Westland Wessex
Варианты:
Westland - Wessex - 1958 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1958
Вертолет

Транспортно-ударный вертолет
Описание
Фотографии
Westland Wessex

  Вертолеты Whirlwind, оснащенные турбовальными двигателями, дали специалистам «Westland» возможность оценить потенциал вертолетов с такими силовыми установками. Компания «Westland» начала переговоры с «Sikorsky» по вопросу лицензионного выпуска вертолета S-58. Специалисты «Westland» полагали, что его большие размеры и мощная турбовальная силовая установка позволят эффективно использовать его для противолодочных операций - один вертолет вместо двух Whirlwind, которые действовали в парах в качестве поискового и ударного вертолетов. Однако данные надежды не оправдались. Впрочем, после получения от компании «Sikorsky» одного S-58 компания «Westland» приступила к замене стандартных поршневых двигателей Wright R-1820 на турбовальные Napier Gazelle NGa.11 мощностью 1100 л.с. Первый переоборудованный вертолет был облетан 17 мая 1957 года - он стал демонстратором компании.
  Положительные результаты испытаний послужили причиной продолжения программы - было решено строить прототип вертолета и две предсерийные машины, получившие обозначение Wessex и оснащенные двигателем Gazelle Mk 161 мощностью 1450 л.с. Первоначальный серийный вариант Wessex HAS.Mk 1 (130 вертолетов) поступили в британские ВМС и использовались как противолодочные, а также поставлялись в британскую морскую пехоту, где использовались как транспортные - они могли брать на борт 16 полностью экипированных и вооруженных бойцов.
  Вариант Wessex HC.Mk 2, в целом схожий с предшественником, отличался наличием двух спаренных турбовальных двигателей Bristol Siddeley Gnome мощностью 1350 л.с., причем в случае выхода из строя одного двигателя вертолет продолжал свой полет.
  Британские ВМС приобрели вертолет Wessex HAS. Mk 3, который оснащался более мощным двигателем Gazelle NGa.22 и новой полностью автоматизированной системой управления полетом, что позволяло осуществлять в автоматическом режиме весь процесс противолодочных операций - от вылета до зависания над точкой и посадку. Поздние варианты включали два Wessex HC.Mk 4 (схожие с HC.Mk 2) в варианте VIP-транспортного для королевского летного отряда; Wessex HU.Mk 5 (схожий с HC.Mk 2) в варианте десантного для морской пехоты; гражданский вариант HC.Mk 2, получивший обозначение Wessex Mk 60.
  На экспорт (для австралийских ВМС) строились Wessex HAS.Mk 31, в целом схожие с HAS.Mk 1, но с двигателем Gazelle NGa.13/2 с пониженной до 1540 л.с. мощностью. Вертолеты позже были оснащены противолодочным оборудованием и вооружением и получили новое обозначение HAS. Mk 31B. Кроме того, модификации HC.Mk 2 поставлялись в Иран, Гану и Бруней под обозначениями Wessex Mk 52, Mk 53 и Mk 54, соответственно. В британских ВВС вертолеты Wessex четыре десятилетия стояли на вооружении девяти эскадрилий (начиная с 1962 года), а британские ВМС располагали 18 эскадрильями, вооруженными данными машинами. ВВС и ВМС Великобритании активно применяли данные вертолеты в ходе вооруженных конфликтов в Малайе и Индонезии, во время фолклендской войны и в Северной Ирландии. Примечательно, что шесть вертолетов, ранее принадлежавших британскому флоту, по состоянию на 2013 год все еще остаются на вооружении ВМС Уругвая.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Westland Wessex HC.Mk 2

  Тип: транспортно-ударный вертолет
  Силовая установка: два ТВаД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Gnome Mk 110/111 мощностью по 1350 л. с. (1007 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета на уровне моря 212 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 503 м/мин.; статический потолок без учета влияния земли 1220 м; дальность при стандартном запасе топлива 769 км
  Масса: пустого снаряженного 3767 кг; максимальная взлетная 6123 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 17,07 м; длина с вращающимися винтами 20,04 м; высота 4,93 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 228,81 м2
  Полезная нагрузка: максимальная 1814 кг
Вертолеты Wessex HC.Mk 2 британских ВВС использовались в качестве медико-эвакуационных, транспортных и вспомогательных. Данный вертолет принадлежал 72-й эскадрилье.
