Supermarine Spitfire PR / FR
Варианты:
Supermarine - Spitfire PR / FR - 1939 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1939


Дальний разведчик
Описание:
Spitfire PR
Spitfire FR
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Обломки (26)

Spitfire PR

На базе истребителя "Спитфайр" было создано целое семейство скоростных невооруженных разведчиков. Сам "Спитфайр" спроектировали в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р. Митчелла. Первый опытный образец истребителя поднялся в воздух 6 марта 1936 г. С мая 1938 г. истребители строили серийно на нескольких заводах. В августе 1939 г. М. Лонгботтом предложил превратить "Спитфайр" в высотный разведчик. В октябре того же года в мастерских в Хестоне провели пробную переделку пары истребителей "Спитфайр" I в фоторазведчики "Спитфайр" А, С них сняли все вооружение и смонтировали по два фотоаппарата в крыльях. Для повышения скорости обшивку ошпаклевали и отполировали. Установили новые фонари кабин с боковыми каплевидными выступами и гнутые козырьки из оргстекла. В дальнейшем велась как доработка истребителей в Хестоне, так и изготовление разведчиков на заводе "Супермарин" в Вулстоне.
Всего выпустили 786 "спитфайров" различных вариантов PR.
Экипаж - 1 чел. Двигатель в зависимости от модификации. Вооружение отсутствует (кроме некоторых вариантов для разведки с малых высот).
Дальние и высотные разведчики "Спитфайр" в годы войны состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1939 г., в США - с октября 1942 г., в Советском Союзе - с ноября того же года.
Выпускались следующие модификации фоторазведчиков (не включая тактические разведчики FR):
   - "Спитфайр" А, первый вариант на базе истребителя "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" III;
   - "Спитфайр" В, отличался от предыдущего типа дополнительным топливным баком в фюзеляже и усовершенствованным фотооборудованием, позднее дорабатывался по типу модификации F;
   - "Спитфайр" С (он же PR.III), кроме фюзеляжного имел дополнительный бак под левым крылом, другой комплект фотооборудования, мотор "Мерлин" III (позднее "Мерлин" 45), часть машин впоследствии переделана в тип F;
   - "Спитфайр" D (PR.IV), дальний разведчик заводского изготовления на базе истребителя типа I с интегральными баками в передней кромке крыла, часть самолетов имела тропические фильтры, поздние серийные машины с планером по образцу истребителя "Спитфайр" V, самый массовый вариант разведчика;
   - "Спитфайр" Е (PR.V), специализированный вариант для съемки с малых высот с дополнительным баком в фюзеляже, поздние машины с планером типа V;
   - "Спитфайр" F (PR.VI), аналог модификации Е с двумя бензобаками под крылом (по типу модификации С) и одним в фюзеляже, увеличенным маслобаком, дополнительными кислородными баллонами, фотоаппаратурой в фюзеляже;
   - "Спитфайр" G (PR.VII), вариант для съемки с малых высот с вооружением 8x7,69 и дополнительным баком в фюзеляже, имел граненый козырек кабины из триплекса (как у истребителей);
   - "Спитфайр" PR.X, высотный разведчик на базе истребителя "Спитфайр" VII с гермокабиной, фотооборудование и баки по типу PR.IV, мотор "Мерлин" 45;
   - "Спитфайр" PR.XI, аналог типа IV на базе истребителя "Спитфайр" IX с универсальным комплектом фотооборудования (четыре варианта установки) и дополнительным маслобаком, первоначально они переделывались из истребителей с мотором "Мерлин" 61/63/63А, затем строились серийно, причем последние серии этих машин получили мотор "Мерлин" 70, убирающееся хвостовое колесо и уширенное вертикальное оперение;
   - "Спитфайр" PR.XIII, специализированный разведчик для фотосъемки с малых высот с мотором "Мерлин" 32, аналог типа PR.VI с вооружением 4x7,69, переделывались из истребителей модификаций IIA, VA, VB и разведчиков PR.VII;
   - "Спитфайр" PR.XIX Ha базе истребителя типа XIV с мотором "Гриффон" 65/66 и крылом от разведчика PR.XI, три фотоаппарата в фюзеляже, начиная с 26-го самолета введена гермокабина и сняты два бензобака в крыле.
