McDonnell Douglas DC-9
Варианты:
McDonnell Douglas - DC-9 - 1965 - США
Страна: США
Год: 1965


Ближне-/среднемагистральный авиалайнер
Douglas DC-9
Фотографии:

Боковые проекции (15)

Douglas DC-9

В начале 1960-х годов компания "Douglas" приступила к работам по проектированию нового ближнемагистрального двухдвигательного реактивного авиалайнера - 26 июля 1963 года началась активная фаза проектирования самолета, получившего обозначение Douglas DC-9, а 25 февраля 1965 года самолет совершил первый полет. Однако на тот момент компания-разработчик получила всего 58 заказов на новую машину, что вызвало некоторую обеспокоенность, прежде чем руководство компании смогло увериться в том, что окупит инвестиции в проект.
   DC-9 представлял собой свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Первые серийные самолеты, модификации DC-9 Series 10 Model 11, имели экипаж в составе двух человек, команду стюардов и пассажирский салон на 80-90 мест. Были созданы два варианта - грузовой (F) и конвертируемый (CF).
   Силовая установка включала два ТРД Pratt & Whitney JT8D-5 тягой по 54,48 кН, которые были установлены по обоим бортам в хвостовой части фюзеляжа. Именно в таком виде 8 декабря 1965 года самолеты поступили в компанию "Delta Airlines". Однако изначальными планами "Douglas" предполагался вывод на рынок нескольких вариантов базового самолета - чтобы удовлетворить запросы как можно большего количества покупателей. В итоге появились различные варианты для гражданских эксплуатантов, а также специальные варианты для военных заказчиков. Самолеты DC-9 Series 30 и последующие модификации были доступны в следующих подвариантах - грузовом (F), конвертируемом (CF) и грузопассажирском (RC).


Варианты

   DC-9 Series 10 Model 15: идентичен Series 10 Model 11, за исключением двигателей JT8D-1 тягой по 62,26 кН, что было вызвано увеличившейся взлетной массой самолета
   DC-9 Series 20: модификация для эксплуатации в жарком климате и высокогорье, крыло - увеличенного на 1,22 м размаха, силовая установка - два ТРД JT8D-9 тягой по 64,48 кН, вместимость - до 90 пассажиров
   DC-9 Series 30: модификация с увеличенным на 4,54 м фюзеляжем и вместимостью 105-119 пассажиров, с размахом крыла как у Series 20; изначально ставились двигатели JT8D-7 тягой по 62,26 кН, но затем стали доступны варианты с двигателями тягой от 64,48 до 71,15 кН каждый
   DC-9 Series 40: вариант Series 30 с удлиненным на 1,92 м фюзеляжем и вместимостью до 132 пассажиров; выпускался только с двигателями тягой от 64,48 до 71,15 кН каждый
   DC-9 Series 50: ближне-/среднемагистральный вариант Series 30, с удлиненным еще на 2,44 м фюзеляжем для обеспечения максимальной вместимости 139 пассажиров; имели обновленный интерьер салона и оснащались двигателями тягой от 68,93 до 71,15 кН
   C-9A Nightingale: авиационный медико-эвакуационный вариант DC-9 Series 30, разработанный для ВВС США (построили 21 самолет)
   C-9B Skytrain II: транспортный самолет обеспечения ВМС США, совмещал в себе отдельные элементы самолетов модификаций DC-9 Series 30 и 40; поставлялись ВМС и КМП США (15 самолетов), а также Кувейту (2 самолета, обозначались как C-9K)
   C-9C: VIP-транспортный вариант, созданный на базе DC-9 Series 30 для ВВС США (построили три самолета)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas DC-9 Series 50