Wessex HAS.Mk 3. Вертолет Wessex HAS.Mk 3, XP142 Humphrey, стал известным благодаря участию в фолклендской войне 1982 года - он активно применялся в операциях британского спецназа на острове Южная Георгия. Именно экипаж этого вертолета эвакуировал две группы спецназа, моторные лодки которых вышли из строя, а затем - обнаружил и атаковал аргентинскую подлодку "Санта Фе". 21 мая вертолет был поврежден во время атаки аргентинскими Dagger корабля, на котором он базировался. В июле 1982 года машину передали в Музей морской авиации, где она и находится до сих пор.
Королевский авиаотряд имел для перевозки особ королевской фамилии два вертолета Wessex HCC.Mk 4. В 1995 году отряд перевели с авиабазы Бенсон на авиабазу Нортхольт и объединили с 32-й эскадрильей. Wessex из этой части списали в 1998 году.
Westland Wessex HU.5 из 845-й АЭ ВМФ Великобритании применялся в десантных операциях
Поисково-спасательные операции стали основной задачей для Wessex НС.Mk2 из 22-й эскадрильи британских ВВС. В Северной Ирландии вертолеты, кроме других задач, обеспечивали поисково-спасательное прикрытие. По своим характеристикам Wessex стали значительным шагом вперед по сравнению с поисково-спасательным вертолетом Whirlwind, который они заменили.
В ВВС Великобритании Wessex HAR.Mk 2 использовались до 1996 года, когда им на смену пришли Sea King HAR.Mk 3. Однако на этом карьера поисково-спасательных Wessex в ВВС Великобритании не завершилась, так как они продолжали эксплуатироваться в дислоцированных в Элдергроуве (Северная Ирландия) и в Акротири (Кипр) 72-й и 84-й эскадрильях до 2002-2003 годов.
22 Squadron Wessex Mk 2 XT607 hovering above RAF Valley’s training area on April 29, 1987.
Три HAS.Mk 3 летали в НИЦ ВВС по испытаниям новой техники и вооружения. Можно заметить установленную в гаргроте поисковую РЛС и опускаемую ГАС в центре нижней части кабины.
Этот XS 726 входил в третью партию из 20 Wessex HAS.Mk 1 для ВМС Великобритании и стал одним из восьми вертолетов этой партии, доработанных в HAS.Mk 3. Отличительной особенностью HAS.Mk 3 стал обтекатель за пилоном несущего винта, призванный сделать воздушный поток менее турбулентным. Кроме того, под обтекателем разместили антенну поисковой РЛС Ecko. Противолодочные HAS.Mk 3 использовались также как поисково-спасательные вертолеты.
Старый вертолет Wessex HAS.Mk 3 с корабля "Энтрим" имел собственное имя "Humphrey". Вертолет эвакуировал с Южной Георгии патруль спецназа, а также экипажи двух вертолетов Wessex HU.Mk 5, перед которыми стояла задача вывезти с острова этот патруль. Позже "Humphrey" принял участие в потоплении аргентинской субмарины "Санта Фе".
Данный Wessex HU.Mk в 1965 году входил в состав 848-й эскадрильи ВМС Великобритании, приписанной к авианосцу "Альбион". 848-я эскадрилья получила вертолеты Wessex в 1964 году.
Action-packed shot of two Royal Navy Wessex helicopters, photographed at RNAS Yeovilton on August 2, 1980.