Первый боевой вылет "Спитфайра" А состоялся 18 ноября 1939 г., были произведены съемки района Аахена. В ноябре - декабре того же года английские самолеты фотографировали Льеж, Кельн, Кайзерслаутерн, Висбаден, Майнц, заводы Рура. В феврале 1940 г. - вылеты на Вильгельмсхафен и Эмден. До начала июня 1940 г. полеты "спитфайров"-разведчиков совершались как из Англии, так и с аэродромов Франции. В апреле оттуда провели разведку Киля. Но после поражения французской армии все самолеты вернули обратно в Великобританию. Уже в июле 1940 г. "Спитфайр" Е фотографировал немецкие корабли в Булони. В марте 1941 г. разведчик типа PR.IV впервые пролетел над Берлином.
В октябре 1942 г. во время проведения операции "Оратор" английские разведчики PR.IV начали следить за портами и аэродромами Северной Норвегии с аэродромов Кольского полуострова. В ноябре самолеты передали ВВС Северного флота. Впоследствии подобные операции повторялись в 1943 - 1944 гг., каждый раз с передачей "спитфайров" североморцам после их завершения.
На Ближнем Востоке эскадрилью разведывательных "спитфайров" сформировали в конце 1940 г. Для работы в условиях пустынь ее самолеты оснастили дополнительными фильтрами от пыли. В 1941-1943 гг. PR.IV активно использовались в ходе боев в Северной Африке.
В 1944 г. "спитфайры"-фоторазведчики прибыли и на Тихоокеанский театр военных действий. Они вели разведку различных районов Бирмы с баз в Индии вплоть до капитуляции Японии.
С конца 1942 г. самолеты типа PR.IV эксплуатировались одной из эскадрилий 118-го разведывательного полка ВВС Северного флота. Они регулярно фотографировали немецкие порты и аэродромы в Северной Норвегии. В частности, в марте 1945 г. ими был обнаружен новый аэродром в Бардуфоссе. Неоднократно "спитфайры" посылали к Альтен-фьорду, где отстаивался линкор "Тирпиц". Они участвовали в подготовке операций "Брон" и "Параван" против этого грозного корабля. Последний советский PR.IV в 1946 г. передали в музей, но до наших дней он не сохранился.
Некоторое количество "спитфайров"-разведчиков типа PR.XI англичане передали своим союзникам - американцам. Они попали в несколько разведывательных эскадрилий, базировавшихся здесь же, в Великобритании. С октября - ноября 1943 г. американские пилоты стали на них тоже совершать полеты над Германией. Они фотографировали объекты в Вильгельмсхафене, Оснабрюке, Мюнстере и других городах. Последние машины эксплуатировались американцами до марта - апреля 1945 г., после чего их вернули Королевским ВВС. Один самолет использовался военно-воздушным атташе США в Лондоне до января 1948 г.
Производство "спитфайров" в качестве дальних разведчиков прекратили в конце 1945 г. В Королевских ВВС они служили и после завершения Второй мировой войны, в основном в колониях. Во время первой арабо-израильской войны в 1948 - 1949 гг. англичане следили за обеими враждующими сторонами. "Спитфайры" PR.XIX стартовали с баз на Кипре или в Зоне Суэцкого канала и с большой высоты регулярно фотографировали все происходящее. С 1948 г. машины этого же типа использовали в операциях против партизан в Малайе. Там они воевали до декабря 1955 г., когда их заменили реактивными самолетами. В качестве метеоразведчиков "девятнадцатые" служили до 1957 г. В 1954 - 1955 гг. эти машины эксплуатировались ВВС Гонконга (тогда британской колонии).
После Второй мировой войны подержанные разведчики приобрели также Аргентина, Дания, Индия, Норвегия, Турция и Швеция. Единственный аргентинский самолет списали после аварии в ноябре 1951 г. В Дании разведчики получили отдельные звенья при истребительных эскадрильях. Последние из них списали в июне 1955 г. и разрезали на металлолом. Индийские PR.XIX с 1948 по 1958 г. вели съемки пограничных с Пакистаном районов в Кашмире, затем были законсервированы. Турки в 1945 г. самостоятельно переоборудовали в фоторазведчики несколько истребителей модификаций VB/Trop и VC/Trop. Они использовались до 1948 г.
В апреле 1947 г. турецкое правительство приобрело в Великобритании самолеты типов PR.XI и PR.XIX. Эти машины служили до 1958 г. Норвежские разведчики с августа 1949 г. базировались на различных аэродромах на севере страны. Все их списали в мае 1954 г. Больше всего разведывательных "спитфайров", 50 машин, купила Швеция. Последние из них пошли на слом в августе 1955 г. Таиланд приобрел в 1954 г. четыре PR.XIX, но в нелетном состоянии. Их использовали как учебные пособия для авиамехаников.


