Варианты
- Supermarine - Spitfire - 1936 - Великобритания
- Supermarine - Highspeed Spifire - 1938 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire PR / FR - 1939 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.V - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire VB / IXB - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.IX / XVI - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.VI / VII / VIII - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Trainer - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire DB-605 - 1943 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire FR.XIV / FR.XVIII / PR.XIX - 1943 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24 - 1944 - Великобритания
- Isaacs - Spitfire - 1975 - Великобритания
- Thunder Wing - Supermarine Spitfire Mk.IX - 1980 - США
- Jurca - MJ-10 Spit - 1982 - Франция
Spitfire PR
На базе истребителя "Спитфайр" было создано целое семейство скоростных невооруженных разведчиков. Сам "Спитфайр" спроектировали в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р. Митчелла. Первый опытный образец истребителя поднялся в воздух 6 марта 1936 г. С мая 1938 г. истребители строили серийно на нескольких заводах. В августе 1939 г. М. Лонгботтом предложил превратить "Спитфайр" в высотный разведчик. В октябре того же года в мастерских в Хестоне провели пробную переделку пары истребителей "Спитфайр" I в фоторазведчики "Спитфайр" А, С них сняли все вооружение и смонтировали по два фотоаппарата в крыльях. Для повышения скорости обшивку ошпаклевали и отполировали. Установили новые фонари кабин с боковыми каплевидными выступами и гнутые козырьки из оргстекла. В дальнейшем велась как доработка истребителей в Хестоне, так и изготовление разведчиков на заводе "Супермарин" в Вулстоне.
Всего выпустили 786 "спитфайров" различных вариантов PR.
Экипаж - 1 чел. Двигатель в зависимости от модификации. Вооружение отсутствует (кроме некоторых вариантов для разведки с малых высот).
Дальние и высотные разведчики "Спитфайр" в годы войны состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1939 г., в США - с октября 1942 г., в Советском Союзе - с ноября того же года.
Выпускались следующие модификации фоторазведчиков (не включая тактические разведчики FR):
- "Спитфайр" А, первый вариант на базе истребителя "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" III;
- "Спитфайр" В, отличался от предыдущего типа дополнительным топливным баком в фюзеляже и усовершенствованным фотооборудованием, позднее дорабатывался по типу модификации F;
- "Спитфайр" С (он же PR.III), кроме фюзеляжного имел дополнительный бак под левым крылом, другой комплект фотооборудования, мотор "Мерлин" III (позднее "Мерлин" 45), часть машин впоследствии переделана в тип F;
- "Спитфайр" D (PR.IV), дальний разведчик заводского изготовления на базе истребителя типа I с интегральными баками в передней кромке крыла, часть самолетов имела тропические фильтры, поздние серийные машины с планером по образцу истребителя "Спитфайр" V, самый массовый вариант разведчика;
- "Спитфайр" Е (PR.V), специализированный вариант для съемки с малых высот с дополнительным баком в фюзеляже, поздние машины с планером типа V;
- "Спитфайр" F (PR.VI), аналог модификации Е с двумя бензобаками под крылом (по типу модификации С) и одним в фюзеляже, увеличенным маслобаком, дополнительными кислородными баллонами, фотоаппаратурой в фюзеляже;
- "Спитфайр" G (PR.VII), вариант для съемки с малых высот с вооружением 8x7,69 и дополнительным баком в фюзеляже, имел граненый козырек кабины из триплекса (как у истребителей);
- "Спитфайр" PR.X, высотный разведчик на базе истребителя "Спитфайр" VII с гермокабиной, фотооборудование и баки по типу PR.IV, мотор "Мерлин" 45;
- "Спитфайр" PR.XI, аналог типа IV на базе истребителя "Спитфайр" IX с универсальным комплектом фотооборудования (четыре варианта установки) и дополнительным маслобаком, первоначально они переделывались из истребителей с мотором "Мерлин" 61/63/63А, затем строились серийно, причем последние серии этих машин получили мотор "Мерлин" 70, убирающееся хвостовое колесо и уширенное вертикальное оперение;
- "Спитфайр" PR.XIII, специализированный разведчик для фотосъемки с малых высот с мотором "Мерлин" 32, аналог типа PR.VI с вооружением 4x7,69, переделывались из истребителей модификаций IIA, VA, VB и разведчиков PR.VII;
- "Спитфайр" PR.XIX Ha базе истребителя типа XIV с мотором "Гриффон" 65/66 и крылом от разведчика PR.XI, три фотоаппарата в фюзеляже, начиная с 26-го самолета введена гермокабина и сняты два бензобака в крыле.
