RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1939

Дальний разведчик

Spitfire PR

На базе истребителя "Спитфайр" было создано целое семейство скоростных невооруженных разведчиков. Сам "Спитфайр" спроектировали в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р. Митчелла. Первый опытный образец истребителя поднялся в воздух 6 марта 1936 г. С мая 1938 г. истребители строили серийно на нескольких заводах. В августе 1939 г. М. Лонгботтом предложил превратить "Спитфайр" в высотный разведчик. В октябре того же года в мастерских в Хестоне провели пробную переделку пары истребителей "Спитфайр" I в фоторазведчики "Спитфайр" А, С них сняли все вооружение и смонтировали по два фотоаппарата в крыльях. Для повышения скорости обшивку ошпаклевали и отполировали. Установили новые фонари кабин с боковыми каплевидными выступами и гнутые козырьки из оргстекла. В дальнейшем велась как доработка истребителей в Хестоне, так и изготовление разведчиков на заводе "Супермарин" в Вулстоне.
Всего выпустили 786 "спитфайров" различных вариантов PR.
Экипаж - 1 чел. Двигатель в зависимости от модификации. Вооружение отсутствует (кроме некоторых вариантов для разведки с малых высот).
Дальние и высотные разведчики "Спитфайр" в годы войны состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1939 г., в США - с октября 1942 г., в Советском Союзе - с ноября того же года.
Выпускались следующие модификации фоторазведчиков (не включая тактические разведчики FR):
   - "Спитфайр" А, первый вариант на базе истребителя "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" III;
   - "Спитфайр" В, отличался от предыдущего типа дополнительным топливным баком в фюзеляже и усовершенствованным фотооборудованием, позднее дорабатывался по типу модификации F;
   - "Спитфайр" С (он же PR.III), кроме фюзеляжного имел дополнительный бак под левым крылом, другой комплект фотооборудования, мотор "Мерлин" III (позднее "Мерлин" 45), часть машин впоследствии переделана в тип F;
   - "Спитфайр" D (PR.IV), дальний разведчик заводского изготовления на базе истребителя типа I с интегральными баками в передней кромке крыла, часть самолетов имела тропические фильтры, поздние серийные машины с планером по образцу истребителя "Спитфайр" V, самый массовый вариант разведчика;
   - "Спитфайр" Е (PR.V), специализированный вариант для съемки с малых высот с дополнительным баком в фюзеляже, поздние машины с планером типа V;
   - "Спитфайр" F (PR.VI), аналог модификации Е с двумя бензобаками под крылом (по типу модификации С) и одним в фюзеляже, увеличенным маслобаком, дополнительными кислородными баллонами, фотоаппаратурой в фюзеляже;
   - "Спитфайр" G (PR.VII), вариант для съемки с малых высот с вооружением 8x7,69 и дополнительным баком в фюзеляже, имел граненый козырек кабины из триплекса (как у истребителей);
   - "Спитфайр" PR.X, высотный разведчик на базе истребителя "Спитфайр" VII с гермокабиной, фотооборудование и баки по типу PR.IV, мотор "Мерлин" 45;
   - "Спитфайр" PR.XI, аналог типа IV на базе истребителя "Спитфайр" IX с универсальным комплектом фотооборудования (четыре варианта установки) и дополнительным маслобаком, первоначально они переделывались из истребителей с мотором "Мерлин" 61/63/63А, затем строились серийно, причем последние серии этих машин получили мотор "Мерлин" 70, убирающееся хвостовое колесо и уширенное вертикальное оперение;
   - "Спитфайр" PR.XIII, специализированный разведчик для фотосъемки с малых высот с мотором "Мерлин" 32, аналог типа PR.VI с вооружением 4x7,69, переделывались из истребителей модификаций IIA, VA, VB и разведчиков PR.VII;
   - "Спитфайр" PR.XIX Ha базе истребителя типа XIV с мотором "Гриффон" 65/66 и крылом от разведчика PR.XI, три фотоаппарата в фюзеляже, начиная с 26-го самолета введена гермокабина и сняты два бензобака в крыле.
