RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1958

Вертолет

Транспортно-ударный вертолет

Варианты

Westland Wessex

   Вертолеты Whirlwind, оснащенные турбовальными двигателями, дали специалистам «Westland» возможность оценить потенциал вертолетов с такими силовыми установками. Компания «Westland» начала переговоры с «Sikorsky» по вопросу лицензионного выпуска вертолета S-58. Специалисты «Westland» полагали, что его большие размеры и мощная турбовальная силовая установка позволят эффективно использовать его для противолодочных операций - один вертолет вместо двух Whirlwind, которые действовали в парах в качестве поискового и ударного вертолетов. Однако данные надежды не оправдались. Впрочем, после получения от компании «Sikorsky» одного S-58 компания «Westland» приступила к замене стандартных поршневых двигателей Wright R-1820 на турбовальные Napier Gazelle NGa.11 мощностью 1100 л.с. Первый переоборудованный вертолет был облетан 17 мая 1957 года - он стал демонстратором компании.
   Положительные результаты испытаний послужили причиной продолжения программы - было решено строить прототип вертолета и две предсерийные машины, получившие обозначение Wessex и оснащенные двигателем Gazelle Mk 161 мощностью 1450 л.с. Первоначальный серийный вариант Wessex HAS.Mk 1 (130 вертолетов) поступили в британские ВМС и использовались как противолодочные, а также поставлялись в британскую морскую пехоту, где использовались как транспортные - они могли брать на борт 16 полностью экипированных и вооруженных бойцов.
   Вариант Wessex HC.Mk 2, в целом схожий с предшественником, отличался наличием двух спаренных турбовальных двигателей Bristol Siddeley Gnome мощностью 1350 л.с., причем в случае выхода из строя одного двигателя вертолет продолжал свой полет.
   Британские ВМС приобрели вертолет Wessex HAS. Mk 3, который оснащался более мощным двигателем Gazelle NGa.22 и новой полностью автоматизированной системой управления полетом, что позволяло осуществлять в автоматическом режиме весь процесс противолодочных операций - от вылета до зависания над точкой и посадку. Поздние варианты включали два Wessex HC.Mk 4 (схожие с HC.Mk 2) в варианте VIP-транспортного для королевского летного отряда; Wessex HU.Mk 5 (схожий с HC.Mk 2) в варианте десантного для морской пехоты; гражданский вариант HC.Mk 2, получивший обозначение Wessex Mk 60.
   На экспорт (для австралийских ВМС) строились Wessex HAS.Mk 31, в целом схожие с HAS.Mk 1, но с двигателем Gazelle NGa.13/2 с пониженной до 1540 л.с. мощностью. Вертолеты позже были оснащены противолодочным оборудованием и вооружением и получили новое обозначение HAS. Mk 31B. Кроме того, модификации HC.Mk 2 поставлялись в Иран, Гану и Бруней под обозначениями Wessex Mk 52, Mk 53 и Mk 54, соответственно. В британских ВВС вертолеты Wessex четыре десятилетия стояли на вооружении девяти эскадрилий (начиная с 1962 года), а британские ВМС располагали 18 эскадрильями, вооруженными данными машинами. ВВС и ВМС Великобритании активно применяли данные вертолеты в ходе вооруженных конфликтов в Малайе и Индонезии, во время фолклендской войны и в Северной Ирландии. Примечательно, что шесть вертолетов, ранее принадлежавших британскому флоту, по состоянию на 2013 год все еще остаются на вооружении ВМС Уругвая.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Westland Wessex HC.Mk 2

   Тип: транспортно-ударный вертолет
   Силовая установка: два ТВаД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Gnome Mk 110/111 мощностью по 1350 л. с. (1007 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета на уровне моря 212 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 503 м/мин.; статический потолок без учета влияния земли 1220 м; дальность при стандартном запасе топлива 769 км
   Масса: пустого снаряженного 3767 кг; максимальная взлетная 6123 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 17,07 м; длина с вращающимися винтами 20,04 м; высота 4,93 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 228,81 м2
   Полезная нагрузка: максимальная 1814 кг

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 251

    Вертолеты Wessex HC.Mk 2 британских ВВС использовались в качестве медико-эвакуационных, транспортных и вспомогательных. Данный вертолет принадлежал 72-й эскадрилье.

