в фоторазведчики несколько истребителей модификаций VB/Trop и VC/Trop. Они использовались до 1948 г.
В апреле 1947 г. турецкое правительство приобрело в Великобритании самолеты типов PR.XI и PR.XIX. Эти машины служили до 1958 г. Норвежские разведчики с августа 1949 г. базировались на различных аэродромах на севере страны. Все их списали в мае 1954 г. Больше всего разведывательных "спитфайров", 50 машин, купила Швеция. Последние из них пошли на слом в августе 1955 г. Таиланд приобрел в 1954 г. четыре PR.XIX, но в нелетном состоянии. Их использовали как учебные пособия для авиамехаников.


"Спитфайр" PR.XI||
Размах:||11,23 м
Длина:||9,46 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1760 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||3650 кг
Максимальная скорость:||672 км/ч
Практический потолок:||13 400 м
Дальность:||3200 км

Spitfire FR

Ближний фоторазведчик на базе одноместного истребителя "Спитфайр". Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Истребитель этот был спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Опытный экземпляр "Спитфайра" совершил свой первый полет 5 марта 1936 г., серийное производство истребителей этого типа началось в мае 1938 г. С августа того же года они появились в строевых частях Королевских ВВС.
В 1943 г. непосредственно на фронте начали переделывать истребители "Спитфайр" IX с мотором "Мерлин" 61 в ближние разведчики "Спитфайр" FR IX, устанавливая фотоаппаратуру и частично демонтируя вооружение. Число переделанных таким образом машин неизвестно.
С конца 1943 г. заводы "Супермарин", рассредоточенные в Южной Англии, начали серийно выпускать ближние разведчики на базе модификаций XIV и XVIII.
Серийно выпускались:
   - "Спитфайр" FR XIVe с мотором "Гриффон" 61;
   - "Спитфайр" FR XVIIIe с мотором "Гриффон" 65, удлиненным фюзеляжем, усиленным крылом, увеличенным запасом горючего.
Вооружение обеих модификаций по типу Е: 2x20+2x12,7.
Самолеты типа FR IX с лета 1944 г. использовались во время боевых операций во Франции, позднее в Бельгии, Голландии и Германии. Южноафриканские летчики применяли их в бассейне Средиземного моря. Разведчики "Спитфайр" FR XIV появились на фронте в ноябре 1944 г. и применялись только в Европе. На Дальнем Востоке перевооружение разведывательных эскадрилий закончилось как раз к моменту капитуляции Японии. Самолеты модификации FR.XVIII поступили в войска уже после войны. Они служили на Ближнем и Дальнем Востоке.
Разведчики FR XVIII сняли с производства в июне 1945 г.
В послевоенный период они еще некоторое время находились на вооружении в Бельгии, Канаде, Индии, Италии, Таиланде.


"Спитфайр" FR IX||
Размах:||9,93 м
Длина:||9,13 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 1620 л.с.

Supermarine Spitfire и Seafire

Варианты Spitfire и Seafire

<...>
   Spitfire Mk IV: прототипы с двигателем Griffon (два); так же обозначались 229 фоторазведчиков (PR) на основе Spitfire Mk V
   Spitfire Mk X: вариант Spitfire PR.Mk XI с гермокабиной, мотор Merlin 77, один с крылом HF; построено 16
   Spitfire Mk XI: невооруженный дальний разведчик с Merlin 61,63 или 70; построен 471
   Spitfire Mk XIII: маловысотный разведчик на базе Spitfire Mk V с Merlin 32 и четырьмя 7,7-мм пулеметами; построено 18
   Spitfire Mk XVIII: истребитель с мотором Griffon с двухступенчатым нагнетателем, каплеобразный фонарь, дополнительный топливный бак, крыло F, вооружение E; Spitfire FR.Mk XVIII (послевоенный Spitfire FR.Mk 18) с фотоаппаратом в хвостовой части фюзеляжа; построено 300
   Spitfire Mk XIX (послевоенный PR.Mk 19): невооруженный разведчик, большинство с гермокабинами, мотор - Griffon с двухступенчатым нагнетателем; построено 225
<...>
PR.Mk I
PR.Mk IA. Два истребителя Spitfire Mk IA (№3069 и №3071) переоборудовали в невооруженный фоторазведчик модификации "А". В каждой консоли крыла установили плановые АФА с фокусом 127 мм, а самолеты окрасили в светло-зеленый камуфляж ("Camotint"). На снимке: №3071 выруливает для первого вылета на фоторазведку (Секлин, Франция, 18 ноября 1939 года).