"Спитфайр" PR.XI||
Размах:||11,23 м
Длина:||9,46 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1760 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||3650 кг
Максимальная скорость:||672 км/ч
Практический потолок:||13 400 м
Дальность:||3200 км

Spitfire FR

Ближний фоторазведчик на базе одноместного истребителя "Спитфайр". Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Истребитель этот был спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Опытный экземпляр "Спитфайра" совершил свой первый полет 5 марта 1936 г., серийное производство истребителей этого типа началось в мае 1938 г. С августа того же года они появились в строевых частях Королевских ВВС.
В 1943 г. непосредственно на фронте начали переделывать истребители "Спитфайр" IX с мотором "Мерлин" 61 в ближние разведчики "Спитфайр" FR IX, устанавливая фотоаппаратуру и частично демонтируя вооружение. Число переделанных таким образом машин неизвестно.
С конца 1943 г. заводы "Супермарин", рассредоточенные в Южной Англии, начали серийно выпускать ближние разведчики на базе модификаций XIV и XVIII.
Серийно выпускались:
   - "Спитфайр" FR XIVe с мотором "Гриффон" 61;
   - "Спитфайр" FR XVIIIe с мотором "Гриффон" 65, удлиненным фюзеляжем, усиленным крылом, увеличенным запасом горючего.
Вооружение обеих модификаций по типу Е: 2x20+2x12,7.
Самолеты типа FR IX с лета 1944 г. использовались во время боевых операций во Франции, позднее в Бельгии, Голландии и Германии. Южноафриканские летчики применяли их в бассейне Средиземного моря. Разведчики "Спитфайр" FR XIV появились на фронте в ноябре 1944 г. и применялись только в Европе. На Дальнем Востоке перевооружение разведывательных эскадрилий закончилось как раз к моменту капитуляции Японии. Самолеты модификации FR.XVIII поступили в войска уже после войны. Они служили на Ближнем и Дальнем Востоке.
Разведчики FR XVIII сняли с производства в июне 1945 г.
В послевоенный период они еще некоторое время находились на вооружении в Бельгии, Канаде, Индии, Италии, Таиланде.


"Спитфайр" FR IX||
Размах:||9,93 м
Длина:||9,13 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 1620 л.с.

