
Варианты
- Sikorsky - CH-34 / S-58 Choсtaw - 1954 - США
- Westland - Wessex - 1958 - Великобритания
- Sikorsky - S-58T - 1970 - США
Westland Wessex
Вертолеты Whirlwind, оснащенные турбовальными двигателями, дали специалистам «Westland» возможность оценить потенциал вертолетов с такими силовыми установками. Компания «Westland» начала переговоры с «Sikorsky» по вопросу лицензионного выпуска вертолета S-58. Специалисты «Westland» полагали, что его большие размеры и мощная турбовальная силовая установка позволят эффективно использовать его для противолодочных операций - один вертолет вместо двух Whirlwind, которые действовали в парах в качестве поискового и ударного вертолетов. Однако данные надежды не оправдались. Впрочем, после получения от компании «Sikorsky» одного S-58 компания «Westland» приступила к замене стандартных поршневых двигателей Wright R-1820 на турбовальные Napier Gazelle NGa.11 мощностью 1100 л.с. Первый переоборудованный вертолет был облетан 17 мая 1957 года - он стал демонстратором компании.
Положительные результаты испытаний послужили причиной продолжения программы - было решено строить прототип вертолета и две предсерийные машины, получившие обозначение Wessex и оснащенные двигателем Gazelle Mk 161 мощностью 1450 л.с. Первоначальный серийный вариант Wessex HAS.Mk 1 (130 вертолетов) поступили в британские ВМС и использовались как противолодочные, а также поставлялись в британскую морскую пехоту, где использовались как транспортные - они могли брать на борт 16 полностью экипированных и вооруженных бойцов.
Вариант Wessex HC.Mk 2, в целом схожий с предшественником, отличался наличием двух спаренных турбовальных двигателей Bristol Siddeley Gnome мощностью 1350 л.с., причем в случае выхода из строя одного двигателя вертолет продолжал свой полет.
Британские ВМС приобрели вертолет Wessex HAS. Mk 3, который оснащался более мощным двигателем Gazelle NGa.22 и новой полностью автоматизированной системой управления полетом, что позволяло осуществлять в автоматическом режиме весь процесс противолодочных операций - от вылета до зависания над точкой и посадку. Поздние варианты включали два Wessex HC.Mk 4 (схожие с HC.Mk 2) в варианте VIP-транспортного для королевского летного отряда; Wessex HU.Mk 5 (схожий с HC.Mk 2) в варианте десантного для морской пехоты; гражданский вариант HC.Mk 2, получивший обозначение Wessex Mk 60.
На экспорт (для австралийских ВМС) строились Wessex HAS.Mk 31, в целом схожие с HAS.Mk 1, но с двигателем Gazelle NGa.13/2 с пониженной до 1540 л.с. мощностью. Вертолеты позже были оснащены противолодочным оборудованием и вооружением и получили новое обозначение HAS. Mk 31B. Кроме того, модификации HC.Mk 2 поставлялись в Иран, Гану и Бруней под обозначениями Wessex Mk 52, Mk 53 и Mk 54, соответственно. В британских ВВС вертолеты Wessex четыре десятилетия стояли на вооружении девяти эскадрилий (начиная с 1962 года), а британские ВМС располагали 18 эскадрильями, вооруженными данными машинами. ВВС и ВМС Великобритании активно применяли данные вертолеты в ходе вооруженных конфликтов в Малайе и Индонезии, во время фолклендской войны и в Северной Ирландии. Примечательно, что шесть вертолетов, ранее принадлежавших британскому флоту, по состоянию на 2013 год все еще остаются на вооружении ВМС Уругвая.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Westland Wessex HC.Mk 2
Тип: транспортно-ударный вертолет
Силовая установка: два ТВаД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Gnome Mk 110/111 мощностью по 1350 л. с. (1007 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета на уровне моря 212 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 503 м/мин.; статический потолок без учета влияния земли 1220 м; дальность при стандартном запасе топлива 769 км
Масса: пустого снаряженного 3767 кг; максимальная взлетная 6123 кг
Размеры: диаметр несущего винта 17,07 м; длина с вращающимися винтами 20,04 м; высота 4,93 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 228,81 м2
Полезная нагрузка: максимальная 1814 кг
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 251
Вертолеты Wessex HC.Mk 2 британских ВВС использовались в качестве медико-эвакуационных, транспортных и вспомогательных. Данный вертолет принадлежал 72-й эскадрилье.