Первый боевой вылет "Спитфайра" А состоялся 18 ноября 1939 г., были произведены съемки района Аахена. В ноябре - декабре того же года английские самолеты фотографировали Льеж, Кельн, Кайзерслаутерн, Висбаден, Майнц, заводы Рура. В феврале 1940 г. - вылеты на Вильгельмсхафен и Эмден. До начала июня 1940 г. полеты "спитфайров"-разведчиков совершались как из Англии, так и с аэродромов Франции. В апреле оттуда провели разведку Киля. Но после поражения французской армии все самолеты вернули обратно в Великобританию. Уже в июле 1940 г. "Спитфайр" Е фотографировал немецкие корабли в Булони. В марте 1941 г. разведчик типа PR.IV впервые пролетел над Берлином.
В октябре 1942 г. во время проведения операции "Оратор" английские разведчики PR.IV начали следить за портами и аэродромами Северной Норвегии с аэродромов Кольского полуострова. В ноябре самолеты передали ВВС Северного флота. Впоследствии подобные операции повторялись в 1943 - 1944 гг., каждый раз с передачей "спитфайров" североморцам после их завершения.
На Ближнем Востоке эскадрилью разведывательных "спитфайров" сформировали в конце 1940 г. Для работы в условиях пустынь ее самолеты оснастили дополнительными фильтрами от пыли. В 1941-1943 гг. PR.IV активно использовались в ходе боев в Северной Африке.
В 1944 г. "спитфайры"-фоторазведчики прибыли и на Тихоокеанский театр военных действий. Они вели разведку различных районов Бирмы с баз в Индии вплоть до капитуляции Японии.
С конца 1942 г. самолеты типа PR.IV эксплуатировались одной из эскадрилий 118-го разведывательного полка ВВС Северного флота. Они регулярно фотографировали немецкие порты и аэродромы в Северной Норвегии. В частности, в марте 1945 г. ими был обнаружен новый аэродром в Бардуфоссе. Неоднократно "спитфайры" посылали к Альтен-фьорду, где отстаивался линкор "Тирпиц". Они участвовали в подготовке операций "Брон" и "Параван" против этого грозного корабля. Последний советский PR.IV в 1946 г. передали в музей, но до наших дней он не сохранился.
Некоторое количество "спитфайров"-разведчиков типа PR.XI англичане передали своим союзникам - американцам. Они попали в несколько разведывательных эскадрилий, базировавшихся здесь же, в Великобритании. С октября - ноября 1943 г. американские пилоты стали на них тоже совершать полеты над Германией. Они фотографировали объекты в Вильгельмсхафене, Оснабрюке, Мюнстере и других городах. Последние машины эксплуатировались американцами до марта - апреля 1945 г., после чего их вернули Королевским ВВС. Один самолет использовался военно-воздушным атташе США в Лондоне до января 1948 г.
Производство "спитфайров" в качестве дальних разведчиков прекратили в конце 1945 г. В Королевских ВВС они служили и после завершения Второй мировой войны, в основном в колониях. Во время первой арабо-израильской войны в 1948 - 1949 гг. англичане следили за обеими враждующими сторонами. "Спитфайры" PR.XIX стартовали с баз на Кипре или в Зоне Суэцкого канала и с большой высоты регулярно фотографировали все происходящее. С 1948 г. машины этого же типа использовали в операциях против партизан в Малайе. Там они воевали до декабря 1955 г., когда их заменили реактивными самолетами. В качестве метеоразведчиков "девятнадцатые" служили до 1957 г. В 1954 - 1955 гг. эти машины эксплуатировались ВВС Гонконга (тогда британской колонии).