Первый боевой вылет "Спитфайра" А состоялся 18 ноября 1939 г., были произведены съемки района Аахена. В ноябре - декабре того же года английские самолеты фотографировали Льеж, Кельн, Кайзерслаутерн, Висбаден, Майнц, заводы Рура. В феврале 1940 г. - вылеты на Вильгельмсхафен и Эмден. До начала июня 1940 г. полеты "спитфайров"-разведчиков совершались как из Англии, так и с аэродромов Франции. В апреле оттуда провели разведку Киля. Но после поражения французской армии все самолеты вернули обратно в Великобританию. Уже в июле 1940 г. "Спитфайр" Е фотографировал немецкие корабли в Булони. В марте 1941 г. разведчик типа PR.IV впервые пролетел над Берлином.
В октябре 1942 г. во время проведения операции "Оратор" английские разведчики PR.IV начали следить за портами и аэродромами Северной Норвегии с аэродромов Кольского полуострова. В ноябре самолеты передали ВВС Северного флота. Впоследствии подобные операции повторялись в 1943 - 1944 гг., каждый раз с передачей "спитфайров" североморцам после их завершения.
На Ближнем Востоке эскадрилью разведывательных "спитфайров" сформировали в конце 1940 г. Для работы в условиях пустынь ее самолеты оснастили дополнительными фильтрами от пыли. В 1941-1943 гг. PR.IV активно использовались в ходе боев в Северной Африке.
В 1944 г. "спитфайры"-фоторазведчики прибыли и на Тихоокеанский театр военных действий. Они вели разведку различных районов Бирмы с баз в Индии вплоть до капитуляции Японии.
С конца 1942 г. самолеты типа PR.IV эксплуатировались одной из эскадрилий 118-го разведывательного полка ВВС Северного флота. Они регулярно фотографировали немецкие порты и аэродромы в Северной Норвегии. В частности, в марте 1945 г. ими был обнаружен новый аэродром в Бардуфоссе. Неоднократно "спитфайры" посылали к Альтен-фьорду, где отстаивался линкор "Тирпиц". Они участвовали в подготовке операций "Брон" и "Параван" против этого грозного корабля. Последний советский PR.IV в 1946 г. передали в музей, но до наших дней он не сохранился.
Некоторое количество "спитфайров"-разведчиков типа PR.XI англичане передали своим союзникам - американцам. Они попали в несколько разведывательных эскадрилий, базировавшихся здесь же, в Великобритании. С октября - ноября 1943 г. американские пилоты стали на них тоже совершать полеты над Германией. Они фотографировали объекты в Вильгельмсхафене, Оснабрюке, Мюнстере и других городах. Последние машины эксплуатировались американцами до марта - апреля 1945 г., после чего их вернули Королевским ВВС. Один самолет использовался военно-воздушным атташе США в Лондоне до января 1948 г.
Производство "спитфайров" в качестве дальних разведчиков прекратили в конце 1945 г. В Королевских ВВС они служили и после завершения Второй мировой войны, в основном в колониях. Во время первой арабо-израильской войны в 1948 - 1949 гг. англичане следили за обеими враждующими сторонами. "Спитфайры" PR.XIX стартовали с баз на Кипре или в Зоне Суэцкого канала и с большой высоты регулярно фотографировали все происходящее. С 1948 г. машины этого же типа использовали в операциях против партизан в Малайе. Там они воевали до декабря 1955 г., когда их заменили реактивными самолетами. В качестве метеоразведчиков "девятнадцатые" служили до 1957 г. В 1954 - 1955 гг. эти машины эксплуатировались ВВС Гонконга (тогда британской колонии).
После Второй мировой войны подержанные разведчики приобрели также Аргентина, Дания, Индия, Норвегия, Турция и Швеция. Единственный аргентинский самолет списали после аварии в ноябре 1951 г. В Дании разведчики получили отдельные звенья при истребительных эскадрильях. Последние из них списали в июне 1955 г. и разрезали на металлолом. Индийские PR.XIX с 1948 по 1958 г. вели съемки пограничных с Пакистаном районов в Кашмире, затем были законсервированы. Турки в 1945 г. самостоятельно переоборудовали в фоторазведчики несколько истребителей модификаций VB/Trop и VC/Trop. Они использовались до 1948 г.
В апреле 1947 г. турецкое правительство приобрело в Великобритании самолеты типов PR.XI и PR.XIX. Эти машины служили до 1958 г. Норвежские разведчики с августа 1949 г. базировались на различных аэродромах на севере страны. Все их списали в мае 1954 г. Больше всего разведывательных "спитфайров", 50 машин, купила Швеция. Последние из них пошли на слом в августе 1955 г. Таиланд приобрел в 1954 г. четыре PR.XIX, но в нелетном состоянии. Их использовали как учебные пособия для авиамехаников.