-
Мировая Авиация 96
Wessex HAS.Mk 3. Вертолет Wessex HAS.Mk 3, XP142 Humphrey, стал известным благодаря участию в фолклендской войне 1982 года - он активно применялся в операциях британского спецназа на острове Южная Георгия. Именно экипаж этого вертолета эвакуировал две группы спецназа, моторные лодки которых вышли из строя, а затем - обнаружил и атаковал аргентинскую подлодку "Санта Фе". 21 мая вертолет был поврежден во время атаки аргентинскими Dagger корабля, на котором он базировался. В июле 1982 года машину передали в Музей морской авиации, где она и находится до сих пор.
-
Мировая Авиация 84
Королевский авиаотряд имел для перевозки особ королевской фамилии два вертолета Wessex HCC.Mk 4. В 1995 году отряд перевели с авиабазы Бенсон на авиабазу Нортхольт и объединили с 32-й эскадрильей. Wessex из этой части списали в 1998 году.
-
Авиация и Время 2000-01 / А.Котлобовский - Не числом, а умением /Авиация в локальных конфликтах/
Westland Wessex HU.5 из 845-й АЭ ВМФ Великобритании применялся в десантных операциях
-
Мировая Авиация 226
Поисково-спасательные операции стали основной задачей для Wessex НС.Mk2 из 22-й эскадрильи британских ВВС. В Северной Ирландии вертолеты, кроме других задач, обеспечивали поисково-спасательное прикрытие. По своим характеристикам Wessex стали значительным шагом вперед по сравнению с поисково-спасательным вертолетом Whirlwind, который они заменили.
В ВВС Великобритании Wessex HAR.Mk 2 использовались до 1996 года, когда им на смену пришли Sea King HAR.Mk 3. Однако на этом карьера поисково-спасательных Wessex в ВВС Великобритании не завершилась, так как они продолжали эксплуатироваться в дислоцированных в Элдергроуве (Северная Ирландия) и в Акротири (Кипр) 72-й и 84-й эскадрильях до 2002-2003 годов. -
Aeroplane Monthly 1987-10 / R.Nesbit - The Yellow Helicopters
22 Squadron Wessex Mk 2 XT607 hovering above RAF Valley’s training area on April 29, 1987.
-
Мировая Авиация 226
Wessex HC.Mk 2 массово эксплуатировались в ВВС Великобритании минимум до конца 1994 года, когда был сделан этот снимок. В 1994 году такие вертолеты состояли на вооружении 28-й, 60-й, 72-й и 84-й эскадрилий.
-
Мировая Авиация 226
Данный Wessex HU.Mk в 1965 году входил в состав 848-й эскадрильи ВМС Великобритании, приписанной к авианосцу "Альбион". 848-я эскадрилья получила вертолеты Wessex в 1964 году.
-
Aeroplane Monthly 1993-03 / Personal album. Military
Royal Navy Wessex HU.5 XS483 of 848 Sqn bringing in supplies and personnel to a trigonometrical point in the forest. Patrols operated in these areas of valleys, plateaux and near-vertical hills in dense tropical rain forest. Two hundred yards an hour was considered reasonable progress through streams infested with leeches and where a jungle boot had a "life" of two weeks.
-
Aeroplane Monthly 1993-03 / Personal album. Military
Another 848 Sqn HU.5 over the forest. The squadrons also supported operations against the Indonesian forces by airlifting troops into ambush positions.
-
Aeroplane Monthly 1993-03 / Personal album. Military
Nangagaat is situated on the confluence of the Rivers Baleh and Gaat. Helicopters stationed here supplied patrols operating in the forest and covered about 350 miles of the 900-mile border.
-
Aeroplane Monthly 1993-03 / Personal album. Military
An 848 Sqn Wessex HU.5 touches down in a forest clearing. The 100ft trees have been cleared away to provide an area only slightly larger than the diameter of the rotor blades.
-
Мировая Авиация 251
Последние вертолеты Wessex НС.Mk 2 британских ВВС оставались в эксплуатации в Северной Ирландии (72-я эскадрилья) и на Кипре (84-я эскадрилья, на фотографии). 84-я эскадрилья стала последней, имевшей Wessex на вооружении (списаны в 2003 году).
-
Мировая Авиация 96
Базировавшаяся на Кипре 84-я эскадрилья эксплуатировала Wessex, включая модификацию HU.Mk 5 (на снимке), с 1982 по 2003 годы. На заключительном этапе она решала в основном поисково-спасательные задачи, а в 2010 году была перевооружена на Griffin HAR.Mk 2.
-
Aeroplane Monthly 1986-03 / Photographic Competition: The Winners
Action-packed shot of two Royal Navy Wessex helicopters, photographed at RNAS Yeovilton on August 2, 1980.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / 1994 UK Aircraft Collections and Museums Guide
Регистрационный номер : XS508 Wessex 5 (SAR) XS508 at HMS Daedalus before transfer to the FAA Museum on June 26,1993.
