Поиск по сайту:
Описание
Страна : International
Год : 1992
Средне- и дальнемагистральный авиалайнер большой пассажировместимости
Варианты
- Airbus - A330 - 1992 - International
- Airbus - A330 MRTT / KC-30 Voyager - 2007 - International
- Airbus - A330neo - 2017 - International
- Airbus - Beluga XL - 2018 - International
Airbus Industrie A330
5 июня 1987 года после завершения предпроектных исследований было принято решение о начале полномасштабного проектирования самолетов A330 и A340, способных составить конкуренцию новейшим американским проектам Boeing 767 и 777. Оба новых самолета оптимизированы для эксплуатации на линиях большой протяженности с большим объемом пассажиропотоков. A330 и A340 стали первыми авиалайнерами, спроектированными по "безбумажной" технологии, с использованием компьютеров с программным обеспечением CAD. Самолеты A330 и A340 унифицированы по фюзеляжу, хвостовому оперению, шасси, оборудованию кабин и геометрии крыла. Двухдвигательный A330 предназначен для эксплуатации на линиях средней и большой дальности, A340 с четырьмя двигателями - на линиях очень большой протяженности. Конструкция крыла обоих самолетов в целом одинаковая и отличается лишь силовым набором и механизацией.
На обоих самолетах использована электродистанционная система управления полетом с боковыми ручками управления. Приборное оборудование выполнено по принципу "стеклянной кабины" с использованием цветных многофункциональных индикаторов. Экипаж - два человека. Фюзеляж круглого сечения не отличается от фюзеляжей самолетов A300 и A310, что позволило сэкономить на разработке салонов.
Ключевым фактором, увеличившим эффективность самолетов Airbus нового поколения, стало новое крыло на 40% большей площади, по сравнению с крылом самолета A300-600. Стреловидность крыла по четверти хорды 30 градусов. Новая форма крыла в плане позволила несколько снизить его лобовое сопротивление на крейсерской скорости полета.
Первый A330 впервые поднялся в воздух 2 ноября 1992 года, на самолете были установлены двигатели CF6-80E1A2 тягой по 300,25 кН. В качестве альтернативной силовой установки предусмотрено использование двигателей Rolls-Royce Trent 768/772 с большей тягой. Первый полет A330 с двигателями Rolls-Royce выполнил 31 января 1994 года, за ним последовал A330 с двигателями Pratt & Whitney PW4164/4168 тягой по 302,48 кН.
Европейский и американский сертификаты на модель с двигателями CF6 были получены в октябре 1993 года. Первый самолет A330 авиакомпания "Air Inter" получила в декабре 1993 года, а в январе 1994 года начала его эксплуатацию.
В 2009 году заказчикам предлагаются самолеты A330 в трех вариантах: исходный A330-300, более совершенный A330-200 и грузовой A330-200F. В разработке находится новая модель самолета с увеличенной на 5 т взлетной массой и увеличенной до 12 650 км дальностью полета. Считается, что данный вариант поддержит у вероятных заказчиков интерес к самолетам семейства A330, особенно на фоне аннулирования программы самолета Boeing 787. Базовый вариант A330-300 рассчитан на перевозку 335-440 пассажиров. В качестве силовой установки возможно использование двух двигателей CF6-80E1 или двух PW4164/4168, или двух Trent 768/772 тягой до 316,27 кН. Первый полет A330-200 выполнил 13 августа 1997 года, эксплуатация началась с апреля 1998 года. Основанный на A330-300, он рассчитан на большую дальность полета, имеет укороченный на 5,33 м фюзеляж и усиленное крыло от A340-300. A330-200 способен перевозить 380 пассажиров на расстояние более 12000 км, максимальная взлетная масса самолета доведена до 230000 кг.
Проект A330-400X представляет собой усиленный вариант A330-300 с теми же массовыми характеристиками и силовой установкой и с салонами двух классов для 370 пассажиров в удлиненном на 6,35 м фюзеляже; дальность полета 7300 км.
Ранее планировалось, что в 2009 году должны начаться поставки грузового варианта A330-200F. В передней части фюзеляжа сделана грузовая дверь по типу самолета A300-600F. Кроме того, в передней части фюзеляжа устроены блистеры, позволяющие осматривать носовую опору шасси. Самолет A330-200F предлагается вероятным заказчикам в варианте с двигателями Trent или PW4000.