После Второй мировой войны подержанные разведчики приобрели также Аргентина, Дания, Индия, Норвегия, Турция и Швеция. Единственный аргентинский самолет списали после аварии в ноябре 1951 г. В Дании разведчики получили отдельные звенья при истребительных эскадрильях. Последние из них списали в июне 1955 г. и разрезали на металлолом. Индийские PR.XIX с 1948 по 1958 г. вели съемки пограничных с Пакистаном районов в Кашмире, затем были законсервированы. Турки в 1945 г. самостоятельно переоборудовали в фоторазведчики несколько истребителей модификаций VB/Trop и VC/Trop. Они использовались до 1948 г.
В апреле 1947 г. турецкое правительство приобрело в Великобритании самолеты типов PR.XI и PR.XIX. Эти машины служили до 1958 г. Норвежские разведчики с августа 1949 г. базировались на различных аэродромах на севере страны. Все их списали в мае 1954 г. Больше всего разведывательных "спитфайров", 50 машин, купила Швеция. Последние из них пошли на слом в августе 1955 г. Таиланд приобрел в 1954 г. четыре PR.XIX, но в нелетном состоянии. Их использовали как учебные пособия для авиамехаников.
"Спитфайр" PR.XI||
Размах:||11,23 м
Длина:||9,46 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1760 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||3650 кг
Максимальная скорость:||672 км/ч
Практический потолок:||13 400 м
Дальность:||3200 км
Описание:
- Spitfire PR
- Spitfire FR
- Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2006-08 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (16)
PR.Mk IA. Два истребителя Spitfire Mk IA (№3069 и №3071) переоборудовали в невооруженный фоторазведчик модификации "А". В каждой консоли крыла установили плановые АФА с фокусом 127 мм, а самолеты окрасили в светло-зеленый камуфляж ("Camotint"). На снимке: №3071 выруливает для первого вылета на фоторазведку (Секлин, Франция, 18 ноября 1939 года).
-
Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
Переделанный в разведчик истребитель "Спитфайр" I, использовавшийся 1-й фоторазведывательной частью британских ВВС
-
Мировая Авиация 83
Один из немногих PR.Mk IB, позже захваченных немцами в Дюнкерке
Так как PR.Mk IA имел недостатки (его АФА с фокусом 127 мм давал недостаточно детальные снимки, а дальность действия самолета была ограничена), в январе 1940 года выпустили PR.Mk IB. Он оснащался АФА с фокусом 203 мм и дополнительным баком на 132 л в задней части фюзеляжа. Mk IB окрашивался в новый камуфляж - "синий PRU", было выпущено несколько таких машин. Этот самолет, P9331, в 1940 году летал в составе 212-й эскадрильи. -
Авиация и Космонавтика 2006-08 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (16)
PR.Mk IC получил под левой консолью 136-л бак и две фотокамеры в блистере под правым крылом
-
Мировая Авиация 83
PR.Mk IС (PR.Mk III). "Дальний" PR.Mk IС появился в марте 1940 года, его оборудовали дополнительным 136-литровым топливным баком в блистере под левой консолью крыла, а в противовес установили два АФА с фокусом 203 мм в аналогичном месте под правой консолью. Изображенный здесь самолет, P9385, в 1940 году довели до стандарта PR.Mk IС, он летал в составе 8-го учебного авиаотряда.
-
Мировая Авиация 83
Spitfire PR.Mk IС имел большую no сравнению с Mk IB дальность полета за счет 136-литрового топливного бака под левой консолью крыла - противовесом служили два АФА с фокусом 203 мм в плоском блистере под правой консолью.