-
Aeroplane Monthly 1995-12
“Aren’t you coming in?", said the Duke of York to our columnist, as he arrived at HMS Daedalus.
-
Aeroplane Monthly 1996-07 / 1996 UK Aircraft Collections and Museums Guide
Регистрационный номер : XS887 Exhibits at Flambards Village at Helston, which incorporates the Cornwall Aero Park, include Westland Wessex HAS.I XS887.
-
Мировая Авиация 226
Wessex Королевского звена
-
Мировая Авиация 98
Гражданские эксплуатанты. Гражданский Wessex Mk 60, вариант военного НС.Mk 2 с двигателем Coupled Gnome, стал смелой попыткой фирмы "Westland" выйти на рынок гражданских вертолетов. Вариант отличался измененной под перевозку пассажиров кабиной с прямоугольными окнами увеличенной площади, как на вертолетах британских ВМС. Третье окно было устроено по левому борту кабины. На стойках основных опор шасси смонтированы баллонеты. Единственный покупатель, "Bristow Helicopter", приобрел 20 вертолетов. Изначально вертолеты использовались для обслуживания нефтепромыслов в Северном море, а затем выполняли подобные работы по всему миру. Постепенно Wessex вытеснялись более современными вертолетами Sikorsky S-61 и Bell 212, а к 1981 году все они были проданы. Часть из них приобрели ВМС Уругвая. Машины, ранее состоявшие на вооружении ВВС Брунея и Ганы, тоже быстро приобрели гражданскую окраску.
-
Мировая Авиация 226
Для удобства размещения в корабельных ангарах лопасти несущего винта Wessex выполнили складными. На фотографии - Wessex HAS.Mk 1 ВМС Великобритании. Хвостовую балку этого вертолета складывать не стали, длина вертолета со сложенной балкой уменьшается до 8,23 м.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Westland Wessex HAS.1, a development of the Sikorsky S-58.
-
Мировая Авиация 84
Три HAS.Mk 3 летали в НИЦ ВВС по испытаниям новой техники и вооружения. Можно заметить установленную в гаргроте поисковую РЛС и опускаемую ГАС в центре нижней части кабины.
-
Мировая Авиация 226
Этот XS 726 входил в третью партию из 20 Wessex HAS.Mk 1 для ВМС Великобритании и стал одним из восьми вертолетов этой партии, доработанных в HAS.Mk 3. Отличительной особенностью HAS.Mk 3 стал обтекатель за пилоном несущего винта, призванный сделать воздушный поток менее турбулентным. Кроме того, под обтекателем разместили антенну поисковой РЛС Ecko. Противолодочные HAS.Mk 3 использовались также как поисково-спасательные вертолеты.
-
Мировая Авиация 17
Старый вертолет Wessex HAS.Mk 3 с корабля "Энтрим" имел собственное имя "Humphrey". Вертолет эвакуировал с Южной Георгии патруль спецназа, а также экипажи двух вертолетов Wessex HU.Mk 5, перед которыми стояла задача вывезти с острова этот патруль. Позже "Humphrey" принял участие в потоплении аргентинской субмарины "Санта Фе".
-
Мировая Авиация 96
Во время фолклендской войны 737-я эскадрилья передала на корабли оперативного соединения три вертолета Wessex HAS.Mk 3. На снимке - XP142, базировавшийся на эсминце "Антрим" и сумевший эвакуировать с ледника Фортуна попавших в беду спецназовцев, а затем - атаковавший аргентинскую подлодку "Санта Фе".
-
Мировая Авиация 226
Уругвай. После снятия Wessex HC.Mk 2 в 1997 году с вооружения 28-й эскадрильи британских ВВС эти машины немедленно передали Уругваю. Вертолеты, несмотря на почтенный возраст, находились в отменном техническом состоянии. ВВС Уругвая получили 11 Wessex, а уругвайским ВМС отошло пять Wessex HC.Mk 2 (на фотографии), ранее состоявших на вооружении 2-й учебно-тренировочной эскадрильи ВВС Великобритании. Минимум один вертолет находился в пригодном к полетам состоянии в 2009 году.