Supermarine Spitfire и Seafire

Варианты Spitfire и Seafire

<...>
   Spitfire Mk IV: прототипы с двигателем Griffon (два); так же обозначались 229 фоторазведчиков (PR) на основе Spitfire Mk V
   Spitfire Mk X: вариант Spitfire PR.Mk XI с гермокабиной, мотор Merlin 77, один с крылом HF; построено 16
   Spitfire Mk XI: невооруженный дальний разведчик с Merlin 61,63 или 70; построен 471
   Spitfire Mk XIII: маловысотный разведчик на базе Spitfire Mk V с Merlin 32 и четырьмя 7,7-мм пулеметами; построено 18
   Spitfire Mk XVIII: истребитель с мотором Griffon с двухступенчатым нагнетателем, каплеобразный фонарь, дополнительный топливный бак, крыло F, вооружение E; Spitfire FR.Mk XVIII (послевоенный Spitfire FR.Mk 18) с фотоаппаратом в хвостовой части фюзеляжа; построено 300
   Spitfire Mk XIX (послевоенный PR.Mk 19): невооруженный разведчик, большинство с гермокабинами, мотор - Griffon с двухступенчатым нагнетателем; построено 225
<...>
On its nose at Woodvale, June 12, 1957
Two views of a portion of the port wing and the bent propeller of a Soviet PR.IV, displayed at the aeronautical museum at Bodo in Norway. Note the remains of a red star, and several different hues of blue and green noticeable on the bottom of the wing.
On May 22, 1948, Egyptian Spitfire IXs attacked Ramat David airfield three times. The first attack received no opposition, but the Egyptian pilots met fierce resistance during the successive attacks. Four Egyptian Spitfires were shot down, and four British airmen were killed. Photographs show various 32 Squadron Spitfire F.R.XVIIIs coded GZ) wrecked by the Egyptian Spitfire IXs. Aircraft damaged during the raid included TP336, TP364, TP443, TP446 and TP450.
On May 22, 1948, Egyptian Spitfire IXs attacked Ramat David airfield three times. The first attack received no opposition, but the Egyptian pilots met fierce resistance during the successive attacks. Four Egyptian Spitfires were shot down, and four British airmen were killed. Photographs show various 32 Squadron Spitfire F.R.XVIIIs coded GZ) wrecked by the Egyptian Spitfire IXs. Aircraft damaged during the raid included TP336, TP364, TP443, TP446 and TP450.
On May 22, 1948, Egyptian Spitfire IXs attacked Ramat David airfield three times. The first attack received no opposition, but the Egyptian pilots met fierce resistance during the successive attacks. Four Egyptian Spitfires were shot down, and four British airmen were killed. Photographs show various 32 Squadron Spitfire F.R.XVIIIs coded GZ) wrecked by the Egyptian Spitfire IXs. Aircraft damaged during the raid included TP336, TP364, TP443, TP446 and TP450.
Spitfire F.R.Mk XIV MV370/T44 at Nagpur.
Spitfire F.R.XVIII TZ232 took off with a jammed throttle. It hit the ground and cartwheeled twice, but miraculously the pilot escaped without injury
Spitfire F.R.XVIII TZ232 took off with a jammed throttle. It hit the ground and cartwheeled twice, but miraculously the pilot escaped without injury
The officer seen standing next to the remains of his Spitfire F.R.XVIII is Colin Sloan. He escaped with just one stitch in his nose.
Both 32 and 208 Squadron later moved to Nicosia in Cyprus, where this photograph was taken.
Spitfire F.R.Mk XVIII TP280/HS654 at Kalaikunda after the undergrowth had been cut away. Note how the prop blades have been hacked off at the roots.
The same aircraft with code letters just visible aft of the cockpit.
Spitfire F.R.Mk XVIII TP280/HS654 as it was discovered at Kalaikunda.
Spitfire F.R.Mk XVIII HS687 as it was found in the Kalaikunda undergrowth. The rudder and elevators are devoid of fabric, ribs and trailing edges.
Crating up the two Spitfire XVIIIs HS687 and TP298 at Kalaikunda.
Spitfire F.R.Mk XVIII TP298 again. Note how some of the paint has worn away to reveal half of the IAF serial number;
Spitfire F.R.Mk XVIII TP298 just after being cleared of undergrowth at Kalaikunda.
Spitfire F.R.Mk XVIII TP298 well and truly buried in the Kalaikunda undergrowth.
The Mk XVIII TP298 as it was found in the Kalaikunda undergrowth.
Spitfire F.R.Mk XVIII HS653 at Barakpor;
This Spitfire F.R.Mk XVIII, TP276/HS653, was collected from Barakpor and was almost intact.
Spitfire F.R.Mk XVIII HS649 at Kalaikunda was under cover but had a broken back.
Wensley Haydon-Baillie, second from left, and Roger Gullick, extreme right, take a breather at Kalaikunda. Spitfire Mk XVIII in the background.
The unhappy remains of Spitfire P.R.XIX PS836 were photographed in the grounds of a school at Chieng Mei in Northern Thailand. The aircraft was presented to Thailand by the USA after World War Two, but its future is unknown.