Wessex HC.Mk 2 массово эксплуатировались в ВВС Великобритании минимум до конца 1994 года, когда был сделан этот снимок. В 1994 году такие вертолеты состояли на вооружении 28-й, 60-й, 72-й и 84-й эскадрилий.
Последние вертолеты Wessex НС.Mk 2 британских ВВС оставались в эксплуатации в Северной Ирландии (72-я эскадрилья) и на Кипре (84-я эскадрилья, на фотографии). 84-я эскадрилья стала последней, имевшей Wessex на вооружении (списаны в 2003 году).
Для удобства размещения в корабельных ангарах лопасти несущего винта Wessex выполнили складными. На фотографии - Wessex HAS.Mk 1 ВМС Великобритании. Хвостовую балку этого вертолета складывать не стали, длина вертолета со сложенной балкой уменьшается до 8,23 м.
Во время фолклендской войны 737-я эскадрилья передала на корабли оперативного соединения три вертолета Wessex HAS.Mk 3. На снимке - XP142, базировавшийся на эсминце "Антрим" и сумевший эвакуировать с ледника Фортуна попавших в беду спецназовцев, а затем - атаковавший аргентинскую подлодку "Санта Фе".
Базировавшаяся на Кипре 84-я эскадрилья эксплуатировала Wessex, включая модификацию HU.Mk 5 (на снимке), с 1982 по 2003 годы. На заключительном этапе она решала в основном поисково-спасательные задачи, а в 2010 году была перевооружена на Griffin HAR.Mk 2.
Wessex Королевского звена
Гражданские эксплуатанты. Гражданский Wessex Mk 60, вариант военного НС.Mk 2 с двигателем Coupled Gnome, стал смелой попыткой фирмы "Westland" выйти на рынок гражданских вертолетов. Вариант отличался измененной под перевозку пассажиров кабиной с прямоугольными окнами увеличенной площади, как на вертолетах британских ВМС. Третье окно было устроено по левому борту кабины. На стойках основных опор шасси смонтированы баллонеты. Единственный покупатель, "Bristow Helicopter", приобрел 20 вертолетов. Изначально вертолеты использовались для обслуживания нефтепромыслов в Северном море, а затем выполняли подобные работы по всему миру. Постепенно Wessex вытеснялись более современными вертолетами Sikorsky S-61 и Bell 212, а к 1981 году все они были проданы. Часть из них приобрели ВМС Уругвая. Машины, ранее состоявшие на вооружении ВВС Брунея и Ганы, тоже быстро приобрели гражданскую окраску.
Уругвай. После снятия Wessex HC.Mk 2 в 1997 году с вооружения 28-й эскадрильи британских ВВС эти машины немедленно передали Уругваю. Вертолеты, несмотря на почтенный возраст, находились в отменном техническом состоянии. ВВС Уругвая получили 11 Wessex, а уругвайским ВМС отошло пять Wessex HC.Mk 2 (на фотографии), ранее состоявших на вооружении 2-й учебно-тренировочной эскадрильи ВВС Великобритании. Минимум один вертолет находился в пригодном к полетам состоянии в 2009 году.
ВМС: Уругвай приступил к эксплуатации Wessex в августе 1991 года с приобретением для своей морской авиации двух Mk 60, ранее принадлежавших компании "Bristow". Вертолеты получили номера 063 и 064. Третий Mk 60 (065) был закуплен в апреле 1994 года. В период гражданской службы вертолеты были оснащены метео-РЛС. В феврале 1998 года парк пополнился пятью НС.Mk 2 (081-085), снятыми с вооружения британских ВВС. Одна из этих машин ранее использовалась 2-м авиационным училищем британских ВВС. Новые уругвайские вертолеты сохранили британскую камуфляжную окраску и серийные номера, но получили маркировку ВМС Уругвая и красную полосу на фюзеляжах, отражающую принадлежность техники ко 2-й эскадрилье. Поступление НС.Mk 2 позволило снять с вооружения два старых Mk 60, один из которых установили на постаменте перед главной базой уругвайских ВМС. НС.Mk 2 с бортовым номером 083 разбился при выполнении поисково-спасательного задания 2 марта 2001 года. Последний Mk 60 (специально окрашенный для полетов в Антарктике) сняли с вооружения 2-й вертолетной эскадрильи "Capitan de Corbeta Carlos Curbelo". В августе 2009 года в эксплуатации оставался один НС.Mk 2 (XR505 постройки 1963 года, на фото), но в настоящее время он, скорее всего, уже снят с вооружения. Карьера всеми любимого Wessex завершилась.