-
Мировая Авиация 98
ВМС: Уругвай приступил к эксплуатации Wessex в августе 1991 года с приобретением для своей морской авиации двух Mk 60, ранее принадлежавших компании "Bristow". Вертолеты получили номера 063 и 064. Третий Mk 60 (065) был закуплен в апреле 1994 года. В период гражданской службы вертолеты были оснащены метео-РЛС. В феврале 1998 года парк пополнился пятью НС.Mk 2 (081-085), снятыми с вооружения британских ВВС. Одна из этих машин ранее использовалась 2-м авиационным училищем британских ВВС. Новые уругвайские вертолеты сохранили британскую камуфляжную окраску и серийные номера, но получили маркировку ВМС Уругвая и красную полосу на фюзеляжах, отражающую принадлежность техники ко 2-й эскадрилье. Поступление НС.Mk 2 позволило снять с вооружения два старых Mk 60, один из которых установили на постаменте перед главной базой уругвайских ВМС. НС.Mk 2 с бортовым номером 083 разбился при выполнении поисково-спасательного задания 2 марта 2001 года. Последний Mk 60 (специально окрашенный для полетов в Антарктике) сняли с вооружения 2-й вертолетной эскадрильи "Capitan de Corbeta Carlos Curbelo". В августе 2009 года в эксплуатации оставался один НС.Mk 2 (XR505 постройки 1963 года, на фото), но в настоящее время он, скорее всего, уже снят с вооружения. Карьера всеми любимого Wessex завершилась.
-
Мировая Авиация 98
Бруней: небольшие ВВС султаната Бруней закупили два Wessex Mk 54, аналогичных HC.Mk 2 британских ВВС (фото). Вертолеты получили бортовые номера 101 и 106. Эксплуатировались машины недолго и были проданы на гражданском рынке.
-
Мировая Авиация 226
В июне 1961 года Австралия заказала 27 вертолетов Wessex HAS.Mk 31, близких HAS.Mk 1, но оснащенных ТВаД Gazelle 13/2 Mk 162 мощностью 1575 л.с. Первой вертолеты получила в августе 1963 года 817-я эскадрилья, приписанная к авианосцу "Мельбурн". Вертолеты использовались как противолодочные и поисково-спасательные. Австралийские ВМС нашли мощность двигателя недостаточной, поэтому Wessex переоснастили ТВаД Gazelle 22 Mk 165 мощностью 1600 л.с., после чего обозначение изменилось на HAS.Mk 31B. Вертолетами вооружили четыре эскадрильи.
-
Мировая Авиация 40
17 мая 1957г.: на вертолете HSS-1N Seabat, XL722, прототипе вертолета Wessex, первый полет выполнил старший летчик-испытатель фирмы "Westland" Слим Сир.
-
Air Pictorial 1977-01 / E.Rees - Westland Wessex /Prototypes and Experimentals/
XL722 with original Gazelle installation, using S-58 nose doors
-
Air Pictorial 1977-01 / E.Rees - Westland Wessex /Prototypes and Experimentals/
Third of a series of new nose shapes, still with the original nose doors, for the Westland Wessex is shown in this photograph.
-
Мировая Авиация 84
Wessex HAS.Mk 1 немного отличался от HSS-1 - в основном наличием ГТУ. Машины ранних моделей использовали для задач ПЛО, они летали парами - одна поисковая машина с опускаемой ГАС, а вторая - ударная с торпедами Mk 44/46 и УР AS.11.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Westland Wessex HAS.Mk 3 naval anti-submarine helicopter
-
Air Pictorial 1990-02
Maintrack Models have issued a simple resin conversion kit to enable the Matchbox 1:72 Wessex kit to be turned into the craggiest Wessex of them all - the Wessex HAS.3 of 737 Squadron seen here.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Westland Wessex Mk.2 (Bristol Siddeley Coupled Gnome shaft-turbine engine)
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings - R.A.F. Germany
Wessex HC.2 XV722 "BH" of No. 18 Squadron, based at Gutersloh. Note the "toned-down" squadron emblem, in red and black, on the helicopter’s fin
-
Air Pictorial 1987-09 / P.Hatch - The Royal Air Force Today
Westland Wessex HC.2 XS679 "WG" of No. 2 F.T.S., Shawbury
-
Мировая Авиация 84
Вертолеты Wessex со спаренными двигателями Coupled Gnome вместо двух маленьких выхлопных патрубков на каждом борту получили по одному большому. На снимке: гражданский Mk 60 перед доставкой в Бристоу.
-
Мировая Авиация 96
Wessex HAS.Mk 1 из состава 814-й эскадрильи, базировавшейся на борту авианосца "Центавр", обеспечивал действия морских пехотинцев в рамках операции "Nutcracker" по уничтожению повстанческих отрядов в горах Радфан, Аден, в январе 1964 года.