-
Авиация и Космонавтика 2006-08 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (16)
Разведчики PR.Mk ID получили дополнительные топливные баки в передней кромке крыла
-
Мировая Авиация 83
PR.Mk ID (PR.Mk IV). "Супердальний" PR.Mk ID конца 1940 года обладал, согласно описанию, огромной дальностью. Этот Spitfire со специально сконструированным 518-литровым топливным баком (в 2,5 раза больше, чем у Spitfire Mk I) оснащался теми же АФА, что и Mk IF, и позволял осуществлять фотосъемку на большей площади. Mk ID летали на Балтику, в Норвегию и к средиземноморскому побережью Франции. Mk ID (построено более 200) стал самым важным самолетом фоторазведки в 1941-1942 годах. На снимке: самолет с тропическим фильтром Vokes из 2-го авиаотряда фоторазведки (2 PRU), Гелиополис, Египет.
-
Мировая Авиация 83
PR.Mk IE (PR.Mk V). Необходимость получения снимков, сделанных с близкого расстояния, и дополнительные требования к фоторазведчику (способность осуществлять съемку с уровня нижней кромки облаков, когда погодные условия не позволяют осуществлять высотные вылеты) привели к созданию PR.Mk IE в середине 1940 года. Маловысотные полеты, известные как "полеты по квадратам", потребовали установки АФА для перспективной съемки в каждой консоли крыла - объектив был направлен назад-вниз. Вероятно, был выпущен только один Mk IE (№3111, на снимке).
-
Aeroplane Monthly 1985-08 / P.Lamboit - Eyes in the sky (3)
Spitfire I N3117 of the Photographic Reconnaissance Unit was converted to a PR.V and flew with 2 Camouflage Unit before serving with PRU.
-
Авиация и Космонавтика 2006-08 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (16)
К взлету готовится PR.Mk IE Алистера Тэйлора
-
Мировая Авиация 83
PR.Mk IF (PR.Mk VI). Потребность в увеличении дальности полета привела к созданию новых фоторазведчиков семейства Spitfire. В июле 1940 года появился PR.Mk IF, затем - Mk ID, так называемый "сверхдальний" самолет с радиусом действия около 160 км, т.е. больше чем Mk IС, благодаря второму 136-литровому баку в блистере крыла. В задней части фюзеляжа устанавливались два АФА с фокусом 203 мм или 508 мм.
-
Мировая Авиация 83
PR.Mk IG (PR.Mk VII). Последний вариант фоторазведчика Spitfire на основе истребителя Mk I, маловысотный Mk IG, отличался от первых модификаций наличием восьми 7,7-мм пулеметов и только одного 132-литрового бака за кабиной. Он нес три АФА: один перспективный с фокусом 127 мм за кабиной, а ниже него - два плановых с фокусом 356 мм.
-
Авиация и Космонавтика 2006-08 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (16)
Разведчик PR.Mk IG в стандартном истребительном камуфляже. 140-я эскадрилья. 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-08 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (16)
Окрашенный в розовый цвет PR.Mk IG
-
Aeroplane Monthly 1988-04 / R.Nesbit - Images of War (6)
Spitfire IV PL773 of 3 PRU. These aircraft were painted duck-egg blue.
-
Aeroplane Monthly 1990-12 / Spitfire Notebook (7)
Spitfire PR.IV BR419 was first flown on May 9, 1942.
-
Aeroplane Monthly 1990-12 / Spitfire Notebook (7)
Spitfire PR.IV BP888 photographed in April 1943. Powered by a Rolls-Royce Merlin 46, it was first flown on February 11, 1942.
-
Авиация и Космонавтика 2006-09 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (17)
"Спитфайр" PR.IV на аэродроме Бенсон (Англия)
-
Air Enthusiast 2000-11 / W.Matusiak - Unarmed, Unafraid and Unaccompanied
"Спитфайр" PR IV
Port view of the Spitfire PR.IV tested at the NII VVS in late 1942/early 1943. Note the small star on the engine cowling, in addition to those on the side of the fuselage and on the fin/rudder. -
Air Enthusiast 2000-11 / W.Matusiak - Unarmed, Unafraid and Unaccompanied
Head-on view of the centre section. The standard under-nose oil tank is visible. Note the non-standard elements of unknown function on the bottom of the oil cooler
-
Air Enthusiast 2000-11 / W.Matusiak - Unarmed, Unafraid and Unaccompanied
Front starboard view of the Spitfire. The quality is very poor, and Russian typescript of the test report is showing through, but the small star on the engine cowling stands out clearly.