"Спитфайр" PR.XI||
Размах:||11,23 м
Длина:||9,46 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1760 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||3650 кг
Максимальная скорость:||672 км/ч
Практический потолок:||13 400 м
Дальность:||3200 км

Показать полностью

Описание:

  • Spitfire PR
  • Spitfire FR
  • Supermarine Spitfire и Seafire
  • Авиация и Космонавтика 2006-08 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (16)

    PR.Mk IA. Два истребителя Spitfire Mk IA (№3069 и №3071) переоборудовали в невооруженный фоторазведчик модификации "А". В каждой консоли крыла установили плановые АФА с фокусом 127 мм, а самолеты окрасили в светло-зеленый камуфляж ("Camotint"). На снимке: №3071 выруливает для первого вылета на фоторазведку (Секлин, Франция, 18 ноября 1939 года).

  • Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны

    Переделанный в разведчик истребитель "Спитфайр" I, использовавшийся 1-й фоторазведывательной частью британских ВВС

  • Мировая Авиация 83

    Один из немногих PR.Mk IB, позже захваченных немцами в Дюнкерке
    Так как PR.Mk IA имел недостатки (его АФА с фокусом 127 мм давал недостаточно детальные снимки, а дальность действия самолета была ограничена), в январе 1940 года выпустили PR.Mk IB. Он оснащался АФА с фокусом 203 мм и дополнительным баком на 132 л в задней части фюзеляжа. Mk IB окрашивался в новый камуфляж - "синий PRU", было выпущено несколько таких машин. Этот самолет, P9331, в 1940 году летал в составе 212-й эскадрильи.

  • Авиация и Космонавтика 2006-08 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (16)

    PR.Mk IC получил под левой консолью 136-л бак и две фотокамеры в блистере под правым крылом

  • Мировая Авиация 83

    PR.Mk IС (PR.Mk III). "Дальний" PR.Mk IС появился в марте 1940 года, его оборудовали дополнительным 136-литровым топливным баком в блистере под левой консолью крыла, а в противовес установили два АФА с фокусом 203 мм в аналогичном месте под правой консолью. Изображенный здесь самолет, P9385, в 1940 году довели до стандарта PR.Mk IС, он летал в составе 8-го учебного авиаотряда.

  • Мировая Авиация 83

    Spitfire PR.Mk IС имел большую no сравнению с Mk IB дальность полета за счет 136-литрового топливного бака под левой консолью крыла - противовесом служили два АФА с фокусом 203 мм в плоском блистере под правой консолью.

  • Авиация и Космонавтика 2006-08 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (16)

    Разведчики PR.Mk ID получили дополнительные топливные баки в передней кромке крыла

  • Мировая Авиация 83

    PR.Mk ID (PR.Mk IV). "Супердальний" PR.Mk ID конца 1940 года обладал, согласно описанию, огромной дальностью. Этот Spitfire со специально сконструированным 518-литровым топливным баком (в 2,5 раза больше, чем у Spitfire Mk I) оснащался теми же АФА, что и Mk IF, и позволял осуществлять фотосъемку на большей площади. Mk ID летали на Балтику, в Норвегию и к средиземноморскому побережью Франции. Mk ID (построено более 200) стал самым важным самолетом фоторазведки в 1941-1942 годах. На снимке: самолет с тропическим фильтром Vokes из 2-го авиаотряда фоторазведки (2 PRU), Гелиополис, Египет.

  • Мировая Авиация 83

    PR.Mk IE (PR.Mk V). Необходимость получения снимков, сделанных с близкого расстояния, и дополнительные требования к фоторазведчику (способность осуществлять съемку с уровня нижней кромки облаков, когда погодные условия не позволяют осуществлять высотные вылеты) привели к созданию PR.Mk IE в середине 1940 года. Маловысотные полеты, известные как "полеты по квадратам", потребовали установки АФА для перспективной съемки в каждой консоли крыла - объектив был направлен назад-вниз. Вероятно, был выпущен только один Mk IE (№3111, на снимке).

  • Aeroplane Monthly 1985-08 / P.Lamboit - Eyes in the sky (3)

    Spitfire I N3117 of the Photographic Reconnaissance Unit was converted to a PR.V and flew with 2 Camouflage Unit before serving with PRU.

  • Мировая Авиация 83

    PR.Mk IF (PR.Mk VI). Потребность в увеличении дальности полета привела к созданию новых фоторазведчиков семейства Spitfire. В июле 1940 года появился PR.Mk IF, затем - Mk ID, так называемый "сверхдальний" самолет с радиусом действия около 160 км, т.е. больше чем Mk IС, благодаря второму 136-литровому баку в блистере крыла. В задней части фюзеляжа устанавливались два АФА с фокусом 203 мм или 508 мм.

  • Мировая Авиация 83

    PR.Mk IG (PR.Mk VII). Последний вариант фоторазведчика Spitfire на основе истребителя Mk I, маловысотный Mk IG, отличался от первых модификаций наличием восьми 7,7-мм пулеметов и только одного 132-литрового бака за кабиной. Он нес три АФА: один перспективный с фокусом 127 мм за кабиной, а ниже него - два плановых с фокусом 356 мм.

  • Авиация и Космонавтика 2006-08 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (16)

    Разведчик PR.Mk IG в стандартном истребительном камуфляже. 140-я эскадрилья. 1941г.

  • Aeroplane Monthly 1979-08 / H.Levy - Overseas Spits

    The parent unit of this Spitfire Mk Vb, EP688, was No 40 Squadron SAAF. One of the Spitfires combining the fighter and reconnaissance roles, it has the oblique camera port aft of the cockpit and Aboukir filter modifications to the carburettor air intake. It is seen here at Gerbini on August 30, 1943, and was eventually written off on April 26, 1945.