   Тип: ближне-/среднемагистральный авиалайнер
   Силовая установка: два ТРД Pratt & Whitney JT8D-17 тягой по 71,15 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 898 км/ч; крейсерская скорость на маршрутах большой протяженности 821 км/ч; максимальная дальность полета с 97 пассажирами - 3327 км
   Масса: пустого 28068 кг; максимальная взлетная 54885 кг
   Размеры: размах крыла 28,47 м; длина 40,72 м; высота 8,53 м; площадь крыла 92,97 м1
Douglas DC-9-14 N3304L (c/n 45699) of Delta Air Lines. Although the fifth aircraft off the line, this was in fact the first DC-9 delivered to Delta which flew the first commercial DC-9 flight. Whilst this particular aircraft was sold only eight years later, Delta has operated DC-9s and its development the MD-88/90 series, for over 42 years.
Региональная авиакомпания США "Best" эксплуатировала DC-9-15 в конце 1970-х - начале 1980-х годов.
Douglas DC-9-15 (c/n 45739) G-BMAC of British Midland Airways (BMA). Originally delivered to TWA in 1966, it was then bought by BMA (the first DC-9 operator in the UK) in 1980. The DC-9 has never been particularly popular with UK airlines which have preferred its competitors the Boeing 737, BAC One-Eleven and the A320 series.
Douglas DC-9-21 N126NK (c/n 47303) of Valujet. Valujet, a Miami-based low-cost airline, started operations in 1993 with a DC-9-32. After lengthy studies in was found that the DC-9 series was the ideal choice for this type of operation and the airline grew very rapidly, but a crash in 1996 saw the fleet grounded. Due to adverse publicity and unable to get more than ten of its 42 strong fleet airworthy the airline merged with Air Trans in 1997.
McDonnell Douglas DC-9-21 OY-KGD Ubbe Viking, c/n 47302, is one of only 10 of this short-body, long-wing variant produced for SAS, and in service since 1970.
The McDonnell DC-9 Srs 30 PH-MAX in the latest Martinair livery
Douglas DC-9-32 YV286T (c/n 47473) of Aserca Airlines (Aero Servicios Carabobo), Venezuela. The company operates domestic and regional scheduled services to destinations in the Caribbean, Central America and the USA. This particular DC-9 is illustrated in the company's new corporate colours. A testiment to the DC-9s longevity is that the average age of Aserca's current 26 strong DC-9-32 fleet is 34 years.
DC-9-32 EC-BIN Palma de Mallorca, c/n 47089, in the current livery of Spain's airline Iberia. The -32 is a Series 30 variant with a 108,000 lb (48 988 kg) max take-off weight.
The McDonnell Douglas C-9B Skytrain II is a version of the DC-9-32CF convertible freighter (note forward cargo door) operated by the US Navy and US Marine Corps. Bu No 159119 (c/n 47578) is one of 14 acquired.
The Kuwait Air Force is another of the relatively small number of military users of the DC-9, having acquired a pair of DC-9-32CF convertible freighters (c/n 47690/91).
Douglas DC-9-33RC PH-MAN (c/n 47291) of Martinair Holland. Delivered in 1968, this version of the DC-9 has proved a popular and versatile aircraft with its large forward cargo door and easily interchangeable interior. This particular aircraft went on to serve with Hawaiian Airlines, Itavia and American International Airlines before ending up with the US cargo carrier Airborne Express. It was retired in 1985.
JA8426 (c/n 47606) is one of 19 DC-9-41s operated by Toa Domestic Airlines - the only airline to follow SAS in buying this short-range, extended-fuselage version of the Srs 30.
Douglas DC-9-41 N933L (c/n 47617) of Trans World Airlines (TWA). One of 22 delivered to Toa Domestic Airlines in Japan and later sold to TWA, this variant is basically a stretched DC-9-32 with a 6ft 6in longer fuselage. A total of 71 were produced.
DC-9-51 9G-ACM (c/n 47755), in service with Ghana Airways. The Srs 50, longer than the Srs 40, is the last DC-9 variant to retain the original "Douglas Commercial" designation.
Douglas DC-9-51 N420EA (c/n 47689) of Hawaiian Airlines. The longest version of the DC-9 to fly, it had a 8ft 2in fuselage stretch and seats up to 139 passengers. This particular aircraft was delivered in 1975 (20 years after the first revenue DC-9 flight) and was eventually retired at Mojave, California, then later scrapped in 2005.