-
Air Enthusiast 2000-11 / W.Matusiak - Unarmed, Unafraid and Unaccompanied
"Спитфайр" PR.IV, 118-й орап ВВС Северного флота
Rear port view of the Spitfire PR.IV during tests at the NII VVS. Note that overpainted areas where RAF roundels were painted are prominent on wings, but not on the fuselage -
Air Enthusiast 2000-11 / W.Matusiak - Unarmed, Unafraid and Unaccompanied
Central section of the fuselage of the Spitfire. The hatch over the oblique camera shows traces of modification, while the windscreen seems a genuine PR Spitfire type
-
Air Enthusiast 2000-11 / W.Matusiak - Unarmed, Unafraid and Unaccompanied
Close-up of the central section of the fuselage with the camera hatch open. Note the PR-style blisters on the hood. The star does not look very regular
-
Air Enthusiast 2000-11 / W.Matusiak - Unarmed, Unafraid and Unaccompanied
Enlarged part of the central section - note the serial AB132 applied with white paint on the oblique camera lens tubing.
-
Air Enthusiast 2000-11 / W.Matusiak - Unarmed, Unafraid and Unaccompanied
The camera system of the Spitfire as removed for testing
-
Air Enthusiast 2000-11 / W.Matusiak - Unarmed, Unafraid and Unaccompanied
Merlin 46 installation of the Spitfire tested at the NII VVS.
-
Aeroplane Monthly 1979-08 / H.Levy - Overseas Spits
The parent unit of this Spitfire Mk Vb, EP688, was No 40 Squadron SAAF. One of the Spitfires combining the fighter and reconnaissance roles, it has the oblique camera port aft of the cockpit and Aboukir filter modifications to the carburettor air intake. It is seen here at Gerbini on August 30, 1943, and was eventually written off on April 26, 1945.
-
Aeroplane Monthly 1990-12 / Spitfire Notebook (7)
Spitfire PR.VII X4786 photographed in May 1943. Built as a Mk I and first flown in November 1940, this aircraft was converted to a PR.VII and later still became an F.VA.
-
Aeroplane Monthly 1990-12 / Spitfire Notebook (7)
Another view of Spitfire PR.VII X4786.
-
Авиация и Космонавтика 2006-09 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (17)
Разведчиков PR IX было выпущено всего полтора десятка в ожидании готовности Mk.XI
-
Air International 1985-04 / ??? - Spitfire: Simply Superb /Warbirds/ (3)
A Spitfire IX with guns removed, wings clipped and an oblique camera fitted, operating with No 60 Squadron of the South African Air Force.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
"Спитфайр" FR IXe южноафриканских ВВС, Средиземноморье, 1945 г.
-
Мировая Авиация 144
PR.Mk X, фактически герметизированный вариант Mk XI, популярностью не пользовался, был построен в количестве 16 машин и эксплуатировался в 541-й и 542-й эскадрильях. Главное внешнее отличие - ниже выхлопных патрубков двигателя видны воздухозаборники системы вентиляции кабины.
-
Авиация и Космонавтика 2006-09 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (17)
Опытный разведчик PR XI
-
Aeroplane Monthly 1977-09
Spitfire PR.XI EN654 was photographed by CHARLES E. BROWN.