Переделанный в разведчик истребитель "Спитфайр" I, использовавшийся 1-й фоторазведывательной частью британских ВВС
Один из немногих PR.Mk IB, позже захваченных немцами в Дюнкерке
Так как PR.Mk IA имел недостатки (его АФА с фокусом 127 мм давал недостаточно детальные снимки, а дальность действия самолета была ограничена), в январе 1940 года выпустили PR.Mk IB. Он оснащался АФА с фокусом 203 мм и дополнительным баком на 132 л в задней части фюзеляжа. Mk IB окрашивался в новый камуфляж - "синий PRU", было выпущено несколько таких машин. Этот самолет, P9331, в 1940 году летал в составе 212-й эскадрильи.
PR.Mk IC получил под левой консолью 136-л бак и две фотокамеры в блистере под правым крылом
PR.Mk IС (PR.Mk III). "Дальний" PR.Mk IС появился в марте 1940 года, его оборудовали дополнительным 136-литровым топливным баком в блистере под левой консолью крыла, а в противовес установили два АФА с фокусом 203 мм в аналогичном месте под правой консолью. Изображенный здесь самолет, P9385, в 1940 году довели до стандарта PR.Mk IС, он летал в составе 8-го учебного авиаотряда.
Spitfire PR.Mk IС имел большую no сравнению с Mk IB дальность полета за счет 136-литрового топливного бака под левой консолью крыла - противовесом служили два АФА с фокусом 203 мм в плоском блистере под правой консолью.
Разведчики PR.Mk ID получили дополнительные топливные баки в передней кромке крыла
PR.Mk ID (PR.Mk IV). "Супердальний" PR.Mk ID конца 1940 года обладал, согласно описанию, огромной дальностью. Этот Spitfire со специально сконструированным 518-литровым топливным баком (в 2,5 раза больше, чем у Spitfire Mk I) оснащался теми же АФА, что и Mk IF, и позволял осуществлять фотосъемку на большей площади. Mk ID летали на Балтику, в Норвегию и к средиземноморскому побережью Франции. Mk ID (построено более 200) стал самым важным самолетом фоторазведки в 1941-1942 годах. На снимке: самолет с тропическим фильтром Vokes из 2-го авиаотряда фоторазведки (2 PRU), Гелиополис, Египет.
PR.Mk IE (PR.Mk V). Необходимость получения снимков, сделанных с близкого расстояния, и дополнительные требования к фоторазведчику (способность осуществлять съемку с уровня нижней кромки облаков, когда погодные условия не позволяют осуществлять высотные вылеты) привели к созданию PR.Mk IE в середине 1940 года. Маловысотные полеты, известные как "полеты по квадратам", потребовали установки АФА для перспективной съемки в каждой консоли крыла - объектив был направлен назад-вниз. Вероятно, был выпущен только один Mk IE (№3111, на снимке).
Spitfire I N3117 of the Photographic Reconnaissance Unit was converted to a PR.V and flew with 2 Camouflage Unit before serving with PRU.
К взлету готовится PR.Mk IE Алистера Тэйлора
PR.Mk IF (PR.Mk VI). Потребность в увеличении дальности полета привела к созданию новых фоторазведчиков семейства Spitfire. В июле 1940 года появился PR.Mk IF, затем - Mk ID, так называемый "сверхдальний" самолет с радиусом действия около 160 км, т.е. больше чем Mk IС, благодаря второму 136-литровому баку в блистере крыла. В задней части фюзеляжа устанавливались два АФА с фокусом 203 мм или 508 мм.
PR.Mk IG (PR.Mk VII). Последний вариант фоторазведчика Spitfire на основе истребителя Mk I, маловысотный Mk IG, отличался от первых модификаций наличием восьми 7,7-мм пулеметов и только одного 132-литрового бака за кабиной. Он нес три АФА: один перспективный с фокусом 127 мм за кабиной, а ниже него - два плановых с фокусом 356 мм.