  • Мировая Авиация 96

    Wessex HAS.Mk 3. Вертолет Wessex HAS.Mk 3, XP142 Humphrey, стал известным благодаря участию в фолклендской войне 1982 года - он активно применялся в операциях британского спецназа на острове Южная Георгия. Именно экипаж этого вертолета эвакуировал две группы спецназа, моторные лодки которых вышли из строя, а затем - обнаружил и атаковал аргентинскую подлодку "Санта Фе". 21 мая вертолет был поврежден во время атаки аргентинскими Dagger корабля, на котором он базировался. В июле 1982 года машину передали в Музей морской авиации, где она и находится до сих пор.

  • Мировая Авиация 84

    Королевский авиаотряд имел для перевозки особ королевской фамилии два вертолета Wessex HCC.Mk 4. В 1995 году отряд перевели с авиабазы Бенсон на авиабазу Нортхольт и объединили с 32-й эскадрильей. Wessex из этой части списали в 1998 году.

  • Авиация и Время 2000-01 / А.Котлобовский - Не числом, а умением /Авиация в локальных конфликтах/

    Westland Wessex HU.5 из 845-й АЭ ВМФ Великобритании применялся в десантных операциях

  • Мировая Авиация 226

    Поисково-спасательные операции стали основной задачей для Wessex НС.Mk2 из 22-й эскадрильи британских ВВС. В Северной Ирландии вертолеты, кроме других задач, обеспечивали поисково-спасательное прикрытие. По своим характеристикам Wessex стали значительным шагом вперед по сравнению с поисково-спасательным вертолетом Whirlwind, который они заменили.
    В ВВС Великобритании Wessex HAR.Mk 2 использовались до 1996 года, когда им на смену пришли Sea King HAR.Mk 3. Однако на этом карьера поисково-спасательных Wessex в ВВС Великобритании не завершилась, так как они продолжали эксплуатироваться в дислоцированных в Элдергроуве (Северная Ирландия) и в Акротири (Кипр) 72-й и 84-й эскадрильях до 2002-2003 годов.

  • Aeroplane Monthly 1987-10 / R.Nesbit - The Yellow Helicopters

    22 Squadron Wessex Mk 2 XT607 hovering above RAF Valley’s training area on April 29, 1987.

  • Мировая Авиация 226

    Wessex HC.Mk 2 массово эксплуатировались в ВВС Великобритании минимум до конца 1994 года, когда был сделан этот снимок. В 1994 году такие вертолеты состояли на вооружении 28-й, 60-й, 72-й и 84-й эскадрилий.

  • Мировая Авиация 226

    Данный Wessex HU.Mk в 1965 году входил в состав 848-й эскадрильи ВМС Великобритании, приписанной к авианосцу "Альбион". 848-я эскадрилья получила вертолеты Wessex в 1964 году.

  • Aeroplane Monthly 1993-03 / Personal album. Military

    Royal Navy Wessex HU.5 XS483 of 848 Sqn bringing in supplies and personnel to a trigonometrical point in the forest. Patrols operated in these areas of valleys, plateaux and near-vertical hills in dense tropical rain forest. Two hundred yards an hour was considered reasonable progress through streams infested with leeches and where a jungle boot had a "life" of two weeks.

  • Aeroplane Monthly 1993-03 / Personal album. Military

    Another 848 Sqn HU.5 over the forest. The squadrons also supported operations against the Indonesian forces by airlifting troops into ambush positions.

  • Aeroplane Monthly 1993-03 / Personal album. Military

    Nangagaat is situated on the confluence of the Rivers Baleh and Gaat. Helicopters stationed here supplied patrols operating in the forest and covered about 350 miles of the 900-mile border.

  • Aeroplane Monthly 1993-03 / Personal album. Military

    An 848 Sqn Wessex HU.5 touches down in a forest clearing. The 100ft trees have been cleared away to provide an area only slightly larger than the diameter of the rotor blades.