Бруней: небольшие ВВС султаната Бруней закупили два Wessex Mk 54, аналогичных HC.Mk 2 британских ВВС (фото). Вертолеты получили бортовые номера 101 и 106. Эксплуатировались машины недолго и были проданы на гражданском рынке.
В июне 1961 года Австралия заказала 27 вертолетов Wessex HAS.Mk 31, близких HAS.Mk 1, но оснащенных ТВаД Gazelle 13/2 Mk 162 мощностью 1575 л.с. Первой вертолеты получила в августе 1963 года 817-я эскадрилья, приписанная к авианосцу "Мельбурн". Вертолеты использовались как противолодочные и поисково-спасательные. Австралийские ВМС нашли мощность двигателя недостаточной, поэтому Wessex переоснастили ТВаД Gazelle 22 Mk 165 мощностью 1600 л.с., после чего обозначение изменилось на HAS.Mk 31B. Вертолетами вооружили четыре эскадрильи.
Wessex;
17 мая 1957г.: на вертолете HSS-1N Seabat, XL722, прототипе вертолета Wessex, первый полет выполнил старший летчик-испытатель фирмы "Westland" Слим Сир.
XL722 with original Gazelle installation, using S-58 nose doors
Third of a series of new nose shapes, still with the original nose doors, for the Westland Wessex is shown in this photograph.
Wessex HAS.Mk 1 немного отличался от HSS-1 - в основном наличием ГТУ. Машины ранних моделей использовали для задач ПЛО, они летали парами - одна поисковая машина с опускаемой ГАС, а вторая - ударная с торпедами Mk 44/46 и УР AS.11.
Westland Wessex HAS.Mk 3 naval anti-submarine helicopter
Wessex HC.2 XV722 "BH" of No. 18 Squadron, based at Gutersloh. Note the "toned-down" squadron emblem, in red and black, on the helicopter’s fin
Westland Wessex HC.2 XS679 "WG" of No. 2 F.T.S., Shawbury
Вертолеты Wessex со спаренными двигателями Coupled Gnome вместо двух маленьких выхлопных патрубков на каждом борту получили по одному большому. На снимке: гражданский Mk 60 перед доставкой в Бристоу.
Wessex HAS.Mk 1 из состава 814-й эскадрильи, базировавшейся на борту авианосца "Центавр", обеспечивал действия морских пехотинцев в рамках операции "Nutcracker" по уничтожению повстанческих отрядов в горах Радфан, Аден, в январе 1964 года.
For twelve years No. 18 Squadron has flown the Westland Wessex HC.2 - XR507 "BJ" illustrated over the German countryside
Westland Wessex HU.Mk 5 armed with machine-guns, rocket launchers, two torpedoes and two Nord SS.11 air-to-surface missiles
Wessex "gun-ship" XS511 "X-Ray" complete with author
Assault on Farnborough. Troop-laden Wessexes of No. 845 Squadron come in behind the Wessex "gunships", the latter bristling with missiles, rockets and machine-guns
Westland Wessex HAR.5s have recently replaced Whirlwind HAR.9s in the Search and Rescue Flight of No. 781 Squadron at R.N.A.S. Lee-on-Solent. Seen over Lee are XS523 "810" (nearer) and XS491 812
A Wessex HC.2 - No. 18's present equipment.
"Уэссекс"
Troops deplaning by rope from Wessex XS679 "BP" at Liebenau.