Разведчик PR.Mk IG в стандартном истребительном камуфляже. 140-я эскадрилья. 1941г.
Окрашенный в розовый цвет PR.Mk IG
PR.Mk IV
"Спитфайр" PR.IV на аэродроме Бенсон (Англия)
"Спитфайр" PR IV
Port view of the Spitfire PR.IV tested at the NII VVS in late 1942/early 1943. Note the small star on the engine cowling, in addition to those on the side of the fuselage and on the fin/rudder.
Разведчик PR IV
Head-on view of the centre section. The standard under-nose oil tank is visible. Note the non-standard elements of unknown function on the bottom of the oil cooler
Front starboard view of the Spitfire. The quality is very poor, and Russian typescript of the test report is showing through, but the small star on the engine cowling stands out clearly.
"Спитфайр" PR.IV, 118-й орап ВВС Северного флота
Rear port view of the Spitfire PR.IV during tests at the NII VVS. Note that overpainted areas where RAF roundels were painted are prominent on wings, but not on the fuselage
Central section of the fuselage of the Spitfire. The hatch over the oblique camera shows traces of modification, while the windscreen seems a genuine PR Spitfire type
Close-up of the central section of the fuselage with the camera hatch open. Note the PR-style blisters on the hood. The star does not look very regular
Enlarged part of the central section - note the serial AB132 applied with white paint on the oblique camera lens tubing.
The camera system of the Spitfire as removed for testing
Merlin 46 installation of the Spitfire tested at the NII VVS.
PR.Mk V
The parent unit of this Spitfire Mk Vb, EP688, was No 40 Squadron SAAF. One of the Spitfires combining the fighter and reconnaissance roles, it has the oblique camera port aft of the cockpit and Aboukir filter modifications to the carburettor air intake. It is seen here at Gerbini on August 30, 1943, and was eventually written off on April 26, 1945.
PR.Mk IX
Разведчиков PR IX было выпущено всего полтора десятка в ожидании готовности Mk.XI
A Spitfire IX with guns removed, wings clipped and an oblique camera fitted, operating with No 60 Squadron of the South African Air Force.
"Спитфайр" FR IXe южноафриканских ВВС, Средиземноморье, 1945 г.
PR.Mk X
PR X
PR.Mk X, фактически герметизированный вариант Mk XI, популярностью не пользовался, был построен в количестве 16 машин и эксплуатировался в 541-й и 542-й эскадрильях. Главное внешнее отличие - ниже выхлопных патрубков двигателя видны воздухозаборники системы вентиляции кабины.
PR.Mk XI
Опытный разведчик PR XI
Spitfire PR.XI EN654 was photographed by CHARLES E. BROWN.
Vickers Supermarine Spitfire PR Mk XI, PL983
The Supermarine Spitfire PR XI was used by the RAE, along with Republic's P-47 Thunderbolt and North American's P-51 Mustang, to carry out comparative tests into the high speed handling of these machines in late 1943-1944. At this time, the only research route was to 'go fly it' in a real aircraft as no reliable wind tunnel data on flight behaviour between Mach 0.85 and Mach 1.25 could be obtained until the advent of the slotted high speed tunnels at the beginning of the 1950s. As it transpired, the limiting speeds of the test trio varied considerably, the thin-winged Spitfire's being Mach 0.9, that of the P-51 being Mach 0.81 and that for the P-47, a meagre Mach 0.73. Actual aircraft handling varied even more markedly, with the Spitfire proving the most docile, followed relatively closely by the P-51, while the P-47 came a poor third.
"Спитфайр" PR.XI из 541-й эскадрильи британских ВВС, 1944 г.
PR Mk XI с "универсальным" размещением фотокамер из 541-й эскадрильи британских ВВС. Хорошо видны "полосы вторжения", что позволяет датировать фотографию серединой 1944 года (время операции "Оверлорд"), а также два окна для аэрофотоаппаратов в нижней части фюзеляжа.