-
Air Pictorial 1977-03 / J.Rawlings - Front-line Chopper Pilot
For twelve years No. 18 Squadron has flown the Westland Wessex HC.2 - XR507 "BJ" illustrated over the German countryside
-
Aeroplane Monthly 1990-01 / Camera competition winners
Second place also goes to David Smith, for his depiction of an RAF SAR Westland Wessex, taken at Fairford's International Air Tattoo on the weekend of July 22-23, 1989. David wins a cheque for £50 to supplement his first-prize camera.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Westland Wessex HU.Mk 5 armed with machine-guns, rocket launchers, two torpedoes and two Nord SS.11 air-to-surface missiles
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Installation of Nord SS.11 missiles on Westland Wessex helicopter
-
Air Pictorial 1968-11 / J.Rawlings - Navy Days at Farnborough
Wessex "gun-ship" XS511 "X-Ray" complete with author
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
The Westland Wessex HAS.1 evolved from the S-58.
-
Air Pictorial 1968-11 / J.Rawlings - Navy Days at Farnborough
Assault on Farnborough. Troop-laden Wessexes of No. 845 Squadron come in behind the Wessex "gunships", the latter bristling with missiles, rockets and machine-guns
-
Air Pictorial 1977-08
Westland Wessex HAR.5s have recently replaced Whirlwind HAR.9s in the Search and Rescue Flight of No. 781 Squadron at R.N.A.S. Lee-on-Solent. Seen over Lee are XS523 "810" (nearer) and XS491 812
-
Air International 1995-11 / D.Allport - History of In-Flight Refuelling
Although the Royal Navy experimented with helicopter air-to-air refuelling, as seen here during trials with a pair of Wessex HU.5s, the service did not adopt the technique.
-
Aeroplane Monthly 1974-12
Aircraft of 781 Squadron over the Isle of Wight in July this year. The formation includes two DH Sea Devons, two DH Sea Herons, two Westland Wessex Mk 5s and a lone DHC1 Chipmunk.
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Dove / D.H.104 - Великобритания - 1945De Havilland Heron / D.H.114 - Великобритания - 1950De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk - Канада - 1946
-
Aeroplane Monthly 1983-11 / Personal album
The incident depicted in the four photographs involved a Buccaneer S1 of 800 Sqn FAA which had a flame-out after missing the arrester wire. Everything went quiet as the pilot started to go round again. Seconds before hitting the water both occupants ejected - see first picture in the sequence. An attendant Wessex picked the crew out of the water and delivered them safely onto Eagle’s deck. The observer suffered slight injury to his back but many Eagle personnel lost a lot of personal kit which had been stowed in the bomb bay of the Buccaneer. The squadron was returning to Eagle after being ashore at Changi.
Другие самолёты на фотографии: Blackburn Buccaneer / B-103 - Великобритания - 1958
-
Air Pictorial 1964-09 / J.Rawlings - History of No. 18 Squadron
A Wessex HC.2 - No. 18's present equipment.
-
Aeroplane Monthly 1982-07
Photographs International took this photograph during a simulated air-sea rescue exercise from RAF Valley in November 1981. The Wessex HC.2 is seen in temporary camouflage paint scheme but has since reverted to the traditional all yellow scheme.
-
Air Pictorial 1977-03 / J.Rawlings - Front-line Chopper Pilot
Troops deplaning by rope from Wessex XS679 "BP" at Liebenau.
-
Мировая Авиация 84
Хотя этот вертолет начал свою жизнь в качестве машины ПЛО, в версии Wessex HAS.Mk 1 он стал еще и транспортно-десантным вертолетом. Машины базировались на британском авианосце "Альбион". Пятьдесят машин версии Mk 1 переделали в HAS.Mk 3 с ГТУ большей мощности и улучшенными возможностями ПЛО.
-
Мировая Авиация 220
Морские пехотинцы грузятся на борт Wessex и Sea King HC.Mk 4 Королевских ВМС для участия в очередной операции, Сан-Карлос, 27 мая 1982 года. Во время фолклендской войны Westland Commando сыграли важную роль в качестве десантно-транспортных вертолетов.
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky H-3 / S-61 Sea King - США - 1959
-
Авиация и Время 1999-04 / А.Заболотный - Британские вертолеты в Фолклендской войне /Авиация в локальных конфликтах/
"Старые верные" вертолеты "Уэссекс" сыграли важную роль в операции. На снимке запечатлена разгрузка боеприпасов на передовых позициях
-
Air Pictorial 1977-03 / J.Rawlings - Front-line Chopper Pilot
Fifteen fully armed men lose no time in getting aboard Wessex XS679. Note squadron badge on fin: camouflage is grey/green.
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings, R.Lindsay - R.A.F. Royal Review
No. 72 Sqn. Wessex HC.2 XV723, whose home base is Odiham
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings, R.Lindsay - R.A.F. Royal Review
Yellow search and rescue Wessex HC.2 XR518 of No. 22 Sqn.
