McDonnell Douglas DC-9
Варианты:
McDonnell Douglas - DC-9 - 1965 - США
Страна: США
Год: 1965


Ближне-/среднемагистральный авиалайнер
Douglas DC-9
Фотографии:

Ч/б фото (41)

Douglas DC-9

В начале 1960-х годов компания "Douglas" приступила к работам по проектированию нового ближнемагистрального двухдвигательного реактивного авиалайнера - 26 июля 1963 года началась активная фаза проектирования самолета, получившего обозначение Douglas DC-9, а 25 февраля 1965 года самолет совершил первый полет. Однако на тот момент компания-разработчик получила всего 58 заказов на новую машину, что вызвало некоторую обеспокоенность, прежде чем руководство компании смогло увериться в том, что окупит инвестиции в проект.
  DC-9 представлял собой свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Первые серийные самолеты, модификации DC-9 Series 10 Model 11, имели экипаж в составе двух человек, команду стюардов и пассажирский салон на 80-90 мест. Были созданы два варианта - грузовой (F) и конвертируемый (CF).
  Силовая установка включала два ТРД Pratt & Whitney JT8D-5 тягой по 54,48 кН, которые были установлены по обоим бортам в хвостовой части фюзеляжа. Именно в таком виде 8 декабря 1965 года самолеты поступили в компанию "Delta Airlines". Однако изначальными планами "Douglas" предполагался вывод на рынок нескольких вариантов базового самолета - чтобы удовлетворить запросы как можно большего количества покупателей. В итоге появились различные варианты для гражданских эксплуатантов, а также специальные варианты для военных заказчиков. Самолеты DC-9 Series 30 и последующие модификации были доступны в следующих подвариантах - грузовом (F), конвертируемом (CF) и грузопассажирском (RC).


Варианты

  DC-9 Series 10 Model 15: идентичен Series 10 Model 11, за исключением двигателей JT8D-1 тягой по 62,26 кН, что было вызвано увеличившейся взлетной массой самолета
  DC-9 Series 20: модификация для эксплуатации в жарком климате и высокогорье, крыло - увеличенного на 1,22 м размаха, силовая установка - два ТРД JT8D-9 тягой по 64,48 кН, вместимость - до 90 пассажиров
  DC-9 Series 30: модификация с увеличенным на 4,54 м фюзеляжем и вместимостью 105-119 пассажиров, с размахом крыла как у Series 20; изначально ставились двигатели JT8D-7 тягой по 62,26 кН, но затем стали доступны варианты с двигателями тягой от 64,48 до 71,15 кН каждый
  DC-9 Series 40: вариант Series 30 с удлиненным на 1,92 м фюзеляжем и вместимостью до 132 пассажиров; выпускался только с двигателями тягой от 64,48 до 71,15 кН каждый
  DC-9 Series 50: ближне-/среднемагистральный вариант Series 30, с удлиненным еще на 2,44 м фюзеляжем для обеспечения максимальной вместимости 139 пассажиров; имели обновленный интерьер салона и оснащались двигателями тягой от 68,93 до 71,15 кН
  C-9A Nightingale: авиационный медико-эвакуационный вариант DC-9 Series 30, разработанный для ВВС США (построили 21 самолет)
  C-9B Skytrain II: транспортный самолет обеспечения ВМС США, совмещал в себе отдельные элементы самолетов модификаций DC-9 Series 30 и 40; поставлялись ВМС и КМП США (15 самолетов), а также Кувейту (2 самолета, обозначались как C-9K)
  C-9C: VIP-транспортный вариант, созданный на базе DC-9 Series 30 для ВВС США (построили три самолета)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas DC-9 Series 50