"Спитфайр" PR.XI из разведывательного звена 2-й авиафлотилии морской авиации Дании
The later broad-chord rudder of the Spitfire PR.Mk XI is well illustrated upper right by PA846/F, seen at Comilla on August 4, 1944. Note the well-worn look and the SEAC-type fuselage roundels painted over Type B roundels.
Subject of “Forty Years On", the Spitfire PR Mk XI PL983 was sponsored by Britannia Airways to compete this year in the Digital Schneider Trophy air race over the Solent. Owned by Roland Fraissinet, it was flown by Mike Searle, seen here in the cockpit with Philip Tillyard, managing director of Trent Aero Engineering, which maintains the aircraft at Castle Donnington.
Roland Fraissinet's Spitfire, PL983.
Operational aircraft in a hangar at Celle. Three Avro Ansons, including PH775, and Supermarine Spitfire XI PL836, in natural metal finish with anti-glare panel on the nose and what appear to be a Flight Lieutenant’s stripes on the fin, suggesting that it was someone’s personal "hack".
Пилот у разведчика "Спитфайр" PR.XI
Уолт Вейтнер у своей "Хай Леди"
One of the Spitfires providing photographic reconnaissance over Sicily was this PR.Mk XI, EN657, seen here at Ponte Olivio on August 16, 1943.
Spitfire P.R. Mk XI PL983 at Old Warden, where it remained in the open for 25 years.
The same aircraft, repainted in PR blue for static exhibition at Old Warden.
The Supermarine Spitfire P.R.XI Photographic Reconnaissance Monoplane (Rolls-Royce Merlin 63 engine).
"Спитфайр" - разведчик в составе 14-й разведэскадрильи 8-й воздушной армии США
"Спитфайр" PR.XI из 14-й фоторазведывательной эскадрильи ВВС армии США, аэродром Маунтайн-фарм (Англия), 1944 г.
Один PR XI стал немецким трофеем
The same aircraft as N74138, at Lympne in August 1948.
"Спитфайр" Mk.XI американского атташе Л.Саттервайта
Spitfire PR XI PL983 was built in 1944 and after the war, in 1947, it was on contract loan to Vickers at Eastleigh for loan to the United States Air Attache. In January 1948 the Spitfire was handed over to Mr Livingstone Satterthwaite, then the American Civil Air Attache, and took up the American registration N74138. During this period the Spitfire was raced by Miss Lettice Curtis, seen here at Lympne on August 28, 1948 where she broke the 100km closed-circuit record with a speed of 313 m.p.h. The Spitfire was presented to the Shuttleworth Trust in 1950 where it became a familiar landmark until August 1975 when it was removed to Duxford for restoration to airworthy condition.
PL983 was flown to Old Warden in 1950 with the Class B markings G-15-109.
"Спитфайр" XI капитана Стори, оснащенный дополнительным 770-л баком перед стартом
The Duxford group seen dismantling Spitfire PL983 at Old Warden for its removal to Duxford on August 30, 1975.
Work progresses at Trent Aero on Roland Fraissinet’s ex-Shuttleworth Spitfire PR.XI, PL983. It is being rebuilt “strictly to Mk XI specifications" with the exception of a Mk IX lower engine cowling to enhance aerodynamics and aesthetics. It will have no cannon or armoured windshield, and will be finished in the standard PR blue scheme. The engine has come from Hovey, the USA specialist company. A first flight is expected in May 1984.
The same aircraft seen at Duxford in June 1976. The undercarriage is not standard!
PR.Mk XIII
Опытный образец "Спитфайра" PR.XIII, предназначенного для съемки с малых высот
PR.Mk XIII. В начале 1943 года вооруженные маловысотные PR.Mk VII (Mk IG) стали заменять на PR.Mk XIII, оснащенные двигателем Merlin 32 (максимальная мощность на высоте 762 м), теми же АФА, что и Mk VII, и четырьмя 7,7-мм пулеметами. Mk XIII оставался в эксплуатации до появления в 1944 году Spitfire FR.Mk XIV.
Разведчик PR XIII
FR.Mk XIV
The Supermarine Spitfire F.R.XIV E Fighter-Reconnaissance Monoplane (Rolls-Royce Griffon 65 engine).