-
Aeroplane Monthly 1984-06
Vickers Supermarine Spitfire PR Mk XI, PL983
-
OS 1 / H.Cowin - X-Planes
The Supermarine Spitfire PR XI was used by the RAE, along with Republic's P-47 Thunderbolt and North American's P-51 Mustang, to carry out comparative tests into the high speed handling of these machines in late 1943-1944. At this time, the only research route was to 'go fly it' in a real aircraft as no reliable wind tunnel data on flight behaviour between Mach 0.85 and Mach 1.25 could be obtained until the advent of the slotted high speed tunnels at the beginning of the 1950s. As it transpired, the limiting speeds of the test trio varied considerably, the thin-winged Spitfire's being Mach 0.9, that of the P-51 being Mach 0.81 and that for the P-47, a meagre Mach 0.73. Actual aircraft handling varied even more markedly, with the Spitfire proving the most docile, followed relatively closely by the P-51, while the P-47 came a poor third.
-
Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
"Спитфайр" PR.XI из 541-й эскадрильи британских ВВС, 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-09 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (17)
PR Mk XI с "универсальным" размещением фотокамер из 541-й эскадрильи британских ВВС. Хорошо видны "полосы вторжения", что позволяет датировать фотографию серединой 1944 года (время операции "Оверлорд"), а также два окна для аэрофотоаппаратов в нижней части фюзеляжа.
-
Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
"Спитфайр" PR.XI из разведывательного звена 2-й авиафлотилии морской авиации Дании
-
Aeroplane Monthly 1988-10 / C.Burkett - A slice of the action
Pictured in this formation arrival of “Hornet Squadron" at “Le Touquet" are Spitfires PL983 flown by Mark Hanna, MH434 piloted by Mark's Father Ray, and ML417 flown by Stephen Grey.
Другие самолёты на фотографии: Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942
-
Aeroplane Monthly 1988-10 / C.Burkett - A slice of the action
The arrival of "Hornet Squadron" at “Le Touquet" (really Marshall's Airport at Cambridge). The Spitfires are ML417, MH434 and PL983, with NH238 and Brian Woodford's Dragon Rapide G-ACZE on the ground.
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Dragon Rapide / Dominie / D.H.89 - Великобритания - 1934Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942
-
Aeroplane Monthly 1979-08 / H.Levy - Overseas Spits
The later broad-chord rudder of the Spitfire PR.Mk XI is well illustrated upper right by PA846/F, seen at Comilla, India, on August 4, 1944. Note the well-worn look and the SEAC-type fuselage roundels painted over Type B roundels.
-
Air International 1986-08
Subject of “Forty Years On", the Spitfire PR Mk XI PL983 was sponsored by Britannia Airways to compete this year in the Digital Schneider Trophy air race over the Solent. Owned by Roland Fraissinet, it was flown by Mike Searle, seen here in the cockpit with Philip Tillyard, managing director of Trent Aero Engineering, which maintains the aircraft at Castle Donnington.
-
Aeroplane Monthly 1984-10 / P.Jarrett - Grapevine
Roland Fraissinet's Spitfire, PL983.
-
Aeroplane Monthly 1974-07 / Personal album
Operational aircraft in a hangar at Celle. Three Avro Ansons, including PH775, and Supermarine Spitfire XI PL836, in natural metal finish with anti-glare panel on the nose and what appear to be a Flight Lieutenant’s stripes on the fin, suggesting that it was someone’s personal "hack".
Другие самолёты на фотографии: Avro Anson X - Великобритания - 1943
-
Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
Пилот у разведчика "Спитфайр" PR.XI
-
Авиация и Космонавтика 2006-09 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (17)
Уолт Вейтнер у своей "Хай Леди"
-
Aeroplane Monthly 1979-08 / H.Levy - Overseas Spits
One of the Spitfires providing photographic reconnaissance over Sicily was this PR.Mk XI, EN657, seen here at Ponte Olivio on August 16, 1943.
-
Aeroplane Monthly 1983-04 / L.Curtis - Shuttleworth's Spitfire P.R.Mk XI
Spitfire P.R. Mk XI PL983 at Old Warden, where it remained in the open for 25 years.