  Тип: ближне-/среднемагистральный авиалайнер
  Силовая установка: два ТРД Pratt & Whitney JT8D-17 тягой по 71,15 кН
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 898 км/ч; крейсерская скорость на маршрутах большой протяженности 821 км/ч; максимальная дальность полета с 97 пассажирами - 3327 км
  Масса: пустого 28068 кг; максимальная взлетная 54885 кг
  Размеры: размах крыла 28,47 м; длина 40,72 м; высота 8,53 м; площадь крыла 92,97 м1
Выкатка из цеха завода "Douglas" в Лонг-Биче, Калифорния, DC-9 серии 10 состоялась в феврале 1965 года. DC-9-10 был самым короткофюзеляжным самолетом в семействе. На снимке хорошо заметны Т-образное хвостовое оперение и установленные в хвосте фюзеляжа двигатели.
Рождение DC-9. 25 февраля 1965г.: первый полет прототипа (N9DC) одного из самых удачных реактивных лайнеров фирмы "Douglas" - DC-9. Капитан Дж. Дженсен перегнан машину из Лонг-Бич на авиабазу Эдвардс в Калифорнии. Предназначенный для коротких/средних авиалиний и способный перевозить 72-90 пассажиров, DC-9 вышел на линии авиакомпании "Delta Air Lines" 8 декабря 1965 года.
Douglas DC-9 short medium-range jet transport (two Pratt & Whitney JT8D-5 turbofan engines)
Bearing a Douglas company paint scheme, the first DC-9 is shown on an early test flight. It is now in service with Texas International.
Покупателей на Series 12 не нашлось, и выпуск был сосредоточен на Model 14, среди покупателей которой были "Texas International", "Delta Air Lines", "Air Canada",TWA, "Eastern Air Lines", "West Coast Airlines", "Continental" (на фото) и венесуэльская AVENSA. Максимальная взлетная масса Series 14 составляла (41141 кг), включая 318 кг топлива для запуска двигателей и рулежки. Дополнительный запас топлива позволил увеличить дальность Series 14 более чем на 1600 км при стандартной нагрузке. Всего построили три лайнера Series 11 и 54 Series 14.
DC-9-14 с коротким фюзеляжем максимальной пассажировместимостью на 90 человек в окраске первого заказчика самолета - "Delta Air Lines".
The first, and to date only, British operator of the DC-9 is British Midland, whose original Srs 10 is shown here.
A Srs 10 in service with Ozark in the USA.
DC-9-15 HZ-AEB at Heathrow. May 1967. The DC-9s have been sold
The first McDonnell Douglas DC-9-20 flew on 18th September. For short-field operations, it combines the short fuselage of the -10 with the high-lift wing of the -30 and has 14,500-lb. s.t. Pratt & Whitney JT8D-9s
The Srs 30 on which Douglas first flew a pair of JT8D-109 engines in 1975, seen making its first take-off on 9 January that year.
McDonnell Douglas DC-9 Srs 30 in the insignia of Aeromexico Ihe first to be delivered with JT8D-15 engines
Standby of the Martinair Holland fleet for short medium-range operations is the McDonnell Douglas DC-9 Srs 30, of which the company currently operates four examples - one all-passenger and three passenger freight convertibles. The example shown is in the lastest Martinair livery.
McDonnell Douglas DC-9 Series 30 in the insignia of Aviaco
A DC-9 Srs 30 in the smart new colour scheme of US Air (formerly Allegheny), one of the many US regional operators to use the Douglas twin-jet.
Наряду с DC-9-33 (оснащенным двигателями JT8D-9) предлагались три стандартных конвертируемых грузопассажирских или чисто грузовых варианта. "Грузовики" имели в обозначении букву "F". Для других вариантов использовалась система обозначений, введенная для Series 15: конвертируемые машины имели в обозначении "CF" (на фото - DC-9-32CF), а быстроизменяемые - "RC" (rapid-change).
The Douglas DC-9 was selected independently by the three airlines that today make up Republic Airlines, as their initial jet equipment in each case. Republic is now the largest single operator of the DC-9, with four variants in use, from the Srs 10 to Super 80.
The Douglas DC-9 was selected independently by the three airlines that today make up Republic Airlines, as their initial jet equipment in each case. Republic is now the largest single operator of the DC-9, with four variants in use, from the Srs 10 to Super 80.
As well as the DC-9 (on photo, at Los Angeles International), the Boeing 727 was used by Hughes Airwest, making this airline’s fleet a perfect match with Republic's at the time of acquisition.