A clipped-wing Spitfire FR.XIVc of 2 Squadron showing the camera port on the port side below the open canopy.
Spitfire FR Mk XIV with clipped wings and rear-view hood.
Supermarine Spitfire F.R.XIV TP440 of No 32 Squadron, based in Palestine and seen at Fayid, Egypt, in 1947 during a goodwill tour of East Africa. Note the squadron's Hunting-horn emblem beneath the windscreen.
Ex-Whitehall Theatre of War Spitfire FR.XIV MV370 at the Aces High Flying Museum at North Weald on April 19, 1986.
Another shot of FR.XIV NM821, this time in camouflage and with a black spinner. The name painted below the exhaust stubs is Fochinell - which is probably what the uncomfortable-looking mechanic draped over the nose is saying.
Spitfire Mk XIV, NH927, in company with many other Spitfires was flown into this MU and destroyed by the simple expedient of dropping concrete blocks on them with the aid of a crane.
Все таиландские Spitfire относились к модификациям Mk XIV и 19 машин с двигателями Griffon (в их число входили и последние из боевых Mk 19 RAF, купленных в 1954 году). На снимке представлен FR.Mk XIV.
Technicians of 4 Squadron RIAT work on their Spitfire XIVs after arrival in Japan after a long sea journey in the carrier HMS 'Vengeance'. They still wear SEAC-style roundels.
The lineup of silver Spitfire FR.XIVs was photographed between January and August 1949 - probably in the spring, judging by the trees in the background on the original print. In the foreground is NM821, which first joined 2 Sqn in August 1945 and finally left the unit in August 1949. Behind it is NH783, with TZ164 and another unidentified Mk XIV in the background. The FR.XIV variant was used for low-level photographic sorties, and was the first Spitfire fitted with a teardrop canopy and lower rear decking.
Fochinell again, this time sporting a white spinner and the squadron code L.
An F Mk XIV of No 2 Squadron in 1945 modified to carry an oblique camera.
Mk XIV NH903, which first joined 2 Sqn in August 1945.
Разведчик "Спитфайр" FR.XIVe из 8-й эскадрильи индийских ВВС, 1946 г.
Базировавшаяся в Тан Сон Нхуте (французский Индокитай) 273-я эскадрилья непродолжительный период, начиная с ноября 1945 года, использовала Spitfire FR.Mk XIV.
После войны осталось много невостребованных британскими ВВС истребителей Spitfire с двигателями Griffon, и эти самолеты сыграли важную роль в возрождении ВВС ряда стран Европы. Характеристики этих машин были настолько высокими, что многие из них продолжали нести службу и после наступления эры реактивной авиации. Эти FR.Mk 14Е из состава бельгийских ВВС несут код "IQ", указывающий на принадлежность истребительной школе в Коксиде, использовавшей эти самолеты с 1948 по 1954 год.
A Spitfire FR XIV of 11 Squadron flies over Mount Daisen in 1947.
Spitfire FR.Mk XIVE TZ138 was sent to Canada during 1945-46 for prolonged winterisation trials. In 1948 it was sold to the Imperial Oil Company of Edmonton, Alberta, registered CF-GMZ and used extensively for air racing. It was later sold in America where it was registered N20E but subsequently became N5505A.
Another view of CF-GMZ gleaming in the sun and ready to take on the Americans at the Cleveland races. The legend on the nose cowling proudly proclaims Edmonton, Canada, to be “The Crossroads of The World”. The aircraft survives today as C-GSPT and is part of Bob Jens’s warbird collection in British Columbia.
Built at the Supermarine factory at Aldermaston to serve in the camera-equipped fighter-reconnaissance role, Spitfire FR.XIVe TZ138 was delivered to the RAF in July 1945 and transported to Canada by ship that November, after which it served with the RCAF. By the summer of 1949 the Griffon-powered fighter had been acquired by RCAF pilots Ken Brown and “Butch” McArthur, registered CF-GMZ and painted in racing colours for the USA’s National Air Races in Cleveland, as seen here.
Breaking for the border? Racing Spitfire FR.XIVe TZ138/N5505A, date and location of photograph unknown. The “Imperial Oil Ltd” legend is still faintly visible above the cheatline on the forward fuselage.