Хотя этот вертолет начал свою жизнь в качестве машины ПЛО, в версии Wessex HAS.Mk 1 он стал еще и транспортно-десантным вертолетом. Машины базировались на британском авианосце "Альбион". Пятьдесят машин версии Mk 1 переделали в HAS.Mk 3 с ГТУ большей мощности и улучшенными возможностями ПЛО.
Морские пехотинцы грузятся на борт Wessex и Sea King HC.Mk 4 Королевских ВМС для участия в очередной операции, Сан-Карлос, 27 мая 1982 года. Во время фолклендской войны Westland Commando сыграли важную роль в качестве десантно-транспортных вертолетов.
"Старые верные" вертолеты "Уэссекс" сыграли важную роль в операции. На снимке запечатлена разгрузка боеприпасов на передовых позициях
Fifteen fully armed men lose no time in getting aboard Wessex XS679. Note squadron badge on fin: camouflage is grey/green.
No. 72 Sqn. Wessex HC.2 XV723, whose home base is Odiham
Yellow search and rescue Wessex HC.2 XR518 of No. 22 Sqn.
Re-equipment of No. 22 Squadron, R.A.F., with Westland Wessex HC.2s for search and rescue continues, with "C" Flight at Valley receiving its first aircraft, XS675, in November; note the squadron's badge on the fin
Wessex Mk 2 XT601 pictured during a rescue demonstration at Badminton in July 1984.
Roy Nesbit, left, with the crew of the Wessex Mk 2 helicopter of A Flight, 22 Sqn, after landing at Chivenor. The crew are, left to right, Fit Sgt Ken Tucker (winchman), Fit Lt Bob Lander (navigator) and Fit Lt Dave Holmyard (pilot).
F/Lt. McGregor (left) and his aircrewman discuss the programme with the HCT Major.
On the spot refuelling at Liebenau before returning to Gutersloh
Вертолет HAS.Mk 1 проходит испытания по дозаправке в режиме висения. Установка на вертолетах ГТД позволила кораблям не брать на борт топливо специальных марок для вертолетов.
Royal Navy Wessex HC.5s about to start their display at Biggin Hill in 1960
Arriving at Lee-on-Solent, we were confronted by upwards of forty-five Wessexes, all with rotors turning, parked along the disused north/south runway
Полетная палуба флагманского корабля английской оперативной группы авианосца "Гермес" заполнена вертолетами "Си Кинг" и "Уэссекс"
Контейнеровоз "Атлантик Конвейор" на время фолклендской кампании превратился в авианосец
Гана. В 1965-1966 годах компания "Westland" построила два Wessex Mk 53 для ВВС Ганы. Вертолеты являлись аналогами Mk 52 и использовались для VIP-перевозок, пока их не перепродали.
В 1963 году Ирак заказал 12 вертолетов Wessex Mk 52, близких HC.Mk 2, но с иным радиооборудованием. Все вертолеты были построены в 1963-1964 годах, а поставлены с апреля 1964 года по февраль 1965 года. Есть информация, что накануне войны 1991 года четыре Wessex оставалось в пригодном к полетам состоянии.
Twelve Westland Wessex Mk.52s have been ordered by the Iraqi A.F. The Mk.52 is equivalent to the R.A.F.'s Mk.2, which will be at Farnborough
В 1967 году Бруней заказал два Wessex Mk 54, в конце года они поступили на вооружение ВВС Брунея. Mk 54 соответствовали HC.Mk 2 и оснащались большими фильтрами на воздухозаборниках двигателей; на Mk 52 для Ирака и Mk 53 для Ганы фильтры не монтировались. Эксплуатация вертолетов в Королевских ВВС Брунея началась в 1965 году.
