McDonnell Douglas DC-9
Варианты:
McDonnell Douglas - DC-9 - 1965 - США
Страна: США
Год: 1965


Ближне-/среднемагистральный авиалайнер
Douglas DC-9
Фотографии:

Модели, схемы (13)

Douglas DC-9

В начале 1960-х годов компания "Douglas" приступила к работам по проектированию нового ближнемагистрального двухдвигательного реактивного авиалайнера - 26 июля 1963 года началась активная фаза проектирования самолета, получившего обозначение Douglas DC-9, а 25 февраля 1965 года самолет совершил первый полет. Однако на тот момент компания-разработчик получила всего 58 заказов на новую машину, что вызвало некоторую обеспокоенность, прежде чем руководство компании смогло увериться в том, что окупит инвестиции в проект.
   DC-9 представлял собой свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Первые серийные самолеты, модификации DC-9 Series 10 Model 11, имели экипаж в составе двух человек, команду стюардов и пассажирский салон на 80-90 мест. Были созданы два варианта - грузовой (F) и конвертируемый (CF).
   Силовая установка включала два ТРД Pratt & Whitney JT8D-5 тягой по 54,48 кН, которые были установлены по обоим бортам в хвостовой части фюзеляжа. Именно в таком виде 8 декабря 1965 года самолеты поступили в компанию "Delta Airlines". Однако изначальными планами "Douglas" предполагался вывод на рынок нескольких вариантов базового самолета - чтобы удовлетворить запросы как можно большего количества покупателей. В итоге появились различные варианты для гражданских эксплуатантов, а также специальные варианты для военных заказчиков. Самолеты DC-9 Series 30 и последующие модификации были доступны в следующих подвариантах - грузовом (F), конвертируемом (CF) и грузопассажирском (RC).


Варианты

   DC-9 Series 10 Model 15: идентичен Series 10 Model 11, за исключением двигателей JT8D-1 тягой по 62,26 кН, что было вызвано увеличившейся взлетной массой самолета
   DC-9 Series 20: модификация для эксплуатации в жарком климате и высокогорье, крыло - увеличенного на 1,22 м размаха, силовая установка - два ТРД JT8D-9 тягой по 64,48 кН, вместимость - до 90 пассажиров
   DC-9 Series 30: модификация с увеличенным на 4,54 м фюзеляжем и вместимостью 105-119 пассажиров, с размахом крыла как у Series 20; изначально ставились двигатели JT8D-7 тягой по 62,26 кН, но затем стали доступны варианты с двигателями тягой от 64,48 до 71,15 кН каждый
   DC-9 Series 40: вариант Series 30 с удлиненным на 1,92 м фюзеляжем и вместимостью до 132 пассажиров; выпускался только с двигателями тягой от 64,48 до 71,15 кН каждый
   DC-9 Series 50: ближне-/среднемагистральный вариант Series 30, с удлиненным еще на 2,44 м фюзеляжем для обеспечения максимальной вместимости 139 пассажиров; имели обновленный интерьер салона и оснащались двигателями тягой от 68,93 до 71,15 кН
   C-9A Nightingale: авиационный медико-эвакуационный вариант DC-9 Series 30, разработанный для ВВС США (построили 21 самолет)
   C-9B Skytrain II: транспортный самолет обеспечения ВМС США, совмещал в себе отдельные элементы самолетов модификаций DC-9 Series 30 и 40; поставлялись ВМС и КМП США (15 самолетов), а также Кувейту (2 самолета, обозначались как C-9K)
   C-9C: VIP-транспортный вариант, созданный на базе DC-9 Series 30 для ВВС США (построили три самолета)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas DC-9 Series 50

   Тип: ближне-/среднемагистральный авиалайнер
   Силовая установка: два ТРД Pratt & Whitney JT8D-17 тягой по 71,15 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 898 км/ч; крейсерская скорость на маршрутах большой протяженности 821 км/ч; максимальная дальность полета с 97 пассажирами - 3327 км
   Масса: пустого 28068 кг; максимальная взлетная 54885 кг
   Размеры: размах крыла 28,47 м; длина 40,72 м; высота 8,53 м; площадь крыла 92,97 м1
This DC-9 simulator is part of the training unit facilities at Atlanta.
Hugh Hefner (right) is talked through a model of the proposed layout of the “Big Bunny” by Daniel Czubak, the designer of the jetliner’s interior. At the time, the Playboy DC-9 was by far the largest and most luxurious private aircraft in existence and Hefner’s role in setting the standard for the corporate jet is often overlooked.
Inspired by our article in TAH1 about Playboy chief Hugh Hefner’s private DC-9, N950PB “The Big Bunny”, reader Fred Cross key has made this 1/144th-scale model (complete with handpainted Bunny logo) and presented it to the TAH crew. Thanks, Fred!
A plan view of the layout of the Playboy DC-9, which was divided into three distinct sections: a forward section for conferences and meetings; the living-room area and Hefner’s quarters at the rear.
Stretching rear-engine aircraft. As engines get bulkier and heavier, configuration problems become more difficult. This is particularly true when the engines are located long distances from the aircraft's centre of gravity. The forebody must be lengthened relative to the aftbody to balance the added weight at the back and, as a consequence, the spread between the centre of gravity at full payload and the centre of gravity of the empty aircraft increases rapidly. Nevertheless, Douglas found with its DC-9, even in its earliest days, that it could be stretched by 28% in length (DC-9-10 to DC-9-50) to carry 54% more passengers over increased range.
Evolution of the McDonnell Douglas DC-9 family
Comparative side views depicting (top to bottom) the DC-9 Srs 10/20; Srs 30; Srs 30F/C-9A Nightingale; Srs 40: Srs 50 and Super 80.
Douglas DC-9 twin-jet airliner
Douglas DC-9 twin-jet short/medium-range jet transport
McDonnell Douglas DC-9 Srs 30 transport. Additional side views show Srs 40 (top) and Srs 10 (centre)
McDonnell Douglas C-9B Skytrain II convertible passenger/cargo transport, based on the DC-9 Srs 30
Douglas DC-9-30F
McDonnell Douglas DC-9 Srs 50, the latest "stretched" version of this twin-turbofan transport