Spencer Flack’s Spitfire XIVc, ex NH904, ex Belgian Air Force and now registered G-FIRE, seen at Elstree on March 14, 1981 on the day of its first flight since restoration. Bought from Sir William Roberts in July 1979, the Spitfire has been carefully rebuilt at Elstree over the past 18 months. Though seen here in primer paint, the aircraft will be painted scarlet overall and will join the owner’s similarly painted Hawker Hunter G-HUNT and Sea Fury G-FURY for the coming airshow season.
Spencer Flack’s Spitfire XIVc, ex NH904, ex Belgian Air Force and now registered G-FIRE, seen at Elstree on March 14, 1981 on the day of its first flight since restoration. Bought from Sir William Roberts in July 1979, the Spitfire has been carefully rebuilt at Elstree over the past 18 months. Though seen here in primer paint, the aircraft will be painted scarlet overall and will join the owner’s similarly painted Hawker Hunter G-HUNT and Sea Fury G-FURY for the coming airshow season.
Now in the USA and wearing unfamiliar clothes is the former Spencer Flack all-red Spitfire XIV G-FIRE. Imported by Bob Pond for his Planes of Fame East Collection, it has been re-registered N8118J.
Spitfire Mk XIV G-FIRE taking off for its display routine.
The dynamic duo - G-HUNT and Flack’s Spitfire FR.XIV G-FIRE perform a scorching high-speed run at the Biggin Hill Air Fair in May 1981. In its obituary, Flight International described Karwowski as having ‘‘a responsible attitude to display flying [which] was exciting but never reckless”.
Spencer Flack’s Spitfire XIVc, ex NH904, ex Belgian Air Force and now registered G-FIRE, seen at Elstree on March 14, 1981 on the day of its first flight since restoration. Bought from Sir William Roberts in July 1979, the Spitfire has been carefully rebuilt at Elstree over the past 18 months. Though seen here in primer paint, the aircraft will be painted scarlet overall and will join the owner’s similarly painted Hawker Hunter G-HUNT and Sea Fury G-FURY for the coming airshow season.
Spencer Flack's Elstree-based Vickers Supermarine Spitfire XIVc, G-FIRE, photographed in the Cambridge area on June 7, 1983, by GORDON BAIN.
Spitfires G-FIRE (Mk. XIVe), AR213 (Ia), P7350 (IIa), PM631 (PR19), AB910 (Vb) and RM689 (XIV) pay tribute to the late Sir Douglas Bader in a “missing man” formation at the Greenham Common Air Tattoo on July 23-24, 1983.
Spitfires G-FIRE (Mk. XIVe), AR213 (Ia), P7350 (IIa), PM631 (PR19), AB910 (Vb) and RM689 (XIV), plus BoBMF Hurricanes PZ865 and LF363 are lined up.
Установка на истребителе Mk.XIV фотокамеры в подфюзеляжном баке
FR.Mk XVIII
"Спитфайр" FR.XVIIIe полете над аэродромом Эль Файюм, 1949 г.
An FR Mk XVIII of No 32 Squadron.
"Спитфайр" XVIIIE, сохранившийся до наших дней
После разделения Британской Индии на несколько государств Spitfire Mk XIV и FR.Mk 18 (базировавшиеся в Канпуре, Пуне и Шринагаре) совместно с Tempest Mk II индийских ВВС на протяжении двух лет использовались для ударов по наземным целям на северо-западной границе и в Кашмире. Также в боевых действиях участвовали PR.Mk 19 101-го звена. Но к середине 1950-х годов Spitfire были практически полностью выведены из состава индийских ВВС, а 14 эскадрилья сдала свои последние Mk 18 в 1957 году. Несколько Mk XIV и 18 (на снимке) использовались в Центральной летной школе в Джодхпуре и летной школой в Амбале до начала 1950-х годов.
Flt Lt Ralph Fisher is seated in a Spitfire F.R.XVIII, and was probably about 20 years old at the time.
The Supermarine Spitfire F.R.Mk.XVIII Fighter-Reconnaissance Monoplane (Rolls-Royce Griffon 65 engine).
Spitfire FR Mk XVIII, with rear-fuselage oblique camera installation.