The Wright Cyclone R.1820/84 piston engine was removed in December 1956, and the Napier Gazelle N.G.a II gas turbine installed on 21st March 1957. With this engine and modified air intake, the Wessex (serialled Royal Navy XL722), as it was now named, made its first flight on 17th March 1956 (top photo). The air intake was again modified (middle photo) and in this form was first flown on 9th July. Nose number three (bottom photo) was first flown on 19th August.
Meanwhile the Gazelle engine had been given another rating and, as the N.G.a 13, was installed in the Wessex on 30th August. Five months later, on 21st January 1958, yet another nose arrangement was air tested for the first time.
Photograph shows the production prototype (serial XL727, first flight 20th June 1958) with the latest modification. Our spies tell us that this is not the last word as Westlands are trying out a new scheme.
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Бойцы британского спецназа на леднике Фортуна, остров Южная Георгия, приближаются к вертолету Wessex HU.Mk 5 (XT464) из 845-й вертолетной эскадрильи, который потерпел крушение в сложных метеоусловиях. Никто из экипажа вертолета тогда не погиб. Через короткое время разбился еще один вертолет Wessex, направленный для эвакуации все того же патруля.
Wessex HC.Mk 2. В августе 1972 года сняли с вооружения последний Westland Whirlwind HAR.Mk 10, эксплуатировавшийся в дислоцированной в Гонконге 28-й эскадрилье британских ВВС. Вертолеты Whirlwind заменили Wessex HC.Mk 2, поставки которых начались в январе. Эти вертолеты использовались до июня 1997 года. Wessex применялся, в основном, как многоцелевой вертолет для решения задач полиции Гонконга и размещенных здесь частей британских войск. До 1978 года эскадрилья базировалась в Кай Так, но из-за возросшей загруженности аэропорта ее пришлось перебазировать в Сек Конг. Изначально на вооружении эскадрильи состояло десять машин Wessex, потом их количество сократилось до восьми, а на момент расформирования в эскадрилье имелось шесть вертолетов. В 2001 году 28-ю эскадрилью переформировали в Бенсоне и вооружили Merlin HC.Mk.
Wessex HAS.Mk 3
WESTLAND WESSEX. The free-turbine is an extremely flexible engine and many helicopter manufacturers are adopting it as a powerplant. This type of engine is used on the Bell H-40 (HU-1 Iroquois), and many others. As is well known, Westland Aircraft have been building Sikorsky helicopters under licence for some time now, and the latest Westland product is the Wessex, a much-developed version of the Sikorsky S-58. It is now in production for the Royal Navy for anti-submarine duties, and will also be suitable for search and rescue, communications and supply, training, and casualty evacuation. Civil versions of the machine are planned, and these will have room for twelve passengers in three pairs of seats and two three-abreast seats. An ambulance version will have accommodation for eight stretchers and an attendant. The prototype Wessex is powered temporarily by a 1,100-s.h.p. Napier NGa.11 Gazelle free-turbine engine, but it is planned to replace this later with the NGa.13 of 1,450 s.h.p. Production models will all have the more powerful engine. The Sikorsky S.58, from which the Wessex was developed, was imported into this country last year, and the original Wright R-1820-84 piston engine of 1,525 h.p. was replaced by the Gazelle. With this engine the Wessex made its first flight on 17th May last, a flight that lasted 1 hr. 5 min., during which time the machine handled perfectly. A start-from-cold-to-airborne time of 30 seconds is possible with the Gazelle, and owing to the free-turbine power and the absence of a clutch in the transmission the rotor can be accelerated from zero to take-off in 15 seconds. These figures are a huge improvement on the five-to-ten-minute warm-up period needed by the Wright engine. Rotor acceleration is also slower.
WESTLAND WESSEX: Another of the Westland range of helicopters to be seen at Farnborough is the Wessex which is to be used by the Royal Navy in the anti-submarine role. Powered by a 1,450-s.h.p. Napier Gazelle N.Ga.3 gas turbine, its overall dimensions are: Rotor diameter 56ft.; fuselage length 65 ft. 9i in.; height 14 ft. 3 3/4 in.