  • Мировая Авиация 251

    Последние вертолеты Wessex НС.Mk 2 британских ВВС оставались в эксплуатации в Северной Ирландии (72-я эскадрилья) и на Кипре (84-я эскадрилья, на фотографии). 84-я эскадрилья стала последней, имевшей Wessex на вооружении (списаны в 2003 году).

  • Мировая Авиация 96

    Базировавшаяся на Кипре 84-я эскадрилья эксплуатировала Wessex, включая модификацию HU.Mk 5 (на снимке), с 1982 по 2003 годы. На заключительном этапе она решала в основном поисково-спасательные задачи, а в 2010 году была перевооружена на Griffin HAR.Mk 2.

  • Aeroplane Monthly 1986-03 / Photographic Competition: The Winners

    Action-packed shot of two Royal Navy Wessex helicopters, photographed at RNAS Yeovilton on August 2, 1980.

  • Aeroplane Monthly 1994-04 / 1994 UK Aircraft Collections and Museums Guide
    Регистрационный номер: XS508

    Wessex 5 (SAR) XS508 at HMS Daedalus before transfer to the FAA Museum on June 26,1993.

  • Aeroplane Monthly 1995-12

    “Aren’t you coming in?", said the Duke of York to our columnist, as he arrived at HMS Daedalus.

  • Aeroplane Monthly 1996-07 / 1996 UK Aircraft Collections and Museums Guide
    Регистрационный номер: XS887

    Exhibits at Flambards Village at Helston, which incorporates the Cornwall Aero Park, include Westland Wessex HAS.I XS887.

  • Мировая Авиация 226

    Wessex Королевского звена

  • Мировая Авиация 98

    Гражданские эксплуатанты. Гражданский Wessex Mk 60, вариант военного НС.Mk 2 с двигателем Coupled Gnome, стал смелой попыткой фирмы "Westland" выйти на рынок гражданских вертолетов. Вариант отличался измененной под перевозку пассажиров кабиной с прямоугольными окнами увеличенной площади, как на вертолетах британских ВМС. Третье окно было устроено по левому борту кабины. На стойках основных опор шасси смонтированы баллонеты. Единственный покупатель, "Bristow Helicopter", приобрел 20 вертолетов. Изначально вертолеты использовались для обслуживания нефтепромыслов в Северном море, а затем выполняли подобные работы по всему миру. Постепенно Wessex вытеснялись более современными вертолетами Sikorsky S-61 и Bell 212, а к 1981 году все они были проданы. Часть из них приобрели ВМС Уругвая. Машины, ранее состоявшие на вооружении ВВС Брунея и Ганы, тоже быстро приобрели гражданскую окраску.

  • Мировая Авиация 226

    Для удобства размещения в корабельных ангарах лопасти несущего винта Wessex выполнили складными. На фотографии - Wessex HAS.Mk 1 ВМС Великобритании. Хвостовую балку этого вертолета складывать не стали, длина вертолета со сложенной балкой уменьшается до 8,23 м.

  • Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5

    Westland Wessex HAS.1, a development of the Sikorsky S-58.

  • Мировая Авиация 84

    Три HAS.Mk 3 летали в НИЦ ВВС по испытаниям новой техники и вооружения. Можно заметить установленную в гаргроте поисковую РЛС и опускаемую ГАС в центре нижней части кабины.

  • Мировая Авиация 226

    Этот XS 726 входил в третью партию из 20 Wessex HAS.Mk 1 для ВМС Великобритании и стал одним из восьми вертолетов этой партии, доработанных в HAS.Mk 3. Отличительной особенностью HAS.Mk 3 стал обтекатель за пилоном несущего винта, призванный сделать воздушный поток менее турбулентным. Кроме того, под обтекателем разместили антенну поисковой РЛС Ecko. Противолодочные HAS.Mk 3 использовались также как поисково-спасательные вертолеты.

  • Мировая Авиация 17

    Старый вертолет Wessex HAS.Mk 3 с корабля "Энтрим" имел собственное имя "Humphrey". Вертолет эвакуировал с Южной Георгии патруль спецназа, а также экипажи двух вертолетов Wessex HU.Mk 5, перед которыми стояла задача вывезти с острова этот патруль. Позже "Humphrey" принял участие в потоплении аргентинской субмарины "Санта Фе".