Консорциум "Airbus" разработал многоцелевой транспортный самолет/самолет-заправщик A330 MRTT (Multi-Role Tanker Transport). Австралия заказала пять таких самолетов под обозначением KC-30A с началом поставок в 2009 году, хотя в октябре 2008 года представители EADS объявили о задержке с началом поставок на девять месяцев.
ВВС Великобритании выбрали A330-200 в качестве прототипа перспективного самолета-заправщика, принятие на вооружение первого самолета намечено на 2011 год. ВВС Великобритании намерены закупить 14 самолетов. EADS и "Northrop Grumman" представили самолет-заправщик KC-300 на базе A330 на конкурс самолета-заправщика KC-X для ВВС США, которым требуется 179 машин для замены устаревших заправщиков KC-135. Самолет KC-330 выиграл конкурс, но контракт на его поставку был оспорен фирмой "Boeing" и американскими политиками. Новое решение по самолету KC-X, как ожидается, будет принято в 2009 году.
Всего к ноябрю 2008 года "Airbus" получил заказов на 1012 самолетов серии A330.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Airbus Industrie A330-300
Тип: средне- и дальнемагистральный авиалайнер большой пассажировместимости
Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя General Electric CF6-80E1A2 тягой по 300,25 кН или два ТРДД Pratt & Whitney PW4164/4168 тягой по 302,48 кН или два ТРДД Rolls-Royce Trent 768/772 тягой по 316,27 кН
Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 12 500 м 930 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 11 900 м 860 км/ч; практический потолок 12 500 м; дальность полета с 335 пассажирами и навигационным запасом топлива на 370 км полета 8350 км
Массы: пустого снаряженного 120000-120850 кг; максимальная взлетная 212 000 кг
Размеры: размах крыла 60,30 м; длина 63,65 м; высота 16,74 м; площадь крыла 363,10м2
Полезная нагрузка: максимальная масса полезной нагрузки 46150 кг
- Описание
Фотографии
-
Air International 2015-04 / News
The DRDO announced at Aero India 2015 that the A330 had been selected as the new airborne early warning and control aircraft for the Indian Air Force.
-
Air International 2023-02 / D.Willis - Watch this space
A cutaway model of the A330-300P2F, showing the main deck and lower holds
-
Air International 2015-09 / News
Iberia's parent company International Airlines Group has firmed commitments for three A330-200s (pictured) and eight A350-900s. The Spanish flag carrier now has 16 A350s and 11 A330-200s on order. The new widebodies will supplement Iberia’s current eight A330-300s and replace the airline’s seven A340-300s.
-
Air International 2018-08 / Airscene
Among a glut of orders announcements for new airliners was a commitment from IAG for more A330s.
-
Air International 2017-05 / Airscene
Level will start flying in June 2017 and will initially operate two A330-200s from Barcelona on routes to North and South America.
-
Air International 2023-10 / A.Dron - So much potential...
Nigeria’s new flag carrier, Nigeria Air, was on the cusp of starting operations, only to have its take-off blocked by lawsuits from other Nigerian airlines
-
Air International 2021-11 / News: Commercial, Military
Avolon has signed up for 30 IAI A330-300 freighter conversions
-
Air International 1994-10 / M.Hirst - Anatomy of an Airliner (2)
Airbus Industrie A330-300
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-01 - AIRCRAFT - FIXED-WING - CIVIL
Airbus A330 alternative interiors (1999)
-
Air International 2014-09 / M.Broadbent - A330neo /Commercial/
Rolls-Royce is the exclusive engine provider with its Trent 7000.
-
Air International 1987-05 / ??? - Airbus ... The Family Grows
Within the next few weeks, Airbus Industrie hopes to be able to launch the A330/A340 large-capacity long-range transports in order to complete its family of designs, capable of meeting virtually all airline needs for aircraft of 150-seat capacity or more. Assuming the A340 is launched, the A330 will follow, using the same wing, a fuselage length of 205 ft 3 in (62,6 m), take-off weight of 449,700 lb (204 000 kg) and fuel capacity of 19,820 Imp gal (90 1001).
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-01 - AIRCRAFT - FIXED-WING - CIVIL
Airbus A330 twin-turbofan airliner, developed in parallel with the A340 (1986)
-
Air Pictorial 1998-03
Airbus A330-200
Тип фотографий
- Боковые проекции (2)
- Цветные фото (272)
- Ч/б фото (7)
- Кабина (12)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (14)