A rarely photographed ex-Indian Airforce Spitfire FR XVIII RAF s/n SM969 (G-BRAF) at Biggin Hill. Operated by Douglas Arnold (note the squadron letters!) the Spitfire spends its time between Biggin Hill and Hum airports. Its silver paint scheme makes an interesting change from the more usual camouflage.
The Griffon-powered Spitfire Mk XVIII was built in two variants, the F.XVIII as a fighter-bomber and the FR.XVIII, as seen here, as a fighter-reconnaissance variant (note the camera aperture aft of the cockpit). The Mk XVIII had a “low-back” fuselage and teardrop canopy and a further enlarged rudder.
PR.Mk XIX
The Supermarine Spitfire P.R.Mk.XIX Photographic-Reconnaissance Monoplane (Rolls-Royce Griffon 65 engine).
Seen here with a 170gal slipper tank on its centreline, the Griffon-powered Spitfire PR.XIX was the last of the type’s dedicated photo-reconnaissance variants and incorporated a “high-back” fuselage. The most suitable candidate for a potential specialised PR Spitfire variant with a rearward-located cockpit was probably the FR.XVIII.
"Спитфайр" PR.XIX с мотором "Гриффон"
Spitfire PR.XIX PM660 arrived at Celle on May 5, 1947 and is recorded as joining 2 Sqn from there in December 1949.
The author’s favourite Spitfire, in which he made the flight described here. Spitfire PR.XIX PS852, pictured at Kai Tak in the early Fifties, was taken on strength by 81 Sqn in January 1951 and remained with the unit until early 1954, when it was delivered to the Hong Kong Auxiliary Air Force. After a year with the HKAAF, a wheels-up landing ended its Service career.
Spitfire PR.XIX PS890 of 81 Sqn has its F.52 camera changed after a photographic sortie.
Supermarine Spitfire PR.XIX PM514 with No 60 Squadron, RAF; one of 225 PR.XIXs which served with the RAF at home and overseas after the war. Basically a Mk XIV airframe with f modified Mk Vc wings, it had a universal camera installation. The RAF's last operational sortie with a first-line Spitfire was made by a PR.XIX on April 1, 1954.
A relaxed scene around PR Mk XIX PM555, as groundcrew prop up the fuselage like a bar, or perch on the tailplane to enjoy a gossip in the sunshine.
Pilot and groundcrew pose with PR. XIX PM616, which served with the squadron from August 1947 to July 1950.
Spitfire PR.XIX PM632 first joined 2 Sqn in December 1946. It was declared Cat E and scrapped in June 1948.
The author preparing for a flight in a Spitfire PR.XIX from Kai Tak in 1951.
Установка фотокамеры F52 в PR XIX
Two long-focus F.52 cameras being fitted in Spitfire PR.XIX PM620 of 2 Sqn at RAF Wunstorf, Germany, in April 1949.
Опытный PR XIX во время доводки
Послевоенный PR.Mk XIX. Самолет с бортовым кодом "6C" принадлежит опытному фоторазведывательному авиаотряду (Photographic Reconnaissance Development Unit). После войны Mk XIX имелись у Индии, Швеции, Таиланда и Турции, а Дания и Норвегия получили Mk XI.
Spitfire PR.Mk XIX of the Battle of Britain Flight, recently repainted in authentic photoreconnaissance blue markings.
Flying in the late 1950s, in camouflage
A mixed bag comprising, left to right, Strathallan's Hurricane IIB G-AWLW “P3308”, Meteor T.7 WF791 and Vampire T.11 XH304 of the RAFs Vintage Pair, and Spitfire PR.19 PM631 of the RAFs Battle of Britain Flight.
The Royal Air Force Battle of Britain Flight, based at Coltishall, now has four airworthy Spitfires and two Hurricanes on strength, including the Spitfire PR Mk 19 PM631 in the markings of No 11 Squadron and the Hurricane IIC (minus wing cannon) LF363 marked as Douglas Bader's aircraft, LE:D of No 242 Squadron.
This superb plate taken by RICHARD WINSLADE. The aircraft is the Battle of Britain Memorial Flight's Supermarine Spitfire PR XIX PM631. The photograph was taken on June 7, 1984, in the vicinity of Jersey.