A DC-9 awaits departure at Atlanta International as passengers load through the jetway. Republic has pioneered the use of "power-back" to permit aircraft to move backwards under their own power from parking as this.
A DC-9 receives attention in the Republic engineering base at Minneapolis/St Paul, recently extended.
Другими военными операторами DC-9 являются Кувейт, получивший два DC-9-32CF (на фото), один из которых был потерян во время войны в Персидском заливе, и Италия, купившая два DC-9-32 для VIP-перевозок.
A windowless DC-9F Srs 30 operated by Alitalia
IPEC Aviation s McDonnell Douglas DC-9-33F VH-IPF "Spirit of Endeavour"
A windowless DC-9F Srs 30 used by Swissair, showing the cargo-loading door open.
The first Srs 30, in Eastern colours, taking-off on its maiden flight on 1 August 1966.
First of nine new McDonnell Douglas DC-9-50s, N991EA, in silver/blue livery, was delivered to Eastern Airlines on 13th July 1977. It is Eastern's 82nd - largest DC-9 fleet in the world
The 800th McDonnell Douglas DC-9 built. OH-LYN, which is the first of six new Series 50s ordered by Finnair, was delivered to Helsinki after installation of its 130 seats on 27th January 1976, staging through Luton. DC-9s have flown 714 million passengers in ten years of service.
Ghana Airways is one of the several airlines to have ordered the DC-9 Srs 50. Well shown in this view are the underwing vortilons as well as the trailing edge flap guides.
The only ground support the DC-9 needs is the ground itself.
DC-9 Series 20 был разработан специально для полетов с коротких ВПП. Поводом для его создания стали требования авиакомпании SAS к лайнеру для замены ее парка Convair CV-440. "Douglas" объединила фюзеляж Series 10 с крылом увеличенного размаха от Series 30 и установила доработанные двигатели JT8D-11 тягой по 67,50 кН, как на DC-9-40. Это позволило эксплуатировать самолет с ВПП длиной не более 1370 м при температуре до 29°С, что полностью удовлетворяло требованиям SAS, которая и стала единственным покупателем этого варианта, начав эксплуатацию первых 10 DC-9-21 в январе 1969 года. Построено всего десять DC-9-20.
24 января 1969г.: авиакомпания SAS первой ввела в эксплуатацию самолеты DC-9-20 с укороченным фюзеляжем и увеличенным размахом крыла для действий с коротких ВПП.
One of the DC-9 Srs 20s in service with SAS, the only operator of this "hot rod" version.
Наряду с DC-9-33 (оснащенным двигателями JT8D-9) предлагались три стандартных конвертируемых грузопассажирских или чисто грузовых варианта. "Грузовики" имели в обозначении букву "F" (на фото - DC-9-33F).
Компания SAS инспирировала разработку двух серий DC-9. Самолеты серии 20 оптимизированы для полетов с коротких ВПП, а серии 40 - обладали повышенной пассажировместимостью. SAS также закупила DC-9-30.
DC-9 Series 40 был создан путем удлинения вставок перед и за крылом стандартного Series 30 на 96,5 см, что позволило разместить два дополнительных ряда кресел, увеличив пассажировместимость до 115 человек. Самолет создавался как и Series 20 под требования компании SAS, нуждавшейся во вместительном лайнере для коротких авиалиний. Но ограниченная дальность полета DC-9-40 не устраивала большинство перевозчиков, поэтому вторым и последним покупателем была японская "ТОА Domestic", получившая 22 машины. Но от SAS был получен крупный заказ на 49 самолетов.
One of the first DC-9 Srs 40s in service with SAS, for whose requirements the type was primarily developed. It has also been purchased by TDA in Japan.
DC-9-40 с фюзеляжем, удлиненным по сравнению с DC-9-30 на 1,87 м, был заказан японской "Toa Domestic Airlines" для коротких внутренних линий с большими пассажиропотоками.
McDonnell Douglas DC-9 Srs 40 in the insignia of Toa Domestic Airlines of Japan
Prototype of the McDonnell Douglas DC-9 Series 50 139-seat short, medium-range transport
The first of 21 DC-9 Srs 30s supplied to the USAF as C-9A Nightingales for medevac duty with special purpose units of the Military Airlift Command.
McDonnell Douglas C-9B Skytrain II (two 14,500 lb; 6,575 kg st Pratt & Whitney JT8D-9 turbofan engines)
One of the US Navy’s C-9B Skytrain IIs as operated by the VR-1 and VR-30 transport squadrons
McDonnell Douglas C-9B Skytrain II two 14,500 lb st Pratt & Whitney JT8D-9 turbofan engines)
A C-9B serving with the US Marine Corps.
Hugh Hefner’s “Big Bunny” - DC-9 N950PB