-
Air Pictorial 1977-03
Re-equipment of No. 22 Squadron, R.A.F., with Westland Wessex HC.2s for search and rescue continues, with "C" Flight at Valley receiving its first aircraft, XS675, in November; note the squadron's badge on the fin
-
Aeroplane Monthly 1987-10 / R.Nesbit - The Yellow Helicopters
Wessex Mk 2 XT601 pictured during a rescue demonstration at Badminton in July 1984.
-
Aeroplane Monthly 1987-10 / R.Nesbit - The Yellow Helicopters
Roy Nesbit, left, with the crew of the Wessex Mk 2 helicopter of A Flight, 22 Sqn, after landing at Chivenor. The crew are, left to right, Flt Sgt Ken Tucker (winchman), Flt Lt Bob Lander (navigator) and Flt Lt Dave Holmyard (pilot).
-
Air Pictorial 1977-03 / J.Rawlings - Front-line Chopper Pilot
F/Lt. McGregor (left) and his aircrewman discuss the programme with the HCT Major.
-
Air Pictorial 1977-03 / J.Rawlings - Front-line Chopper Pilot
On the spot refuelling at Liebenau before returning to Gutersloh
-
Мировая Авиация 84
Вертолет HAS.Mk 1 проходит испытания по дозаправке в режиме висения. Установка на вертолетах ГТД позволила кораблям не брать на борт топливо специальных марок для вертолетов.
-
Aeroplane Monthly 1994-12 / G.Wansbrough-White - What's in a name? (2)
This photograph of representative EFTS aircraft consists of Hawk (centre) and then, clockwise, Chipmunk, Provost, Dominie, Gazelle, Jetstream, Tucano and Bulldog. Hovering in the background is a Westland Wessex.
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967Beagle/Scottish Aviation Bulldog / B.125 - Великобритания - 1969De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk - Канада - 1946Embraer EMB-312 / AT-27 Tucano - Бразилия - 1980Handley Page/BAe Jetstream / H.P.137 - Великобритания - 1967Hawker-Siddeley Hawk / HS.1182 - Великобритания - 1972Hawker-Siddeley HS.125 - Великобритания - 1962Hunting Percival Jet Provost / P.84 - Великобритания - 1954
-
Air Pictorial 1977-09 / P.Cooksley - Biggin Hill
Royal Navy Wessex HC.5s about to start their display at Biggin Hill in 1960
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings - Sovereign's Salute - F.A.A. Style
Arriving at Lee-on-Solent, we were confronted by upwards of forty-five Wessexes, all with rotors turning, parked along the disused north/south runway
-
Авиация и Время 1999-04 / А.Заболотный - Британские вертолеты в Фолклендской войне /Авиация в локальных конфликтах/
Полетная палуба флагманского корабля английской оперативной группы авианосца "Гермес" заполнена вертолетами "Си Кинг" и "Уэссекс"
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky H-3 / S-61 Sea King - США - 1959
-
Aviation Historian 15 / G.Ellis - Brothers in Arms
Big aeroplane, (comparatively) small carrier - a pair of Scimitars stand on the prow of HMS Eagle in 1968, alongside a Blackburn Buccaneer S.1 and a Fairey Gannet AEW.3, with Sea Vixens ranged aft. Even the largest of the Royal Navy’s carriers had shorter flight decks than those of their "small” Essex-class American counterparts.
Unknown to the Rhodesians, HMS Eagle was stationed off the coast of Tanzania in late November 1965. Seen here aboard Eagle in 1968 are Supermarine Scimitars, Blackburn Buccaneers, a Fairey Gannet AEW.3, de Havilland Sea Vixens and a Westland Wessex.Другие самолёты на фотографии: Blackburn Buccaneer / B-103 - Великобритания - 1958De Havilland Sea Vixen / D.H.110 - Великобритания - 1951Fairey Gannet AEW - Великобритания - 1958Supermarine Scimitar - Великобритания - 1956
-
Aeroplane Monthly 1977-10 / News Spotlight
Seen during rehearsal prior to Her Majesty's review of the Fleet at Spithead, in June 1977, the Wessex helicopters of No 846 Naval Air Squadron fly over the anchored carriers. The review itself on June 28 was unhappily marred by poor weather, which meant that the Queen was unable to see the full flypast.