  • Мировая Авиация 96

    Во время фолклендской войны 737-я эскадрилья передала на корабли оперативного соединения три вертолета Wessex HAS.Mk 3. На снимке - XP142, базировавшийся на эсминце "Антрим" и сумевший эвакуировать с ледника Фортуна попавших в беду спецназовцев, а затем - атаковавший аргентинскую подлодку "Санта Фе".

  • Мировая Авиация 226

    Уругвай. После снятия Wessex HC.Mk 2 в 1997 году с вооружения 28-й эскадрильи британских ВВС эти машины немедленно передали Уругваю. Вертолеты, несмотря на почтенный возраст, находились в отменном техническом состоянии. ВВС Уругвая получили 11 Wessex, а уругвайским ВМС отошло пять Wessex HC.Mk 2 (на фотографии), ранее состоявших на вооружении 2-й учебно-тренировочной эскадрильи ВВС Великобритании. Минимум один вертолет находился в пригодном к полетам состоянии в 2009 году.

  • Мировая Авиация 98

    ВМС: Уругвай приступил к эксплуатации Wessex в августе 1991 года с приобретением для своей морской авиации двух Mk 60, ранее принадлежавших компании "Bristow". Вертолеты получили номера 063 и 064. Третий Mk 60 (065) был закуплен в апреле 1994 года. В период гражданской службы вертолеты были оснащены метео-РЛС. В феврале 1998 года парк пополнился пятью НС.Mk 2 (081-085), снятыми с вооружения британских ВВС. Одна из этих машин ранее использовалась 2-м авиационным училищем британских ВВС. Новые уругвайские вертолеты сохранили британскую камуфляжную окраску и серийные номера, но получили маркировку ВМС Уругвая и красную полосу на фюзеляжах, отражающую принадлежность техники ко 2-й эскадрилье. Поступление НС.Mk 2 позволило снять с вооружения два старых Mk 60, один из которых установили на постаменте перед главной базой уругвайских ВМС. НС.Mk 2 с бортовым номером 083 разбился при выполнении поисково-спасательного задания 2 марта 2001 года. Последний Mk 60 (специально окрашенный для полетов в Антарктике) сняли с вооружения 2-й вертолетной эскадрильи "Capitan de Corbeta Carlos Curbelo". В августе 2009 года в эксплуатации оставался один НС.Mk 2 (XR505 постройки 1963 года, на фото), но в настоящее время он, скорее всего, уже снят с вооружения. Карьера всеми любимого Wessex завершилась.

  • Мировая Авиация 98

    Бруней: небольшие ВВС султаната Бруней закупили два Wessex Mk 54, аналогичных HC.Mk 2 британских ВВС (фото). Вертолеты получили бортовые номера 101 и 106. Эксплуатировались машины недолго и были проданы на гражданском рынке.

  • Мировая Авиация 226

    В июне 1961 года Австралия заказала 27 вертолетов Wessex HAS.Mk 31, близких HAS.Mk 1, но оснащенных ТВаД Gazelle 13/2 Mk 162 мощностью 1575 л.с. Первой вертолеты получила в августе 1963 года 817-я эскадрилья, приписанная к авианосцу "Мельбурн". Вертолеты использовались как противолодочные и поисково-спасательные. Австралийские ВМС нашли мощность двигателя недостаточной, поэтому Wessex переоснастили ТВаД Gazelle 22 Mk 165 мощностью 1600 л.с., после чего обозначение изменилось на HAS.Mk 31B. Вертолетами вооружили четыре эскадрильи.

  • Aeroplane Monthly 1990-10 / Personal album. Military

    After hitting a stone wall with its tail, Westland Wessex Mk 1 XS872 lands on the grass outside the Station Flight at RNAS Culdrose, Cornwall in the late Sixties. Operated by 706 Sqn, the helicopter had flown from the Lizard to Predannack and then on to Culdrose in its damaged condition.