-
Aeroplane Monthly 1983-04 / L.Curtis - Shuttleworth's Spitfire P.R.Mk XI
The same aircraft, repainted in PR blue for static exhibition at Old Warden.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Supermarine Spitfire P.R.XI Photographic Reconnaissance Monoplane (Rolls-Royce Merlin 63 engine).
-
Авиация и Космонавтика 2006-09 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (17)
"Спитфайр" - разведчик в составе 14-й разведэскадрильи 8-й воздушной армии США
-
Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
"Спитфайр" PR.XI из 14-й фоторазведывательной эскадрильи ВВС армии США, аэродром Маунтайн-фарм (Англия), 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-09 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (17)
Один PR XI стал немецким трофеем
-
Aeroplane Monthly 1983-04 / L.Curtis - Shuttleworth's Spitfire P.R.Mk XI
The same aircraft as N74138, at Lympne in August 1948.
-
Авиация и Космонавтика 2007-04 / М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (22)
"Спитфайр" Mk.XI американского атташе Л.Саттервайта
-
Aeroplane Monthly 1982-07 / ??? - Spits in civvies
Spitfire PR XI PL983 was built in 1944 and after the war, in 1947, it was on contract loan to Vickers at Eastleigh for loan to the United States Air Attache. In January 1948 the Spitfire was handed over to Mr Livingstone Satterthwaite, then the American Civil Air Attache, and took up the American registration N74138. During this period the Spitfire was raced by Miss Lettice Curtis, seen here at Lympne on August 28, 1948 where she broke the 100km closed-circuit record with a speed of 313 m.p.h. The Spitfire was presented to the Shuttleworth Trust in 1950 where it became a familiar landmark until August 1975 when it was removed to Duxford for restoration to airworthy condition.
-
Aeroplane Monthly 1983-04 / L.Curtis - Shuttleworth's Spitfire P.R.Mk XI
PL983 was flown to Old Warden in 1950 with the Class B markings G-15-109.
-
Авиация и Космонавтика 2007-04 / М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (22)
"Спитфайр" XI капитана Стори, оснащенный дополнительным 770-л баком перед стартом
-
Aeroplane Monthly 1988-10 / C.Burkett - A slice of the action
This line-up includes Spitfire NH238, Nick Grace's Buchon G-BOML, and Spitfires PL983 and MH434, at Duxford on May 11, 1988.
Другие самолёты на фотографии: Hispano HA-1109/HA-1112 Buchon - Испания - 1945Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942
-
Aeroplane Monthly 1983-04 / L.Curtis - Shuttleworth's Spitfire P.R.Mk XI
The Duxford group seen dismantling Spitfire PL983 at Old Warden for its removal to Duxford on August 30, 1975.
-
Aeroplane Monthly 1984-04 / P.Jarrett - Grapevine
Work progresses at Trent Aero on Roland Fraissinet’s ex-Shuttleworth Spitfire PR.XI, PL983. It is being rebuilt “strictly to Mk XI specifications" with the exception of a Mk IX lower engine cowling to enhance aerodynamics and aesthetics. It will have no cannon or armoured windshield, and will be finished in the standard PR blue scheme. The engine has come from Hovey, the USA specialist company. A first flight is expected in May 1984.
-
Aeroplane Monthly 1983-04 / L.Curtis - Shuttleworth's Spitfire P.R.Mk XI
The same aircraft seen at Duxford in June 1976. The undercarriage is not standard!
-
Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
Опытный образец "Спитфайра" PR.XIII, предназначенного для съемки с малых высот
-
Мировая Авиация 83
PR.Mk XIII. В начале 1943 года вооруженные маловысотные PR.Mk VII (Mk IG) стали заменять на PR.Mk XIII, оснащенные двигателем Merlin 32 (максимальная мощность на высоте 762 м), теми же АФА, что и Mk VII, и четырьмя 7,7-мм пулеметами. Mk XIII оставался в эксплуатации до появления в 1944 году Spitfire FR.Mk XIV.
Тип фотографий
- Боковые проекции (12)
- Цветные фото (7)
- Ч/б фото (71)
- Кабина (1)
- Обломки (4)
- Схемы (8)