-
Авиация и Время 1999-04 / А.Заболотный - Британские вертолеты в Фолклендской войне /Авиация в локальных конфликтах/
Контейнеровоз "Атлантик Конвейор" на время фолклендской кампании превратился в авианосец
Другие самолёты на фотографии: BAe Sea Harrier - Великобритания - 1978
-
Мировая Авиация 226
Гана. В 1965-1966 годах компания "Westland" построила два Wessex Mk 53 для ВВС Ганы. Вертолеты являлись аналогами Mk 52 и использовались для VIP-перевозок, пока их не перепродали.
-
Мировая Авиация 226
В 1963 году Ирак заказал 12 вертолетов Wessex Mk 52, близких HC.Mk 2, но с иным радиооборудованием. Все вертолеты были построены в 1963-1964 годах, а поставлены с апреля 1964 года по февраль 1965 года. Есть информация, что накануне войны 1991 года четыре Wessex оставалось в пригодном к полетам состоянии.
-
Air Pictorial 1964-09 / ??? - What to see at Farnborough
Twelve Westland Wessex Mk.52s have been ordered by the Iraqi A.F. The Mk.52 is equivalent to the R.A.F.'s Mk.2, which will be at Farnborough
-
Мировая Авиация 226
В 1967 году Бруней заказал два Wessex Mk 54, в конце года они поступили на вооружение ВВС Брунея. Mk 54 соответствовали HC.Mk 2 и оснащались большими фильтрами на воздухозаборниках двигателей; на Mk 52 для Ирака и Mk 53 для Ганы фильтры не монтировались. Эксплуатация вертолетов в Королевских ВВС Брунея началась в 1965 году.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Westland Wessex Mk 31 in Royal Australian Navy insignia
-
Air Pictorial 1958-08 / Spotter's Notebook
The Wright Cyclone R.1820/84 piston engine was removed in December 1956, and the Napier Gazelle N.G.a II gas turbine installed on 21st March 1957. With this engine and modified air intake, the Wessex (serialled Royal Navy XL722), as it was now named, made its first flight on 17th March 1956 (top photo). The air intake was again modified (middle photo) and in this form was first flown on 9th July. Nose number three (bottom photo) was first flown on 19th August.
-
Air Pictorial 1958-08 / Spotter's Notebook
Meanwhile the Gazelle engine had been given another rating and, as the N.G.a 13, was installed in the Wessex on 30th August. Five months later, on 21st January 1958, yet another nose arrangement was air tested for the first time.
-
Air Pictorial 1958-08 / Spotter's Notebook
Photograph shows the production prototype (serial XL727, first flight 20th June 1958) with the latest modification. Our spies tell us that this is not the last word as Westlands are trying out a new scheme.
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings, R.Lindsay - R.A.F. Royal Review
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967Aerospatiale Puma / SA.330 - Франция - 1965Armstrong Whitworth Argosy / A.W.650 - Великобритания - 1959Avro Shackleton / Type 696 - Великобритания - 1949Avro Vulcan / Type 698 - Великобритания - 1952BAe Harrier - Великобритания - 1966Blackburn Buccaneer / B-103 - Великобритания - 1958De Havilland Dove / D.H.104 - Великобритания - 1945English Electric / BAC Lightning - Великобритания - 1957English Electric / BAE Canberra - Великобритания - 1949General Dynamics F-111 Aardvark - США - 1964Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952Hawker-Siddeley Andover / HS.748 - Великобритания - 1960Hawker-Siddeley Nimrod MR.1 / R.1 / MR.2 / HS.801 - Великобритания - 1967Lockheed C-130 Hercules - США - 1954Lockheed F-104G Starfighter - США - 1959McDonnell Douglas Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II - США - 1964Percival Pembroke / Sea Prince / P.66 - Великобритания - 1952SEPECAT Jaguar - International - 1969Vickers VC-10 - Великобритания - 1962Westland Whirlwind - Великобритания - 1953
-
Air International 1994-10 / P.Cooper - Forever Farnborough (2)
General view of the SBAC area seen during September 1960 showing, among others, the Gnat, Sea Vixen, Belvedere, Heron, Jet Provost, Comet, EP-9, Scout, Wasp, Whirlwind and Wessex. Note the exhibition area and the chalets, and compare with the area covered by these today.
Другие самолёты на фотографии: Bristol Belvedere / Type 192 - Великобритания - 1958De Havilland Comet 3 / 4 - Великобритания - 1954De Havilland Heron / D.H.114 - Великобритания - 1950De Havilland Sea Vixen / D.H.110 - Великобритания - 1951Folland Gnat - Великобритания - 1955Hunting Percival Jet Provost / P.84 - Великобритания - 1954Percival E.P.9 - Великобритания - 1955Westland Wasp / Scout - Великобритания - 1958Westland Whirlwind - Великобритания - 1953
-
Aeroplane Monthly 1993-03 / Personal album. Military
Lt Mike Smith, 848 Sqn detachment commander at Nangagaat. There was also a detachment at Sibu; the squadron base was HMS Albion.