  • Мировая Авиация 17

    Бойцы британского спецназа на леднике Фортуна, остров Южная Георгия, приближаются к вертолету Wessex HU.Mk 5 (XT464) из 845-й вертолетной эскадрильи, который потерпел крушение в сложных метеоусловиях. Никто из экипажа вертолета тогда не погиб. Через короткое время разбился еще один вертолет Wessex, направленный для эвакуации все того же патруля.

  • Мировая Авиация 226

    Wessex HC.Mk 2. В августе 1972 года сняли с вооружения последний Westland Whirlwind HAR.Mk 10, эксплуатировавшийся в дислоцированной в Гонконге 28-й эскадрилье британских ВВС. Вертолеты Whirlwind заменили Wessex HC.Mk 2, поставки которых начались в январе. Эти вертолеты использовались до июня 1997 года. Wessex применялся, в основном, как многоцелевой вертолет для решения задач полиции Гонконга и размещенных здесь частей британских войск. До 1978 года эскадрилья базировалась в Кай Так, но из-за возросшей загруженности аэропорта ее пришлось перебазировать в Сек Конг. Изначально на вооружении эскадрильи состояло десять машин Wessex, потом их количество сократилось до восьми, а на момент расформирования в эскадрилье имелось шесть вертолетов. В 2001 году 28-ю эскадрилью переформировали в Бенсоне и вооружили Merlin HC.Mk.

  • Aeroplane Monthly 1984-08 / Painted Wings

    Michael Turner's painting of a Wessex with a submarine.

  • Aeroplane Monthly 1988-12 / P.Masefield - Wren

    Excerpt from Men and machines at the 1960 SBAC Display.

    Другие самолёты на фотографии: Westland Dragonfly / Widgeon - Великобритания - 1948Westland Whirlwind - Великобритания - 1953

  • Air Pictorial 1957-10

    WESTLAND WESSEX. The free-turbine is an extremely flexible engine and many helicopter manufacturers are adopting it as a powerplant. This type of engine is used on the Bell H-40 (HU-1 Iroquois), and many others. As is well known, Westland Aircraft have been building Sikorsky helicopters under licence for some time now, and the latest Westland product is the Wessex, a much-developed version of the Sikorsky S-58. It is now in production for the Royal Navy for anti-submarine duties, and will also be suitable for search and rescue, communications and supply, training, and casualty evacuation. Civil versions of the machine are planned, and these will have room for twelve passengers in three pairs of seats and two three-abreast seats. An ambulance version will have accommodation for eight stretchers and an attendant. The prototype Wessex is powered temporarily by a 1,100-s.h.p. Napier NGa.11 Gazelle free-turbine engine, but it is planned to replace this later with the NGa.13 of 1,450 s.h.p. Production models will all have the more powerful engine. The Sikorsky S.58, from which the Wessex was developed, was imported into this country last year, and the original Wright R-1820-84 piston engine of 1,525 h.p. was replaced by the Gazelle. With this engine the Wessex made its first flight on 17th May last, a flight that lasted 1 hr. 5 min., during which time the machine handled perfectly. A start-from-cold-to-airborne time of 30 seconds is possible with the Gazelle, and owing to the free-turbine power and the absence of a clutch in the transmission the rotor can be accelerated from zero to take-off in 15 seconds. These figures are a huge improvement on the five-to-ten-minute warm-up period needed by the Wright engine. Rotor acceleration is also slower.

  • Air Pictorial 1959-09 / Farnborough Directory

    WESTLAND WESSEX: Another of the Westland range of helicopters to be seen at Farnborough is the Wessex which is to be used by the Royal Navy in the anti-submarine role. Powered by a 1,450-s.h.p. Napier Gazelle N.Ga.3 gas turbine, its overall dimensions are: Rotor diameter 56ft.; fuselage length 65 ft. 9i in.; height 14 ft. 3 3/4 in.

Тип фотографий

  • Все фото (100)
  • Боковые проекции (4)
  • Цветные фото (28)
  • Ч/б фото (58)
  • Кабина (1)
  • Обломки (2)
  • Рисунки, схемы, чертежи (7)