Spitfire PR.XIX PM631 of the Battle of Britain Memorial Flight over the English Channel on June 7, 1984.
Один из первых серийных PR XIX еще без герметичной кабины
Supermarine Spitfire PR.XIX PS836 during its tenure with No 81 Sqn, a crucial part of the Far East Air Force’s reconnaissance element. It was a squadron-mate of this aircraft, PS852, in which Ted Powles overflew Chinese territory from Kai Tak in January 1951; PS836 survives today and is undergoing restoration in Thailand.
Another view of Spitfire PR.XIX PS890, its handsome profile somewhat distorted by the shutter blind of the camera, as are the buildings in the background. The pilot was Fg Off Giddens and the photograph was taken at RAF Seletar in March 1953.
With the Battle of Britain Memorial Flight, back in PR blue
Disguised as N3319 "El-K” for Battle of Britain film, September 7, 1968
To boost numbers and to assist in training in 1954 the HKAAF received two Spitfire PR.19s, including PS854 that was delivered to Kai Tak in August
On April 21, 1955, the four surviving Spitfires set off on their final flight - the Queen's Birthday flypast. F.24s VN318 and VN485 are nearest with the PR.19s beyond.
Сохранившийся разведчик PR XIX, использовавшийся до 2000г. для разведки погоды
One of four remaining Spitfire P.R.Mk.19s, PS853 - code letter "C" - is operated by Short Brothers' Flying Services Division Meteorological "Thum" Flight at Woodvale, Lancs. P.R . blue overall with black spinner.
Последний "Спитфайр", снятый с вооружения британских ВВС
Разведчик "Спитфайр" PR.XIX шведских ВВС, октябрь 1948г.
Spitfire Mk 19 PS935, принадлежавший RAF, предполагали передать ВВС Индии, но закончил он свою службу как S.31 31001 в ВВС Швеции. На снимке самолет в окраске своего подразделения Flottilj 11.
Spitfire 36 serialled 31036, was originally coded 56. Its RAF serial was PS909.
40 and 13 were 31040 and 31033, ex-RAF PS881 and PS861.
Spitfire 41 was serialled 31021 and was ex-RAF PS869. It crashed on August 12, 1953, with only 208hr to its credit.
This appears to be 31040, numbered 60 and 40, previously PS875.
Spitfire XIX 60, SAF serial 31040 was ex-RAF PS875. It was scrapped on August 20, 1955, with 440hr logged.
Aircraft 54 serialled 31034, was PM561. Note the strap holding the tail down.
One of the two Spitfires numbered 24 undergoes maintenance.
PR.XIX из 10-го разведывательного полка турецких ВВС
"Спитфайры" в Малайзии
Вооруженные ракетами "Спитфайры" готовятся к вылету на аэродроме Куала-Лумпур
"Спитфайры" из 60-й эскадрильи на аэродроме Куала-Лумпур. 1950г. На дальнем плане "Темпесты II" из 33-й эскадрильи
Подготовка "Спитфайра" к боевому вылету с малазийского аэродрома
"Спитфайр" PR.XIX из состава 81-й эскадрильи, воевавшей в Малайзии до 1954г.
This year’s Air Tattoo at Greenham Common (July 23-24, 1983) hosted the biggest gathering of Spitfires and Hurricanes in this country in recent years. These photographs were taken before and after the display rehearsal on July 21. Here is the Battle of Britain Memorial Flight’s Spitfire PR.19, PM631 (AD-C); behind it is the same unit’s Spitfire Mk.IIa, P7350, carrying a 64 Sqn code, SH-D. In the background are Greenham’s controversial cruise-missile bunkers.
The Battle of Britain Memorial Flight’s Spitfire PR.XIX, PM631, gleams in the sunshine at Cranfield. The aircraft has just been given a major service and repaint by the College of Aeronautics’ Engineering Unit. The work, completed during the first week in May 1985, included changing the propeller and undercarriage, removing both banks of cylinders from the Rolls-Royce Griffon engine for servicing, replacing the wing attachment bolts and control cables, reskinning the tailplane and repairing the fuselage. Many of the replacement parts were made in Cranfield’s own workshops.