-
Aeroplane Monthly 1990-10 / Personal album. Military
After hitting a stone wall with its tail, Westland Wessex Mk 1 XS872 lands on the grass outside the Station Flight at RNAS Culdrose, Cornwall in the late Sixties. Operated by 706 Sqn, the helicopter had flown from the Lizard to Predannack and then on to Culdrose in its damaged condition.
-
Мировая Авиация 17
Бойцы британского спецназа на леднике Фортуна, остров Южная Георгия, приближаются к вертолету Wessex HU.Mk 5 (XT464) из 845-й вертолетной эскадрильи, который потерпел крушение в сложных метеоусловиях. Никто из экипажа вертолета тогда не погиб. Через короткое время разбился еще один вертолет Wessex, направленный для эвакуации все того же патруля.
-
Мировая Авиация 226
Wessex HC.Mk 2. В августе 1972 года сняли с вооружения последний Westland Whirlwind HAR.Mk 10, эксплуатировавшийся в дислоцированной в Гонконге 28-й эскадрилье британских ВВС. Вертолеты Whirlwind заменили Wessex HC.Mk 2, поставки которых начались в январе. Эти вертолеты использовались до июня 1997 года. Wessex применялся, в основном, как многоцелевой вертолет для решения задач полиции Гонконга и размещенных здесь частей британских войск. До 1978 года эскадрилья базировалась в Кай Так, но из-за возросшей загруженности аэропорта ее пришлось перебазировать в Сек Конг. Изначально на вооружении эскадрильи состояло десять машин Wessex, потом их количество сократилось до восьми, а на момент расформирования в эскадрилье имелось шесть вертолетов. В 2001 году 28-ю эскадрилью переформировали в Бенсоне и вооружили Merlin HC.Mk.
-
Aeroplane Monthly 1984-08 / Painted Wings
Michael Turner's painting of a Wessex with a submarine.
-
Aeroplane Monthly 1988-12 / P.Masefield - Wren
Excerpt from Men and machines at the 1960 SBAC Display.
Другие самолёты на фотографии: Westland Dragonfly / Widgeon - Великобритания - 1948Westland Whirlwind - Великобритания - 1953
-
Мировая Авиация 226
Wessex HAS.Mk 3
-
Air Pictorial 1957-10
WESTLAND WESSEX. The free-turbine is an extremely flexible engine and many helicopter manufacturers are adopting it as a powerplant. This type of engine is used on the Bell H-40 (HU-1 Iroquois), and many others. As is well known, Westland Aircraft have been building Sikorsky helicopters under licence for some time now, and the latest Westland product is the Wessex, a much-developed version of the Sikorsky S-58. It is now in production for the Royal Navy for anti-submarine duties, and will also be suitable for search and rescue, communications and supply, training, and casualty evacuation. Civil versions of the machine are planned, and these will have room for twelve passengers in three pairs of seats and two three-abreast seats. An ambulance version will have accommodation for eight stretchers and an attendant. The prototype Wessex is powered temporarily by a 1,100-s.h.p. Napier NGa.11 Gazelle free-turbine engine, but it is planned to replace this later with the NGa.13 of 1,450 s.h.p. Production models will all have the more powerful engine. The Sikorsky S.58, from which the Wessex was developed, was imported into this country last year, and the original Wright R-1820-84 piston engine of 1,525 h.p. was replaced by the Gazelle. With this engine the Wessex made its first flight on 17th May last, a flight that lasted 1 hr. 5 min., during which time the machine handled perfectly. A start-from-cold-to-airborne time of 30 seconds is possible with the Gazelle, and owing to the free-turbine power and the absence of a clutch in the transmission the rotor can be accelerated from zero to take-off in 15 seconds. These figures are a huge improvement on the five-to-ten-minute warm-up period needed by the Wright engine. Rotor acceleration is also slower.
-
Air Pictorial 1959-09 / Farnborough Directory
WESTLAND WESSEX: Another of the Westland range of helicopters to be seen at Farnborough is the Wessex which is to be used by the Royal Navy in the anti-submarine role. Powered by a 1,450-s.h.p. Napier Gazelle N.Ga.3 gas turbine, its overall dimensions are: Rotor diameter 56ft.; fuselage length 65 ft. 9i in.; height 14 ft. 3 3/4 in.
Тип фотографий
- Все фото (100)
- Боковые проекции (4)
- Цветные фото (28)
- Ч/б фото (58)
- Кабина (1)
- Обломки (2)
- Рисунки, схемы, чертежи (7)